Действительно, людям спокойным тяжелый вопрос о том, кому целовать крест, представлялся недобрым делом, нарушавшим спокойствие и все добрые сношения между жителями одного государства. В то время как некоторые города переписывались, уговаривая друг друга подождать, не спешить присягою царю тушинскому, жители Железопольской Устюжны показали пример геройского сопротивления. 6 декабря 1607 года пришла к ним грамота от белозерцев о совете, чтоб веры христианской не попрать, за дом Богородицы, за царя Василия и друг за друга головы сложить и польским и литовским людям не сдаться. Жители Устюжны обрадовались такому совету и послали на Белоозеро подобную же грамоту. В это время приехали посланцы из Тушина кормов править: устюженцы им отказали и отослали их на Белоозеро, а сами решили сесть в осаде, хотя острога и никакой крепости у них не было. Они послали в уезды по бояр и детей боярских, поцеловали крест в соборной церкви не сдаваться Литве и выбрали себе в головы Солменя Отрепьева да Богдана Перского, да прикащика Алексея Суворова, потому что на Устюжне воеводы тогда не было; но потом приехал из Москвы Андрей Петрович Ртищев, и устюженцы выбрали его себе воеводою; тогда же пришел с Белоозера к ним на помощь Фома Подщипаев с 400 человек. Заслышавши о приближении поляков, черкас и русских воров, Ртищев выступил с войском к ним навстречу, но не хотел идти далеко, говоря, что литва и немцы в ратном деле искусны и идут с большим войском. Ратные люди с ним не согласились: «Пойдем, – кричали они, – против злых супостат, умрем за св. божии церкви и за веру христианскую!» Воевода должен был двинуться вперед и 5 января 1608 года встретился с литвою при деревне Батневке: устюженцы и белозерцы, не имея никакого понятия о ратном деле, по словам современника, были окружены врагами и посечены, как трава. Ртищев спасся бегством в Устюжну и не знал, что делать? Ратные люди побиты, под Москвою литва, под Новгородом Литва, на Устюжне нет никаких укреплений. Несмотря на такое отчаянное положение дела, устюженцы и белозерцы, оставшиеся от поражения, собрались и решили: «Лучше нам помереть за дом Божией матери и за веру христианскую на Устюжне».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

е. Могилевскому. – По учреждении (в царствование ими. Александра I) министерств, дела по управлению латинским духовенством рассеялись по разным ведомствам, с которыми епархиальные начальники должны были сноситься непосредственно, не имея над собой центрального учреждения, что было в особенности неудобно в тех случаях, когда требовалось испрашивать по этим делам Высочайшего повеления. Для устранения этих неудобств учреждено было в 1810 г. главное управление духовными делами иностранных исповеданий. В 1817 г. это управление было слито с Министерством Народного Просвещения, а в 1832 г. (ук. 2 февраля) отделено от этого Министерства и присоединено к Министерству Внутренних Дел. В Ведомстве Министерства Внутренних Дел главное управление духовных дел иностранных исповеданий остаётся и до настоящего времени. В 1848 г. состоялось, с согласия уполномоченных римского паны, новое разграничение римско-католических епархий, существующее до сих пор, за исключением Царства Польского, имеющего своё особое управление. §47. Современное устройство римско-католической церкви в России В России в настоящее время семь епархий римско- католического исповедания: 1) Могилевская, к которой принадлежат римско-католические церкви в губернии Могилевской и в Великом Княжестве Финляндском, а также все те церкви, которые не входят в состав прочих епархиальных округов в Империи; 2) епархия Виленская, к которой принадлежат римско-католические церкви в губерниях Виленской и Гродненской; 3) Телышевская или Самогитская – в губерниях Ковенской и Курляндской; 4) Луцко-Житомирская–в губерниях Киевской и Волынской; 5) Минская–в губернии Минской; 6) Каменецкая – в губернии Подольской; 7) Тираспольская–в губерниях Херсонской, Екатеринославской, Таврической, Саратовской, Астраханской, Бессарабской области, Кавказском и Закавказском крае. 65 Высшим центрально-правительственным учреждением для римско-католической церкви является учреждённая в конце прошлого столетия римско-католическая Духовная Коллегия в С-Петербурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

7137 руб. 35 руб. 10 коп. Права римско-католических священников совершенно идентичны правам евангелическо-лютеранских проповедников, о которых мы говорили выше. Для чинов римско-католического исповедания, принадлежавших к войскам, расположенным в г. Варшаве, была учреждена военная римско-католическая церковь (бывший Францисканский монастырь). При церкви этой особого штатного причта не полагалось. Должность же настоятеля возлагалась на штатного священника Варшавского военного округа. При церкви состояли 2 сторожа из нижних чинов римско-католического исповедания. Содержание военной римско-католической церкви, в размере 1838 рублей, отнесено было на счёт сумм, назначенных на содержание римско-католического духовенства в Царстве Польском.