Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, 14 октября 2023 года: что будет в храме? 11 мин., 12.10.2023 Ежегодно Русская Православная Церковь празднует Покров Пресвятой Богородицы 14 октября. В этот день мы обращаемся в молитве к апостолу от 70-ти Анании, преподобным Роману Сладкопевцу, Савве Вишерскому, Иоанну Кукузелю, преподобномученику Михаилу Зовийскому и с ним 36-ти преподобномученикам, мученику Домнину Солунскому. Празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего, а также равноапостольных Мириана, царя Иверского, и царицы Наны, принявших Крещение со своим народом, а также Собора Молдавских святых совершается 14 октября. Священномучеников Алексия Ставровского , Михаила Вологодского , Александра Агафоникова , Георгия Архангельского , Николая Кулигина и мученика Иоанна Артемова почитает Церковь в этот субботний день. Иконы Божией Матери Псково-Покровская, Люблинская, Гербовецкая, Браиловская, Барская, Касперовская чествуются 14 октября. Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению» , чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью 14 октября. Суббота, 14 октября 2023 года, Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии В день Покрова Божией Матери, 14 октября по новому стилю, христиане вспоминают чудо, которое произошло в 910 году. По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе: Она распростерла свой омофор (покрывало для головы) над людьми, и это чудо было явным свидетельством Ее помощи. Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих православных праздников, причем почитается он именно в России. Подробнее о празднике читайте в наших материалах: • Покров. Праздник побежденных • Детям о Покрове Богородицы • Приметы на Покров: будет ли снег?

http://foma.ru/pokrov-presvjatoj-vladych...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Роман Сладкопевец, преподобный (5-6 вв.) — Роман Сладкопевец или Мелод, один из самых гениальных поэтов Церкви. Создатель жанра кондаков. Роман Сладкопевец родился в Эмесе (Сирия) в еврейской семье (как считал Аверинцев эта связь с народом Библии, помогла стать Роману Сладкопевцу первым по настоящему христианским поэтом, Роман переориентировал церковную поэзию с греческих образцов на библейские). После обращения принял сан диакона в Бейруте, а затем переехал в Константинополь. Житие Романа Сладкопевца рассказывает, что свой поэтический дар он получил от Самой Богородицы: во сне ему дали съесть свиток (подобно ветхозаветным пророкам). Киприан (Керн) писал о Романе Сладкопевце и его поэзии: «Роман Сладкопевец или Мелод с полным правом считается “величайшим поэтом византийского времени” (Крумбахер), или, как его называл Буви, “Пиндаром ритмической поэзии.” Его историческая судьба поистине трагична. Создавая в церковной поэзии совершенно особый тип песнопений, отличаясь невероятной плодовитостью и сияя в свое время исключительно ярким светом, он потом не только должен был уступить свое место в церковной поэзии, будучи вытесненным пришедшим ему на смену иным типом песнетворчества, канонами, но и сам был совершенно забыт. Объяснить это явление довольно трудно, так как личность Романа и все значение его поэтического творчества еще не нашло своего исследователя. Очень вероятно, что в смене типов церковного песнетворчества значительную роль сыграла большая доступность нового типа — канонов — и меньшая требовательность художественного вкуса церковных масс, которые эти каноны возлюбили больше, чем более вдохновенные и более трудные, благодаря своей изысканности, кондаки. Во всяком случае, историческая судьба Романа, как поэта, очень печальна.» Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/rom...