Послание Поликарпа к Акиндину помещено раньше Послания Симона, и при этом основной порядок отдельных Слов нарушен очень существенно: Никита Затворник (82–5), Лаврентий Затворник (81–87), Чудо о Иоанне и Сергии (87–89), Алимпий Иконописец (89–96), Агапит (96–102), Григорий Чудотворец (102–108), Иоанн Многотерпеливый (109–110), Моисей Угрин (110–116), Прохор Лебедник (117–122), Феодор и Василий (122–131), Пимен Печерский (132–136), Спиридон Проскурник (137–8), Евстратий Постник (138–141), Никон (141–3), Кукша и Пимен (143–4), Афанасий Затворник (144–5), Никола Святоша (146–152), Еразм (153–4), Арефа (154–5), Тит и Евагрий (156–7), Нифонт Печерский (157–9), Онисифор (160–1). В конце Патерика: о смерти арх. Поликарпа и поставлении на его место Василия (162), чудо в Пещерах в день Пасхи 1463 г. и «О gtowach SS. Pieczarskich, z ktorych olejek swiety plynie» (164–6). В некоторых местах 269 текст Печерск. Патерика пополняется известиями, заимствованными у разных польских летописцев и историков: Длугоша, Стрыйковского, Бельского, Ваповского (Vapovius) и др. 270 . 7. Редакция Иосифа Тризны Редакция Печерского Патерика, составленная «тщанием и повелением боголюбивого архимандрита св. великия пресветлыя царския Лавры Печерския кир Иосифа Тризны» (1647–56 гг.), – очень мало обследована 271 . Ундольский, давший нам заметку «Иосиф Тризна, редактор Патерика Печерскаго» 272 , ограничился лишь простой перепечаткой « главления вещеи же в книзе се», помещенного на первых семи листах рукописи, так что, напр. «Житие преп. оца ншего Стефана демественика, архимандрита бывшаго свтыя лавры Печерския» (л. 181), случайно пропущенное в Оглавлении, не указано и Ундольским. Впрочем, Ундольский и сам не скрывает, что «по краткости времени, в которое пользовались мы этим Патериком, нам не удалось заметить, есть ли в нем те интерполяции, какие открыты г. Кубаревым в бывших у него списках. Будущему издателю Патерика необходимо будет сличить сию редакцию с печатным изданием 1661 г. и с польским переводом оного (?) Сильвестра Коссова».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Необходим подвиг для христианина. Но не подвиг освобождает его от владычества страстей: освобождает его десница Вышнего, освобождает его благодать Святого Духа ( 108, 525 ) . Божественная благодать, осенившая душу, преподает ей духовное ощущение, и страсти, эти ощущения и влечения плотские и греховные, остаются праздными ( 108, 526 ) . Нечистота есть неотъемлемая принадлежность падшего естества, а чистота – дар благодати Божией ( 108, 531 ) . Когда окружат скорби, нужно учащать молитвы, чтобы привлечь к себе особенную благодать Божию. Только при помощи особенной благодати можем попирать все временные бедствия ( 108, 549 ) . Когда благодатное утешение действует при таинственном познании Христа и Его воли, христианин не осуждает ни иудея, ни язычника, ни явного беззаконника, но пламенеет ко всем тихой, непорочной любовью ( 109, 140 ) . Сердце, осененное Божественной благодатью, воскресает в духовную жизнь, стяжает духовное ощущение, неизвестное ему в состоянии падения, в котором разумные ощущения человеческого сердца умерщвлены смешением с ощущениями скотоподобными ( 110, 62 ) . Стяжем Благодать Святого Духа – эту печать, это знамение избрания и спасения; оно необходимо для свободного шествия по воздушному пространству и для получения входа в небесные врата и обители ( 110, 182,183 ) . Монах не должен сомневаться в получении дара Божественной благодати... как сын не сомневается