Кроме того, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II митрополит Кирилл возглавлял и церковно-общественные торжества, приуроченные к 75-летию кафедрального храма Трех святителей в Париже (Франция, 2006 г.), и празднование 50-летия со дня освящения кафедрального собора Русской Православной Церкви в Лондоне (Великобритания, 2006 г.), и торжества по случаю 70-летия Воскресенской русской общины в Цюрихе (Швейцария, 2006 г.), а также принял участие в праздновании 110-летия Александровского подворья в Иерусалиме (Израиль, 2006 г.), в праздновании 110-летия освящения подворья Русской Православной Церкви в Карловых Варах (Чехия, 2007 г.), освятил больничный корпус Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне (Греция, 2007 г.), возглавил празднование 160-летия Русской духовной миссии в Иерусалиме (Израиль, 2007 г.), возглавил торжества по случаю 70-летия Воскресенского кафедрального собора в Берлине (Германия, 2008 г.) и др. Иногда визиты митрополита Кирилла были связаны с проблемами, возникшими у русских общин вследствие неправомерной позиции властей относительно принадлежности храмов Русской Православной Церкви (в 2004 г. в Венгрии митрополит Кирилл обсуждал эти вопросы с президентом, премьером и председателем Парламента Венгерской Республики), или с защитой прав русского населения (например, в Эстонии). В 2003 г. для поддержания контактов между Московским Патриархатом и российским внешнеполитическим ведомством была создана рабочая группа по взаимодействию Русской Православной Церкви и Министерства иностранных дел Российской Федерации. На 10-м заседании рабочей группы в ноябре 2007 г. отмечалась важнейшая роль ОВЦС в реализации государственной программы по работе с соотечественниками. «Наше министерство, посольства и консульства всегда сотрудничают с представителями Московского Патриархата, с приходами Русской Православной Церкви в различных странах», — сказал министр иностранных дел С.В. Лавров. Митрополит Кирилл постоянно посещал приходы Русской Православной Церкви в дальнем зарубежье, укрепляя их связь с родной Церковью и оказывая им необходимую поддержку. Его визиты, неизменно включавшие встречи с руководством стран и городов, в которых жили соотечественники. Так, митрополит Кирилл провел переговоры с Президентом Аргентины С. Менемом во время посещения Аргентинской и Южно-Американской епархии Русской Православной Церкви в декабре 1997 г., с мэром Эдмонтона при посещении приходов Канады в августе 1998 г., с министром иностранных дел Норвегии во время посещения приходов Русской Православной Церкви в Осло и Ставангере в июне 1999 г. и др.), играли определяющую роль в выстраивании взаимоотношений русских приходов с местной властью.

http://patriarch.patriarchia.ru/okormlen...

См. прим. 91 и 94. 101 Пр. Филар . Черн. II. 430. Овербек 179: “Если бы было приостановлено общение между торжествующею и воинствующею Церковью, то весь организм был бы парализован. Осмотритесь вокруг себя: на вас не действует ли Бог чрез ваших собратий по Церкви? не их ли руками, главным образом, подает Он благодать Свою? И однако же Его рука не сокращается…» 104 Cypr . De unit. eccl. f. 107. 108. 110. Iust . Apol. I. 16. Dial. c. Tryph. n. 42. 110. 116. Iren . Haer. lib. V. c. 20. § 1. 106 На эту глубокую мысль справедливо указывает проф. Катанский, Характеристика правосл. 19: «В высшей степени замечательно …то обстоятельство, что восток прежде всего сосредоточил свое внимание и сосредоточил всецело и надолго на Личности Христа Спасителя. Он напряг все силы своего гибкого мышления с целию уяснить для своего сознания… эту высочайшую Личность и долго не мог отвести своих взоров от Того, в правильном взгляде на Которого… заключена судьба всей жизни и будущности христианства », а, следовательно, и Церкви. 