Закрыть itemscope itemtype="" > Экология слова 19.01.2021 1098 Время на чтение 9 минут Тема, на мой взгляд, чрезвычайная. Исходная из Евангелия св. Иоанна Богослова. Там сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Всё чрез Него начало быть. … В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его». Слово – Мысль - Идея – механизм Демиурга. Словом Он сотворил мир. Возможно, Слово, дарованное Человеку, несёт внутри себя отражения Слова Первозванного и, произнесённое или начертанное, имеет силу воздействовать на окружающий мир физически. С принятием христианства на Руси возникла и до сих пор существует автономия ЦЕРКОВНОГО СЛОВА, произносимого на церковно-славянском языке, чтобы не осквернять духовное бытовым просторечием, чреватым и непотребностями разного рода. Древние книголюбы насчитывали в своих библиотеках 10-15 книг исключительно духовного содержания. Ломоносов, Тредиаковский, Херасков, Сумароков открыли в России эпоху светской литературы. Слово стало играть публицистическую, а также просветительско-нравственную роль на доступном для грамотной публики уровне. Далее развилась великая Русская Литература конца XVIII – XIX столетия, которой мы так гордимся. Для меня в этом «гордимся» много вопросов. Главный: рисуя ЗЛО в неистощимых вариантах (а поводов к этому предостаточно, ибо духовная История Мира - это борьба Христа и Антихриста), не УМНОЖАЕМ ли мы это самое зло на земле? Именно так я воспринимаю многие сочинения Достоевского, Гоголя, Леонида Андреева… «В литературном мире нет смерти, - писал Н.В. Гоголь, - и мертвецы так же вмешиваются в дела наши и действуют вместе с нами, как живые». И Панночка, и Вий, и Солоха, и Красная свитка, и персонажи «Мёртвых душ»… Авторы изобретают человекоподобных фантомов, невольно авторизованных, да и пускают их гулять по белу свету как «типические образы в типических обстоятельствах». Герой романа Достоевского «Бесы» - Николай Ставрогин – «одна из ключевых фигур всего творчества Достоевского», как полагают многие литературоведы. Цитирую: «Ставрогин не может жить в гармонии с природой и людьми». Растлевает окружающих его персонажей. Не брезгует насилием и убийством. Фальшивит даже перед самим собой, пока не приходит к «высшей мере самоотречения» - самоубийству.

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/19/...

Закрыть Православие и новый социализм О достойном будущем России 25.04.2020 1807 Время на чтение 10 минут От редакции : При публикации этой статьи особо подчеркнём, что взгляды автора не совпадают с позицией Редакции. В данном случае стоит указать, что Г.В. Чудинова - член старообрядческой общины. И в этом смысле интересен её взгляд на социализм и на Ленина . Вспоминается знаменитое клюевское «Есть в Ленине керженский дух//Игуменский окрик в декретах». В любом случае эта позиция может быть интересна читателю. Мы, разумеется, удалили все выпады в адрес Русской Православной Церкви. В ответ на одну из своих статей на портале «Русская народная линия» о необходимости соединения идеологии Православия и нового социализма я получила гневный отклик: «Выбирайте, или православие, или социализм!». И подобные отклики отнюдь не единичны: в сознании большинства наших сограждан это несовместимые понятия. Сейчас, как никогда ранее, необходимо вырабатывать гибкое мышление, способное адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию в стране и в мире. Задумаемся над тем, почему потерпел крах социалистический проект в России при всех его неоспоримых достоинствах? Мысленно вернёмся к его истокам. Двадцать второго апреля сего года исполнилось 150 лет со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Публикации в соцсетях по поводу этой юбилейной даты наглядно свидетельствуют о том, что Ленин жив в наших сердцах и в народной памяти. Выразителем взглядов десятков тысяч людей на сайте Публицист.Ру стал Герман Садулаев: «Тысячи лет общество людей было разделено на эксплуататоров и эксплуатируемых. Пока в 1917-м году не пришёл Ленин. Тот, который победил. Впервые дети рабочих и крестьян массово стали инженерами, врачами, учёными, а ещё генералами, которые в 1945-м надрали задницу немецким фонам и баронам. Ленин – это имя возможности невозможного. И вечный страх, ужас для паразитов». Эту мысль продолжила публицист Татьяна Володина : «Ему было не легче, чем нам нынешним, но он осуществил свой проект». Лидер КПРФ Геннадий Зюганов заявил, что под его знаменем Владимира Ленина мы вернём власть трудовому народу и возродим страну. А незадолго до этого он призвал национализировать стратегические отрасли экономики, чтобы окончательно не потерять Россию.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/04/25/pr...

