Закрыть itemscope itemtype="" > Православная традиция русского человековедения и вызовы современности 02.11.2023 157 Время на чтение 14 минут 19 и 20 октября 2023 года в старинном русском городе Торопце, который сейчас находится в пределах Тверской области, прошла очном режиме и в режиме онлайн юбилейная XX Торопецкая Свято-Тихоновская Православная международная научно-практической конференции «Пастырь добрый» – 2023 год. Она раскрыла величайшую и обострившуюся в современных условиях тему «Православие и русская культура в эпоху исторических перемен». Следует отметить, что Торопец, стоящий на восточных отрогах Валдая меж ледниковых озёр Соломено и Заликовское, где в 1239 году венчался святой новгородский князь Александр Невский, в следующем 2024 году отмечает своё 950-летие, причём на общероссийском уровне... На пленарном заседании конференции с докладом выступил вице-президент Петровской академии наук и искусств, профессор и академик ПАНИ Владимир Осипов. Пользуясь случаем, поздравляем его с недавним награждением высшим орденом Петровской академии — Орденом Петра Великого за успешное руководство Тверским региональным отделением ПАНИ в течении последних 30 с лишним лет, за достижения в научно-исследовательской и преподавательской работе и активную гражданскую позицию. Владимир Глебович — автор сайта «Русская народная линия» и постоянный участник ежегодных выездных заседаний международной общественной организации «Русское Собрание», которые проводятся в городе Калязине Тверской области и именуются «Калязинскими чтениями». Предлагаем вниманию читателей текст его доклада. Уважаемые участники конференции! 1. В своё время Генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов высказал парадоксальную мысль: «Мы плохо знаем общество в которой живём!»... И это констатировал бывший председатель КГБ СССР — самый информированный человек в стране. Вспомним дальнейшую историю нашего Отечества, как трагическую, так и героическую, а именно: - непредвиденный развал Советского Союза; - пушечный расстрел Белого Дома в Москве;

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/02/...

К истории Русской Православной Церкви Скачать epub pdf Содержание 1. Богословские и нарративные источники 2. Епархиальные источники 3. Агиографические источники     Издательский проект «Русская Православная Церковь », глава из которого предлагается вниманию читателей портала «Слово» (ОР РГБ, фонд 862, к. 30, ед. хр. 5), наряду с издательскими проектами «Русская Библия », «Троице-Сергиева Лавра» занимал важное место в жизни архимандрита Иннокентия (Просвирнина Анатолия Ивановича, 1940–1994), ученого-богослова, историка, источниковеда, члена Археографической комиссии РАН, члена Международного фонда славянской письменности, видного церковного и общественного деятеля. Необходимо сказать о значении этой работы для нашего времени – времени, когда источники исследуются недостаточно активно, предпочтение зачастую отдается изучению мифов и легенд, иногда и кардинально пересматриваются факты. 1. Богословские и нарративные источники Богословская мысль каждой Поместной Православной Церкви едина по существу. Она зиждется на трех основных источниках: Священном Писании , Священном Предании и Православном Литургическом опыте. Но при этом внутреннем единстве источников Поместных Церквей каждая Церковь имеет и своеобразие Богословской мысли, которая отражает своеобразие самой ее истории. История Русской Православной Церкви отлична от истории других Церквей. Ее зрелый духовный опыт впервые зафиксирован в русских летописях. В отличие от западных или греческих хроник, в них, наряду с повествовательным изложением истории, дан конкретный Богословский синтез, выражающий русское религиозное сознание по поводу тех или иных событий в жизни народа, особенно событий эпохальных. Это можно проследить уже в Начальной летописи, или «Повести временных лет». Этот памятник имеет и Богословское значение. Летописцы, как правило, высокие подвижники духа, бережно записывали свидетельства воли Божией о своем народе, открывающиеся через отдельные лица или события. В их текстах отражена духовная атмосфера русской жизни (ср., например, свидетельства под 988, 1037, 1068, 1125, 1237, 1377, 1522 годами).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