123 М. Филар . Слова III. 289–290: «В сем Откровении (Ап. Иоанна) непрерывно видим истинную Церковь сперва в образе двадцати четырех старцев окрест Божественного престола гл. IV, «покланяющихся Живущему во веки веков»; потом, по мере, может быть, распространения христианства, в числе ста четыредесяти четырех тысяч, запечатленных печатию Бога живого; далее, «в народе многом, его же исчести никтоже может, от всякаго языка, и колена, и людей, и племен, стоящем пред престолом и пред Агнцем» гл. VII; далее, в виде храма с алтарем и поклонниками, который Иоанну повелено измерить гл. XI; еще далее, в лице жены, «облеченной в солнце», то есть, в истину и добродетель И. Христа " … 125 Мы отнюдь не дерзаем присуждать пальму богословского первенства одному Апостолу пред другим (это возможно только в р.-католичестве и в протестантстве, а не в православии), а только указываем на то, что раскрывший по известным побуждениям учение о Церкви как о теле Христовом Апостол Павел является постоянным обличителем защитников определения Церкви как общества верующих и, притом, с двух сторон: как сама устами Апостола говорящая благодать Божия и как исполненный благодати человек .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Ты ставишь себя выше Законодателя? Одни Его законы принимаешь, другие презираешь и бесчестишь? И не знаешь, несчастный, что это величайшее чисто дьявольское высокомерие? Как говорит Василий Великий , «ужасно превозношение – поставлять себя судьями Законодателя и одни законы Его избирать, а другие отвергать» (Вступление к Правилам, пространно изложенным). Как услышишь про заповедь, сразу подумай, что она необходима, и тотчас поразмысли о том, что никто не властен и не волен преступить ее. И немедля подумай о наказании, какое ждет ее нарушителя, что подвергнется наказанию. Отличие заповеди от совета и наставления состоит в том, что она не находится ни в чьей власти. Тем не менее каждый христианин просто обязан и вынужден соблюдать ее, а не преступать. В случае же нарушения последует немедленное наказание, и кара будет неизбежна. Ибо, как говорит Иоанн Златоуст в толковании на 110-й псалом, «все заповеди Его верны. Что значит: «верны»? Тверды, постоянны. Когда они нарушаются, то следуют наказания, а сами они не колеблются; когда люди преступают их, то Бог отмщает за них» (Беседа на псалом 110). А совет и наставление находятся во власти человека, и если он хочет последовать им, хорошо, а если хочет преступить его, то за это не подвергнется никакому наказанию. К ним относится девственность и оскопление ради Царства Божьего. Кто желает сохранить девственность, хорошо, хочет жениться, то и в этом для него нет никаких препятствий и нет наказания. Поэтому, с одной стороны, и Господь сказал: «Есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» ( Мф.19:12 ). С другой стороны, апостол Павел считает: «Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет» ( 1Кор.7:25 ). Иоанн Златоуст поясняет: «Видишь? Не распоряжение, но совет. Видишь? Не приказание, но наставление. Велико различие: первое исполняется по необходимости, второе же добровольно. Не сказал «приказываю», чтобы не обременить, но сказал «наставляю и советую», чтобы побудить к деланию. Не обязал соблюдать девственность, ибо тогда он бы сделал ее законом для каждого, даже и того, кто не желает ее соблюдать. Дав же совет, он оставляет слушателя господином выбора» (О покаянии. Беседа 2). Соблюдать девственность – это не заповедь, а только совет

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Иоанн Богослов — апостол; церковь приписывает ему одно из Евангелий (Апокалипсис) и три послания — 93, 102, 116, 179, 327 Иоанн Златоуст (347–407) — византийский церковный деятель, епископ Константинополя (с 398 г.); автор проповедей, идеал проповедника и обличителя — 170, 201, 206, 259, 306 Иоанн Калита — Иван I Данилович (? –1340) — князь московский (с 1325 г.) и великий князь владимирский (с 1328 г.) — 98 Иоанн Кассиан (ок. 360 — ок. 435) — византийский монах, один из теоретиков монашеской жизни, был отправлен из Константинополя в Рим искать защиты для Иоанна Златоуста — 289 Иоанн Предтеча (Иоанн Креститель) — в христианском вероучении последний из пророков, провозвестник прихода Миссии, непосредственный