1289 Высочайше утвержденные правила о местных средствах содержания духовенства 1873 г. п. 9 (П. С. 3. 52048). 1290 Ст. 1711 т. X ч. 1 Свода законов Российской Империи. Решением гражданского кассац. департамента сената (70/1374) разъяснено, что арендные договоры остаются в силе и при перемене личного состава причта. 1298 Устройство и управление этих трех церквей определены особыми уставами (Об управлении духовных дел христиан римско-католического исповедания, Об управлении духовных дел христиан протестантского исповедания, Об управлении духовных дел христиан армяно-грегорианского исповедания), которые вместе с уставами о нехристианских исповеданиях –еврейском, магометанском и ламаистском – содержатся в ч. 1 тома XI Св. законов Российской Империи. Уставы эти не были составлены к первому изданию Свода законов (1882 г.), не поспели и ко второму изданию (1842 г.), а включены лишь в третье издание Свода законов 1857 года. 1299 Устав об управлении духов. дел римско-католического исповедания не касается римско-католической церкви в пределах царства польского, где действует общий римско-католический церковный порядок, а относится лишь к церковным учреждениям России и великого княжества финляндского. 1307 Там же, ст. ст. 57–59. О том же, чтобы епископ связан был согласием капитула в каких-либо случаях, в уставе не говорится. 1309 Там же, ст. ст. 45, 36, 75, 124 и прилож. к этой последней: «Правила об управлении имуществом С.-Петербургской римско-католической церкви Св. Екатерины», где (п. 12) церковная казна считается даже принадлежащей обществу прихожан. 1317 Там же, ст. ст. 460 и 461. Подчиненность не распространяется на дела бракоразводные, дела об отступлениях от учения и богослужебных правил евангелической церкви и дела о лишении сана или удалении от должности духовных лиц. 1320 Там же, ст. ст. 433 и 434. К округам петербургскому и московскому причисляются все вообще остальные губернии и области Российской Империи. 1330 Устав об управлении духов. дел римско-католического исповедания. Ст. ст. 291–294, 269, 274, 278–279.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Нужно заметить еще, что турецкое правительство едва ли могло полагаться даже и на тех римско-католиков, которые состояли, в числе их подданных. По крайней мере вот какие известия приходится читать об этого рода подданных султана у болгарского историка Иречка. Он пишет: «Дубровчане (в Болгарии) были все католики. В —356— Турции, кроме того, жили и турецко-подданные католики. Это были потомки саксонских рудокопов, Албанцы и проч. Состоя в постоянной связи с западом, они были причиною множества революционных попыток против Турок». 1774 И нужно заметить, Турки очень хорошо знали о таких преступных наклонностях своих подданных из числа папежников. Один из влиятельных людей Турции еще в 1828 году в докладе султану писал: «если тот или другой из подчиненных папе народов, наприм., Немцы (т.е. Австрийцы) или Венецианцы находятся в войне с Османским государством, то католические райи делают все, что в их силах, чтобы своим предательством доставить выгоды врагам Порты». 1775 Но это еще не все… Правительство не могло сочувствовать латинянам и по той еще причине, что религиозно-общественное устройство римско-католиков в Турции не соответствовало государственным видам оттоманской Порты. Известно, что Греки со времени Магомета II получили такое религиозно-общественное устройство 1776 , которое вполне согласовалось с желаниями нового правительства в Византии. Ничего такого нельзя утверждать о римско-католиках, живших в странах, завоеванных турецким оружием. Главное отличие римско-католической общины от остальных христианских общин в Турции заключается в особливом положении, которое занимает папа, глава римско-католических христиан Порты, и которое не имеет ничего общего с положением греческих патриархов. Папа не принимал на себя никакой ответственности за римско-католических подданных Турции, он не давал Порте гаранты в их повиновении, как делали греческие патриархи; и сам папа, и находящаяся под его верховным управлением католическая церковь в Турции, не стояли ни в какой связи с государством Оттоманским.