Рассмотрев жалобу, Святейший Синод оставил ее без последствий, вместе с тем поручил Епархиальному Начальству, озаботиться устройством, в молитвенную память о созидателях первого храма в Териоках, небольшой деревянной церкви на старом месте, где тридцать лет стоял прежний храм. Храм должен был быть посвящен в честь святых, имена которых носили первые храмоздатели Андрей Иванович и Мария Исидоровна Дурдины, но из-за лихолетья начала 20-го века, осуществиться этому не удалось. В 1910 году была совершена закладка нового каменного храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Часть суммы на строительство выделила императорская казна, огромный денежный вклад внес Дормидонт Тимофеевич Игумнов. Многоглавая церковь с высокой колокольней (49 метров вместе с крестом) в московско-ярославском стиле 16 века, с тем различием, что устранена пестрота окраски, и вся церковь снаружи оштукатурена и окрашена в один белый цвет. По проекту предполагалось расписать храм изнутри, но началась первая мировая война, и этим планам осуществиться не удалось. Церковь строилась по проекту архитектора Николая Никитича Никонова. (Он так же является архитектором церкви Серафима Саровского на Серафимовском кладбище, Иоанновского женского монастыря на Карповке, часовни Тихвинской иконы Божией Матери в Кронштадте). Иконостасы всех трёх алтарей устроены по проекту гражданского инженера В. Ф. Иванова, иконы в иконостасе были выполнены художником Павлом Розановым, братом известного философа, который тоже проживал здесь. В 1913 году был освящён южный придел в честь преподобного Сергия Радонежского. 5 (18) июля 1915 года освящение главного престола в честь Казанской иконы Божией Матери, совершил архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский), в сослужении многочисленного духовенства и в присутствии Финляндского генерал-губернатора. В период с 1918 по 1939 год храм принадлежал православной автономной церкви в Финляндии сначала в составе Российской православной церкви, а с 1923 года — Константинопольского Патриархата. В связи с переходом под юрисдикцию Константинополя Финская автономная церковь перешла на новый стиль. Одним из тех, кто не согласился с этим, был настоятель Казанской церкви протоиерей Григорий Светловский.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Казанс...

Вторая проблема - это стремительный рост населения в начале XX века, гораздо больший, чем в XIX веке. И это множество людей надо было духовно окормлять, что было довольно сложно, учитывая множество всяких заскорузлых традиций внутри духовного сословия. Третья проблема - то, что, будучи частью государственной машины, Церковь вынуждена была обслуживать интересы государства, выполнять бюрократические функции. И это отнимало у нее время, силы и ресурсы, необходимые для непосредственного, небумажного контакта с собственной паствой. Поэтому требовались серьезные системные преобразования. Не косметический ремонт, а капитальный. - А эти преобразования мыслились только внутри Церкви или в отношениях Церкви с государством? - Вопрос непростой. С одной стороны, в те годы само выражение «отношения Церкви с государством» не имело смысла, поскольку отношения могут быть у двух автономных субъектов, а Церковь с юридической точки зрения являлась частью государственного механизма. С другой стороны, среди духовенства и воцерковленных мирян на протяжении всего XIX века, а особенно в его конце, росло ощущение, что Церковь - самостоятельная единица. На всякий случай уточню, что сейчас речь идет не о мистическом измерении Церкви как Тела Христова, руководимого Святым Духом и имеющего главой Христа Спасителя (это не подвергалось сомнению даже в самые тяжелые периоды синодальной эпохи), а о земной, социальной проекции Церкви. О Церкви как организованном сообществе верующих, имеющем структуру, имеющем внешние формы. Так вот, в начале XX века шла самоидентификация Церкви. И особо ее подтолкнуло то, что после 1905 года старообрядцы получили фактически полную свободу, что привело к общественным дискуссиям, возник диалог между старообрядцами и официальной Церковью. Раньше-то никакого диалога не было и быть не могло, были только собеседования официальных миссионеров со старообрядцами. Благодаря такому диалогу (и не только ему, конечно) многим церковным людям стало очевидно, что Российская Православная Церковь, формально будучи частью государства, находится в неравном положении с другими конфессиями, она лишена прав, которые те получили после октябрьского манифеста 1905 года.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/m...