(Высочайшее повеление, состоявшее по Главному штабу 12 января 1867 года, и Высочайше утверждённый 22 марта 1867 года журнал Комитета по делам Царства Польского). До этого приказа по военному ведомству 178 от 9 июля 1896 года) относительно иноверцев христианских исповеданий были объявлены общие указания в приказе по военному ведомству 253 от 1875 года. Вместе с тем, следуя исторической правде, необходимо отметить, что в отношениях этих не всегда была полная идиллия. Подтверждением тому служат распоряжения начальникам Виленской, Ковенской, Гродненской, Минской, Витебской и Могилёвской губерний о принятии мер по ограничению влияния на местное население католического духовенства. Приведём в качестве примера распоряжение 73 от 11 июля 1864 года, подписанное генералом от инфантерии М. Н. Муравьёвым: «Признавая необходимым установить в Высочайше вверенном мне крае постоянное и неусыпное наблюдение за действиями Римско-Католического духовенства, достаточно уже доказавшего во время бывшего мятежа свою политическую неблагонадёжность, и имея притом в виду, что многие из лиц этого духовенства, не исполняя никаких прямых обязанностей и ведя праздную жизнь вмешивались в политические смуты и своим влиянием направляли умы в народе к мятежным действиям против Законного Правительства, я предлагаю Вашему Превосходительству, принять к точному и непременному исполнению:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Такие меры, какими папы в средние века старались закрепить господство Церкви над государством, например действия Григория VII и его преемников в борьбе с императором Генрихом IV, действия Александра III против Фридриха Барбароссы и английского короля Генриха II, действия Григория IX против императора Фридриха II и дальнейших пап против всей фамилии Гогенщтауфенов – политическия анафемы, интердикты, крестовые походы, истребления тысяч людей во имя веры и интересов церкви, на самом деле в видах властолюбия, – заговоры, интриги, политическия убийства, подкупы, измены, возмущения подданных против законного правительства, – наконец и те многочисленные интриги, посредством которых папы в новейшия времена стараются ноддержать упадающее влияние католицизма в европейских государствах, дать ему преобладание пред другими христианскими исповеданиями, сохранить римско-католическую Церковь как бы самостоятельным, знающим одного своего верховного главу, государством во всех странах, где только есть римско-католические подданные, (обязанные, конечно, со всеми другими подчиняться законному гражданскому правительству), – все такия меры и действия, в высшей степени недостойные и не соответствующия высокому характеру и духовному призванию Церкви и пастырского служения, останутся навсегда позорными пятнами в истории папства. И при всем том, римско-католическая Церковь и папская власть в последние века более и более теряют свое политическое могущество и влияние в самых римско-католических государствах. В виду событий последних веков, в виду тех многочисленных ограничений, которым подвергается самое духовное влияние пап в римско-католических государствах, – в виду тех ударов, какие нанесены папству и католицизму в XVIII веке, того самовластия, с каким действовал по отношению в папам Наполеон I, наконец в виду современного положения дел в самой Италии, в виду того, как свободно король Виктор Эммануил подле самаго, так сказать, папского престола распоряжается церковными делами, назначением епископов, упразднением монастырей, и подданные папы со дня на день ожидают счастия избавиться от своего владыки, и радуются всякому успеху его от явленных врагов, – в настоящее время приверженцам папизма уже нельзя по прежнему много хвалиться внешним величием, твердою самостоятельностью, сильным политическим влиянием; римско-католической Церкви, поставлять это внешнее величие в высокую нравственную заслугу своей Церкви, и объяснять ее тем, что римско-католическая Церковь имеет своим главою папу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

д) Отзыв заслуженного ординарного профессора Василия Соколова о кандидатском сочинении действительного студента Академии Павла Доброгаева на тему: «Практика римско-католической церкви, запрещающая мирянам читать Библию на народном языке. (Догматические, канонические и теоретические ее основания и их разбор)»: «В основу работы г. Доброгаева положено двухтомное сочинение бельгийского богослова Malon «La lecture de la sainte Bibleen langue vulgaire (стр. XIV + 371 + 547). Сочинение это имеет полемический характер и, опровергая воззрения протестантов, поставляет своей задачей доказать законность и разумность той практики, которой держится римско-католическая церковь по вопросу о чтении Библии мирянами на народных языках. Католический автор собрал, по возможности, все, что может быть сказано в защиту господствующей в его церкви практики, а также и в опровержение выставляемых против нее возражений, а потому по книге Malon можно составить полное и ясное представление о сущности данного вопроса, его постановке и аргументации спорящими сторонами. От г. Доброгаева требовалось, чтобы он, изучив надлежащим образом книгу Malon и проверив по первоисточникам приводимые в ней данные, изложил сущность и аргументацию римско-католической практики и критически