RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_12057.html 19 ноября 2004 Виктор Лупан " Восстановление церковного единства это наш неотложный долг " Интервью митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Источник: http://www.mospat.ru/text/news/id/8005.html Служба коммуникации ОВЦС МП 24 октября 2004 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, находясь в Париже, ответил на вопросы французского журналиста Виктора Лупана, члена Движения за поместное Православие русской традиции в Западной Европе. Текст интервью Владыки Кирилла был опубликован в парижской газете " Русская мысль " 40, 4-10 ноября 2004 года). Ваше Высокопреосвященство, недавно в Москве состоялся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, за ходом которого внимательно следили и в зарубежье. Конечно, особенно важной темой было обсуждение нынешнего сближения с Русской Православной Церковью за границей. Но мы обратили внимание, что Собор также выразил озабоченность " канонической разделенностью православных верующих диаспоры, связывающих свою церковную жизнь с духовными традициями Русского Православия и не участвующих в объединительном процессе Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви " . Обсуждение на Соборе этого вопроса было инициировано Его Святейшеством. Святейший Патриарх сказал, что разделение между Церковью в отечестве и русской диаспорой было трагическим следствием революции и гражданской войны в России. Это относится и к Русской Зарубежной Церкви, и к той части русской диаспоры, что ныне объединена в составе парижского Экзархата. Но ведь теперь все политические причины разделения стали уже достоянием истории. Поэтому Святейший Патриарх Алексий указал, что восстановление церковного единства это наш неотложный долг. Надо учитывать, что этот вопрос связан и с важнейшей для России темой духовного единства народа. |
VIII. Правительственный голос о «самостоятельности и самодеятельности» православных приходских обществах. – Мнения в литературе о «приходских правах и управлении». – «Утайка» церковно- общественных сумм. – Циркуляр смоленского архипастыря. – Статьи И. С. Аксакова по церковно-приходским делам Большинство писателей, поднимавших вопросы о всестороннем улучшении быта духовенства и об оживлении церковно-общественных дел, сознавали, что корень всех этих важных преобразований лежит в правильной постановке «приходского» дела, так что все эти реформы в быте, управлении и в отношениях духовенства к мирянам, какую бы конструкцию ни придавать этим реформам, могут считаться (по мнению этого большинства) прочно установленными только тогда, когда «приходский строй» и «приходское управление» вступят в свои права и в свои нормальные условия жизни. Автор приведенной выше статьи о «приходе» («Русская Беседа», 1857 год) только слабыми штрихами наметил план восстановления «прихода» и обратил почти исключительное внимание на благотворительные задачи прихода, между тем как вопрос о возвышении значения наших православных приходов неминуемо сливался с вопросом о приходе, как юридическом лице, а также о правильном разграничении собственно церковно-общественного имущества от имущества духовенства и его начальства. Нашему образованному обществу впервые представилась на разрешение трудная задача, а именно: разработка понятия о «приходе», как единице церковно-общественной, и этой задаче посвятили свои силы, как правительственные люди, так и литературные деятели, помещавшие свои статьи в газетах и журналах, преимущественно в духовных журналах. В статье «Духовенство и народное образование» («Прав. Обозр.», февраль 1862 года) ставился прямо вопрос: составляют ли церковные имущества исключительную собственность духовенства? Если нет, то принадлежат ли они всему народу, как государству, или народу, как церкви? В апрельской книжке того же журнала, в статье «Церковно-финансовый вопрос» последовал ясный ответ, а именно: «церковной собственностью имеет право (по мнению автора) распоряжаться только церковь , а церкви не представляет вполне, ни иерархия, ни светская власть, покровительствующая церкви, ни народ – взятые в отдельности». Такое разрешение этого важного вопроса отклоняло всякую мысль о возможности соединения церковных имуществ с государственными или же с принадлежащими духовному ведомству, как таковому, и выдвигало на первый план значение прихода, как юридического лица с одной чисто гражданской стороны и как низшей церковно-общественной единицы с другой стороны, а следовательно, вело к понятию о «приходе» как о таком учреждении, которое, как местная церковь , вмещающая в себе местную иерархию, местную власть и народ, обладало правом собственности над всем церковно-приходским имуществом. |
