Владимир Соловьев с его апологией «исторических дел философии» сам пытался напрямую воздействовать на общество: для него это, конечно, прежде всего христианизация, преодоление раскола между евангельским идеалом и действительностью. Наиболее сильным символом этой работы Соловьева можно считать его призыв к царю помиловать убийц Александра II. Точкой, в которой эта проповедь скатилась в утопизм и фантазию, явились его теократические проекты. В этой книге представлены работы обоих направлений — первое представляет знаменитый «Национальный вопрос» — образец христианского отношения к национальным проблемам, второе, например «Великий спор и христианская политика» (впрочем, и эта работа заслуживает уважение за искреннее стремление к воссоединению христиан и христианизации политики). В I moм вошли следующие статьи: НЕСКОЛЬКО СЛОВ О НАСТОЯЩЕЙ ЗАДАЧЕ ФИЛОСОФИИ ТРИ СИЛЫ В РЕДАКЦИЮ ЖУРНАЛА «МЫСЛЬ» СМЫСЛ СОВРЕМЕННЫХ СОБЫТИЙ ПУБЛИЧНАЯ ЛЕКЦИЯ, ЧИТАННАЯ ПРОФЕССОРОМ СОЛОВЬЕВЫМ В КРЕДИТНОМ ОБЩЕСТВЕ О ДУХОВНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ ВЕЛИКИЙ СПОР И ХРИСТИАНСКАЯ ПОЛИТИКА НЕСКОЛЬКО ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫХ СЛОВ ПО ПОВОДУ «ВЕЛИКОГО СПОРА», В ОТВЕТ НА ПРИМЕЧАНИЯ о. прот. А. М. ИВАНЦОВА-ПЛАТОНОВА СОГЛАШЕНИЕ С РИМОМ И МОСКОВСКИЕ ГАЗЕТЫ О РУССКОМ НАРОДНОМ РАСКОЛЕ ЕВРЕЙСТВО И ХРИСТИАНСКИЙ ВОПРОС НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В РОССИИ. Выпуск 1-й НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В РОССИИ. Выпуск 2-й Во II moм вошли следующие статьи: Чтения о Богочеловечестве Государственная философия в программе Министерства народного просвещения Как пробудить наши церковные силы? Открытое письмо к С. А. Рачинскому Новозаветный Израиль Письмо в редакцию газеты «Новое время» В разъяснение недоразумения (письмо в редакцию журнала «Церковный вестник») Грехи России Письмо к г. К. по поводу запрещения духовною цензурой книги «История и будущность теократии» Русская идея. Перев. с французского Г. А. Рачинского Владимир Святой и христианское государство. Перев. с французского Г. А. Рачинского Ответ на корреспонденцию из Кракова. Перев. с французского Г. А. Рачинского

http://predanie.ru/book/220020-filosofsk...

«Восстановление церковного единства — это наш неотложный долг» Виктор Лупан 24 октября 2004 года митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, находясь в Париже, ответил на вопросы французского журналиста Виктора Лупана, члена Движения за поместное Православие русской традиции в Западной Европе. Текст интервью Владыки Кирилла был опубликован в парижской газете «Русская мысль» (н. 40, 4-10 ноября 2004 года). – Ваше Высокопреосвященство, недавно в Москве состоялся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, за ходом которого внимательно следили и в зарубежье. Конечно, особенно важной темой было обсуждение нынешнего сближения с Русской Православной Церковью Заграницей. Но мы обратили внимание, что Собор также выразил озабоченность " канонической разделенностью православных верующих диаспоры, связывающих свою церковную жизнь с духовными традициями русского Православия и не участвующих в объединительном процессе Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви " . – Обсуждение на Соборе этого вопроса было инициировано Его Святейшеством. Святейший Патриарх сказал, что разделение между Церковью в отечестве и русской диаспорой было трагическим следствием революции и гражданской войны в России. Это относится и к Русской Зарубежной Церкви, и к той части русской диаспоры, что ныне объединена в составе парижского Экзархата. Но ведь теперь все политические причины разделения стали уже достоянием истории. Поэтому Святейший Патриарх Алексий указал, что восстановление церковного единства — это наш неотложный долг. Надо учитывать, что этот вопрос связан и с важнейшей для России темой духовного единства народа. Мы должны, наконец, духовно преодолеть последствия гражданской войны! И в связи с этим Его Святейшество напомнил о своем послании к православным русской традиции в Западной Европе от 1 апреля 2003 года . – Означает ли это, что письмо от 1 апреля 2003 года еще актуально? У нас некоторые говорят, что, поскольку умер митрополит Антоний, которому Патриарх хотел поручить объединительную работу, а с Зарубежной Церковью переговоры пошли по другому пути, то теперь предложение Его Святейшества уже утратило силу. Действительно, как оно вписывается в диалог с Русской Православной Церковью Заграницей ?