в получении наследства от отца... Вместе с этим, святой Исаак Сирин считает прошение в молитве о ниспослании явного действия благодати заслуживающим порицания... ( 108, 282 ) . Действием благодати разрешается слепота ума ( 112, 48 ) . Когда благодать действует в человеке, она не показывает чего-либо обычного или чувственного, но тайно учит тому, чего прежде не видел и не воображал никогда ( 112, 65 ) . То внимание, которое вполне соблюдает молитву от развлечения или от посторонних помыслов и мечтаний, – есть дар благодати Божией ( 112, 98 ) . Соединение ума с сердцем при молитве совершает Божия благодать в свое время, определяемое Богом ( 112, 114 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

По окончании текста 80-й главы на л. 387 об. приписка киноварью: «До зде Марка иеромонаха списание трудолюбезно». Далее следует «Указ на Усекновение главы» (388); написан западно-русскою скорописью XVI–XVII вв.; 54) столпы апостольских и евангельских чтений от недели Всех Святых (389–390); 55) тропари воскресны и прокимны воскресны на утрени пред евангелием и инии прокимоны апостолом воскресны и аллилуия на литургиах неделных 8-ми гласом (391–395 об.); 56) тропари и кондакы и светилны дневныа и сказаниа иж на литургиях прокименом и апостолом и аллуиарем и евангелием и причастном всея седмицы (396–398 об.), без конца. 919. Устав Церковный , в четвертку, 337 лл., без начала и конца, полууставом XV в., в дощатом с кожею переплете. В средине рукописи не достает нескольких листов: нет одного листа между листами: 139 и 140, 146 и 147, 147 и 148, 232 и 233, 238 и 239; не достает нескольких листов после 150 л., между 171 и 172 лл., 146-й лист позднейшаго письма. Подклеены с ущербом для текста листы: 129–131, 166 и 174. Чистые листы: 150 а, 150 6 и 165 а. Состав: 1) главы Марковы (4–53), с оглавлением их (1–2); последнее без начала; всех глав 81, те же, что в рукописях за 918 и 933; 2) общая часть устава заключает в себе 67 глав (56–110), указатель коих на лл. 54–56. Кроме тех 44-х глав, кои в рукописях за 918 и 933, в общую часть вошли некоторыя Марковы главы. Первая глава: «Указ о малой вечерни», последняя 67-я глава: «О праздникох в них же поется Бог Господь их же на три чины рассудихом и по уставу божественных отец известно положися в книзе сей». Перед текстом глав такое заглавие: «Устав церковней службе иже в Иерусалиме лавры святаго и богоносного преподобного отца нашего Саввы. Сие вследование бывает и в прочих Иерусалимскых обители»; 3) последование церковного пения и собрания вселетного (110 об.–253 об.). Из русских и славянских святых в месяцеслове упоминаются следующие: сентября 20 – Михаил князь Черниговский и боярин его Феодор; сентября 25 – Сергий Радонежский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; декабря 21 – Петр митрополит; февраля 12 – Алексий митрополит; марта 2 – Арсений епископ Тверской; мая 2 – Борис и Глеб; мая 3 – Феодосий Печерский ; мая 7 и июля 10 – Антоний Печерский; мая 23 – Леонтий Ростовский; июня 2 – Иоанн Сочавский; июня 9 – Кирилл Белозерский; июля 15 – князь Владимир; августа 21 – Авраамий и Ефрем Смоленские. Из русских праздников Пресвятыя Богородицы отмечен один – Покров; 4) богородичны и крестобогородичны глаголемь по тропарях святого противу гласу на слава и ныне (253 об.–254 об.); 5) последование Четыредесятницы (254 об.–304); 6) последование Пятидесятницы (304–337 об.). На л. 158 под 20-м декабря указания о предпразднестве Рождества Христова заключаются замечанием: «Сия же от писаниа свидетельства также и преданыа по обычаю ныне бывшаа устави мы яко же обретохом, тако и написахом».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

