Переведено из Anal, sacra; заимствовано Питрою из Тавринского кодекса (f 35), с следующим надписанием Τς γας κα θαυματουργο βασιλιας Θεοφανιας. Творение неизвестного подражателя св. Роману Сладкопевцу. Акростиха нет – Св. Феофания – супруга греч. благочестивая императора Льва Мудрого , царствовавшого от 886 до 912 г. Несмотря на царственное благолепие и богатство, которым святая была окружена, она как повествуется, препровождала жизнь постническую, суровую свойственную инокам: – подвижникам: телом своим не прилижаше к царскому украшенью, аще же и бываше извни малым никим благолипием одияна, но внутрь отай на теле бяху рубы остры власяны, ими же плоть томима умерщвлятеся. Житье ея бе постническое, питашеся бо простым хлибом и сухим зельем, а многопищныя трапезы весьма у нея бяху отвержены. Входящая же в руки ея богатства и стяжанья честная раздаваема бяху требующим нищим и убогим, сиротам и вдовицам, и многоценныя одежды и утвари в руци тих влагахуся иночествующих же худая пребывалища и монастыри обновляхуся от нея, иминьями же и всеми потребными обогащахуся... Слуги своя и рабыни имияше яко братью и сестры, и не звание никогоже простым именем, но всех о Господи славяше званием, почитая коегождо имя и сан и служенье. (Славян. Ч.-Мин.). По злобе и наветам Евхаитского епископа – волхва, Феодора Сантаварина, которого благочестивый Лев отвращался, он безвинно претерпел от отца своего, императора Василия Македонянина, вместе со св. супругою своею. более чем трехлитнее закаючение в темном никоем затвори, от которого, Божием промышлением, они были освобождены по гласу птицы попугая, возглашавшей нисколько раз человеческим голосом: «Увы, увы! Господине Льве!» Это было во время царского торжественного обеда, на котором, по убеждению присутствовавших вельмож, царь умилился сердцем, и, подвигнувшись жалости и состраданием к сыну, повелел вывести его из темницы, и представить к себе, вместе с супругою его, в подобающем царскому величию благолепии. – В Афонском кодакарие Москов. Синод. Библетеке сих кондака и икосов нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Переведено из Anal. sacra; Питрою заимствовано из Корзинск. Кодекса. Творение неизвестного песнописца, подражателя св. Роману Сладкопевцу, как видно далеко незаконченное: Το(υ) Τ(απεινου)... В Афон. кондакаре сих кондака и икосов нет. – Св. Анастасия была родом Римлянка, дочь знаменитых и славных родителей. Отец ея был язычник, но мать христианской веры. Сия последняя отдала дщерь свою в научение благочестивому мужу, именем Хрисогону, от которого она совершенно научилась христианскому благочестию, и кроме того приобрела сильную охоту к чтению божественных писаний, чем более – олее утверждалась в вере Христа. По смерти благочестивой матери своей, Фавсты, она отдана была в замужество отцем своим неверному Помплию, который был одним из вельможей царских. Св. Анастасия, от начала до конца, не соизволяла на сей брак, и молитвами своими испросила себе у Бога, чтобы девство ея оставалось неприкосновенным, в совершенной чистоте, по обету ея. Молитва была ее услышина: Помплий вскоре умер от потопления на море, быв отправлен с посольством к царю Пресидскому. После того она пребывала в Македонии, в городе Никен, у одной благочестивой вдовицы, именем Феодотии. Здесь свободно уже раскрыла она свои сокровища благочестивого сердца для благоугождения Богу и для пользы и спасения ближних. Особенным делом ея благочестия было посещение заключаемых в темницах и помощь им во всех нуждах: многим узы разреши своим попечением тайным, многим ослабу принес, многих от неисцеленных ран своими руками труждающися и врачующи исцели; многих, полумертвых бывших, своим служением оживи, – почему и получила наименование узорешительницы. Таковым благочестивым служением ближним, и вв особенности христианам, она сделалась известною гонителями христианства, от которых претерпела многоразличныя жестокие мучения, из которых последним было распростершие тела ея между четырмя столпами и жжение огнем. По блаженной кончине, тело ея, однакоже, осталось не поврежденным от огня. Жизнь и страдание ея относится ко времени царствования Диоклитиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

