Немецкое лютеранство возвращается к жизни РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_26674.html 01 марта 2006 Александр Щипков Немецкое лютеранство возвращается к жизни Опубликовано: Русская мысль. 17 ноября 1994 " Я лютеран люблю богослуженье. Обряд их строгий, важный и простой, Сих голых стен, сей храмины пустой Понятно мне высокое значенье... " В эпоху, когда Федор Тютчев писал эти стихи, осанистое немецкое лютеранство составляло твердую часть имперского христианства. Затем печать разорения коснулась и его. Сегодня российское лютеранство приходит постепенно в сознание, в том числе и его немецкая ветвь, которую я рискнул подвергнуть некоторому анализу. В империи и при Советах В конце сентября 1994 года в Петербурге собрались делегаты российских лютеранских приходов, посланные своими общинами на Генеральный Синод, своего рода съезд, для выборов главы церкви – епископа. Петербургские городские газеты рассказали об этом факте довольно подробно, российская пресса вовсе не обратила на него внимания, в то время как в действительности названный Генеральный Синод явился весьма важным событием в жизни российских христианских церквей. Синод завершил воссоздание российской лютеранской церкви, причем российской – в традиционном имперском понимании этого слова. Новое название церкви звучит так: Евангелическо-Лютеранская церковь в России, на Украине, в Казахстане и в Средней Азии. Зарегистрирована церковь Минюстом России, а центральные органы её управления разместятся отныне в Петербурге – в традиционной столице российского лютеранства, где уже находится Лютеранская церковь Ингерманландии, с деятельностью которой мы познакомим читателя другим разом  . До революции 1917 года лютеранская церковь пользовалась в России высочайшим покровительством благодаря лютеранскому происхождению большинства наших императриц. Как водится в подобных случаях, покровительство означало и полный контроль со стороны государства. В 1832 году император Николай Первый придал лютеранскому вероисповеданию статус государственной религии и объявил себя главным епископом Российской Лютеранской церкви.

http://religare.ru/2_26674_1_21.html

Нисхождение во ад. Почему Бог допускает болезнь и смерть детей? И только одна нить соединяет нас с Иисусом — имя этой нити любовь. 16 октября, 2020 И только одна нить соединяет нас с Иисусом — имя этой нити любовь. 25 лет назад один из первых настоятелей храма при Российской детской клинической больнице Георгий Чистяков (1953-2007) написал эссе-рассуждение о том, как жить и верить в мире, где умирают дети Это знакомое многим христианам размышление священника Георгия Чистякова. Оно впервые было опубликовано в газете  «Русская мысль» 4  в далеком 1995 году. Отец Георгий был одним из первых священнослужителей, кто пришел в Российскую детскую клиническую больницу. При больнице был организован храм, прямо в актовом зале. Там этот блестяще образованный человек, филолог, историк, кандидат наук, исповедовал, причащал, утешал детей, больных онкологией, и их родителей. В 2007 году он сам умер от опухоли головного мозга. Это одно из самых сильных его размышлений: о том, как можно верить в Бога, который есть Любовь, и видеть, как страдают тяжелобольные дети. За последний месяц я похоронил шесть детей из больницы, где каждую субботу служу литургию. Пять мальчиков: Женю, Антона, Сашу, Алешу и Игоря. И одну девочку — Женю Жмырко, семнадцатилетнюю красавицу, от которой осталась в иконостасе больничного храма икона святого великомученика Пантелеймона. Умерла она от лейкоза. Умирала долго и мучительно, не помогало ничто. И этот месяц не какой-то особенный. Пять детских гробов в месяц — это статистика. Неумолимая и убийственная, но статистика. И в каждом гробу родной, горячо любимый, чистый, светлый, чудесный. Максимка, Ксюша, Настя, Наташа, Сережа… За последний день я навестил трех больных: Клару (Марию), Андрюшу и Валентину. Все трое погибают — тяжело и мучительно. Клара уже почти бабушка, крестилась недавно, но можно подумать, что всю жизнь прожила в Церкви — так светла, мудра и прозрачна. Андрюше — 25 лет, а сыну его всего лишь год. За него молятся десятки, даже, наверное, сотни людей, достают лекарства, возят на машине в больницу и домой, собирают деньги на лечение — а метастазы повсюду. И этот день не какой-то особенный, так каждый день.

http://pravmir.ru/nishozhdenie-vo-ad-poc...

