Ни какие заверения отдельных представителей римско-католической церкви, что их церковь ищет «соединения» с Православною Церковью, пока не убедили нас. Уверяющие либо неискренни, либо выражают свое личное мнение, свои pia desideria. Правящая же римско-католическая церковь мыслит это «соединение» не иначе как подчинение, как исторически определившуюся «унию». К этой цели римско-католическая церковь и направляет все свои усилия 147 . И нельзя сказать, чтобы такие усилия оказывались совершенно безуспешными: католики беспрерывно увлекают к себе из Православной, в особенности Русской, Церкви, отдельных лиц, изменяющих родной вере под влиянием чаще жизненных невзгод и лишений, чем блестящих доводов римско-католических ксендзов. Но такие «успехи» римско-католической церкви должны огорчать искренних сторонников честного, на правах равенства, единения великих церквей, ибо подобными «успехами» и приемами римско-католической церкви пропасть между нею и Православной Церковью все больше углубляется, недоверие нарастает и отдаляется тот день, когда может стать «едино стадо и един пастырь». Позиция католической церкви тем резче выделяется, что другие старые церкви и исповедания совсем не выявляют наклонности, в целях прозелитизма, воспользоваться трагически затруднительным положением Православной Церкви, а некоторые, как Англиканская – в Зап. Европе, методистская – в Америке даже спешат к ней на помощь 148 . В частности, Болгария не забыта католиками. Римско-католические аванпосты, в виде римско-католических и униатских церквей, монастырей и школ разбросаны по всему Болгарскому царству, и в них осторожно, но настойчиво и планомерно ведется определенная работа, направленная к распространению римско-католических идей и к привлечению православных болгар в лоно Римской Церкви. Еще более не дремлют в это тяжелое для Православной Церкви время разные сектантские общества. Совратительская политика составляет природу этих обществ. Они и раньше в православных странах росли и ширились, главным образом за счет Православной Церкви. Теперь же они усилили свою пропаганду.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

В истории церкви касательно учения о первородном грехе заметно два главных направлений. Они зависят преимущественно от одностороннего взгляда на этот догмат. Споры об отношении божественного к человеческому, благодати к естественным силам человека всегда производили две партии, вдававшиеся в противоположные крайности. Эти споры начались в христиан. церкви сначала в учении о лице Богочеловека, а в начале 5 века (с 411 г.) из области христологии решение вопроса об отношении благодати к естествен. сила человека перешло в христианск. антропологию в учении Пелагия и блаж. Августина, и, благодаря их оживленной полемике столь важный догмат – о первородн. грехе – принимавшийся прежде в простоте веры, на основании немногих изречений Св. Писания был развит и уяснен. Но так как всегда бывает, спорившие стороны уклонились в противоположн. крайности и тем самым подали начало двум различным взглядам на учение о первородн. грехе. Пелагий отстаивал целость и неповрежденность душевных сил человека, и его последователи с самонадеянной гордостью отвергали необходимость содействия благодати для возрождения и спасения человека. Вот вкратце его учение: грех – дело свободной воли человека; все доброе и злое в его жизни, за что он заслуживает похвалу, или порицание, зависит от него самого. Не наклонность, будто бы наследованная нами от прародителей, влечет нас к греху, а собственная наша свобода – причина нравственного нашего падения. Человеческая природа и доныне такая же совершенная и невинная, какая была в Адаме. Перерождение Адамова греха, как греха его собственного, личного, к его потомкам не мыслимо и противно божествен. правосудию. Единственная связь, какая только может быть между грехом Адама и нашими преступлениями, заключается в нашем подражании его греху и только в этом отношении грех прародителя можно назвать всеобщим грехом, потому что если бы Адам не пал, может быть и потомки его не пали, не имея пред собой дурного примера 26 . Учение Пелагия, начавшееся в западн. церкви вскоре обличено было на Востоке, а потом уже и на Западе. Но здесь-то оно осуждено было официально, а в действительности оно нашло себе приют и покровительство в Риме, так как оно согласовалось с монтанистич. направлением католическ. Церкви. Лютеранские богословы осуждают римск. церковь за пелагианство в учении о первородном грехе; но это не вполне справедливо. Отстаивая, свободу воли в падшем человеке, она признает, что человеч. природа со времени грехопадения прародителей стала слабее и удобопреклоннее ко злу и с самого зачатия своего человек уже осквернен прародительск. грехом, в следствие чего она признает необходимость крещения детей. Пелагианство с его крайними выводами в настоящее время находится только в учении Социниан.