предшественник Иисуса Христа — 130, 291 Иов, священнослужитель в Угрешском Подворье в Москве — 251 Иоиль, отец из Миссионерского Покровского монастыря в Москве — 246, 249, 252, 255, 279, 287, 291 Иордан Варвара Александровна (? –1916) — жена Ф. И. Иордана — 101, 102, 108, 110, 113, 141, 164, 313 Иордан Федор Иванович (1800–1883) — гравер; ректор (с 1871 г.) по части живописи и скульптуры Академии художеств (см.: Записки ректора и профессора Академии художеств Федора Ивановича Иордан. М., 1918) — 101, 102, 107, 108, 110, 113, 114, 132, 134, 141 Иосаф (Иоасаф) — индийский царевич, обращенный в христианство — 137 Иосиф, граф — см. Ламберт И. К. Иосиф, отец, регент (?) Троице–Сергиевой лавры — 285 Иосиф, ризничий — Иосиф (Левитский Иван) (1831–1891) — выпускник Вифанской Духовной семинарии (1854); иеромонах, архимандрит и ризничий (с 1876 г.) Патриаршей ризницы в Москве; позже — архимандрит Высокопетровского монастыря и духовник афонского монастыря Святого Пантелеймона; член Православного миссионерского общества (с 1870 г.); духовный писатель — 247, 295 Иосиф, цензор — Иосиф (Баженов Иван (Иоанн) Гавриилович) (1827–1886) — выпускник Санкт–Петербургской Духовной академии (1853), магистр (1855); профессор, инспектор и ректор ряда духовных семинарий (1853–1871); архимандрит (с 1860 г.), настоятель лихвинского Покровского Доброго монастыря (с 1871 г.); член Санкт–Петербургского Комитета Духовной цензуры (с 1873 г.); настоятель московского Заиконоспасского монастыря (с 1881 г.), епископ Балтский и викарий Подольской епархии (с 1884 г.) (см.: Нигровский И. Воспоминание о преосвященнейшем Иосифе, епископе Балтском//Воронежские епархиальные ведомости. 1886. 18. Часть неофициальная. С. 675–677) — 86, 126, 135, 137, 140, 141, 147, 150, 153, 154, 167, 169, 173, 179, 182, 199, 207, 211, 221, 226, 227, 231, 234, 264, 312

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

Село Низы 22 находится в 226 вер. от Петербурга и в 60-ти от Гдова, на старой почтовой дороге из Луги в Гдов, на низменности, в полуторых верстах от р. Плюсы. Подле погоста расположены мыза Низы и село Сербино. Жители погоста и Сербина берут воду из пруда, образовавшегося здесь из подземных ключей. Первая, деревянная, построенная помещиками Языковыми церковь , существовала 110 л.; вторая, нынешняя, также деревянная, построенная ими же, холодная, была в двух саженях от прежней. Престол прежней церкви обозначен часовенкой. Настоящая церковь заложена 1784 г., мая 16 дня, и освящена 1787 г., сент. 18 дня, что видно из следующей грамоты: «Божиею милостью, смиренный Гавриил, архиепископ Великого Новограда. По благодати, дару и власти... благословили мы, по прошению и желанию артиллерийского инженерного шляхетного кадетского корпуса сержанта Никифора Секерина, в вотчине его Гдовского уезда, в выставке Низу, вместо ветхой деревянной, святого Николая Чудотворца церкви, вновь в тоже именование построить новую деревянную церковь, которую заложить, под надзиранием благочинного, приходскому священнику, алтарем на восток; по построении же убрать ее святыми иконами и прочим церковным благолепием так, как святые правила церковные и уставы повелевают, и святый престол уготовить в вышину аршин шесть вершков, в длину аршин восемь вершков, а ширину – аршин четыре вершка. Когда же сия церковь строением и украшением в совершенство приведена будет, тогда о освящении ее просить особым доношением. Дана сия грамота, с приложением нашей архиерейской печати, в Святотроицком Александро-Невском монастыре, февраля дня, 1783 года». Кроме грамоты есть над дверями, на толстой бумаге, следующая надпись: «прежней церкви святого Николая Чудотворца, коя создана была прежними помещиками, господами Языковыми, а предками нынешнего зде владельца, господина премьер-майора Ивана Богдановича Секерина, жене его Анне Михайловне деда родного Петра Ивановича и братий его родных, а ее двоюродных дедов Якима второго (?) Языковых, в лето от миробытия 7185, декабря 6 дня, чему от того времени по нынешний 1787 год, то есть по освящении сей новосозданной церкви минуло 110 лет, и для достопамятства сие обозначено. А сия новосозданная церковь основана 1784 года, мая 16 дня, а освящена 1787 года, сентября 18 дня, при владении сим селом помещика г. премиер-майора Ивана Богдановича Секерина».