Принятый Сеймом закон является вмешательством в ее внутренние дела, заявил бывший евродепутат Мирослав Митрофанов (Русский союз Латвии) в разговоре с РИА Новости. «Дело в том, что в последнее время обсуждаются кандидатуры преемника митрополита Александра. Возраст, состояние здоровья действующего руководителя Латвийской Православной Церкви заставляют заблаговременно заботиться о возможных кандидатах на должность нового руководителя. Это естественно для каждой организации, будь она церковная, общественная или коммерческая. В этой связи звучат предположения, что одним из вариантов дальнейших действий может быть делегирование нового руководителя из Московского Патриархата, по отношению к которому Латвийская Православная Церковь является автономной. В этом случае местной Церковью станет руководить гражданин России», — заявил Митрофанов. По мнение эксперта, решение Сейма является вмешательством в дела Церкви, что недопустимо: «С моей точки зрения, это внутреннее дело Православной Церкви, миряне не должны в эти дела вмешиваться. Я бы не стал связывать ни особых надежд, ни особых опасений с приходом российского руководителя... С точки зрения интересов латышской правящей элиты, Латвийская Православная Церковь должна быть лояльной власти и отсутствовать как фактор в политической жизни страны». Правозащитник Владимир Линдерман в еженедельном обзоре политических событий для Sputnik Латвия отметил, что решение Сейма принято в русле антирусской и антироссийской политики латвийского руководства. По словам Линдермана, здесь интересны два момента: «Почему законопроект принимался в ускоренном режиме? С чем это связано? Связано ли это с состоянием здоровья митрополита ЛПЦ, на место которого Москва пришлет своего " засланного " священнослужителя? И второй вопиющий момент, можно верить или не верить, но есть определенные традиции, которые следует уважать и не вмешиваться в них. Ведь православные есть во всем мире, и вмешательство какого-то одного государства в иерархию православной церкви из каких-то собственных националистических побуждений выглядит как минимум странно».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/06/08/te...

Цель заключается в том, чтобы лишить независимую Россию ее реальной культурной и традиционной составляющей. Если Россия не православная страна, то она и не европейская страна, потому что православие, это и есть то, что нас связывает с Европой. Поэтому как только Россия начинает говорить о своей европейской ориентации, как только Путин заявляет этот приоритет - мы движемся в Европу - удар наносится по базе нашей религиозной традиции " [Глеб Павловский: " Это первый наш год независимости " . Страна.Ru, 20.07.2001]. Итак, Глеб Павловский выступает защитником единства Православия и разоблачает международный заговор против Валентина Русанцова, упоминаемого в интервью под именем " Митрополита Российской Православной (Автономной) Церкви " . Однако Валентин Русанцов был в свое время лишен священного сана и Московской Патриархией, и Русской Православной Зарубежной Церковью, и в настоящее время он является злостным расколоучителем. Поэтому в словах Г. Павловского оказывается несоответствие: он выступает против раскола Православия, поддерживая раскол. Это несоответствие является неслучайным, поскольку служит своего рода топливом для информационной системы, которую строит Павловский. Он видит в Валентине неотъемлемую часть России, своего рода " пядь родной земли " , за которую готов побороться с Западом и Березовским. Ведь, с точки зрения Павловского, Россия - конгломерат смыслов и символов. Все знаки - и ложные и истинные - принадлежат России. Поэтому наша родная ложь - столь же дорога каждому из нас, как и истина. С информационной точки зрения, расколы, и истинная Церковь вместе с ними, составляют одно пространство, причем этому пространству соответствует один знак, и не более. Православная Церковь - одна, вторая, третья - всегда символизирует собою единство. Таков факт массового сознания, установленный социологическими исследованиями. Вот этим сознанием и оперирует Фонд эффективной политики. Но и далее, по логике Павловского, родная ложь нам должна быть роднее, чем истина, поскольку истина принадлежит всем народам и всем информационным пространствам безразлично.