Автономная Финляндская Православная Церковь .  Предстоятель: Высокопреосвященный Иоанн, Архиепископ Карельский и всея Финляндии. Она состоит из трех епархий. Богослужебные языки: финский и карельский. 2. Александрийский Патриархат.  Предстоятель: Блаженнейший Парфений Ш, Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки, Судия Вселенной. Резиденция — Александрия Египетская. В Патриархат входят 9 митрополичьих округов во всей Африке. Активная миссионерская работа ведется в таких африканских странах, как Уганда, Кения, Гана и др. Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому календарю. Богослужебные языки: византийский греческий и национальные языки африканских народов, обращенных в Православие. В ЮАР наряду с греческим используются английский язык и африкаанс. 3. Антиохийский Патриархат.  Предстоятель: Блаженнейший Игнатий IV, Патриарх Великой Антиохии и всего Востока. Резиденция — Дамаск. В его юрисдикцию входит 10 митрополий в Сирии и Ливане, а также епархии в Ираке, эмигрантская митрополия Северной и Южной Америки и эмигрантские епархии в Западной Европе. Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому календарю. Богослужебный язык: арабский. В США и в Западной Европе наряду с арабским используются национальные языки. 4. Иерусалимский Патриархат.  Предстоятель: Блаженнейший Диодор, Патриарх Святого Града Иерусалима и всея Палестины. Резиденция — Иерусалим. В Патриархат входят 6 архиепископий. Патриарх и почти вся высшая иерархия Иерусалимской Церкви — греки, в то время как подавляющее большинство священства и верных — арабы. Богослужения неподвижного круга совершаются по юлианскому (старому) календарю. Богослужебные языки: византийский греческий и арабский. 5. Русская Православная Церковь.  Предстоятель: Святейший Алексий П, Патриарх Московский и всея Руси. Резиденция — Москва. По состоянию на конец 1993 г. в РПЦ было 107 архиепископов и 19 митрополитов. Каноническая территория Русской Церкви распространяется и на государства СНГ. Кроме того, в Московскую Патриархию входит несколько эмигрантских епархий в Западной и Центральной Европе и в Северной и Южной Америке. В состав РПЦ также входят автономная Украинская Православная Церковь, возглавляемая Блаженнейшим Владимиром, Митрополитом Киевским и всея Украины, и автономная Японская Православная Церковь, возглавляемая Высокопреосвященнейшим Феодосием, Митрополитом Токийским и всея Японии. Богослужения неподвижного круга совершаются по юлианскому календарю. Богослужебные языки: церковно-славянский и языки народов, обращенных российскими миссионерами. Православное население Молдавии и стран Балтии также пользуется местными языками.

http://pravmir.ru/sovremennye-pravoslavn...

По словам владыки Илариона, роль Святейшего Патриарха Московского и всея Руси в глазах общества не исчерпывается его значением как главы религиозной организации: «У него очень важная роль человека, который говорит людям о духовных ценностях, о смысле жизни, и к нему прислушиваются не только члены Православной Церкви, но и представители других религиозных традиций и люди, не относящие себя ни к какой религии». Авторитет Церкви в российском обществе зиждется на уникальной роли, которую она играла на протяжении веков, ведь именно Церковь созидала культурные ценности, которые сегодня привлекают внимание наших современников в разных странах. «Храмы и золотые купола — это визитная карточка не только Русской Церкви, но и нашего государства, — подчеркнул иерарх. — У нас была эпоха гонений на религию, когда храмы уничтожались, взрывались, превращались в складские помещения, но даже в эту эпоху кремлевские соборы никто не посмел тронуть. Они не были действующими, но сохранялись в самом сердце нашей столицы, где заседала верховная власть». Церковь сегодня находится в диалоге практически со всеми сегментами общества, констатировал митрополит Волоколамский Иларион. Так, например, Патриарший совет по культуре занимается контактами с ведущими культурными деятелями, Отдел по взаимодействию с вооруженными силами поддерживает контакты с армейскими структурами, готовит священников для служения в воинских частях. «Церковь оказывает огромную реальную помощь страждущим, причем не только на своей канонической территории, но и за ее пределами», — добавил архипастырь, рассказав китайским гостям о том, что Церковь не раз была в авангарде работы по спасению людей от последствий стихийных бедствий, по оказанию пострадавшим благотворительной помощи. После землетрясения в Японии верующие Русской Православной Церкви собрали деньги, которые были направлены в помощь Японской Автономной Православной Церкви. Как отметил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, совместно с МЧС России и Императорским православным палестинским обществом Церковью было отправлено десять самолетов с гуманитарным грузом для мирного населения Сирии, причем эта помощь распространяется не только среди христиан, но также среди мусульман и других жителей страны.

http://patriarchia.ru/db/text/3688904.ht...

