Характеризуя сущность подвига рассуждения, преподобный отец называет его «неоскверненной совестью и чистым чувством» (§ 4). В новоначальных рассуждение есть истинное познание самих себя, в преуспевающих – духовное чувство, в совершенных – истинное ведение. Вообще же рассудительность есть несомненно верное постижение воли Божией во всяком деле (§1). Познание воли Божией есть дело величайшей важности и вместе трудности. Но к этому познанию мы должны всегда стремиться и его желать. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Как палимый зноем елень жаждет воды, так должно быть вожделенно нам уразумение воли Божией – благой и совершенной. И не только благой воли, но и того, что неугодно ей. Это – предел для нас важный и нелегко изъяснимый» (§ 109, 119). Одним словом, рассуждение – это тот самый дар премудрости, то духовное разумение, которого испрашивает у Бога христианам святой апостол: Да даст вам Бог духа премудрости, откровения, чтобы иметь просвещенна очеса сердца вашего (ср.: Еф. 1, 17–18 ). Сего ради не бывайте несмысленни, но разумевайте, что есть воля Божия ( Еф. 5, 15–16 ). Чтобы достигнуть такого разумения воли Божией, подвижник должен принять следующие меры: а) Умертвить в себе своеволие, ибо если человек всегда стремится действовать только по своей воле, то возможно ли ему будет в полноте познать волю Божию? (§ 110); б) Обращаться к Господу с молитвой и верой и в простоте сердца просить Его, чтобы Он Сам научил нас познавать и творить волю Его. Одновременно с этим следует читать с благоговением слово Божие и писания святых отцов и из них поучаться (§ 125); в) Наконец, оставив всякую гордость, превозношение и лукавство, со смирением вопрошать советов отцов и братий в решении тех или иных дел. Пред этим же необходимо усердно помолиться Богу, чтобы Господь через уста Своих рабов открыл Свою всесвятую волю, и потом уже выслушивать и принимать ее, как из уст Самого Бога (§ 110). «Хотя бы вопрошаемые были и не весьма духовные, все равно вышеуказанным образом их можно вопрошать, ибо не неправеден Бог и не попустит, чтобы обольщены были души, которые с верою и простотою покорились совету рабов Его, и через них возглаголет невещественный, невидимый Дух Божий» (там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

В докладе протоиерея Михаила Сперанского рассматривается 6-я глава Послания к римлянам, поскольку она «содержит в себе учение апостола Павла: а) о силе и значении таинства Крещения для человека в деле его оправдания пред Богом; б) о плодах крещения; в) о побуждениях к устроению праведной жизни после крещения» (Сперанский, 1973:110). Отмечается, что ап. Павел рассматривает Крещение с двух сторон: «с внешней – это погружение в воду, что символизирует смерть и погребение Иисуса Христа, и внутренней – это очищение грехов и возрождение для новой, святой жизни» (Сперанский, 1973:110). Делается вывод, что в 6-й главе «апостол утверждает великую силу крещения», поскольку именно в нем «человек освобождается от греха, умирает греху, силою благодати Христовой получает очищение от всех грехов», именно с него «начинается сознательная нравственная жизнь человека» (Сперанский, 1973:112). Со стороны западных ученых выступил профессор доктор Л. Гоппельт с докладом «Крещение и новая жизнь по Евангелию от Иоанна, глава 3-я, и Посланию к Римлянам, глава 6-я» (Гоппельт, 1973). Снова обращает на себя внимание промежуток в четыре года между встречей и публикацией материалов. И это при том, что само собеседование проходило в Ленинграде, речь митрополита Никодима на открытии, тезисы и резюме были опубликованы сразу же, в 1969 г.. Однако, текст доклада Владыки Никодима был опубликован вместе с другими