719. Сборник богослужебный , в восьмушку, 122 л., новейшим полууставом, в кожаном переплете. Состав: службы: 1) в великую субботу вечер: песнопения и чтения на вечерне и литургии (1–20), канон на Боготелесное погребение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и на плачь Богородицы – творение Симиона Логофета со ирмосом на 6-ть (21–32). По окончании этого канона «вжигает параеклисиарх вся кадила по местом и взем от настоятеля благословение и тако изшед ударяет в било. Чтец же совершает чтение. По скончании же чтения абие благословившу иерею глаголет Трисвятое и по Отче наш Господи помилуй 12. Слава и Ныне. Приидите поклонимся 3-жды, псалом 50-й Помилуй мя Боже. та же молитву Иисусову. Канон великия субботы глас б, творение Марка мниха; ирмос по 2-жды, а тропарь на 12 ть» (33–44), после которого «еклисиарх раздаег свещи братии и устрояют два сосуда со углием горящим и влагает фимиану доволно и поставляет один сосуд среди церкви, а другой во святем олтари и бывает исхождение северными дверьми обоим ликом поюще стихиру 6-го гласа: Воскресение твое Христе Спасе»; 2) в неделю Пасхи и во всю Светлую седмицу (45–110 об.) и 3) канон за болящаго (111–122 об.). 720. Сборник богослужебный , в восьмушку, без конца, 117 лл., новейшим полууставом, с разрисованными буквамн, без переплета. Состав: 1) о молитве домашней, како достоит лишившимся службы соборныя исправляти за всю церковную службу молитвами или поклонами или псалтырию (1–64); здесь келейныя последования: а) вечерни (4–12 об.); б) павечерницы (13–27 об.); в) полунощницы (28–44); г) утрени с первым часом (44 об.–59), часов (59–64); 2) келейное правило (64 об.–86 об.); 3) отпусты во всю седмицу (87–91 об.); 4) отпусты праздником Господским и Богородичным (91 об.–105); 5) устав о искушении во сне скитских инок (105 об.–107); 6) молитвы: пред обедом и после обеда, пред ужином и после ужина (107 – 110); 7) припевы к тропарям канонов на каждый день седмицы (110–111); 8) скитское покаяние душеполезное, еже есть списание молитвы, яже сочинена с покаянием, без конца (111 об.–117 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дух, или словесная сила, есть высшая способность души человеческой, которой она отличается от души животных, называемых... бессловесными ( 112, 361 ). Умирает дух человеческий.., когда отступит от него Дух Божий ( 112, 420 ). Горе мне, если дух, при разлучении с телом окажется умерщвленным вечной смертью ( 112, 458 ). Продолжительность молитв угодников Божиих не от многоглаголания, но от обильных духовных ощущений... ( 108, 152 ). (Необходимая) предосторожность... заключается в том, чтобы до времени очищения и обновления Духом не признавать никакого сердечного ощущения правильным, кроме ощущения покаяния, спасительной печали о грехах, растворенной надеждой на помилование ( 108, 214 ). Сердце, осененное Божественной благодатью, воскресает в духовную жизнь, стяжает духовное ощущение, не известное ему в состоянии падения, в котором словесные ощущения человеческого сердца умерщвлены смешением с ощущениями скотоподобными ( 110, 62 ). Изменяется душа, когда откроется в ней духовное ощущение, при посредстве которого ощущается присутствие Божие и Невидимый становится видимым ( 111, 255 ). Единение (в молитве) превыше земных ощущений; тут что-то небесное; тут предвкушение будущей жизни, в которой людей будет соединять дух ( 111, 438 ). Тот только может узреть плод Духа на древе души своей, кто возлелеет этот плод – святой, нежный, многим и мужественным терпением ( 109, 9 ). Переносится Священное Писание из Книги в душу; начертывается невидимым перстом на ее скрижалях – на уме и сердце – Слово Бога и Воля Бога, Слово и Дух ( 109, 10 ). Состарившись и измучившись в неплодстве, потом – родив, сверх чаяния, духовный плод (душа) говорит, подобно Сарре: «Смех сделал мне Бог» ( Быт. 21, 6 ), то есть даровал неожиданную, неотъемлемую радость – обручение вечной радости (112. 