— Устав Русской Православной Церкви определяет существование канонических подразделений с разной степенью самостоятельности: самоуправляемые Церкви, автономные Церкви, экзархаты, митрополичьи округа. Среди всех самоуправляемых Церквей Московского Патриархата Украинская Православная Церковь пользуется самыми широкими правами. Например, решение об учреждении новых епархий, равно как и об избрании новых архиереев, Украинская Церковь принимает абсолютно самостоятельно. Святейший Патриарх Московский и всея Руси лишь информируется о принятых решениях, но их не утверждает. Экзархат же обладает меньшей степенью самостоятельности. Для удобства сравнения с уже сказанным добавлю, что, в частности, избрание его архиереев и учреждение в нем епархий осуществляется Священноначалием Московского Патриархата по представлению Синода экзархата. Когда в 1990 году Русская Православная Церковь предоставила Украинскому экзархату статус самоуправляемой Церкви, это было связано с известными политическими процессами, приведшими к провозглашению независимости Украины, и было продиктовано соображениями пользы для развития украинского Православия. Аналогичные процессы протекали в те годы и в некоторых других бывших советских республиках: Молдавии, Латвии, Эстонии, где также были учреждены самоуправляемые Церкви в составе Московского Патриархата. Как самая крупная из частей Русской Православной Церкви за пределами Российской Федерации, обладающая многими епархиями, УПЦ получила дополнительные права широкой автономии. Как неоднократно свидетельствовал новопреставленный Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир , именно такой статус является оптимальным для УПЦ, и он создал все необходимые условия для ее свободного развития. — Что Вы ждете после избрания митрополита от действующих на Украине, но не признанных мировым Православием раскольнических структур — Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви, а также от Украинской греко-католической церкви? Возможны ли, на Ваш взгляд, конструктивный диалог, взаимодействие, какое-то единство с ними?

http://patriarchia.ru/md/db/text/3702651...

В 1840 году была учреждена епархия Камчатская, Курильская и Алеутская, на которую был хиротонисан апостол Америки Преосвященный Иннокентий (Вениаминов) (+1879). В конце XIX и начале XX века православную паству в Америке окормлял архиепископ Тихон, впоследствии Святейший Патриарх Московский и всея Руси (+1925). 1 сентября 1905 года кафедра Алеутской епархии была перенесена из Сан-Франциско в Нью-Йорк. С 1907 года именовалась Русской Православной Греко-Кафолической Церковью в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской. После Октябрьской революции 1917 года в России, сношения с Высшей Церковной Властью в Москве оказались затруднены. С половины 1920-х пребывала вне общения с Московским Патриархатом и была известна под наименованием «Северо-Американский Митрополичий округ» или «Северо-Американская Митрополия»; также не находилась в общении и с Архиерейским Синодом в Сремских Карловцах (Русская православная церковь заграницей). 19 декабря 1927 года на заседании «Синода епископов американских диоцезий Русской Православной Церкви» была издана грамота о учреждении новой церковной структуры — «независимой автономной и автокефальной» Американской Церкви во главе с Платоном (Рождественским). 12 декабря 1947 года, после безуспешных попыток присоединить структуру к Московскому Патриархату ранее в том же году (митрополит Феофил (Пашковский) уклонился от встречи с митрополитом Ленинградским Григорием (Чуковым), специально находившимся несколько месяцев в США с такой целью), Священный Синод Русской Православной Церкви наложил запрещение в священнослужении на иерархию «Митрополии». О. Александр Шмеман 9 апреля 1970 года Синод Русской Церкви восстановил общение с «Североамериканской Митрополией», сняв прежний запрет с её иерархов, а 10 апреля Патриаршим Томосом даровал Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке автокефалию. Значительную роль в подготовке этого решения сыграл протоиерей (затем протопресвитер) Александр Шмеман . 44 прихода, не пожелавших войти в новую автокефальную Церковь, были объединены в Патриаршие приходы в США.

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-cerkov-v...

