Из некатолических государств очень хорошо правовое положение представителей римско-католической церкви и России. Пользуясь еще в XVI-XVIII вв. на основании законов 1627, 1705 и 1769 гг. внутренним самоуправлением (privilegium fori), римско-католическая церковь в России во второй половине XVIII века приобретает права особо покровительствуемой церкви, проявляющияся в свободе принадлежащих католикам храмов, школ и строений от всяких городских повинностей с правом ходатайства казенных пособий в случае построения храмов в среде бедного населения (напр. в колониях Саратовской и др. губерний) (privilegium immunitatis). Во второй половине своего царствования Екатерина II старалась ограничить дарованные ею римско-католической церкви privilegia fori и immunitatis с помощью главным образом законов 1772-73 гг., запрещавших в России без разрешения местного губернатора объявления каких либо папских булль и сосредоточивавших высшее управление в руках Могилевского епископа Сестренцевича. Правовое положение римско-католической церкви в России однако же опять изменилось к лучшему при императорах Павле I и Александре I... Не ухудшилось правовое положение римско-католической церкви в России и после 1810 г., т.е. после учреждения Главного Управления по духовным делам, потому что это Управление, хотя и ограничивало privilegium fori... но значение этих ограничений терялось от того, что во главе Управления был поставлен князь Голицин — друг иезуитов, в силу чего, по сознанию даже представителя римского-католицизма в России — епископа Сестренцевича, католики в Русском государстве пользовались такою свободою, которая присуща лишь господствующей церкви... При Николае I правовое положение римско-католической церкви... даже улучшилось, так как в силу заключенного в 1847 г. конкордата с римским первосвященником к прежним правам, усвоенным римско-католическому духовенству, были присоединены еще права: свободно определять границы римско-католических епархий и самому папе назначать епископов для России и Польши по соглашению с русским правительством. Только при Александре II после того как было установлено участие римско-католического клира в польском восстании, правительство русское издало узаконения, нормирующие правовое положение клира римского в России, по коим сношения русских католиков производятся при посредстве представителя русского государства, католическое духовенство избирается из русских подданных, при поступлении на должность члены его дают клятву исполнять государственные законы и за уголовные и государственные преступления судятся наравне с другими подданными... Что касается других привилегий, усвоенных римско-католическому клиру в России... то они — те же самые, которые усвоены и клиру православной церкви...

http://bogoslov.ru/article/1079223

7121 году сентября в 22 день (1612 г.) литва Вологду выжгла и высекла». Того же году декабря в 5 день в ночи приступила литва к Кириллову монастырю пан Бобовский с «черкасы». Того же месяца в 11 день в ночи приступила литва к Кириллову монастырю с лествицами пан Песоцкий с братом и с черкасы. Но все три приступа были безуспешны. Монастырские стрельцы и люди успешно отбили нападение неприятелей, не было даже убитых, только потом в марте было убито пять человек монастырских слуг. Кириллов монастырь остался единственной на Севере твердыней, не разоренной литовцами. Тогда весь край белозерский был занят их шайками; паны разбойничали здесь по крайней мере до 1618 года. Кирилло-Белозерский монастырь в нескольких местах Белозерского края держал своих людей «в засеках». Так, монастырские слуги Козма Гладкой да князь Михайло Ухтомский стояли на земской службе на Череповецкой засеке в 1612 году; другая засека была в противоположном конце в Бадогах, что ныне в Олонецкой губернии. Но проход и проезд не был безопасен. В октябре 1611 года келарь Боголеп послал монастырского слугу Третьяка Ворона в заозерские села рыбы купить, дал ему 20 рублей, и того Третьяка в Мегре под Белозерском (40 верст) литовские люди убили до смерти и деньги взяли. В 1612 году игумен Матвей поехал к Москве с чудотворцевою водою, захватив с собою 147 рублей, казаки его разгромили и деньги отобрали. Чрез год слуга Констянтин Денисьев да Тимофей Псковитин с товарищи, закупив на Вологде для монастыря разного товару, ехали в обозе в Кириллов. В Корчевщине напали на них казаки, слуг переграбили донага, казенную покупку отняли и лошадей всех увели с собой. Литовские люди остановились станом в Уломской волости и отсюда делали нападения для грабежа сел и монастырей. Горицкий монастырь сохранился, но на соседний с ним Никитский 94 напали паны, выжгли его и игумена Павла сожгли. С 1617 года литва стала оставлять белозерские края, ее гнали как монастырские ратные люди, так и белозерские воеводы Григорий Образцов и Тюфяков.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