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Состав: 1) воскресныя службы восьми гласов (1–171); 2) службы на каждый день седмицы (171–246); 3) утренния воскресныя евангелия и евангельския стихиры (246–262); 4) троичны гласа (262–265). 216. Шестоднев, в четвертку, неполный, 266 лл., полууставом XVI в., в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 96, 100, 153 и 193. На полях внизу листов 1–8 приписка скорописью: «Октай церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы что в Коданове». Состав: 1) службы Октоиха 5-го гласа (1–110); 2) службы воскресныя 6–8 гласов (110 об.–167 об.); 3) светильны воскресные и евангельския стихиры (167 об.– 171 об.). оканчиваются 5-м гласом; 4) службы на каждый день седмицы (172–266 об.) 217. Шестоднев , в восьмушку, 561 л., полууставом второй половины XVI в., без переплета; между 2-м и 3-м листами вырвано несколько листов. На полях внизу листов: 2–18, 107–122, 317 приписки, в коих указаны годы продажи рукописи: 7149 и 7176. Состав: 1) воскресныя службы восьми гласов (1–373); начинаются воскресными седальнами 1-го гласа; 2) утренния воскресныя евангельския чтения, светильны воскресные и евангельския стихиры (374–405 об.); 3) столп от (недели) Всех Святых, столп по Ильине дне и столп по Воздвижении апостольских и евангельских чтений (405 об.–406 об.); 4) службы на каждый день седмицы (408–561 об.). Служба в пяток вечер без конца. 218. Шестоднев , в четвертку, без начала и конца, 342 х, полууставом XVI–XVII в.в., в кожаном переплете. Состав: 1) конец канона Пресвятей Богородице (1–3 об.); 2) канон молебен к Пресвятей Богородице в неделю на повечернице (3 об.–7); 3) последование вечерни в субботу (8–12 об.); 4) канон Пресвятей Богородице в субботу на повечернице (12 об.–18 об.); 5) последование полунощницы по вся воскрееениа (18 об.–25); 6) последование утрени по вся недели (25–38); 7) «Блаженны» на литургии в неделю (38–39); 8) служба в неделю вечер, гласа первого (39–41); 9) службы воскресныя 2–8 гласов (41–227); 10) припевы Григория Синаита певаемые по вся воскресениа по троичном каноне вместо достойна (227–228); 11) молитва Живоначальной Троице – творение Марка инока (228 – 229); 12) службы на каждый день седмицы (230–316 об.); 13) кондаки и икосы воскресные на 8 гласов (317– 319 об.); 14) светильны воскресные, евангельокия стихиры и утренния воскресныя евангелия (320–334 об.); 15) троичны восьми гласов (335 об.–337); 16) несколько схихир гласа 6-го; 17) последование о усопших в пяток вечер (339 об.–342 об.), без конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Также в Житии упомянуты: комплект евхаристических сосудов, состоящий из дискоса и потира (δισκοποτpιον – глл. 42, 54), которые могли быть мраморными, хотя предпочтение оказывалось серебряным сосудам (гл. 42); главопреклонное положение тела священника во время молитвы, традиционное для Византии и, хотя во многом и вышедшее из практики, доныне указывается православными богослужебными книгами (гл. 42, 114); «стих призывания» (τς πικλσεως στχος), произносимый диаконом, который славянская версия Жития раскрывает как простое «Преклоним главы наша Господеви», но который мог быть неким возгласом евхаристической молитвы (гл.42); порицаемый святым константинопольский обычай посещения бани после Литургии (гл.137) и т.д. Литургия совершалась на просфорах из белого хлеба (глл. 15, 167). 