Глава государства приветствовал Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, выразив уверенность, что визит будет способствовать социальному единению в духе христианских православных ценностей и идеалов. Воронин отметил, что в стране 90% граждан - православные христиане, а руководство государства и Молдавскую Митрополию связывает эффективное сотрудничество. В свою очередь Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II поблагодарил главу государства за возможность ознакомиться с переменами, произошедшими за последние 15 лет в Молдавии. Восстановление и строительство церквей, возрождение православной веры, духовное и нравственное оздоровление общества являются результатом благотворных процессов, происшедших в лоне Молдавской Православной Церкви, заявил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. В связи с этим Его Святейшество выразил благодарность руководству страны за внимание и поддержку, оказываемые Православной Церкви. Общие православно-христианские ценности - это один из главных факторов, объединяющих Россию и Молдову, отметил Его Святейшество. Владимир Воронин проинформировал Его Святейшество о развитии процесса приднестровского урегулирования. Патриарх Московский и Всея Руси отметил, что приднестровский вопрос следует решать с соблюдением принципов суверенитета и территориальной целостности Молдавии, о чем неоднократно заявляло руководство Российской Федерации. Патриарх сказал, что Русская Православная Церковь будет помогать примирению единого народа, который живет в Молдавии и в Приднестровье. " Православная церковь должна примирять и в любых условиях выступать как сила примирения " , - заявил Алексий II. Так сложилось, что после 1990 г., с тех пор как Молдавия стала независимой, в молдавской церкви произошел раскол. Камнем преткновения стало то, что молдавская церковь не перешла под ведомство Бессарабской Автономной Митрополии, а так и осталась под крылом Московской Патриархии. Подобные события 15 лет назад происходили во многих советских республиках. Считалось, что независимой стране нужна и независимая церковь - это было выгодно и святым отцам, и маститым политикам.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

Митрополит Кирилл с сожалением констатировал, что именно в деле распространения Православия среди китайского населения Российская Духовная миссия не получала поддержки от российского правительства; более того, инициативы митрополита Иннокентия (Фигуровского) часто встречали противодействие со стороны руководства посольства, которое опасалось ухудшения отношений с китайскими властями. “Нельзя не подвергнуть критике такую позицию, имеющую своих сторонников и сегодня”, — сказал митрополит Кирилл, отметив далее, что “по­пытка российских дипломатов того времени избежать конфликта на религиозной почве парадоксальным образом привела к трагическим событиям во время восстания ихэтуаней”. Остановившись на основных моментах истории Китайской Автономной Православной Церкви, созданной в 1957 году, глава ОВЦС обратил внимание присутствующих на ее тяжелое положение в наши дни: “В настоящее время Китайская Автономная Православная ЦерковьЦерковь 10000 христиан без священников и без епископов. Я хотел бы особенно обратить внимание на ее критическое положение. Русская Православная Церковь готова оказать любое содействие в нормализации ее положения в Китае, особенно потому, что эта Церковь на сегодняшний день является Церковью русского национального меньшинства и наших соотечественников, она сохраняет глубокие связи с Матерью — Русской Православной Церковью. Представляется, что в контексте позитивного развития отношений между Россией и Китаем вопрос о положении Китайской Автономной Православной Церкви должен найти свое решение. Призываю политиков и общественных деятелей России и Китая проявить внимание к этой проблеме”. Владыка поделился своими впечатлениями от недавнего архипастырского визита в Пекин, где на молебне в посольстве России наряду с русскими прихожанами присутствовали православные китайцы. В заключение своего доклада Владыка отметил ряд изменений в религиозной жизни Китая в последние годы, когда наряду с ростом интереса к духовным проблемам и с укреплением позиций традиционных религий происходит возникновение и распространение деструктивных культов. Так, известная псевдо­ре­ли­гиозная секта “Фалуньгун” получила распространение не только в Китае, но и за его пределами, в том числе и в России, что не может не вызывать беспокойства Церкви. Владыка Кирилл также с удовлетворением констатировал, что вопросы православной философии, аскетики, духовных традиций христианства обращают на себя внимание все большего числа исследователей из КНР и Гонконга, и выразил надежду, что их труд поможет расширить поле религиозных контактов между Россией и Китаем. Председатель ОВЦС выразил уверенность, что “особое место в этих контактах должно принадлежать Китайской Автономной Православной Церкви, являющейся хотя и немногочисленной, но неотъемлемой частью жизни современного китайского общества”.

http://pravmir.ru/hronika-mezhdunarodnay...

