старообрядцев-поморцев. По переписи 2011 г., насчитывалось 23,3 тыс. старообрядцев (гл. обр. в Утенском у.). Нехалкидонские Церкви По оценочным данным, в Л. проживают до 1,3 тыс. армян. По переписи 2011 г. в Л. было 138 армян. С 2006 г. в Вильнюсе действует храм св. Вардана. Духовное окормление осуществляет настоятель рижской ц. св. Григория Просветителя в юрисдикции Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви . Католицизм Римско-католическая Церковь в Л. разделена на 2 архиепископства-митрополии: Каунас (3 епископства-суффрагана: Шяуляй, Тяльшяй, Вилкавишкис) и Вильнюс (2 епископства-суффрагана: Кайшядорис, Панявежис). С 2000 г. действует военный ординариат. В 2011 г. насчитывалось ок. 2357 тыс. католиков в ок. 700 приходах. Украинская греко-католическая Церковь насчитывает в Л. ок. 5 тыс. верных; действует орден василиан . Протестантские церкви, деноминации и секты В нач. XXI в. крупнейшей протестант. орг-цией в Л. является Литовская евангелическо-лютеранская церковь (18,4 тыс. чел., 54 прихода в Л. и 4 прихода за рубежом; 2011). Литовская евангелическо-реформатская церковь в 2011 г. насчитывала 6,7 тыс. адептов в 14 общинах. Также представлены баптисты (ок. 6,7 тыс. чел., 94 общины), пятидесятники (ок. 3,3 тыс. чел., 52 общины), неопятидесятники (церковь «Новое Поколение», ок. 3 тыс. чел., 18 общин), адвентисты седьмого дня (ок. 4,1 тыс. чел., 51 община), христиане-евангелисты (ок. 3,2 тыс. чел., 13 общин) и др. Общая численность протестантов на 2011 г. составляла 52,13 тыс. чел. (25,12 тыс. чел.- лютеране и реформаты, 27,01 тыс. чел.- верующие др. деноминаций). Ислам В 2011 г. в Л. проживали 2,7 тыс. татар, традиционное вероисповедание к-рых - ислам суннитского толка. Религиозное законодательство Конституция Л. гарантирует свободу вероисповедания (ст. 26) и деятельности Церквей и религиозных орг-ций - как законодательно признанных традиционными, так и остальных (ст. 43). Согласно ст. 5 закона «О религиозных общинах и сообществах» от 4 окт. 1995 г. традиционными признаются 9 религиозных общин и сообществ: римо-католиков, греко-католиков, евангелических лютеран, евангелических реформатов, православных, старообрядцев, иудеев, мусульман-суннитов, караимов.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

Первый секретарь Островецкого райкома партии И.Ю. Кардаш в интервью «Гродненской правде» (5 апреля 1991 г.) привел факты, свидетельствовавшие о нарастании процесса политизации этничности, тон которому задавала литовская сторона. Из слов чиновника можно сделать вывод и об институционализации данного процесса: «И в целом, хочу сказать, если и есть какие-то проблемы, то возникают они не из-за национальности, а чисто бытовые, которые стараемся решать. Правда, прослеживаются определенные этапы, напрямую связанные с обстановкой в Литве. Когда там активизировался «Саюдис», прошла и у нас своеобразная «туриада» – из числа студентов литовских вузов. Сейчас заявило о себе так называемое общество гервятского края, объединяющее более тысячи человек. Центр его в Вильнюсе, но нередко навещают нас литовцы из Польши, Германии, Канады, США. Так вот, кливлендские гости, например, открыто говорят, что мы здесь отстали от них в развитии на 150 лет. Еще американские литовцы высказали такую мысль: мы знаем, как бедно живут индейцы в резервациях, но чтобы в центре Европы… На Европу сейчас снимается здесь фильм «о бедственном положении литовских деревень в Белоруссии» с. 2]. В качестве основных инструментов литовской «мягкой силы» в Советской Беларуси И.А. Кардаш называл римско-католическую церковь и образовательную систему: «Большинство верующих того же Гервятского сельсовета –католики. Среди них, как говорил, литовцев – треть. Но служба в местном костеле идет только на литовском языке. Преподаватель литовского языка в Гирях – член «Саюдиса», учительница литовского в Гервятской школе – за выход Литвы из Союза. Ко всему, как известно, выпускники этих школ в вузы Литвы принимаются без экзаменов. Такие «льготы» воздействуют на податливый детский ум» с. 2]. Показательно, что И.Ю. Кардаш, несмотря на осознание всех угроз, считал возможным продолжать взаимодействие с литовской стороной. В частности, он заявлял, что в сотрудничестве с обществом гервятского края в д. Рымдюны началось возведение культурного центра. Первый секретарь райкома считал возможным «обхитрить» своих партнеров: несмотря на официальный статус литовского института, структура должна была фактически выполнять роль регионального центра, «открытого для всех» с. 2]. Замысел чиновника, с согласия которого большая часть расходов легла на бюджет Островецкого района, не был реализован: институция в Рымдюнах действовала именно как литовский культурный центр.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/22/litovs...