докладами в лишь 1973 г. К сожалению, имеющихся у нас данных недостаточно для построения корректной версии, объясняющей разное время публикаций. Из открытых источников известно, что статус и положение митрополита в промежуток в 1969 по 1973 г. не претерпели каких-либо существенных изменений (Никитин, 2008). Впоследствии диалог с Евангелической Церковью в Германии продолжался, проходили встречи, однако уже на другие темы. 1 Всего за 1959–1982 гг. состоялось девять богословских собеседований. Также в рассматриваемый период проводились и другие собеседования. Например, собеседования с Союзом Евангелических Церквей в ГДР, получившие название «Загорск».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Евангелие от Иоанна показывает созревание самосознания христианской общины как народа Божия, отличного от еврейского народа, тогда как Первое послание отражает период жизни общины, уже вполне утвердившейся, самостоятельной и уверенной. Еще одно указание на время появления Первого послания Иоанна можно найти, сравнивая его с посланиями Игнатия Антиохийского , написанными ок. 110 г. от Р.Х., и посланием Поликарпа Смирнского , появившимся чуть позже. Эти послания свидетельствуют, что во время их написания церкви пришлось столкнуться с аналогичными лжеучениями, но уже гораздо более изощренными, чем те, о которых говорится в Первом послании Иоанна, поэтому его следует датировать временем, значительно ранее 110 г. от Р. X. Характерные особенности и темы Хотя традиционно Первое послание Иоанна принято относить к произведениям эпистолярного жанра, в нем отсутствуют черты, свойственные письмам (обращение, начальные приветствия, завершающие приветствия). С другой стороны, Иоанн обращается к читателям «Дети мои!» (2,1) и свидетельствует о том, что он пишет определенной группе людей, для него очень дорогих и близких. Тем не менее с другими посланиями НЗ его роднит наличие предостережений и наставлений. Это послание можно назвать своего рода «завещанием» апостола Иоанна. Оно имеет три основные особенности завещания: краткий обзор жизни завещателя, нравственное назидание, а также предостережения и предсказания о будущем. Как и Павел, взирая на свою жизнь, Иоанн прежде всего говорит о преданности своему апостольскому призванию (1. 1–3; Деян. 20. 20, 21 ). Увещания Иоанна, как и ветхозаветного пророка Самуила, содержат наставления служить истинному Богу и избегать идолослужения (2. 3–5; 1Цар 12. 14, 15 ), но теперь уже в свете примера Иисуса Христа (2. 6). И Самуил, и Иоанн придают большое значение исповеданию грехов, говоря о следующих за ним благословениях (1. 9; 1Цар 12. 10, 11 ). Кроме того, Иоанн особо говорит о всеобщих обетованиях, основанных на ходатайстве перед Отцом Иисуса Христа, Праведника (2.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

—122— заглавием: «Борьба христианства с язычеством в древней Руси. Историко-литературное исследование», и удовлетворительной защиты её на коллоквиуме. VII. Прошение о. законоучителя Одесской 2-й мужской гимназии, священника Александра Введенского : «Представляя на соискание степени магистра богословия сочинение: «Комментарий на IV, 1–16 кн. Бытия», почтительнейше прошу Совет Академии дать делу надлежащее движение». Справка: 1) Священник Александр Введенский окончил курс в Московской Духовной Академии в 1909-м году со степенью кандидата богословия и правом при искании степени магистра не держать новых устных испытаний. – 2) По § 110 лит. а п. 16 устава духовных академий «распоряжение о рассмотрении диссертаций на ученые степени и оценка оных» значится в числе дел, решаемых самим Советом Академии и представляемых для просмотра местному Епархиальному