Закрыть itemscope itemtype="" > По поводу полемики на РНЛ о христианском социализме 10.08.2015 2779 Время на чтение 11 минут I. Православный социализм и симфония властей Число сторонников православного социализма растет. И среди них не только миряне - появляются и священники, благосклонно смотрящие на православный социализм. Люди начинают понимать, что православный социализм - реальность, общественное устроение, опирающееся на глубинные основания русского мира. Впрочем, активность стали проявлять и противники православного социализма. Они тоже почувствовали, что православный социализм вполне может осуществиться, а они ужасно этого не хотят. Для них лучше национальная и социальная катастрофа, к которой мы приближаемся, чем такой ужас как православный социализм. Так, один из оппонентов (Серей Швецов)видит его главную ошибку в смешении государства и Церкви. Мол, Церковь - институт сугубо добровольный, государство же - нет - в нем приходится жить и лояльным гражданам и диссидентам. Другой оппонент (А. Карпов) близкую мысль выразил так: «активисты православного социализма неизбежно попадают в позицию, на которой ранее находились отцы Церкви. Это может быть решено двояко: либо через внесение светского элемента во внутрицерковную жизнь, либо через сакрализацию собственной деятельности. И то и другое по своей сути - повреждение Православия» ( http://goo.gl/CtgMDx ). Вот как оказывается - повреждение Православия! Выясняется, что теория симфонии властей, которой жил и Второй Рим и Третий Рим - это нечто нехорошее, вредное искажение, от которого надо отказаться. Византийские Отцы Церкви, оказывается, - троечники. И вообще, ренегаты: они служение одному Богу стали заменять служением государству. А уж наша русская Церковь! Сколько сарказма было вылито на нее в XIX в, - она, де, превратилась прямо в «министерство исповедания». Разумеется, явно отрицать симфонию властей оппоненты не решаются - она давно стала одним из краеугольных камней православия. Но вот понимают ли они, что нападая на православный социализм они критикуют симфонию. Как говорится, целились в православный социализм, а попали в симфонию.

http://ruskline.ru/analitika/2015/08/11/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Политическое измерение исихазма в истории Византии и России Византистские политические идеалы оказались неотделимыми от религиозного измерения исихазма 21.01.2013 1269 Время на чтение 14 минут Отношения византийской и русской культур в определенном смысле парадоксальны. Несмотря на общую религию - православие - и пришедшую вместе с ней книжность, бросается в глаза, что политический, социальный и экономический строй как Киевской Руси и княжеств периода раздробленности, так и московского периода не имеет почти ничего общего с византийским. Несомненно, это долгое время затрудняло подражание Византии даже в сфере придворного церемониала и монархической идеологии - оно началось только после брака Ивана III с Софьей Палеолог, то есть уже после падения Второго Рима. Затем сознательная ориентация на византийский политический опыт, совершенно нехарактерная для русского Средневековья, постепенно усиливалась в течение XVI и XVII веков вплоть до Петра I. Иван IV, Алексей Михайлович, патриарх Никон, Федор Алексеевич по своему политическому имиджу сознательно приближались к византийским образцам. Это тем более поразительно, что в указанные два столетия в сфере культуры Россия наоборот все дальше отходила от Византии и все более приближалась к западной культуре. Новейшие исследования Александра Камчатнова показывают, какое огромное влияние на всю русскую книжность и образованность в XIV-XV веках оказал византийский исихазм. Болгарский ученик святого Григория Синаита Феодосий создал так называемую Тырновскую школу письменности, влияние традиций которой в России ощущалось вплоть до петровских реформ, но все же шло на убыль к XVII веку. Дальнейший всплеск темы византийского наследия в России произошел только после публикации первого «Философического письма» Петра Чаадаева, считавшего Византию причиной всех дальнейших бед нашей страны (1836 год). В качестве ответа на этот вызов византизм стал славянофильским лозунгом, занял важнейшее место в историософии Федора Тютчева, а затем был подхвачен Константином Леонтьевым и Тертием Филипповым. Однако следует признать, что действительное знание особенностей византийской истории названными мыслителями оставляло желать лучшего: русская общественная мысль и византинология развивались параллельными курсами. Исключением был труд Льва Тихомирова «Монархическая государственность», в котором подробно рассматривались отличия римской и византийской монархии от российской.