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Литовская «мягкая сила» в позднесоветской Беларуси «Культпоходы непрошенных вояжеров» 22.12.2023 53 Время на чтение 9 минут Источник: Наука Вера Культура Граница Беларуси и Литвы (Источник: http://wayline.by/uploads/granica-litva.jpg) Аннотация. Гродненская область БССР в период поздней перестройки являлась полигоном, на котором различные «этнические предприниматели» отрабатывали приемы политизации этничности. Безусловным «лидером» в данном виде деятельности являлась польская сторона, в фактическом распоряжении которой находились лояльные ей влиятельные институты (римско-католическая церковь, «Союз поляков Беларуси» и др.). Некоторую активность проявляла и соседняя Литва, ставшая одним из локомотивов центробежных процессов в позднем СССР. Провокационная деятельность литовской интеллигенции в Вороновском и Островецком районах Гродненщины нашла отражение на страницах официального областного издания «Гродненская правда». Первый резонансный визит «литовского десанта» в соседние районы БССР имел место осенью 1988 г. Автор газетной заметки о данном событии отмечал, что прибывшие «гости» вели агитационную работу под прикрытием безобидных на первый взгляд культурных мероприятий. Вторым важным аспектом деятельности «литовских товарищей» стали неформальные беседы с местными жителями, в ходе которых объективно имевшим место в период горбачевской перестройки социально-экономическим трудностям искусственно придавалась этническая окраска («притеснение литовцев белорусско-русской администрацией»): «7 октября в ближнее к Гервятам литовское село Рымдюны нагрянули гости. Три десятка студентов и сотрудников Каунасского политехнического института, никого не предупредив, собрались в деревенском клубе, украсили его литовскими флагами и под предлогом безобидных «Вечорок» попытались устроить митинг. Затея не удалась, и гости разошлись ночевать по домам рымдюнцев. А назавтра по деревне поползла новость: Островецкий район, мол, вскоре присоединят к Литве. Наиболее осведомленные указывали даже конкретный срок: через пять лет. Новостью сельчане поделились и с Людмилой Андреевной (Л.А. Вербицкая – председатель Гервятского сельского Совета народных депутатов Островецкого района – авт.). Причем в разговорах она впервые за долгие годы работы уловила – нет, не враждебные, но уже настороженные нотки. Чуть позже поняла, почему. Оказывается, гости настойчиво выясняли, какие притеснения терпят местные литовцы со стороны белорусско-русской администрации» с. 3].

http://ruskline.ru/opp/2023/12/22/litovs...

Брестская уния (1596 г.) К оглавлению Истоки унии, провозглашенной в Бресте в 1596г., восходят к более раннему времени. Идея унии лежала уже в основе действий литовского правительства, направленных на отделение Киевской митрополии от Московских государства и Церкви (1458 г.) (124). В 1569 г. на Люблинском сейме совершилось событие, увенчавшее собой ряд попыток, предпринимавшихся в 1386—1413 гг. и направленных на объединение (уния!) Литвы с Польшей. До того времени Польша и Литва составляли конфедерацию. Люблинская уния упразднила самостоятельность Литовского княжества. Православным христианам, жившим в пределах Польско-Литовского государства, были обещаны свободное исповедание православной веры, использование русского языка в официальных документах и прочие права наравне с католиками. Но последующие события показали, что католическое правительство не намеревалось выполнять эти условия государственной Люблинской унии, ограничив и стеснив православных в их правах. Это было время, когда после завершения Тридентского Собора (1545—1563 гг.) Римско-Католическая Церковь начала оправляться от удара, нанесенного ей Реформацией, и восстанавливать утраченные позиции. Наиболее деятельными в этом отношении были члены католического ордена — «Общества Иисуса», которые были приглашены в Польшу в 1564 г., а в Литву — в 1569 г., когда было образовано Польско-Литовское государство. Крупные деятели Римско-Католической Церкви издавна обращали свои взоры на Русскую Православную Церковь, стремясь склонить ее к унии. Но после неудачной попытки внедрить унию в Московском государстве после завершения Ферраро-Флорентийского Собора (1439 г.) их действия стали более осторожными. Возобновление подобных попыток относится к 1581 г.: иезуит Антоний Поссевин, прибыв в Москву, добился аудиенции у царя Иоанна Грозного, имел с ним богословский диспут и вручил ему сочинение «О разностях между римским и греческим вероисповеданиями». Усилия Поссевина были напрасными, но по возвращении в Рим он представил Папе отчет о своей деятельности. Объяснив неодолимые трудности, с которыми связаны попытки введения католичества в России, он обратил внимание Папы на южнорусскую Церковь в польско-литовских владениях, предлагая усилить католическое влияние именно в этих землях.