ЛИБЕРАЛЫ ПРОТИВ ЦЕРКВИ: ВЕДАЮТ ЛИ ОНИ, ЧТО ТВОРЯТ? Образ Церкви в светской печати Интерес светской прессы к Русской Православной Церкви вполне понятен - доверие к ней российских граждан остается в последнее десятилетие на весьма высоком уровне, намного обгоняя все государственные и общественные институты (армию, суд, правительство, Президента, Думу, политические партии, СМИ). Рейтинг Святейшего Патриарха Алексия II среди 100 ведущих российских политиков за этот же период сохраняет свою позицию от 12 до 15 места, а среди тех, кто " положительно влияет " на политику России, его место неизменно в первой десятке (см. ежемесячные опросы " Независимой газеты " ). Количество российских граждан, причисляющих себя к Православию, с каждым годом увеличивается, тогда как количество атеистов сокращается. На вопрос " Кем Вы себя считаете? " в 1998 году ответили: " христианином вообще " - 34,7%, " православным " - 49,7%, " протестантом " - 1,1%, " атеистом " - 0,3%, остальные - принадлежат к другим верованиям или же не определили своего отношения к религии (Ин-т Социологии РАН, грант РГИФ). В течение последнего десятилетия количество приходов на территории России увеличивалось каждый год на тысячу, на ту же самую цифру увеличивается количество священнослужителей. Все это свидетельствует о том, что в истории Церкви переживаемое нами десятилетие останется как период уникального церковного подъема, небывалого духовного возрождения нации, восстановления многих насильственно прерванных отечественных просветительских и миссионерских традиций, возобновления широчайшей по масштабам деятельности духовного и социального служения Церкви. Поэтому неудивительно, что во многих светских газетах и журналах появились постоянные обозреватели церковных проблем и даже отделы и специальные приложения, посвященные религии. Однако будущий историк, пожелавший бы узнать о том, какова была роль Русской Православной Церкви в обществе в первое десятилетие после освобождения ее из большевистского пленения, и для этого обратившийся к некоторым газетам и журналам, называющим себя демократическими (например, " Известия " , " Новые известия " , " Московский комсомолец " , " Комсомольская правда " , " Общая газета " , " Новая газета " , " Литературная газета " , " Аргументы и факты " , " Русская мысль " , " Новое время " , " Итоги " , " Огонек " , " Континент " и др.), обратит внимание на существенное несовпадение объективных показателей, некоторые из которых мы выше привели, с тем, что было написано о Церкви за эти годы. Мало того, этот историк обнаружит, что Русская Православная Церковь была для некоторых изданий объектом самой настоящей информационной войны, рассчитанной на долгие годы.

http://pravoslavie.ru/press/svetsk_press...

Общий взгляд на русскую художественную литературу по отношению к высшим вопросам жизни. Значение для них в произведении Достоевского. Вскрытие в душах людей «облика Христова» и связи между направлением жизни и идеей Бога. Произведения гр. Л. Н. Толстого. Оживление ими идей естественной морали и религии. Наука и культура перед судом человеческого сознания, подвергшегося влиянию этих идей. Поэзия как продукт более широкого восприятия жизни. Значение этого факта для дела религии. Возможность пользования художественной литературой для разъяснения религиозных вопросов жизни подтверждается примерами многих великих деятелей христианства. Недавно в городе Горки, Могилевской губернии, издана Я. И. Ктитаревым книга: Вопросы религии и морали в русской художественной литературе. Книга эта заслуживает внимания как тех, кто стремится к всестороннему изучению русской литературы, так и вообще людей, интересующихся религиозным и моральным состоянием русского общества. Среди культурного человечества можно считать уже общепризнанным, что русская художественная литература в лице её перворазрядных представителей занимает особое место в литературе мировой. Этим она обязана великой способности наших писателей ярко изображать действительную жизнь и представлять в захватывающих внимание художественных образах русскую душу. А душа эта, как известно, вообще имеет большую склонность отдаваться размышлению о тайнах бытия и глубоко волноваться теми вопросами, которые не может не ставить перед собой человек, старающийся познать самого себя и осмыслить свою жизнь. Эта склонность в разных степенях и формах сказывается и на русской интеллигенции, и она выгодно отличает ее от средней интеллигенции в Западной Европе. Русский человек вообще менее расположен удовлетворяться теми буржуазными идеалами жизни, которые так крепко привязали к себе человека западноевропейского. Изучать русскую литературу, рисующую действительную жизнь русского народа и его интеллигенции, – это значит ввести мысль в область идеализма и высших вопросов бытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kuznec...

