Виктор ЛАРИН ВЕХИ Ему не раз приходилось выполнять миссию миротворца За 18 лет своего руководства Московским патриархатом Алексий II (кстати, пятнадцатый по счету предстоятель РПЦ с 1589 года, когда на Руси было введено патриаршество) сумел добиться главного - возвратить Русскую православную церковь к широкому общественному служению и возродить ее авторитет среди миллионов россиян. Вот лишь некоторые из основных событий этого периода, которые наверняка будут отмечены в истории как личные заслуги Алексия II: в мае 2007 года после многолетних трудных переговоров удалось покончить с почти 90-летним расколом в российском православии - произошло историческое объединение РПЦ и Русской православной церкви за границей (РПЦЗ), основанной эмигрантами, вынужденными покинуть страну после гражданской войны; после распада СССР Алексий сумел сохранить под юрисдикцией РПЦ большинство ее канонических территорий в бывших советских республиках, несмотря на противодействие местных националистов. Хотя часть приходов (главным образом на Украине и в Эстонии) откололась от РПЦ;  был упразднен Поместный собор как орган церковного управления и церковного суда, его полномочия переданы Архиерейскому собору - епископскому совету. Вопреки опасениям это не привело к бюрократизации церковной жизни. Напротив, РПЦ обеспечила усиление административной автономности и самоуправляемости приходов за пределами России; заботами Патриарха было восстановлено или заново построено 600 монастырей, более 25 тысяч храмов, крупнейшим из которых стал храм Христа Спасителя в Москве;   в тяжелые 90-е годы Патриарх не раз выполнял миссию миротворца, сводя конфликтуюцие стороны к переговорам. В октябре 1993 года ему не хватило буквально одного дня, чтобы предотвратить кровавые события в Москве. Алексий II запомнился миру своими миротворческими инициативами в ходе последних войн на Балканах, армяно-азербайджанского противостояния, конфликта в Преднестровье, событий на Северном Кавказе; при Алексии II были воссозданы основы сотрудничества православной церкви с системами здравоохранения и социального обеспечения, Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями России. 

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Трагический опыт восстания свидетельствовал о том, что многие причины, его породившие, крылись в том типе колониальных отношений и эксплуатации, которые основывались на исторически сложившемся господстве немногочисленного польского дворянства над западно-русским (белорусы и малороссы) крестьянским большинством Северо-Западного края. Дальнейшее сохранение социально-экономических и культурных основ этого доминирования делало неизбежным и возникновение новой потенциальной угрозы польского сепаратизма на западных окраинах России. Задачей М. Н. Муравьева стала разработка и реализация системы эффективных и взаимосвязанных мер, рассчитанных на долгосрочный политический эффект, который позволил бы упразднить возможность повторения этих опасных для государства событий. Польское восстание в Северо-Западном крае (Литва и Белоруссия) ставило своей целью присоединение этого региона к независимому Царству Польскому в границах 1772 г. Особое положение региона заключалась в том, что губернии, его составлявшие, в отличие от Царства Польского, входили в состав России. Такой административно-территориальный порядок был установлен после 1815 г., когда по решению Венского конгресса было образовано автономное Царство Польское, связанное с Российской империей династическими узами. В период восстания 1863 г. вопрос о принадлежности региона к России стал экзистенциальным для православного духовенства и населявшего его западно-русского православного населения. Причины такого отношения крылись в движущих социальных силах, в методах революционного террора и целях восстания. Историки Российской империи и современники событий характеризовали это вооруженное выступление как «ксендзовско-шляхетский» или «национально-религиозный мятеж». Вот, например, характеристика главных сил восстания, которую давал известный российский публицист и издатель М.Н. Катков: «Властолюбивой шляхте, желающей властвовать над русским народом, подало руку властолюбивое римско-католическое духовенство, желающее поработить Православную церковь. Два властолюбия вступили в союз, два властолюбия одно другого ненасытней».

http://ruskline.ru/opp/2018/oktyabr/29/m...