http://ruskline.ru/analitika/2013/01/22/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Ревнители духовного просвещения Православные богословы XIX века стремились принести пользу обществу 18.11.2005 360 Время на чтение 5 минут В 2005 году Русская Православная Церковь отметила памятную дату - 120 лет со дня кончины епископа Муромского Иакова (Кроткова), учредителя Общества любителей духовного просвещения (ОЛДП). Основание Общества в сентябре 1863 года было вызвано желанием образованных пастырей распространять среди народа духовное просвещение. В связи с этим было признано желательным учредить епархиальную библиотеку, из которой каждый клирик Московской епархии мог бы получать все нужные для него книги. Впервые эта идея была высказана в 1859 году, а в январе 1862 года помещение для библиотеки было найдено в Высоко-Петровском монастыре в Москве . Митрополит Московский Филарет (Дроздов) пожертвовал в новосозданную библиотеку часть своих книг, а также средства для дальнейшего ее пополнения. Одновременно в кругах московского духовенства возникла мысль об учреждении при библиотеке научно-богословского общества. На собрании 4 ноября 1862 года 17 духовных лиц письменно заявили о своем желании быть членами такого общества. В дальнейшем к этой небольшой группе присоединилось еще 77 человек, в том числе и некоторые светские ученые. Вскоре о их желании открыть научно-богословское общество было доложено митрополиту Филарету, который не только одобрил это решение, но даже взял на себя труд составления проекта " Положения об образовании Московского ОЛДП " . Первым председателем Общества с 1863 по 1870 г. был архимандрит Иаков (Кротков). Среди светских членов Общества было немало лиц, известных в богословских и литературных кругах. Например, славянофил и публицист И.С. Аксаков (1823-1886); академик В.П. Безобразов (1828-1889); писатель К.Н. Леонтьев (1831-1891); профессор церковного права Казанского, а затем Новороссийского и Московского университетов А.С. Павлов (1832-1910); историк С.М. Соловьев (1820-1879); богослов и философ С.Н. Трубецкой (1862-1905); славянофил и общественный деятель Ю.Ф. Самарин (1819-1876) и многие другие.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Революция неизбежна 21.07.2014 1687 В 2012 году я написал статью о прозе Николая Дорошенко. В «Российский писатель», где Николай Иванович служит главным редактором, по этическим соображениям отправлять ее не стал, предложил другим изданиям, и везде получил отказ - из-за заголовка. Называлась статья так: «Предчувствие Гражданской войны». Редакторам сия мысль показалась кощунственной и нереальной. Спустя два года началась Гражданская война на исконно русской земле, в Новороссии, и теперь никто не может исключить ее продолжения в том же Крыму или на Кавказе. То, что эта война имеет этнический оттенок - не новость, почти сто лет назад на руинах Российской империи происходило то же самое. Нынешние советские развалины еще долго будут рушиться, погребая под собой границы, территории и народы. Опирался я, делая тогда прогноз, не на интуицию, экономический или политический анализ, а исключительно на художественную прозу и поэзию - все-таки по своей основной специальности я критик. И русская литература, и литературная критика во все времена, как бы кто ни возмущался, - это еще и идеология, и политика. Впрочем, в России все - политика. Рискну и сейчас предстать Кассандрой, следуя той же «методе»: революция в России неизбежна, ее уже много лет подряд предрекают многие наши поэты, от Николая Зиновьева до Марины Струковой. Давайте, все-таки, рассуждать еще и логически. Только ли экономические, политические, финансовые и конспирологические причины могут быть виной очередной катастрофы? Неужели исключительно их имели ввиду Горький, Чехов и Блок, предсказывая революцию в образах бури, алмазного неба и весны? Неужели некие «технические» детали, наподобие того же технологического уклада, определяют человеческую судьбу? А куда мы денем голос свыше?.. Думается, и тогда, сто лет назад, и ныне движущей силой революции были не рабочий класс и не интеллигенция, как сейчас считают многие, а вопиющая несправедливость. Не рутинная, свойственная обществу вообще, а именно вопиющая, взывающая к Небу.