Игумен благословил старца и обоих учеников его. Старец пришел в свою келью, благодарил Бога за избавление от гонения и молился о даровании ему терпения. И свыше был ему голос: – Дерзай, страдалец мой, Я с тобою всегда: Я ждал твоего подвига и терпению твоему дивились ангелы. Теперь уже больше не будет на тебя гонений, но ждет тебя уготованное тебе место в Царстве Небесном. Старец Иринарх слышал голос но никого не видел, и в трепете только творил молитву со слезами: – Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй меня грешного и избавь от искушения, – и ограждал себя крестным знамением. После того вскоре игумен Симеон удален был из монастыря. Между тем, по преставлении князя Михаила Скопина–Шуйского, Литва снова ободрилась, враги собрались снова под Москву, Сами москвичи, под влиянием лести врагов свели с престола царя Василия и пустили в город Москву ляхов которые отправили бывшего царя Василия Шуйского в ссылку в Польшу. Москва подверглась пленению и разорению. Литва снова стала разорять области вокруг Москвы на далекое пространство. В 1612 году Литва пришла в Ростов. От страха перед нею, игумен Борисоглебского монастыря бежал со всею братьей на Белое озеро, а старец Иринарх с учениками своими остался в кельи своей, молясь беспрестанно Богу. Литва заняла монастырь и пробыла в нем десять недель. Один пан пришел раз в келью Иринарха и сказал: – Благослови, батько! А Сапега убит под Москвою, по твоему слову! Старец отвечал: – Подите и вы в свою землю – и будете живы; если же не уйдете из нашей земле, и вам быть убитыми! Пан ушел и поведал слова Иринарха прочим всем панам. И стали паны приходить к старцу, и старец говорил им: – Подите в свою землю; если не пойдете, то будете убиты. Пришел к старцу сын воеводы, по имени Воин, и благословился у старца идти в свою землю. Старец благословил; воеводин сын поклонился до земли, пошел к своему отцу и рассказал о благословении. Тогда и сам воевода Иоанн Каменский пришел к старцу в келью, поклонился старцу до земли и сказал: – Благослови, батько, и меня идти в свою землю, как благословил сына моего.

http://pravoslavie.ru/118853.html

право издавать свои распоряжения без предварительного согласия с правительством... Почти то же самое из других западных римско-католических государств наблюдается в Бельгии, Испании и Португалии... Довольно хорошо правовое положение римско-католического клира в государствах протестантских, например, в частности и в особенности в Баварии как германском государстве с большим процентом и католического населения. В силу конкордата от 5 июля 1817 г. римско-католическая церковь признается здесь господствующей и потому представители ее сохраняют в Баварии почти все права и привилегии, связанные с их служением по средневековым воззрениям... Из германских государств правовое положение представителей римско-католической церкви поколебалось было на некоторое время только в Пруссии в силу так называемых майских законов 1872-73 гг., потому что по этим законам римско-католическая церковь лишилась автономии во внутренней жизни, ее представители — казенного жалованья, члены многих орденов, особенно иезуитского, изгонялись из Германии и прочая. Однако после выхода в 1894 году в отставку Бисмарка — главного виновника указанных законов — от них осталось очень немногое, стесняющее правовое положение римско-католической церкви в Пруссии, например, ограничение свободы в создании новых орденов и необходимость для членов клира государственного образования. Что же касается остальных привилегий, то они те же самые, что и в других выше указанных государствах... Аналогично правовое положение римско-католического клира в Англии. И здесь в XVII-XVIII веках, как и в начале XIX в. в Германии, представители и вообще члены римско-католической церкви были лишены государственных прав... С восшедствием в 1820 г. на престол Георга IV и особенно со времени премьерства в английском парламенте Гладстона, издавшего 1869 г. церковные законы, правовое положение римско-католического клира в Англии значительно улучшается: члены его не только получают полную автономию в церковной сфере, но и права участия в государственной жизни английского королевства...