Ваше Святейшество, я управляю автономной Церковью по Вашему благословению. Приемлю. Благодарю. И ничтоже вопреки глаголю. Я очень рад, Святейший Владыка, этой совместной службе и возможности духовенству Эстонской Православной Церкви сослужить Первоиерарху Матери-Церкви, рад, что Вы можете ближе познакомиться с духовенством из Эстонии, среди которых есть и русские, и эстонцы. Многие из них имеют немалый духовный опыт, опыт служения в священном сане или хорошее образование. В нашей Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата мы переживаем немалые трудности: многие наши храмы, в которых мы совершаем богослужения, не принадлежат нам, а принадлежат Эстонскому государству, и мы пользуемся ими на правах аренды. Но Господь не оставляет нас без Своей помощи: все храмы обустроены, налажена приходская жизнь, развивается деятельность церковных отделов, продолжается строительство храмов. В последние годы наш клир пополнился молодыми священнослужителями, которые окончили российские духовные школы по новой учебной программе. В этом я тоже вижу заботу Матери-Церкви о нас, поскольку Эстонская Православная Церковь не имеет своего духовного учебного заведения. Есть в Церкви нашей и утешение — среди нас служил праведник, которого Эстонская Православная Церковь желала бы причислить к лику местночтимых святых — это протоиерей Валерий Поведский, ученик святых праведных Алексия и Сергия Мечевых, тайно рукоположенный в священный сан епископом Мануилом (Лемешевским). Вся жизнь отца Валерия была наполнена страданиями и испытаниями. Место его погребения посещается православными людьми с особым душевным трепетом. Ваше Святейшество, я очень благодарен Вашей поддержке, прошу и впредь не оставлять Эстонскую Православную Церковь в Ваших Первосвятительских молитвах. Вашего Святейшества смиренный послушник +Корнилий, митрополит Таллинский и всея Эстонии» Епископ Лазарь преподнес Его Святейшеству икону священномученика Платона, епископа Ревельского. Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом .

http://patriarchia.ru/db/text/5004917.ht...

Следующая, вторая по счету, УАПЦ возникла как результат совместных антиканонических действий епископа Луцкого Поликарпа (Сикорского) и Варшавского митрополита Дионисия (Валединского), который был предстоятелем Польской Православной Церкви, самочинно провозгласившей свою автокефалию. Московский Патриархат не признал ее, но Константинопольский томосом 1924 года «даровал» Польской Церкви автокефалию. Лишь после II Мировой войны, когда митрополит Дионисий принес покаяние, Русская Церковь признала Польскую автокефальной т.2, с.183]. В юрисдикции митрополита Дионисия до 1939 года находились, главным образом, православные бывших губерний Российской империи, отошедших в послереволюционные годы к Польше. После того, как по Пакту Молотова-Риббентроппа эти земли вошли в состав СССР, все пять епископов епархий, расположенных на территории Западной Украины и Белоруссии, возвратились в юрисдикцию Москвы. Они подали письменные прошения о воссоединении. В числе вошедших в состав Московского Патриархата был и епископ Луцкий Поликарп (Сикорский), викарный архиерей Волынской епархии, ранее бывший чиновником петлюровской Директории с.9; 181, с.118]. Он был известен своими националистическими взглядами и большой симпатией к Липкивскому и его «самосвятам». Один из архиереев, перешедших из Польской Церкви в Русскую Православную Церковь, епископ Александр (Иноземцев) вскоре вышел за штат, но остальные вошли в состав Экзархата, который возглавил митрополит Николай (Ярушевич). Епископ Поликарп определенно признавал московскую юрисдикцию, о чем свидетельствует его участие вместе с митрополитом Николаем (Ярушевичем) в хиротонии епископа Вениамина (Новицкого) с.11]. После начала II Мировой войны и оккупации Украины гитлеровцами на ее территории была образована автономная Украинская Православная Церковь (УПЦ), канонически пребывавшая в юрисдикции Московского Патриархата. Она была создана в соответствии с правом на самоуправление, предоставленным в 1920 году святителем Тихоном, патриархом Всероссийским, зарубежным епархиям Русской Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/440058/