446). Изменение чувств, при котором человек входит в чувственное общение с существами невидимого мира, называется в Священном Писании отверзением чувств ( 110, 13 ). Непозволительно человеку устранять смотрение Божие и собственными средствами, по попущению Божию, а не по воле Божией, отверзать свои чувства и входить в явное общение с духами ( 110, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

—213— стипендию М.А. Хлудова (после И. Рудакова) – студенту 2 к. священнику Филиппу Горбаневскому, стипендию Епископа Никодима (после И. Федорова) – студенту 4 к. Александру Соболеву (пользовавшемуся стипендией М.А. Хлудова в 118 р.); стипендию Ф. Самарина (после И. Грота) – студенту 2 к. Сергею Кедрову (пользовавшемуся стипендией Московской кафедры в 110 р.); две академические стипендии (после Н. Дмитриева и П. Доброгаева) – студентам 2 к. Петру Ансерову (пользовавшемуся стипендией Московской кафедры в 110 р.) и Петру Третьякову (пользовавшемуся стипендией Г.И. Хлудова в 86 р.); стипендию имени протоиереев Ф. А. Голубинского и П.С. Делицына (после И. Соловьева) – студенту 2 к. Сергею Артоболевскому, стипендию диакона С.Ф. Каптерева (после Т. Яницкого) – студенту 2 к. Семену Зернову. – 4) Стипендиатом имени покойного Высокопреосвященного Митрополита Московского Сергия назначить студента 2 курса Николая Пограницкого. – 5) За прочими студентами оставить на 18991900 учебный год те стипендии, которыми они пользовались в минувшем году, а одиннадцать стипендий: одну имени протоиерея А.И. Невоструева в 142 рубля (после Н. Нарского), две М.А. Хлудова по 118 р. (после Г. Зерцалова и А. Соболева), пять Московской кафедры по 110 р. (после Н. Приклонского, Н. Юдина, Г. Филипповича, С. Кедрова и П. Ансерова) и три Г.И. Хлудова по 86 рублей (после Л. Попова и И. Третьякова) – предоставить студентам будущего I курса. На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства последовала таковая: «1899 г. июля 11. По ст. 1 п. 3. Студента Николая Ступаревича – боснийского уроженца, на основании определения Св. Синода от 11 марта / 5 апреля 1869 года, не увольнять из Академии. Во всём остальном с постановлениями Совета согласен». 9 июня 1899 года Присутствовали, под председательством Ректора Академии Арсения, Епископа Волоколамского, Инспектор Академии Архимандрит Евдоким и члены Совета Академии, кроме профессоров: И. Попова , уволенного в отпуск, и С. Глаголева , находящегося в заграничной командировке.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1520 Ср.: Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего средневековья. М., 1982. С. 322; Новосельцев А. П. Арабские источники. . . С. 26; Горский А. А. Древнерусская дружина. С. 96. 1528 Дьяконов М. А. Очерки... С. 185; ПРП. М., 1953. Вып. II. С. 46: Щапов Я. Н. 1) Смоленский устав князя Ростислава Мстиславича//Археографический ежегодник за 1962 год (к 70-летию академика М. Н. Тихомирова). М., 1963. С. 41; 2) Церковь в системе государственной власти древней Руси//Новосельцев А. П. [и др.]. Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965 С. 280; 3) Княжеские уставы и церковь в древней Руси XI-XV вв. М., 1972. С. 148; 4) Государство и церковь Древней Руси X-XIII вв. М., 1989. С. 78–79; Алексеев Л . В. 1) Устав Ростислава смоленского 1136 г. и процесс феодализации Смоленской земли//Slowaniew dziejach Europy. Poznan, 1974. С. 109; 2) Смоленская земля в IX-XIII вв.: Очерки истории Смоленщины и Восточной Белоруссии М., 1980. С. 110. 