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Католич. учение о первородн. грехе в первый раз было изложено на Тридентск. соборе по неотступному требованию лютеран, – и в этом изложении сделана была Римск. церковью значительн. уступка справедливым требованиям их. Но, как временная уступка, тезисы Тридентского собора о падении первого человека не получили канонической силы и значения в католическ. церкви. Маренеке и Винер подверглись от рим. курии осуждению за то, что они, на основании положения Тридентск. собора изложили католич. учение о первородн. грехе 46 . И потому-то римский катехизис, составленный на основании Тридентск. собора, тщательно обходит этот догмат, опасаясь изменить вековой практике западн. церкви и взгляду на деятельность человека, который будто бы в силу естествен. своих сил, помимо спасительн. заслуг Христа может, своими подвигами благочестия, достигнуть оправдания перед Богом. Адам, преступивши заповедь Божию в раю, утратил первобытную праведность, святость, и таким образом лишился сверхъестественного, божественного дара благодати и – вследствие чего подпал праведному гневу Творца, стал хуже по душе и телу и именно потому, что justitia originalis, бывшая в первозданном человеке как бы золотой целью, была отнята у него и Адам остался с своей чистой природой in puris naturalibus 47 . Падший человек, предоставленный себе самому, немедленно начал испытывать внутреннюю борьбу своих противоположных природ, из коих каждая с своими требованиями восстала против другой части своего существа и так. образом открылась вражда, восстание плоти на дух. Следствием этой вражды, преобладание низших чувственных инстинктов над высшими стремлениями духа и наконец смерть 48 . Прародительский грех переходит от Адама на всех его потомков со всеми его дурными последствиями 49 . В чем же собственно первор. грех , по учению Католич. церкви, в лишении человека благодати, сверхъестественного дара Божия. Сущность первородн. греха, по Анзельму – privatio justitiae originalis, по Ломбарду – justitiae debitae nuditas, вообще лишение (carentia) сверхъестественных даров благодати Божией 50 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Благотворительный концерт. Детский Пасхальный фестиваль «Русь Певчая» САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. 18.30. Петропавловский собор (Петропавловская крепость, 3) Пасхальный звон САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. 19.00. Концертный зал Мариинского театра (Декабристов, 37) Н.Каретников «Мистерия апостола Павла» (премьера) 15 апреля 14.00. Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами (Б.Серпуховская, 24) Хоровая капелла «Светилен» (Сургут) 15.15. Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами (Б.Серпуховская, 24) Пасхальный звон АЛЕКСАНДРОВ. 17.00. Государственный историко-архитектурный музей-заповедник «Александровская слобода» (Музейный пр., 20) Шяуляйский государственный камерный хор «Полифония» (Литва) САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. 18.30. Петропавловский собор (Петропавловская крепость, 3) Пасхальный звон САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. 20.00. Мариинский театр (Театральная пл., 1) Симфонический оркестр Мариинского театра. Дирижер – Валерий Гергиев. В программе: Р.Щедрин «Анна Каренина» (премьера) 16 апреля 15.00. Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках (Софийская наб., 32) Пасхальный звон ВОСКРЕСЕНСК. 15.00. Школа-интернат для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей (Московская обл., г. Воскресенск, К.Маркса, 12) Благотворительный концерт. Хоровая капелла «Светилен» (Сургут) 16.00. Московский государственный объединенный музей-заповедник «Коломенское». Выставочно-концертный зал «Атриум» (просп. Андропова, 39) Благотворительный концерт. Детский Пасхальный фестиваль «Русь Певчая» 20.00. Римско-Католический кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (М.Грузинская, 27/13) Благотворительный концерт. Шяуляйский государственный камерный хор «Полифония» (Литва) 17 апреля ЗАРАЙСК. 17.00. Иоанно-Предтеченский собор Зарайского Кремля (пл. Революции, 2) Хоровая капелла «Светилен» (Сургут) 14.00. Храм Живоначальной Троицы в Серебряниках (Серебрянический пер., 1-а) Шяуляйский государственный камерный хор «Полифония» (Литва) 15.00. Колокольня храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Казенной слободе (Покровка, 50/2, стр. 8)

http://e-vestnik.ru/culture/programma_mo...