http://pravoslavie.ru/4911.html

Глава I 21-го января настоящего года, в своем имении „Воздвиженск“, скончался на 58-м году жизни основатель и пожизненный блюститель первого в России Кресто-Воздвиженского Трудового Братства Николай Николаевич Неплюев . В лице усопшего русская церковь и даже более того – весь современный христианский мир – потеряли выдающегося деятеля и религиозного мыслителя. Умер человек, половина жизни которого была отдана делу созидания Трудового Братства на лоне русской православной церкви, того Братства, которое, по заветной мысли почившего, должно было явиться опытом восстановления в жизни церкви первой христианской общины, основанной на начале братского разделения труда и братского же общения во всем. Навеки замокло искреннее, честное слово христианского мыслителя, в течение десятков лет призывавшее христиан всего мира сплотиться на дружную работу в деле созидания Божьего Царства, оставить взаимную вражду и раздоры, понять весь ужас современного уклада жизни культурного человечества, забывшего, а частью и извратившего заветы Христа. и начать жизнь на устоях любви христианской и взаимного служения. Еще не наступило время, когда можно было бы представить цельный объективный обзор жизни и деятельности усопшего Николая Николаевича. Пока живее всего чувствуется тяжесть утраты человека таких дарований, такого сильного характера и такой редкой христианской настроенности. Невольно рождается в сердце тревожная дума: что будет с любимым детищем покойного – с братством, явится ли оно действительно тем оазисом среди житейской пустыни, который должен постепенно привлечь к себе всех людей доброй воли для объединения на борьбу со злом и на созидание добра в жизни; или же, со смертью Николая Николаевича, само братство окажется похороненным в бездне людской немощи и злобы. Хочется верить, как глубоко верил в это сам усопший, что дело Трудового Братства является делом истинно Божиим, которое в силу этого не должно заглохнуть, но принести плод мног. Хочется верить в это, как верить и в то, что все написанное покойным Николаем Николаевичем, этот горячий, сильный призыв к лучшей жизни, не останется только мертвой буквой, не явится голосом проповедующего в пустыне, но что на искреннее слово всегда найдется и искренний отклик, и силой своего убеждения это слово будет еще долго, долго будить христианскую мысль и христианскую совесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