1532 Нельзя поэтому согласиться с А. И. Роговым и Б. Н. Флорей в том, что полюдье – это «наезды дружины на земли восточнославянских объединений, лежавших за пределами «Русской земли», во время которых дружина, взимая дань, «насиляше» местное население» (Развитие этнического самосознания... С. 105). Полюдье не было связано с насилием, поскольку в основе его лежал «дар» – Добровольные приношения людей своим правителям. 1533 Алексеев Л. В. Смоленская земля... С. 110. См. также: Алексеев Л. В. Устав Ростислава смоленского... С. 110. 1537 См.: Фроянов И. Я. 1) Смерды в Киевской Руси//Вестн. Ленингр. ун-та. 1966, 2; 2) Киевская Русь: Очерки социально-экономической истории. Л., 1974. С. 113–126. 1545 Характерен в этой связи сам термин «полюдье», восходящий к слову «люди». На языке восточных славян «люди» есть «свободные члены рода, свои среди своих» (Колесов В. В. Мир человека в слове Древней Руси. Л., 1986. С. 144). Важно подчеркнуть, что в эпоху родового быта «людьми» называли «своих» (Там же). В Лревней Руси люди выступали как «свободные подданные, народ, подвластный, но «свой " » (Там же. С. 141). Отсюда и полюдье – это сбор со «своих», но не с «чужих». Последние, как мы знаем, платили дань.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  Мужи Апостольские. П од именем мужей апостольских подразумевается в истории Церкви ряд церковных писателей из эпохи непосредственно после самих свв. апостолов, или, точнее, конца I и начала II века. Некоторые из них, вне всякого сомнения, были учениками или самовидцами апостолов (св. Игнатий, св. Климент, Папий Иерапольский), другие выдавали себя за таковых (псевдо–Варнава). Произведения их являются непосредственным продолжением апостольских трудов, в особенности посланий, или же носят несколько апокалиптический характер (так называемый Пастырь Ерма). Но по своему содержанию и по мыслям они далеко уступают последним. Их пастырско–увещательный характер во многом уступает по своему стилю посланиям ап. Павла, не имея полета мыслей и диалектики «апостола языков.» Круг идей и интересов в них значительно более плоский, чем у апостолов. В числе писаний апостольских мужей в науке изучаются нижеследующие авторы и произведения: св. Климент Римский, так называемый псевдо–Варнава, Пастырь Ерма, св. Игнатий Богоносец, св. Поликарп Смирнский и Папий Иерапольский. Библиография . О. DE GEBHARDT — A. HARNACK — ΤΗ. ΖΑΗΝ, PatrumApostolicorum Opera. (a) Fasc. I. Part. I. Ed. II. dementis Romani ad Corinthios quae dicuntur epistulae, Lipsiae, 1876. 1. Epistula prima ad Corinthios, стр. 2–110. 2. Epistula altera ad Corinthios, стр. 110–143. (b) Fasc. I. Part. II. Ed. II. Barnabae epistula graece et latine, Papiae quae supersunt, Presbyterorum reliquiae,… Lipsiae, 1878. 1. Barnabae epistula, стр. 2–83. 2. Papiae fragmenta cum testimoniis ueterum scriptorum, стр. 87–104. 3. Presbyterorum reliquiae ab Irenaeo seruatae, стр. 105–114. © Fasc. II. Ignatii et Poly carpi epistulae martyria fragmenta, Lipsiae, 1876. 1. Ignatii epistulae genuinae, p. 2–107. 2. Polycarpi epistula ad Philippenses, стр. 110–132, cum uersione latina antiqua (p. 111–133). 3. Martyrium Polycarpi, стр. 132–168. 4. Fragmenta Polycarpi, стр. 171–172. 5. Ignatii epistulae suppositiciae et interpolatae, стр. 174–300. 6. Acta Martyrii Ignatii uaria:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