рассмотрел все ее догматические, канонические и теоретические основания. Соответственно такой задаче, автор сперва (во введении) излагает православный (1–8) и римско-католический (9–25) взгляд по данному вопросу, дает общую характеристику книги Malon (26–30) и намечает план своего исследования (30–33). Самое исследование г. Доброгаева состоит из четырех глав, весьма неравных по объему. В первой главе (35–175) автор, прежде всего, характеризует римско-католическую постановку данного вопроса и те принципы, которыми руководится западное богословие (в лице Malon) при его разрешении, а затем большую —273— часть главы посвящает рассмотрению свидетельств Ветхого и Нового Завета и их толкования, направленного к защите римско-католической практики. За изложением римско-католических тезисов и их доказательств в этой главе, как и во всех последующих, у автора обыкновенно тотчас же следуют его собственные критические на них замечания.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Епископы обязаны по требованию папы представить отчет или явиться лично в Рим (visitatis liminium Urbis S. Petri). По праву высшего управления пап назначает епископов, кардиналов, митрополитов, Генералов орденов; в некоторых же странах папа лишь утверждает этих лиц; на этом же основании папа имеет право входить во все дела подведомственные епископам и своими распоряжениями отменять всякое постановление епископа или всякое дело взять в непосредственное свое управление. Папа созывает вселенские соборы, председательствует на них и обнародует их постановления. Римско-Католические епископы в России сносятся с папой в порядке, установленном законом, через митрополита всех Римско-Католических церквей в России. 3) Папа есть верховный судья в Римско-Католической церкви. Он единственный и непосредственный судья над кардиналами, митрополитами и епископами. К нему поступают апелляционные жалобы на решения епархиальных судов всех инстанций. Он имеет право привлечь к своему разбирательству все важнейшие дела (majores res). В источниках, впрочем, не определено в точности, что следует разуметь под majores res, которые папа может изъять из рассмотрения обыкновенных судебных инстанций и подчинить своему личному рассмотрению. 4) Затем, папа есть верховный учитель во всей Римско-Католической церкви и обладает с 1869 г. свойством непогрешимости в определении учений и истин веры и нравственности. Это свойство понимается не в том смысле, что папа безгрешен во всех своих действиях; это свойство такое, каким обладали вселенские соборы. Восточной церковью этот догмат не признается. В политическом отношении папа, по воззрениям католиков, считается главой мира. В международном праве это положение не признается. Далее, по воззрениям Римско-Католической церкви, папа есть не только глава церкви, епископ города Рима, но он есть монарх Папской Области. Теперь власть папы над папской областью не признается, но члены Римско-Католической церкви полагают, что папа имеет и теперь права на область. Если же он в действительности не обладает этими правами, то это происходит вследствие насилий над ним итальянского правительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Римско-католическое население здесь управляется духовенством, —357— которое находится в теснейшей связи и исключительной зависимости от папского престола. Хотя римско-католики и представляют собою таких же подданных Порты, как и Греки, однако ж их община совершенно изъята из-под ведения Турецкого правительства. Тогда как Греческая церковь , при всей своей самостоятельности и отдаленности от государства, – имеет все-таки вид правительственного учреждения в Оттоманской империи, римско-католическая же церковь и ее органы заняли в Турции особливое место: к ним применяются не начала турецкого государственного права, а статьи международных договоров. Тогда как греческий патриарх сделался в известном смысле турецкою административною властью, католические прелаты заняли положение, которое может быть сравниваемо с положением иностранных миссий. Такой порядок вещей не находил себе оправдания в Коране и был положительно не выгоден для Турции. Если турецкое правительство допускало его, то сделало это, преклоняясь пред необходимостью. После того, как попытки султанов утвердить свою власть на Западе Европы не удались, и в особенности после того, как Турция стала обнаруживать признаки разложения, Порта принуждена была заключить мир с христианским Западом и допустить римско-католиков до такого существования в Турции, которое находилось в соответствии с особенностями римско-католической религии. 1777 Впрочем, не следует думать, что римско-католическая община в Турции формально избавлена и от всех, например, требований и повинностей, с которыми Порта обращается и которые она возлагает на греко-восточную религиозную общину. С первого взгляда положение в этом отношении первой из указанных общин представляется даже аналогическим с положением этой последней. Так римско-католические патриархи, митрополиты и епископы обязываются, подобно высшей греческой иерархии, получать от Порты так называемый берат 1778 , – своего рода инвеституру, – —358— с которыми соединяется признание со стороны Турции указанных лиц в их священных должностях.