Епископ Владикавказский и Аланский Герасим ЖМП 9 сентябрь 2022 /  21 сентября 2022 г. 13:00 Епископ Владикавказский и Аланский Герасим: «Сердце монаха всегда тянется в горы» К 1100-ЛЕТИЮ КРЕЩЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ — АЛАНИЯ В этом году в Северной Осетии отмечают значимый юбилей. Тысяча сто лет назад предки нынешних осетин — аланы приняли христианскую веру. И несмотря на две опустошительные волны завоеваний из Азии, сумели ее сохранить, сберегая таким образом свою национальную культуру и идентичность. Как сегодня живет Владикавказская епархия , какие приоритетные задачи решает ее правящий архиерей, в чем специфика миссионерской работы и какое значение уделяется образовательным проблемам, «Журналу Московской Патриархии» рассказал епископ Владикавказский и Аланский Герасим .  PDF-bepcuя. Год юбилея — Ваше Преосвященство, какое значение юбилей крещения Северной Осетии имеет для всей Русской Православной Церкви? — Владикавказская епархия — наследница Аланской кафедры, которая является древнейшей (не считая Крыма) в России. Когда-то ее каноническая территория простиралась гораздо дальше нынешних границ Северной Осетии, о чем свидетельствуют уцелевшие православные храмы в Карачаево-Черкессии, Кабардино-­Балкарии, Чечне и Ингушетии. Аланский народ принял христианство в первые десятилетия X века (917–922), при Патриархе Константинопольском Николае I Мистике. Территории, вошедшие в XVIII веке в состав России, были просвещены светом Христовой истины и благодаря влиянию византийской цивилизации приобщились к христианской культуре. Можно сказать, что Русская Православная Церковь в определенном смысле наследница духовного богатства средневековой Алании. Сегодня Северный Кавказ в общественном сознании традиционно связан с мусульманством. Но исследователи единодушны: исламизация Кавказа началась намного позже — в XVI–XVII веках, к тому времени христианство существовало здесь уже более пяти веков. И одна из задач нашего юбилея — донести эту мысль до людей. — Какое участие в торжествах примет Владикавказская епархия? Кто приглашен из высоких гостей?

http://e-vestnik.ru/church/episkop_vladi...

Закрыть itemscope itemtype="" > Александр III: Император и человек 19.11.2008 757 Время на чтение 18 минут ДОСЬЕ Время и место рождения: 26 февраля 1845 года, Царское Село. Время и место смерти: 20 октября 1894 года, Ливадия. Вероисповедание: православное. Родители: отец - цесаревич Александр Николаевич (с 1855 года - император Александр II); мать - цесаревна Мария Александровна (с 1855 года - императрица). Образование: домашнее, полный курс гимназии и Военной академии. Особые интересы: история, военное дело, русская литература. Владение иностранными языками: французский (отлично), немецкий и английский (хорошо). Культурные пристрастия: творчество поэта М. Ю. Лермонтова, писателя Ф. М. Достоевского, композитора П. И. Чайковского, коллекционирование живописных полотен русских художников. Общественное положение: великий князь, с апреля 1865 года - наследник престола, цесаревич, с 1 марта 1881 года - Император Всероссийский. Особые заслуги перед Отечеством: участие в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг., управление империей в 1881-1894 гг. Воинское звание: генерал-лейтенант. Знаки отличия: все высшие награды России и ордена почти всех