http://moral.ru/pavlovsk.htm

24 апреля 1956 года начальник Отдела культов при Госсовете КНР Хэ Ченсян дал свое согласие на назначение архимандрита Василия (Шуана) епископом Пекинским, который должен был также временно исполнять обязанности главы Китайской Православной Церкви. В Отделе культов было высказано мнение о желательности сохранения православного центра КНР в Пекине. Было обещано построить новый храм и жилые помещения для священнослужителей и православных. Отдел культов при Госсовете КНР был извещен о мнении Московской Патриархии по организации управления Православной Церкви в КНР. 23 ноября 1956 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о даровании автономии Китайской Православной Церкви и хиротонии во епископа Пекинского архимандрита Василия (Шуана). Архимандрит Василий (Шуан) был хиротонисан во епископа Пекинского 30 мая 1957 года в Москве. После смерти китайских граждан епископов Василия Пекинского († 1962) и Симеона Шанхайского († 1965) Китайская Православная Церковь лишилась архипастырского руководства. В трудных условиях «культурной революции» ее жизнь пришла в упадок. Преждевременный полный отрыв китайского Православия от Матери-Церкви привел к сложному становлению молодого церковного организма и фактическому слому под гнетом обстоятельств и лихолетья «культурной революции». Обстоятельства времени прервали 250-летние добрые исторические корни отношений между православными России и Китая. Но по истечении тяжелых в истории Китая и российско-китайских отношений времен они постепенно начали восстанавливаться. В 1986 году была открыта для совершения богослужений Покровская церковь в г. Харбине, где служил единственный православный священник, получивший государственную регистрацию, — отец Григорий Чжу. В 1994 году состоялся визит делегации Государственного управления по делам религий в Россию совместно с китайским православным священником из Харбина. Епископы Русской Православной Церкви посещали Китай: в 1993 году — митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, в 1994 году — епископ Дмитровский Иннокентий. В 1996 году харбинский священник Григорий Чжу получил антиминс и святое миро от Патриарха Московского и всея Руси и использовал их при богослужении до своей кончины, последовавшей в 2000 году.

http://pravoslavie.ru/25020.html

Дальнейшие стремительно разворачивающиеся события в связи с нарастающими автокефалистскими настроениями правительств стран Балтии и экспансионистской политикой пришедшего к власти в 1922 году Вселенского Патриарха Мелетия IV (Метаксакиса) показали истинные цели этих конференций и твердую позицию по данному вопросу главы Латвийской Православной Церкви. Не добившись от архиепископа Иоанна согласия на участие в создании балтийского блока, МИД Финляндии и Эстонии уже весной-летом 1922 года начали подготовку к взаимодействию с Константинопольской Патриархией. Так, весной 1922 года Патриарх Мелетий IV обратился к главе Финляндской Православной Церкви архиепископу Серафиму (Лукьянову) с предложением рукоположить вдового протоиерея модернистской направленности Германа Аава в викарные епископы и принять автокефалию от Константинопольского Патриархата, на что архиепископ Серафим ответил отказом. Тем не менее Герман Аав под давлением финских властей 8 июля без предварительного монашеского пострига был хиротонисан в Константинополе Патриархом Мелетием во епископа Сортавальского. 6 июня 1923 года Финляндская Православная Церковь в нарушение канонов была принята в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, при этом ей предоставили не автокефалию, а автономию, хотя Церковь уже пользовалась ею с 11 февраля 1921 года согласно Томосу Святейшего Патриарха Тихона. Финляндскому представителю МИД Э.Сетяля, используя дипломатические связи в Швеции, удалось повлиять на турецкое правительство, чтобы отложить изгнание Патриарха Мелетия, назначенное на 3 июля, ради «решения вопроса» об устройстве Финляндской и Эстонской Церквей². 7 июля 1922 года патриарх Мелетий вручил в Константинополе архиепископу Таллинскому и Эстонскому Александру (Паулусу) Томос о принятии Православной Церкви в Эстонии в юрисдикцию Константинопольского Патриархата в качестве отдельного автономного церковного округа. Московская Патриархия не признала каноническими эти переходы. Фактически произошло изъятие двух частей Российской Церкви, прикрытое следующей незаконной формулировкой: «…вследствие сложившихся здесь новых политических условий, а также в результате того, что из-за возникших в России церковных нестроений… постановили удовлетворить просьбу православной церкви Эстонии и утвердить испрошенный ею церковный статус, а также ввести в нее церковный порядок согласно установившейся канонической практике, учитывая при этом невозможность установления надлежащего церковного устроения в Эстонии со стороны Святой Церкви России» ³. В отношении Финляндской Церкви Томос включал такие же формулировки. В результате данных незаконных действий власти Финляндии сместили архиепископа Серафима (Лукьянова) и сослали его в Коневецкий монастырь.

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/90...