633 Cp. ibid, и Εχολ., ркп. (XIV в.) Парижск. Нац. библ. fonds) 324, φ. 111–об.; л. 194; библ. Barberini φ. 18 об.–19; φ. 115–об.; библ. Vatican. (по исповеди), и др. 635 Служебн. и Требн., ркпп.: Соф. библ. л. 127 об.–128 об.; л.246–247; л. 184 об.; л. 267–268; л. 209–210; л. 207 об.–208 (гл. 52), л. 159 об.; л. 286 об.–288; л. 248 об.–249 об. (гл. 6); л. 217 об.–218 (гл.40); л. 160–161 (гл. 13); л. 231 об.–232 об. (гл. 12); л. 282 об.–284; л. 91–92; л. 151–152; л. 450–451 об.; л. 354–355; л. 93–об.; Кирилло-Белоз. библ. л. 192–193 об.; л. 202–об.; л. 217–218; л. 112–113; Импер. Публ. Библ. I.) 110, л. 144–об.; собр. Погодина л. 304; л. 171–172 об.; Общ. Древн. Письм. (Q) IX, л. 288–289. 641 Устав с требн., ркп. Импер. Публ. библ. I.) 100, л. 120 (гл. 92). Буквальный текст надписания: «Mo л на [#разлчение#] души, архиепископа Константина гр д кир Михаила томже» (т. е. глаголена попа). См. прилож. отд. III. 643 Εχολ., ркп. (Алляция) библ. Barberini φ.18 об.–19 – «Εχ τρα» (вообще ες ψυχορραγοντας (sic). Ερνη πσιν. Του Κυρου δεηϑμεν); библ, Афинск. Унив. ε».) 123; (σ. ε».) 110 (к концу). 646 Εχολ., ркп. той же библ. φ. 161–162 (конец рукописи); ркп. библ. Vatican. (просто «Εχ τρα το γου Εστρατιου»). 648 В параллель этой молитве, как молитве чисто субективной, в греческих рукописях встречается еще одна молитва с надписанием «Εχ το γου Νφωνος ες ψυχορραγοντας – Κριε Θες τν δυναμων, μγας κα φοβερς...». При субективном характере, данная молитва со вне отличается пространностью, а по происхождению, как связанная с именем Нифонта, (разумеется епископа Кипрского IV в.) она едва ли может быть отнесена к разряду молитв, признанных Церковью (Сбора., ркп. XV в., библ. Афонск. Пантелеим. мон. φ. 113–116). 651 Ср. Требнн.:ркп. Румянц. муз. 47–об., ркп. Соф. библ. л. 246–247; л. 184–об.; л. 267–268; л. 209–210; л. 248 об.–249; л. 160–161 (гл. 13); л. 450–451 об.; л. 355–об. (гл. 89), ркп. собр. Погод. л.171 об.–172; Кирилло-Белоз. библ. л. 111–112 (в обратном порядке с указываемою – сопутствующею); Постригальщик, ркп. той же библ. л. 194; Канонник, ркп. той же библ. л. 203–об.; л. 218 (во всех последних трех случаях в заглавии так – ...«[# отца во браз афесима сиречь поуста#]»); Устав с требн., ркп. Импер. Публ. библ. I.) 100, л. 144 об.–145. См. прилож. отд. III.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Римская церковь считает себя обязанною учить коринфскую общину и учить не увещательным, просящим, умоляющим тоном, которым обыкновенно учили даже апостолы, а властным, требовательным, даже начальническим тоном. Она признает за своим словом наивысший авторитет. Слушающий её увещаний, слушается не её, а воли Божией (56 гл.). Пастырские Послания Пастырские послания по обилию сведений о церковной организации представляют собою единственный в своем роде источник среди новозаветных писаний и вообще писаний I-ro века. Упорядочение церковного строя входило в прямую задачу их автора, и потому весьма значительная часть их специально посвящена изучаемому нами вопросу. И тем не менее из этого источника современная наука почерпнула так мало, что его значение для неё совершенно ничтожно. Можно сказать, что если бы и не было его, то современное состояние вопроса о церковной организации в древней церкви, особенно вопроса о происхождении епископата, существенно не изменилось бы. Это