2. «Правило псалмопения»: круг суточных служб Вторым по значению после Божественной Литургии для святого является круг суточных служб, обычно называемый в Житии «правилом псалмопения» (глл. 16, 29, 32, 39, 78, 89, 92, 110, 119, 122, 136, 162, 164, 165). Под этим «правилом», несомненно, понимаются именно регулярные службы по Часослову, совершаются ли те в храме или, по необходимости в келье – общественный характер «правила псалмопения» виден как из сообщений самого Жития (ср. глл 6, 40, 164), так и из того, что в палестинском богослужении VI-IX вв. под «правилом псалмопения» понимались общие для всех службы Часослова, но не келейное правило, дополняющее эти общеобязательные службы 10 . Впрочем, в главах 29 и 32 упоминается и личное правило Феодора, подчеркнуто долгое. В круг этих служб, согласно Житию, входили: вечерня (τ σπεpιν (глл. 72, 167) τ λυχνικν (гл.168); ср. также гл.6); «великий Псалом», то есть Псалом 118 или 17 кафизма, исполнявшийся на исходе ночи (гл. 168) – этот псалом традиционно входит в византийский чин полунощницы; утреня (pθpιν δοξολογα, «утреннее славословие» – гл. 168; ср. также гл. 6); псалмопение 3-го часа дня (считая от рассвета – глл. 16, 110). Накануне праздников к обычному кругу суточных служб прибавлялась «паннихис» (παννυχς), то есть буквально «всенощная» (глл. 13, 162, 163, 168, 169); заметим, однако, что под «паннихис» понимается не целонощная служба, а некое вечернее последование (гл. 168). Среди более поздних памятников такой круг суточных служб находит себе прямую параллель в Типиконах малоазийской редакции Студийского устава – Евергетидском Типиконе и Типиконе монастыря Христа Человеколюбца 11 , – где, в отличие от других памятников студийской эпохи, к обычному монастырскому кругу суточных служб накануне праздников прибавляется «паннихис», служба с пением канона, напоминающая современный молебен. Традиция включать по праздникам «паннихис» в монастырский круг суточных служб, известная только по малоазийским памятникам, подтверждает малоазийское происхождение Жития.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

93.  Страх Господень — источник жизни, удаляющий от сетей смерти… Страх Господень — ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу… Пребудет оно [сердце — Ред.] во все дни в страхе Господнем (Притч. 14. 27; 8. 13; 23. 17). 94.  Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Сильно на земле семя его (Пс. 111. 1–2). 95.  Блажен всякий, боящийся Господа, ходящий путями Его (Пс. 127. 1). 96.  Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их. Бойтесь Господа, [ все] святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его (Пс. 33. 8, 10). 97. Слово 49. 98.  Утверди слово Твое рабу Твоему, ради благоговения пред Тобою… Трепещет от страха плоть Моя (Пс. 118. 38, 120). 99. Ис. 11. 2–3. 100. Мф. 5. 22, 25, 26, 29. 101. Мф. 6. 15. 102. Лк. 12. 16–20. 103.  И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф. 10. 28). 104.  Ей, говорю вам, того бойтесь (Лк. 12. 5). 105. Ср.: Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими (Лк. 12. 35–37). 106.  Говорю всем: бодрствуйте (Мк. 13. 37). 107.  Объял меня ужас и трепет и потряс все кости мои… дыбом стали волосы на мне (Иов. 4. 14–15). 108. 2 Пет. 3. 10. Откр. 6. 14. 109. 1 Сол. 4. 16. Ин. 5. 28. 110. Преподобный Нил Сорский. Слово 7. 111. 1 Кор. 4. 4. 112. Алфавитный патерик и «Достопамятные сказания». 113. Слово 1. 114. Пс. 110. 10. 115.  Теперь Я знаю, что боишься ты Бога (Быт. 22. 12). 116. Ср.: Общник я всем боящимся Тебя (Пс. 118. 63). 117. Алфавитный патерик. 118. Cassianus lib. IV. De instititutis, renuntiantiam, cap. 39. 119.  И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10. 38). 120. Сар. 35. 121. Гал. 5. 24. 122.  Страх Господень чист, пребывает вовек (Пс. 18. 10). 123.  В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви (1 Ин. 4. 18).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