http://sedmitza.ru/lib/text/436369/

Римско-Католическая Церковь Литвы призывает помнить о миссии св. Бонифация (Бруно). Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 26 марта – 15 мая Фестиваль «Весна Духовная. На пути к Пасхе». Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 3 апреля Заседание литературно-философских собраний «Отражения»: «История одной дружбы. Переписка епископа Афанасия (Сахарова) с П.Н. Савицким». Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 6 апреля Лекция Левона Нерсесяна: «Мир, озаренный светом рая: надежда в русской иконе эпохи преп. Сергия Радонежского». Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Римско-Католическая Церковь Литвы призывает помнить о миссии св. Бонифация (Бруно) 13.03.2009 13:41 Версия для печати Вильнюс, 13 марта. В этом году Литва отмечает 1000-летие первого упоминания своего имени в исторических хрониках и в этой связи хочет актуализировать миссию св.Бруно – Бонифация, гибель которого и послужила причиной впервые назвать имя Литвы. Об этом в четверг на встрече с премьер-министром Андрюсом Кубилюсом говорил Каунасский митрополит, председатель конференции епископов Сигитас Тамкявичюс. «Мы, люди Церкви, немного с сожалением наблюдаем за тем, как отмечается тысячелетие первого упоминания имени Литвы – о сути этого события ничего не говорится. Тысячу лет назад человек Бруно шел в Литву, хотя знал, что язычники – негостеприимные люди, убили многих, но он все равно шел, нес нам добро и Евангелие, а также европейскую цивилизацию и культуру», - сказал в четверг Тамкявичюс.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

А.А. Половцов Ираклий (Лисовский), митрополит греко-униатский Ираклий (Лисовский), митрополит греко-униатский, сын помещика Лепельского уезда Витебской губернии, умер 30 августа 1809 г. Он был сначала супериором Оршанского монастыря, потом архимандритом Онуфриевского монастыря; в конце 1779 г. назначен первенствующим членом Полоцкой униатской консистории, управлявшей Белорусскою епархией после перемещения архиепископа Смогоржевского на митрополичью кафедру в Польше; 16 января 1784 г. назначен архиепископом полоцким. Он действовал всегда согласно с видами русского правительства; в 1785 г. предлагал уничтожить латинские изменения в греческих обрядах униатской церкви; старался восстановлять в униатских церквах иконостасы, предлагал даже духовенству совершать богослужение по книгам московской печати; сам стал носить рясу; для изучения православных обрядов совершил (в 1802 г.) путешествие в Иерусалим. В 1803 г., по случаю совращения ста тысяч белорусских униатов в латинство, послал в Петербург своего архипресвитера Красовского выяснить императору Александру тягостное положение униатов в Белоруссии; вследствие доклада Красовского последовал 4 июля 1804 г. Высочайший указ, запрещавший обращать униатов в католичество, и ряд распоряжений к ограждению их от латинской пропаганды; 12 июля 1804 г. в Римско-католическую коллегию в С.-Петербурге, ведавшую дела униатской церкви и состоявшую из одних католиков, приказано назначить членом униатского епископа и трех асессоров от каждой из униатских епархий; 16 июня 1805 г. образован особый (второй) греко-униатский департамент Римско-католической коллегии, под председательством Лисовского. 24 июля 1806 г. он назначен митрополитом всех униатских церквей в России и по Высочайшему повелению 16 декабря 1806 г. открыл в Полоцке духовную семинарию для униатов, много хлопотал, хотя безуспешно, о подчинении базилиан епархиальной власти и об уничтожении ктиторства помещиков-католиков над униатскими церквами. Умер 30 августа 1809 г. и погребен в Струни, возле Полоцка. Бобровский, «Рус. греко-униат. церковь в царствование императора Александра I»; – Батюшков, «Литва и Белоруссия»; – Сапунов, «Витебская Старина», V, «Материалы для ист. полоц. епархии»; – «Акты Вилен. археограф, ком.», XVI. Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Ираклий – греко-униатский митрополит Ираклий (Лисовский, ум. 30 авг. 1809 г.) – греко-униатский митрополит, противник р.католичества. Был супериором Оршанского монастыря, архимандритом Оруфриевского м., с 1779 – первенствующим членом Полоцкой униатской консистории, управлявшей Белорусскою епархией, и 16 января 1784 г. назначен Полоцким архиепископом. Вся его деятельность была направлена к освобождению униатского населения от давления со стороны р.