2) к делу о возврате вышеупомянутых лиц в природное Греко-униатское исповедание и дальнейших по сему обстоятельствах со стороны Греко-униатского духовенства командировала вице-благочинного Лидского Гинтовта, коему о сём для надлежащего исполнения послала указ; и 3) для ведома о сём и объявления по принадлежности послала указ Лидскому благочинному. Подобные настоящему донесения о действиях Римско-католического духовенства весьма часто поступали ко мне из епархии; но я не входил о том с представлением к высшему начальству, полагая, что частные беспорядки должны быть предметом частного обуздания и сношения между местными начальствами. Когда же Римско-католическое духовное начальство осмелилось, как известно вашему сиятельству из представления Греко-униатской коллегии, приписывать Униатскому духовенству поступки, в которых напротив виновно самое Римско-католическое духовенство: то долгом поставляю довести до сведения вашего сиятельства об означенном выше донесении Литовской консистории и просить вашего посредства, чтобы обращено было внимание Римско-католического духовного начальства на подобные прописанному выше действия подведомого ему духовенства, для прекращения оных на будущее время. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 26 мая за 253, о разрешении Греко-униатскому епархиальному начальству принимать впредь самому меры исправления в отношении порочных священно и церковно-служительских жён и дочерей, состоящих в Римском обряде Пьянство, прелюбодеяние, расстройство хозяйства и беспрестанные ругательства мужа, чего был свидетелем сам викарий Литовской епархии Брестский епископ Антоний во время осмотра церквей, побудили сего преосвященного предложить консистории, по прежним примерам, снестись с Римско-католическою консисторией о наказании заключением в монастыре, по просьбе Слуцкого благочинного Наркевича, жену его, принадлежащую к Римско-католической Церкви, с тем, чтобы она, жена благочинного Наркевича, взята была от него без огласки, так как в противном случае она могла бы решиться на уголовные преступления, будучи при том теперь ожесточена на мужа за отращение бороды и ношение рясы; но Римско-католическая консистория не исполнила этого отношения и требовала формального исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Бессознательное верование в римский католицизм со стороны белого греко-унитского духовенства не доходило, однако ж, до фанатизма по той причине, что это духовенство, как необразованное и препираемое гордыми ксендзами и поляками, не было допускаемо к интимным с ними сношениям. Епархиальное начальство действовало заодно с римско-католиками, а как происходившее от них же, оно держало белое духовенство в отдалении от себя: связь между ними ограничивалась почти только рукоположением и покупкой установленных грамот. Белое греко-унитское духовенство взирало на монашество греко-унитское и римско-католическое духовенство как на что-то высшее, хотя и враждебное; а для избежания презрения, по первому призову, было бы готово принять римский католицизм, если бы только римская церковь могла терпеть в недрах своих женатое духовенство. Потому неудивительно, что греко-унитское духовенство, получившее под русским владычеством средства к образованию и узнанию всей неправоты западного католицизма, охотно соединилось с греко-российскою церковью, у которой нашло братскую любовь, вместо презрения латино-польского. Предвидя это, римско-католики поспешили, по возвращении западных губерний к России, принять меры к обращению унитов в римский католицизм, по крайней мере, в северо-западных губерниях. Юго-западные губернии успели ускользнуть от происков католиков скорым своим присоединением к православию. За то, по смерти Екатерины II, римлянам благоприятствовали обстоятельства к истреблению унии в северо-западных губерниях, где оставалось унитов около двух миллионов. Император Павел I, преданный делу мальтийских рыцарей, льстил римско-католическому духовенству, и так как все его действия были вообще направлены против начертаний императрицы Екатерины II, то он и уничтожил учрежденную ею миссию, имевшую целью охранить переход юго-западных унитов в православие и защищать их от гнета панов и ксендзов. 32 В учреждении же о римско-католической коллегии император выразился, что так как униты должны принадлежать или к православию, или к римско-католикам, то и не иметь унитам членов в коллегии 33 . На этом основании католика, при содействии католических помещиков, поставляли по смерти греко-унитских священников на место их латинских ксендзов, рукополагая притом в ксендзы сыновей умерших священников; при этом не дозволяли им жениться, a по местам разрешали женатым унитским священникам служить по-латыни миссу. На место умерших греко-унитских архиереев не рукополагали новых: оставались в живых только два архиерея, брестский Иосафат Булгак и полоцкий Ираклий Лисовский, оба, по заведенному обычаю, поступившие в унитство из римско-католических дворян, а потому и не расположенные защищать унитов от латинян. Митрополита унитского, по смерти Смогоржевского, не назначали. 34

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/yu...