9. Члены Освященного Собора выражают надежду на дальнейшую стабилизацию общественной и политической ситуации в Молдове, на развитие в стране взаимопонимания и взаимодействия Церкви и государства. Собор подтверждает необходимость урегулирования проблемы, связанной с деятельностью неканонически провозглашенной «Бессарабской митрополии», наносящей серьезный ущерб церковному единству. 10. Отмечая устойчивое развитие церковной жизни в странах Балтии, члены Собора испытывают сожаление в связи с продолжающимся имущественным неравноправием многих общин Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата по сравнению с общинами, находящимся в юрисдикции Константинопольской Церкви, что противоречит ранее достигнутым договоренностям двух Патриархатов. Необходимы дальнейшие усилия, направленные на справедливое урегулирование данного вопроса. 11. Собор с удовлетворением воспринимает позитивные изменения в жизни православных верующих в Китае и выражает надежду на постепенную нормализацию положения автономной Китайской Православной Церкви. 12. Члены Освященного Собора с благодарностью Господу отмечают успешное развитие общения и взаимодействия архипастырей, пастырей и мирян единой Русской Церкви, включая ее неотделимую и самоуправляемую часть — Русскую Зарубежную Церковь, вносящую свой особый вклад в общецерковную жизнь. 13. Положительно оценивая растущее присутствие приходов Русской Православной Церкви в дальнем зарубежье, члены Собора с особым удовлетворением отмечают приобретение Российской Федерацией участка земли в Париже для строительства кафедрального собора и создания православного духовно-культурного центра как выдающийся результат совместных усилий Святейшего Патриарха и российского государственного руководства, которым они выражают свою глубокую признательность. 14. Собор считает важным расширять вовлеченность зарубежных епархий и приходов Московского Патриархата, включая епархии и приходы Русской Зарубежной Церкви, в устроение общецерковной жизни и обсуждение вопросов общецерковного значения. Необходимо также особо озаботиться развитием миссионерской и катехизической работы в зарубежных учреждениях Московского Патриархата.

http://patriarchia.ru/db/text/1402551.ht...

9. Члены Освященного Собора выражают надежду на дальнейшую стабилизацию общественной и политической ситуации в Молдове, на развитие в стране взаимопонимания и взаимодействия Церкви и государства. Собор подтверждает необходимость урегулирования проблемы, связанной с деятельностью неканонически провозглашенной " Бессарабской митрополии " , наносящей серьезный ущерб церковному единству. 10. Отмечая устойчивое развитие церковной жизни в странах Балтии, члены Собора испытывают сожаление в связи с продолжающимся имущественным неравноправием многих общин Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата по сравнению с общинами, находящимся в юрисдикции Константинопольской Церкви, что противоречит ранее достигнутым договоренностям двух Патриархатов. Необходимы дальнейшие усилия, направленные на справедливое урегулирование данного вопроса. 11. Собор с удовлетворением воспринимает позитивные изменения в жизни православных верующих в Китае и выражает надежду на постепенную нормализацию положения автономной Китайской Православной Церкви. 12. Члены Освященного Собора с благодарностью Господу отмечают успешное развитие общения и взаимодействия архипастырей, пастырей и мирян единой Русской Церкви, включая ее неотделимую и самоуправляемую часть – Русскую Зарубежную Церковь, вносящую свой особый вклад в общецерковную жизнь. 13. Положительно оценивая растущее присутствие приходов Русской Православной Церкви в дальнем зарубежье, члены Собора с особым удовлетворением отмечают приобретение Российской Федерацией участка земли в Париже для строительства кафедрального собора и создания православного духовно-культурного центра как выдающийся результат совместных усилий Святейшего Патриарха и российского государственного руководства, которым они выражают свою глубокую признательность. 14. Собор считает важным расширять вовлеченность зарубежных епархий и приходов Московского Патриархата, включая епархии и приходы Русской Зарубежной Церкви, в устроение общецерковной жизни и обсуждение вопросов общецерковного значения. Необходимо также особо озаботиться развитием миссионерской и катехизической работы в зарубежных учреждениях Московского Патриархата.