европейских стран. Особо же чтимая награда - Георгиевский крест 2-й степени, полученный за мужество в военной кампании 1877 года. Семейное положение: женат (1866) на Марии Федоровне (1847-1928), урожденной датской принцессе Марии-Софии-Фредерике-Дагмар, принявшей в 1866 году православие. Дети: Николай (1868-1918), Александр (1869-1870), Георгий (1871-1899), Ксения (1875-1960), Михаил (1878-1918), Ольга (1882-1960). ЗАБЫТЫЙ ГОСУДАРЬ Он находился на престоле тринадцать с половиной лет и умер сорока девяти лет от роду, заслужив еще при жизни звание царя-миротворца, так как за время его правления ни капли русской крови не пролилось на полях сражений… Вскоре после его кончины историк В. О. Ключевский заявил: «Наука отведет Императору Александру III подобающее место не только в истории России и всей Европы, но и в русской историографии, скажет, что Он одержал победу в области, где всего труднее добиться победы, победил предрассудок народов и этим содействовал их сближению, покорил общественную совесть во имя мира и правды, увеличил количество добра в нравственном обороте человечества, ободрил и приподнял русскую историческую мысль, русское национальное сознание, и сделал все это так тихо и молчаливо, что только теперь, когда Его уже нет, Европа поняла, чем Он был для нее».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > «В Первоиерархах Русского Зарубежья чувствовалось что-то из другого мира» Рассказы отца о семи Предстоятелях Русской Зарубежной Церкви 08.10.2022 545 Время на чтение 7 минут Источник: Православие.ру Ростислав Полчанинов, студент Белградского университета. 1938 г. Когда Русская Зарубежная Церковь обрела недавно седьмого в своей истории Первоиерарха, которым стал митрополит Николай (Ольховский), меня вдруг пронзила мысль о том, что есть в Русской диаспоре человек, который наверняка знал всех семерых Предстоятелей. И это 103-летний прихожанин Свято-Серафимовского храма в американском городе Си-Клифф Ростислав Полчанинов. Он родился еще в Новочеркасске в 1919 году и вместе с семьёй уехал из России с отступавшей Русской Белой армией генерала Врангеля, в штабе которого служил его отец в ноябре 1920 года. Будучи маленьким ребенком, он в Югославии приветствовал приехавшего в Сараево барона Врангеля, который поднял его высоко над головой, в молодости работал в знаменитой Псковской православной миссии, а русские скауты всего мира знают его как Славу. Разумеется, я тут же попросил Ростислава Владимировича об интервью, но через несколько дней мне ответила его дочь — Людмила Селинская. Оказалось, что РВП, как называет себя и он сам, и его друзья, слег с коронавирусом, который перешел в воспаление легких. Однако Людмила Ростиславовна любезно согласилась расспросить папу и потом пересказать мне его ответы. Сейчас Ростислав Владимирович мужественно борется с болезнью и по исцелении готов рассказать об общении с первоиерархами и о многолетней дружбе с митрополитом Лавром (Шкурлой). А пока у нас получилось вот такое интервью с помощью его дочери, в котором большая часть истории Русского Зарубежья проявляется глазами очевидца. Ростислав Полчанинов с дочерью Людмилой Селинской у входа в Свято=-Серафимовский храм. Рождество 2018 г. — Людмила Ростиславовна, ваш папа застал еще первого предстоятеля РПЦЗ митрополита Антония (Храповицкого). Что он помнит о встречах с ним?