Закрыть Учение святого праведного Иоанна Кронштадтского о Евхаристии 03.01.2012 568 Время на чтение 21 минут В публикуемом исследовании кандидата богословия иеромонаха Кирилла (Зинковского) предлагается анализ учения святого праведного Иоанна Кронштадтского о Евхаристии. Исследование основывается на дневниковых записях святого, включая те, которые стали доступны совсем недавно. Особое внимание в статье уделяется аспекту евхаристического учения святого Иоанна, касающемуся природы литургических хлеба и вина. Несколько лет назад Русская Православная Церковь праздновала столетие со дня преставления святого праведного отца нашего Иоанна Кронштадтского. Великий «всероссийский пастырь» всей своей жизнью, своим непрестанным, напряжённым литургическим служением свидетельствовал о необходимости обновления евхаристической жизни Церкви. Это истинное обновление, оживление через исправление всего строя человеческого бытия, через посвящение всех душевных и умственных сил Богу, а также частое причащение Святых Христовых Таин святой Пастырь оставил нам как своё важнейшее духовное завещание. Задачей данного исследования является анализ учения праведного Иоанна Кронштадтского о Евхаристии по его дневниковым записям, включая те, которые стали доступны совсем недавно. Правильное понимание смысла и значения важнейшего Таинства Церкви - Таинства Тела и Крови Христовых - является насущнейшей потребностью каждого христианина. Тема Евхаристии всегда будет современной в силу христоцентричности жизни верующего в Господа Иисуса Христа, а также в силу свидетельства Самого Спасителя: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин 6:54). Особенным вниманием богословов в последнее время пользуется тот аспект учения о «Таинстве таинств», который касается реальности изменения природы литургических хлеба и вина. В связи с этим мы уделим в нашем исследовании этой проблеме особое внимание. Первая важная мысль о Святых Тайнах в богословском наследии праведного отца Иоанна, которую святой часто повторяет в своих дневниках, - это утверждение о необходимости принимать Святую Евхаристию «верою и благодарною любовию», без исследования. Желание исследовать величайшую Тайну Тела и Крови отец Иоанн называет «дерзким и исходящим от врага». Обращаясь к христианину от лица Господа, отец Иоанн писал: «...не слушай врага, нудящего тебя исследовать Мою Тайну. Это - оскорбление Моей истинности, святости и благости... Я в Тайнах - и довольно для уверения твоего. Помни: Я - Бог Таин. Покажи Мне свою сыновнюю доверенность: не слушай наущений врага» .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Закрыть Царская триада как мировоззренческий принцип «Православие, самодержавие, народность» снова входит в актуальное культурно-политическое пространство 13.04.2024 5 Время на чтение 9 минут Фото: Из личного архива автора В ноябре 2024 года перед главным зданием Санкт-Петербургского университета – знаменитыми петровскими Двенадцатью коллегиями – был торжественно открыт памятник графу С.С. Уварову, одному из основателей этого университета, а также основателю Киевского университета и Пулковской обсерватории. Это был образованный и энергичный человек своего времени, знаток античности и древних языков; император Николай Павлович неслучайно назначил его министром народного просвещения. Вместе с тем, в последующие годы граф Уваров стал известен как автор строгой цивилизационной формулы России – «православие, самодержавие, народность». Пройдя через два столетия, она снова входит сегодня в актуальное культурно-политическое пространство. Попытаемся объективно разобраться, что хотел сказать Уваров, выдвигая свою триаду. «Бог троицу любит» – говорит русская пословица. Вся христианская мысль строится по принципу троичности – от исходного триединства Отца, Сына и Святого Духа. «Не в силе Бог, а в правде» – полагал св. блг. князь Александр Невский. Свт. Сергий Радонежский, благословивший на Куликовскую битву князя Дмитрия Донского, говорил, что созерцанием Пресвятой Троицы побеждается ненавистная рознь мира сего. Великая икона Андрея Рублева «Троица» – это умозрение в красках, являющее тайну триипостасного Бога. Принципиальное внимание на священную природу царской власти обратил в своей переписке с беглым князем Курбским Иоанн IV (Грозный), подчеркнув, что «Отец, Сын и Святой Дух ниже начала имеет, ниже конца, им же цари величаются и сильные пишут правду» [Первое послание Ивана Грозного князю Курбскому//Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Л.: Наука. Лен. отд., 1979, с. 12]. То же самое утверждала теория Третьего Рима старца Филофея: два Рима пали, Третий стоит, а четвертому не бывать. Уже в наше время философ и богослов Б.В. Раушенбах разработал математическую логику троичности, описывающую этот исходный христианский догмат средствами современной науки [Раушенбах Б.В. Логика троичности//Раушенбах Б.В. Пристрастие. М.: Аграф, 1997, с. 117-129].