http://religare.ru/2_83168.html

9. Члены Освященного Собора выражают надежду на дальнейшую стабилизацию общественной и политической ситуации в Молдове, на развитие в стране взаимопонимания и взаимодействия Церкви и государства. Собор подтверждает необходимость урегулирования проблемы, связанной с деятельностью неканонически провозглашенной «Бессарабской митрополии», наносящей серьезный ущерб церковному единству. 10. Отмечая устойчивое развитие церковной жизни в странах Балтии, члены Собора испытывают сожаление в связи с продолжающимся имущественным неравноправием многих общин Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата по сравнению с общинами, находящимся в юрисдикции Константинопольской Церкви, что противоречит ранее достигнутым договоренностям двух Патриархатов. Необходимы дальнейшие усилия, направленные на справедливое урегулирование данного вопроса. 11. Собор с удовлетворением воспринимает позитивные изменения в жизни православных верующих в Китае и выражает надежду на постепенную нормализацию положения автономной Китайской Православной Церкви. 12. Члены Освященного Собора с благодарностью Господу отмечают успешное развитие общения и взаимодействия архипастырей, пастырей и мирян единой Русской Церкви, включая ее неотделимую и самоуправляемую часть - Русскую Зарубежную Церковь, вносящую свой особый вклад в общецерковную жизнь. 13. Положительно оценивая растущее присутствие приходов Русской Православной Церкви в дальнем зарубежье, члены Собора с особым удовлетворением отмечают приобретение Российской Федерацией участка земли в Париже для строительства кафедрального собора и создания православного духовно-культурного центра как выдающийся результат совместных усилий Святейшего Патриарха и российского государственного руководства, которым они выражают свою глубокую признательность. 14. Собор считает важным расширять вовлеченность зарубежных епархий и приходов Московского Патриархата, включая епархии и приходы Русской Зарубежной Церкви, в устроение общецерковной жизни и обсуждение вопросов общецерковного значения. Необходимо также особо озаботиться развитием миссионерской и катехизической работы в зарубежных учреждениях Московского Патриархата.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор кафедрального соборного Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев). Праздничное богослужение посетили председатель Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Государственной Думы ФС РФ С.А. Гаврилов, губернатор Ненецкого автономного округа Ю.В. Бездудный, председатель Наблюдательного совета Общероссийского общественного движения «Россия Православная» М.М. Иванов, апостольский нунций в Российской Федерации архиепископ Джованни Д " Аньелло, ординарий архиепархии Божией Матери в Москве архиепископ Паоло Пецци и др. На сугубой ектении были возглашены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции. После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви огласил протоиерей Михаил Рязанцев. По окончании Литургии Святейший Владыка вновь поздравил верующих с праздником: «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые братья, высокие представители Римо-Католической Церкви! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую с великим и светозарным праздником Рождества Христова! Мы называем Господа родившегося Солнцем правды, и у этого словосочетания очень глубокий смысл. В конце декабря в языческом Риме поклонялись богу солнца Митре. Почему? А потому что после 25 декабря начинается приращение дня, солнце как бы появляется, и этот астрономический феномен древние связывали с действием некого языческого божества. Поэтому перед ним преклонялись как перед силой, которая являет свет роду человеческому. Рождество Господа и Спасителя Церковь с древнейших времен празднует именно в конце декабря, по нашему теперешнему стилю в начале января, когда появляется солнце, когда на какие-то мгновения прирастает день. И неслучайно в тропаре Рождеству мы называем Господа Солнцем правды — думаю, в этих словах содержится главный смысл того послания, которое несет миру Рождество Христово и отмечаемый в его честь праздник. Бог есть Солнце — несомненно, в том смысле, что Он — подлинный Свет.

http://radonezh.ru/2021/01/07/svyateyshi...