Архиерею. Определили: Магистерскую диссертацию законоучителя Одесской 2-й мужской гимназии, священника Александра Введенского передать для рассмотрения и. д. доцента академии по кафедре Священного Писания Ветхого Завета священнику Д. В. Рождественскому . VIII. Отношение Канцелярии Святейшего Правительствующего Синода, от 22 марта за 3979: «Вследствие отношения, от 16 Марта сего года 110, Канцелярия Святейшего Синода имеет честь возвратить при сем в Совет Академии журналы собраний Совета от 6-го Октября и 17 Декабря 1910 года, за 18 и 26, приложенные к представлению Преосвященного Митрополита Московского, от 17 Января 1911 года за 14, об избрании исправляющим должность доцента Академии священника Владимира Страхова». Определили: Принять к сведению. —123— IX. а) Отношение Правления Императорского Московского Университета, от 24 марта за 1153: «Правление Университета имеет честь уведомить Совет Московской Духовной Академии, что, вследствие отношения от 17 сего марта, за 111, по постановлению Правления 24 марта, разрешено допустить лектора английского языка при Академии, священника Московской Василие-Кесарийской церкви, Николая Алексеевича Преображенского к пользованию книгами Университетской библиотеки, в виду поручительства Совета Академии за целость и сохранность книг».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Общее число пострадавших можно оценить, исследуя 1) церковные архивы, 2) партийные и правительственные архивы, 3) архивы ФСБ. В первом случае оценка отражает восприятие числа пострадавших Русской Православной Церковью. Это число пострадавших определяется следующим образом. •Число священнослужителей в 1917 г. – 110 000 чел. •Число монахов и послушников в 1917 г. – 100 000 чел. •Число священнослужителей и монахов, рукоположенных после 1917 г. по БД новомучеников – 105 000 чел. (каждый 3-й). •Из общего числа уклонились в расколы (это соотношение вычисляется по БД епископов, построенной на основе картотеки М.Е. Губонина) – 80 000 чел. •Число мирян (по БД новомучеников в 1,4 раза больше, чем священнослужителей и монахов) – 330 000 чел. •Всего: 110 + 100 + 105 – 80 + 329=564 000 пострадавших. Всех священников и монахов, не уклонившихся в расколы, мы считаем пострадавшими за Христа. Правомерно ли это? Нам представляется это правомерным. В качестве обоснования этого расскажу о своих многочисленных поездках по России. В начале 1960-х годов, во время хрущевского гонения на Церковь, в Москве каким-то чудом удалось создать молодежный клуб «Родина», я в нем был ответственным секретарем и возглавлял архитектурную секцию. От Управления культуры Московской области у меня была бумага с печатями, по которой мне показывали все памятники архитектуры (а в России это, в основном, церкви). Управление культуры было заинтересовано в молодых людях, которые были готовы почти бесплатно на месте узнать, что происходит с недавно закрытыми церквами, и помочь найти им новых хозяев, а главное, заставить новых хозяев подписать договора на охрану и поддержание памятников хотя бы в относительном порядке. Везде находились местные жители, которые просили помочь отстоять храм, вернуть его верующим, и почти всегда разговор заходил о судьбах местных священников. Тогда было много людей, которые помнили все, что обрушилось на них с 1917 года. Сначала нас поражала жестокость по отношению к священникам и их семьям, потом мы поставили задачу — найти хотя бы одного нерепрессированного священника, расспрашивали о судьбах родственников (в избах часто на стенах висели фотографии родных). Ни разу нам не удалось найти священнослужителя, которого миновали бы аресты, тюрьмы, ссылки, концлагеря.

http://pravmir.ru/skolko-repressirovanny...