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Очень важным фактором сближения наших народов являются отношения между нашими Церквами, которые в последние годы по милости Божией успешно развиваются. Перед нами стоят общие проблемы, связанные с защитой христианских ценностей в жизни современного общества. Католики и православные принимают вызовы, исходящие от секулярного либерализма. Мы стоим перед проблемой дискриминации христиан во многих странах мира, особенно на Ближнем Востоке. Мы сталкиваемся с вызовами традиционной морали со стороны современного общества и с попытками разрушить представление людей о традиционной семье». Культурное сотрудничество с Римско-Католической Церковью Интенсивно развивается культурное сотрудничество между Московским Патриархатом и Римско-Католической Церковью. В феврале 2015 г. была создана Совместная рабочая группа по культурному сотрудничеству между двумя Церквами. В рамках деятельности этой рабочей группы организован целый ряд концертов, выставок и презентаций в Москве и Риме. Ярким событием стала серия совместных концертов Московского Синодального хора и хора Папской Сикстинской капеллы в 2014 г. в Москве и в 2015 и 2017 гг. в Риме. Оба хора приняли участие в торжественном концерте в мае 2014 г. в Большом зале Московской консерватории. Одним из последних проектов стала выставка Рождественских вертепов из северной Италии в музее Храма Христа Спасителя с 5 января по 28 февраля 2018 г. В ходе встречи с представителями провинции и епархии Тренто, организовавшими выставку, Патриарх Кирилл подчеркнул: «То, что мы сейчас уделяем особое внимание культурным связям в контексте отношений Римско-Католической Церкви и Русской Православной Церкви, является очень правильным подходом к теме развития двусторонних отношений». В рамках академического и культурного сотрудничества между Московским Патриархатом и Римско-Католической Церковью с 2015 г. организован обмен Летними институтами на ежегодной основе. Эти интенсивные культурно-образовательные программы нацелены на знакомство с духовными и культурными традициями Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви соответственно. Проект организован Папским советом по содействию христианскому единству при участии ОВЦС и Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

http://patriarch.patriarchia.ru/otnoshen...

14 . Противно и логике, и опыту проводить строгое сравнение между римским церковным и мирскими видами наместничества. Еще никогда и нигде в мирских царствах не было такого наместника, каким является римский папа, как и наоборот: и власть, и достоинства римского папы таковы, что в рассуждении его оказывается неприменимым понятие наместничества, потому что в своей сущности «папство есть… непрерывно продолжающееся воплощение И. Христа» 201 , а папа – «воплощающийся на земле Бог» 202 . Если теперь считать папу только «наместником» Господа И. Христа, то наместник уже не будет папой, и наоборот, если наместник Христа будет папою, то он уже перестанет быть наместником. Папство – выше наместничества и не есть наместничество, не должно поэтому быть соизмеряемо им и называться этим именем. Наделенное «полною и верховною властью юрисдикции над всею Церковью не только в делах, относящихся к вере и нравственности, но даже и в относящихся к дисциплине и к управлению распространенною по всему миру Церковью», папство не есть уже наместничество, но – монархия 203 . 15 . Обратимся теперь к некоторым наиболее существенным выводам из разбираемого учения , которые будут вместе и его опровержениями. Если мы признáем законность существования в Церкви папы со всеми его правами и преимуществами (а этого именно и требуют римско-католики, потому что иначе папа не будет папою), то должны будем признать за истину одно из двух: или то, что единая Церковь , «точно чудовище», имеет две вместо одной Главы 204 , или то, что вместо одной существуют две Церкви. Эти два следствия с логическою необходимостью проистекают из учения о папском главенстве. Следовательно, римско-католик обязан по суду здравого разума или отказаться от учения о папском главенстве в Церкви, или вместе с этим главенством признать за истину и проистекающие из него нелепые следствия. – Далее. Если для видимой Церкви необходим Христов наместник в лице римского папы, то почему бы не продолжить римско-католическую мысль в таком направлении, что Христов наместник также необходим и для небесной части Церкви ? Если отправляться от того самого мирского опыта, который полагается римско-католиками в основу своих богословско-догматических рассуждений о папском главенстве, то указанный опыт говорит за предположенную необходимость также и небесного Христова наместника, ибо одна часть Церкви как таковая в очах Божиих имеет не меньшее благоволение по сравнению с другою ее частью Лк. 15, 11–32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