http://ruskline.ru/opp/2022/10/08/v_perv...

Закрыть itemscope itemtype="" > Внутренняя жизнь Русской Патриаршей Церкви 22.05.2011 329 Время на чтение 40 минут Вниманию читателей предлагается доклад митрополита Вениамина (Федченкова), предположительно написанный им в 1934-1935 гг. Владыка обращается к русской церковной эмиграции того времени, подчеркивая, что главное для Церкви - не правовое положение, а внутренняя духовная жизнь. Митрополит стремится доказать пастве необходимость любить и хранить единство с Матерью-Церковью, а не обособляться от нее. Вниманию уважаемых читателей предлагается доклад приснопамятного митрополита Вениамина (Федченкова) «Внутренняя жизнь Русской Патриаршей Церкви», предположительно написанный им в 1934-1935 гг. Этот доклад в машинописном виде был найден нами в личном архиве владыки Вениамина (тогда Архиепископа Алеутского и Северо-Американского), ныне находящемся в архивах Православной Церкви в Америке в г. Сайоссет (штат Нью-Йорк, США). Хотя он и не подписан, но авторство сомнений не вызывает: и стиль, и основные мысли, и сноски «А.В.» (архиепископ Вениамин) однозначно подтверждают авторство владыки. При каких обстоятельствах доклад был прочитан - неизвестно, однако, очевидно, что он обращен к русской церковной эмиграции того времени. Основная цель доклада - размежевать Церковь и политику, показать, что главное для Церкви - внутренняя, духовная жизнь, просвещение души народа, а не правовое положение. «Нас должна интересовать не столько организация внешняя, как бы важна ни была она,... - сколько подлинная, внутренняя сила церковного народа, религиозная одушевленность его в массе и клире, крепость христианской веры, верность ей в душе и жизни». Развивая эту мысль, владыка далее пишет о том, что не внешние политические, экономические или иные обстоятельства должны оказывать влияние на веру, а, напротив, дух оказывает «первостепенное влияние на ход истории». «Царство Мое - не от мира сего» (Ин. 18, 36): не о положении в мире следует заботиться христианам, а о жизни в Боге. Далее владыка убедительными примерами доказывает, что Русская Церковь идет именно крестным путем внутреннего (он упоминает термин «чистого») христианства, что вера в народе жива, что церковная жизнь в духовном смысле, несмотря на гонения (или даже благодаря им), не менее, если не более, содержательна, чем до революции. В этом особенно важно было убедить эмиграцию и доказать необходимость любить и хранить единство с Матерью-Церковью, а не обособляться от нее и тем более не обливать ее грязью.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Иерей Александр Шумский: Солженицын мало чем отличается от Ленина В списке ста людей, чьи идеи " изменили мир " , не нашлось места для русского имени 10.12.2009 1791 Время на чтение 4 минуты «У нас есть Православная вера. Федор Михайлович Достоевский говорил о новом слове, которое ждет Запад от России. Это православное слово, спасительное слово любви. Запад игнорирует самое главное – Православие и православную мысль, которая в России была и остается очень богатой», - сказал в интервью «Русской линии» известный московский пастырь, клирик храма Святителя Николая Мирликийского в Хамовниках, кандидат педагогических наук иерей Александр Шумский , реагируя на отсутствие русских имен среди ста наиболее крупных современных мыслителей в списке, опубликованном в США. Российские СМИ озадачены: почему в опубликованном журналом «Foreign Policy» списке ста людей, чьи идеи изменили мир в 2009 году, нет ни одного русского имени? – пишет «Независимая газета». Редакция журнала объяснила это просто: «Россия сегодня не является ведущим поставщиком идей, которые мир хочет услышать. Современных Сахаровых или Солженицыных не существует». «Понятно, что рейтинг «Foreign Policy» субъективен, пишет издание. - В целом он отражает американский и шире – западный взгляд на то, что важно для современного мира, а что нет». «Почему «не заметили» русских мыслителей? Почему нам приводят в пример Солженицына, Сахарова? Кажется, этот список составляли люди невежественные, - заявил о.Александр Шумский. - У нас были и остаются крупнейшие деятели и мыслители, которые, на мой взгляд, безусловно, затмевают мыслителей Запада. Возьмите Михаила Михайловича Бахтина. Сегодня на Западе интерес к идеям Бахтина очень повышенный, они востребованы думающими западными людьми (а там есть люди думающие), существуют чуть ли не целые институты, посвященные его наследию». Этот великий филолог и мыслитель, напомнил священник, написал знаменитую книгу о Достоевском ( " Проблемы поэтики Достоевского " ), где он показал диалогичность русского мышления и монологичность западного. «Запад признает только монолог в отношение другого человека, причем монолог, его подчиняющий и подавляющий, - сказал отец Александр. - «Ели вы меня не слушаете – то вы будете наказаны» - вот суть западного отношения к миру, его монологичность. А русский менталитет диалогичен, диалог предполагает любовь к собеседнику. Отсюда русская всеотзывчивость, о которой говорил Достоевский. В этом направлении Бахтин развивает свои идеи и говорит о том, что Россия не завершена, что у нее все впереди. А Запад завершен, он закончился, «совпал с самим собой», как говорил Бахтин. Сам Бахтин в каком-то смысле и несет это новое слово Западу».

http://ruskline.ru/news_rl/2009/12/10/ie...