о. Александр: - Этот Ваш знакомый, по-видимому, не читал Священное Писание или читал плохо. Мне, например, неясно, почему Спаситель должен был прийти к славянам. А почему не к англичанам, французам, эскимосам? Спаситель родился в еврейском богобоязненном народе, первом, который признал, что существует только один Бог, и по земной плоти Божия Матерь Сама была представительница еврейского народа. Но апостол Павел нам рассказывает в своих посланиях, что во Христе нет ни обрезанного, ни необрезанного, ни эллина, ни иудея, нет раба, но вся и во всем Христос. Поэтому Христос приходит как Господь. Господь спасал во времена потопа не еврея Ноя, а весь человеческий род. Адам был евреем или не евреем? Он был всечеловеком, прародителем всех без исключения людей, и нас с вами тоже. Господь спасает не Ноя лично, хотя и лично его тоже, но всех спасает людей без исключения. Мы не должны с вами зацикливаться на какой-то особенной исключительности славян. Есть великая русская история, есть то, чем нам можно гордиться и то, за что нам надо стыдиться в нашей истории. Христос Бог не только русских, белорусов и украинцев, Он - Бог всех людей, которые готовы увидеть в нем сына Божия, «ты еси Христос сын Божий». Те, которые готовы принять Его как Избавителя мира. И вспомните, каковы признаки конца времен? Евангелие будет проповедано всей твари. А это означает: от края до края, от востока солнца до запада. И вот тогда, когда Евангелие будет проповедано всей твари, и человечество окажется перед необходимостью выбора, признать Христа Спасителем или нет, тогда уже и будет завершаться земная история. Винить один народ во всех бедах-  этоузколобо, это обличает примитивность, потому что не может быть кто-то один виноват в бедах отдельного человека и целого народа. И весь пафос, вся мысль пророческих обличений Ветхого Завета - в призыве  Иоанна Предтечи: «Покайтесь, приблизилось Царствие небесное». Когда ты на кого-то сваливаешь вину -  ты говоришь, что тебе каяться не в чем,  ичто это «они виноваты». Этой логикой руководствовалась Ева в раю, преслушав Господа и послушавшись диавола. И Адамоправдывался: «Жена, которую Ты дал мне, дала мне яблоко». Вот если бы он сказал: «Господи, прости, я сделал не то» -  может быть, вся человеческая история пошла бы по-другому. Но он сказал так, как он сказал - и был изгнан из рая за преслушание. Покаяние человеческое, способность увидеть свой грех, а не свалить его на другого -  это очень важно. А любой грубый национализм и ксенофобия в том числе и антисемитизм сами по себе отвратительны.

http://radonezh.ru/text/poyasnite-pozhal...

