[Ihmepb " ю] Интервью председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата газете " Washington Post " («Вашингтон пост», 25 апреля 2007 года). 14 березня 2007 р. 13:15 Воцерковление и катехизация в наше время. Интервью с архимандритом Иоанном (Экономцевым) [Ihmepb " ю] На вопросы сотрудника Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи отвечает архимандрит Иоанн (Экономцев) — председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной церкви, ректор Российского православного института св. Иоанна Богослова. 9 лютого 2007 р. 20:05 Прот. Дмитрий Смирнов: «В частях, которые курирует батюшка, нет ни дедовщины, ни побегов, ни суицидов» [Ihmepb " ю] О том, кто такой военный священник и почему его присутствие необходимо для Российской армии, читателям «Московских новостей» рассказал председатель Синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Дмитрий Смирнов. 24 листопада 2006 р. 18:54 Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: «Церковь по природе своей не может быть ни в оппозиции, ни во власти» [Ihmepb " ю] Отношения Церкви и государства, диалог с Константинопольским Патриархатом и Католической Церковью, возможность встречи Святейшего Патриарха Алексия с Папой Римским, воссоединение с РПЦЗ и перспективы преодоления старообрядческого раскола, межнациональные конфликты и церковная ситуация в Абхазии — обо всем этом шла речь в интервью, которое накануне своего юбилея дал газете «Московские новости» митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. 9 листопада 2006 р. 15:58 Епископ Марк: «Мы надеемся на то, что церковное единство в скором времени будет явлено в совместном совершении нашими иерархами и священнослужителями Божественной Литургии» [Ihmepb " ю] Москва, 9 ноября. Заместитель Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Егорьевский Марк прокомментировал опубликованный недавно Акт о каноническом общении между Русской Православной Церковью и РПЦЗ.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/23...

А. В. Саввин Старообрядчество В А. о. зарегистрированы община Русской православной старообрядческой Церкви (старообрядцев Белокриницкой иерархии ) при храме Рождества Пресв. Богородицы в Астрахани и 1 община беспоповцев , признающих брак, в к-рую входят даниловцы и поморцы, община беспоповцев имеет молельный дом в Астрахани. Родоначальником староверия в Астраханском крае считают сосланного в Астрахань в 1653 г. костромского протопопа Даниила, единомышленника Аввакума . С 1683 г. в Н. Поволжье начали селиться бежавшие из Москвы стрельцы. В XVIII в. число старообрядцев и сектантов в крае росло, поскольку в эти труднодоступные и малонаселенные места, прозванные Разгуляем, ссылались или уезжали сами все несогласные с установлениями центральной власти. Об этом свидетельствует весьма значительное число уклонявшихся от исповеди в 1717-1722 гг.: в Астрахани - 2324 чел., в городах Астраханской епархии - 11 345 чел. По сообщениям епархиальных миссионеров, в XIX в. наибольшее число старообрядцев проживало в Астрахани, где существовала община Белокриницкой иерархии (попечителями моленной много лет состояли купцы Шульгины) и беспоповщинские сообщества - безбрачников и сторонников брака, в Астраханском и Красноярском уездах, среди населения к-рых преобладали староверы, в Черноярском и Енотаевском уездах проживало примерно равное число староверов и сектантов. Все названные старообрядческие согласия были представлены и в ХХ в. Е. А. Агеева Католическая Церковь В Астрахани действует незарегистрированная община Русской Православной Церкви за границей, появившаяся после 1992 г. В 1995-1996 гг. священнослужители РПЦЗ совершали требы и богослужения не только в Астрахани, но и в области, с 1997 г. их деятельность ограничивается совершением богослужений в городской квартире в Астрахани. На территории А. о. имеет 1 общину, зарегистрированную 27 дек. 1991 г., и благотворительное отд-ние «Каритас-Астрахань». Первый католич. костел появился в Астрахани в авг. 1721 г., в 1760 г. вместо него построили каменный костел в честь Успения Божией Матери (в это время в Астрахани было ок. 400 католиков). В 1936 г. костел был закрыт, в советское время использовался как склад, возвращен католикам в 1991 г.

