в Дриссенском уезде 58 в Освее и в Замошанах – миссионерские и в Забялах – доминиканский. Таким образом, в Витебской губернии всего было 8 доминиканских монастырей, 3 францисканских, 3 миссионерских, 4 бернардинских, 1 тринитарский и 1 кармелитский. Только динабургские и Режицкий монастыри были расположены среди римско-католического населения, да Посинский – Люцинскаго у. и Освейский – Дриссненского среди смешанного римско-католического и униатского, прочие были окружены униатами, а Сокольницкий Невельского уезда находился в кругу православных прихожан 59 . Если мы предположим, что и в Могилевской губернии из 37 р. католических монастырей осталось после 1832 г. хотя десять, то получится на 2½ губернии более 40 католических монастырей. Сила внушительная. Но надо еще заметить, что некоторые из монастырей в своем распоряжении имели по несколько приходских церквей и каплиц, в которых отправлялось богослужение их ксендзами. В ведении, например, Полоцкого доминиканского монастыря находилось в уезде 6 церквей в Горбачеве, Белом, Шатилове, Рукшеничах, Казимирове и Экимапии 60 ; в распоряжении Забяльского монастыря было 15 каплиц и 4 прихода. Но монастыри и этими пунктами для своей пропаганды не ограничивались. Монахи их бродили по уездам и приходам, служили по разным церквам и капищам и там своими проповедями и внушениями сеяли смуту среди униатов и православных. Другие монахи селились под видом капелланов и домашних учителей в домах сердобольных и набожных римско-католиков – помещиц и помещиков и оттуда уловляли униатов в сети латинства. Странствования римско-католических монахов по губернии были так часты, а результаты их так очевидны, что в 1831–1832 гг. были начертаны Высочайшие правила, которыми запрещались римско-католическим монахам отлучки без письменного вида от гражданской власти. Но так как и после этого отлучки продолжались, то министр внутренних дел Блудов в июне 1833 году сделал новое подтверждение, а генерал-губернатор кн.Хованский приказал водворять бродячих римско-католических монахов на места при помощи полиции 61 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Выразителями протестующего общественного мнения были и некоторые Соборы, например Пизанский (1409), Констанцский (1417), Базельский (1431) и др. На них делались попытки искоренить нестроения церковной жизни, перестроить церковный порядок, снова вызвать к жизни первохристианский дух в Римско-католической Церкви. Однако попытки эти были безрезультатны, и в XVI в. совершилось крупнейшее на Западе разделение христианского мира. Многочисленные злоупотребления папской власти, неправильности в каноническом строе Римско-католической Церкви, усвоение римскому первосвященнику права на светскую власть и другие нарушения традиционной церковной жизни и веры явились причинами этого явления. Протестанты говорили, что Римско-католическая Церковь уже осуществила свою историческую цель, что она сослужила уже свою службу, подготовила и воспитала новое сознание народов, которые достигли своей зрелости. Римско-католическая Церковь сделалась для них не только ненужной, но и невыносимой, ибо они считали, что в деле религии нужно предоставлять всем полную свободу. Разделение происходило очень бурно: за какие-нибудь сто лет оно отторгло от Римско-католической Церкви около 90 миллионов верующих, которые были охвачены одной целью — реформировать Церковь в ее главе и в членах, в управлении и в устройстве. Это привело к тому, что вместо образования одной очищенной от римско-католических погрешностей Церкви Реформация дала миру десятки и сотни новых христианских Церквей, обществ и деноминаций, часто враждовавших между собой и обличавших друг друга. В борьбе против злоупотреблений Рима протестантизм поднял знамя свободы и независимости. При этом складывались особые формы религиозного сознания. В Германии, Швейцарии, Англии появились новые течения. Лютер, Цвингли и Кальвин, Генрих VIII возглавили их, каждый в своей стране. Названных лиц, однако, нельзя рассматривать как новаторов, оторванных от своей эпохи, от национально-общественных форм жизни. Эти вожди Реформации отражали современную им жизнь, настроения широких масс верующих.