Общие замечания о статьях этического содержания, напечатанных в прошлом году. – Статья г. Завитневича о высшем начале общественной нравственности. – Попытка г. Щукина согласить христианство с модной теорией эстетизма. – О т. н. “аскетических недугах” по поводу статьи г. Скабичевского. При обозрении статей этического содержания, помещавшихся в русских журналах за истекший год, напрашиваются на внимание два наблюдения. Во-первых нельзя не отметить современности вопросов и тем, так или иначе затрагиваемых как светскою, так и духовною печатью: большая часть статей имеет прямое или косвенное отношение к предметам, представляющим, так сказать, злободневный интерес: капитализм и рабочий вопрос на Западе (статья Завитневича „О высшем начале общественной нравственности“. Странник, Август – Сентябрь), современные общественные направления в русской интеллигентной среде (Русская Мысль, Октябрь – Ноябрь, ст. Скабичевского „Аскетические недуги в нашей современной передовой интеллигенции“), христианство и социализм (статья арх. Платона в 11-й книжке Трудов Киевской Духовной Академии) вопрос о войне (Вера и Церковь , Апрель, ст. свящ. Галахова „Христианство и война“) о патриотизме (Христианское Чтение, Май, статья проф. Бронзова, „Предосудителен ли патриотизм“), современный пессимизм (Вера и Церковь , статья свящ. Арсеньева „Основная причина современного пессимизма“) попытка примирения христианства и эстетизма (Вера и Церковь , 8–10, В. Щукин „Основы христианской эстетической жизни“), очерки моральных воззрений только что умерших русских мыслителей – Вл. С. Соловьева и Н. Я. Грота (в Христианском Чтении, за Ноябрь, статья проф. Бронзова „Памяти В. С. Соловьева . – Несколько слов об его этических воззрениях“; в Вопросах Философии и Психологии, за Январь – Февраль, статья Эйхенвальд „Очерк этических воззрений Н. Я. Грота“), полемика с противоцерковной моралью гр. Л. Толстого (в Страннике, за Октябрь и Ноябрь, статья Борисовского „Догматическия основы христианской любви“) и противохристианской моралью Ницше (там же, за Октябрь, статья Николина, „О смирении“ и в Христианском Чтении, за Февраль – Март, статья проф.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Gorode...

Окончена ли борьба с религией в СССР? РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_26725.html 01 марта 2006 Александр Щипков Окончена ли борьба с религией в СССР? Опубликовано: Русская мысль, 26.07.1991  Осенью 1990 года один за другим увидели свет союзный закон " О свободе совести и религиозных организациях " и российский – " О свободе вероисповедания " . Дискриминационное законодательство 1929 года утратило силу, и Церковь формально была освобождена от опеки Советской власти. Статус юридического лица, а также экономическая самостоятельность, выраженная в праве владения движимым и недвижимым имуществом, открыли Церкви путь к полному выходу из-под контроля государства. Привычная схема отношения Церкви с государством, при которой государство нещадно притесняло Церковь, была сломана. Это, безусловно, огромное достижение, но было бы наивным предполагать, что государство откажется от своего влияния на столь важный институт, каким является Церковь. Как официальные, так и неофициальные средства массовой информации уделяют сегодня большое внимание религиозной теме. Одни рассуждают о возможном превращении православия в государственную религию, другие вникают в суть внутрицерковных конфликтов, третьи прогнозируют формы сотрудничества государственных структур с церковными, но практически все единодушны в уверенности, что времена гонений и воинствующего атеизма уходят вместе с большевиками в историю. Однако отношение к Церкви новых демократов, которые уже успели потеснить коммунистов и занять их места в Советах, далеко не однозначное. Попытаемся на ленинградском примере проследить развитие этих отношений. Осень 1990 года. После принятия вышеназванных законов депутаты Ленсовета рассматривали проект декларации " О взаимоотношениях Ленсовета с религиозными организациями " . В проекте они признавали моральную ответственность Ленсовета за незаконные действия Петросовета, " связанные с конфискациями церковных ценностей, репрессиями и расстрелами священнослужителей " после 1917 года (см. статью Н. Всеволожского, " Вечерний Ленинград " , 10.06.91). Против этого политического заявления категорически выступил заместитель А. Собчака, нынешний вице-мэр города В. Щербаков, очевидно, опасаясь, что, признав моральную ответственность за допущенное беззаконие, Ленсовет тем самым возьмет на себя обязательства эти беззакония исправить. Судя по всему, это не входило в ближайшие планы команды Собчака, и проект не был утвержден.