Но чем завершились их усилия, мы видим по цитатам из катехизиса Католической Церкви. Недовольство существующим положением у некоторых римо-католиков своеобразно преломляется в стремление доказать, что власть папы тоже не абсолютна. Папа, дескать, тоже подчинен закону Божию. Но кто же это отрицает? Ведь никто не отрицает, что папа христианин и что и у него есть абсолютный нравственный и нравоучительный авторитет. Понятно, что папа должен подчиняться закону Божию. Римско-католическая Церковь, конечно же, никогда не провозглашала права папы нарушать закон Божий, объявлять грех добродетелью, Священное Писание не Священным Писанием и тому подобные абсурдные вещи. Вопрос не в этом, а в том, может ли, согласно римско-католическому учению, Церковь контролировать пастырскую и богословскую деятельность папы. Могла ли Римско-католическая Церковь выступить против папы, если бы он сейчас решил восстановить средневековую инквизицию, или продажу индульгенций, или допустил еще что-нибудь, явно не согласное с законом Божиим? Мыслит ли ныне себя Римско-католическая Церковь правомочной анафематствовать папу за пособничество еретикам, как это было сделано на VI Вселенском Соборе с папой Гонорием, или отсечь от себя морально разложившегося папу, как это имело место в 963 г. с папой Иоанном XII? Увы, Римско-католическая Церковь сейчас совершенно не считает себя способной судить папу и принимать подобные решения. В этом ярче всего выражается ее отличие от Древней неразделенной Церкви. Сейчас в Римско-католической Церкви преобладает мнение, что папа властен любой вопрос церковной жизни решать единолично, но что такой способ решения не всегда полезен для церковного дела. Дух коллегиальности ( лат. affectus collegialis) все сильнее овладевает умами римо-католиков, безусловно, желающих своей Церкви возможно большего процветания. Это побуждает некоторых из них искать благоприятных для принципа коллегиальности истолкований уже принятых в Римско-католической Церкви экклезиологических решений. Так, отвечая на вопрос о субъекте высшей церковной власти, выдающийся римско-католический богослов Карл Ранер говорил, что единственным субъектом верховной власти в Церкви является Коллегия епископов, хотя папе и принадлежит непререкаемое право судить о том, как эта власть Коллегии должна осуществляться, — единолично, через него самого, или коллективно, собором.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Другими поводом к появлению модернизма, как религиозного движения, по сознанию самих представителей последнего, служит крайний упадок богословского развития и в силу того богословской науки в римской церкви позднейшего времени. Ватиканский собор 1870 года, санкционировав догмат о папской непогрешимости, в силу того источник всякого богословского ведения возводит к личности единого лица римского первосвященника и вместе с тем убивает всякую свободу и всякую возможность богословского развития в римском католицизме. Поэтому, строго говоря, по заявлению одного из представителей модернизма, богословской науки в римско-католической церкви со времени Ватиканского собора 1870 года не может существовать и не существует. Новейшая римско-католическая богословская наука представляет из себя не что иное, как повторение и обоснование того, что содержала и утверждала средневековая римско-католическая богословская наука. Неудивительно, что и учебные заведения, долженствующие разрабатывать богословскую науку и выводить просвещённых богословов, по сознанию представителей модернизма, не достигают ни того, ни другого. „В новейшее время, пишет один из модернистов, нельзя найти книги, трактующей об образовании клира, которая не оплакивала бы римско-католических семинарий после тридентского периода. Уже половина указываемых в семинариях дефектов была бы вполне достаточна для того, чтобы произвести в них реформы»... Главным из этих дефектов, присущих римско-католическим семинариям новейшего времени, является то, что последние в деле воспитания руководствуются теми же методами, которые существовали в 17-м веке. Согласно этим методам вся задача воспитания сводится к тому, чтобы в учащихся вместо открытых, свободных смелых характеров выработать характеры замкнутые, рабские, забитые. Вполне естественно то, что пастыри церкви, вышедшие из новейших римско-католических семинарий, не способны к энергичной, живой, общественной деятельности, тем более что, ведя замкнутую жизнь в семинариях, они не могут знать и не знают современного общества, его стремлений и задач. С другой стороны печальное состояние римско-католических семинарий новейшего времени, по сознанию представителей модернизма, увеличивается в силу их печального материального положения. Не имея государственного вспоможения, некоторые из последних влачат бедственное существование.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