http://pravenc.ru/text/76738.html

Антицерковные акции советской власти 1920-х гг. значительно осложнили жизнь всех религий и конфессий страны. К началу Великой Отечественной войны позиции Русской Православной Церкви укрепились, однако деятельность старообрядческих общин была, наоборот, подавлена. Несмотря на это их подпольные организации, в силу своего идейного консерватизма, оказывали помощь Московской Патриархии в борьбе с сектантством. Но они также вели пропагандистскую работу и против Русской Православной Церкви. Это ярко прослеживается на примере Молотовской области, о чем подробно пишет заведующий кафедрой теологии ПГУ, доктор исторических наук протоиерей Алексий Марченко. Возрождение духовного образования в СССР началось после исторической встречи Сталина с церковными иерархами в 1943 году. Многие епархии переживали тогда свое второе рождение, в числе которых была Молотовская (Пермская) епархия. Одной из ступеней преобразования разоренной епархии стало открытие Богословско-пастырских курсов. Об этом предприятии, реализация которого осложнялась многочисленными трудностями, пишет зав. кафедрой теологии ПГУ, доктор исторических наук протоиерей Алексий Марченко. Долгое время обстоятельства страданий и смерти насельников Белогорскиого Свято-Николаевского мужского монастыря оставались тайной. Доктор исторических наук протоиерей Алексий Марченко в своей статье возвращается к этим печальным событиям и приводит список убиенной братии монастыря и Серафимо-Алексеевского скита этой обители. В центре внимания автора статьи – доктора исторических наук протоиерея Алексия Марченко – непростой жизненный путь архимандрита Антонина (Капустина), обладавшего незаурядным и многогранным поэтическим талантом, творчество которого, однако, является малоизученным. Епископ Порфирий (Успенский) – русский востоковед, византолог и археолог, известный также как непримиримый критик недостоверных фактов, имеющих место в популярной афонской истории. Он был одним из первых русских ученых, которым удалось проникнуть в архивы афонских монастырей и ознакомиться с древними актами греческих и славянских обителей. Доктор исторических наук протоиерей Алексий Марченко анализирует использованный епископом критический метод исследования.

http://bogoslov.ru/person/403724

Можно поставить вопрос иначе: насколько две разные функции сочетаемы друг с другом и помогает ли это работе Комиссии? И у меня нет однозначного ответа — в одних случаях помогает, в других определенно мешает. — Итак, взаимоотношения со старообрядчеством. Комиссия существует уже немногим более пятнадцати лет. Каковы результаты? — Взаимоотношения со старообрядчеством — это, конечно, все же прерогатива ОВЦС. Наличие Комиссии дает возможность вести в этом направлении работу планомерно, анализировать текущее положение дел. Ведь нельзя сказать, что все в этой области настолько стабильно, что не о чем размышлять или вовсе нет пищи для анализа. Довольно часто приходится слышать дорогой для христианского сердца, но вместе с тем и несколько наивный вопрос: «Когда же Русская Православная Церковь объединится со старообрядцами и будет положен конец расколу?» Но старообрядчество — это ведь совокупность нескольких сравнительно крупных и мелких течений (согласий), которые молитвенно между собой не общаются. Если гипотетически представить некоторое сближение одного из согласий или его части с Русской Православной Церковью, то, как показывает практика, остальные болезненно реагируют, оставаясь в еще большей изоляции. Тут, что называется, математически понятно, что движение к церковному единению практически возможно только внутри Русской Православной Церкви, в ее старообрядных приходах. Правда, любой успех в этом направлении создает у старообрядцев негативное отношение к этим самым приходам. Тут и вспомнишь о диалектике (единство и борьба противоположностей): в Комиссии объединены не просто две схожие задачи, но во многом они и противоположны… Было бы неверно считать, что перед Комиссией ставится или ставилась задача объединения со старообрядцами. В своем  интервью  изданию «Коммерсантъ» председатель Комиссии митрополит Волоколамский Иларион совершенно справедливо отметил, что «объединение невозможно, если одна из сторон считает другую " еретической " ». Ясно, что здесь речь идет о представлениях старообрядческой стороны.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5932468...