http://religare.ru/2_26725_1_21.html

Патриаршая присяга – отклик на коронационную молитву Учитывая особенную честь, оказываемую предстоятелю церкви, может ли быть при самодержавной монархии присяга патриарха государю? Как ни непривычна эта мысль, она вполне естественна для симфонических взаимоотношений. Вспомним, что в коронационной молитве царь по самому ее смыслу присягает всей церковной полноте, клятвенно обещая свое доброе царственное служение. В свою очередь логично и патриарху при интронизации давать присягу государю, обещая помощь в царственном служении в соответствии с Божьим законом и напоминая о патриарших правах учительства, печалования и заступничества. Коронационная молитва и патриаршая присяга, на наш взгляд, два взаимосвязанных обещания, которые на самом высоком уровне утверждают отношения симфонии в государстве и как бы подтверждают их перед лицом всех прихожан и, более того, всех подданных. При таком воззрении, коронационная молитва должна быть дополнена уточнением условий симфонии (церковных прав и обязанностей государя), а патриаршая присяга составлена с учетом государственных прав и обязанностей патриарха. Это взаимные торжественные обещания перед лицом Господа: царь присягает церкви, патриарх присягает царю. Текстов же для присяги лиц духовных мы предлагать не станем, ибо это явилось бы самоуверенной и тщетной суетой мирянина. Надо признать, что в составлении таковых текстов духовенству самому поучаствовать должно, если, конечно, не согласиться с мнением церковного историка Михаила Бабкина о том, что «церковь не для того участвовала в 1917 году в свержении монархии, чтобы теперь ее восстанавливать». – Верноподданическая присяга – вот наша русская конституция, - писал М.Н. Катков. – Это верно, – замечал в ответ Л.А. Тихомиров, – если только прибавить, что «конституция» эта не дописана, ибо в ней не обозначены те права, которые необходимы для исполнения обязанностей». Через сто лет после этого диалога мы достигли зрелости продолжить и развить его. Поэтому мы приглашаем всех к дискуссии о следующих положениях:

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/04/...

ПЕРСОНАЛИИ АЛЕКСЕЙ (ДЕХТЕРЕВ), епископ В сане архимандрита служил в Александрии, возглавлял хам Александра Невского, принадлежащий Русской Православной Церкви Московского Патриархата, устроенный, в результате договоренности между патриархом Александрийским Христофором II (Данилидис) и патриархом Московским Алексием (Симанским) во время визита последнего в Египет в 1945. Архим. Алексий в августе 1948г. был арестован арабской полицией, до мая 1949 находился в тюрьме, затем был выслан в СССР. В своих воспоминаниях он писал о тех сложных процессах, которые раздирали единство русской колонии. Виной всему были политические пристрастия и взгляды русских эмигрантов. Так, священник вспоминал: " Огромную роль в обвинении меня сыграла реакционная группа нашей русской колонии - все сплошь " карловчане " . Начальник ее - полковник Скорятин - одновременно является чиновником Египетского Министерства внутренних дел и докладчиком по русским делам. Многие русские реакционеры-карлавчане служат в египетской полиции тайными и явными агентами. Это они, по указке всесильного Скорятина, пишут ему на нас клеветнические доносы, по которым и составляются " весьма убедительные " доклады в Министерство внутренних дел. Только благодаря этим докладам я преследовался в течение четырех лет: были арестованы и мои помощники - члены церковного совета и помещены в Абукирском концентрационном лагере " . Из Москвы Дехтерев был направлен в Чехословакию. В 1950 г. он рукоположен в епископы г. Пряшева, где при поддержке коммунистического правительства была восстановлена Православная Церковь из бывших униатов. В 1955 г. переведен в Вильнюс. Умер в 1959. Сочинения: Дехтерев Алексий, архимандрит. Мой путь на Родину. -//Журнал Московской Патриархии. - М., 1949, N10. - с.60-61. Источники: Шарки. Русские в Египте. -//Русская Мысль. - Париж, 1954, N637. - с.2. АЛЕКСИНСКИЙ ИВАН ПАВЛОВИЧ Род. 1871., выдающийся хирург, педагог, доктор медицины, депутат I Государственной Думы. В 1920 г. эвакуировался из Крыма. С 1921 г. был членом Президиума Русского парламентского комитета, также, трудился в Главном управлении Российского Красного Креста, возглавлял Общество русских врачей им. Мечникова во Франции. Лечил генерал-лейтенанта барона П.Н. Врангеля во время смертельной болезни в 1928 г. Переехал в Касабланку, Марокко. В 1935 г. избран Председателем церковной общины при церкви Успения Божией Матери, принимал активное участие в организации приходской жизни, устройстве храма, занимался общественной работой, был членом приходского Благотворительного комитета. Из архивных документов, известно о том, что церковный актив в Касабланке 31 июля 1937 г. обсуждал вопросы, связанные с деятельностью Благотворительного комитета, вице-председателем собрания был проф. И.П. Алексинский. Проживал проф. скромно, редко появлялся в научных кругах и в обществе, скончался он 26 августа 1945, погребен на европейском кладбище в Касабланке.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/402/...

