Начались работы по существенной переделке бывшей православной церкви. Была полностью закрашена белой краской («консервирована») старая роспись в византийском стиле. В храм были переданы другие произведения искусства. Висевший 99 лет под сводом герб царской России и современной – двуглавый орёл - был заменён на белого голубя, олицетворяющего Святой дух. Вновь расписанные своды алтарной части храма, украсили ангелы, крылья которых раскрашены в цвета национального литовского флага, и в алтаре появился государственный флаг Литовской Республики. В сентябре 2005 года в подвалах храма начал свою деятельность музей для незрячих: «Катакомбы XXI века», а в феврале 2009 года была завершена реставрация органа. Здание «каунасского собора» Св. Михаила Архангела вписано в реестр Недвижимого культурного наследия Литовской Республики. Автор: Магистр истории Валерий Иванов-Виленский, Проза.ру Церковь Святого Архангела Михаила, или Гарнизонная церковь - римско-католическая церковь в городе Каунас, Литва, закрывающая вид на аллею Лайсвес, главную пешеходную улицу. Она была построена между 1891 и 1895 годами, когда Каунас был частью Российской империи, в нео-византийском стиле, в основном для использования русского православного гарнизона из Каунаса крепости. Строительство «военных», или «гарнизонных» православных церквей российским правительством на бывших землях Речи Посполитой началось после подавления Январского восстания 1831 года и достигло пика во время правления российского императора Александра III. Изначально на месте этой церкви планировалось использовать католическую церковь, но после восстания от этих планов отказались. Церковь была спроектирована как православный собор Святых Петра и Павла в 1890 году К.Х. Лымаренко; он был разрешен к строительству 10 ноября того же года. Официальная закладка фундамента была отмечена 29 июня 1891 года. Собор был построен за четыре года (необычно быстро для его размеров) и открыт 17 сентября 1895 года. Позже план Лымаренко был изменен Дэвидом Гриммом из Санкт-Петербурга. Декоративный план церкви был разработан Грязновым и реализован мастером из Вильнюса. Большая часть строительства была выполнена рабочими Черниговской губернии, а художественные работы выполнены мастерами из Санкт-Петербурга.

http://sobory.ru/article/?object=12567

Карл Розенфельдер Шкаровский М. В. Политика Третьего рейха по отношению к Русской Православной Церкви в свете архивных материалов 1935–1945 годов (Сборник документов). М., 2003. С. 291–295. 198. Из отчета оперативной группы «А» (Айнзатцгруппы «А») – о положении христианских конфессий в Прибалтике и Белоруссии за период с 16 октября 1941 по 31 января 1942 год 405 31 января 1942 г. 406 Секретно, дело имперской важности IV. Церковь По поводу, предстоящей работы с церквями в имперском комиссариате по делам восточных земель и по вопросам урегулирования отношений с руководством церквей какие-то конкретные решения не приняты до сих пор Имперский комиссар, по сей день, вел себя осторожно и сдержанно при рассмотрении заявок на замещение церковных должностей и не произвел ни назначений, ни утверждений [в этих должностях]. Между ответственными исполнителями и оперативной группой существует тесный контакт. Единственным ведомственным актом являлся до сих пор запрет экзарху русской православной церкви Сергию преследовать интересы своей церкви в Белорутении. Генеральные комиссары за отсутствием указаний со стороны имперского комиссара тоже пока не приняли никаких принципиальных решений. Стекавшиеся к имперскому комиссару устные или письменные предложения и заявки свидетельствуют о том, что в оценке ситуации в церковной сфере нет единства, и взгляды на ее развитие и пути этого развития различаются. 1. Литва Основная церковь в генеральном комиссариате Литвыримско-католическая. В области Вильно еше необходимо разделять старолитовско-католическую церковь и польско-католическую. Они различаются в особенности отношением духовенства к политическим событиям последних лет. С вступлением немецких войск литовский клир занял ярко выраженную дружескую по отношению к немцам позицию и по сей день в любой связи стремится воздерживаться от какой-бы то, ни было политической деятельности. Некоторые католические священники во времена большевистского господства состояли на службе в контрразведке вермахта. Имеющий резиденцию в Каунасе, епископ Брызгис до сих пор подчинялся всем немецким указаниям. Не известно ни одной попытки с его стороны или со стороны священнослужителей его церкви возродить политические католические организации или в какой-либо форме вторгнуться в сферу политики. Как долго будет соблюдаться эта установка, покажет время.