На Преображенском кладбище сохранялась федосеевская община. Летом 1867 г. митр. Филарет благословил П. П. отправиться в старообрядческое с. Поим Чембарского у. Пензенской губ. (ныне Беликовского р-на Пензенской обл.), инициатором поездки был местный поморец К. Н. Крючков. Усилиями П. П. в Поиме было положено начало единоверческому приходу, позднее был построен большой собор. Крючков присоединился к православной Церкви, впосл. стал протоиереем, миссионером. (Во 2-й пол. ХХ в. село вновь стало старообрядческим, здесь преобладали последователи Спасова согласия и поморцы.) 25 февр. 1868 г. еп. Леонид (Краснопевков) , викарий Московской епархии, совершил присоединение П. П. к православной Церкви на началах единоверия. Также были присоединены бывш. старообрядческий Тульчинский еп. Иустин (Игнатьев), бывш. настоятель беспоповской киновии близ г. Зенсбурга (ныне г. Мронгово, Польша), и 15 учеников П. П. 16 окт. 1868 г. Московский митр. Иннокентий (Вениаминов) назначил П. П. настоятелем Никольского единоверческого мон-ря, 26 нояб. П. П. был рукоположен во диакона, 15 дек.- во иерея, 21 июня 1870 г. возведен в сан игумена, 31 марта 1879 г.- в сан архимандрита. П. П. стал одним из самых известных миссионеров Русской Церкви. Его поездки к старообрядцам, переходившие одна в другую, продолжались по несколько лет. В 1867-1870 гг. он ездил в Литву к беспоповцам, пожелавшим присоединиться к православной Церкви, но прежде выслушать авторитетного проповедника из бывш. федосеевцев, чья подвижническая жизнь была им хорошо известна. Вскоре миссионер предпринял еще одну поездку в эти места, т. к. староверы написали викарию Литовской епархии Ковенскому еп. Иосифу (Дроздову), что желают присоединиться к Церкви и хотят, чтобы совершителем присоединения стал П. П. В 1870 г. жившие в с. Климоуцы старообрядцы просили митр. Московского Иннокентия, чтобы он направил к ним П. П. для присоединения их к Церкви, поэтому из Вильны миссионер сразу направился в Австрийскую империю. В 1871 г. П. П. предпринял 5-месячное путешествие на свою родину, в Сызрань.

http://pravenc.ru/text/2578569.html

Приход протоиерея Иоакима Киимба находился в юрисдикции «Священного Синода Противостоящих» и митрополита Киприана (Куцумбаса) вплоть до 1998 г. В 1998 г. протоиерей Иоаким Киимба присоединился к большой группе африканских приходов американской неканонической юрисдикции, известной как «Восточный православный католический архидиоцез сирийско-греческой традиции» («Восточный православный католический архидиоцез»), возглавляемой «митрополитом-архиепископом» Стефаном (Томасом), бывшим священником Константинопольского Патриархата в США, уклонившимся в раскол и объявившим себя первоиерархом очередной неканонической группы . Происхождение данной юрисдикции туманно и во многом мифологизировано. Иерархическое преемство она возводит к известному неканоническому «иерарху» Мар Тимофеусу (Рене Вилатту) и якобы к митрополиту Иоанну (Вендланду), иерарху Русской Православной Церкви, долгое время совершавшему своё архипастырское служение в США. Он якобы совместно с епископом Досифеем (Иванченко) рукоположил в сан епископа некоего Джозефа Джона Скурета (Joseph John Skureth) , к которому возводят своё иерархическое преемство некоторые современные неканонические епископы . История данного «рукоположения» сомнительна, так как факту её совершения нет никаких документальных подтверждений . Несмотря на это, до сих пор в нескольких африканских странах действуют общины данной юрисдикции, для которых рукоположен некий «епископ» Антоний из числа африканских клириков. Вероятно, знания, полученные за годы, проведённые в стенах ленинградских духовных школ, помогли протоиерею Иоакиму понять, что пребывание в столь сомнительной группе не служит делу спасения, и уже спустя непродолжительное время он принял решение сменить юрисдикционную принадлежность, вновь устремив свой взор в сторону старостильников. В конце 1999 г. приход протоиерея Иоакима Киимбы вместе с ещё несколькими африканскими приходскими общинами вошёл в юрисдикцию Святой Православной Церкви Северной Америки, известной также как «Бостонский Синод». Данная юрисдикция возникла в результате отделения группы греческих американских приходов от РПЦЗ во второй половине 1980-х гг. и вхождения в состав «Авксентьевского Синода истинно православных христиан Греции». Вскоре группа отделилась и от «авксентьевцев», объявив себя независимой православной структурой с громким наименованием — Святая Православная Церковь Северной Америки. В феврале 2000 г. Уганду посетил «митрополит» Бостонский Ефрем (Спанос), совершивший присоединение к своей юрисдикции всех пожелавших этого темнокожих клириков . Примечательно, что помимо самого протоиерея Иоакима Киимбы в качестве диакона был принят и его помощник Эмануэль Валусимби, по-видимому, рукоположенный ещё в составе «Восточного православного католического архидиоцеза», где он числился диаконом прихода во имя свв. Иоакима и Анны в Кампале .