http://bogoslov.ru/article/1079223

По предложению моему о сем ещё в декабре минувшего года, консистория вошла в надлежащие отношения по этому предмету; и иеромонах Кошко, высланный из Вильна несколько лет тому назад по распоряжению правительственному за злонамеренные проповеди и приютившийся во дворе г-на Виленского губернского предводителя дворянства Пусловского, сколько мне известно, обращён уже в монастырь соответственно его монашескому званию. Но частная эта мера едва ли достаточна. Означенные выше злоупотребления допускаются не по одним четырём благочиниям, осмотренным преосвященным Михаилом, но и по другим местам Литовской епархии. Об этом я сам получал неоднократно жалобы при осмотре прошлым летом епархии; об этом есть и дела в консистории. По сведениям сим, некоторые Римско-католические священники проживают в дворах помещичьих, по данным противозаконно дозволениям прежде управлявшим Виленскою Римско-католическою епархией, другие по своевольному дозволению монастырских настоятелей. Между тем, Римско-католические приписные и дворовые каплицы, при которых могут проживать особые священники, определены поимённо главным Римско-католическим духовным начальством, то есть Римско-католическою коллегией; и наблюдение, чтобы сверх определённых коллегией каплиц не назначались особые священники, весьма удобоисполнимо. Необходимо однакож обратить внимание на то, что Виленская Римско-католическая епархия совмещается в пяти губерниях; и наблюдение нынешнего начальника епархии, при всей его благонамеренности и деятельности, не может быть вполне успешно тем более, что после вредного направления, данного духовенству при прежнем начальнике епархии, ещё не скоро можно ввести между оным должный порядок. Посему долгом поставляю просить покорнейше Ваше Высокопревосходительство: не найдёте ли возможным и полезным вытребовать от управляющего Виленскою Римско-католическою епархией прелата Жилинского именной список приписным и дворовым каплицам, при которых разрешено Римско-католическою духовною коллегией состоять особым священникам, и список сей передать по-уездно земским полициям, с тем, чтобы сверх епархиального начальства и сии полиции наблюдали за точным исполнением распоряжения главного Римско-католического духовного начальства. 63. Список с отношения к обер-прокурору Св. Синода, от 27 января 1848 года за 270, о появившихся между воспитанниками духовно-учебных заведений в Вильне признаках приближавшейся холеры