6 М. Параникас насчитывает, правда, 4287 ямбических стихов во всех греческих церковных книгах, но это и не так много, принимая во внимание огромный объем этих книг; кроме того, значительная часть ямбов приходится на эпиграммы перед синаксарями, акростихи и др. тексты, непосредственно в богослужении не произносимые: какая-то часть их появилась после прп. Симеона (напр., каноны митр. Иоанна Мавропода). См.: Μητσκης. Op. cit. Σ. 273–274. 7 Vie de Syméon le Nouveau Théologien par Nicétas Stéthatos/Ed. Irénée Hausherr//Orientalia Christiana. Vol. XII. Num. 45 . Roma, 1928. P. 98–100 (cap. 72–73) (=TLG 3099/1; BHG 1692). (В. А.) Новейшее крит, изд.: Κοτσας Συμεν, ρχιμ. Νικτα το Στηθτου Βος κα πολιτεα το ν γοις πατρς μν Συμεν το Νου Θεολγου. Εσαγωγ, κεμενο, μετφραση, σχλια. ’Εκδ. ’Ακρτας, 1994. (А. Д.) Краткая русская версия жития, составленная еп. Феофаном (Говоровым) на основании новогреческой версии Дионисия Загорея, звучит более определенно: «составил... похвальные слова, песни и каноны». См.: Слова прп. Симеона Нового Богослова в переводе, на русский явык с новогреческого Епископа Феофана. Вып. I. М., 1892. С. 15. (В. А.) 8 Подробную сводку изследований о прп. Симеоне Новом Богослове , и в частности о его связях с исихазмом, см. в книге: Исихазм: аннотированная библиография/Под общей и научной редакцией С. С. Хоружаго. М., 2004. Раздел 6. 43–132. 19 Syméon le Nouveau Théologien. Hymnes. Т. 2. Paris, 1971. Р. 226 (SC 174). Ср. также гимн 45:114–116//Idem. Т. 3. Paris, 1973. Р. 110–112 (SC 196). 21 οδα, Στερ, τι λλος,/ς γ, οκ πταισ σοι,/οδ πραξε τς, πρξεις...=стихам 99–101 молитвы. 24 κα θερμς μετανοοντας/κα καθαρεις κα φωτζεις/κα φωτς ποιες μετχους,/κοινωνος θετητς σου=стихамъ 110–113 молитвы (с заменой κα на τος в стихе 110 и φωτζεις на λαμπρνεις в следующем стихе: последнее разночтение, согласно изданию Камбилиса, соответствует изданию Загорея). 25 σπερ φλοις σου γνησοις=стиху 118 молитвы. Предыдущий 117 стих молитвы в точности соответствует, согласно аппарату Камбилиса, 69 строке гимна по изданию Загорея (μιλες ατος πολλκις; другие кодексы читают μιλες κα συλλαλες τε ). Из сопоставления этого и предыдущего примечаний очевидно, что составитель молитвы ко Святому Причащению пользовался списком, близким к изданию Дионисия Загорея.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Asmus...

После посвящения в Москве, ему велено иметь пребывание в Киеве для пособия в епаршеских делах митрополиту киевскому Иерофею, «в разсуждение его лет и болезненных припадков» (Арх. Св. Син. д. 1799 г. 124 л. 82). 1153 Подол. Епар. Вед. 1873 г., стр. 331–332 Дух. Правления были следующие: 1. Каменец-Подольское –156 ц., 2. Ушицкое – 140 ц., 3. Проскуровское – 130 ц., 4, Летичевское – 129 ц., 5. Могилевское – 109 цер., 6. Ямпольское – 44 ц., 7. Литинское – 137 ц., 8. Винницкое – 143 ц., 9. Брацлавское – 112 ц., 10. Гайсинское – 125 ц., 11. Ольгопольское – 106 ц., и 12. Балтское – 163 цер.; всего – 1621 ц. Кстати заметить эти Правления существовали и в 1860 г. 1154 Как известно, 15 марта 1887 г., при назначении в помощь новгородскому архиепископу старорусского викария, вместо Олонецкого, для викария особой Консистории и собора не назначено, «ибо он должен был управлять под непосредственным начальством своего вышнего архиерея». 1157 См. схематическую и хронологическую таблицу в особом приложении к настоящему II тому исследования. 1160 Арх. Св. Син. д. 1798 г. 802 лл. 53, 143 и 161. По увеличенным окладам на духовные штаты при Павле Петровиче положено 1 400 000 руб. (там же д. 1799 г. 124, л. 3). Оклады на новые соборы были не везде одинаковые. Соборы учреждались в следующих епархиях и городах: 1. Киевской епархии – в Богуславе, Звенигороде, Черкасске, Умани, Липовце, Махновке, Радомысле, Чигирине, Сквире и Пятигорах. На каждый собор положено по 110 руб., а всего 1100 руб. из Киевской Казенной Палаты. 2. Белорусской епархии – в Мстиславле и Орше с окладом по 245 руб. и в Динабурге, где гарнизонная церковь (дело 1799 г. 124, л. 2) с окладом в 110 руб., всего 600 руб. из Белорусской Казенной Палаты. 3. Минской епархии – в Речице и Бобруйске с окладом по 110 руб., всего 220 руб. из Минской Казенной Палаты. 4. Брацлавской епархии – в Каменце-Подольском, Проскурове, Ушице, Могилеве, Ольгополе, Балте, Виннице, Брацлаве, Гайсине, Литине, Ямпольского уезда в местечке Цениковке (туда переведены ямпольские присутственные места с 1708 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