-католичества. Он восстановлял в униатских церквах православную обрядность и даже совершил путешествие в Иерусалим для изучения православных обрядов. Когда в 1803 г. в р.-католичество было совращено сто тысяч белорусских униатов, И. послал архипресвитера Красовского к императору Александру в Петербург для выяснения бедственного положения униатов. Результатом доклада Красовского был указ 4 июля 1804 года, запрещавший латинскую пропаганду среди униатов. До сих пор дела униатской церкви ведала римско-католическая коллегия в Петербурге, состоявшая исключительно из р.-католиков. 12 июля 1804 г. в ее состав назначены были униатский епископ и по три асессора из каждой униатской епархии, 16 июня 1805 г. образован особый греко-униатский департамент и председателем его был назначен Лисовский. 24 июля 1806 г. Лисовский был назначен митрополитом всех униатских церквей в России. В этом сане Лисовский энергично продолжал борьбу с р.-католичеством; в 1860 году он открыл Полоцкую духовную униатскую семинарию, стремился уничтожить ктиторские права помещиков-католиков над униатскими церквами и хотел подчинить базилиан епархиальной власти, но не достиг своих целей. Литература. «Акты Виленской археографической ком.», т. XVI; Сапунов, «Витебская старина», V; «Материалы для истории Полоцкой епархии»; Бобровский, «Рус. греко-уииатская церковь в царств. Алекс. I»; Батюшков, «Литва и Белоруссия». Читать далее Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911./Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Епархиальные капитулы предписали общественный молитвы о целости римско-католического костела и жаловались королю, прося его оградить церковь от еретиков. В 1555 г. жмудский епископ, Вацлав Вербицкий, на окружном соборе брестском, предлагал учредить в Вильни инквизицию. Наконец положено было призвать в Польшу и Литву иезуитов. Орден иезуитов недавно перед тем (1540 г.) учрежден был Папой, с специальной целью противодействовать распространению еретических учений и охранять права св. костела. И орден был самым деятельным орудием начавшегося возрождения католицизма. Между прочими прерогативами, иезуитам предоставлено было право учреждать школы и коллегии с курсами высших наук, даже там, где есть университеты, и раздавать ученые степени, бакалавра, лиценциата и доктора. В короткое время общество учеников Лойолы так разрослось, что в первые 16 лет имело в Западной Европе 9 провинций и, кроме того, 3 провинции в прочих частях света; а спустя 80 лет после своего учреждения считалось уже 32 провинции и 13 тысяч членов. Польша и Литва наводнились в это время протестантскими сектами. Знаменитый варминский епископ, Станислав Гозий, преемник на этой кафедре известного польского историка Мартына Кромера, бывший на Тридентском соборе, испытав все литературные средства в борьбе с лютеранами, 158 в 1563 г. обратился в Рим за помощью, так как епархия его, соседняя с Прусскими областями, особенно обуреваема была новыми учениями. Папа Пий IV прислал в Польшу Иоанна Франциска Коммендони, с званием апостолического нунция, вскоре затем произведенного в кардиналы. По совещании с ним, Гозий в 1564 г. вызвал в Польшу иезуитов, водворил их в Брунстберге, в Вармии, и разослал послания к польским епископам и магнатам польским, увещевая последних отдавать своих детей для обучения иезуитам. Первый отозвался на это приглашение плоцкий епископ Носковский, открывший иезуитскую коллегию в Пултуске (1566 г.); затем, по настоянию Гозия и виленского войта Милевского, виленский епископ Протасевич (1556–1579) вызвал иезуитов в Литву в 1569 г., в самый год соединения ее с польской короной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Русский язык делается в Литве государственным. С другой стороны и вера христианская проникает в Литву преимущественно усердием проповедников Восточной Православной Церкви. Римская Церковь , после неоднократных неудачных попыток, начала усиленным образом действовать со времени Ягайлы, получившего польскую корону (в 1386 г.) с обязательством принести Литву в послушание Риму. Решительное изменение западнорусского края в религиозном и политическом