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поскольку в генерал-бецирке Литва имеются польские католики, они могут иметь своего польского главу, который, однако, ни в коем случае не должен обладать церковно-политической властью в других генерал-бецирках, прежде всего в генерал-бецирке Белоруссия. Всякой попытке таких злоупотреблений препятствовать надлежащими средствами, тем более что здесь речь идет не о религии, а о польской политике. Католики в Эстонии и Латвии, вероятно, имеют региональное руководство, чье подчинение архиепископу или епископу другого генерал-бецирка, однако, официально не признано. В случае если здесь не избежать личных связей, то следует не допускать официальных визитов Виленского архиепископа. Русская Православная Церковь не может быть повелительницей белорусских православных верующих, здесь следует стремиться, не замечая нынешних трудностей (а именно в языке), чтобы Русская Православная Церковь ограничивалась только бесспорной территорией расселения русских и не захватывала другие области. Таким образом, в Белоруссии будут существовать православные белорусские, православные русские и римско-католические органы управления, при этом белорусам предоставляется преимущество. На Украине также в принципе желательно, чтобы каждый генерал-бсцирк имел свой орган управления, в том числе для тех Церквей, число верующих которых превышает их количество в генерал-бецирке. В смешанных областях действовать как в Белоруссии, и, таким образом, здесь православные русские должны окормляться отдельно от православных украинцев или униатской Украинской церкви и иметь свое отдельное руководство. Украинские религиозные общества принципиально обладают преимуществом, за исключением чисто русских областей расселения. Таким образом, главное значение в разработке религиозных и церковных вопросов имеют генералкомиссары. Относительно автокефальной Украинской церкви учитывать, что эта Церковь является сильным инструментом оттеснения чрезвычайно большого влияния Православной Церкви московского направления, которое господствует даже на большей части Балкан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С этой целью Братство проводит важную работ) по организации отдыха христианской молодёжи, ежегодно устраивая летние лагеря в курортном городе Паланге, при общине Скорбященской церкви в Михново, при церкви Александра Невского в Ужусаляй. ОТРАДНОЕ СОБЫТИЕ в жизни епархии произошло в 1997 году. В это лето благости Божией Вильнюсско-Литовская епархия отме­чала два знаменательных юбилея: 650-летие со дня кончины первых христианских муче­ников в Литве, право­славных исповедников Антония, Иоанна и Евстафия, и 400-летие Виленского Свято-Духова монастыря. К этим торжествам и было приурочено означенное событие – посещение Виленеко-Литовской епархии Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Впер­вые в истории епархии её посетил глава Русской Православной Церкви. Для православно-верующих людей Литвы это было поистине отрадное эпохальное событие, укрепившее их дух и веру. Четыре года назад, в сентябре 1993 г. Литва встречала первоиерарха Римско-Католической Церкви – Папу Иоанна Павла II. Дни его пребывания на земле Литвы стали незабываемым праздником для проживаю­щих здесь католиков. И вот теперь – пришёл праздник и «на нашу улицу». Признаком време­ни можно считать то, что к этим визитам перво­иерархов спокойно, даже дружелюбно отно­силась традиционно соперничавшая Церковь . Так, во время визита Папы Павла Uoahha II на главное событие (святая месса в парке Вингис) были приглашены и присутствовали в качестве гостей представители Православной епархии (во главе с архиепископом Хризостомом), а во время визита Патриарха Алексия II за Богослужением в Свято-Духовом монастыре в подобном ка­честве присутствовали представители Католи­ческой Церкви (во главе с архиепископом митрополитом Аудрисом Юозасом Бачкисом). В слове приветствия и назидания, обращённом к собравшимся на мессу в парке Вингисе, из уст Римского Понтифика прозвучали и следую­щие слова: «Хочу приветствовать представителя нашей сестринской Ортодоксальной Церкви архиепископа Хризостома». «С этих земель, – продолжал Папа на русском языке, – составляю­щих естественный мост между Центральной и Северной Европой и Европой Восточной, я особо приветствую соседнюю Россию, и в особенности христианские общины, над которыми благодаря своему историческому значению и славной традиции возвышается Православная Церковь , возглавляемая Его Святейшеством Патриархом Московским».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Присоединив земли бывш. ВКЛ к Российской империи, Екатерина II взяла курс на полную ликвидацию церковной унии в этом крае. Все униатские еп-ства, за исключением Полоцкого архиеп-ства, были упразднены. При Павле I и Александре I этот курс был смягчен. С 1801 г. греко-католическая Церковь на землях бывш. ВКЛ подчинялась Римско-католической духовной коллегии во главе с митрополитом Могилёвским. В 1806 г. была восстановлена униат. митрополия, в 1809 г.