Обстоятельства времени прервали имеющие 250-летние добрые исторические корни отношения между православными России и Китая. Но по истечении тяжелых в истории Китая и российско-китайских отношений времен они постепенно начали восстанавливаться. В 1986 году была открыта для совершения богослужений Покровская церковь г. Харбина, где служил единственный православный священник, получивший государственную регистрацию, — отец Григорий Чжу. В 1994 году состоялся визит делегации Государственного управления по делам религий в Россию совместно с китайским православным священником из Харбина. Епископы Русской Православной Церкви посещали Китай: 1993 год — митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, 1994 год — епископ Дмитровский Иннокентий . В 1996 году харбинский священник отец Григорий Чжу получил антиминс и Святое миро от Патриарха Московского и всея Руси и использовал их при богослужении до своей кончины в 2000 году. Однако стремление православных китайцев иметь храм и полноценную церковную жизнь не исчерпывалось только Харбином. Хочется отметить, что священник Михаил Ли неоднократно пытался добиться разрешения проводить богослужения в Шанхае. Сломленный неудачами, отец Михаил эмигрировал в Австралию и ныне служит в китайском приходе под омофором архиепископа Ново-Зеландского и Сиднейского Илариона . Ни одного действующего китайского православного священнослужителя на территории КНР в настоящий момент нет. В Шанхае проживают находящиеся в преклонных годах священник Михаил Ван и протодиакон Евангел Лу, которые хранят в своем сердце надежду совершить Литургию на китайской земле. По имеющимся данным, сейчас в Китае насчитывается около 15 000 православных верующих. Большей частью они проживают в Пекине, Шанхае, провинции Хейлунцзян, автономных районах Синьцзян и Внутренняя Монголия. После лет культурной революции в Китае восстанавливаются православные храмы — в Синьцзяне (города Урумчи, Инин, Дачэнь), Внутренней Монголии (город Эргуна), провинции Хэйлунцзян (город Харбин). В ряде городов Китая — Шэньяне, Шанхае — сохранившиеся храмовые здания включены в число памятников архитектуры. Однако наряду с этим восстановленные и сохранившиеся храмы нуждаются в богослужении, совершение которых в настоящий момент крайне затруднено, так как в Китае сейчас нет ни одного православного китайского священника. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 февраля 1997 года председателю ОВЦС было поручено решение практических вопросов по урегулированию православной жизни в Китае. Таким образом мы констатируем, что Китай является зоной пастырской ответственности для Русской Православной Церкви до момента восстановления в полноте иерархии Китайской Автономной Православной Церкви. Китай — не территория миссии для Русской Православной Церкви, а каноническая территория автономной Церкви, жизнь которой регулируется канонами вселенского Православия, внутренними определениями Китайской Автономной Церкви и китайским национальным законодательством.

http://patriarchia.ru/db/text/329177.htm...

Официальный церковный календарь по традиции состоит из двух частей — собственно календаря, который на церковном языке называется месяцесловом, и обширного справочного раздела. Месяцеслов календаря на каждый день года содержит список имен святых, празднуемых в этот день Церковью, указания на фрагменты Священного Писания, читаемые за богослужением, а также краткие богослужебные заметки и указания о постах. Справочный раздел календаря на 2014 год открывается списком Соборов святых. Далее приводится список имен святых, упоминаемых в календаре. Информация во всех справочных разделах календаря на 2014 год значительно обновлена с учетом последних изменений. В частности, отражены последние решения Священноначалия, касающиеся образования новых митрополий и епархий в Русской Православной Церкви. Многие архиереи, священники и миряне используют настоящее издание Церковного календаря не только как прекрасный подарок, но и как визитную карточку Русской Православной Церкви. Официальный календарь выходит далеко за рамки обычного календаря — это еще и подробный справочник о Русской Православной Церкви, включающий информацию о Синодальных и общецерковных учреждениях, духовных учебных заведениях и православных общеобразовательных учреждениях, зарубежных приходах и представительствах Русской Православной Церкви. В календаре приводятся сведения об архиереях Русской Православной Церкви. Он содержит адреса, телефоны и другую контактную информацию всех епархий. Открывают список российские епархии, за ними следуют украинские и белорусские. Все другие страны размещаются в алфавитном порядке с Австрии до Эстонии, завершает список Японская Автономная Церковь. В справочнике также представлена Русская Православная Церковь Заграницей. В календаре представлена общая информация обо всех Поместных Церквах: их каноническая территория, краткая биография Предстоятеля и краткая история Поместной Церкви. В календаре опубликованы также фотографии Предстоятелей Поместных Церквей. В обширном разделе календаря, посвященном Патриаршему служению, размещены фотоматериалы, отражающие труды Предстоятеля Русской Православной Церкви. В частности, визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Китай — первый в истории страны визит Предстоятеля Русской Православной Церкви, великое освящение нового храма в честь иконы Пресвятой Богородицы, именуемой «Скоропослушница», в таллинском районе Ласнамяэ во время визита Святейшего Патриарха в Эстонию, Патриаршее паломничество на Святую Гору Афон, а также посещение Иерусалимского Патриархата.