протоиерей Михаил Браверман Роман Сладкопевец и Кондак Бог не пребывает в том или ином месте. Но Бог, невместимый в целой Вселенной, может обитать в сердце человека Своею благодатью. Особый же знак присутствия Бога в нашей жизни и среди нас – это храм. И понятие храма тесно связно с почитанием Пресвятой Богородицы, ведь это Она слала одушевленным храмом для ставшего человеком Бога. Когда-то в Константинополе было около пятисот храмов, и двести из них были посвящены Божией Матери. И сама столица, согласно древнему преданию, тоже была посвящена Богородице. Важнейшими Богородичными храмами были церковь во Влахерне, с которой для нас связан праздник Покрова; храм Зоодохос Пиги – «Живоносный Источник» (воспоминание его освящения совершается в пятницу Светлой седмицы); храм Одигитрии, где хранилась икона, написанная, по преданию, евангелистом Лукой; храм Халкопратия (название происходит от находившегося рядом медного рынка) и храм Кирногисса («Всемогущая»), при котором жил великий творец церковных песнопений – преподобный Роман Сладкопевец . Память самого известного православного гимнографа приходится на день Покрова. И на иконе этого праздника также изображается преподобный Роман (хотя он жил на рубеже V и VI веков, а событие, связанное с праздником Покрова, приходится на X век). Но именно от Девы Марии святой Роман, покровитель всех служащих Богу певческим талантом, получил поэтический дар прославлять Бога. Житие Романа, родившегося в Сирии, служившего диаконом в Бейруте, а затем оказавшегося в Константинополе, говорит, что он претерпевал насмешки из-за отсутствия музыкальных данных, но Дева Мария, желая прославить праведника, даровала ему голос и поэтический дар, соответствующий его невидимым добродетелям. После очередной нанесенной Роману обиды Она явилась ему, вручила свиток и повелела его съесть (это похоже на то, как ветхозаветному пророку Иезекиилю дана была премудрость через видение: он вкусил записанное на свитке Слово Божие). С тех пор Роман прославлял Господа и Богородицу, создав около тысячи песнопений. Конечно, не все они сохранились до нашего времени, но тот самый первый кондак, который Роман исполнил в храме святой Софии сразу же после чудесного явления Пресвятой, и теперь слышит каждый человек, приходящий в храм в дни Христова Рождества: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Переведено из Anal, sacn; заимствовано Питрою из Тавринского кодекса. Творение неизвестного, – подражателя св. Роману Сладкопевцу. Из начальных букв икосов видно, что акростих здесь только начинающейся, по подражанию св. Роману: Το. В Афонском кондакарии сих кондака и икосов нет – Св. преподобномученица Евдокия родом Самарянка, жила во времена Римского императора Траяна (98 –117 г. по Р. Хр.), в Илиополи, древнем городе, сопредельном с Иудеею. Пришедши в совершенный возраст она долгое время препровождала в крайнем непотребсте и развращении, как известнейшая всем блудница, каковым способом, согласно повествованию о ней в славянской Ч.-Минее, она собрала себе богатство столь великое, с каковым могли равняться только царские сокровища. Господу угодно было исхитить ее из бездны погибели, в которой находилась она, чрез некоего благочестивого инока, именем Германа. По близости жилища своего к хижине, в которой пребывал св. Герман, она, в ночной тишине услышав однажды, что, по обыкновению, он читал от божественных писаний – о последней судьбе мира, о страшном суде Божием, о вечных муках, уготованных для грешников и безконечном блаженстве для праведников, – столь сильно поражена была слышанием всего этого, что не могла уснуть во всю эту ночь, и затем немедленно пригласила с себе св. Германа, чтобы он подробно изъяснил ей все учение истинной веры, приводящее ко спасению. Действием всеосвящающей и спасающей благодати Божией, Евдокия тотчас объявляет сему благочестивому мужу – страннику, что она вполне убедилась его словами, и согласна вполне принять христианскую веру; после чего вскоре принимает св. крещение, и затем вскоре же поручает Эпископу Илиополя все множество греховным образом нажитого ею богатства, прося его раздать все оное нищим и употребить, по его усмотрению, на дела благочестия; сама же посвятила себя строгому иноческому житию, в котором превзошедши всех о Христе сестре своих, была поставлена игумениею монастыря в котором подвизалась. С течением времени, она достигла столь высокой степени благочестия и близости своей к Богу, что совершила множество великих чудес, как, например, неоднократно воскресив мертвых. Св. подвижница сия сподобилась принять венец мученический, когда, па место умершего игемона, благочестивого христианина – Диогена, вступил в управление злочестивый и лютый гонитель христан, игемон Викентий.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Благосклонному вниманию читателей предлагается перевод на русский язык текста кондака на Богоявление, написанного преподобным Романом Сладкопевцем (490–560). Как известно, он происходил из Сирии, из града Эмессы, из еврейской, но христианской среды, судя по указанию кондака в его честь. Возможно, юридическое образование он получил в Бейруте, где, по свидетельству Патмосского синаксаря, стал диаконом в бейрутской церкви Воскресения. Кондак на Богоявление, по ряду косвенных данных, был написан в бейрутский период. Преподобному Роману пришлось переехать в Константинополь во времена царя Анастасия (не исключено, что из-за монофизитских гонений), и он остался служить в храме Пресвятой Богородицы в Кирах, где составил кондаки на Господские праздники и дни памяти различных святых (около 100). Многие из них, написанные его рукой, хранились в Кирах до 1204 года. По сведениям из анонимного кондака, написанного в его честь, Роман неоднократно призывался ко двору и вполне мог быть советником святого императора Юстиниана и даже пережить вместе с ним страшное восстание 532 года под названием «Ника». Скончался же он в преклонном возрасте около 560 года и был погребен всё в той же церкви Богородицы в Кирах. Еще в начале XIII века его могилу видел Антоний Новгородский. Чем для нас интересен кондак на Богоявление? Во-первых, в нем содержатся древние предания об огне и свете на Иордане, которые были подробно рассмотрены в нашей статье «Об огненной воде Богоявления» : И снова видит он посреди потоков Явльшегося посреди отроков троих, росу во огне и огнь во Иордане сияющий, точащий Свет неприступный. Значим образ Христа, Который взыскует падшего Адама, ради него становится нагим и принимает крещение Во-вторых, для нас значим образ Христа, Который взыскует падшего Адама, ради него становится нищим, нагим и принимает рабское крещение: И не презрел ведь Бог обманом схваченного райского сада, и одеянье боготканное сгубившего. Но к нему явился и священным гласом Своим призвал Он вновь ослушника.