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Роман Сладкопевец, прп. - житие Преподобный Роман Сладкопевец (память 1 октября по старому стилю) Преподобный Роман, прозванный «Сладкопевцем», был по происхождению греком и родился в середине V столетия в сирийском городе Емесе. Получив образование, он стал диаконом в Воскресенском храме в городе Бейруте. При императоре Анастасии Дикоре (401-518 гг.) он переехал в Константинополь и стал клириком при патриаршем храме Святой Софии. Он усердно помогал при богослужениях, хотя не отличался ни голосом, ни слухом. Однако патриарх Евфимий любил Романа и даже приблизил его к себе за его искреннюю веру и добродетельную жизнь. Расположение патриарха к святому Роману возбудило против него нескольких соборных клириков, которые стали его притеснять. На одном из предрождественских богослужений эти клирики вытолкнули Романа на амвон храма и заставили петь. Храм был переполнен богомольцами, служил сам патриарх в присутствии императора и придворной свиты. Смущенный и напуганный, святой Роман своим дрожащим голосом и невнятным пением всенародно осрамился. Придя домой совершенно подавленным, святой Роман ночью долго и напряженно молился перед иконой Божией Матери, изливая свою скорбь. Богородица явилась ему, подала бумажный свиток и велела съесть его. И вот совершилось чудо: Роман получил красивый, мелодичный голос и одновременно поэтический дар. В приливе вдохновения он тут же составил свой знаменитый кондак праздника Рождества Христова: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог». На следующий день святой Роман пришел в храм к всенощной под Рождество Христово. Он настоял, чтобы ему разрешили снова спеть на амвоне, и на этот раз так прекрасно спел составленный им гимн «Дева днесь», что вызвал всеобщий восторг. Император и патриарх благодарили святого Романа, а люди назвали его Сладкопевцем. С тех пор святой Роман украшал богослужения своим дивным пением и вдохновенными молитвами. Любимый всеми, святой Роман стал учителем пения в Константинополе и высоко поднял благолепие православных богослужений. За свой поэтический дар он занял почетное место среди церковных песнописцев. Ему приписывают более тысячи молитв и гимнов на различные праздники. В особенности славится акафист Благовещению Божией Матери, который поется в пятую субботу Великого поста. По его образцу составлялись прочие акафисты. Скончался преподобный Роман в 556 году. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Роман Сладкопевец, прп. " .

http://pravicon.com/info-3283

иером. Иаков (Цветков) В субботу сыропустную 24 Кондак, глас 4-й. Подоб. Явился ecu... Во втором пришествии Твоем, Господи, даруй оставление грехов сущим в вере, тем, которых Ты взял от привременнаго (жития Я сего); ибо Ты Бог многомилостивый. Икосы (Α τξεες) Все чины ангелов и человеков, Блаже, со страхом предстоять пред судилищем Твоим, где ничто никаким образом не поможет, если не (добрыя) деяния. Почему вопию к Тебе, Безгрешно: «пощади меня тогда, как всегда (ν) Благоутробный; ибо знаю дела, который соделал я в жизни своей с небрежением, и страшусь осуждения: но умилосердися, Спасе, над делом рук Твоих и причти меня к лику избранных (Твоих), молитвами Рождшея Тя и святых; ибо Ты Бог многомилостивый. (λεως γενου μοι) Буди милостив ко мне, Спасе, егда приидеши во славе судить деяния человеков, и избави меня огня (геенскаго), как Единый Благий, пришедый на землю для спасения всего рода человеческаго (δι τ σσαι γνος πντον βροτν), претерпевый смерть, и разрешивый болезни смертныя ( Пс.17:5 ); и сподоби меня, вместе со избранными Твоими, царствия Твоего, в котором Сияетъ свет Лица Твоего и достойно веселится лик апостолов и пророков·, ибо Ты Бог многомилостивый. (Νυμφνος) Отверзи небесный чертог (Твой), Христе, как милостивый, рабам (Твоим), которых Ты взял (к Себе), как Бог , от сего превременнаго, и подай им разрешение прегрешений (πλημμελημτων)·, ибо Ты, Едине Господи, безгрешен, мы же все согрешаем пред Тобою в неведении и в ведении, Почему, совершая ныне песнь о умерших, взываем к Тебе: Егда приидеши на землю судити мир, даруй им созерцать Божественную славу Твою; ибо Ты Бог многомилостивый. 