ценный клад, но такой, который по условиям нашего времени до сих пор не удалось еще реализировать. Причина указанного весьма печального обстоятельства лежит в неопределенности как содержания, так и даты пастырских посланий. Может быть более, чем другие источники, пастырские послания в вопросе об отношениях пресвитеров и епископов представляют собою загадку, до сих пор не поддающуюся согласному решению. По мнению одних пресвитеры и епископы вполне тождественны, по мнению других – совершенно различны. По мнению одних мы имеем здесь дело с установившимся монархическим епископатом, по мнению других – с коллегиальным епископатом – пресвитериатом. Но это еще не все. При загадочности своих сведений пастырские послания не нашли еще более или менее устойчивого пункта в общепризнанной хронологии. Если такие солидные ученые, как Цан и Вейсс, относят их к 65–66 годам, считая их подлинными писаниями Павла, то такой умеренный и сдержанный критик, как Гарнак, за исключением некоторой их части, усвояемой ап. Павлу, помещает послания в период от 90 до 110-го года, а некоторые места, именно: 1Тим.3:1–13 ; Тит.1:7–9 и сродные им части в 1Тим.5 , в пятый десяток II-ro века 378 . Разумеется источник, которому не дано определенного места на пространстве 80 лет, едва ли может быть особенно полезен науке, тем более, что уже около 110 года мы имеем другой документ, который к сожалению слишком внезапно все делает ясным. Какую пользу могут принести поэтому загадочности 140 года? 379

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Богословский М. , протопресв., доктор богословия 318 Богоявленский В. Н. 394 Богоявленский, прот. 411 Болгарин Григорий, митроп. 65, 68 Болотников Иван 164, 165 Болотов В. , проф. 31 Болоховитинов Евгений, митроп. 4 Бонакер 296 Борис Вик, архиеп. 453, 454 Борецкий Иов 246, 247 Борис Плотников , епископ 317 Борис Годунов, царь 85, 165, 172, 173, 176, 223 Борис, князь, муч. 87,116, 118,120 Борис, князь 28, 31 Борис, свщмуч. 30 Борисович Иоанн, свящ. 337 Борков Александр, свящ. 401 Боровский Пафнутий 72 Бортнянский Д. С. 297, 298 Боткин Е. С. 399 Брежнев Л. И. 465 Бриллиантов А. , проф. 434 Брусилова В. И. 411 Брюховецкий Иван, гетман 257 Бугсгееден, еп. 134 Булгаков Макарий, митроп. 5 Булгаков С. , проф.-свящ. 319, 382 Бурхард Селль, датчанин 4 Буткевич Т. , проф. 317 Бутурлин, боярин 254, 359 Бэм 340 Бяконт Феодор 49 Валентин, епископ 497 Валуев Григорий, боярин 231 Варвара, монахиня 400 Варда-Фока, полководец 11 Варлаам, митроп. 70, 71, 110, 184 Варлаам Вонатович, епископ 270 Варлаам Ляшевский, иером. 320 Варлаам Печерский, лреп. 127 Варлаам Ряшенцев , епископ 435, 439 Варлаам Хутынский, преп. 101, 105 Варлаам Эристов, архиеп. 375 Варлаам, архиеп. 154, 155, 438, 446 Варлаам, епископ 84, 434 Варлаам, преп. 98 Варнава, патриарх 472, 481, 486 Варнава, епископ 492 Варнава, старец 326 Варсонофий Юрченко, игумен 434 Варсонофий, свят. 158, 164 Василий, патриарх 438 Василий, император 11 Василий, еп. 21, 129, 434, 435 Василий Шуан, архим. 452 Василий, свящ. 398 Василий I, князь 42, 54 Василий Блаженный 158, 401 Василий II 57, 60 Василий III 69, 70, 71,72, 74, 110, 142 Василий Васильевич, князь 57,58, 62, 63,64 Василий Великий 91, 155, 215, 243 Василий Верюжский , свящ. 434 Василий Голицын, князь 167 Василий I Дмитриевич, князь 26, 56, 93, 137 Василий Иоаннович, князь 71, 81, 172 Василий Иоаннович (Шемячич), князь 71 Василий Лужинский , епископ 360, 361 Василий Шуйский 72,162,163,164, 165, 166, 167, 171, 173, 174 Василий II Темный, князь 61, 129 Василий, епископ 386 Василий Смелов, «митрополит» 479