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Главную силу, которой всегда во славу свою пользовалось и теперь еще удерживало в своих руках римско-католическое монашество, составляли монастырские школы. Правда, в период с 1828–1832 г. г. было закрыто изрядное число монастырских училищ: например, Витебские – пиарское и базилианское, Полоцкое пиарское, Ушачское – доминиканское, Сокольницкое – францисканское и другие 62 . По Высочайшему повелению от 1-го мая 1832 г. на место их были учреждены светские 63 . Но и после этого при многих монастырях средние школы еще продолжади существовать: в Волынецком доминиканском монастыре, например, оставалась средняя школа, в которой училось 160 человек, а учителей было 10 (9 монахов и 1 светский); также оставались училища при Озеранском каноников регулярных монастыре (на 29 человек), Быховском того же ордена 64 , при Освейском – миссионерском 65 и многих других, а также при римско-католических приходских церквах, например, при римско-католической церкви в м.Дубровне Оршанского уезда 66 . Руководители же этих школ продолжали вести, завещанную предками и освященную веками, политику римско-католической пропаганды. Таким образом, римско-католическое монашество и после всех несчастий, какие, в виде разных ограничительных мер правительства, в последнее время стряслись над ним, представляло для Белорусского православия и униатства грозную силу 67 . Ho при воссоединении униатов Белорусской епархии нашим деятелям пришлось считаться не столько с наличной римско-католической силой, в лице ее белого и черного духовенства, сколько с результатами прежней, долгой, хитрой и в высшей степени могучей римско-католической пропаганды. А результаты эти были громадны. Конечной целью в отношении унии, к осуществлению которой римско-католицизм не переставал стремиться во все время существования унии, было обращение всех униатов в католиков. Умудренный многовековым опытом, он подходил к ней не сразу, а постепенно, в два приема. Сначала он старался воспитать в униатах сознание своей близости к римско-католической церкви, единства с ней, а затем уже сделать их полными католиками.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Только 18 августа 1914 г. вышло предписание Управляющего Могилёвской римско-католической архиепархией архиепископа Я. Цепляка, в котором он призывал всех римско-католических священников в воскресные и праздничные дни совершать молебны о здравии Его Императорского Величества Государя Императора и всего Царствующего Дома и о даровании победы русской армии над врагами. После каждого праздничного богослужения предлагалось обращаться к прихожанам с просьбами оказывать помощь семьям ушедших на войну солдатов, жертвовать на устройство лазаретов для раненых воинов и т. д. Предписание возымело действие – во всех костелах проводились молебны в честь русской армии и Царствующего Дома, за скорейшую победу России в войне c. 16]. Настоятелями римско-католических приходов также проводился сбор пожертвований в пользу раненых и кружечные сборы в пользу Красного Креста. Так, в местечке Любешов Пинского уезда ксендзом Бречко были собраны пожертвования в сумме 5 рублей, в Борисовском костеле – в сумме 32 рублей, в Слуцком костеле – 100 рублей. Также кружечные сборы проводились в Сверженском, Рубежевинском, Волмянском костелах Минского уезда, в Речицком, Остроглядовичском костелах и в Хойникской каплице Речицкого уезда и других. Все собранные средства отсылались в канцелярию Могилёвского Митрополита c. 14]. Однако, по словам минского губернатора А.Ф. Гирса, «отмеченные положительные явления не дают ещё основание считать римско-католическое духовенство, как вообще весь католический народ, вполне лояльным по отношению к русскому правительству и русской государственности» c. 18]. Что касается руководства РКЦ, то сам управляющий Могилёвской римско-католической архиепархией архиепископ Я. Цепляк 19 ноября 1914 г. при огромном стечении народа в костеле Святой Екатерины в Санкт-Петербурге совершил заупокойное богослужение по убиенным в боях солдатам и офицерам России и союзных держав c. 25]. После ряда неудач российской армии на западном фронте в 1914 году, в начале 1915 г. началось наступление германских войск на территорию Беларуси. В этой связи актуальным стал вопрос об эвакуации Виленской консистории и канцелярии епископа. Так, 19 июля 1915 г. Управляющий Виленской римско-католической епархией епископ К. Михалькевич написал ходатайство директору Департамента духовных дел иностранного исповедания Е. Менкину об ассигновании Виленской римско-католической духовной консистории в размере 1500 рублей на покупку упаковочного материала для казенного имущества Консистории, семинарии и канцелярии Виленского римско-католического епископа, подлежащего вывозу из города Вильно в г. Могилёв в связи с военными обстоятельствами. Ответственным за перевозку назначался преподаватель Духовной семинарии ксендз П. Крауялис c. 125].

http://bogoslov.ru/article/5338800

На религиозно-церковную жизнь римско-католик смотрит плотскими очами. В понятие истинной жизни он привнес ложные мирские понятия неистинной жизни. В самом деле, что иное, как не извращение истины, представляет собою римско-католическое учение об искуплении и оправдании человека? Ибо, юридически понятые, последние служат только отрицанием действительного искупления и оправдания. Как гражданские суды только внешне оправдывают преступников, так и римско-католическая Церковь , изменив христианское понятия оправдания на мирское, предлагает своим членам камень вместо хлеба. Равным образом, чем иным, как не отрицанием вечной жизни, может быть названо римско-католическое учение о сверхдолжных заслугах святых? Вместо законов небесных здесь очевидно взяты законы земной жизни. Или: не к мирским ли собраниям приравнены римско-католические так называемые вселенские соборы, решающие церковные дела большинством голосов?.. – Но если Церковь есть в сущности мирское общество, хотя бы и с известным религиозным направлением, если она есть мирское царство , то, естественно, для полноты в нем недостает еще царя . Без царя нет и царства. 5 . Таково происхождение папства. Не из языческого Рима как такового прежде всего произошло оно, но – из Рима, отпавшего в качестве части от целой Церкви. Оно – из ереси и – ересь 183 . Папство есть завершение великой римской церковной «пирамиды»; но им же и начато ее строение. В этом случае совершенно правы римско-католики, утверждая, что «когда говорится о Главе Церкви, – то говорится о существе такого предмета, от которого всецело зависит существование и благосостояние самой Церкви» 184 . Поэтому борьба против римско-католических заблуждений есть, в сущности, борьба против папства ; и если бы противникам римского католичества удалось преодолеть его во всех пунктах, за исключением одного – папства (предположим это), то в этом случае победителям пришлось бы повторить известные слова папы Евгения IV: «мы ничего не сделали!» Не напрасно, в свою очередь, и римско-католики, забывая о церковном единстве 185 , так склонны к униональным попыткам 186 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