http://bogoslov.ru/event/3485270

Православная община, насчитывавшая 260 человек вместе с детьми, первоначально пользовалась помещением школы глухонемых. Под строительство церкви на Вербной (теперь Православной набережной) городской совет выделил участок, за который местный нотариус-пенсионер Михаил Риган заплатил 14 тысяч чешских крон. Строительство возглавил протоиерей Всеволод Коломацкий, также эмигрант, который не только образцово организовал работу, но и сам активно работал, в частности, построил все купола. Коломацкий жалованья не брал, но способствовал сбору средств. Благодаря его энергии, стоимость сооружения составляла 185 тысяч крон вместо сметных 385 тысяч. За меньшие деньги было сделано даже больше – построено жилье для священника и позолочена баня. Торжественное освящение камня состоялось 3 марта 1930 г., а завершено строительство через 8,5 месяцев, в декабре того же года. Денежные средства поступали от православных общин, от российских эмигрантов и организаций. Рисование (роспись) церкви частично исполнил В. Коломацкий, а также художники Б. Ромберг и диакон О. Бобровский. В 1947–1950 годах В. Коломацкий выстроил почти точную копию Покровской церкви в местечке Межилабирке в Восточной Словакии. С приходом советской власти храм-памятник был превращен в музей атеизма, иконы и ценности были изъяты. В 1991 г. церковь возвращена верующим. Сирохман М. «Церкви Украины: Закарпатье». – Львов: 2000 г., перевод с украинского. Город появился в предгорье Карпат на реке Уж (откуда и происходит нынешнее его название). С конца 11-го века и до начала 20-го он попеременно находился во власти венгров и австрийцев. В 1919 году Ужгород стал столицей Подкарпатской Руси – автономной республики в составе Чехословакии. Именно тогда в город стали приезжать эмигранты из России, покинувшие Родину после Октябрьского переворота 1917 года. Со временем российская диаспора сформировалась в общину и люди решили построить здесь собственный дом для молитвы. Новое сооружение появилось на левом берегу Ужа напротив старой части города. Это был шатровый храм, распространённый в русском храмовом зодчестве 15-го – 17-го веков. Средства на строительство святыни собирали среди соотечественников, разбросанных после революции по всему миру. Тогдашние ужгородские газеты писали о том, как жены эмигрантов специально занялись рукоделием, чтобы вырученные за это средства отдать на строительство храма. Колокола пожертвовала Подкарпатско-Русская казацкая станица, находящаяся недалеко от Ужгорода.