http://ruskline.ru/analitika/2014/07/21/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Святой Александр Невский телесно возвращался на места своих былых побед» Диакон Владимир Василик о Великом Князе ко дню перенесения его святых мощей в Петербург 11.09.2010 595 Время на чтение 5 минут Завтра Русская Православная Церковь празднует перенесение мощей святого благоверного Великого Князя Александра Невского из града Владимира в град святого Петра, что произошло в 1724 года. Это перенесение явилось неслучайным и промыслительным. Святой Князь Александр Невский телесно возвращался на места своих былых побед, - на то место, где Господь сподобил его остановить первый натиск еретического Запада. Промыслительно также, что перенесение мощей осуществил первый Император Всероссийский Петр Великий. К сожалению, временами в отечественной историографии встречается мысль о том, что война со Швецией была не нужна, что ее урон был равен пяти Швециям. Это далеко не так. На самом деле этой война была нужна, во-первых, для освобождения православных Ингрии и Карелии, которых угнетали шведы-протестанты и стремились постепенно ассимилировать и опротестантить. Во-вторых, для того, чтобы Россия открыла себе «окно в Европу». И не для того, что заражаться тлетворным западным духом. Петр I сказал замечательные и глубокие слова: Европа нужна нам лет на тридцать, а потом смело можем повернуться к ней спиной. Это нужно было для того, чтобы устоять в технологическом соревновании с Западом, остаться великой державой и не погибнуть. Святой благоверный Великий Князь Александр Невский своими мощами освятил град святого Петра – будущий маяк апостольства не только для северных земель, но и для всего мира. Для нас память святого Александра Невского жизненно важна по многим обстоятельствам. Во-первых, он показал нам наш путь и великий исторический выбор. В XIII веке Русь оказалась в клещах. С одной стороны – Золотая Орда, татары, с другой стороны – шведы и Тевтонский орден. Воевать на два фронта Русь не могла. С кем было мириться, заключать союз, а с кем – воевать? Святой Князь Александр Невский промыслительно разглядел антихристианскую сущность католического Запада, его свирепый и неуемный натиск на Восток («Drang nach Osten»), его желание асссимилировать и покорить народы, и не только языческие, но и православные. И, напротив, он ясно осознал ту истину, что татарам нужна дань и покорность, но русскую душу они не тронут, поскольку они веротерпимы и безразличны к духовной жизни покоренных народов. Им нужна материя, а Западу – душа русского человека, которую Запад пытался и пытается пересоздать по своему образу и подобию. Александр Невский сделал выбор между внешним и внутренним рабством, между внешним порабощением и внутренним растлением.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/9/11/svy...

Закрыть itemscope itemtype="" > Славянский язык - родная стихия нашей церковности Архиепископ Никон (Рождественский) 13.08.2018 840 Время на чтение 6 минут Было время на Руси, и еще не так давно, лет шестьдесят-семьдесят назад, когда русские православные люди знали церковнославянский язык родной своей матери-Церкви настолько хорошо, что не только понимали его, но и в беседах о предметах веры нередко выражались по-церковному, по-славянски. Учились тогда больше у старых дьячков, которые брали по семи с полтиной с головы за выучку читать, писать и четыре правила арифметики, а за воспитанников Воспитательного дома платили им даже по семнадцать рублей; курс продолжался две зимы. В такой школе у моего родителя учился и я вместе с крестьянскими детьми. Учебниками были: Букварь, Часослов и Псалтирь. Помолившись Богу вместе с нами в родном храме, выслушав " молебен пред началом учения отроков, хотящих учитися книг Божественного Писания " , родитель дал нам по " букварю " , на обертке коего, в самом верху, было напечатано: Боже, в помощь мою вонми и вразуми мя во учение сие. Мы перекрестились, повторили за родителем эту молитву, поцеловали книжку, вооружились указкой и с чувством особого почтения к книжке принимались за учение, как за святое дело... Азбук гражданской печати мы и не знали: первой книгой такой печати была для меня " Русская грамматика " Востокова. А до этой книги я перечитал уже всю церковную библиотеку: все Четьи-Минеи, Библию, Благовестник, Пролог, Розыск, разные богослужебные книги... Любознательные юноши, дети крестьян, шли тем же путем в своем образовании книжном, разумеется, если только интересовались книгами. Горек был такой корень учения, но плоды его были сладки. Трудно было самому додумываться до значения славянских слов, но понемногу ум привыкал к этим словам, становились понятными сначала те слова, которые чаще встречались: иже, яко, аще, благий, той и прочие, а затем мало-помалу горизонт умственный расширялся, правда, медленно, но зато уж прочно. Самая мысль, постоянно имея дело со славянскими книгами, привыкала иногда и работать по-славянски.

http://ruskline.ru/opp/2018/avgust/13/sl...