http://pravoslavie.ru/110015.html

История праздника Празднование Вознесения восходит к самой глубокой древности. Так, уже Апостольские Постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе (кн. 5, гл. 18). Особенно важны в этом отношении свидетельства св. Иоанна Златоуста и блаж. Августина. Первый называет этот праздник важнейшим и великим и относит его к разряду праздников, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, несомненно, установлены Апостолами. Последний, упоминая о повсеместном чествовании праздника по преданию, прямо усвояет ему апостольское установление. Каноны праздника написаны св. Иоанном Дамаскиным и св. Иосифом Песнопевцем. Кондак и икос принадлежат св. Роману Сладкопевцу . Особенности богослужения Праздник Вознесения Господня относится к числу подвижных Господских праздников. Он имеет один день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней попразднства. Отдание праздника бывает в пятницу 7-й седмицы по Пасхе. На великой вечерни «Блажен муж...» не поется. По «Ныне отпущаеши...», на «Бог Господь...» и в конце утрени поется тропарь праздника, глас 4-й: «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира». На утрени – полиелей и величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на небеса с пречистою Твоею Плотию Божественное Вознесение». Степенна 4-го гласа, 1-й антифон. Прокимен: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне». Евангелие от Мф., зач. 71. После Евангелия поется: «Воскресение Христово видевше...» (один раз). Канона два. Ирмосы по дважды. Тропари на 12. Каноны составлены Иоанном Дамаскиным и Иосифом Студитом. Катавасия – св. Пятидесятницы: «Божественным покровен...». «Честнейшую...» не поется, но поются тропари праздника. Первый припев: «Величай, душе моя, вознесшагося от земли на небо Христа Жизнодавца». И хор поет ирмос: «Тя паче ума и словесе Матерь Божию в лето Безлетнаго неизреченно рождшую, вернии, единомудренно величаем». Ко второму канону – свой припев: «Ангели восхождение Владыки зряще, ужасахуся, како со славою взятся от земли на горняя». Во все седмичные дни попразднства до отдания праздника включительно на утреннем каноне поется катавасия – ирмосы Вознесения: «Спасителю Богу...».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Э. Веллес. Фотография. ХХ в. [Wellesz] Эгон (21.10.1885, Вена - 9.11.1974, Оксфорд), австр. музыковед и композитор. В 1905 г. начал изучать композицию у А. Шёнберга, в том же году поступил в Венский ун-т, где прошел курс музыковедческих дисциплин у Г. Адлера и к 1908 г. завершил докт. диссертацию об итал. композиторе Дж. Боно (1710-1788) и итал. опере в Вене XVIII в. В 10-х гг. ХХ в., испытав влияние идей Й. Стржиговского и А. фон Баумштарка , В. приступил к историческому исследованию визант. музыки. Результатом его научных разработок стало открытие принципа использования мелодических формул как главной структурной основы визант. мелоса. В ходе научной дискуссии с Г. Тильярдом , брит. филологом-классиком, тогда же увлекшимся византийской нотацией , В. удалось вновь открыть систему визант. певч. знаков и принцип их использования, что позволило достоверно расшифровать памятники визант. церковного пения. В 1931 г. в сотрудничестве с дат. филологом-классиком К. Хёгом Тильярд и В. основали в Копенгагене серию «Monumenta Musicae Byzantinae» (ММВ), в к-рой впосл. были опубликованы факсимильные издания певч. рукописей, расшифровки визант. мелоса и научные монографии. В Оксфорде, где В. жил после оккупации нацистами Австрии, создано 2 капитальных труда В.- «Восточные элементы в западном церковном пении» (Eastern Elements in Western Chant: Stud. in the Early History of Ecclesiastical Music. Oxf., 1947. 19672. (MMB. Subs.; 2)) и «История визант. музыки и гимнографии» (A History of Byzantine Music and Hymnography. Oxf., 1949, 19612). В 1950 г. В. участвовал в Международном конгрессе церковной музыки в Риме, посетил греч. мон-рь Гроттаферрата близ Рима, где изучал визант. муз. рукописи, на основе к-рых осуществил расшифровку и исследование Акафиста Богородице, атрибутированного им визант. гимнографу прп. Роману Сладкопевцу . Эта работа была опубликована в отдельном томе ММВ в 1957 г. В., вместе со своим учеником М. Велимировичем , является основателем издания «Исследования по восточному церковному пению» (Studies in Eastern Chant. L.; Crestwood (N. Y.), 1966-.) и издателем первых 3 томов этой серии. Автор 9 симфоний и др. муз. сочинений.