III.2. Взаимоотношения с Римско-Католической Церковью За межсоборный период отношения с Римско-Католической Церковью, которые всегда отличались весьма непростым характером, претерпели столь серьезные испытания, что порой оказывались на грани полного разрыва. Обострения возникали на основе давних «камней преткновения» между нашими Церквамикатолической экспансии и прозелитизма на территории России и других стран СНГ, а также ущемленного положения верующих канонической Православной Церкви на Западе Украины, где доминирует Украинская Греко-Католическая Церковь. 23–27 июня 2001 года состоялся визит Папы Римского Иоанна Павла II на Украину. Он имел место вопреки возражениям со стороны Украинской Православной Церкви. В письме Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира Папе от 22 января 2001 года содержалась просьба отложить этот явно несвоевременный визит ввиду неурегулированности отношений между греко-католиками и православными на западной Украине и неопределенности позиции Римско-Католической Церкви по отношению к раскольническим группировкам, существующим на Украине. Однако руководство Ватикана не сочло нужным внять призывам православной стороны. Наиболее болезненным для наших отношений было решение Ватикана (февраль 2002 года) о повышении статуса католических апостольских администратур в России до уровня епархий. Столь серьезные изменения в структурах Римско-Католической Церкви на российской территории были предприняты без какого-либо предварительного обсуждения с Русской Православной Церковью. Это, естественно, вызвало нашу резко негативную реакцию. В полной мере оценка происшедшего была выражена в заявлении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 февраля 2002 года. Позиция нашей Церкви нашла поддержку у государственных властей России, которые также не были своевременно уведомлены об учреждении католических епархий. В 2002 году католики учредили две епархии на традиционно православных землях юга и востока Украины — Одесско-Симферопольскую и Харьковско-Запорожскую. В мае 2003 года Ватикан объявил о решении учредить две новые католические епархии в Казахстане: в них были преобразованы апостольские администратуры в Астане и Алма-Ате. До этого в стране существовала только одна епархия Римско-Католической Церкви — Карагандинская. И в данных случаях решения были приняты католиками без какого-либо согласования с Русской Православной Церковью, к которой принадлежит подавляющее большинство христианского населения Украины и Казахстана.

http://sedmitza.ru/lib/text/429550/

Влияние Ватикана сказывается в образовании политических партий: христианско-социалистических, христианско-демократических, христианско-народных. Нельзя обойти молчанием десятилетний союз католической церкви со II Интернационалом. Просветительная деятельность Ватикана, кроме школ всякого типа (в Риме 10 академий, 30 семинарий) и газет, выражается еще в библейских обществах. Британское библейское общество состоит из 34 отделов; в 1923 г. издано 8 679 384 экземпляра Библий. Шотландское библейское общество в 1922 г. издало 2 234 000 Библий. Католических газет издается 2782 названия; официоз Ватикана – «Оссерваторе Романо». Имеется 782 радиовещательные станции. Употребляются еще и граммофонные пластинки. Таким образом, мы видим, что католическая церковь значительно превосходит Православные Автокефальные Церкви по численности, по своей организации, по финансовой мощи, размеру миссионерско-просветительной деятельности и, наконец, по своим мировым связям со многими иностранными государствами. Отсюда нам становится ясным, какие ожидают нас трудности в деле защиты Православия от натиска католичества. Однако мы уверены в конечном торжестве Православия, ибо современное положение католической церкви, несмотря на кажущееся благополучие, в действительности напоминает нам библейское повествование о судьбе Вавилона и Ниневии, столицах могущественных царств, от былого величия которых остались ныне одни только руины. Известно, например, что один из виднейших представителей Римско-католической Церкви, принц Макс Саксонский, в своей статье публично заявил, что Запад потерян для Римско-католической Церкви. Изречение Спасителя о неодоленности Его Церкви на земле ( Mф. XVI, 18 ) никак нельзя отнести к Ватикану с его деятельностью и Римско-католической Церкви, так как она (деятельность) явно противоречит учению Свящ. Писания и Свящ. Предания об управлении Церковью Христовой и вообще о домостроительстве нашего спасения. Когда приходится говорить о Римско-католической еркви, то необходимо в ней различать верующую массу и высшую иерархию этой церкви во главе с папой. Рядовая верующая масса в своем большинстве неповинна и не заражена той основной болезнью, какой болеет папа с коллегией своих кардиналов и которая, как злокачественная болезнь, разъедает тело Римско-католической Церкви. Болезнь эта называется папизмом. Сущность ее заключается в учении о том, что римский папа является не только главой Вселенской Церкви Христовой, но ему же якобы принадлежит и светская власть над всеми странами и правительствами их. Эти честолюбивые замыслы римских епископов красочно изображены на мозаичной картине, которая украшает одну из стен парадного триклиниума папского Латеранского дворца. На одной стороне этой картины изображен Христос на престоле; направо от него папа Сильвестр I (314–335), которому Он вручает ключи; налево – император Константин, которому Христос дает знамя. На другой стороне картины место Христа занимает ап. Петр, а около него Карл Великий и папа Лев III (795–816).