845 Ильин М. А. Указ. соч. С. 30; Бетин Л. В. Исторические основы... С. 71; Лазарев В. И. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М.. 1983. С. 143. Примеч. 195. 846 Сперовский П. Старинные русские иконостасы//Христианское чтение. СПб.. 1892. С. 4–7; Успенский Л. А. Указ. соч. С. 234. 847 Попов Г. В. Иконостас Дионисия 1481 года: опыт исследования комплекса но письменным источникам//Успенский собор Московского Кремля. М.. 1985. С. 135. 848 Филатов С. В. Проблемы взаимодействия... С. 91–93; Сорокагпый В. М. Об иконостасе с праотеческим рядом и его развитии во второй половине XVI века//Русская художественная культура XV–XVI в: Тез. докладов. М.. 1990. С. 70; Он же. Новгородские иконостасы в XVI в. ... С. 80–82. 849 Названные авторы оперируют храмовыми описями самого конца XVI начала XVII в., экстраполируя их данные на более раннее время. Рискованность таких операций покажу на одном примере. В. М. Сорокатый. обнаружив в Описи Новгорода 1617 г. свидетельство, что в соборе новгородского Клопского монастыря тогда существовал высокий иконостас с праотеческим чином, датировал этот иконостас 1560-ми годами (Сорокатый В. М. Новгородские иконостасы в XVI в. ... С. 79–80). Однако, согласно опубликованной описи того же монастыря 1582 г., ни в одном из его храмов такого иконостаса не существовало (Гневутев Г. М. Церкви и ризницы трех монастырей Новгородской области по описи 7090 (1582 г.)//Сб. новгородского общества любителей древности. Новгород. 1910. Вып. 3. С. 1–4). 850 На первый взгляд, этому выводу противоречит наличие в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля икон праотечеекого чина, датируемых по стилю серединой – третьей четвертью XVI в. (Щенникова Л. А. Станковая живопись//Качалова И. Я.. Маясова Н. А.. Щенникова JT. А. Благовещенский собор Московского Кремля М.. 1990. С. 61). Однако датировка только по стилю весьма ненадежна и. в частности. С. В. Филатов относит эти иконы к началу XVII в. (Филатов С. В. О времени появления праотечеекого чина в русском иконостасе//Архитектурное наследие и реставрация. М.. 1992. С. 110). Болес того, они представляют собой врезки в киоты XIX в. (Там же. С. 110). Каково же первоначальное назначение этих очень маленьких иконок неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Т. 2. С. 110-111; Васильев Ю. С. Феодальное землевладение на Ваге//Аграрная история Северо-Запада России, 2-я пол. XV - нач. XVI в. Л., 1971. С. 290-295; он же. К вопросу о двинских боярах XIV-XVI вв.//Мат-лы XV сессии симп. по пробл. аграрной истории СССР. Вологда, 1976. Вып. 1. С. 14-21; Янин В. Л. Новгородская феодальная вотчина: (Ист.-генеалогич. исслед.). М., 1981. С. 87-94; он же. Новгородские акты XII-XV вв.: Хронол. коммент. М., 1990. С. 62, 271-281; Дмитриев Л. А. Иона//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 427-430; Рыжова Е. А. Агиографические памятники и устные предания о святых Важского края//Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Мат-лы науч. конф. 2001-2002 гг. Вел. Новгород, 2002. С. 110-116; она же. Житие Варлаама Важского (Пенежского) - памятник истории и культуры Важского края//Важский край: источниковедение, история, культура: Исслед. и мат-лы. Вельск, 2002. С. 139-147; она же. Житие Варлаама Важского (Пенежского) в рукописно-книжной традиции XVI-XIX вв. (в печати); Исидорова З. Н. О хронологии Жития св. Варлаама Важского (в печати). З. Н. Исидорова, Е. А. Рыжова Иконография По письменным источникам известны иконы В. В. начиная с XVI в. Одна из первых была написана в Варлаамиевом Важском во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ре после обретения в 1552 г. мощей святого. В первоначальной редакции жития описано явление В. В. игум. Паисию в 1551 - нач. 1552 г. : «Пришедъ убо в келию игумену во образе своем, якоже бе написан на иконе: в рукахъ жезлъ имуще, брадою темнорусъ». Из той же редакции известно, что после обретения и перенесения мощей над новой могилой святого соорудили гробницу, в к-рой установили иконы Богородицы и В. В. (чудо исцеления монастырского работника Памфила, происшедшее при игум. Ионе Безсоне, между 1552 и 1575). Впосл. икона святого при гробнице стала почитаться как чудотворная (описание исцеления от беснования девицы Улиты в III Пространной редакции - БАН. Арханг. Д. 403). Отмечено, что в нек-рых чудесах В. В. являлся жителям окрестных селений вместе с Богородицей (чудо 1707 г.- БАН.

http://pravenc.ru/text/154233.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010