http://pravenc.ru/text/150159.html

Рейтинг изображения: 6 (586) , (37) . Описание: Икона «Покров Пресвятой Богородицы». Третья четверть XVI в. Россия. Происходит из Воскресенского Горицкого монастыря. На ней присутствует редкий сюжет - прп.Роман держит свиток над головами, как бы повторяя тематику Покрова. Нужно сказать, что и в руках Пречистой плат белого цвета, или епископский малый омофор с крестами (возможно, именно отсюда идет соотнесение омофора со снежным покровом). Сновидение Романа так же помещено в центре иконы, под сводами и завесами, что говорит нам об этом событи[...] Файл 11786.jpg:   Размер: 550x675, 0.37 MPix, 144 Kb. Дата: 2010-12-06, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (553) , 1 (28) . Описание: Икона «Покров Пресвятой Богородицы». Средняя Русь. Конец XVI века В икону включена редкая для данной иконографии сцена - " Явление Богоматери Роману Сладкопевцу во сне " . Файл 11787.jpg:   Размер: 522x699, 0.36 MPix, 177 Kb. Дата: 2010-12-06, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (742) , (55) . Описание: Икона «Покров Пресвятой Богородицы». Вологда. Середина XVI века. Редкий случай, когда трехчастность извода достигается не колоннами, а проемами арок. Прочитывается двенадцать - по числу апостолов - окон-проемов, как бы повторяющих линию покрова, который держат ангелы. Т.е. спасительным, наряду с заступничеством Богородицы является и пребывание в апостольской Церкви. Сень, или киворий - сферический купол над Богородицей - в икон описи традиционно говорит о том, что действие происходит внутри хра[...] Файл 11788.jpg:   Размер: 532x699, 0.37 MPix, 214 Kb. Дата: 2010-12-06, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (316) , (7) . Описание: Икона «Покров Пресвятой Богородицы». Русский Север. Середина-вторая половина XVI в. Дерево, левкас, темпера. 75,2 х 53 см. Передана в Покровский собор из кельи архиепископа Мелетия (1915-1934 гг.). В трехнефном пятиглавом храме, представленном как бы в разрезе, с видом на алтарь, над Царскими вратами — стоящая на оранжево-красном облаке Богоматерь в позе Оранты. Над нею — покров того же цвета, несомый двумя ангелами. Над покровом — благословляющий Спаситель. В боковых делениях алтаря представл[...]