Ответ М. Курдюмову В патетической статье М. Курдюмова сделана попытка оправдать вновь возникший в зарубежной церкви раскол. Так как исходным моментом прискорбных и всем памятных событий было отрешение Митр. Евлогия Митр. Сергием, почитающим себя главою Русской церкви, то естественно, что и пафос возникшей в эмиграции новой церковной общины сводится к противопоставлению церкви зарубежной и церкви русской. М. Курдюмов выражает это настроение с большой горячностью. К сожалению, его взволнованный лиризм не допускает четкой постановки вопросов. Многое из сказанного им – даже большая часть – сама истина. Но в неточном, расплывчатом выражении истина перестает быть истиной. Из благородного в основе своей негодования Μ. Курдюмова рождается несправедливость. Я уже имел случай изложить свое понимание церковной политики митр. Сергия («Вестник Хр. Ст. Дв.» 1930 и 1931 Не буду возвращаться к сказанному там и ограничусь рамками статьи М. Курдюмова. Три темы выдвигает автор: эмиграция, русская церковь и социальный вопрос. Последняя тема всплывает довольно неожиданно: она не приведена в связь с двумя остальными и в своей недоговоренности оставляет в читателе недоумение. К ней мы вернемся. Если изъять эту важную, но неудачно включенную тему, то мысль автора все время вращается в кругу преследующей его антитезы: эмиграция и русская церковь . Для размалевки ее автор не пожалел красок. С одной стороны, эмиграция, самодовольная, «чистая», гордая своим богатством, влюбленная в Запад и его правопорядок, жаждущая имущественной реставрации и восстановления строя опеки государства над церковью. С другой, церковь мучеников безгрешная, полная Христовой любви, зовущая к отрыву от земного и к «узкому» пути. Бесспорно, элементы этой антитезы взяты из жизни. И мученик, и самодовольный эмигрант, действительно, существуют. Но вся картина нарисована автором в таких лубочных красках, что выходит из границ допустимой стилизации. Ясно для всякого, что и в России и в Зарубежье есть много духовных типов и направлений. Достаточно спросить себя, соответствуют ли стилизованные образцы М. Курдюмова обоим церковным вождям: митр. Сергию и митр. Евлогию, чтобы почувствовать фальшь всего изображения.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Памяти отца Сергия Пуха – пять удивительных историй Сын врангелевского офицера – банковский работник – священник 27 января, 2016 Сын врангелевского офицера – банковский работник – священник 27 января – девять дней как отошел ко Господу митрофорный протоиерей Сергий Пух, настоятель и устроитель храма святых апостолов Петра и Павла в городе Люксембурге. Этим рассказом-воспоминанием мы открываем рубрику культурно-просветительского и паломнического центра святого апостола Фомы – «Христианская Европа» – рассказы о православных приходах, истории христианских святынь и современной жизни европейских христиан. Однажды к нему пришла совершенно незнакомая женщина и сказала: «У меня долги, отдать не могу…» Он спросил: «Какая сумма? Я тебе дам…» Таких историй рассказывают о нем много. Это был человек, доверившийся Богу, исцелившему его от неизлечимой болезни. Поэтому жизнь его можно разделить на две половины – жизнь дарованную и жизнь подаренную, которую он прожил, совершенно четко понимая, Кого должен благодарить за этот Дар. Об отце Сергии вспоминают те, кто знал его. Из слова архиепископа Женевского и Западноевропейского Михаила: …Отец Сергий на 15 лет старше меня и, как и я, сын русского человека, который выехал за границу. Он принадлежит к первому поколению, родившемуся здесь. В двадцатых годах прошлого века русская эмиграция еще и умственно и нравственно воспринимала свое пребывание здесь как временное. Никто из них не думал, что здесь, в рассеянии пройдет вся их жизнь. Все думали, что завтра, послезавтра мы уедем. Мой отец говорил мне, что только после войны пришло понимание того, что они никогда не вернутся в Россию. Но за это время русская эмиграция уже построила свою Россию за рубежом, воссоздала свою и духовную, и церковную Родину здесь. Отец Сергий был этим полностью пропитан. Мысль построить здесь храм, показавшаяся сначала безумной, была Богоугодной и вопреки всему была им осуществлена. Кредит на храм Тимофей Китнис , историк и богослов, организатор паломнических поездок к православным святыням Европы:

http://pravmir.ru/pamyati-ottsa-sergiya-...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Троицкий монастырь     Троицкий монастырь     Русская идеология на Афоне - читать...     Часть 4  Троицкий монастырь   Москва — третий Рим, а четвертому не бывать.   Появилась целая литература, развивавшая и укреплявшая  идеологию Москва — третий Рим. Сказание о «бе­лом клобуке», о происхождении князей Московских от брата римского императора Августа, о венце и бармах Мономаха и т. д. В церковной области это движение также нашло свой громкий отклик: Москва — третий Рим! Русская Церковь сознала себя окрепшей и самостоятельной, способной с гордостью указать на ряд сво­их, русских, святых, которые ничуть не ниже греческих, и по­этому церковные соборы половины XVI века канонизовали и далее.   Хотя первые попытки и не были особенно удачны, но они пробуждали живую мысль, знаменовали освобожде­ние от ига буквы и обращение к духу, к внутреннему смыслу христианского учения и обряда. Можно было бы привести много примеров, указывающих, какими прочными и много­численными нитями Троицкий монастырь был связан со всей политической и духовной жизнью страны и как ярко душа Московской Руси выражалась в нем, но необходимо еще отметить, что и экономически в XVII и первой половине XVIII века Троицкий монастырь являлся одной из круп­нейших величин на всей территории России, поддерживая идеологию Москва — третий Рим.           Число крепо­стных душ, принадлежавших ему, исчислялось десятками тысяч, и к 1763 году, перед самой секуляризацией, достигало 106501 души, а число вотчин и прочих земель исчислялось сотнями, так что он, бесспорно, был самым крупным русским вотчинником. Своеобразное положение Троицкиого монастыря — вотчин­ника с огромным и сложным хозяйством, целым штатом слу­жащих, с накоплением огромных для того времени сумм еще почти не освещено исторической наукой, но мы знаем, что Троицкий монастырь был при этом и крупным промышлен­ником, и купцом: торговал он, при том беспошлинно, глав­ным образом солью и рыбой, причем посылал свои суда даже в Норвегию. Часто Троицкий монастырь ссужал деньгами нуждающих­ся, всего чаще — своих крестьян, иногда посторонних лиц, а всего более и не вполне добровольно — правительство, ко­торое пользовалось часто монастырской казной с большой свободой, например, при Петре I было забрано в разное вре­мя до 400 ООО рублей, сумма огромная для того времени.