Закрыть itemscope itemtype="" > Спасите Михаила Щеглова от властей Татарстана! О нападении на известного общественника посредством государственных органов 12.08.2022 3287 Время на чтение 7 минут Фото: ruspartia.livejournal.com Как сообщалось , 27 июля 2022 года в Казани прошла дерзкая акция – бесцеремонные и оскорбительные обыски у председателя Общества русской культуры Республики Татарстан, председателя Казанского отделения «Русского Собрания» Михаила Юрьевича Щеглова по домашнему адресу и по месту его работы в Казанском техническом университете. Как отмечала РНЛ, повод совершенно абсурдный. Какой-то следователь решил, что Щеглов может быть причастен к уничтожению православного креста на могиле в районном центре Актаныш Республики Татарстан (примерно в 370 км от Казани). И какой-то судья дал разрешение на проведение обысков. РНЛ констатировала: «Ситуация дичайшая. Михаил Щеглов – известный общественный деятель не только в Республике, но и России, лидер русского движения Татарстана, защитник православных святынь. И его подозревают в спиливании креста на могиле?! Абсурд! Вздор! Очевидно, что силовые структуры Татарстана вместо поиска подлинных преступников, осквернивших могилу, преследуют тех, кто пытается противодействовать подобного рода преступлениям. Напомним, что в начале октября 2021 г. на могиле православного Виктора Смирнова на актанышском кладбище неизвестные вандалы спилили православный крест… Крест на могиле власти не восстановили, это пришлось делать семье вдовы умершего. Однако в канун Троицкой родительской субботы 10 июня 2022 г. крест на могиле вновь был спилен… Об этой вопиющей ситуации «Русская народная линия» несколько раз писала. Было две публикации сестры вдовы покойного Ирины Грегоржевской… а также две статьи самого Михаила Щеглова « Татарская семья бьётся за память умершего православного родственника » и « Братство татарских сельхозмехаников… ». И приводятся слова самого М.Ю. Щеглова: «Кому могла прийти в голову мысль, что человек, больше тридцати лет занимающийся сохранением русской культуры в Татарстане и защитой православия, сам, будучи церковным человеком, мог содействовать осквернению могилы русского православного человека?.. Всё было, как в кино. Открываю дверь на звонок, врываются крепкие ребята в спецодежде, масках с криками " стоять, лицом к стене, руки за голову, не дёргайся " и тому подобным. Ввалилось человек десять, если не пятнадцать… Это, как я понял, не просто МВД, а сотрудники ЦПЭ (т.н. «центр по противодействию экстремизму» – А.С.)… Ни звонок сделать, ни адвоката пригласить. И началось…»

http://ruskline.ru/news_rl/2022/08/12/sp...

Закрыть itemscope itemtype="" > Уникальная поездка по Сербии с иконой Божией Матери Протоиерей Геннадий Беловолов о поездке в Сербию, в ходе которой Патриарху Иринею был преподнесен образ Августовской иконы Пресвятой Богородицы 04.09.2012 783 Время на чтение 7 минут В конце августа в Сербии произошло важное событие. Патриарху Сербскому Иринею была преподнесена Августовская икона Божией Матери, как еще ее называют, «Августовская победа». Это произошло в резиденции Патриарха, при участии Ольги Николаевны Куликовской-Романовой. Икона была передана от православных Санкт-Петербурга, а принесена в Сербию с помощью православной школы «Лужки», которой руководит диакон Максим Константинов. Почему именно эта икона была подарена? Идея была инициирована мною еще в 2008 году, когда, с одной стороны, Косово провозгласило о своем отделении от Сербии, а, с другой стороны, буквально через 2 недели после этого, 2 марта, Патриарх Алексий II в России прославил Августовскую икону Божией Матери. Тогда для меня эти два события, казалось бы, далекие и разные, тем не менее, соединились. Ведь Августовская икона явилась в начале Первой мировой войны русским воинам в Августовском лесу, в ночь с 31 августа на 1 сентября. Именно после этого явления русская армия одержала одну из первых побед в Первой мировой. Но в эту войну Россия вступила, руководствуясь мыслью о защите братской единоверной Сербии, и явление Божией Матери было воспринято как благословение на эту священную войну в защиту славянства. Стало быть, эта икона имеет отношение не только к нам, к русскому воинству, но и к сербскому народу. Вот тогда и возникла мысль, что эту икону должны узнать и в Сербии. Поскольку я уже бывал в Сербии несколько раз, у меня складывались хорошие отношения с секретарем Патриарха, я поделился с ним этой мыслью. Он поддержал и благословился у Патриарха на написание этого образа и принесение его в Сербию. Было ясно, что икона, которой предстояло стать первой в Сербии, должна быть большой, написанной в византийско-балканском стиле, распространенном в Сербии. Образ заказали петербургскому иконописцу Ростиславу Мартиновичу Гирвелю , который работает в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Ему тоже пришлось проделать большую работу по переводу живописной иконографии в каноническую. Он прекрасно справился с этой творческой задачей и написал первый образ «Августовская победа» в древнем каноническом стиле. Икона была заказана большого размера в 1,5 метра высоты.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/09/04/un...