Αρχεο Настоятель Русского подворья в Софии игумен Филипп (Васильцев): Канонизация архиепископа Серафима (Соболева) — одна из главных наших задач 25 Οκτωβρου 2012 τος 16:50 В 2012 и 2014 гг. отмечаются памятные даты, связанные с учреждением Русского подворья в Софии и строительством русской церкви свт. Николая Чудотворца. В связи с этим представитель Святейшего Патриарха Московского и всея Руси при Святейшем Патриархе Болгарском, настоятель подворья игумен Филипп (Васильцев) дал интервью официальному сайту Болгарской Патриархии. — Отец игумен, в свете предстоящих торжественных годовщин, связанных с историей и присутствием подворья Московской Патриархии в Софии, просим Вас рассказать нашим читателям о русском храме св. Николая Чудотворца, чей столетний юбилей нам предстоит отметить через два года. — Согласно архивным документам и историческим исследованиям (например, брошюре О.Н. Решетниковой «Русский храм в Софии»), великое освящение храма в честь св. Николая в Софии состоялось 11 / 24 сентября 1914 года. Таким образом, в сентябре 2014 года исполнится 100 лет этому историческому событию. В Православной Церкви преемственность и традиция очень важны. Преподобному Симеону Новому Богослову принадлежит мысль о том, что святым можно стать, только если войти в общение с человеком святой жизни. Здесь очень тонко раскрывается смысл слов Псалмопевца: «С преподобным преподобным будешь, с избранным мужем — избранным, а с непокорным развратишься». Можно с уверенностью сказать, что послевоенное поколение священнослужителей во главе с архиепископом Серафимом (Соболевым), служившим в нашем подворье, жаждало святости и жило по евангельским заповедям. То, что эти духовники сумели создать живую православную общину в сложнейших исторических условиях, сохраняя традиции русского благочестия, русской литургической традиции, традицию богословской науки — абсолютно актуально и важно для нашего современного поколения. Следует сказать и о народном почитании владыки Серафима; и о духовном наследии протоиерея Всеволода Шпиллера, чьи духовные чада через восемь лет после его кончины, в начале 1992 года, основали в Москве Свято-Тихоновский богословский институт ; и о великом русском историке Церкви и богослове Николае Никаноровиче Глубоковском (в этом году исполнилось 75 лет со дня его преставления в Господе). Жизнью и подвигом многих людей, священников и мирян, был создан этот феномен — Русская церковь в Софии. Говоря словами выдающегося русского философа и историка Г.П. Федотова, «излучающаяся святость» этого поколения дошла и до нашего времени. |
Доклад схиархимандрита Гавриила (Бунге), игумена Крестовоздвиженского монастыря Русской Православной Церкви в Лугано (Швейцария) на XXIII Международных Рождественских образовательных чтениях, направление «Преемство святоотеческих традиций в монашестве Русской Церкви» ( Сретенский ставропигиальный мужской монастырь . 22–23 января 2015 года) После 70 лет советского атеистического режима Русская Православная Церковь, а вместе с ней и ее тысячелетнее монашество, переживает в наше время небывалое возрождение. Речь идет о таком феномене, которому, без сомнения, невозможно найти аналог в христианской истории. Каким образом этот ренессанс стал возможен? В чем здесь секрет? В моих беседах с собратьями-монахами я часто слышу такие стенания: «Наша традиция была прервана! Нам ничего не остается, кроме как обратиться к афонским братьям и научиться у них монашескому житию, потому что наша собственная традиция утеряна навсегда». Очевидно, в этих стенаниях есть доля истины, и обращение к афонской традиции целиком оправданно. И к тому же это не новость в русской истории! После реформ Петра Первого в России было практически невозможно вести монашескую жизнь. Наиболее ревностные иноки, как например, преподобный Паисий Величковский, удалялись в румынские пределы, где их принимали с распростертыми объятиями. На Афоне они стали свидетелями греческого исихастского возрождения , и именно его дух они передали своим обителям, основанным в других странах. Когда их ученики получили, наконец, возможность вернуться на родину, именно этот дух монашества, обновленного через возвращение к лучшим святоотеческим традициям, смог укорениться и в России, где он принес восхитительные плоды, о которых вы хорошо знаете. Упомянем лишь, как «часть вместо целого», Оптину пустынь. Тем не менее, что же в точности стоит за словами «прерванная монашеская традиция»? Мне представляется, что в этих словах чаще всего выражается мысль об утере монашеских институций , из-за гонений, а затем и разрушения самих монастырей. Однако важно принять во внимание тот факт, что монашество как институт было в историческом плане вторичным явлением по отношению к монашеству как духовному движению . |