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так уверяет по крайней мере римско-католический официальный календарь, издаваемый курией ежегодно – Annuale pontifical catholique. Судя по этому календарю, наибольший прирост римского католицизма замечается в Соединенных Штатах, где в промежуток между 1908–1911 годами количество католиков увеличилось на 360,000 человек, в Швейцарии особенно в Базеле, где в 1858 году католиков насчитывалось только 3200 человек, спустя 40 лет уже насчитывалось 30,000, в 1911 г. 38,000 и в Голландии, где католиков в 1800 г. насчитывалось 300,000, а в 1911 г. до 2 миллионов. 57 К сожалению, календарь умалчивает о том, какое количество верующих потеряла римско-католическая церковь за указанный период во Франции, Испании, Германии и Италии. Тогда можно было бы составить более или менее ясное представление о том, насколько прогрессирует римско-католическая церковь в своем росте и прогрессирует ли в действительности. Во всяком случае хотя римский католицизм, может быть, и не переживает такого резкого кризиса, который переживает новейшее протестантство, тем не менее в его внутренней жизни заметны симптомы весьма серьезного свойства. Серьезную тревогу возбуждает в римском католицизме прежде всего известное старокатолическое движение. Как бы ни старались представители римско-католической церкви ослабить значение этого движения, доказывая жизненную слабость его, тем не менее несомненным можно считать то, что старокатолицизм медленно, но упорно подкапывает те опоры, на которых зиждется католический ультрамонтизм, доказывая антихристианский характер последнего. В рассматриваемом отношении деятельность представителей старокатолицизма существенно отличается от соответствующей деятельности представителей протестантизма. Последние в своей борьбе с римским католичеством соответственно основным принципам протестантства при критике ультрамонтства вдаются в крайность, отрицая истину даже там, где она несомненно существует в римско-католицизме и в силу этого не могут возбуждать к своим изысканиям должного доверия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Вероятно, еще в нач. 20-х гг. XIX в. в Новгородской губ. не существовало католич. богослужебных зданий. Богослужения совершались римско-католич. священниками, приписанными к войсковым соединениям, дислоцировавшимся в Новгородской губ. Так, в 1853 г. римско-католич. священники состояли при Гренадерском корпусе и при полках 2-й легкой гвардейской кавалерийской дивизии. При Гренадерском корпусе имелась римско-католич. каплица. Эти священники совершали бракосочетания, вели регистрацию рождений и смертей жителей католич. исповедания. Первая часовня была открыта в 1838 г. в наемном доме в Новгороде. В 40-х гг. XIX в. была построена часовня 2-го округа пахотных солдат в Муравьёвских казармах Новгородского у. (в районе совр. дер. Дубровка Новгородского р-на; упразднена в 1857). В 1855 г. возник приход во имя Св. Троицы в Ст. Руссе. По сведениям за 1861 г., в Новгородской губ. действовали 2 деревянные часовни - в Новгороде и Новгородском у. В 1870 г. основана церковь в колонии Маломихайловская Новгородского у. 13 нояб. 1874 г. имп. Александр II подписал новгородской римско-католической общине разрешение на покупку в Новгороде дома для каплицы, которое было передано 30 нояб. министром внутренних дел А. Е. Тимашевым новгородскому губернатору Э. В. Лерхе (ГАНО. Ф. 104. Оп. 1. Д. 256. Л. 2 об.). Вскоре община купила за 20 500 р. серебром двухэтажный каменный дом с участком и надворными постройками на Софийской стороне на углу Б. С.-Петербургской и Мининской улиц. Со стороны общины покупку совершили старосты новгородской часовни статские советники М. К. Франио и Р. К. Кржижановский. Временно, до полного обустройства, церковь была расположена в деревянном одноэтажном флигеле во дворе, в 1890 г. этот деревянный храм сгорел. Проект каменного костела был утвержден 31 мая 1891 г. (составлен, вероятно, архит. Кржижановским), и вскоре на месте сгоревшего храма начались строительные работы. К 1893 г. было возведено здание в стилизованных формах барокко. 8 сент. 1893 г. еп. Могилёвский Франциск Симон освятил храм во имя святых апостолов Петра и Павла. При костеле 14 нояб. 1904 г. было основано Римско-католич. благотворительное об-во (председатель до 1916 - баронесса А. Д. Врангель), в 1907 г. при нем открыт детский приют (в 1916 призревалось ок. 25 чел.). Среди известных настоятелей костела - священники Мартин Венцлав (1911 - не ранее 1917) и Иоанн Грасс (1921-1923).