http://isihazm.ru/1/?id=716

поиск:   разделы   рассылка Тихий послушник Божий Источник:  Патриархия. ру Воспоминания протоиерея Николая Артемова, ключаря кафедрального собора святых Новомучеников и исповедников Российских в Мюнхене, о почившем Первоиерархе Русской Зарубежной Церкви митрополите Восточно-Американском и Нью-Йоркском Лавре. Опубликовано в газете " Русская мысль " от 28 марта 2008 г. (4691)). Крест своего нового служения Христу – быть митрополитом, Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви – владыка Лавр принял на свои плечи в критический момент. Русская Церковь в целом вступила в качественно новое измерение, внутри же Русской Зарубежной Церкви отношение к этим изменениям было различное, вплоть до крайнего неприятия. Этому способствовали старческие немощи ее Первоиерарха митрополита Виталия (Устинова). Трудно сказать, выражал ли радикализм, отвергающий Московскую Патриархию и любую возможность диалога с ней, подлинное отношение самого владыки Виталия или же, скорее, позицию окружившей его группы. Был момент, когда митрополит Виталий осознал, что издание противоречивых указаний от его имени наносит вред Церкви, и он попросился на покой. После этого Архиерейским Собором был избран владыка Лавр. Буря вокруг ушедшего, а потом и " возвратившегося " митрополита Виталия захлестнула Русскую Зарубежную Церковь... В день избрания бывший Первоиерарх поздравил нового митрополита и обещал свою поддержку, но вскоре все обернулось иначе. Думается, что митрополит Лавр и до своего избрания понимал, что нечто подобное может, даже должно произойти. Его сердце принимало Русскую Зарубежную Церковь, с которой он срастался с самой своей юности, как часть всецелой Русской Церкви. Для него она была местом явления живого Христа, несмотря на все бури и невзгоды, на которые он смотрел своим невозмутимо спокойным, но и глубоко страдающим взором. Он приносил эти человеческие страсти Христу – Единому Спасителю, зная и испытывая вновь и вновь, что значит это наименование Господа. Родившийся 1 января 1928 года в селе Ладомирово, где тогда спасались монахи, вышедшие из Почаевской лавры, он юношей пришел в монастырь преподобного Иова Почаевского в Ладомирово, и там сердце его отдалось всему, что выражало глубинную суть Православия. Так он стал тихим послушником Божиим. Он пробыл им всю жизнь, до самой своей кончины в то воскресенье, когда Церковь празднует Торжество Православия. Господь даровал Своему послушнику приготовиться Чистой седмицей – первой неделей Великого Поста. Владыка Лавр был на всех богослужениях, служил сам Литургию Преждеосвященных Даров в пятницу, потом занемог и ушел в свой скит, а в ночь под Торжество Православия во сне отошел в тихое пристанище Господа своего. Никого при нем не было. Рано утром протодиакон Виктор Лохматов, прошедший полвека с ним, нашел владыку как бы спящим – таким, каким часто будил его, – лежащим с заложенной за головой рукою.