Закрыть itemscope itemtype="" > Максим Мищенко: Россия должна преодолеть созданный Западом порочный круг Депутат Госдумы о встрече Святейшего Патриарха Кирилла с российскими парламентариями, в ходе которой обсуждались вопросы молодежной политики 29.12.2010 519 Время на чтение 4 минуты «Встреча прошла достаточно оживленно, весело, интересно. Главное, на мой взгляд, из того, что я услышал, заключается в следующем. Патриарх высказал мысль, что настает исторический момент, когда России, как государству, которое имеет богатейший уникальный опыт государственности, необходимо сформировать некий новый политико-философский дискурс задач, т.е. дискурс, основанный на понятии народной справедливости», - заявил в интервью «Русской народной линии» депутат Государственной Думы (фракция «Единая Россия»), член Комитета ГД по делам молодежи, лидер молодежного движения «Россия молодая» Максим Мищенко , комментируя итоги встречи Святейшего Патриарха Кирилла с группой депутатов Государственной Думы. Как сообщает Патриархия.Ru, 27 декабря 2010 года в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял группу депутатов Государственной Думы ФС РФ. Во встрече участвовали председатель Комитета по делам молодежи Госдумы П.В.Тараканов, первый заместитель председателя С.Ю.Белоконев, заместители председателя А.М.Кабаева, С.В.Хоркина, члены Комитета М.Н.Мищенко, Ю.В.Афонин, П.А.Зырянов, М.П.Иванов, а также член Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Госдумы Р.А.Шлегель. Русскую Православную Церковь на встрече представляли председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Бронницкий Игнатий, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, а также ответственный секретарь Экспертного совета «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси, секретарь Клуба православных предпринимателей П.А.Шашкин. Святейший Патриарх Кирилл тепло приветствовал гостей, отметив, что Русская Православная Церковь придает большое значение работе с молодежью. По словам Его Святейшества, подобная расстановка акцентов — «результат очень серьезного, вдумчивого анализа того, что происходит сегодня не только в молодежной среде, но и в нашем обществе». Обратившись к недавним событиям на Манежной площади, Святейший Патриарх выразил уверенность, что они, при всей экстраординарности случившегося, «лишь отразили внутреннее состояние нашего общества».

http://ruskline.ru/news_rl/2010/12/29/ma...

Закрыть itemscope itemtype="" > Между Истиной и ложью 25.07.2022 1630 Время на чтение 76 минут       Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь.  Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.   Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.   Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.  Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.  Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.  Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.  Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками (Ин.15; 1-8).        Придя в церковь, становимся не просто другими людьми, но иными. Этой инаковости и искала русская интеллигенция. В каком-то плане личность Николая Бердяева весьма показательна для эпохи Рубежа веков, которую он сам назовет Серебряным веком. Как и Булгаков, он пережил увлечение марксизмом, причем принимал участие в революционной деятельности. «Разрыв с окружающей средой, выход из мира аристократического в мир революционный – основной факт моей биографии». Однако к началу ХХ века начинается отход Бердяева от материализма и приход к идеализму, к христианской философии. О себе он так писал: «Я никогда не был философом академического типа… Моя мысль всегда принадлежала к типу философии экзистенциальной… Экзистенциальность же противоречива. Личность есть неизменность в изменении… Философ совершает измену, если меняются основные темы его философствования, основные мотивы его мышления, основоположная установка ценностей». Любил себя Бердяев называть еще «верующим вольнодумцем». Ф. Степун заметил, что, живи Бердяев на исходе Средневоковья, то не миновать ему костра инквизиции. Во многом это связано с его не совсем церковными суждениями о свободе и воле. Бердяев считал, что «Бог не творит воли существ вселенной,  которые возникают uз Ungrund, а проста помогает тому, чтобы воля становилась добром. К этому выводу он пришел благодаря своему убеждению в том, что свобода не может быть создана и что если бы это было так, то Бог был бы от­ветственным за вселенское зло. Тогда, как думает Бердяев, теодицея была бы невозможной. Зло появляется тогда, когда иррациональная свобода приводит к нарушению божественной иерархии бытия и к отпадению от Бога из-за гордыни духа, желающего поставить себя на место Бога...» (Н. Лоссский).

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/25/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010