—173— языка в Сараеве; сиротский приют «малого Иисуса» в Сараево; специально-священнические семинарии в Плехане, Сутешском, учебная заведения трапистов близ Баньялуки, приюты сестер милосердия и «Дщери Божией Любви» по всем большим городам Боснии и Герцеговины и 29 чисто римско-католических школ. Ныне имеется по одной, а то и по 2–5 церквей по всем городам и селам, где живут католики, а иногда и там, где и нет католиков, как то: в Гацке, Невесинье, Горажде, Прняворе, Маглае, Модриче, Ярчедолине, Слатине и т.д. 1459 Римско-католический архиепископ Штадлер, пользуясь покровительством Австрии, продолжает всячески укреплять средства латинской пропаганды, скупая дома и имения. Летом 1900 года на Баньском Берегу в Боснии он построил «черным сестрам», и так имевшим очень большой монастырь, громадное здание, стоимостью в 100.000 австрийских гульденов, для женского учительского римско-католического института. Кроме того, Штадлер закончил постройку римско-католической семинарии, на постройку которой римско-католическая курия израсходовала 1 миллион австрийских гульденов. Сербскому православному учащемуся юношеству он предлагает стипендии, чтобы ловить их этим в свои римско-католические сети, уговорившись предварительно с Каллаем, чтобы он гнал их от себя и не давал им правительственных стипендий. Бедное сербское православное юношество принуждено таким образом или не получать совсем образования или быть воспитанным в духе римского католицизма. Штадлер содержит еще народные кухни и сиротские дома – и все для того, чтобы совращать православных в унию. 1460 А то и прямо покупает православных детей и отдает их на воспитание в римско-католическом духе. В его сиротских приютах ютится множество купленных, украденных или силою отнятых детей, навеки погибших для православия и даже сербства. 1461 А как католические власти относятся к пере- —174— ходу из католицизма в православие, показывает следующий случай. В начале 1901 года ксендз, серб И. Джосич, из Санского Моста, явился к православному протоиерею в Старом Майдане и выразил желание перейти в православие.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

148 Но это была еще только одна печальная сторона нелегального существования старокатолического общества; та же самая нелегальность имела и другую, также не менее дурную сторону: она тяжело отзывалась и на материальном благосостоянии этого общества. Дело в том, что старокатолическое общество, не подучив юридической санкции на свое существование как самостоятельного целого, в силу этого самого должно было нести все денежные, вообще материальные повинности, идущие на потребности римско-католической церкви. Курия очень хорошо воспользовалась этим обстоятельством в своих видах: она, хотя и отказывала старокатоликам, как выбывшим de facto из римско-католической церкви членам, в праве пользоваться церквами и кладбищами, но в то же время, основываясь на том, что de jure новое общество не было признано отдельно существующим от римско-католической церкви, основываясь на этом, всегда была не прочь поживиться на счет старокатоликов, требуя от них исправного взноса так называемых церковных податей (Abgaben zu kirchlichen Zwecken), взноса на содержание школ и проч. Отсюда выходило то, что старокатолики должны были расходоваться вдвойне сравнительно с другими – и на свое общество с его многочисленными особенно на первых порах нуждами и на римско-католическую церковь . На все эти ненормальности, вытекавшие из нелегального существования старокатолического общества, конечно должны были обратить внимание вожди его и попытаться устранить их. Действительно, еще кёльнский конгресс выразил надежду на то, что «высокие правительства Германии, Австрии, Швейцарии и других государств» признают в скором времени «законное существование» старокатолического общества, присвоив ему все права, вытекавшие из этого признания, как-то: право пользоваться церквами и церковным имуществом, право получать от государства определенные денежные суммы на поддержание культа, право свободы от всех взносов на потребности римско-католической церкви – на содержание римско-католического духовенства, на римско-католические школы и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