http://bogoslov.ru/article/6172119

В этом году, проходящем, как в Татарстанской митрополии РПЦ, так и в Казанско-Вятской епархии Русской Православной старообрядческой Церкви (РПсЦ), под знаком празднования 440-летия обретения Казанской иконы Божией Матери на подготовку форума было обращено особое внимание. Сейчас – в преддверии IV ФПО РТ – по всему Татарстану проходят встречи руководителей муниципальных районов и городских округов республики с представителями местного духовенства и православной общественности, формируются списки участников форума. Традиционно в мероприятиях такого масштаба принимают участие Президент РТ Р.Н. Минниханов, Глава Татарстанской митрополии РПЦ, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков), Глава Казанско-Вятской епархии РПсЦ епископ Евфимий (Дубинов), Главы Чистопольской и Альметьевской епархий РПЦ, представители Администрации Президента РФ, Московской Патриархии, Приволжского федерального округа (ПФО), других федеральных структур, руководители республиканских министерств и ведомств, муниципальных районов и городских округов, общественники, деятели культуры, образования и науки. Как было заявлено на заседаниях оргкомитета IV ФПО РТ, на нынешний форум приглашены председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов), Министр культуры РФ В.Р. Мединский, Полномочный представитель Президента РФ в ПФО И.А. Комаров, руководитель Федерального агентства по делам национальностей И.В. Баринов, заместитель управляющего делами Московской Патриархии, епископ Зеленоградский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Савва (Тутунов) и др. Специально к форуму будут изданы фотоальбом «Развитие православия в Татарстане в 2017 – 2019 годах», книга «Иконы работы мастерской Казанского Богородицкого монастыря – свидетели истории Казанского края», тематический выпуск журнала Татарстанской митрополии РПЦ «Православный собеседник» и ряд буклетов, а также переиздан сборник докладов участников прошлогодних научно-просветительских чтений «Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации». Кроме того, уже практически готов небольшой фильм, рассказывающий об основных событиях в православной жизни в республике между третьим и четвёртым форумами. Участникам и гостям IV ФПО РТ будет предоставлена возможность посетить казанские православные храмы, музеи и выставки.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/02/po...

Если мы посмотрим историю Церкви, то это история и расколов, которые были все время Ее существования. Но даже в таких условиях в наше современное время происходит по промыслу Божьему чудо соединения отделившихся частей Русской Православной Церкви. Таким ярким примером является воссоединение РПЦЗ с РПЦ в 2007году. В ее составе теперь находится более 400 приходов с многочисленными успешными зарубежными миссиями. Например, в ее составе есть приходы как западного обряда, так и русские старообрядческие приходы. Особым и знаковым событием стало то, что в 2016 г. в состав РПЦЗ попросилась и влилась одна из западных «церквей» в США под названием «Католическая Церковь Востока», примерно с 60-ю общинами. Стоит признать, что не все приходы из состава РПЦЗ присоединились и вошли в состав РПЦ, осталась часть, которая с этим актом объединения не согласилась, как под влиянием внешних сил противников единства РПЦ, так и из-за предвзятого отношения ее членов, которое уже давно не совместимо с новыми обстоятельствами жизни РПЦ. Эта небольшая часть (не более 30-40 приходов, разбросанных по всему миру) даже внутри себя также разделилась на маргинальные группки, у которых епархия может собою представлять одного епископа с одним приходом. Но это также наши братья и сестры, с которыми необходимо вести диалог о возврате их в лоно Матери-Церкви. В 2019г. к РПЦ присоединилась Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе ( АПРЦвЗЕ ) примерно в составе 60 приходов и 6 монастырей. Уходу этой части русских приходов от Константинопольского Патриархата поспособствовало шовинистическое эллинское отношение к ним. В связи с этим событием Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Это не просто церковное деяние – это последний акт, который закрывает драму революции и гражданской войны, драму разделения нашего народа». «Время раздирать, и время сшивать» (Еккл.3:1-8) Но драма раскола русского православия окончательно не закрыта. Это раскол на старообрядцев и новообрядцев, начавшийся в 1650 году после Никоновской реформы. Это триста пятидесятилетняя драма не только раскола Церкви, но и русского народа, которая психологически и исторически отражается до сих пор более болезненно, чем другие расколы, существовавшие в РПЦ.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/01/04/vs...