http://sobory.ru/article/?object=08966

род. – родился руб. – рубль РПЦЗ – Русская Православная Церковь за рубежом РСФСР – Российская советская федеративная социалистическая республика P. X. – Рождество Христово с. – село саж. – сажня св. – святой (ая) свв. – святые Св. Писание – Священное Писание Св. Синод – Святейший Правительствующий Синод Св. Троица – Святая Троица свт., свтт. – святитель, святители слав. – славянский CJIOH – Соловецкие лагеря особого назначения см. – сантиметр, смотри Собр. – собрание Совнарком, СНК – Совет народных комиссаров (РСФСР – СССР) совр. – современный (ая) СПбДА – Санкт-Петербургская Духовная академия СПбДС – Санкт-Петербургская Духовная семинария С.-Петербургская (ий) – Санкт-Петербургская (ий) СССР – Союз Советских Социалистических Республик ср. – сравни ст. – статья, степень, стол ст. ст. – старый стиль сщмч. – священномученик т. – том ТАССР – Татарская автономная советская социалистическая республика т. д. – так далее т. е. – то есть т. п. – тому подобное Труды КДА – Труды Киевской Духовной академии тур. – турецкий тыс. – тысяча тюрк. – тюркский УзССР – Узбекская советская социалистическая республика Указ. соч. – Указанное сочинение УК – Уголовный кодекс укр. – украинский УНКВД – Управление народного комиссариата внутренних дел устар. – устаревшее Ф. – фонд фр. – французский ц. – церковь церк.-слав.церковнославянский ЦИАМ – Центральный исторический архив Москвы ЦИА ПСТГУ – Церковно-исторический архив ПСТГУ цит. – цитируется ЦК Помгол – Центральная комиссия помощи голодающим ч. – часть член-корр. – член-корреспондент экстраорд. – экстраординарный южн. – южный ЮНЕСКО (UNESCO – англ.) – Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization). Читать далее Источник: Дневник : в 3-х том./митрополит Арсений (Стадницкий). - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2006-2015./Т. 1. : 1880-1901. По материалам ГА РФ. - 2006. - 740 с. (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви). Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Российские императоры смотрели на Церковь не столько как на высочайшую святыню народа, воплощающую в себе весь смысл его существования, как это было на Руси со времен Крещения, сколько как на одну из опор государства, причем - и это было худшей чертой послепетровской системы церковно-государственных отношений - саму нуждавшуюся в опеке и надзоре со стороны правительства. Для этого и был сломан старый строй церковного управления, органично сочетавший в себе соборное начало и первосвятительское возглавление, а на его месте была учреждена синодальная система с обер-прокурорским контролем. После Петра I правительство России ставило перед собой вполне секулярные, автономные от религиозной санкции цели, а привилилегированный статус Православной Церкви, ее «господствующее» в сравнении с другими религиозными объединениями положение находило себе оправдание уже только в том, что Православие, согласно основным законам Российской империи, являлось вероисповеданием государя и большинства его подданных. Петровская эпоха - от Петра до большевистского переворота в 17-м году была характерна тем, что Церковь опиралась на государственный меч, пользуясь многими привилегиями, что некоторыми воспринималось как симфония государства и Церкви. Но следует отметить, что вместе с тем, Петр повторял опыт столь почитаемого им Ивана Грозного: так же покинул нелюбимую Москву и отправился искать столицы «опричь» центральных земель. Также любил издеваться над церковными обрядами и устраивал еретические «потехи». Этой своеобразной «шоковой терапией» он также не только не навредил себе, но парализовал народную волю и укрепил представление о собственной исключительности. Он добился того же, чего добивался некогда Иван Грозный: его смертельно ненавидели, но еще больше боялись и не понимали, и эта умственная тьма подавляла любое желание восстать против царя. Ведь если на это и отважиться, никто не может точно знать, чем все обернется - не рухнет ли мир вообще? А вдруг сила антихриста увлечет его за собой? В результате император сумел достичь своей цели: ошеломленная Россия находилась в состоянии неустойчивого равновесия, а сам государь - в относительной безопасности от народного гнева.

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/21/...

Следует заметить, что Российская Духовная Миссия дала рождение отечественной синологии, столпами которой являются ее знаменитые члены: отец Иакинф (Бичурин), архимандрит Палладий (Кафаров) и многие другие. Подписание в 1861 году серии Тяньцзиньских трактатов, предоставлявших иностранцам большую свободу, в том числе и в области миссионерства, повлияло на характер деятельности Миссии. Было открыто несколько миссионерских станов в провинции; теперь в православие обращались целыми деревнями. В эти же годы был рукоположен первый священник-китаец; переводились на китайский язык богослужебные тексты. Есть такое выражение: " Церковь зиждется на крови мучеников " . 222 китайца, среди которых были и совсем маленькие дети, отдали свою жизнь за православную веру в 1900 году, когда страну охватило восстание " ихэтуаней " , направленное против иностранцев и носившее антихристианский характер. Много погибло и католиков, и протестантов. Европейцы укрылись от погромов в посольствах, их собратьев по вере защитить было некому... Своим невмешательством правительство демонстрировало сочувствие восставшим, что, впрочем, не мешало императрице Циси посылать в осажденный посольский квартал цветы и фрукты. Остановить беспредел " ихэтуаней " смогли только объединившиеся иностранные войска. Так появились первые китайские святые мученики, канонизированные Церковью в 1902 году. За разоренную Миссию императорское правительство выплатило большие контрибуции. Были восстановлены сожженные храмы, построено много новых, бурно развивалась миссионерская деятельность в отдаленных уголках страны. Православие в Китае переживало расцвет вплоть до 1918 года, когда из России хлынул поток растерянных отчаявшихся беженцев... Миссия вынуждена была заниматься проблемами соотечественников, уделяя все меньше внимания проповеди среди местного населения. Начался так называемый эмигрантский период, который примечателен скорее как факт истории русского, нежели китайского православия. 1949 год. Грянула коммунистическая революция. Новое законодательство запрещало иностранцам всякую миссионерскую деятельность и предписывало передачу управления религиозными организациями китайцам. К тому времени на территории страны находилось 103 храма, прихожанами которых являлись 15 тысяч китайцев. В 1957 году была образована Китайская Автономная Православная Церковь, во главе которой стояли епископы-китайцы.

http://foma.ru/pravoslavie-za-velikoj-st...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010