По произнесении их римско-католический священнослужащий причащается св. чаши, а потом уже приступает к причащению верующих 15 . Старокатолический священник, причастившись св. чаши, оканчивает литургию, – чтó римско-католический священник делает по окончании причащения верующих. Окончание соединяется с чтением двух молитв, из которых первая одинакова в обеих мессах, а вторая отличается тем, что у старокатоликов она произносится священников от лица всех («мы приняли», «нас напоила», «пребудь в нас», «изгладь в нас» и т. д.), а у римско-католиков от лица священнослужителя («sumpsi», «potavi», «visceribus meis», «in me» и т. д.). После причащения в той и другой мессе поётся причастный стих, соответственно празднованию, потом послепричастная молитва, и затем община отпускается со словами: «Господь с вами», «И со духом твоим». Старокатолическое: Римско-католическое: Свящ. Восхвалим все Господа! Свящ. Ite missa est. (Alleluja!) Хор: Слава и благодарение Богу нашему. Всё, следующее за сим в римско-католической литургии, у старокатоликов опущено; а так как сии священнодействия и молитвы не имеют отношения к существу священнодействия, и молитвы не имеют отношения к существу священнодействия, то мы их указывать и не будем. Итак, старокатолики в совершении главнейшей части христианского богослужения остались верными преданиям древней западной церкви в том, что касается существа этого богослужения, потому что римско-католический чин мессы в существе своём есть воспроизведение тех древних чинов римской церкви, которые она употребляла, получив их в наследие от пап Геласия и Григория I. В ближайшей и теснейшей связи с ними стоит чин св. Амвросия Медиоланского . Эти три древних западных чина мессы лежат и в основе старокатолического чина её; так что для определения отношений немецкой старокатолической мессы к литургии церкви православной необходимо руководствоваться теми же началами, которыми руководствовались до настоящего времени, определяя отношение римско-католической мессы к литургии нашей церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

Таким образом, народной школе, построенной на шатком компромиссе государства с религией и разными вероисповеданиями, пришлось со временем встретиться с таким противником, который, явившись с крепкими традиционными началами, повел сильную агитацию против самого принципа шатко построенной школы. История этой агитации со стороны римского католицизма против американской школы представляет интересную страницу в истории римско-католической церкви в Америке и ее отношений к американской республике. II. Оппозиция римского католицизма принятой системе и ее основы. Принципиальное отличие системе протестантизма и римского католицизма. Образование но католическому воззрению. Заботы римско-католической церкви об изолировании католического населения от влияния протестантизма. Столкновение с государством и борьба с ним. Оппозиция римского католицизма принятой системе народного образования есть естественное и логическое следствие общей системы римско-католической церкви, преследуемой ею во всех сферах жизни. В ее отношении к разнообразным народам, входящим в ее состав, издавна замечалась тенденция подчинить их своему авторитету не только в области религиозной, но и политической жизни. С этой целью она постоянно стремилась к захвату народного образования в свои руки, чтобы с детства внушать народам святость своего авторитета и воспитывать их и духе своих начал. С особенной ясностью эта тенденция в последнее время обнаружилась в Германии и во Франции, где она получила такое практическое значение, что государство оказалось бессильным пред ней в области принципа и прибегло к грубым насильственным мерам для подавления дальнейшего влияния римско-католического воспитания. Немецкая культурная борьба и французское гонение на иезуитов суть две вариации на одну тему – сознания государством своего бессилия противостоять римско-католическим принципам, вводимым в сознание народа посредством захваченного римско-католической церковью в свои руки народного образования. На почве Нового Света римско-католическая церковь естественно сохраняет ту же тенденцию.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/religi...