В ответном слове архимандрит Филипп выразил Святейшему Католикосу Мар Аве глубокую признательность за искреннее понимание позиции Московского Патриархата в связи с ситуацией вокруг Украины, а также его неоднократные публичные выступления против необоснованных фактов введения дискриминационных мер против Русской Православной Церкви и России: «Позвольте засвидетельствовать Вашему Святейшеству сердечную признательность Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и полноты нашей многомиллионной Церкви. Мы высоко ценим Вашу братскую поддержку, наше с Вами замечательное единомыслие. Да хранит Господь христианский ассирийский народ. В лице сего нового благолепного собора, воздвигнутого на библейской земле Междуречья, он обрел великую спасительную святыню. Многая и благая лета Вам и всей Вашей пастве!» Состоялось обсуждение ряда иных вопросов, представляющих взаимный интерес, включая перспективы активизации двустороннего взаимодействия на полях крупнейших международных площадок. В завершение аудиенции ее участники обменялись памятными подарками. В ходе пребывания в Эрбиле делегация Русской Православной Церкви также провела переговоры с рядом высокопоставленных участников торжеств и рабочие встречи с руководством Генерального консульства Российской Федерации. По приглашению митрополита Кувейтского и Багдадского Гаттаса (Антиохийская Православная Церковь) архимандрит Филипп и сопровождавшие его лица также посетили действующий в столице Курдского автономного района приход Антиохийского Патриархата и встретились с его настоятелем протоиереем Абдо Наджимом. Возведение соборного комплекса началось осенью 2015 года по благословению Святейшего Католикоса-Патриарха Мар Геваргиса III (ныне Католикос-Патриарх на покое), принявшего историческое решение о возвращении кафедры Ассирийских Первоиерархов на свою исконную землю. Христианская проповедь на древней земле Месопотамии зародилась и получила свое развитие со времен святых апостолов Фомы, Фаддея и Мария, в честь которых два тысячелетия спустя освящен новый главный храм Ассирийской Церкви Востока.

http://mospat.ru/ru/news/90624/

Грузинский Экзархат Русской Православной Церкви возглавлял к началу XX в. иерарх в сане архиепископа или митрополита, носивший титул Карталинского и Кахетинского, экзарха Грузии. В Грузинский Экзархат входили епархии: Грузинская (кафедра в Тифлисе) с викариатствами Алавердским (учреждено в 1886 г .), Бакинским (учреждено в 1905 г .) и Горийским (учреждено в 1811 г ., епископы проживали в Тифлисе); Ереванская (учреждена в 1912 г .); Гурийско-Мингрельская (с кафедрой в Поти); Имеретинская (учреждена в 1821 г ., кафедра в Кутаиси); Сухумская (учреждена в 1885 г ., кафедра в Сухуми). К моменту провозглашения автокефалии в Грузинском Экзархате были следующие иерархи: архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии Платон (Рождественский) (с 13 августа 1917 г . — митрополит Тифлисский и Бакинский); викарии Грузинской епархии епископ Горийский Антоний (Георгадзе), епископ Алавердский Пирр (Окропиридзе), епископ Бакинский Григорий (Яцковский), епископ Ереванский Дамиан (Говоров); правящие архиереи: епископ Гурийско-Мингрельский Леонид (Окропиридзе), епископ Имеретинский Георгий (Аладашвили), епископ Сухумский Сергий (Петров). В период существования Грузинского Экзархата в составе Русской Православной Церкви экзархами назначались неизменно русские иерархи, что вызывало глухое недовольство, а иногда и открытый протест грузинского духовенства и населения. После падения российской монархии недовольство грузинского духовенства синодальной (а значит, для грузинской элиты — русской) политикой приняло формы автокефалистского и антирусского движения. Все русские епископы в несколько месяцев вынуждены были покинуть свои кафедры. Фактически бежал в 1917 г . епископ Бакинский Григорий (Яцковский), хотя Бакинское викариатство было, пожалуй, наиболее спокойным. Решение участников Мцхетского Собора было направлено Временному правительству, которое признало автокефалию Грузинской Церкви, но только как Церкви национальной, без географических границ. Таким образом, русские приходы на территории Грузии оставались в юрисдикции Русской Православной Церкви, что вызвало недовольство грузинской иерархии. Временное управление Грузинской Церкви направило Временному правительству протест по поводу признания только национальной, а не территориальной автокефалии, что «не гарантирует грузинам блага церковного и мирного сожительства с русским элементом края, ибо воинствующим представителям Русской Церкви открывается возможность создания среди грузин церковного русского прозелитизма, а равно фактического стеснения и умаления Грузинской Церкви». По мнению грузинской иерархии, автокефалия должна быть признана в территориальных пределах древнегрузинского Католикосата; русские же приходы должны получить автономного русского епископа, канонически зависимого от главы Грузинской Церкви.