http://religare.ru/2_52405.html

«Пятнадцать веков протекло с того времени, как учили в Церкви последние из тех ее отцов, учение которых по вопросу о христианском отношении к собственности мы изложили. Мир жил эти века своей жизнью; и теперь, так же, как и в дни святоотеческого учительства, нет правды на земле в отношениях между христианами, и дивными кажутся нам слова Евангелия Христова о братстве людей, как детей одного Отца. И теперь, так же как и в первые дни христианства, миллионы обездоленных в мире идут к Церкви и через нее приносят в жертву Богу свои сокрушенные сердца, ожидая здесь утешения и просвещения. Наша русская православная Церковь есть часть великого вселенского целого и должна являться носительницей тех идей, какими жила древняя Церковь. К ней, русской православной Церкви, протянуты не только руки просящих, но устремлены сердца, любящие правду и тоскующие по ней. И наша Церковь должна быть вестницей правды Христовой, должна исповедовать Его истину, обличать мир в том, что нет правды в его жизни, и указывать миру единый путь жизни во Христе и Его слове вечной истины. И если наше богословие и проповедь в храме призваны быть слугами Церкви и содействовать ее возрастанию в мире, то они должны исповедовать и проповедовать истину Христову во всей ее чистоте и лучезарной красе, а не извращать ее в угоду началам, господствующим в нашей наличной жизни. Нами было кратко указано на ложь того пути, каким идут, в общем, современные нам богословие и проповедь в уяснении христианского взгляда на вопросы об отношении христианина к собственности и помощи нуждающимся. Коренная ложь эта в том, что за норму христианских отношений принимаются не те идеальные начала жизни, какие были возвещены миру Господом Иисусом Христом, но начала, фактически господствующие в нашей, языческой по духу, жизни. Поэтому и оказалось возможным дойти до такого ослепления, чтобы от имени Церкви Христовой советовать хранить и умножать свое богатство в то время, как братья умирают с голоду, и жить в роскоши тогда, когда великое множество людей не имеют и крова. Так учить, значит, поистине, подавать алчущим правды камень, вместо хлеба; и нужно ли удивляться, что когда такие учители говорят: “Церковь — мать наша”, — то, хотя они говорят истину, но в их устах уныло звучит она, и не ощущается в их речи всего тепла этого образа — материнства Церкви. И есть лишь один надежный путь для нашей русской богословской мысли сохранять верность Христу — это прислушиваться более к голосу предания Вселенской Церкви, чем к голосу предания человеческих обычаев; усваивать значение вечной правды слову Евангелия, а не меняющимся человеческим установлениям и мнениям. Русская богословская мысль, если она желает быть верной заветам древней Церкви, должна на пути своего исповедания и проповедования Христовой истины идти в мир со знаменем, на котором были бы начертаны великие слова псалмопевца, обращенные им к Богу: “правда Твоя — правда вечная, и закон Твой — истина”».

http://blog.predanie.ru/article/svyatye-...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   14 травня 2007 р. 12:23 Епископ Штуттгартский Агапит: «Мы — русская Церковь, и в первую очередь обязаны окормлять свою русскую диаспору» [Ihmepb " ю] Епископ Штуттгартский Агапит, викарий Германской епархии РПЦЗ, прокомментировал перспективы того, как будут складываться церковные отношения в Германии после после подписания Акта о воссоединении. 5 травня 2007 р. 12:26 Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел: «Культурная и духовная жизнь нашего города значительно обогатится» [Ihmepb " ю] Правящий архиерей Рязанской епархии в интервью Пресс-службе Московской Патриархии рассказал о нынешней ситуации в деле возвращения Церкви Рязанского Кремля. 2 2007 р. 09:58 Архиепископ Корсунский Иннокентий: «Ассамблея православных епископов Франции — не иерархический, а консультативный орган» [Ihmepb " ю] 24 марта в Париже на совещании клира и мирян французского благочиния Корсунской епархии было принято решение временно приостановить участие Корсунской епархии в заседаниях Ассамблеи православных епископов Франции (АПЕФ). В интервью газете «Русская Мысль» владыка Иннокентий прокомментировал нынешнюю ситуацию в сфере межправославного диалога во Франции. 26 березня 2007 р. 13:41 Протоиерей Владимир Диваков: Церковь «Большое Вознесение» — центр духовной жизни интеллигенции [Ihmepb " ю] Протоиерей Владимир Диваков — заведующий канцелярией Московской Патриархии, благочинный церквей Центрального округа города Москвы, настоятель храма в честь Вознесения Господня у Никитских ворот (Большое Вознесение) ответил на вопросы корреспондента газеты «На Пресне» Татьяны Карповой. 7 березня 2007 р. 17:59 Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий: «Мы черпаем от русской святости» [Ihmepb " ю] В своем интервью Информационной службе Псковской епархии митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий рассказал об истории и о современном положении Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/23...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010