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Достаточно жёсткой по отношению к смешанным бракам была позиция католического духовенства. Эта позиция во многом была вынужденной, так как до принятия Манифеста Николая II в 1905 году существовавший запрет на переход из православия в любые другие конфессии означал для римско-католического клира постоянную утрату значительного количества прихожан. Разъяснялось все просто: даже если только один из супругов был православным, то брак безальтернативно осуществлялся по православному канону, а детей в таких семьях по законодательству следовало крестить и воспитывать по традициям Православной Церкви. Поэтому римско-католические священники любыми способами боролись с данным явлением: популярным методом было не предоставлять разрешения на такие браки, при определенной решимости священнослужителя практиковались тайные бракосочетания католиков и православных, а также тайное крещение детей от таких смешанных браков по канонам Римско-Католической Церкви. Часто практикуемой формой был отказ исповедовать своих прихожан, которые находились в браках с православными. Так, настоятель одного из костёлов Виленского уезда Я. Росинский не согласился выдать крестьянину-католику свидетельство на вступление в брак с девушкой православной веры, а через несколько недель также не согласился «напутствовать, а затем и хоронить крестьянку за то, что она была замужем за православным». Такие действия не укрепляли авторитет духовных лиц. Подобными методами, например, действовал и настоятель Наревского костёла Бельского уезда ксёндз И. Саросек, отказывавшийся либо уклонявшийся исповедать прихожан римско-католической веры, находившихся в браках с православными. Сохранились свидетельства, что мещанка г. Нарева М. Снарская восемь раз безуспешно обращалась к католическому священнику с просьбой исповедовать ее и получала отказ с. 265]. Одновременно, противореча действующему законодательству, представителями римско-католического духовенства проводились обряды в отношении православных граждан. Например, настоятель Шудяловского костёла Гродненской губернии ксёндз Петкевич весной 1908 г., без уведомления и разрешения православного отца, окрестил его сына.

http://bogoslov.ru/article/4824175

—74— тинского учения о единстве Церкви. В этой части три главы, содержание которых указано в их заголовках. Глава I. Православное учение о единстве Церкви и разбор возражений против него, заключающихся в книге: Церковное предание и русская богословская литература. Глава II. Учение о единстве Церкви, заключающееся в книге: Церковное предание и русская богословская литература, и разбор его: а) о главенстве Апостола Петра. Глава III. Учение о единстве Церкви, заключающееся в книге: Церковное предание и русская богословская литература. б) о главенстве римского первосвященника. Вторая часть сочинения состоит из одной главы (435–511 стр.) и содержит краткое изложение православного учения о непогрешимости Церкви и разбор замечаний об этом предмете, заключающихся в рассматриваемой книге. Из вышеизложенного видно, что г. Ивановский рассматривает в своём сочинении два предмета: а) православное и римско-латинское учение о единстве Церкви в первой части; б) православное и римско-латинское учение о непогрешимости Церкви во второй части. Православное учение об обоих этих свойствах Церкви он излагает в общих чертах и кратко. Римско-латинское учение о непогрешимости Церкви он исследует тоже не обширно; но зато он уделил много внимания и труда исследованию римско-латинского учения о единстве Церкви. Римско-латинское учение, как о единстве, так и о непогрешимости Церкви он излагает исключительно по книге: Церковное предание и русская богословская литература. Он приводит изречение святых отцов и церковно-исторические факты, как те и другие изложены в этой книге, и разъясняет, что при правильном их понимании они не подтверждают римско-латинского учения о папе, как непогрешимом и едином верховном главе Церкви. Все его усилия направлены к тому, чтобы показать софистичность и неправильность изъяснения этих свидетельств и фактов в разбираемой книге. Эта задача выполнена им удовлетворительно. Оружие для полемики с анонимом он взял главным образом из сочинений тех же Н.Я. Беляева и А. А. Лебедева , на которых нападает аноним. Само-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Другим следствием «единоверия» двух исповеданий было совсем невыгодное для униатской церкви постоянное братанье и духовных, и мирян обоих обрядов на почве отправления религиозных обязанностей. С давних пор греко-униатские священники начали литургисать в римско-католических костелах 80 – или одни, или вместе с римско-католическими священниками. Под конец же униатского периода это стало делом обычным. Униатские и римско-католические священники сплошь и рядом отправляли сообща разные богослужения и церемонии 81 , заменяли друг друга в исполнении церковных треб и т.