Закрыть itemscope itemtype="" > Философия Родины и Жертвы К 120-летию А.Ф. Лосева 23.09.2013 828 Время на чтение 12 минут Выдающийся историк античной философии и культуры, величайший православный мыслитель нашего времени. Уникальная роль Лосева в духовной истории становится все очевиднее. Автор «Истории русской философии» протоиерей В. Зеньковский считал: «В лице Лосева русская философская мысль явила такую мощь дарования, такую тонкость анализов и такую силу интуитивных созерцаний, что всем этим с бесспорностью удостоверяется значительность того философского направления, которое впервые с полной ясностью было намечено В. Соловьевым». Связанным с понятием «всеединства» - восприятия мира как целостного универсума. Наш современник О. Платонов полагает, что как христианский мыслитель Лосев сформулировал главное явление последнего тысячелетия - с эпохи Возрождения осуществляется развертывание сатанизма в форме капитализма и социализма. Но подлинно глубокое освоение его наследия, на наш взгляд, еще впереди. Алексей Федорович Лосев родился 23 (10 ст. ст.) сентября 1893 года в столице Области Войска Донского городе Новочеркасске. Его прадед, сотник Войска Донского, герой Отечественной войны 1812 года, получил потомственное дворянство вместе с Георгиевским крестом. Отец - Федор Петрович Лосев (1859-1916), талантливый казачий музыкант-самородок, скрипач-виртуоз, выпускник дирижерского класса Придворной Певческой капеллы в Санкт-Петербурге. В мае 1887 года, будучи регентом Войскового певческого хора, после концерта, на котором присутствовал Александр III с супругой Марией Федоровной, Федор Лосев получил золотой перстень с бриллиантами. Творческая натура, отец сменил множество занятий, ушел из семьи, и после своей смерти сыну оставил сундук с нотами и скрипку. А ещё сыну передалась отцовская страсть к музыке, любовь к церковному пению и колокольному звону и артистизм, явленный им науке. Мать Алексея была дочерью протоиерея Алексея Полякова, настоятеля Новочеркасского храма Михаила Архангела, который и крестил внука. С этой стороны у будущего философа - целомудрие, глубокая внутренняя церковность, знание православного богослужебного обихода. Как признавался позже Лосев о. Павлу Флоренскому: «Я ведь Литургию помню, я ее каждый день про себя читаю».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Что нужно для победы? Чтобы победить Запад, нужно вернуться к Православию 17.03.2022 726 Время на чтение 4 минуты Фото: Из личного архива автора С началом военных действий на Украине прозвучала мысль о том, что Россия вступила в войну с коллективным Западом – обществом потребления, отказавшимся от христианской веры и превратившимся в Содом. Без Христа человек есть орудие бесов и уподобляется бесам, что и видно особенно ярко в характере западных политиков – они лукавы, а отец всякого лукавства и лжи – диавол. Поэтому война с Западом прежде всего духовная и происходит в душах: наша брань не против крови и плоти, но против мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесных (апостол Павел). Сильны ли мы вести такую войну и что нужно для победы? Победа над бесами одерживается только святыми: духовную войну вели Силуан Афонский, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский... Что можно сказать о нашем духовном состоянии? Думаю, никогда со времени крещения Руси мы не были так слабы. Мы вкусили от той же отравы, от которой умирает Запад, тоже стремились стать обществом потребления (только потребляем меньше, а идея та же). Русь восприняла Православие искренно и сильно: уже в XI веке в Киево-Печерском монастыре подвизались великие святые, строгостью жизни равные египетским подвижникам. А в XIX веке святитель Игнатий Брянчанинов писал об оскудении, обмирщении Православия и слабости монашества. Падение нравов мы хорошо видим из произведений русской литературы. Это «светская» литература, то есть такая, которой в принципе Бог не нужен. Писатели были кумирами общества: Добролюбов, Писарев, Щедрин, Некрасов, Толстой, затем Андреев и Горький – и почти все были неверующими. Василий Розанов, ставший свидетелем катастрофы 1917 года, написал в «Апокалипсисе нашего времени»: «По содержанию литература русская есть такая мерзость, – такая мерзость бесстыдства и наглости, – как ни единая литература». Он знал, что говорил. Это технически совершенная, великая, но чрезвычайно вредная литература, а она была властительницей дум русской интеллигенции. Прекрасный разбор русской литературы с православной точки зрения дал Н.А.Лобастов в шеститомнике «Записки сельского учителя» (правда, я не со всеми его мыслями согласен).

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/17/ch...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010