Предшествовавшие первой мировой войне и поражению Турции годы характеризовались полнейшей доброжелательностью отношений Русской Православной Церкви к Константинопольскому Престолу, постоянной братской поддержкой и в случае нужды покровительством, при неизменном уважении к кафедре св. Иоанна Златоуста. Взаимно Константинопольская Церковь в лице своих представителей всегда отдавала должное младшей, но более сильной Сестре—Церкви Российской. Повседневные тесные братские отношения двух Церквей не испытывали серьезных трений. Новая стадия взаимных отношений двух Церквей начала отмечаться в период управления Константинопольской Патриархией Местоблюстителя Митрополита Брусского Дорофея (1919—1921 гг.). Изменению курса внешних отношений Константинопольской Церкви предшествовал и сопутствовал ряд политических факторов. Как известно, поражение Турции в первой мировой войне содействовало успеху политической группировки, возглавляемой Е. Венизелосом (род. в 1864 г.), усилиями которой в мае 1917 г. Греция окончательно встала на сторону союзников. Территориальные притязания партии Венизелоса не удовлетворились присоединением к Греции Восточной Македонии и Смирны, в перспективе она видела возрождение Византийской империи со столицей в Константинополе. Оккупация Константинополя союзниками , казалось, приблизила осуществление вожделений. Весьма значительной поддержкой пользовался Венизелос в руководящих церковных кругах Константинополя, где к тому времени преобладали его политические сторонники. Местоблюститель Константинопольского престола митрополит Брусский Дорофей в 1920 г. совершил поездку по странам Западной Европы, включая Англию, с обращением к Великим державам об уничтожении Турции. Константинопольская Патриархия перестала признавать турецкое правительство и по гражданским делам обращалась к английским оккупационным властям. Еще в Окружном послании Патриарха Иоакима III проводилась мысль о необходимости общения Православных Церквей с теми инославными обществами, которые стремятся к церковному единству. |
Как известно, в наших нынешних Минеях под пятым числом сентября месяца находится в честь пророка Захарии и праведной Елизаветы две службы: из них одна простая с стихирами на шесть и во всем почти сходная с своим греческим оригиналом 1 , а другая оригинально-русская, полная служба со стихирами на „Господи воззвах“ на восемь, с паремиями, с величанием, избранным псалмом с величанием и особым тропарем. История происхождения этой „иной“ службы весьма любопытна и поучительна, а посему мы и намерены проследить судьбу её на основании тех данных, которые содержатся в архиве типографской библиотеки. Одно простое внимательное чтение нынешней службы: „ина служба того же святого пророка Захарии и святой праведной Елизаветы“ ясно показывает, что служба эта составлена по особенно-важному торжественному случаю. Предпочтение в службе памяти Елизаветы пред пророком Захариею и обращение к праведной Елизавете большей частью, избранный псалом на величании ясно говорить нам о намерении составителя. Это намерение прямо высказано в службе этим святым, изданной, по распоряжению Святейшего Правительствующего Синода, в 1719 году и печатаемой без всяких изменений и до настоящего времени. Здесь в тропарях девятой и восьмой песней прямо говорится о тезоименитой 2 , т. е. о Елизавете Петровне, дочери Петра великого. Таким образом нет никакого сомнения, что настоящая служба составлена на Руси с целью день тезоименитства великой княгини Елизаветы Петровны, впоследствии русской императрицы, при строгом соблюдении царских дней в начале XVII столетия отметить торжественною службою, т.е. полным всенощным бдением, чего существовавшая в ту пору служба праведным Захарию и Елизавете, переведенная с греческих Миней, не давала. Упомянутые нами документы архива Московской Типографской библиотеки вполне подтверждают нашу мысль. В делах этого архива 1719 года мы читаем, по поводу напечатания этой службы, следующее: „Сего мая к президенту тайному советнику графу Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину в письме кабинет-секретаря господина Макарова написано: царское величество указал, которые книжки отдал отец архимандрит Феодосий 3 , напечатать здесь в друкарне о празднестве на день тезоименитства государыни царевны Елизаветы Петровны, и те книги отдать ему для рассылки по епархиям безденежно. |