отношениях начинается с Люблинского сейма (1569 г.), на котором, окончательно была присоединена к Польше Литва, а вместе с ней, в числе других завоёванных Литвой западнорусских областей, была присоединена к ней и Волынь. С этих пор воспрещается официальное употребление русского языка. Дворянство, подражая Двору, принимает польские обычаи и римско-католическое исповедание, которое получило особенную силу с введением в Литву иезуитского ордена (в 1569) г.). Благодаря проискам иезуитов, и часть православного духовенства, а за ним и народа, увлекается в унию с Римско-католической церковью на Брестском соборе в 1596 году. Наши русские предки показали великий образец любви, когда на этом соборе примкнули к догматической унии, надеясь, что они найдут ту же взаимную любовь и у тех, с которыми они вошли в соглашение по делам веры, и что эта взаимная любовь будет обладать такой силой, что мало-помалу не только вся Россия, но и вся, как ни велика она, Восточная Церковь примкнёт к унии. Но… потомки этих предков испытали – увы! – не любовь, а ненависть и презрение, увидели не выполнение торжественных обещаний – оставить в неприкосновенности обряды и учреждения Греко-Восточной Церкви, а – преследование тех, которые дерзали напомнить об этих обещаниях. Они увидели не проникнутое любовью приумножение благ своего народа, а усилия к искоренению её. Оказалось, что эта уния была не чем иным, как ловко придуманным поляками средством чисто-политическим. Вводя унию, которая была как бы мостом для православных в латинскую церковь , и затем преследуя обряды и установления Греческой Православной Церкви, поляки стремились окатоличить русский издревле-православный народ, а фанатически преследуя русский язык и вообще русскую народность, они делали русского человека поляком и, таким образом, стремились мало-помалу увеличить число поляков, надеясь чрез то поддержать уже пошатнувшееся в своём основании польское государство.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

28 окт. 1925 г. папа Римский Пий XI издал буллу об образовании Виленской церковной провинции (митрополии), в к-рую вошли Виленская архиепископия, возведенная в ранг митрополичьей кафедры, и 2 суфраганные епархии: Ломжинская, существовавшая ранее, и новообразованная Пинско-Полесская. Реорганизованная Виленская архиепархия на территории Польши к нач. 1926 г. насчитывала 326 приходов, объединенных в 25 деканатов; прихожанами римско-католич. храмов являлись 1 209 822 верных. В Польше при поддержке властей строились костелы, число приходов в Виленской архиепархии к 1939 г. увеличилось до 371, в т. ч. 7 приходов византийско-слав. обряда, 9 военных приходов; действовали 25 муж. мон-рей и 56 женских (включая приписные миссионерские пункты), в т. ч. 2 мужских и 2 жен. мон-ря византийско-слав. обряда. В епархии служили 626 священников (в т. ч. 5 византийско-слав. обряда), насчитывалось 1 496 212 верных. Число католиков росло преимущественно за счет полонизации и окатоличивания правосл. белорусов (наиболее заметно в Лидском, Волковысском и Браславском повятах). С 1931 г. в юрисдикцию Римско-католической Церкви ежегодно переходило ок. 2 тыс. православных, преобладали присоединенные непосредственно к лат. обряду, а не перешедшие в неоунию . В ответ на активизацию среди православных в 30-х гг. XX в. белорус. национального движения Виленская архиепархия уже не препятствовала, как раньше, изданию церковных книг на белорусском языке. В 1938 г. ксендз Адам Станкевич издал на белорусском языке сборник проповедей и евангельских чтений «Лекции и Евангелии на недели и святы», в 1939 г. свящ. Винцент Годлевский издал свой перевод НЗ на белорус. язык («Чатыры Эbahreлii i Anocmaльckiя Дзei»). После присоединения Литвы к СССР Виленская архиепархия разделилась между разными советскими республиками. В Литовской ССР в 1940 г. имелось 86 приходов, остальные 275 общин оказались в составе Белорусской ССР. В 1941 г. Литва была оккупирована немецко-фашистскими войсками. В этот период в католич. сообществе Литвы, особенно в Вильнюсе, усилились польско-литовские конфликты, основанные на противоречиях межвоенного периода. Греко-католическая Церковь и неоуния

http://pravenc.ru/text/2110577.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010