На территории Китая была образована Китайская Автономная Православная Церковь, которую возглавил епископ Пекинский Василий (Шуан), а территория Миссии в Пекине была передана китайским государством СССР для размещения посольства. На территории Миссии началось строительство комплекса зданий Посольства СССР. В ходе строительных работ были разрушены многие церковные постройки, в том числе и храмы. Варварски был взорван храм Всех Святых мучеников. Здание Успенской церкви в 1957 г. было переоборудовано под гараж посольства. Для этого демонтировали с крыши главку, а с восточной стороны, где находилась алтарная часть храма, были проделаны два въездных проема. Кроме того, для подсобных помещений в храме был устроен второй этаж, а с южной стороны – большая пристройка для парковки автобусов. Храм во имя Святителя Иннокентия Иркутского стал использоваться для проведения светских приемов. После 40-летнего перерыва на территории Посольства России в КНР в конце 1996 г. была возрождена практика регулярных православных богослужений в Пекине. Богослужения совершались в Иннокентьевском храме, площадь которого достаточна для того, чтобы вместить до 300 молящихся. В 2002 г. православные верующие, проживающие в китайской столице, создали инициативную группу по восстановлению Успенского храма. Ее обращение в Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата получило поддержку. Благодаря совместным усилиям Московского Патриархата и МИД России было принято решение о возрождении Успенского храма. Особое внимание восстановлению Успенского храма уделил Президент России В.В. Путин, неоднократно поднимавший этот вопрос на переговорах со своими китайскими коллегами по просьбе святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. После согласования с китайской стороной началась работа по воссозданию на территории посольства храма Успения Божией Матери. Первоначальный рабочий проект воссоздания Успенского храма на территории российского посольства в Китае был выполнен в 2005 г. в бюро архитектора А.Р. Воронцова. Авторы проекта строительства храма-музея в Пекине взяли за основу конструкцию предыдущего здания Успенской церкви. Вместе с тем они учли, что эта церковь строилась как временный храм по упрощенной схеме. Например, не было апсиды – алтарного выступа, и ряда других элементов церковной архитектуры. Поэтому перед архитекторами стояла задача не просто восстановить облик прежнего храма, но воссоздать его с учетом современных требований церковной архитектуры.

http://sobory.ru/article/?object=17978

Обращаясь к первоисточнику Какова же она, истинная ситуация? Начнем с того, что в Послании «соборян» говорится всего лишь о «решимости уврачевать раны разделения внутри Русской Церкви – между ее частями в Отечестве и за рубежом». Выражается надежда на то, что «в благоприятное для сего время» (то есть не сегодня, не завтра, а вообще неизвестно когда) священники РПЦ и РПЦЗ смогут вместе совершать богослужения, а миряне – причащаться на них. Намерение благое, но расплывчатое по срокам. В то же время Собором не снято одно из ультимативных, сформулированных еще четверть века назад условий для подлинного воссоединения – чтобы РПЦ отказалась от «ереси экуменизма», то есть общения с иноверцами, ушла в «православное гетто». Понятно, что пойти на это, даже в смягченных формах, Патриархии будет трудно, по той простой причине, что в ней не устают говорить о межрелигиозном диалоге как об основе мира и согласия, и не только в России. Наибольшее число возражений в Сан-Франциско (7 голосов) вызвал внешне безобидный абзац: «Мы уповаем, что грядущий Поместный Собор Единой Русской Церкви урегулирует остающиеся неразрешенными церковные вопросы». Те, кто в данном случае голосовал против, опасаются, и не без оснований, что, случись такой Собор, представители РПЦ там их попросту «задавят»... Важно не только то, что есть в документе, но и то, чего там нет. После бурных дискуссий о «сергианстве» – политике подчинения РПЦ государству, которая велась полвека в СССР и, по мнению «соборян», продолжается поныне, упоминание об этой принципиальной проблеме исчезло из Послания вообще. А после завершения работы Собора секретарь Архиерейского Синода РПЦЗ епископ Манхэттенский Гавриил (Чемодаков) объявил в интервью СМИ, что теперь ждет от Московской патриархии «публичного покаяния за сотрудничество с властью». А вот этого не будет если уж не совсем никогда, то до той поры, пока не изменится кардинально четко работающая в нашей стране модель отношений государства и Церкви... Один шаг на пути к объединению – только не вперед, а назад – Собор все же сделал. Архиепископ Марк заявил, что Зарубежная Церковь созданием собственных структур на территории России «нанесла огромную рану телу Русской Церкви». Марк считает ошибкой, что на рубеже 80-х–90-х гг. в Зарубежную Церковь принимали людей, покидавших Московский патриархат. Всего, по данным РПЦЗ, на территории России сегодня 18 приходов. Еще несколько десятков – тех, кто, уйдя из РПЦ и побывав в РПЦЗ, создали Российскую Православную Автономную Церковь. После того, как сначала подверглись из-за границы жесточайшему административному давлению, а потом «зарубежники» свергли своего престарелого первоиерарха митрополита Виталия (Устинова). Делалось все это, между прочим, руками владыки Марка. Того самого, который приезжавшим к нему в Мюнхен из России честным священникам не разрешал молиться в алтаре, а мирянам (в том числе автору этих строк) с каменным лицом говорил: «Какие вы православные! Вас всех надо сначала русифицировать!»