безбрачие обязательное для клириков всех церковных степеней и запрещались: 1) препровождение времени в кабаках и слишком частые посещения знакомых домов; 2) безобразный образ жизни, особенно связанный с пьянством; 3) азартные игры в карты и кости; 4) увлечения охотою... Тем не менее многие из них не исполнялись не только средним клиром, но и высшим, включая сюда и первосвященников... Эти ненормальности церковноморальной жизни римско-католического клира были одною из главных причин к возникновению реформационного движения, которое ошеломило было римско-католическую курию, но на короткое время. Вскоре она оправилась и сумела возвратить римско-католическому клиру не только в римско-католических, но и в протестантских государствах довольно прочное правовое положение благодаря тому главным образом обстоятельству, что она, т.е. курия, успела и сумела упрочить за римским клиром репутацию антиреволюционной силы. Можно видеть это прежде всего на Австрии, в коей сохранены за римским клиром почти все привилегии, усвоенные за ним в средние века... Например, третья привилегия – privilegium servitiorum не только не отменяется в Австрии, но и расширена, так как освобождает клир от несения военной, караульной службы, вообще от «грязных» обязанностей. Курия в то же время одобряет и требует, чтобы члены клира принимали самое деятельное участие в государственных выборах, запрещая лишь страстность духовенства в последних, доходящую до полного отождествления политических и церковных интересов... Очень хорошо правовое положение римско-католического клира в Италии. В силу законов о гарантиях, утвержденных 13 мая 1871 г., римско-католическая церковь в Италии признается государственной, не взирая на возвещенную свободу вероисповеданий, и ей дарована полная автономия, т.е. право издавать свои распоряжения без предварительного согласия с правительством... Почти то же самое из других западных римско-католических государств наблюдается в Бельгии, Испании и Португалии... Довольно хорошо правовое положение римско-католического клира в государствах протестантских, например, в частности и в особенности в Баварии как германском государстве с большим процентом и католического населения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

В состав каждой митрополии входит несколько диоцезов. Первенствующий епископ округа называется архиепископом или митрополитом. В настоящее время во всём Римско-католическом мире насчитывается до 310 епископских округов. В пределах России находятся 2 митрополии: Могилевская и Варшавская. В обоих округах находится 12 епархий. Римско-католическая духовная коллегия . Посредствующих учреждений между митрополитами и папой нигде не существует. В России центральным учреждением, в котором совершается отправление власти Римско-католической церкви, служит Римско-католическая Духовная Коллегия. Папа не признаёт этого учреждения в строе Римско-католической церкви, игнорирует его, хотя устройство коллегии и круг ведомства, предоставленного ей, не заключает в себе ничего противного каноническим правилам Римской церкви. Римско-католическая Духовная Коллегия находится в Петербурге и учреждена при Екатерине II. По устройству она изменялась несколько раз, в настоящее время она состоит из присутствия и канцелярии. Председательствует в ней архиепископ Могилевский, митрополит всех церквей католических в России; в состав присутствия входят два члена – один епископ, другой прелат, а затем, асессоры по числу епархий. Члены определяются и увольняются Высочайшими указами через Министра Внутренних Дел; на каждую вакансию обыкновенно представляются 2 кандидата. Асессора являются в качестве представителей от тех епархий, в которых они состоят клириками. Они избираются кафедральным капитулом каждой епархии на 3 года. При избрании обращается внимание, чтобы лицо избранное имело достаточно познания в Церковном праве, в русском языке и государственных узаконениях. До 60-х годов в составе Коллегии находились только асессоры из русских губерний, а затем стал присылать своих асессоров и Привислинский край. Предметы ведения Римско-католической духовной коллегии касаются управления всеми делами Римско-католической церкви, – её имуществами и сношениями. В частности: 1) В Коллегии собираются и хранятся полные сведения о состоянии церквей, находящихся в пределах России.