б) Список упомянутых шестнадцати студентов с обозначением числящейся за каждым из них недоимки, общая сумма которой достигает 1023 рублей. Справка: 1) § 151 устава духовных академий: «Пансионеры вносят годичную плату в два срока: в сентябре и январе; не удовлетворившие этому требованию в течение месяца увольняются из академии». – 2) Определением Святейшего Синода от 21 февраля 1906 года за 1058 «зачисление в студенты академии, увольнение по прошениям и исключение из академии» отнесено в разряд дел, окончательно решаемых самим Советом Академии. Определили: Поименованных в списке студентов: III курса – Николая Нечаева (сумма числящейся недоимки – 55 рублей), Макария Новицкого (30 р.) и Павла Севастьянова (60 р.); II курса: Василия Воскресенского (110 р.), Василия Вязовского (80 р.), Павла Иллювиева (30 р.), Василия. Лимачева (27 р.), Николая Попова 2225 (80 р.) и Петра Уарова (95 р.); I курса: Феодора Бунтина (110 р.), Владимира Дубчука (55 р.), Сергея Житникова (55 р.), Владимира Каширенинова (31 р.), Александра Лебедева (20 р.), Ивана Мелиоранского (75 р.) и священника Александра Степанова (110 р.) – уволить из числа студентов Академии. На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «1908 г. Марта 24. Смотрено». 4–5–27 марта 1908 года 3 В собрании Совета 4-го марта, под председательством Ректора Академии Евдокима, Епископа Волоколамского, в присутствии членов Совета: Инспектора Академии – экстраординарного профессора А. П. Шостьина , заслуженного ординарного профессора А. Д. Беляева , ординарных про- —25— фессоров – А. П. Голубцова , С. С. Глаголева , А. А. Спасского и М. М. Тареева , экстраординарных профессоров – И. В. Попова , С. И. Смирнова и А. И. Покровского , – преподаватель Калужской духовной семинарии, магистр богословия, Иван Троицкий прочитал, согласно определениям Совета Академии от 7 сентября и 19 декабря 1907 года, две пробные лекции по Священному Писанию Ветхого Завета, одну на тему, данную, по поручению Совета, исправляющим должность доцента Академии по кафедре еврейского языка и библейской археологии Е. А. Воронцовым: «Спиноза, как критик и толкователь Ветхого Завета», другую – на тему по собственному избранию: «Библия и наука о происхождении человека».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Этому противоречат слова Августина о том, что «телесная материя повинуется одной только воле Божией» 739 . Отвечаю: как было показано выше (110, 2), телесная материя изменяется к [восприятию] формы либо некоторым составленным из материи и формы действователем, либо непосредственно Богом, в Котором материя и форма обладают своим виртуальным предбытием как в своей изначальной причине. Ангелы же, как было показано (110, 2), не могут изменять телесную материю через посредство своих природных сил иначе, как только с помощью телесных действователей, благодаря которым они могут производить некоторые следствия. Поэтому тем более душа не может изменять телесную материю через посредство своих природных сил иначе, как только с помощью тел. Ответ на возражение 1. О святых говорят как о творящих чудеса не силой природы, а силой благодати. Это [в том числе явствует и] из