О конференции в Италии, посвященной сочинениям о молитве свт. Игнатия и свт. Феофана Затворника . 765 . Любомудров А. М. Святитель Игнатий Брянчанинов в полемике с либеральной интеллигенцией о христианском понимании свободы//Литература и история/РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). – СПб., 1997. – Вып. 2. – С. 373–388. В связи с ходом подготовки крестьянской реформы 1861 г. 766 . Марк (Лозинский) . Святитель Игнатий Брянчанинов о любви к ближним// Любовь истинная и мнимая. – М., 1997. – С. 10–21. 767. Негорюхин Б. К 190-летию со дня рождения Игнатия Брянчанинова //Север. правда. – Кострома, 1997. – 27 февр. 768 . Новоселов О. Н. Русская православная судьба: Религиоз.-филос. исслед. – Киров: Киров. обл. тип., 1997. – 360 с.: ил. Об «Отечнике» – с. 110–111, 117:769. От редактора//Литература и история/РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). – СПб., 1997. – Вып. 2. – С. 3–6. О сочинениях свт. Игнатия – с. 5–6:770. Покаянием жива Церковь : О кн. писем игумена Никона (Воробьева) : [Предисл. ред.]//Никон (Воробьев Н. Н.). Нам оставлено покаяние: Письма. – М., 1997. – С. 3–18. О взглядах свт. Игнатия на монашество – с. 3–4, 10, 12, 14, 15–16, 17:771. Сельский Т. Старческая немощь новоначальных// Никон (Воробьев) . Нам оставлено покаяние: Письма. – М., 1997. – С. 415–431. О методах духовного руководства и личности духовника по письмам иеросхимон. Сампсона Сиверса в сравнении с учением свт. Игнатия – с. 424–425, 429:772. Фудель С. Путь отцов/Псково-Печер. Успен. монастырь; Моск. Сретен. монастырь. – М.: изд-во Сретен. монастыря, 1997. – 432 с. О свт. Игнатии – с. 3, 57, 110, 158, 206, 223, 238, 244, 264, 265, 270, 281, 284, 295, 298, 303, 316, 317, 323, 324, 325–326, 328, 331, 411:773. Антоний Радонежский (Медведев). Доброе слово новоначальному послушнику, желающему нелицемерно проходить путь Божий//Доброе слово новоначальному послушнику: [Сб.]. – Репринт. изд. 1900 г. – М., 1998. – С. 3–47. О свт. Игнатии– с. 35, 44:774. Аринин В. Великая иллюзия или пророчество?//Рус. Север. – Вологда, 1998. – 21 апр. – С. 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Константин Отт, см. Отт. Константин Аспиет, см. Аспиет. Констанция, вдова антиохийского князя Рожера 133, отказывается вступить в брак с кесарем Рожером 196. Контостефан (Андроник) командует пехотным войском в войне против Раймунда 34; участвует в нападении Мануила на передних фуражиров 64, 65, 67; находится при осаде Корциры 108; отправляется на помощь Стефану 240; командует войском в Сирмие 299, 301; распоряжается войною в Египте 309. Контостефан (Алексей) протостратор 142, отправляется в Анкону 185, собирает в Италии большое войско 186, попадает в плен 188, командует войском для поддержания Стефана на венгерском престоле 235. Контостефан (Иоанн) отправляется послом к союзникам 219; встречается с персидским отрядом и разбивает его; едет в Триполь за невестою царю 230. Контостефан (Стефан) отправляется с флотом в Корциру 105. Контостефан (Феодор), военачальник Мануила 41, убит под Мопсуестиею 135. Коринф 100, 190. Корк, подручник Тероза 198. Корцира осаждается войском Мануила 105, 107, 110. См. Акрополь. Косма, патриарх константинопольский 67–69. Котерец, чиновное лицо в войске Мануила 52, 56. Кремона 255. Крест, сооруженный Константином Великим 20, воздвигнутый Иоанном Дукою в Венгрии 290. Критопл, начальник расской крепости 11, получает сильное поражение от персов 57, 59. Крит 110. Ксир, сановник Мануила 100. Куртикий, военачальник Иоанна, комендант Браничева 10, подвергается наказанию от Иоанна 11 . Л азарь, знатный скиф 104. Лампа, место рождения Димитрия 279, 331. Лампарда (Андроник), римский военачальник 289; участвует в войне против гуннов 301. Лаодикия 3, 218, 333. Левкусия 197. Левуний, правитель Исаврии, берет множество римских городов и осаждает Селевкию 14, 15. Лесбос 312, 316, 330. Лехи участвуют в крестовом походе 91. Ливо или Лев, первый царь Армении 252. Ливоний, правитель Армении 133. Ликаония 43, 210, 320, 322. Лик – река 3. Лигурийские всадники 9, 219. Логофет – тоже, что канцелярий 156. Ломбардцы, см. лигурийские всадники. Лонги 78. Лонгомирская страна 113.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