В силу конкордата от 5 июля 1817 г. римско-католическая церковь признается здесь господствующей и потому представители ее сохраняют в Баварии почти все права и привилегии, связанные с их служением по средневековым воззрениям... Из германских государств правовое положение представителей римско-католической церкви поколебалось было на некоторое время только в Пруссии в силу так называемых майских законов 1872–73 гг., потому что по этим законам римско-католическая церковь лишилась автономии во внутренней жизни, ее представители – казенного жалованья, члены многих орденов, особенно иезуитского, изгонялись из Германии и прочая. Однако после выхода в 1894 году в отставку Бисмарка – главного виновника указанных законов – от них осталось очень немногое, стесняющее правовое положение римско-католической церкви в Пруссии, например, ограничение свободы в создании новых орденов и необходимость для членов клира государственного образования. Что же касается остальных привилегий, то они те же самые, что и в других выше указанных государствах... Аналогично правовое положение римско-католического клира в Англии. И здесь в XVII-XVIII веках, как и в начале XIX в. в Германии, представители и вообще члены римско-католической церкви были лишены государственных прав... С восшедствием в 1820 г. на престол Георга IV u ocoбehho со времени премьерства в английском парламенте Гладстона, издавшего 1869 г. церковные законы, правовое положение римско-католического клира в Англии значительно улучшается: члены его не только получают полную автономию в церковной сфере, но и права участия в государственной жизни английского королевства... Из некатолических государств очень хорошо правовое положение представителей римско-католической церкви и России. Пользуясь еще в XVI-XVIII вв. на основании законов 1627, 1705 и 1769 гг. внутренним самоуправлением (privilegium fori), римско-католическая церковь в России во второй половине XVIII века приобретает права особо покровительствуемой церкви, проявляющияся в свободе принадлежащих католикам храмов, школ и строений от всяких городских повинностей с правом ходатайства казенных пособий в случае построения храмов в среде бедного населения (напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Изучение римско-католической сотериологии представляется нам весьма нужной предпосылкой всякого контакта с Римско-католической церковью, будь то простое ее изучение или обширный экуменический диалог, так как " существенное отличие всякой ереси от церковной истины станет нам ясно лишь тогда, когда мы оставим сферу чисто догматическую и теоретическую, а будем сравнивать само жизнепонимание " Как отмечает патриарх Сергий (Страгородский), " тот, кто хочет узнать истинное существо католичества, протестантства или православия, тот должен обратиться не к теоретическому их учению, а к их понятию о жизни, к их учению, именно, о личном спасении... тот должен опросить каждое из вероисповеданий, в чем оно полагает смысл жизни человека, его высшее благо " Применение к духовной жизни юридической терминологии (такой, как " искупление " , " заслуга " , " награда " , " долг " ), понимаемой дословно и вне контекста святоотеческого учения о спасении " послужило источником того коренного заблуждения, которое теперь отличает христианство западное; на этой почве развилась правовая (юридическая) постановка учения о спасении " В данной работе мы изложим римско-католическое учение о спасении согласно новому Катехизису Католической церкви который с момента своего издания в 1992 году является официальным изложением римско-католического вероучения, что и указано в соответствующей " Апостольской конституции " за подписью римского папы Иоанна Павла II Мы также попытаемся изучить возможную эволюцию римско-католической сотериологии, сравнив новый Катехизис с более ранними изложениями римско-католической веры. Помимо Катехизиса 1992 года, нашими основными источниками будут: 1) " Католический катехизис " священника С. Тышкевича, излагающий римско-католическое вероучение русским католикам и одобренный Восточной Конгрегацией. 2) Книга " Католичество и священное Предание Востока " католического священника А. Волконского, одобренная богословской комиссией Съезда русского римско-католического духовенства как соответствующая римско-католическому вероучению.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/395/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010