п. Католические ксендзы, например, крестили униатских детей, униатские – католических, записывая их в свои книги с обозначением «не миропомазаны» (nie bierzmowäne), «миропомазаны» (bierzmowane), «крещены от воды» (z wody) 82 , напутствовали больных, хоронили умерших и пр. Мы уже видели это на примере Полоцких доминиканов, пользовавшихся униатскими священниками в подведомых им пяти приходах. Униатские прихожане не только посещали, наравне с своими церквями, римско-католические костелы, но нередко, не будучи причислены ни к какому униатскому приходу, или находясь вдали от своей приходской церкви, удовлетворяли все свои духовные нужды в римско-католических костелах, считаясь их прихожанами. При таких костелах, обыкновенно, в качестве викарных, состояли униатские священники. Одни из них нанимались самими ксендзами за известную договорную плату, другие назначались униатскими архиереями и служили за часть костельных доходов 83 . Бывали случаи, что и католики числились при униатских приходах. Так, до 1833 года 2534 якобштадских католиков, не имевших ни костела, ни ксендза своего исповедания, духовно питались, в качестве прихожан, от базилианского Якобштадского монастыря и только тогда начали хлопотать о постройке для них костела, когда им запрещено было обращаться к униатским священникам за исполнением треб 84 . Но, в то время, как подобные случаи с католиками были единичными, примеры принадлежности униатских прихожан к римско-католическим костелам встречались, особенно в Киевской и Волынской губерниях, где было мало униатских храмов, очень часто.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Пн ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 10 июня 1997 года 8 2005 р. 10:00 10 июня 1997 года под председательством  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II   состоялось  очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О состоянии взаимоотношений с Римско-Католической Церковью на современном этапе в связи с возможностью встречи Предстоятелей двух Церквей — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Святейшего Папы Римского Иоанна Павла II в Австрии. Справка: В основе расхождений между Православной и Католической Церквами лежат вопросы вероучительного характера, которые и являются предметом общеправославно-католического диалога. Богословский диалог между Православными Церквами и Римско-Католической Церковью начался в первой половине 60-х годов, после II Ватиканского собора и Всеправославных совещаний на о. Родос. Уже на I Всеправославном совещании в 1961 году была предложена тема «Православие и Римско-Католическая Церковь», включавшая в себя вопросы, об унии и прозелитизме, препятствующие установлению отношений между Церквами в духе христианской любви. Следующее II Всеправославное совещание в 1963 году предложило начать диалог между Православной и Католической Церквами на равных условиях. Договоренность о начале богословского диалога между Православной и Римско-Католической Церквами была достигнута во время визита Папы Иоанна Павла II в Фанар в 1979 году. 30 ноября 1979 года Иоанн Павел II и Константинопольский Патриарх Димитрий I объявили о создании Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-Католической Церковью и Православной Церковью, что и было сделано при согласии всех Поместных Православных Церквей. Первое заседание Комиссии проходило на островах Патмос и Родос в 1980 году. На рубеже 80-90-х годов межконфессиональные отношения между Русской Православной и Римско-Католической Церквами осложнились. Причиной тому стала в первую очередь активизация Греко-Католических Церквей, вышедших из подполья и начавших восстанавливать свои приходы и структуры на местах силовыми методами. Наиболее болезненно для православных этот процесс протекал на Западной Украине (Львовская, Тернопольская, Ивано-Франковская области, Закарпатье). Там дело доходило до массовых беспорядков, стычек, силовых захватов православных храмов, когда православные общины изгонялись просто на улицу, а в местной печати была развернута кампания по дискредитации православных Московского Патриархата.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4969529...