- ее Литовское (Виленское) еп-ство. В нач. XIX в. имели место массовые переходы униатов в лат. обряд, что было запрещено в 1807 и 1810 гг. К 1820 г. в Вильне действовали 2 униат. храма: монастырский Свято-Троицкий и Никольский, выполнявший функции кафедрального митрополичьего собора. В 1825-1828 гг. в Виленской митрополии было 307 приходов, 17 муж. и 17 жен. василианских мон-рей. Курс на ликвидацию унии и активное распространение Православия активно был продолжен после воцарения Николая I Павловича , особенно после подавления восстания 1830-1831 гг. Началось массовое закрытие униат. мон-рей (к 1835 были закрыты 2/3). В 1833 г. была основана правосл. Полоцкая епархия, охватившая и территорию Виленской губ. На Полоцком Соборе униатского духовенства России в 1839 г. произошло воссоединение униатов с Православием, вскоре утвержденное императором. В том же году была основана православная Литовская епархия (центр - Вильна; с 1840 Литовская и Виленская; с 1945 Виленская и Литовская епархия ). Кафедральной стала переданная православным и перестроенная бывш. католич. ц. св. Казимира, к-рая была освящена во имя свт. Николая Чудотворца. Епархия охватывала территорию Виленской, Гродненской, а с 1843 г. и Ковенской губерний. Первым архиепископом (с 1852 митрополит) стал Иосиф (Семашко) . Ему подчинялись 2 вик-ства: Брестское (основано в 1840; в 1900 преобразовано в Гродненскую и Брестскую епархию) и Ковенское (1843). Православные Августовской (с 1866 Сувалкской) губ. находились в юрисдикции Варшавской епархии . Ок. 1844 г. в Л. началось планомерное расширение приходской сети правосл. Церкви при активном участии светских властей, гл. обр. в тех городах и местечках, где проживали рус. колонисты или располагались гос. учреждения: в Шавли (ныне Шяуляй), Троках (ныне Тракай), Россиенах (ныне Расейняй), Вилькомире (ныне Укмярге), Новоалександровске (ныне Зарасай), Тельшах (ныне Тяльшяй) и др. Так, если в 1843 г. в новообразованной Ковенской губ., к-рая охватывала этнические литов. и жямайтские земли, было 10 правосл. приходов, то в 1901 г.- уже 37 (при этом доля православных в населении Ковенской губ. повысилась с 0,9 до 3%). Кроме того, здесь существовали православные мон-ри и гарнизонные церкви. В кон. XIX - нач. ХХ в. в Литовской и Виленской епархии насчитывалось ок. 500 приходов, в которых служили ок. 600 священников.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

Δο ατδελφοι, διτι κ δο γεννσεων προρχονται, κα δο ποτελοσι βαθμος. Димитр. Хом., упом. сочин. (Аф. Синт., V, 422). Властарь, В, 8 (ib. VI, 126). Этому счету степеней родства по боковой линии следует и нынешнее гражданское законодательство. Напр. § 41 австр. свода гражд. зак. гласит: «Die Grade der Verwandschaft zwischen zwei Personen sind nach der Zahl der Zeugungen, mittelst welcher in der geraden Linie eine derselben von der andem, und in der Seitenlinie heide von ihrem nächsten gemeinschaftlichen Stamme abhängen, zu bestimmen. По римско-католическому церковному праву дело обстоит иначе. По этому праву родство между двумя лицами по боковой линии определяется не общим числом рождений, но по числу рождений с одной только стороны, начиная с того лица, по отношению к которому отыскивается степень его родства с другим лицом, и до общего родоначальника; если же два лица по отношению к родоначальнику стоят не в одинаковом расстоянии, то считаются рождения более длинной линии, и число их (без рождений другой более короткой линии) представляет степень родства. В качестве правила в римско-католическом церковном праве действует положение: «quo gradu distant personae a stipite, eo distant inter se». Напр., по православному церковному праву, а также и по гражданскому, два брата, или брат и сестра стоят во второй степени, а по римско-католическ. праву – в первой; два двоюродных брата по правосл. церковн. и гражданскому праву – в четвертой степени, и по римско-католическому – во второй; племянник и дядя по правосл. и гражданск. прав. – в третьей степени, а по римско-католическому – во второй и т. д. Если взять имена приведенной в тексте таблицы, то по римско-католическому праву Михаил и Мария будут в 1-ой степени, Петр и Екатерина – во 2-ой. Петр и Михаил – в 3-й, Димитрий и Стефан – в 4-ой и т. д. Такой способ счисления степеней родства по боковой линии узаконен в римско-католической церкви вью 1065 году папою Александром II посланием, обращенным ко всем в Италии, quomodo sint computandi gradus consanguinitatis. Can. 2, с. XXXV, q. 5 (Corpus jur. can., ed. Richter, I, 1110–1111). См. об этом Schulte, Handbuch des kath. Eherechts (Giessen, 1855). S. 162 fg.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