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Старообрядчество Сведения о проникновении старообрядцев (в основном беспоповцев) на Юж. Урал относятся к кон. XVII в. Первые поселения старообрядцев возникли в Башкирском Зауралье, затем центром старообрядчества в крае стала Табынская крепость, с 40-х гг. XVIII в.- Челябинский у. Оренбургской губ. К сер. XVIII в. в Оренбургской губ. жили ок. 17 тыс. старообрядцев-беспоповцев. В сер. XIX в. на территории совр. Б. появились поповцы. Местами компактного проживания беглопоповцев был Белебеевский у., сторонников Белокриницкой иерархии - Белебеевский и Стерлитамакский уезды Оренбургской губ. К 1913 г. в Уфимской губ. жили ок. 38 тыс. старообрядцев. В 70-х гг. XX в. существовали 5 старообрядческих общин (4 беспоповцев и 1 беглопоповцев). К 2002 г. на территории Б. зарегистрированы 4 общины беспоповцев ( Спасова согласия в Уфе, Салавате, Ишимбае и поморского согласия в Уфе) и 1 община беглопоповцев в с. Усень-Ивановское Белебеевского р-на. В Б. действуют незарегистрированные общины Белокриницкой иерархии, поморцев, федосеевцев , рябиновцев и странников . Российская Православная Автономная Церковь (РПАЦ) имеет в Уфе «Церковь возрождения в честь Св. Троицы» (с 1997), к-рая входит в Суздальскую епархию РПАЦ. Католичество Католики на территории совр. Б. появились в XVII в., после прибытия сюда на службу из Полоцка и Смоленска польск. и литов. шляхтичей. Во 2-й пол. XVIII в. в Оренбургскую губ. были сосланы пленные польск. конфедераты-католики, в XIX в.- участники польск. восстания, члены различных польск. патриотических групп. В 1863 г. в Уфе была открыта каплица, в 1890 г. освящен костел (закрыт в 1938). В 2002 г. в Б. действовали 4 католич. общины: в Уфе, Давлеканове, Октябрьском и в с. Алексеевка Благоварского р-на, где построен костел. Армянская Апостольская Церковь (ААЦ) имеет с 2001 г. в Уфе приход во имя св. Григория Просветителя, к-рый относится к Новонахичеванской и Российской епархии ААЦ. Протестанты Появились на территории совр. Б. во 2-й пол. XVIII в. С нач. XIX в. в Уфе существовала лютеран.

http://pravenc.ru/text/77728.html

В апреле 2018 года (уже бывший) президент Украины Петр Порошенко обратился к патриарху Константинопольскому Варфоломею с просьбой рассмотреть вопрос о предоставлении автокефалии поместной церкви на территории этого суверенного государства. Создание Украинской автокефальной церкви, находящейся в общении с мировым православием, стало одним из пунктов предвыборной программы президента Порошенко на предстоящих в 2019 году выборах. Как политик Порошенко реагировал на запрос части общества. Во-первых, той части православных верующих, которая находилась в расколе с мировым православием и ожидала установления евхаристического общения с ним. Существовавшие тогда общины Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) находились вне этого общения и не признавались ни одной поместной православной церковью. Во-вторых, президент Порошенко реагировал на запрос той части верующих, которая была недовольна тем, что каноническая Украинская церковь является пусть и автономной, но частью Русской церкви. В условиях длящегося с 2014 года российско-украинского конфликта выход Украинской церкви из формального подчинения Москвы был символически важен для этой части православных людей. Забегая вперед, можно сказать, что ставка украинского президента на православный электорат, желающий автокефалии, себя не оправдала. Порошенко проиграл выборы, а значительное большинство верующих Украинской православной церкви Московского патриархата не захотели обрывать связи с церковью-матерью и переходить в новую автокефальную церковь Украины. Но это стало понятно весной 2019 года, а летом 2018 года Константинополь сделал ряд осторожных жестов, которые были проинтерпретированы сторонниками автокефалии как намек на положительное решение вопроса. Церковная Москва тоже не сидела сложа руки, и 31 августа в Стамбуле состоялась встреча двух патриархов – Варфоломея и Кирилла. Однако, трудные переговоры не привели к какому-либо компромиссу, а, возможно, даже ускорили процесс предоставления автокефалии Украинской церкви. На следующий день после встречи патриарх Варфоломей заявил, что Вселенский патриархат берет на себя инициативу по решению вопроса об автокефалии.