Атеистически настроенная часть россиян, а также те, кто, может быть, и осознают себя верующими, но видят в Церкви не более чем социально-общественную структуру, объединяющую людей с единым мировоззрением, вдруг испугались возрождения и укрепления Православия в России, его существенной роли в общественной жизни. (к годовщине выхода «Церковно-общественного вестника» — специального приложения к газете «Русская мысль») «ЕСЛИ БОГА НЕТ, ТО ВСЕ ПОЗВОЛЕНО» Заголовок, вынесенный на обложку этой книги, может показаться явным преувеличением и даже умышленным нагнетанием страстей. Но это только на первый взгляд. Авторы аналитической записки точно уловили процессы, развивающиеся с неимоверной быстротой в нашей стране. Если всего два-три года назад нападки в печати на Церковь были явным проявлением невежественных представлений пишущих на эту тему журналистов («Патриарх обратился к верующим с приветственным акафистом»), то ныне они обретают свою идеологическую основу и четкую направленность. Атеистически настроенная часть россиян, а также те, кто, может быть, и осознают себя верующими, но видят в Церкви не более чем социально-общественную структуру, объединяющую людей с единым мировоззрением, вдруг испугались возрождения и укрепления Православия в России, его существенной роли в общественной жизни. В Русской Православной Церкви многие увидели ограничение их «свобод». И в этом упреке они были отчасти правы. Христианство устанавливает такие ценностные ориентиры для общества, которым не соответствует то, к чему стремятся и чем занимаются днем и ночью, на работе и дома, во время учебы и на отдыхе миллионы людей. Выяснилось, что христианство резко ограничивает деятельность всякого беззакония и бесчиния, сужает возможности тем, кто существует по законам своего горделивого сознания и «мирской» лжи, кто живет «без царя в голове», кто поклоняется идолам, какие бы звучные имена они не носили: «демократия» или «монархизм», «новое мышление» или «права человека», «гласность» или «свобода творчества». Любая идея, если она не освещена светом Христовым, в конечном счете обречена. Чем дальше мы от источника света, тем менее видна грязь на нашем теле. Кому-то всегда выгоднее жить в тени, комфортнее не замечать пятен на своей одежде, проще существовать, а не жить, никогда не задумываясь ни о Боге, ни о своем ближнем. Нет ничего ненавистнее солнечного света для тех, кто большую часть времени проводит в подземелье… |
Более двухсот лет народ русский находился в тяжелом порабощении у иноплеменников, так что уже и потерял надежду на свое освобождение. Но Преподобный Сергий вдохнул в него веру, поднял его упавший дух, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, и по его молитвам по милости Божией освободились русские от нравственной и политической зависимости. Проповедь архимандрита Кирилла (Павлова), произнесенная им 8 октября 1962 года в Троице-Сергиевой Лавре на память преподобного Сергия Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие во Христе братия и сестры, сегодня весь христианский мир, и в особенности Русская Православная Церковь, чтит память одного из величайших подвижников в сонме святых, молитвенника и покровителя Земли Русской, Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, всеми любимого игумена Радонежского, которого по неизреченной милости Божией мы с вами и в этом году имеем радость торжественно, в молитвенной обстановке прославлять. «Полюби святого Сергия, он был русский в душе; полюби его искренне, и он полюбит тебя!» — говорит один из верных сынов нашей Церкви, глубоко любивший Преподобного. С юных лет возлюбив Христа всей душой, по смерти своих родителей Сергий удаляется в непроходимые леса на то место, где сейчас красуется величественная Троице-Сергиева Лавра, и здесь предается величайшим подвигам, ведя суровую и строгую пустынную жизнь. Благодаря аскетическому подвигу, соединенному с молитвой и богомыслием, он достигает величайшего духовного преуспеяния в очищении своей души от страстей и греховных влечений и в стяжании неизреченного душевного мира, спокойствия и бесстрастия, которого мы и представить себе не можем. Скуден наш язык, чтобы по достоинству прославить Преподобного Сергия и все его подвиги. «Вот он, — говорит приснопамятный святитель Московский Платон, — подвижник наш, в сладком своем уединении, в убогой, но спокойной келии, очи свои возводит всегда к Живущему на Небесах, — очи, исполненные слезами покаяния… Мысль его беседует с Богом; язык прославляет Владыку всех; его сердце — жилище всякой добродетели, а потому и Духа Святаго; руки же его служат его требованиям телесным. Он далек от всякой суеты и от соблазнов мира, работает Господу со страхом и трепетом, работает в приятном уединении, в сладкой тишине, имея всегда ничем не смущаемые мысли, не обремененный заботами рассудок и спокойный дух». Но прежде, нежели Преподобный Сергий достиг сего блаженного состояния, прежде чем вкусил он сладости пустыни, — сколько браней должен был он претерпеть, сколько вынести борьбы! |