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Мина под Литву Особое внимание хочу обратить на заявление литовских прокуроров о том, что «в период 1940-1990 гг. Литовская Республика и СССР были различными государствами и субъектами международного права». Не вызывает сомнений, что это утверждение является плодом коллективных размышлений литовских ученых-юристов, собравшихся в Генпрокуратуре Литвы на помощь прокурорам после вынесения знаменательного оправдательного приговора по делу Б. Макутыновича и В. Разводова. Однако этим утверждением литовские правоведы заложили под территориальную целостность Литвы мину замедленного действия, которая рано или поздно взорвется. Что имеется в виду? Известно, что Литва вышла из СССР с территорией на треть большей, нежели она обладала в 1939 г. (65,2 против 50,0 тыс. кв. км.) Причем прирост территорий произошел благодаря доброй воле руководства Союза ССР. О том, как по распоряжению И. Сталина Литва обрела Мемельский-Клайпедский край, я уже рассказал в статье «Литва претендует на Калининград». Абсолютно ясно, что основная часть территорий была присоединена к Литовской ССР, как части Союза СССР. Если же СССР и Литва в период 1940-1990 гг. были различными государствами, то какое право имеет современная Литовская Республика претендовать на территории, предоставленные Союзом ССР Литовской ССР? Известно, что это Клайпедский край с городом Клайпеда, Вильнюсский край с городом Вильнюс и территории Белорусской ССР, переданные Литовской ССР при её вступлении в СССР. Сегодня речь пойдет о Виленском крае и городе Вильно-Вильнюсе. Они были переданы Литовской Республике в октябре 1939 г., то есть в период, когда Литва не являлась частью Союза СССР. Однако эта передача имела ряд правовых нюансов, о которых следует напомнить забывчивым литовским властям. Яблоко раздора: Вильнюс и Вильнюсский край Город Вильно и Виленский край издавна являлись территорией Великого княжества Литовского. В XVII-XIX веках культурная и этническая польская экспансия превратили город и край в территорию с преимущественно польским населением.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Польша и Литва уже готовы придушить Белоруссию в своих горячих дружеских объятиях Голос Мордора 16.08.2020 576 Время на чтение 4 минуты Объятия «друзей» уже широко раскрыты. Всё готово к тому, чтобы принять «вырвавшуюся из под российского сапога» свободную Беларусь в семью братских восточноевропейских народов. Не всех конечно и не на полных правах, на полшишечки, так. Особенно усердствуют Литва и Польша. Чуть поодаль стоит процветающая Латвия, но там всё настолько «хорошо», что вроде как даже не до Белоруссии, отбрехиваются дежурными заявлениями за всё хорошее и против всего плохого Вообще, судя по активности польских и литовских властей, сразу становится ясно, кто главный интересант происходящего в Белоруссии. И главная цель этого действа – вовсе не вынос на свалку истории засидевшегося Лукашенко . Это всего лишь часть новеллы и далеко не самая главная. Скажем так – верхушка айсберга. А вот то, что под водой – белорусы к сожалению не видят. И этим вовсю пользуются условные ксёндзы, дабы охмурить коллективного Козлевича. Обещают рай, причём в отличии от рая обещанного настоящему Козлевичу – обещают его сразу, на земле, а не небе. Молочные реки и кисельные берега. Поляки уже объявили о дополнительной помощи Белоруссии на 50 миллионов злотых. Кроме этого аттракциона щедрости, поляки обещают белорусам доступ на свой рынок труда (представляете, как цены на рынке труда гастарбайтеров упадут?), стипендиальные программы для студентов и много других сладких ватрушек. Литва тоже обещает, но конечно поменьше. В первую очередь – конечно же горячую дружбу по старой памяти. Но не просто так. Литва, в самых сладких своих снах, видит новую АЭС в Белоруссии неработающей и ржавеющей. Согласитесь – не очень высокая цена за дружбу – всего-то зарубить передовую технологию у себя в стране, которая на долгие десятилетия обеспечила бы её дешёвой электроэнергией, да ещё позволяла экспортировать электричество в другие страны. Ерунда какая. Литовцы подтвердят – они сами, по требованию Евросоюза, закрыли у себя Игналинскую АЭС. И не очень то пострадали. Электричество же можно купить у добрых соседей, а те объёмы, которые давала Игналинская АЭС – стране вовсе не нужны. Ведь вся промышленность уничтожена на корню, а фермерские хозяйства потребляют энергии не так уж и много. Тем более, что и фермерские хозяйства особенно сильно не растут, работая лишь на внутренний рынок. На внешний – не пускают те самые соседи, у которых Литва покупает электроэнергию.

http://ruskline.ru/opp/2020/08/16/polsha...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010