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

164 Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. – М.: Искусство, 2000. – С. 94, 364, 91; Алпатов М. В. Феофан Грек. Theophanes the Greek. – М.: Изобразительное искусство, 1979. – С. 130, 134–138, 110, 111; Попов Г. В. Феофан Грек. – М.: Арт-Родник, 2002. – 49–52. 165 Древнерусская живопись в собрании Государственной Третьяковской галереи/Альбом репродукций. – М.: Гос. изд-во изобр. искусства, 1958. – Илл. 32. 166 Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. – М.: Искусство, 1966. – С. 110–116; Алпатов М. В. Андрей Рублев. – М.: Изобразительное искусство, 1972. – С. 17–45. 168 Палама Григорий, архиепископ. Триады в защиту священнобезмолвствующих. – М.: Канон, 1995. – С. 50. 170 Голейзовский Н. К. Исихазм и русская живопись XIV–XV вв. – М.: Византийский временник. – Т. 29. – С. 204. 172 Бояр О. П. К вопросу о «Звенигородском чине»//Древнерусское искусство XV–haчaлa XVI веков. Т. 1. – М., 1963. – С. 93; Ильин М. А. К датировке «Звенигородского чина»//Древнерусское искусство XV–haчaлa XVI веков. – Т. 1. – М., 1963. – С. 83–92. 173 Лазарев В. Н. Новые памятники византийской живописи XIV в. I. Высоцкий чин. М.; Л., 1951. –Т. 4 –С. 122–131. 176 Воронин Н. Н. Зодчество северо-восточной Руси XIV–XV вв. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1961 –1962. – Т. II. – С. 326–330. 177 Салтыков А. А. О значении ареопагитик в древнерусском искусстве (к изучению «Троицы» Андрея Рублева)//Древнерусское искусство XV–XVII вв. – М.: Наука, 1981. – С. 15, 19, 24. 178 Великие Минеи-Четьи, собранные всероссийским митр Макарием, над. Археограф, комиссией. Сентябрь, дни 1–13. – СПб.: Издание Археографической Комиссии, 1868, Сентябрь 9. – Стлб. 557–558. 179 Салтыков А. А. О значении ареопагитик в древнерусском искусстве: К изучению «Троицы» Андрея Рублева//Древнерусское искусство XV –XVII вв.: Сб. ст./Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева. – М., 1981. – С. 15. 180 Голейзовский Н. К. Исихазм и русская живопись XIV–XV вв.//Византийский временник. – М.: Академия наук СССР, 1969. – Т. 29. – С. 208–210.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аз бых рад оставить свою епископию... Пред Богом тебе молвлю: всю сию славу и власть яко калъ мнел быхъ, аще бы ми трескою тчати за вороты, или сметием валятися в Печерком манастыри и попираему быти человеком... 21 В древнерусской житийной литературе можно найти множество примеров, иллюстрирующих мысль об особом значении монашества 22 . Видимо, этим обстоятельством объясняется и то громадное влияние, которое монастыри оказывали на древнерусское общество, и то благоговение, которое это общество имело к монашеству вообще и к постригу в частности. Стало быть, принимая монашеский постриг перед самой кончиной, святой благоверный князь Александр, с одной стороны, следовал благочестивому обычаю своего времени, а с другой — через это пострижение он стремился обрести главное, что составляло весь смысл его земного пути, — жизнь вечную во Христе Иисусе, Господе нашем. ПРИМЕЧАНИЯ 1 См., напр.: Гарин Е. Н. Выбор Александра Невского как основа приоритетов политики российского государства//Вестник Вятского государственного университета. 2016. 10. С. 28–30; Голубев А. Ю. Александр Невский как великий политический и военный деятель Руси//Военная мысль. 2018. 10. С. 102–109; Данилевский И. Н. Александр Невский и Тевтонский орден/Текст: электронный//Слово.