слов, сказанных Григорием в том же месте: «Те, которые сыны Божий, как сказал Иоанн, в силе, так что же удивительного в том, что посредством этой силы они творят чудеса?» Ответ на возражение 2. Авиценна усматривал причину прельщения в том, что телесная материя по природе более склонна повиноваться духовной субстанции, нежели природному противоположному действователю. Поэтому душа, испытывая сильное впечатление, может изменять телесную материю. В этом, говорит он, причина «сглаза». Однако, как уже было показано (110, 2), телесная материя не повинуется воле духовных субстанций, но – одного лишь Творца. Поэтому лучше говорить, что под воздействием сильного впечатления изменяются телесные, соединенные с душой духи, каковые изменения в духах, прежде всего, проявляются в глазах, которых могут достигать наиболее тонкие духи, (лаза, в свою очередь, воздействуют на ближайший к ним воздух; все это подобно тому, да, который Аристотель называл «растворяющим» 740 . Возможно, именно поэтому когда душа неистово влечется к греховности, что чаще всего можно наблюдать у маленьких старух, выражение лица становится ядовитым и пагубным, особенно для детей, чьи тела наиболее чувствительны и нежны. Также не исключено, что по божественному попущению или по какой-то скрытой причине в этом участвуют злобные демоны, с которыми ведьмы вступают в сговор.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Григория Ващенко и Павла Высотского, 3-го курса – Василия Бензина, Михаила Архангельского и Павла Крестианполя, 2-го курса – Николая Смирнова-Косташа, Сергея Булыгина и Ивана Стоянова и оставленных в 1-м курсе на второй год Ивана Беляева и Ивана Палицына стипендий, которыми они пользовались, и передать означенные стипендии студентам: казённую (после Г. Ващенко) – 4 курса Смирнову Александру (пользовавшемуся стипендией Епископа Христофора в 160 р.): Московской кафедры в 110 р. (после П. Высотского) – 2 курса Ястребову Николаю; казённую (после В. Бензина) – 3 курса Платонову Михаилу (пользовавшемуся стипендией прот. А.И. Невоструева в 142 р.); Г.И. Хлудова в 80 р. (после М. Архангельского ) – 2 курса Станиславскому Ивану; Лаврскую (после И. Крестианполя) – 3 курса Казанцеву Николаю (пользовавшемуся стипендией Г.И. Хлудова в 80 р.); А.Е. Косташ в 250 руб. (после Н. Смирнова-Косташ) – 2 курса Россейкину Феодору (пользовавшемуся стипендией В.Д. Кудрявцева в 220 р.), четыре казённые стипендии (после С. Булыгина, И. Стоянова, И. Беляева и И. Палицына) – 2 курса Белявскому Андрею (пользовавшемуся академической стипендией в 210 р.), Петропавловскому Александру (пользовавшемуся стипендией Г.И. Хлудова в 80 р.), Роздольскому Александру (пользовавшемуся стипендией Епископа Никодима в 192 р.) и священнику Боголюбову Владимиру. 2) Стипендию имени архимандрита Павла и профессора Н.И. Субботина назначить студенту 4 курса Цветкову Сергею (пользовавшемуся Лаврской стипендией). – Шесть стипендий Троице-Сергиевой Лавры – студентам: 4 курса – Нечаеву Ксенофонту (пользовавшемуся юбилейной стипендией в 181 р.), 2 курса – Смирнову Николаю, Никольскому Павлу, Виндряевскому Михаилу, Добротворскому Николаю и 1 курса – Беляеву Ивану. – Стипендию Ломоносовского Комитета в 202 р. – студенту 3 курса Моисееву Александру (пользовавшемуся стипендией М.А. Хлудова в 118 р.). – Стипендию В. М. Уидольского в 200 р. – студенту 3 курса Ильинскому Сергею (пользовавшемуся стипендией Московской кафедры в 110 р.). – Две стипендии М.А. Хлудова, по 118 р. – студентам 2 курса Батину Александру и Нежданову Алексею. – Стипендию Московской кафедры в 110 р. – студенту 2 курса Стоянову Ивану. – Две казённые

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010