24 Переведено из Anal, sacra к. Питры. Акростих икосов неполный: Αν... Заимствовано Питрою из Таврин, кодекса, в котором (in fol.158) положено следующее надписание: над кондаком: πρς τ: επεφνης; а над 1-м икосом: πρς τ. Τ Γαλιλαα. Из сих надписаний видно, что кондак и икосы сии составлены по подражанию кондака и икосов св. Романа Сладкопевца на Богоявление. Явился ecu... из Галилеи языческой. Судя потому, что не только в слововыражениях (как во 2–м и 3–м икосах), но и во всех окончашях это творение представляет самое близкое подражание св. Роману Сладкопевцу , с достоверностию можно отнести его к песнопениям св. Иосифя песнописца, которому, по всем подобным признакам, мы приписываем и следующий кондак с икосом – в неделю сыропустную. Читать далее Источник: Кондаки и икосы разных церковных песнописцев известные под названием безымянных : перевод с древнегреческого в первый раз, на русское наречие, иеромонаха Иакова (Цветкова) – М.: Тип. Л.Ф. Снегирева, 1885. – 193 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

иером. Иаков (Цветков) Св. Мученникам Тимофею и Мавре 229 (Мая 3-го). Кондак, глас 4-й. Подоб. Вознессыйся... Вы, понесшие многообразный поругания, и восприявшие от Бога венцы, молитеся Христу за нас, блаженные, совершающих всечестную (πανορτν) память вашу, ты, преславный Тимофее с Маврою, да умирит град и люди. Ибо Он есть верных утверждение. Икосы: Воспеваю гроб и честную раку мощей твоих 230 , и величаю болезни и страдания, который ты мужественно 231 претерпел; почему умоляю тебя, умилостиви и ко мне Христа, воздаятеля твоего, да дарует мне слово благодати Своей (λγον ν χριτι), да возмогу прославить священных брани твои. Ибо никто из человеков не может достойно восхвалить подвиги твои (ριστιας), – как мужественно вступил ты в ристалище, и изобличал лукавыя мудрования мучителя: поскольку Бог есть утверждение верных. Нет возможности высказать вполне все чудеса твои, преблаженне, – как, находясь в юном возрасте, ты пришел в ристалище, изобличая врагов своих; почему они, изумляясь твоему дерзновенно, воскипели на тебя гневом, и, бичуя, принуждали тебя принести жертву бездушным камениям, этим злоухищрениям демонским. Ты же, подлинно, стоял безтрепетным, вопия: «На небесах живет Бог мой; Ему только приношу жертву, Ему охотно приношу свои молитвы, поручаю душу и тело, и всегда пою: ибо Христос есть утверждена верных». 3) Ты, страстотерпче, возлюбившей паче всего чертог небесный,      тебя не превозмогла любовь родителей и супруги 232 , ни друзей, ни сродников. Ибо, устремляя всецело око души своей ко Христу, Ену единому ты последовал. Ради Его ты претерпел мучения, лишение очей, жжете огнем, сильно болезненное расторжение 233 телесных нервов, потоками блаженных кровей своих потопляя идольския капища, подавляя ужасом лукавый мудрования мучителей: ибо Христос есть утверждение верных. 229 Переведено из Anal, sacra; Питрою заимствовано из Тавринского кодекса. Творение неизвестного песнописца, подражателя св. Роману Сладкопевцу; без акростиха. В Афон. кондакарие помещены теже кондак и икосы.– Св. Тимфеей был чтецом церковным в селени Перанейском (в Греции); пострадал в Финаиде вместе с юною супругою своею, Маврою, не более как после 20 ти дневного брачного сожития с нею, в царствование Диоклетиану. 232 Св. мученица Мавра первоначально, как еще очень юная и обладавшая не малым богатством, по страху мучении, и для угождения мучителю игемону, согласилась склонять мужа своего к жертвоприношению идолам, и уже сделала попытку к сему; но вскоре, по его молитве, благодатию Божию, пришла к спасительному убеждению не разлучаться с мужем своим для получения вместе с ним небесного мученического венца. Читать далее Источник: Кондаки и икосы разных церковных песнописцев известные под названием безымянных : перевод с древнегреческого в первый раз, на русское наречие, иеромонаха Иакова (Цветкова) – М.: Тип. Л.Ф. Снегирева, 1885. – 193 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