Он не согласен с пессимистическими опасениями вокруг «Положения»: «В каждой церкви есть свой этикет и свои устоявшиеся правила. Мы, например, не молимся с католиками, но это не значит, что мы с ними враждуем. Формально у нас со старообрядцами молитвенного общения не было никогда, но был такой случай, когда на форуме «Всемирный русский народный собор» в 2007 году глава Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Корнилий приветствовал покойного Патриарха Алексия христианским лобзанием: они просто увидели друг друга, сделали шаг навстречу и поцеловались, как это принято у христиан. Это вызвало бурную реакцию среди части старообрядцев. Некоторым из них сейчас кажется очень важным сохранить изоляцию своей церкви, чтобы сохранить идентичность. И даже если такой позиции не придерживается большинство, то для сохранения внутреннего мира РПСЦ решила выработать общие правила для встреч с «инославными». Получается обратная картина: теперь есть жесткие правила, но зато можно теперь меньше опасаться какой-то критики или упреков». Напомним, что старообрядческий раскол был реакцией на проведенную в середине XVII века патриархом Никоном унификацию русского богослужения по греческим образцам, эта унификация вызвала настоящие волнения среди консервативно настроенных верующих и закончилась отделением от патриаршей Церкви значительного количества приходов по всей стране. Так как единственный епископ, присоединившийся к старообрядческому расколу, погиб в ссылке, то к концу XVII века сторонники старых обрядов остались практически без священства, и разделились на два течения: поповцев, принимавших беглых «никонианских» священников, и беспоповцев, считавших всю никоновскую иерархию «безблагодатной». Беспоповцам пришлось со временем научиться обходиться без священников и первое время без таинств, впоследствии многие таинства стали у них совершаться мирянами. Поповское согласие (или «беглопоповское») сохранило богослужебный строй русской Церкви. В начале XIX века часть старообрядцев-поповцев вернулась в «синодальную» Церковь, но сохранила старый обряд.

http://pravmir.ru/bez-izlishnego-vzaimno...

Встречается восторженное отношение к Никону и его преобразованиям и среди ученых русского зарубежья, например у Н. Тальберга , который, правда, во вступлении к своей книге посчитал должным написать следующее: «Настоящий труд не притязает на значение научно-исследовательское» . Даже о. Иоанн Мейендорф пишет об этом в традиционном ключе, осмысляя события несколько глубже и более сдержанно: «…Московский патриарх Никон… энергично пытался восстановить то, что ему представлялось византийскими традициями, и реформировать Русскую Церковь, сделав ее в обрядовом и организационном отношениях тождественной современной ему греческой Церкви. Реформу его, – продолжает протопресвитер, – деятельно поддерживал царь, который совсем не в обычае Москвы торжественно пообещал подчиняться патриарху» . Итак, мы имеем два вариантаобщепринятой оценки церковной реформы XVII-ro века, которые своим происхождением обязаны разделению Русской Православной Церкви на старообрядческую и новообрядческую или, как говорили до революции, греко-российскую, Церкви. В силу различных причин, а особенно под влиянием проповеднической деятельности обеих сторон и ожесточенных споров между ними, эта точка зрения получила широкое распространение в народе и утвердилась в научной среде. Основной особенностью данного взгляда, независимо от положительного или отрицательного отношения к личности и деятельности патриарха Никона, является основополагающее и главенствующее значение его в деле реформирования Русской Церкви. На наш взгляд, эту точку зрения удобнее будет рассматривать в дальнейшем как упрощенно-традиционную. 2. Научный взгляд на церковную реформу, его постепенное формирование и развитие Существует другой подход к этой проблеме, сформировавшийся, по-видимому, не сразу. Обратимся сначала к авторам, которые хотя и придерживаются упрощенно-традиционной точки зрения, тем не менее, приводят ряд фактов, из которых можно сделать противоположные выводы. Так, например, митрополит Макарий, который тоже полагал начало реформирования при Никоне, оставил нам следующие сведения: «Сам царь Алексей Михайлович обратился в Киев с просьбою прислать в Москву ученых мужей, знавших греческий язык, чтобы они исправили по тексту семидесяти толковников славянскую Библию, которую тогда намеревались вновь напечатать» .

http://pravoslavie.ru/74764.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010