После того вскоре игумен Симеон удален был из монастыря. Между тем, по преставлении князя Михаила Скопина-Шуйского, Литва снова ободрилась, враги собрались снова под Москву. Сами москвичи, под влиянием лести врагов свели с престола царя Василия и пустили в город Москву ляхов, которые отправили бывшего царя Василия Шуйского в ссылку в Польшу. Москва подверглась пленению и разорению. Литва снова стала разорять области вокруг Москвы на далекое пространство. В 1612 году Литва пришла в Ростов. От страха перед нею, игумен Борисоглебского монастыря бежал со всею братьей на Белое озеро, а старец Иринарх с учениками своими остался в кельи своей, молясь беспрестанно Богу. Литва заняла монастырь и пробыла в нем десять недель. Один пан пришел раз в келью Иринарха и сказал: — Благослови, батько! А Сапега убит под Москвою, по твоему слову! Старец отвечал: — Подите и вы в свою землю — и будете живы; если же не уйдете из нашей земле, и вам быть убитыми! Пан ушел и поведал слова Иринарха прочим всем панам. И стали паны приходить к старцу, и старец говорил им: — Подите в свою землю; если не пойдете, то будете убиты. Пришел к старцу сын воеводы, по имени Воин, и благословился у старца идти в свою землю. Старец благословил; воеводин сын поклонился до земли, пошел к своему отцу и рассказал о благословении. Тогда и сам воевода Иоанн Каменский пришел к старцу в келью, поклонился старцу до земли и сказал: — Благослови, батько, и меня идти в свою землю, как благословил сына моего. И старец благословил его и сказал: — Только не трогай монастыря и братии и города Ростова. И пан Каменский ушел в свою землю, не тронув ни монастыря, ни города Ростова. В монастыре снова была радость по случаю избавления от опасности. Между тем как в самой Москве, так и во всей земле было великое смятение и печаль, что в Москве засела Литва. Везде, а особенно в Нижнем Новгороде, молились о том, чтобы Господь Бог явил милость свою и очистил город Москву от врагов, и избавил землю от великой скорби. Нижегородцам был известен князь Димитрий Михайлович Пожарский, проживавший близ Нижнего. Нижегородцы начали просить его, чтобы он шел к Москве и очистил ее от врагов. Они стали собирать и давать ему людей, деньги и запасы на войну. В помощь и содействие ему выбрали нижегородского посадского человека Косму Минина. И военный предводитель, и земский выборный были единодушны в своих мыслях и все делали с общего совета и согласия. И Бог подал им Свою помощь. Двинулись они со всею собранною силою к городу Ярославлю и остановились в нем. Изо всех городов стали собираться к ним русские люди, желавшие стать за веру и отечество и умереть за святые Божии церкви.

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

Римско-католическая коллегия писала в мае 1838 г. Греко-униатской коллегии, что «оба сии обряда почитаются священными и составляют то же самое вероисповедание» 74 . Еп.Камионка, когда от него потребовали запретить римско-католическому духовенству преподавать Закон Божий ученикам униатам, писал в оправдание ксендзов-законоучителей, что униатское исповедание имеет совершенно одни и те же догматы и правила веры, как и римское, что все различие между ними состоит в отправлении богослужения униатами на славянском языке, а римско-католиками на латинском языке и в соблюдении первыми обрядов восточной церкви, а последними – обрядов западной церкви, и что поэтому римско-католические духовные при преподавании Закона Божьего не полагали никакого различия между учениками униатского обряда и римско-католиками 75 . Но для характеристики дела важно то, что теперь сами униаты глазами католиков смотрели на свое положение. Белорусская консистория, например, свидетельствовала в 1832 году в официальной бумаге «сходственность исповедания униатского с римско-католическим» и «единоверие сих обрядов» 76 . Даже в 1841 году, уже по воссоединении, Белорусско-Литовская коллегия писала, что «бывшая греко-униатская церковь особых своих уставов не имела, а руководствовалась преимущественно уставами церкви западной, с которой она была соединена» 77 . Ha практике такое единоверие выражалось на каждом шагу и всегда с ущербом для униатской церкви. В силу этого единоверия униатское духовное и светское юношество получало образование в католических и окатоличенных базилианских монастырских школах 78 . Законоучителями тут были латиняне, которые, по известным нам уже словам римско-католического епископа Камионки, не находили нужным делать различие между униатами и римско-католиками. А к чему вело воспитание униатского юношества в таких школах, об этом послушаем знакомого с делом кн.