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/13/ca...

И.А. Гиндер Скачать epub pdf Современный процесс формирования новых религиозных движений дал заметный феномен, явившийся славянским неоязычеством, который продолжает свое непрерывное развитие. Данная статья посвящена рассмотрению достаточно новой проблемы в области религиоведения, истории, социальной философии – начавшемуся неожиданному росту все возрастающего интереса отечественных исследователей к вопросам неоязычества в России во второй половине 90-х годов. Неоязычество – одно из современных направлений духовно-религиозных исканий претендующих на возрождение дохристианских форм мировоззрения как основы гармоничного взаимодействия с природой и обществом. К теме неоязычества обратилось уже немало отечественных специалистов: немалый вклад в изучение неоязычества сделал И.Куликов (Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного характера: Справочник. – Издание третье, дополненное и переработанное. – Том 3. Неоязычество. Часть 1. Автор-составитель И.Куликов. – Москва, 2000. – 394 с.), описав все известные ему организации, автор О.В.Асеев «Славянское неоязычество в современной России»//«Государство, религия, церковь », выявил основные черты современного неоязычества. В.Кобец «Неоязычество: понятие и сущность»//«Государство, религия, церковь », " 2002, смог дать определение данному явлению, Прибыловский В. Прибыловский В. «Новые язычники – люди и группы»//«Русская мысль», 30 апреля – 6 мая 1998г. – Действительно, проблема изучения неоязычества последнее десятилетие становится как нельзя актуальной. Идет бурное развитие неоязыческих общин по территории России (Первая организация была зарегистрирована 3 июля 1991 года «Нижегородская языческая община»). В современных реалиях неоязыческая организация имеет выбор: регистрироваться или нет, т.е. заявить о своем существовании государству через регистрацию в Минюсте, либо вести полуподпольную деятельность. На данный момент Сведения (на 1 мая 2004 года) в Минюсте России зарегистрировано 63 организации под графой «Языческие верования». Это только те, кто изъявили желание, но организаций намного больше: еще в 2000 году их уже было выделено 120 (см. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного характера: Справочник. – Издание третье, дополненное и переработанное. – Том 3. Неоязычество. Часть 1/Автор-составитель И.Куликов. – Москва, 2000. – 394 с.)

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obzor-pr...

Иерей Павел Хондзинский. И затворены быша двери… Выпуская в свет доселе неизвестные православному читателю лекции по пастырскому богословию митр. Вениамина (Федченкова) , читанные им в Санкт-Петербургской духовной академии, мы видим необходимость предварить их не биографией автора «Записок архиерея», кажется не нуждающегося в представлении, но кратким очерком историко-богословского характера. В XIX веке по традиции русских духовных школ ректору в них полагалось читать курс догматики. Неписаный обычай в 1866 году был нарушен протопресв. И.Л. Янышевым, предложившим своим воспитанникам в СПбДА лекции по нравственному богословию. Известнейший его ученик – митр. Антоний (Храповицкий) в годы своего ректорства в Московской духовной академии преподавал также достаточно нетрадиционную тогда для ректора науку – пастырское богословие. Откуда у обоих этот интерес к областям, всегда почитавшимся прикладными в богословии? Отвечает ли он только логике внутреннего пути авторов или логике развития русского богословия вообще? Как общую закономерность можно отметить, что мысль всегда чувствует себя свободней на периферии устоявшихся воззрений. Там легче объявиться и обжиться новому. При взгляде оттуда в неожиданном ракурсе часто является вдруг и уже известное и привычное. Там подготавливается почва для будущих наступлений и прорывов. Применимо ли, впрочем, сказанное к богословию? Нет, если мы смотрим на него с точки зрения великой формулы: «изволися Духу Святому и нам»; да, если нас интересует, как и что в живой истории богословской мысли предваряло и подготовляло непререкаемое слово церковной веры. Взглянув на «пути» русского пастырского богословия, мы убедимся, что именно в конце XIX столетия оно занимает не свойственное ему прежде место. Наряду с этим мы видим возрастающую потребность разграничиться с западной церковной мыслью и отыскать область собственно православного во всем, начиная с догматики и кончая бытом. Видим потребность воплотить в реальность хомяковский «гимн» Церкви. Видим стремление к восстановлению канонического церковного строя и евхаристической жизни. Видим, что русская святость выходит за стены монастырей и является прямо среди седящих во тьме и сени смертной в лице кронштадтского светильника, открывающего собою практически неизвестный прежде в России, но с тех пор уже не иссякающий лик праведного белого духовенства. Во всех этих явлениях выступает вперед потребность свести воедино богословие и повседневность, церковность и общественность, святость и быт. Необходимость «лестницы Иакова» чувствуется во всем 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