http://pravoslavie.ru/5397.html

Затем Святейшего Патриарха и всех собравшихся приветствовал Архиепископ Карельский и всей Финляндии Лев. По завершении богослужения на Соборной площади Святейший Патриарх Кирилл в сопровождении митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, архиепископа Солнечногорского Сергия и епископа Выборгского и Приозерского Игнатия посетил Выборгское епархиальное управление. Выборгская епархия одна из четырех епархий, входящих в состав Санкт-Петербургской митрополии. Располагается на территории, которая занимает около трети Ленинградской области. Сегодня в состав епархии входит 5 благочиний с 71 приходом и одна монашеская обитель Коневский монастырь. Епархия имеет 123 штатных и 2 заштатных клирика. Строится 34 храма. 24 октября 1892 года Александр III одобрил учреждение самостоятельной Выборгской и Финляндской епархии с центром в Выборге. Ее первым правящим архиереем был назначен епископ Антоний (Вадковский). На территории епархии действовало 24 прихода, прихожане составляли всего 1% населения Великого княжества Финляндского, на землях которого она располагалась, и жители которого по преимуществу исповедовали лютеранство. За 25 лет на Финляндской и Выборгской кафедре сменилось 3 архиепископа: Антоний (Вадковский), Николай (Налимов) и Сергий (Страгородский), ставший впоследствии Патриархом Московским и всея Руси. За эти годы положение Православной Церкви в княжестве сильно изменилось: число храмов увеличилось в два раза, были образованы новые приходы, выросло число учебных заведений для православных прихожан. Была развернута активная миссионерская деятельность: работали братства, издавались газеты и просветительская листки, богослужебные книги переводились на финский язык. В феврале 1913 года в помощь Выборгскому архиерею было учреждено Сердобольское викариатство (с центром в Сердоболе-Сортавале). В декабре 1917 года Финляндия обрела государственную независимость. 10 (23) января 1918 года в городе Выборге, на епархиальном съезде духовенства и мирян под председательством митрополита Петроградского Вениамина, на должность главы епархии был избран епископ Серафим (Лукьянов). После распада Российской Империи чрезвычайный Собор духовенства и мирян Финляндско-Выборгской епархии в 1919 года принял обращение к Святейшему Патриарху Тихону о преобразовании епархии в Финляндскую Автономную Православную Церковь в составе Московского Патриархата, что и произошло 22 февраля 1921 года.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4988915...

Издание осуществляется во взаимодействии с Японской Автономной Православной Церковью , представители которой принимают участие в работе, предоставляют сохранившиеся в Японии материалы. Пока нам не удается обеспечить реализацию наших намерений об издании всего объема собраний сочинений на русском и японском языках. Но приветственное слово митрополита Токийского Даниила, содержание томов, названия и аннотации каждого раздела приводятся также и на японском языке. Зная любовь православных японцев к своему русскому апостолу и внимание японских академических кругов к его вкладу в развитие российско-японских связей, верю, что со временем его труды будут доступны японскому читателю в полном объеме на японском языке. Благодаря святителю Николаю Православие органично вошло в культурный ландшафт Японии, сроднилось с культурой японского народа. Ныне Японская Церковь, являясь неотъемлемой частью мирового Православия, бережно хранит и развивает свои традиции, укорененные в древней национальной культуре, вносит свой вклад в укрепление уз дружбы между народами России и Японии. С духовным трепетом приступили мы к этому деланию, и на протяжении работы ощущали молитвенную поддержку святителя. Обращение к трудам равноапостольного Николая представляет читателям возможность прикосновения к богатейшему внутреннему миру святого человека. Со страниц книг, которые вы видите сейчас перед собой, с нами говорит человек, глубоко укорененный в Истине Христовой, в полной мере живший жизнью Церкви. Его слово было исполнено подлинной любви без высокомерия, самоотречения без внешнего пафоса. Воскресший Господь был его неизменным упованием. Сегодня мы представляем первые два тома собрания. Они содержат официальную переписку, которую вел молодой иеромонах — настоятель посольской церкви в Хакодатэ, затем начальник Российской духовной миссии в Японии, епископ Ревельский, и в завершение — архиепископ Токийский и всей Японии. Многие документы впервые вводятся в научный оборот, так что издание будет ценнейшим источником сведений для будущих исследователей наследия Николая Японского. Тома снабжены научным аппаратом, в книгах содержатся географический и биографический указатели, приведены карты миссионерских поездок равноапостольного Николая.

http://patriarchia.ru/db/text/5285505.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010