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Для избежания всяких неприятных столкновений между Православным и Римско-католическим духовенством, принято за правило по министерству внутренних дел, упраздняемые Римско-католические монастыри и их костёлы передавать в гражданское ведомство, а из сего уже в ведомство Православного духовенства. Так точно поступлено и с означенным выше августианским монастырём. Высочайшее повеление о закрытии оного и передаче в гражданское ведомство воспоследовало ещё в феврале месяце 1852 года, то есть два с половиною года тому назад. Посему я не без удивления узнал из отношения ко мне здешнего г. генерал-губернатора, от 6 истекшего октября, что по-августианский монастырь с костёлом должен быть передаваем в Православное ведомство Римско-католическим духовенством, по распоряжению Римско-католического епископа Жилинского, и что даже костёл сей числился доныне филиальным, хотя на передачу монастыря и костёла Православному духовенству имелось предварительное согласие его, преосвященного Жилинского. С тем вместе я узнал частью, что Высочайшее повеление о закрытии августианского монастыря исполнено не совсем добросовестно, что здания оного отданы в аренду какому-то ксёндзу меньше чем за половину дохода с нанимаемых ныне квартир, что вместе с тем оставлен Римско-католическому духовенству и по-августианский костёл, что духовенство это совершало в сём костёле богослужение постоянно, и что, после получения предписания о передаче костёла в Православное ведомство, богослужение это приняло вид фанатический и возбудило беспорядки, принудившие гражданское начальство арестовать некоторые лица. Посему прилагаемым при сём в списке отношением, от 7 истекшего октября, спрашивал я г. генерал-губернатора: должно ли Православное духовенство принимать означенные здания и костёл непосредственно от Римско-католического духовенства, или же посредством гражданского начальства, и в каком виде должно быть сие посредство. Естественно, не время уже было отменять прежние распоряжения, и передача костёла в ведомство Православного духовенства совершена назначенными для сего Римско-католическими духовными. Для устранения только каких-либо неприятностей, приём, по моему указанию, был замедлен под разными предлогами, пока умы несколько успокоились и из костёла не убраны все принадлежности Римско-католического богослужения – в чём сделано всякое снисхождение, так, что приняты одни голые стены.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Задача учрежденного в 1960 году Папой Иоанном XXIII Секретариата, состоящего из «восточной» и «западной» секций — становление дружеских контактов с некатолическими хри­стианами исповеданиями. Секретариат руково­дит экуменической работой национальных кон­ференций католических епископов. Его деятель­ность в значительной мере направлена на фор­мирование отношений Римско-Католической Церкви в частности с Поместными Православ­ными Церквами. Занимается он и диалогом с иудаистами. Во время встречи делегации с членами Сек­ретариата был поднят ряд вопросов, относя­щихся к деятельности Секретариата и отноше­ниям Римско-Католической Церкви к отдельным конфессиям. В частности, члены Секретариата высказались об отношении Римско-Католиче­ской Церкви к женскому священству в Англи­канской Церкви. Они заявили, что представи­тели Ватикана будут самым серьезным образом обсуждать этот вопрос с англиканами на пред­стоящей двусторонней встрече и что Римско-Католическая Церковь, безусловно, против жен­ского священства, но, конечно, лишь в тех Церквах, где священство признается таинством. Римско-Католическая Церковь не имеет диа­лога с баптистами. Баптисты отказались при­слать наблюдателей на Второй Ватиканский Собор и никак не реагировали на официальное обращение Римско-Католической Церкви о го­товности вести диалог со всеми христианскими конфессиями. В вопросе об отношении к так называемым «Объединенным Церквам» было заявлено, что бездогматическая, по существу чисто эмоцио­нальная точка зрения на церковное единство в этих Церквах неприемлема для Римско-Като­лической Церкви; поэтому экуменические кон­такты с ними пока еще очень неопределенны. Священник Иоанн Лонг подчеркнул, что во взаимоотношениях между Римско-Католической и Православными Церквами наиболее серьез­ным в настоящее время является вопрос о Все­ленской и Поместных Церквах. Проблема эта изучается сейчас в перспективе диалога, в част­ности, с Русской Православной Церковью. В один из визитов в курию мы имели воз­можность ознакомиться также с деятельностью Совета по делам мирян и комиссии Справед­ливость и мир.

http://radonezh.ru/analytics/znakomstvo-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010