иером. Иаков (Цветков) Св. преподобномученице Февронии 249 (25-го Июня). Кондак, глас 4-й. Подб.: Явился ecu... Прославим, веные, в песнях Февронию, оставившую все земное издетска; ибо она попрала врага, и получила сугубый венец победы. Икосы: (Τν μοναστν) Воспрославим ныне, верные, достойными песнями сию 250 славу монахов и украшение мучеников, Февронию: ибо она мужественно и с презрением низложила вражеския полчища, сперва постничеством, а потом священно воинствуя посреди ристалища и вопия к мучителям с дерзновением: «Издетска я возлюбила Христа с верою, и до конца спешу ради Его умрети, да с Ним обитаю ныне вовеки, и прииму сугубый венец моей победы. ( πρν τν υαν) Древле лукаво подвергший смерти Еву попирается краснейшими ногами отроковицы, и со стекашем вопиет: «Увы мне! Что сотворю? Ибо я мучусь 251 от той, чрез которую древле прельстил Адама, и ныне соделался посмешищем пред всеми. Ибо чрез жену я причинил человекам клятву, и чрез не же опять лишился тех, которых прежде содержал во узах. Ибо Христос, воплотившийся от Девы, излил жизнь древле осужденным, и сия получила сугубый венец победы. (Υπ τ σκμματι) 252 Пришед, наконец, в ристалище, святая дева, вооружившись крестом Христовым, как копием, вопияла: «Для меня как дары – эти оковы, о судиле! Твори, что хощешь». Почему сей нечестивец, воспламенившись гневом, подвергнул ее мучениям, думая чрез то ниспровергнуть ея мужество: но она, возвед очи свои горе, сильно устремилась к созерцанию Христа, котораго возлюбила, и говорить к игемону: «Ты сделался виновником великой для меня жизни; ибо я буду ныне ликовать с мучениками, и прииму сугубый венец победы. 249 Переведено из Anal, sacra; заимствовано Питрою из Тавринекого кодекса (f. 121); творение неизвестного песнописца, подражателя св. Роману Сладкопевцу, начинающееся, над икосами, акростихом: Του. В Аф. кондакарии помещены кондак и три икоса (см. кондакарий архимандрита Амфилохия, стран. 124 и 187). Св. преподобномученица Феврония, с двухлетнего возраста, воспитывалась в женском монастыре, в Сиваполе, древнем Ассирийскомъ городе; достигши совершенных лет, она совершенно посвятила жизнь свою на служение Богу в непорочном девстве; пострадала в царствование Деоклитина (184–305 гг. по Р. Хр.), быв принуждаема от мучителя к выходу в замужество, по чрезмерной красоте своей, и отвергши все предлагавшаяся ей земныя прельщения. 252 Сего икоса в «Anal. sacra» нет; он заимствовал из Афонского кондакария (см. кондакарий архимандрита Амфилохия, стр. 178). Читать далее Источник: Кондаки и икосы разных церковных песнописцев известные под названием безымянных : перевод с древнегреческого в первый раз, на русское наречие, иеромонаха Иакова (Цветкова) – М.: Тип. Л.Ф. Снегирева, 1885. – 193 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

иером. Иаков (Цветков) Той же св. великомученице 240 Кондак глас 2-й. Подоб. Вышних ища... Издетска быв одарена богатно Божьею мудростью, и обуздав страшные языки витий, ты предала себя на мученья с радостью, преславная, благопокорно творя молитву к Божественному любителю своему за всех нас. Икосы: (Τ σοι, Χριστ) Что тебе принесу, Христе, я окаянный? И какими воздам Тебе словами за все дары, которые Ты дал мне, Человеколюбие, – я, не имеющий языка способного к песнопению, при неуправленном к истине разуме? Но дерзая на благоутробие Твое, Преблаже, воспою память мудрыя подвигоносицы, Екатерины; ибо она явила себя украшением и похвалою жен и мужей, творя молитву к Божественному Любителю своему за всех нас. (λως) Совершенно безсилен ум, или же слово мое, к тому, дабы изрещи всю пучину чудес твоих, Екатерино: ибо ты, богоизбранная, преисполненная мудрости издетска, изучив всякое писание Асклипия, Гомера и Платона, учения Виргилия, Галена и Евсевия, и наставления Аристотеля 241 , соделалась Христовою ученицею, творя молитву к Божественному Любителю своему за всех нас. (Υποβληθες) Одержимый, по действию лукаваго, идолонеистовством, царь Максентий повелевает приносить жертвы демонам, распространив написанный закон (δγμα) свой повсюду. И превеликое множество народа стекалось для исполнения сею веления, принося к жертвенникам жертвы. Но Екатерина, увидев сие, приблизилась к повелителю, проповедуя веру во Святую Троицу, и моляся Христу, преславная, творя