ру: Балтийский акцент: [сайт]. 2011. С. 105–111; Фомина К. Значение «Ледового побоища» в истории России//От Александра Невского до наших дней: уроки истории: Материалы VIII Международных Александро-Невских чтений. Псков: Гос. ун-т, 2017. С. 109–110. 2 См., напр.: Данилевский И. Н. Указ. соч. С. 105–111; Жеребкин М. В. Исторический выбор Александра Невского//Наука, образование и культура. 2017. (18). С. 13–19; Олейник И. А. Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде//Педагогический поиск. 2018. С. 31–33; Рыбаков С. В. Стратегический выбор Александра Невского//Мир Евразии. 2013. (23). С. 50–54. 3 См., напр.: Бахтин А. П. Ледовое побоище: о построении «свиньей» или «острой колонной»/Текст: электронный//Слово.ру: Балтийский ­акцент: [сайт]. 2015. С. 63–86; Голубев А. Ю. Указ. соч. С. 102–109; ­Конявская Е. Л. Образ Александра Невского в русских летописях/Текст: электронный//URL: Кривошеев Ю. В. Феномен национального героя в общественном сознании и идеологии (на примере Александра Невского)//Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. 15. С. 43–57; Лашкова О. Князь Александр Невский: герой средневековой Руси//История. 2017. С. 42–49; Свердлов М. Б. Александр Невский — гений стратегии и тактики//Петербургский исторический журнал: исследования по российской и всеобщей истории. 2017. (15). С. 7–31; Фомина К. Указ. соч. С. 109–110.

http://e-vestnik.ru/analytics/zhelaya_ne...

После победы над антихристом последует 1-е воскресение - воскресение праведных, к-рые войдут в славу (Ibid. 20). С неба сойдет новый Иерусалим, и откроется тысячелетнее Царство Христа и святых (regnum Christi, regnum sanctorum - Ibid. 21). Все святые соберутся в Иудее и поклонятся Богу (Ibid. 1). Описание жизни в этом Царстве у В. П. имеет чувственно-телесный характер. Все творение по повелению Божию в изобилии произведет всевозможные блага. Бог перенесет туда все богатства моря и сокровища народов. Праведники будут пить вино, натираться благовониями и проводить жизнь в непрестанном веселии (Ibid. 21). Однако В. П. в отличие от Коммодиана (Instruct. I 41-43; Carmen. apol. 807-1060) не предполагает, что там будут продолжаться брачные отношения. Грешники, дожившие до откровения этого Царства, будут оставлены в живых для служения святым (in servitutem sanctorum - Comm. in Apoc. 19), погибнут в последние времена, когда окончится Царство святых и диавол будет выпущен на свободу ( Dani é lou. P. 110-111; ср.: Откр 20. 7). Затем, после низвержения диавола, последует 2-е, всеобщее, воскресение, когда воскреснут и грешники, чтобы подвергнуться Страшному Суду и наказанию (ср.: Откр 20. 9-13). В. П. ставит 2 воскресения, упоминаемые в книге Откровение (Откр 20. 5; 12-13), в связь с 2 трубными гласами, о к-рых говорит ап. Павел в 1 Фес 4. 16 и в 1 Кор 15. 52 ( Daniélou. P. 110). Соч: De fabr. mundi, Comm. in Apoc.//Opera/Rec., comment. crit. instruxit, proleg. et indic. adiecit J. Haussleiter. Vindobonae, 1916. N. Y., 1965r. (CSEL; 49); PL. 5. Col. 301-314, 317-344; Comm. in Apoc., Fragm. chron., De fabr.//Sur l " apocalypse et d " autres écrits/Introd., texte crit., trad., comment. et ind. par M. Dulaey. P., 1997. (SC; 423); Adv. haer.// Quinti Septimi Florentis Tertulliani Opera. Ps. 3/Ex rec. Aem. Kroymann. Pragae, 1906. S. 213-226. (CSEL; 47); De decem virg./Ed. A. Wilmart//BALAC. 1911. Vol. 1. P. 35-38. Лит.: Haussleiter J. Der chiliastische Schlussabschnitt im echten Apokalypsenkommentar des Bischofs Victorinus//ThLBl.