МИХЕЙ († кон. XIV - нач. XV в. (?), Троице-Сергиев мон-рь), Радонежский, мон. Троице-Сергиева мон-ря, ученик, келейник и собеседник прп. Сергия Радонежского, прп. (пам. 6 мая, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) 97-103 МИХЕЙ (Подкорытов Петр Игнатьевич; 1876-1918), иеродиак., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 103-104 104-105 105-107 МИХИАНСКАЯ СХИЗМА церковный раскол в Византии в 795-797 и 806-811 гг., обусловленный каноническими и церковно-политическими разногласиями 107-108 МИХОЛЬСКА-ПРЕВЛАКА (Иловица, Тумба или Томба), муж. мон-рь во имя арх. Михаила Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви (СПЦ) 108-110 110-111 МИШКОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ местночтимый чудотворный образ, получивший название по месту нахождения в с. Мишковка Стародубского у. Черниговской губ. (ныне Стародубский р-н Брянской обл.), в 18 верстах от г. Стародуба 111-113 МИШНА главный сборник законодательных положений (галахот), базовый корпус раввинистического учения 113-120 МИШУКОВЫ династия ювелиров-серебряников, владевшая в Москве с 1880 по 1918 г. ювелирной мастерской, которая производила предметы церковной утвари и храмового убранства 120-125 126-128 МЛЕКОПИТАТЕЛЬНИЦА извод икон Божией Матери в христианской иконографии, включающий изображение Богородицы, кормящей грудью Младенца Христа 128-139 МЛКЕ ЕВАНГЕЛИЕ (Евангелие царицы Млке), иллюстрированная арм. рукопись Четвероевангелия; названа по имени жены царя Васпуракана Гагика I Арцруни (904 - между 936/937 и 943/944); создана в 862 г. и является древнейшей точно датированной арм. рукописью; редкий и художественно значимый памятник христ. искусства 139-140 140-142 Надежда Евгеньевна (1902-1968), исследователь древнерус. монументальной и станковой живописи и прикладного искусства, музеевед МНИМОНИЙ [Мнемоний] (IV в.), свт. (без дня памяти; в нек-рых источниках указана память под 16 июня) 143-149 МНОГОГЛАСНИК в церковном пении визант. и древнерус. традиций - песнопение, части к-рого распеты в разных гласах

http://pravenc.ru/vol/xlvi.html

на 1-й пассии – из Евангелия от Матфея, главы 26 и 27, зачала 107–114 (в некоторых храмах читается только глава 27, зачала 110–114); на 2-й пассии – из Евангелия от Марка, главы 14 и 15, зачала 63–69 (или только глава 15, зачала 66–69); на 3-й пассии – из Евангелия от Луки, главы 22 и 23, зачала 108–111 (или только глава 23, зачала 110–111); на 4-й пассии – из Евангелия от Иоанна, главы 18 и 19, зачала 58–62 (или только из главы 19, зачала 60–62). После чтения Евангелия хор поет: «Слава долготерпению Твоему, Господи!». Затем поется 15-й антифон утрени Великого Пятка «Днесь висит на Древе…». Далее следует сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…» , затем возглас «Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси…», и иерей коленопреклоненно читает молитву ко Господу Иисусу распятому (из акафиста) . Затем хор поет стихиру Великой Субботы: «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго…». Священнослужители, совершив три земных поклона, прикладываются ко Кресту и направляются в алтарь (впереди идут младшие священнослужители, потом старшие). Предстоятель с амвона благословляет народ Евангелием и уносит его в алтарь. Священнослужители прикладываются к престолу. Царские врата затворяются. Молящиеся прикладываются ко Кресту. Вечерня оканчивается по обычному чину вечера Недель Святой Четыредесятницы: по «Ныне отпущаеши…» – пение великопостных тропарей «Богородице Дево…», «Слава: Крестителю Христов…», «И ныне: Молите за ны…» с поклонами, «Под Твое благоутробие…» без поклона, и далее по чину. Отпуст обычный. После пения антифона «Днесь висит на Древе…» или по отпусте вечерни произносится проповедь о страданиях Спасителя. Подробное изложение порядка богослужения, предписанного Типиконом в Неделю вечера, см. 21 февраля. Кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: 4 стихиры покаянные Октоиха, глас 6-й (две – из стихир на стиховне вечера, две другие – из стиховных стихир утрени), Триоди, глас 8-й – 3, и прп. Феофилакта, глас 1-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Недуговавшую, Пресвятая, люте...».