молитву к Божественному Любителю своему за всех нас. (Τν ληθ) От премудрых уст своих славная отроковица возвестила пред Максентием истинное учение (λγον) веры. «Для чего ты», говорит она, «собрав безконечное множество людей, погубляешь души всех их? Познай», говорит, «Сотворившаго все единым словом, и ниспровергшаго идолов честною страстию Своею и крестом. Ибо я познала Его, отвергши (μ στργουσα) любовь к ложному богопочтению, служению богам твоим». Ты, творящая молитву к Божественному Любителю своему за всех нас. 240 Переведено из Anal. sacra; заимствовано Питрою из Корзинского кодекса. Творение неизвестного песнописца, подражателя св. Роману Сладкопевцу. В Афон. кондакарии на греч. языке сих кондака и икосов нет. 241 «Кто же, теперь, этот Асклипий? Кто Евсевий, замечает к. Питра. И как явился здесь Виргилий? Ибо давольно известны свету Гомер, Платон, Гален, Аристотель. А тот Асклипий, которого прекрасный песнопевец хочет представить современным и изветсным Екатерине, быть может, тот самый философ Асклипий, который потрудился собрать учения Платона Аристотеля… Евсений, по моему мнению, должени быть Евсений Аравийский, о котором говорит Фотий in cod.231». Читать далее Источник: Кондаки и икосы разных церковных песнописцев известные под названием безымянных : перевод с древнегреческого в первый раз, на русское наречие, иеромонаха Иакова (Цветкова) – М.: Тип. Л.Ф. Снегирева, 1885. – 193 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

иером. Иаков (Цветков) Той же св. мученице 246 Кондак, глас 4-й. Подоб.: Явился ecu... Кровми страданий своих, Агафие, мученице преславная, ты богомудро увенчала девственную свою чистоту, и радуешися вместе с ангелами, прося всем нетленный венец. Икос: Ныне я созерцаю здесь девственный праздник и нетленный чертог, и множество дев светлых, честных, прекрасных. Подобно как небо, красуется преславный (τμιος) брак и чертог в вышних, – которых (дев) и ложе нескверно. Но не могу достаточно описать в похвалах всю их доброту; ибо червь есмь, и как я, низостнейший (χαμερπς) достигну толикой высоты? Кто же подаст мне криле голубине ( Пс. 54:7 ), да поспешу прославить вестекших к приятию почести вышняго звания (πρς τ βραβεον τς νωθεν κλσεως. Ты даровавший пчеле способность собирать сладость, это телесное врачество, и оному (τρ) червю 247 мудрость производить шелковыя нити, подаждь и душе моей силу исткать песньми похвалу чудесам твоим и прославление Твоим подвигоносицам. Ниспосли мне семя благодати, Слове, дабы я, как червь по земле пресмыкающийся, украсился песнопениями Тебе, и изъяснил добродетели Агафии, от души пламенно возлюбившей Тебя, претерпевшей ради Тебя мучения, и востекшей к приятию почести вышняго звания. 246 Переведено из Anal, sacra; Питрою заимствовано из Корзинского кодекса; творение неизвестного песнописца, подражателя св. Роману Сладкопевцу. Акростих неполный: ()πο(ς), и далеко незаконченный, по замечанию Питры, который говорить, что, в полном акростихе, πος legebatur olim cum longa serie rerum et. certaminum Catanensis uirginis. В Афон. кондак, сих кондака и икосов нет. 247 Питра здесь замечает: Это, быть может, единственный наш щит, который воспел шелковичногочервия, и как это изящно, после смиренного и стройного стиха: σκληξ γρ πρχω». Читать далее Источник: Кондаки и икосы разных церковных песнописцев известные под названием безымянных : перевод с древнегреческого в первый раз, на русское наречие, иеромонаха Иакова (Цветкова) – М.: Тип. Л.