С 60-х годов XIX века начинается перевод на финский язык и издание церковной и богослужебной литературы. Официально стали совершаться службы на финском языке. В 1882 г. вышел царский указ, по которому на должность приходских священников в Финляндии должны были назначаться лица, знавшие местный язык. Деятельность православных приходов в сфере образования также была поставлена на финскую основу, хотя и не полностью ей соответствовала. Таким образом, финский язык занял приоритетное положение в богослужебной практике и в области народного просвещения 5 . На протяжении XIX века Православная Церковь все больше входила в юрисдикцию финляндского государственного самоуправления, хотя права православных еще в значительной степени определялись указами российского императора. Процесс сближения православной конфессии с финляндским обществом и финляндским государством получил в литературе название “финнизация” 6 . С 90-х годов XIX века российское правительство взяло курс на инкорпорацию автономного княжества в состав империи и на унификацию его учреждений с общерусскими. Попытки действий такого рода были предприняты и в церковной сфере. В основном это выражалось в стремлении перевести приходское образование на русский язык. Однако русское духовенство в карельских приходах считало, что это будет чревато отходом от Церкви ряда ее членов, потерей влияния духовенства на прихожан. Поэтому оно следовало интересам своей паствы, говорящей на финском языке. Национальный язык продолжал занимать доминирующее положение в богослужении и просвещении. В то же время в российской прессе была развернута кампания по “защите” Православия от якобы посягавших на его святость и неприкосновенность финляндцев. Не оставались в долгу и финляндские газеты, которые называли Православие “религиоз­ным помрачением, дошедшим до последнего предела” 7 . Все это, естественно, не способствовало улучшению образа Православной Церкви в глазах финляндского общества. Она нередко воспринималась как орудие русификации, учреждение, противное духу финляндской государственности. В то же время среди православного духовенства Финляндии формировалось так называемое национальное направление, его приверженцы ратовали за всемерное сближение Православной Церкви с финляндским обществом. По мнению “национального” духовенства, большая часть православных прихожан была проникнута патриотическими чувствами по отношению к Финляндии, поэтому Церковь могла успешно выполнять свою миссию в их среде, только согласуя свою деятельность с духом финляндского патриотизма. Вообще, по мнению представителей национального направления, деятельность Церкви могла приносить плоды, только если она проходила в соответствии с духом традиций и законов той страны, где Церковь действовала.

http://pravmir.ru/finlyandskaya-pravosla...

Поэтому понятие Г. Ц. употребляется в правосл. Церкви лишь по отношению к предстоятелям Поместных Церквей , и речь в случае подобного словоупотребления идет о главенстве в Поместной Церкви. Так, главой РПЦ является Патриарх Московский и всея Руси. В Уставе РПЦ соответствующая формулировка о главенстве Святейшего Патриарха в Русской Церкви отсутствует, но в нем содержатся положения, касающиеся прав и обязанностей Патриарха, из совокупности к-рых очевидным образом вытекает его главенство в Русской Церкви (Устав РПЦ, 2000. IV; IX 6, 13, 14; X 7, 16, 18 ш, 20, 26). Аналогичным образом обстоит дело и с предстоятелями др. автокефальных правосл. Церквей. Глава Сербской Православной Церкви имеет титул Архиепископа Печского, Митрополита Белградо-Карловацкого, Святейшего Патриарха Сербского. Румынскую Православную Церковь возглавляет Блаженнейший Патриарх, к-рый одновременно носит титул архиепископа Бухарестского и митрополита Мунтенийского (Мунтенского) и Добруджского, наместника Кесарии Каппадокийской. Главой Болгарской Православной Церкви является Святейший Патриарх, к-рый носит также титул митрополита Софийского. Во главе Элладской Православной Церкви стоит Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады, власть к-рого, однако, вне пределов его епархии не выходит за границы председательства в коллегиальных высших органах церковной власти, так что его статус в известной мере аналогичен статусу Первенствующего члена Святейшего Синода Российской Церкви в синодальную эпоху. Главами соответствующих Церквей называют также предстоятелей автономных и самоуправляемых Церквей, а также Экзархатов. Напр., Японскую автономную Церковь возглавляет Митрополит Токийский и всей Японии, главой Украинской Православной Церкви является Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины, а Белорусскую Православную Церковь возглавляет Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх Белоруссии. Кроме того, главами местных церквей, каковыми являются епархии, именуются правящие архиереи. Так, в Уставе РПЦ епархии определены как «местные церкви, возглавляемые архиереем».