иеродиакон Петр (Алексеенко) Аннотация. В статье на фоне краткого исторического экскурса, описывающего состояние русской школы богословия в первой половине XIX в., а также с учетом прослеживания основных творческо-биографических вех жизни святителя Феофана Затворника выясняется его вклад в русское и вселенское православное богословие, состоящее в оригинальной систематизации святоотеческой аскетики по антропологической схеме. Прежде всего следует определиться в понятиях и объяснить, что мы подразумеваем под «русской школой богословия». Это понятие включает в себя, на наш взгляд, два взаимосвязанных явления – научную богословскую мысль и богословское образование. При этом одно обусловливает другое: развитие богословской школы – науки обогащает богословскую школу – образование, равно как и развитие богословской школы как учебных заведений Церкви способствует фундаментальной постановке и развитию богословия как науки. Поэтому, говоря «школа», мы будем иметь в виду именно это единство богословского образования и науки. Для того, чтобы определить вклад свт. Феофана в русскую школу богословия – и учебно-образовательную, и научную, понять его преемственность и новаторство, необходимо предварить исследование кратким историческим экскурсом. К началу XIX в. русская богословская школа уже имела определенную традицию, но не была в должной степени развита. Вклад в духовное просвещение и богословскую науку делали лишь отдельные особо одаренные лица, но говорить о систематическом развитии богословской науки пока не приходилось. Проблемой русского духовного образования была исторически сложившаяся зависимость от западных школьных традиций. Эта зависимость была как внешней, поскольку изложение богословия практиковалось на латинском языке, так и внутренней, так как и на уровне содержания богословие в России оставалось в плену старых латинских систем и форм. Для развития русской богословской науки прежде всего необходимо было перейти с латыни на русский язык. Как отмечает ведущий современный историк российского духовного образования Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

инок Дамиан Приложение. Новый Афон А. С. БОЧКОВ, член Русского исторического общества. Мысль об устроении православного монастыря в Абхазии возникла в русских правительственных кругах сразу после её вхождения в состав России в 1810 году. Было учреждено «Общество восстановления православного христианства на Кавказе». Его деятельность ознаменована строительством в некогда православной Абхазии православных храмов, открытием православных школ, основанием православного монастыря. Русское правительство и обратилось за помощью в этом святом деле к Свято-Троице-Сергиевой Лавре. 18 июля 1872 года был подписан указ об основании при Пицундском храме мужского монастыря с миссионерскими целями и о назначении содержания монастырю в размере 1200 рублей в год. Святитель Иннокентий назначил настоятелем нового монастыря архимандрита Свято-Троице-Сергиевой Лавры Феофила, избравшего из монахов Лавры для монастырских должностей во вновь открываемой обители иеромонаха, иеродиакона и пять послушников. Эта монашествующая братия прибыла в Пицунду в 1873 году и ревностно занялась великим делом устроения святой обители. Однако скудные средства, отпущенные на содержание монастыря, не позволили продолжить строительство. В это время русские иноки Святой Горы Афон стали хлопотать о переселении в Россию. Они постоянно испытывали притеснения со стороны греческого духовенства, стремившегося к господству на Востоке и на Афонской Горе. 1874 год был тяжёлым для русской братии Пантелеймонова монастыря. Судебный процесс с греками был в полном разгаре. Протатом (правительством Афона) было решено, чтобы Пантелеймонов монастырь больше не назывался русским, чтобы игуменом в нём всегда был грек и русская братия ему во всём всегда подчинялась. Игумену было предоставлено право самому определять численность братии и выдворять из монастыря неугодных монахов. Так открыто формулировалось определение Протата. А тайно велись приготовления для полного удаления русских из Пантелеймонова монастыря и перемещения иноков силами турок в Малую Азию в один из заброшенных монастырей. Более того, в результате происков греков газеты Стамбула обсуждали возможность высылки русских иноков в дебри экваториальной Африки. Игумен Пантелеймонова монастыря отец Макарий и духовник обители отец Иероним обратились к русскому посланнику в Константинополе графу Н. П. Игнатьеву с просьбой об организации переселения русских афонских иноков в русские владения на Кавказе. Для принятия русских монахов с Афона в Россию были созданы благоприятные условия.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