Со времени разделения церквей, создание соборов, именуемых на Западе вселенскими, не прекратилось. Всех вселенских соборов римско-католическая церковь насчитывает 22 (последний был в 1869–70 г. – Ватиканский), при чем особенное значение для римско-католической церкви имеют правила или декреты Тридентского собора (1646–1568 г.), пересмотревшего и упорядочившего во многих пунктах дисциплину западной церкви. Постановления поместных соборов служат, по учению римско-католической церкви, источником права только тогда, когда они имеют в виду разъяснение или развитие законодательства вселенской (т. е. римско-католической) церкви или постановлений папы. С усилением власти папы, они должны были потерять всякое значение. Главнейшим источником права римско-католической церкви является папское законодательство, получившее для себя разные формы внешнего выражения. Общее название папских законов – тоже самое, которое у римлян служило для обозначения императорских указов – constitutiones. Эти конституции являются в виде булл (с привесною печатью из свинца. или из золота – bulla), бреве (в менее торжественных случаях ), энциклик и др. Для актов , не имеющих общего значения, а относящихся к отдельному случаю иди к отдельному лицу, удержался римский же термин – rescriptum. Постановления вселенских и поместных соборов, признаваемых римско-католическою церковью, а также некоторые конституции или декреталы пап собраны в кодекс , известный под названием Corpus iuris canonici. С XIV в. абсолютизм папской власти стал колебаться. Движение против него началось со стороны светских государей, желавших пользоваться самостоятельностью в своих собственных делах; но, благодаря им, и поместные церкви старались и успевали приобрести некоторые права на автономию. Последствием этого движения является образование нового источника права римско- католической церкви – конкордатов иди договоров светских правителей с папой, в которых определялись отношения церкви к государству, а также степень и форма участия папского правительства в делах управления поместных церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Не подлежит. сомнению, что русские области, прилегающие к Польше, находились номинально в ведении латинских епископов, так как Папы всегда подчиняли страны, в которых хотели распространить латинство, ведению соседнего епископа, или же поставляли для них особых епископов in partibus infidelium. Таким епископом для Руси был, вероятно, краковский архиепископ, епархия коего, по свидетельству Дитмара, учреждена Болеславом Храбрым. – Но, кроме того, с давнего же времени положено основание особому латинскому епископству для Руси надвислянской и забужной, носившему название Русско-Любушского епископства. Первоначальная история его покрыта непроницаемым мраком. Есть даже предположение, что Любушский епископ имел пребывание в Киеве, но в XII в. выгнан из него великим князем Ярославом Изяславичем. Но, может быть, он выгнан из Руси (собственно из владимирского княжества) Романом, объявившим в 1205 г. что он уничтожит (на Руси) римско-католическую веру. 21 Вероятно, после этого изгнания Любушского епископа и в Руси учреждено русское епископство в Опатове. В 1236 г. силезский князь Генрих Бородатый, управлявший велико-княжеской областью (Малой Польшей) во время опеки над Болеславом Стыдливым, учредил, с соизволения Папы, Опатовское епископство для Руси надвислянской, живущей по обеим сторонам Вислы между Люблином и Опатовом. Готгард, аббат опатовского цистерского монастыря, был первым епископом. Таким образом заведование религиозными делами Руси перешло в руки цистерсов, монашеского ордена, заменившего в деле миссионерства бенедиктинцев, более заботившихся о пользе наук, нежели о распространении римско-католической веры. Но в 1244 г. Генрих снова отдал русское епископство, вместе с опатовским аббатством, Любушскому епископу в Силезии, который и заведовал религиозными делами русских до половины XIV века, когда папа Григорий XI уничтожил власть Любушских епископов на Руси и учредил в оной четыре самостоятельные латинские епархии. 22 II. Литовско-польское владычество I. Литва и Польша