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-21/

Пс.110:2–3 Велия дела Господня, изыскана во всех волях Его: исповедание и великолепие дело Его, и правда Его пребывает в век века. По связи с предыдущим, пророк-псалмопевец находит уместным прославить Бога за величие дел Его. В собрании народа чем другим и прославить Бога, как не указанием на великие дела Его, которые Он чудодейственно совершил при сотворении мира, и после того всегда творил, при всех случаях благодетельного промышления Его о мире и человеке, и все эти дела Господни в точности и как нельзя более соответствуют всем Его хотениям, изыскана (приспособлены) во всех волях Его. «Дело Его – слава и красота, и правда Его пребывает во век» (пер. с евр.). «Все дела Господни, – по словам св. Иоанна Златоуста , – сами по себе велики, но не представляются велики, когда не имеют праведного судии о них. Так и солнце само по себе светло и блистательно и освещает всю вселенную, но для больных глазами оно не таково, хотя нельзя винить в том солнца, а недостаток, состоящий в болезни их; почему и Сирах сказал: «дела Господа все хороши и всякой нужде, во время ея, могут помочь, и нельзя сказать: это хуже сего; ибо все в свое время может заслуживать одобрение. Также нельзя сказать: что это? для чего это? Ибо все на пользу их создано» ( Сир.39:40–41,21–22 )» с. 298). К делам присовокупил слово и о правде, конечно, для опровержения той всеобщей жалобы, что Бог нечестивым попускает превозноситься, а благочестивым бедствовать. Но пусть все знают и помнят, что судьбы Божии сокровенны, а дела Его всегда праведны, и правда Его пребывает в век века. Пс.110:4–5 Память сотворил есть чудес Своих: милостив и щедр Господь. Пищу даде боящымся Его: помянет в век завет Свой. Господь Бог соделал так, что воспоминание, или память, о сотворенных Им чудесах сохранилась в древней иудейской Церкви чрез слово Его, или чрез Священное Писание, а потом, вместе с Евангелием, сделалось достоянием и всей христианской Церкви. Неисчислимое множество этих чудес, и все они свидетельствуют о великой милости Божией к роду человеческому, о том, что милостив и щедр Господь. По причине сей милости, Он пищу даде боящимся Его. Здесь, впрочем, говорится не «о пище тленной», которую Господь Бог дает не одним только боящимся Его, но всем вообще, а о той пище, о которой учит Иисус Христос в Св. Евангелии и которая питает и «приводит человека в жизнь вечную» ( Ин.6:27 ). О том, что «боящиеся Бога не лишатся» не только пищи, но и вообще «всякаго блага», говорится и в других псалмах (напр. Пс.33:10–11 ). Слова: помянет в век завет Свой в переводе с еврейского читаются так: «вечно помнит завет Свой». Это значит: как хотел Бог, – и устроил, чтобы израильтяне памятовали о чудесах Его, которые Он соделал, при изведении их из Египта и в разные другие времена в истории сего народа, так равно и Сам обещал помнить Завет Свой, в который вступил Он с праотцами и патриархами сего народа, в особенности об обещанном потомству их «семени», чрез которое получат благословение все народы ( Быт.22:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010