Хованского. «Производящаяся у меня о совращении униатов в римско-католические законы переписка показывает, – писал он в 1834 году министру внутренних дел, – что совращенные суть почти все люди таких состояний, кои имели возможность учиться сами и детей своих отдавать в училища, в коих законоучителями были или римско-католические духовные или униатские священники, воспитанники иезуитов» 79 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Приложение к основному тексту документа описывает более конкретно отношение Русской Церкви к диалогу с Римско-Католической Церковью: «Диалог с Римско-Католической Церковью строился и должен строиться в будущем с учетом того основополагающего факта, что она является Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположений. В то же время представляется необходимым принимать во внимание характер развития вероучительных основ Римско-Католической Церкви, нередко шедшего в разрез с Преданием и духовным опытом Древней Церкви. Богословский диалог с Римско-Католической Церковью должен развиваться параллельно с обсуждением наиболее насущных проблем двусторонних отношений. Важнейшей темой диалога сегодня остается тема унии и прозелитизма» ( Основы , приложение). Данный параграф важен в двух отношениях: с одной стороны он свидетельствует о современном состоянии диалога между двумя Церквами, с другой - определяет пути, по которым этот диалог развивался в последние почти 10 лет, прошедших с момента публикации документа. Поэтому полагаю полезным рассмотреть современное состояние отношений между двумя Церквами, следуя логике документа и тем самым разделяя тему на три подтемы: участие Русской Церкви в богословском диалоге между полнотой Православной Церкви и Римско-Католической Церковью; отношения с Католической Церковью на канонической территории Московского Патриархата; отношения с Католической Церковью на международном уровне, включая отношения с отдельными епархиями, организациями и другими католическими структурами. 1. Богословский диалог с Римско-Католической Церковью В отношениях с инославными Церквами Русская Церковь уделяет главное внимание богословскому диалогу. «Характерной особенностью проводимых Русской Православной Церковью диалогов с инославием является их богословский характер», подчеркивают «Основы» (4.2). При этом богословский диалог с Римско-Католической Церковью всегда рассматривался в качестве одного из самых важных в силу самой важности места, занимаемого Католической Церковью в христианском мире, а также ее близости, с точки зрения исторической и богословской, Церкви Православной. Поэтому вполне естественно, что в двусторонний богословский диалог с Римско-Католической Церковью Русская Церковь вступила в 1967 году и участвует в работе Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-Католической и Православной Церквами с самого ее основания в 1979 году.

http://ruskline.ru/analitika/2010/02/15/...

Изучение римско-католической сотериологии представляется нам весьма нужной предпосылкой всякого контакта с Римско-католической церковью, будь то простое ее изучение или обширный экуменический диалог, так как «существенное отличие всякой ереси от церковной истины станет нам ясно лишь тогда, когда мы оставим сферу чисто догматическую и теоретическую, а будем сравнивать само жизнепонимание» 576 . Как отмечает патриарх Сергий (Страгородский) , «тот, кто хочет узнать истинное существо католичества, протестантства или православия, тот должен обратиться не к теоретическому их учению, а к их понятию о жизни, к их учению, именно, о личном спасении... тот должен опросить каждое из вероисповеданий, в чем оно полагает смысл жизни человека, его высшее благо» 577 . Применение к духовной жизни юридической терминологии (такой, как «искупление», «заслуга», «награда», «долг»), понимаемой дословно и вне контекста святоотеческого учения о спасении 578 , «послужило источником того коренного заблуждения, которое теперь отличает христианство западное; на этой почве развилась правовая (юридическая) постановка учения о спасении» 579 . В данной работе мы изложим римско-католическое учение о спасении согласно новому Катехизису Католической церкви 580 , который с момента своего издания в 1992 году является официальным изложением римско-католического вероучения, что и указано в соответствующей «Апостольской конституции» за подписью римского папы Иоанна Павла II 581 . Мы также попытаемся изучить возможную эволюцию римско-католической сотериологии, сравнив новый Катехизис с более ранними изложениями римско-католической веры. Помимо Катехизиса 1992 года, нашими основными источниками будут: 1) «Католический катехизис» священника С. Тышкевича, излагающий римско-католическое вероучение русским католикам и одобренный Восточной Конгрегацией. 2) Книга «Католичество и священное Предание Востока» 582 католического священника А. Волконского, одобренная богословской комиссией Съезда русского римско-католического духовенства как соответствующая римско-католическому вероучению.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010