http://pravenc.ru/text/158590.html

5065 The subject in 3could be the Father; Jesus» gift contrasts with that of Jacob in 4:5,12 and with that of Moses in 6:31–32 (cf. 1:17; 7:19, 22). 5066 1:22; 9:24; 11:57; 12:5; 13:29; 19:9. The world «gives» Jesus only blows (18:22; 19:3). 13may extend the divine predestinarian use of «give» (e.g., 10:29) to Jesus (cf. 21:13), but this is less than absolutely clear. 5067 ; 28LXX; 28:8,11, 52,53; 30LXX; 30:20; 31:7; 31LXX; 32:49; 34:4; cf. 2:5,9,19. This represents a majority of the occurrences of δδωμι in Deuteronomy (also frequent in Exodus, e.g., 6:4, 8; 12:25; 13:5; 33:1; and elsewhere). 5068 E.g., Josephus Ant. 4.318; notably among the rabbis, who emphasized Torah (Sipre Deut. 32.5.10; b. Ber. 5a; Ned. 38a; p. Hag. 3:5, §1; Exod. Rab. 1:1; Lev. Rab. 35:8; Num. Rab. 19:33). 5069 Strikingly, moralists could recommend being discriminating in choosing to whom to give gifts; they should not be given randomly to anyone (Seneca Benef. 1.1.2). 5071 E.g., Burkert, Religion, 74–75; Ferguson, Backgrounds, 118,147–48. Traditional African religions rarely speak of God " s love; but as in African relations, love is more something to demonstrate than to speak about (Mbiti, Religions, 49). 5072 E.g., Homer Il. 1.86; 5.61; 22.216. Occasionally this is explicitly tied to their sacrifices (Homer Il. 24.66–68). 5074 Goodenough, Church, 10. For Isis, cf. P.Oxy. 1380.109–110 in Griffiths, «Isis»; for Thoeris, see P.Oxy. 3.528.5–6 (also cited by Grant, Paul, 110). 5075 E.g., CD 8.17; " Abot R. Nat. 36, §94B; Pesiq. Rab Kah. 9(attributed to R. Ishmael); Gen. Rab. 80(third century); Exod. Rab. 18:5; 38(attributed to an early Tanna); 51:4; Song Rab. 8:7, §1; cf. Goshen Gottstein, «Love.» 5076 Cohen, «Shekhinta»; cf. Pesiq. Rab. 8:5; Bonsirven, Judaism, 5, 18. See also Ayali, «Gottes,» though Hadrianic repression is a better catalyst for its emergence in the early period than Christian polemic; immutability was long a Greek doctrine, and polemic against Origen in Pesiq. Rab Kah. 15 (so Manns, «Polémique») is unlikely. Cf. Judg 10:16 ; Isa 63:9; Hos 11:8 .

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010