Василий Осипович Ключевский (1841–1911) Исторические портреты О взгляде художника на обстановку и убор изображаемого им лица Этнографические следствия русской колонизации верхнего поволжья... влияние природы верхнего поволжья на народное хозяйство великороссии и на племенной характер великоросса Образование великорусского племени Инородцы окско-волжского междуречья Встреча Руси и Чуди Финские черты Тип. I Говор. II Поверья. III Два рассказа Взаимодействие поверий Рассказ о первой церкви на Шексне Бытовая ассимиляция Пестрота религиозного сознания Сельский характер колонизации Выводы Влияние природы Хозяйственный быт великоросса Его племенной характер Приметы Психология великоросса Значение Преподобного Сергия для Русского народа и государства Добрые люди Древней Руси Характеристика царя Ивана Грозного Детство Влияние боярского правления Ранняя развитость и возбуждаемость Нравственная неуравновешенность Ранняя мысль о власти Идея власти Недостаток практической ее разработки Значение царя Ивана Царь Алексей Михайлович. – Ф. М. Ртищев Царь Алексей Михайлович Ф.М. Ртищев А.Л. Ордин-Нащокин Ртищев и Ордин-Нащокин Кн. В.В. Голицын – подготовка и программа реформы Кн. В.В. Голицын Кн. Голицын и Ордин-Нащокин Подготовка и программа реформы Жизнь Петра Великого до начала Северной воины Младенчество Придворный учитель Учение События 1682 г. Петр в Преображенском Потешные Вторичная школа Нравственный рост Петра Правление царицы Натальи Компания Петра Значение потех Петр в Германии Петр в Голландии и Англии Возвращение Петр Великий, его наружность, привычки, образ жизни и мыслей, характер Петр Великий среди своих сотрудников I II III IV V VI Русское государство около половины XVIII в. … – императрица Елизавета – император Петр III Русское государство в половине XVIII в. Судьба реформ Петра Великого Императрица Елизавета Император Петр III Переворот 28 июня 1762 г. Обзор изложенного Императрица Екатерина II Императрица Екатерина II (1729–1796) I II III IV V Недоросль Фонвизина (Опыт исторического объяснения учебной пьесы) Воспоминание о Н.И. Новикове и его времени Речь, произнесенная в торжественном собрании московского университета 6 июня 1880 г. в день открытия памятника Пушкину Памяти А.С. Пушкина Евгений Онегин и его предки Грусть. (Памяти M. Ю. Лермонтова, умер 15 июля 1841 г.) Деятели исторической мысли И. Н. Болтин (умер 6 октября 1792 г.) Памяти И.Н. Болтина I. Н.М. Карамзин II. Н.М. Карамзин Памяти Т. Б. Грановского (умер 4 октября 1855 г.) Сергей Михайлович Соловьев (умер 4 октября 1879 г.) С.М. Соловьев как преподаватель Памяти С.М. Соловьева (умер 4 октября 1879 г.) I. II. К. H. Бестужев-Рюмин Ф.И. Буслаев как преподаватель и исследователь Русская историография 1861–1893 гг. Юбилей общества истории и древностей российских |
Владимир Русак Скачать epub pdf Русская Православная Церковь за границей Канонические основы Оторванные от центрального церковного управления фронтом гражданской войны, юго-восточные части России должны были как-то урегулировать свое церковное управление. С этой целью 6 мая 1919 года в Ставрополе Кавказском состоялся Южно-Русский Церковный Собор, который образовал Временное Высшее Церковное Управление на Юго-востоке России, объединившее под своим началом несколько епархий. Постановления этого Церковного Управления получили впоследствии косвенное признание патриарха Тихона и органов его управления в различных проявлениях его власти: в посвящении епископов (Серафим Лубенский, Андрей Мариупольский), в назначении епископов на кафедры (в Южной России, в Екатеринославе, в Европе и в Америке), в церковном суде над епископами (Сергий Лавров, Агапий Екатеринославский) в увольнении на покой (Иоанн Кубанский). Решение Ставропольского Собора, возможно, натолкнуло патриарха Тихона на мысль позволить, в условиях разрушенных гражданской войной всех нормальных церковных связей, каждому епархиальному архиерею (или нескольким) управлять своими епархиями самостоятельно, независимо от центральной церковной власти потому что буквально вслед за Ставропольским Собором, 7/20 ноября 1919 года патриарх Тихон, Священный Синод и Высший Церковный Совет Православной Российской Церкви издают постановление за 362, в котором говорилось: “В случае, если епархия окажется вне всякого общения с Высшим Церковным Управлением или само Высшее Церковное Управление во главе со св. Патриархом, почему-либо прекратит свою деятельность, епархиальный архиерей немедленно входит в сношение с архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти..., в случае невозможности этого, епархиальный архиерей принимает на себя всю полноту власти”. Это постановление оказалось мудрым предвидением ближайших событий: в ходе гражданской войны огромные области и миллионы православных людей вначале были вне влияния советской власти на территории России, а вскоре, после поражения Белой Армии, оказались в чужих странах. Они требовали нормального духовного окормления, для чего необходимо было нормальное церковное устройство и управление. |
| |