http://pravenc.ru/text/165053.html

Заграничная часть Русской Церкви почитает себя неразрывною духовно-единою ветвью великой Русской Церкви. Она не отделяет себя от своей Матери-Церкви и не считает себя автокефальною. Она по-прежнему считает своею главой Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра и возносит его имя за богослужениями " . Мы считаем необходимым напомнить нашей пастве эти основы автономного существования нашей зарубежной части Русской Церкви. Хотя оно продолжалось многие десятилетия, это положение было обусловлено безпрецедентной ситуацией Церкви при богоборческом тоталитарном режиме на Родине, и Русская Зарубежная Церковь никогда не мыслила себя вне Всероссийской Поместной Церкви. Если разделение русского народа вследствие революции и гражданской войны было разделением по плоти, то появление Декларации внесло разделение идеологическое, духовное. Власть хотела лишить Церковь самостоятельности, дискредитировать ее, разделить, покорить, и, поэтому в навязанной ею Декларации затуманивалась суть взаимоотношений Церкви и власти. Упоминаемое в Декларации требование " от заграничного духовенства дать письменное обязательство в полной лояльности Советскому Правительству во всей своей общественной деятельности " было неприемлемо для русских людей в зарубежье, как попытка лишить их свободы обличать безбожие, разоблачать гонителей Церкви, свидетельствовать о подвиге новомучеников. К годовщине своего избрания глава Русской Православной Церкви Московского Патриархата, Святейший Патриарх Алексий, высказался критически в отношении Декларации, сказав, что «неправда замешана в его (митрополита Сергия) Декларации» и что в ней налицо «подчинение Церкви интересам государственной политики» («Известия», 10.06.1991). В 2000 году Архиерейский Собор в Москве принял «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», в которой определяется норма церковно-государственных отношений, по существу обличающая Декларацию и объявляемый ею курс. Среди прославленных в том же году новомучеников российских, были и те, кто обличали Декларацию и не приняли курс митрополита Сергия, но продолжали – также как Русская Зарубежная Церковь – поминать митрополита Петра как главу Русской Церкви. Таким образом, возникли предпосылки для плодотворного диалога на новой основе. Этому развитию были посвящены две исторические конференции (в 2001 и 2002 гг.), включавшие независимых историков наряду с клириками обеих частей Русской Церкви. Затем, к концу 2003 года были назначены встречные комиссии для диалога и разработки всех вопросов, препятствующих дальнейшему сближению и в дальнейшей перспективе - молитвенно-евхаристическому общению.

http://pravoslavie.ru/11687.html

Основными конструктами старостильнической идеологии являются: 1 . Непризнание за собой статуса церковного раскола. Ни одна старостильная группировка не признает факт своего бытия следствием раскола, являющегося величайшим преступлением против Церкви. Поскольку единственным канонически оправданным отделением от священноначалия может быть впадение последнего в ересь, то современные схизматики склонны обвинять канонические Поместные Церкви в отпадении от чистоты святоотеческого учения. Вероучительным заблуждением канонических Церквей схизматики называют мифическую «ересь экуменизма», целью которой якобы является эклектическое объединение всех религий. Отсюда следует, что «все приверженцы святоотеческого церковного календаря – антиэкуменисты не только не раскольники, а составляют отвергшую новшество Полноту Православной Церкви, которая оградила себя от новаторов и противостоит, то есть подвизается за мир и единство Церкви» 1088 . В таком ракурсе видения раскольники заявляют о себе как о канонической Церкви. 2 . Ложная трактовка понятия православного экуменизма. При рассмотрении схизматиками вопроса участия Православной Церкви в экуменическом движении сам экуменизм ими ошибочно (или сознательно) понимается как движение, которое «усматривает приближение и скорое единство всех христиан, но не на основании Святого Православия, поскольку это движение считает всех еретиков членами Церкви, а инославные общины Христовыми Церквами» 1089 . Отсюда происходит абсолютно неверное и ложное представление о том, что конечной целью межхристианского диалога является «разработка мирного и невозмутимого сосуществования Православия и ереси, истины и заблуждения, света и тьмы» 1090 , из чего следует конечный вывод, что «экуменизм ставит целью заменить служение Единому Богу служением сатане» 1091 . Раскольники последовательно игнорируют то обстоятельство, что означенная трактовка понимания экуменизма диаметрально противоположна официальной позиции Поместных Православных Церквей в отношении данного вопроса. В частности, Русская Православная Церковь , не выходя из общеправославного видения данной проблемы, заявляет: «Православная Церковь не может признавать “равенство деноминаций”. Отпавшие от Церкви не могут быть воссоединены с ней в том состоянии, в каком они находятся ныне, имеющиеся догматические расхождения должны быть преодолены, а не просто обойдены. Это означает, что путем к единству является путь покаяния, обращения и обновления» 1092 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010