(письмо из-за границы) В конце прошлого 1860 года появился в Лондоне печатный Стоглав. Книга издана здешнею русскою типографиею, как замечено в предисловии, «трудами россиян – исповедников истины и для России». Считаю делом не лишним поделиться этим известием с вашими читателями, а вместе с этим представить несколько замечаний об этом труде. Вся книга состоит из небольшого предисловия, составленного каким-то И.А. и самого Стоглава, напечатанного будто бы с рукописи, списанной с экземпляра, находящегося у Н.А. Полевого. Предисловие, не смотря на свою краткость, невольно обращает на себя внимание теми мыслями, какие И.А. счел нужным предпослать своему труду. Изложив в начале, не совсем в буквальных словах самого Стоглава, побуждение и цель созвания собора царем Иоанном Васильевичем Грозным, И.А. говорит далее: «прошло более трехсот лет от времени уложения сего собора, и не только ни что порушенное не исправилось, а как дело являет, все в более горшее расслабление приходит повязь Христова учения, вяжущая во едино народы России. Христолюбивый царь Иоанн вскоре сделался Иоанн Грозный. Поприще Сильвестра, Адашева, митрополита Филиппа, ревнителей веры и правды, заступили пастыри о пастве небрегущие, не хотящие знать ее состояния, пасущие себя, ищущие своих си!...» Таким образом, по мнению И.А. церковь русская в продолжении трех целых последних веков не имела у себя ни одного достойного пастыря ни их числа десяти наших патриархов, ни после замены патриаршества Св. Синодом. Нужно иметь сильное предубеждение против православной России и решительное незнание церковной русской истории, что бы высказать такую общую, несправедливую мысль. Не вдаваясь в подробности, я замечу только, – неужели же напр. и патриархи: Иов, Гермоген, Филарет, Никон, – эти мученики за веру и отечество, были пастыри пренебрегавшие своими паствами и их состоянием? Ужели и святители: св. Димитрий Ростовский , св. Митрофан Воронежский , св. Иннокентий Иркутский и новоявленный Тихон Задонский , – были пастыри, искавшие только своих си?.. Жаль, очень жаль, что русские, трудившиеся над изданием Стоглава, не объяснили И.А. всей несправедливости высказанного им на православную Россию и ее пастырей обвинения. Люди, величающие себя «исповедниками истины», должны смело стоять за истину и без боязни обличать ложь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/o...