http://pravicon.com/icon-257-photo

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ ДМИТРИЕВ ГРИНКОВ Воскресение Христово. Сошествие во ад, с клеймами праздников. Икона. 1567–1568 гг. Мастер Дионисий Гринков (ВГИАХМЗ) Воскресение Христово. Сошествие во ад, с клеймами праздников. Икона. 1567–1568 гг. Мастер Дионисий Гринков (ВГИАХМЗ) вологодский иконописец. Известен благодаря подписи на иконе «Воскресение Христово - Сошествие во ад, с 52 клеймами земной жизни Иисуса Христа, праздниками и Древом Иессеевым» 1567/68 гг., к-рая происходит из ц. св. Илии пророка в Вологде (128×159 см; ВГИАХМЗ. Инв. 10130). Вкладная надпись на нижнем поле иконы выполнена вязью в технике «рези» по левкасу: «7076 при благоверном царе великом князе Иване Васильевиче всея Руси и при архиепископе митрополит[е] Филипе и при епископе Иасафе Пермьском и Вологоцком написана бысть сия икона Воскресение Господа Бога Спаса нашего Исус Христос написал сию икону раб Божеи Деонисей Дмитреев сын Гринков и поставил в дом в храм святаго пророка Ильи и преподобнаг[о] отец Варлаама наугородцкаг[о] чудотворца». Икона имеет сложную 2-частную структуру, включающую 63 сюжета. В левой части помещены 10 избранных праздников и символических композиций (по размеру выделен сюжет «Древо Иессеево» с родословием Иисуса Христа), в правой, в среднике,- Воскресение Христово и 52 клейма с изображением евангельских событий (от Ветхозаветной Троицы и Благовещения Богородицы до Сошествия Св. Духа и Успения Богородицы). Сошествие во ад представлено также на 2-м клейме левой части в новом иконографическом многочастном варианте, с самыми ранними сохранившимися изображениями Восстания Иисуса Христа из гроба, шествия праведников в рай и истории о благоразумном разбойнике. Слева цикл праздников и символических композиций открывает образ Софии Премудрости Божией, завершают достаточно редкие сюжеты «Суббота всех святых» и «Апокалипсис». Тема заступничества и прославления Богородицы выражена в 5 клеймах, на которых представлены образ Божией Матери «Неопалимая Купина» (новый извод, появившийся в сер. XVI в.), «Введение Пресв. Богородицы во храм», «Собор Богоматери», «Покров Богородицы» (ранний пример включения сюжета явления Божией Матери прп. Роману Сладкопевцу) и, наконец, «Сретение Владимирской иконы Божией Матери» (одно из первых изображений).

http://pravenc.ru/text/178460.html

Рождество Христово. Фреска. Монастырь Студеница. Сербия Диакон Владимир Василик Рождественский кондак: примечания переводчика Благосклонному вниманию читателей предлагается впервые переведенный на русский язык полный текст кондака на Рождество Христово, написанный Гомером ромеев — преподобным Романом Сладкопевцем (490–560). Многим известно, что творческий путь преподобного Романа начался в Константинополе, куда ему пришлось переехать во времена царя Анастасия (не исключено, что из-за монофизитских гонений), и он остался служить в храме Пресвятой Богородицы в Кирах. В этом храме он приобрел благодать составления кондаков, когда в вечер Рождества Христова ему во сне явилась Пресвятая Богородица, дала и повелела съесть пергаменный свиток. После его поглощения Роман немедленно проснулся и, взойдя на амвон, начал возглашать и весьма благозвучно петь: «Дева днесь Пресущественного рождает». Однако далеко не всем известно, что этот знаменитый кондак — лишь один из четырех рождественских кондаков. Один из них — «Ангельские приидите силы» до сих пор стихословится накануне Рождества Христова (современные стихиры преподобного Романа). Предлагаемый кондак — четвертый по счету, одно время пелся во время попразднества Рождества. Время его создания — 20–30-е годы VI века. Богословие кондака говорит о Рождестве Христовом как об исполнении ветхозаветных пророчеств: Удивился Иосиф, сверхприродное созерцав, И воспринял он в свой ум Дождь , сошедший на руно, Богородице, в бессеменном Твоем зачатьи, Купину в огне неопалимую, Ааронов жезл произросший. С другой стороны, Воплощение — создание нового мира и рекапитуляция падения Адама: Пал Адам, посему Бог Адама, Адаму измышляя воскресение, От чрева Твоего Сего воспринял. Пала когда-то жена, и Жена ныне восставляет. От Девы рождается Девственник. Преподобному Роману не чужда концепция Воплощения как божественной военной хитрости в борьбе с дьяволом за спасение человека: Ибо не мнит бесчестием царь, когда он врага желает низложить, Коль во одежду воина он облекается.

http://pravoslavie.ru/89476.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010