свобода от налогов, выражавшихся в подношениях денежных подарков королям, императорам, князьям, в оплачивании путешествий императорских послов и прочая... Рядом с этими привилегиями клирикам средних веков предъявлялись требования морально-религиознаго характера: 1) чтение бревиарий — кратких молитвословий, от коего освобождались только клирики низших степеней и получавшие бенефиций; 2) целибат, т.е. безбрачие обязательное для клириков всех церковных степеней и запрещались: 1) препровождение времени в кабаках и слишком частые посещения знакомых домов; 2) безобразный образ жизни, особенно связанный с пьянством; 3) азартные игры в карты и кости; 4) увлечения охотою... Тем не менее многие из них не исполнялись не только средним клиром, но и высшим, включая сюда и первосвященников... Эти ненормальности церковноморальной жизни римско-католического клира были одною из главных причин к возникновению реформационного движения, которое ошеломило было римско-католическую курию, но на короткое время. Вскоре она оправилась и сумела возвратить римско-католическому клиру не только в римско-католических, но и в протестантских государствах довольно прочное правовое положение благодаря тому главным образом обстоятельству, что она, т.е. курия, успела и сумела упрочить за римским клиром репутацию антиреволюционной силы. Можно видеть это прежде всего на Австрии, в коей сохранены за римским клиром почти все привилегии, усвоенные за ним в средние века... Например, третья привилегия — privilegium servitiorum не только не отменяется в Австрии, но и расширена, так как освобождает клир от несения военной, караульной службы, вообще от «грязных» обязанностей. Курия в то же время одобряет и требует, чтобы члены клира принимали самое деятельное участие в государственных выборах, запрещая лишь страстность духовенства в последних, доходящую до полного отождествления политических и церковных интересов... Очень хорошо правовое положение римско-католического клира в Италии. В силу законов о гарантиях, утвержденных 13 мая 1871 г., римско-католическая церковь в Италии признается государственной, не взирая на возвещенную свободу вероисповеданий, и ей дарована полная автономия, т.е.

http://bogoslov.ru/article/1079223

После каждого праздничного богослужения предлагалось обращаться к прихожанам с просьбами оказывать помощь семьям ушедших на войну солдат, жертвовать на устройство лазаретов для раненых воинов и т.д. Предписание возымело действие. Так, например, во всех костелах проводились молебны в честь русской армии и Царствующего Дома, за скорейшую победу России в войне c. 16]. Настоятелями римско-католических приходов также проводился сбор пожертвований в пользу раненых и кружечные сборы в пользу Красного Креста. Так, в местечке Любешов Пинского уезда ксендзом Бречко были собраны пожертвования в сумме 5 рублей, в Борисовском костеле – в сумме 32 рублей, в Слуцком костеле – 100 рублей. Также кружечные сборы проводились в Сверженском, Рубежевинском, Волмянском костелах Минского уезда, в Речицком, Остроглядовичском костелах и в Хойникской каплице Речицкого уезда и других. Все собранные средства отсылались в Канцелярию Могилёвского Митрополита c. 4]. Однако, по словам минского губернатора А. Ф. Гирса, «отмеченные положительные явления, не дают ещё основание считать римско-католическое духовенство, как вообще весь католический народ, вполне лояльным по отношению к русскому правительству и русской государственности» c. 18]. Что касается руководства РКЦ, то сам управляющий Могилёвской римско-католической архиепархией архиепископ Я. Цепляк 19 ноября 1914 г., при огромном стечении народа в костеле Святой Екатерины в Санкт-Петербурге, совершил заупокойное богослужение по убиенным в боях солдатам и офицерам России и союзных держав c. 45]. Таким образом, Римско-Католическая Церковь занимала активную позицию по решению социальных проблем. Во второй половине XIX века основное внимание духовенства было приковано к традиционным социальным вопросам: нищета, сиротство, образование. Основными формами преодоления все так же продолжали являться благотворительные общества, однако процессы модернизации России слишком быстро увеличивали число маргиналов и нуждающихся. Бессистемные и ограниченные в финансовой сфере благотворительные общества Римско-Католической Церкви исправить ситуацию были не способны.