http://bogoslov.ru/article/6021364

Председательствует Святейший Патриарх Алексий. По его предложению все встают и поют стихиру: « Днесь благодать Святого Духа нас собра… «. Приветственная речь Святейшего Патриарха Алексия Торжественное Собрание, посвященное празднованию 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви объявляю открытым. Ваши Святейшества, Преосвященные Архипастыри, всечестные отцы и братие и все благочестивое Собрание! Сегодня мы все молились у святых мощей Святителя и Чудотворца Алексия, и этою соборною молитвою положили начало празднованию 500-летия исторического события в Русской Церкви – самостоятельности ее бытия. Для нашего церковного сознания особенно радостным является это наше молитвенное единение по случаю знаменательного юбилея Русской Православной Церкви, так как оно свидетельствует о тесной духовной связи, объединяющей Православные Церкви и являющейся залогом духовной крепости нашей против врагов Православия. Итак, мы в этом году празднуем 500-летие автокефалии Русской Православной Церкви, для которой 1448-й год явился знаменательным годом: с этого времени она самостоятельно начала ставить российских митрополитов, избирая и посвящая их Собором русских иерархов. И первым из русских избранников и ставленников явился святый Иона, носивший титул Митрополита Киевского и всея Руси; преемники его назывались уже Московскими и всея Руси. Как же случилось, что Русская Церковь , всегда с сыновним чувством относившаяся к Матери-Церкви Греческой – Константинопольской и с самого основания своей церковной иерархии, в течение без малого 500 лет находившаяся в положении зависимости от Церкви Греческой, приобрела вдруг полную самостоятельность? Какие события внешние и внутренние привели к этой самостоятельности и вызвали ее? Надо отметить, что даже на первых порах зависимость Русской Церкви от Константинополя носила особый характер, и, можно сказать, ограничивалась лишь тем, что Константинопольский Патриарх посвящал для Русской Церкви митрополита, предоставляя ему самостоятельное управление Русской Церковью по канонам Церкви Вселенской; так, даже определения суда митрополита и его собора не посылались на утверждение Патриарха. Таких широких автономных прав не имела ни одна подчиненная Патриарху Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В силу политических причин Российская Духовная Миссия в Китае была упразднена в 1954 году. В ее ведении в то время находилось более 100 церквей и молитвенных домов. После упразднения Миссии все имущество было передано Китайской Народной Республике и Посольству СССР. Большая часть территории Миссии (т. н. Бейгуань — Северное подворье), на которой находилось три храма, женский монастырь, большая часть строений, и в состав которой входил исторический участок земли, впервые отведенный в Пекине для нужд православной миссии (1685 г.), была передана Посольству СССР. Главный храм Миссии в честь Всех святых мучеников, возле которого были погребены начальники Миссии и в котором находились мощи святых китайских мучеников и тела членов Императорской семьи, расстрелянных в Алапаевске, был взорван, поруганию были подвергнуты и прочие храмы. Храмы вне территории Посольства России разрушались по мере ветшания и сносились. 24 апреля 1956 года начальник Отдела культов при Госсовете КНР Хэ Ченсян дал свое согласие на назначение архимандрита Василия (Шуана) епископом Пекинским, который должен был также временно исполнять обязанности главы Китайской Православной Церкви. В Отделе культов было высказано мнение о желательности сохранения православного центра КНР в Пекине. Было обещано построить новый храм и жилые помещения для священнослужителей и православных. Отдел культов при Госсовете КНР был извещен о мнении Московской Патриархии по организации управления Православной Церкви в КНР. 23 ноября 1956 года Священный Синод РПЦ принял решение о даровании автономии Китайской Православной Церкви и хиротонии во епископа Пекинского архимандрита Василия (Шуана). Архимандрит Василий (Шуан) был хиротонисан во епископа Пекинского 30 мая 1957 года в Москве. После смерти китайских граждан епископов Василия Пекинского (1962 г.) и Симеона Шанхайского (1965 г.) Китайская Православная Церковь лишилась архипастырского руководства. В трудных условиях «культурной революции» ее жизнь пришла в упадок. Преждевременный полный отрыв китайского Православия от Матери-Церкви привел к сложному становлению молодого церковного организма и фактическому слому под гнетом обстоятельств и лихолетья «культурной революции».

http://patriarchia.ru/db/text/329177.htm...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010