К предстоящему Архиерейскому Собору. Путь Русской Зарубежной Церкви – путь духовной свободы Немного уже остается времени до созыва Архиерейского Собора Русской Православной Церкви заграницей, который назначен на 1730 сентября с. г. Перед лицом этого важного в жизни нашей Церкви события, дадим себе ясный отчет в том, почему мы так дорожим нашей Русской Зарубежной Церковью и в чем видим несомненную правоту ее пути? Наша Русская Зарубежная Церковь дорога нам тем, что среди общего, поработившего почти весь мир духовного мрака, она ставит своей главной задачей  сохранение полной духовной свободы от безбожных и антихристианских сил. Божественный Основатель Церкви – Господь Иисус Христос Своею крестною смертью и преславным Воскресением из мертвых  освободил  человечество от власти диавола, и с тех пор духовная свобода сделалась неотъемлемой принадлежностью христианства – истинной  Церкви Христовой. «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства»   ( Галат. 5, 1 ) – увещевает христиан Св. Апостол Павел. «К свободе призваны вы, братие»,  говорит он дальше:  «только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти»   ( Гал. 5, 13 ). Эта христианская свобода неразрывно связана с  истиной,  неотделима от нее и ею именно обуславливается. «Познаете истину»,  так говорил Сам Господь Иисус Христос нежелавшим веровать в Него иудеям: «и истина сделает вас свободными»   ( Иоан. 8, 32 ).  «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете»   ( Иоан. 8, 36 ). Там, где нет истины, – где воцаряется ложь, там утрачивается и драгоценное благо христианской свободы. Самой губительной ложью нашего времени является усиленно распространяемая многими мысль о том, что «религия есть частное дело каждого человека» и что общественная и государственная жизнь людей должна протекать  вне религии,  должна быть «отделена» от нее. И никто не хочет замечать абсурдности такого утверждения. Ведь это – все равно, что сказать: частная жизнь человека – сама по себе, а общественная и государственная – сама по себе. Источник, из которого проистекает эта и подобного рода ложь, искусно прикрываемая разными благовидностями, для нас ясен. Кому, как не врагу человеческого спасения, важно  обезбожить  общественную и государственную жизнь людей, дабы через это создать условия, благоприятствующие обезбожению и каждой человеческой личности в отдельности?

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Кисловодск. Собор Николая Чудотворца. Свято-Никольский собор Карта и ближайшие объекты 22 мая 2008 года управляющий делами Московской Патриархии Митрополит Калужский и Боровский Климент в сослужении с Архиепископом Ставропольским и Владикавказским Феофаном совершил освящение воссозданного в Кисловодске кафедрального Свято-Никольского собора. Первая православная церковь в городе-курорте появилась вместе с его основанием. К середине XIX века у кисловодчан явилась мысль о строительстве собора. Главный храм города был освящен в честь одного из самых почитаемых святых - Святителя и Чудотворца Николая в 1888 году. Центральный иконостас был высоким, сооруженным из дерева, и отличался искусной резьбой. Никольский собор повторял традиционную схему пятиглавого храма, выработанную в XII веке зодчими Успенского собора во Владимире. Величественный храм расписывали знаменитые художники России — братья Васнецовы, В.Д. Поленов, Н.А. Ярошенко, М.В. Нестеров, который и венчался в этом соборе. Великие сыны России Ф.И. Шаляпин и Л.В. Собинов пели в хоре Свято-Никольского собора. В 1900 году с западной стороны рядом с собором, в том же архитектурном стиле, была сооружена пятиярусная колокольня. На соборном кладбище нашли последнее упокоение священнослужители и благочестивые миряне, среди которых находились семейные захоронения — склепы Сафоновых и Ярошенко. Семья Сафоновых известна далеко за пределами Кисловодска благодаря кисловодчанину, замечательному русскому дирижёру, педагогу и пианисту Василию Ильичу Сафонову, директору Московской консерватории с 1889 по 1905г.г., по инициативе которого было построено нынешнее её здание. Но и не только ему - хорошо известен на Кавказе был и его отец, генерал И.И.Сафонов, построивший в Кисловодске дом с гостиницей " Парк " на улице Коминтерна (это современное её название). Дочь В.И. Сафонова, русская поэтесса Анна Васильевна Тимирёва (урождённая Сафонова, во втором замужестве - Книпер) волею судьбы была верной спутницей А.В. Колчака до последних дней его жизни.

http://sobory.ru/article/?object=00787

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010