http://bogoslov.ru/article/4824175

Скачать epub pdf Отдел второй. История Римско-Католической церкви в пределах России Католичество было занесено в Литву из Западной Европы немецкими рыцарями – крестоносцами. Первый из Литовских князей Миндовг принял католичество в 1250 г., начиная с этого времени, католичество постепенно распространялось в пределах Литвы и окончательно утвердилось к концу 14 в. при Ягайле – со времени обращения всех литовцев в латинскую веру. В 15 в. католичество насаждалось всевозможными мерами; из них главными были: инквизиция и учреждение монастырей католических монахов – бернардинов и доминиканцев. Во второй половине 16 в. прибывает в Вильну первый отряд иезуитов. Иезуитский орден, учрежденный папой в 1540 г., является главным деятелем и направителем истории Римско-Католической церкви в русском государстве. Пропаганда иезуитов в России началась со времени Ивана Грозного в лице известного иезуита Антония Поссевина, который хотел сначала окатоличить самого царя, а затем и всю Россию. Но его надежда не оправдалась, поэтому он направил свою деятельность по пропаганде на Юго-западную Россию, именно на Вильну и Киев. До трех раз иезуиты изгонялись из пределов России: первый раз – в начале 17 ст., второй – в конце 17 ст. и третий – в 1719 г. Но твердо укрепились иезуиты в царствование Екатерины II, которая 6 февраля 1774 г. обнародовала жалованную грамоту на установление Белорусской католической епархии, а в 1778 г. янв. 17 издан был указ об учреждении в Могилеве архиепископии Римско-Католического исповедания. Архиепископ и консистория при нем были непосредственно подчинены Правительствующему Сенату, который и являлся посредствующей инстанцией между Римом и латинским духовенством в пределах России. Иезуиты же были признаны обществом, которому разрешено было в 1777 г. принимать новых членов. При Павле I-м латинская пропаганда усиливается, благодаря расположению Императора, так в 1800 г. последовало Высочайшее повеление о том, чтобы в католической церкви Св. Петра богослужение отправляемо было одними иезуитами, и чтобы церковь Св. Екатерины со всеми домами была передана иезуитам в полное их распоряжение. Но в 1815 году издается указ, по которому иезуиты высылаются из С.-Петербурга и запрещается им въезд в обе столицы. В 1820 г. окончательно иезуиты были изгнаны из России. Теперь переходим к устройству Римско-Католической церкви. Устройство Римско-Католической церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Само собою разумеется, вполне естественно и законно предположение, что заключение конкордата, быть может, состоялось бы, если бы состоялась эта встреча d " Herbigny с Литвиновым. Прошлогодняя энциклика «Divini Redemptoris» дает основание для надежды, что оффициальный Ватикан на ближайшее будущее отказался от всех надежд на заключение конкордата с большевиками. Но вот, что заслуживает упоминания: эта энциклика издана 19 марта 1937 г.; но за несколько дней до издания ея именно 14 марта 1937 г., папа подписал известную энциклику против национал-социализма «Mit brennender Sorge». Невольно спрашиваешь, неужели, по мнению папы, национал-социализм более опасный, жестокий и кровожадный враг Церкви, чем большевизм? А между тем, в Германии все католические храмы открыты, и совершаются богослужения, в школах преподается Закон Божий, и государство отпускает большия суммы и на нужды Католической церкви. Настоящим мотивом всех попыток соглашения с сов. властью была, конечно, надежда, добиться от соввласти привилегированного положения для римско-католической церкви в России, свободы пропаганды среди некатолического населения и планомерного обращения его в католичество. Эти попытки не новы, а имеют свою длинную историю. Но римско-католическая церковь не добилась существенных успехов до издания манифеста о свободе вероисповедания в 1905 г. Но и после этого манифеста Рим не мог подумать о широкой католической акции в России. Поэтому Рим не только тайно, но и открыто ненавидел царскую Россию. В виду неблагосклонного отношения русских царей к католической церкви и, яко-бы, тяжелого положения римско-католической церкви в России, папский нунций Meglia говорил в 1868 г.: «только революция может помочь Церкви». А церковно-политическое значение последней мировой войны папа Пий Х охарактеризовал словами: «Si vince la Russie, vince le schisma»; другими словами, поражение России будет и поражением схизмы, что, конечно, только в интересах Рима. В феврале месяце 1917 г. Государь отрекся от Престола, и власть попала в руки Вр. Правительства. 25 апреля 1917 г. Вр. Правительство предоставило римско-католической церкви ея орденам и организациям право религиозной пропаганды, а законом от 8-го августа того же 17-го года нормировалось отношение государства к римско-католической церкви. Октябрский переворот аннулировал, конечно, и эти законы Вр. Правительства, и римско-католическая церковь опять лишилась недавно приобретенных прав. Теперь Рим начал стремиться к возстановлению своего положения путем переговоров с сов. властью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010