Ф. Снегирева, 1885. – 193 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Октябрь 1.10 Преподобнаго Романа Сладкопевца Службу зри в минеи октябрь в 1-й день Тропарь, глас 3: От юности житию равноангельному ревнуя,/веру, смиренномудрие и терпение стяжав,/преподобне Романе Сладкопевче,/обитель Святаго Духа был еси,/таже избранник Божия Матере явился еси,/и от Нея милостивно сподобися дара славити Бога./Сего ради молися о нас, недостойных ученицех твоих,/да воспоем с тобою сладкогласно славу нас ради Воплотившемуся Превечному Богу. Преподобный Роман Сладкопевец Родился в сирийском городе Емесе в конце V века. С юных лет он проводил благочестивую и целомудренную жизнь. В царствование византийского императора Анастасия (491–518) святой переселился в Константинополь, где служил при храме во имя Богородицы в Кирах. Он проводил жизнь в посте и молитве, утруждая свое тело многочисленными подвигами и всенощными бодрствованиями. Вскоре святой Роман был поставлен пономарем в храме Святой Софии. Преподобный не имел дара пения и чтения, но вел добродетельную жизнь. Видя особое прилежание святого Романа к церковному послушанию, к нему благоволил Патриарх Евфимий (490–504), что вызывало зависть у других клириков. Однажды в навечерие праздника Рождества Христова, когда в храме присутствовал сам император Анастасий, клирики заставили святого Романа читать и петь вместе с ними. Осмеянный ими святой Роман не ушел из храма после окончания службы, а пал перед иконой Пресвятой Богородицы, долго плакал и молился. Ночью в сонном видении ему явилась Пресвятая Богородица. Она подала святому Роману свиток (по-гречески «кондакион») и повелела его съесть. Так преподобный получил дар книжного разумения, сочинения и исполнения церковных песнопений. На всенощном бдении в день праздника Рождества Христова преподобный Роман взошел на амвон и пропел свой первый кондак: «Дева днесь Пресущественнаго раждает...». Вскоре святой Роман был рукоположен в сан диакона и стал учителем пения. Преподобный Роман составил более тысячи кондаков на праздники Господские и Богородичные, многими из которых Святая Церковь и доныне прославляет Бога. Читать далее Источник: Минея дополнительная. Вып. 1. - Москва : Издательский совет Русской православной церкви, 2005. - 416 с. ISBN 5-94625-058-2 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тон и характер этих творений св. Романа всегда глубоко поучительный; речь, по местам, то величественная (как в особенности, на св. трех отроков), то самая простая и задушевная (как в субботу сырную – к инокам), по местам в высшей степени изобразительная и торжественная (как на Рождество Христово и в неделю Ваий), и в особенности поражает душу своею трогательностью и чувствами умиления – на святые и великие дни Страстной седмицы. По сим высоким качествам творений св. Романа, вся церковь вселенская единогласно чтит его именем Сладкопевца, а вместе с тем, по их древности, как творца кондаков и икосов. Приношу искреннейшую мою благодарность и признательность его высокопреподобию, настоятелю Данилова монастыря, о. архимандриту Амфилохию. Он явился величайшим для меня благодетелем, предложив мне (в марте прошедшего года) такое прекрасное и душеполезное занятие, как перевод с греческого языка на русский творений св. Романа Сладкопевца . Перевод всегда был строго им поверяем по греческому тексту, как из analecta sacra,mak (для сличения) и по Афонскому греческому кондакарию. Всех переведенных мною кондаков и икосов св. Романа 768 3 . В это число входят составленные им же предпразднественная, на Рождество Христово, стихиры, предлагаемые как дополнения к творениям св. Романа, носящие акростихе первого отдела своего его имя ινος ταπεινο ωμανο. Присоединяя к сему числу число кондаков и икосов на Благовещение Пресвятой Богородицы, которых 25, мы получаем число 793, сравнительно с прежним, близко подходящее к показанию как наших «Четьих-Миней», так еще и других ученых писателей о количестве написанных св. Романом Сладкопевцем церковных песнопений. Кондаки и икосы на Благовещение Пресвятой Богородицы здесь не предлагаются в переводе, потому что они уже переведены на русский язык, блаженной памяти, Филаретом, митрополитом Московским. (См. приб. к тв. св. отцев церкви). О принадлежности же св. Роману Сладкопевцу сего творения объяснено мною во «втором и последнем ответе архимандрита Амфилохия, на статью И.Д. Мансветова , о греческом кондакарии 12–13 века», помещенном в ноябрьской книжке Общества любителей духовного просвещения, истекшего 1880 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010