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Вследствие сего, по мнению митрополита Иосифа, те причины, по которым секретным указом св. Синода от 5 апреля 1845 года воспрещалось православному духовенству вмешиваться в какие-либо полицейские распоряжения о противозаконных действиях раскольников, в такой же и даже в большей степени должны были относиться к римско-католикам. Посему, он находил весьма основательным, чтобы православное духовенство было, по возможности, избавлено от надзора за действиями сих последних, противными общим определительным гражданским законам. Но, прося в то же время св. Синод возбудить ходатайство о подтверждении надлежащим гражданским властям иметь деятельное и непременное смотрение за исполнением общих законов и особого предписания министерства Внутренних Дел о строении новых костелов и каплиц и не определении ксендзов, как к ним, так и к прежде существовавшим, где ксендзов не было положено, пр. Иосиф, однако, справедливо выражал сомнение в зоркости сего надзора, в виду того, что гражданские чиновники, по выборам, почти без исключения, принадлежали к римско-католическому исповеданию.  Но если противозаконные поступки со стороны римско-католического духовенства допускались относительно постройки новых костелов и каплиц, при существовании закона, предоставлявшего разрешение оных, между прочим, и православному епархиальному начальству, то, тем более, должно было явиться случаев, нарушающих интересы православия, когда постройка сих костелов и часовен, в силу нового Высочайшего повеления, была 513 предоставлена разрешению только одного гражданского начальства, помимо всякого ведения о том епархиальной власти, которая, например, по поводу донесения Ошмянского благочинного в 1862 году о том, что в Цицине возобновлена римско-католическая часовня, могла уведомить сего благочинного только о том, что она, в силу нового закона, не имеет никакого касательства к делу постройки новых и возобновления старых костелов и каплиц. Впрочем, польское восстание в 1862–1863 годах имело своим последствием, между прочим, то, что Муравьевым, на основании предоставленной ему полной власти, было, после усмирения сего восстания, закрыто много римско-католических монастырей, замешанных в мятеже, и снова ограничено право римско-католического духовенства на постройку костелов и назначение ксендзов к должностям, без разрешения местного начальства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Началу работы Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-Католической и Православной Церквами предшествовали три совещания Межправославной технической Богословской комиссии по подготовке диалога с Римско-Католической Церковью. Список тем для первоначального этапа диалога был выработан на Третьем совещании этой Комиссии, которое состоялось 25–27 июня 1978 года в Православном центре Вселенского Патриархата в Шамбези (Швейцария). В нем приняли участие представители 10 Поместных Православных Церквей (кроме Сербской, Польской, Чехословацкой и Финляндской). На этом совещании было провозглашено: Цель диалога между Римско-Католической Церковью и Православной Церковью – установление полного общения между этими двумя Церквами. Это общение на основе единства веры, общей жизни и общего Предания Древней Церкви найдет свое выражение в совместном совершении Евхаристии. О методе диалога было сказано, что он должен отправляться от элементов, которые объединяют Православную и Римско-Католическую Церкви. Это совершенно не означает, что желательно или даже возможно избегать проблем, которые еще разделяют две Церкви. Это значит только, что начало диалога должно создаваться в позитивном духе и что этот дух должен преобладать над трактовкой проблем, скопившихся за века разделения. (...) В этом свете пункты расхождения между нашими Церквами могут рассматриваться также и новым способом. Можно надеяться, что таким образом станет возможно последовательно и преемственно устранить определенные препятствия, которые противостоят возобновлению совместной жизни двух наших Церквей. Договоренность о начале богословского диалога между Православной и Римско-Католической Церквами была достигнута во время визита Папы Иоанна Павла II в Фанар в 1979 году. 30 ноября 1979 года Иоанн Павел II и Константинопольский Патриарх Димитрий I с согласия всех Поместных Православных Церквей объявили о создании Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-Католической и Православной Церквами, что было сделано.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010