Повесть о бесе Зерефере Подготовка текста, перевод и комментарии A. B. Пигина «Повесть о бесе Зерефере» – переводное византийское сказание, входившее первоначально в состав Азбучно-Иерусалимского и Сводного патериков. Повесть была очень популярна у древнерусского читателя: она сохранилась в большом числе списков (наиболее ранние датируются XIV в.), проникла в лубочную литературу, была опубликована отдельным изданием типографом Киево-Печерской лавры Памвой Берындой (1626 г.). В основе повести лежит «бродячий» сюжет о «кающемся» бесе, известный по византийской агиографии, «Великому Зерцалу», литературному Синодику и устным народным легендам. Повесть разрабатывает одну из важнейших тем христианской литературы – тему благодатности и всесильности покаяния. Бог прощает покаявшихся «великих грешников» (см., например, «Повесть об Андрее Критском » (ПЛДР, т. 10, с. 270–274)), но возможно ли покаяние и восстановление (апокатастасис) самого беса, олицетворяющего собой всемирное зло? Этот вопрос не раз поднимался в богословской литературе – Ориген и Григорий Нисский решали его положительно, однако на поместном Константинопольском соборе 543 г. Церковь осудила учение об апокатастасисе. В святоотеческой традиции закрепилось мнение: «Чем именно служит для людей смерть, этим для Ангелов служит падение. Ибо после падения для них невозможно покаяние, подобно тому как и для людей оно невозможно после смерти» ( Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры . СПб., 1894. С. 51). Повесть иллюстрирует эту мысль и в то же время существенно уточняет ее. Покаяние беса не может состояться не потому, что Бог отвергает его, а потому, что бес сам не хочет смириться, «навыкнув бо в гордости своей». Автору повести дорога прежде всего христианская идея свободы выбора между добром и злом, между «тесным» и «широким» путем. Этой свободы и возможности спасения Бог по великому «благоутробию» своему не лишает никого, даже беса. Повесть была хорошо известна Ф. М. Достоевскому. Она послужила ему одним из источников при написании романов «Бесы» и «Братья Карамазовы» (см. Лотман Л. М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века. (Истоки и эстетическое своеобразие). Л., 1974. С. 312–315; Смирнов И. П. Древнерусские источники «Бесов» Достоевского//Русская и грузинская средневековые литературы. Л., 1979. С. 217–220). В XX в. повесть пересказал A. M. Ремизов (Ремизов А. Древняя злоба//Путь. Орган русской религиозной мысли. Париж, 1926. 2. Январь. С. 187–190).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

поиск:   разделы   рассылка Александр Кырлежев Заметки о свободе От редакции В прошлом выпуске " Континента " в разделе " Гнозис " была опубликована беседа члена редколлегии нашего журнала Александра Кырлежева с Ольгой Седаковой, посвященная проблеме свободы. В ходе разговора был обозначен целый ряд очень важных аспектов этой темы, в том числе и ее спорные, проблемные зоны. Но в целом в опубликованном тексте беседы доминирующим оказался подход, который предполагает лишь одну из возможных интерпретаций свободы, более того – подчеркнуто личную, связанную с ярким индивидуальным своеобразием творческой личности Ольги Седаковой и обнимаемую рамками лишь определенной традиции. В этой связи Александр Кырлежев выразил готовность поделиться и своими соображениями, выходящими за те концептуальные рамки, в которых эта тема была затронута в предыдущем номере. В предлагаемых вниманию " Заметках о свободе " проблема свободы рассматривается под иным углом зрения. Александр КЫРЛЕЖЕВ – родился в 1957 г. в Москве. Закончил Московский институт культуры и Московскую духовную семинарию. Работал в " Журнале Московской патриархии " , в газете " Русская мысль " , в Центре по изучению религий. Научный консультант Синодальной богословской комиссии Русской православной церкви, преподаватель кафедры государственно-конфессиональных отношений Российской академии государственной службы. Автор многих богословских и литературно-публицистических статей. Член редколлегии " Континента " . Живет в Москве. Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут – и свобода Вас примет радостно у входа... Александр Пушкин К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти... Апостол Павел (Гал 5:13) 1 Свобода – одно из самых сложных, многозначных, а значит – и спорных понятий. Задаваться вопросом о свободе и пытаться его продумать можно по-разному – и по разным причинам. Прежде всего другого свободу нужно обозначить как один из " экзистенциалов " – понятий, обнимающих собою самые существенные аспекты человеческого существования в мире. Свобода в одном ряду с бытием, ничто, смертью, жизнью, любовью, радостью, страданием, " другим " и даже Богом. Вопрос о свободе – один из " проклятых вопросов " , или " вопросов жизни " , а потому он по необходимости включает и вопрос о месте свободы в системе и иерархии ценностей. Каково соотношение свободы и других экзистенциалов? Является ли свобода одной из основополагающих ценностей, или же ее место – в ряду ценностей второстепенных, служебных? А может быть, свобода – вообще не ценность? Или даже, хуже того, – " антиценность " ?

http://religare.ru/2_37048.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010