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Окончательно сформировавшийся в XII в. монархизм Римско-католической Церкви в последующие века настойчиво поддерживался и укреплялся ее иерархами. Состоявшиеся вскоре после разделения Вселенские Соборы Римско-католической Церкви (I Латеранский, 1123 г.; I Лионский, 1245 г.) занимаются не столько богословскими, сколько политическими вопросами. В 1302 г. папа Бонифатий VIII издал знаменитую буллу «Unam Sanctam» о праве Церкви на светскую власть и на обладание мечом не только духовным, но и материальным. Это исходило из ранее провозглашенного одним из кардиналов принципа, что наместник Христа является земным и духовным владыкой и что Церковь обязана сражать двойным мечом тех, кто не признает ее двойного владычества. Поэтому когда папа находит народ забывшим Бога, «грешным от пяты ноги до темени», он считает необходимым свое вмешательство: смотря по обстоятельствам, меры сострадательные или лозу железную. В XIV в. исключительным правом папы становится поставление епископов в Римско-католической Церкви. По нынешнему каноническому праву епископская хиротония в Римско-католической Церкви также может быть совершена только по получении на это полномочия от папы. Это неизвестное Древней Церкви положение привело к тому, что сейчас все епископы Римско-католической Церкви являются избранниками папы; они — избранники, но не Церкви, как это было в древности. А это ведет к еще большему укреплению господства папы над Церковью. В первой половине XV в. в Римско-католической Церкви была предпринята попытка ограничения абсолютной власти папы. Три великих Собора — Пизанский (1409), Констанцский (1414—1418) и Базельский (1413 —1443) — провозгласили положение о том, что Вселснские Соборы выше папы и что папа может быть судим и низложен Собором. Это были так называемые реформационные Соборы, которые сделали попытку признать за собой высший над папами авторитет. Однако провозглашенный ими принцип просуществовал в Римско-католической Церкви недолго. Идея абсолютной власти римского монарха настойчиво проводилась в жизнь католическими иерархами, все более приобретая характер требования безграничного, слепого повиновения, доходящего порой до абсурда. Например, знаменитый католический богослов XVI в. кардинал Баллармин писал: «Верховный первосвященник в прямом и абсолютном смысле слова выше Вселенской Церкви» 53 . «Если даже папа впал в заблуждение, предписывая пороки и запрещая добродетели, Церковь, если она не желает погрешить против совести, обязана была бы верить, что пороки — добро, а добродетели — зло... Она обязана считать за добро то, что он приказывает, за зло — то, что он запрещает» 54 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Так относилась турецкая власть к представителям римско-католических держав. Это указывало, что Турки мало симпатизировали этим державам. Но для церковного историка важнее всего то, что Турки, где это было возможно, сдерживали успехи римско-католицизма на Востоке, мешали утверждению здесь папизма и таким образом действовали на руку православных Греков. Приведем факты в подобном роде. – Нужно сказать – их не мало. Одно официальное лице в высших турецких сферах в конце XVII в. заявляло, что «римско-католикам никаких вольностей в Турции не дано, и что вообще Турки противятся всякому усилению у себя католиков». 1790 И это была правда. Если Порте приходилось действовать, не подчиняясь давлению совне и не руководясь какими-либо случайными соображениями, то ее отношения к христианским общинам в Турции выражались в том, что община римско-католическая несла потери и пользовалась меньшим расположением, чем другие религиозные общины и в осо- —364— бенности греческая. И так как римско-католицизм не пользовался расположением Порты, то отсюда происходило то, что католическая пропаганда на Востоке встречала себе противодействие со стороны Турок. Увеличение числа католиков, т.е. таких подданных, которые ускользали из-под контроля турецкой власти, было для нее явлением крайне нежелательным. Порта оказывала даже прямое и решительное сопротивление распространению римско-католицизма в Турции. Католические миссионеры были в ее глазах политическими врагам: они изгонялись и деятельность их парализовалась. Вновь обращенные в католичество, христиане подвергались гонений, а греческое православие находило себе поддержку. XVII и XVIII века исполнены явлениями этого рода. 1791 В это время римско-католицизм нашел ревностных поборников в иезуитах, которые распространяли свою деятельность и на Греков и на константинопольский патриархат. Усилия их не были бесплодны. Значительное число Греков перешло в католичество. Но и Порта не дремала. Она поддерживала православных Греков, преследовала новообращенных католиков и изгоняла иезуитов. – Изгнание иезуитов из Турции повторялось не раз. Вот, например, как произошло изгнание иезуитов из Константинополя и из других мест в начале XVII-ro века. Усилившись в Константинополе в это время, иезуиты открыли в Галате свою коллегию или училище, основали многочисленную библиотеку, привлекли на свою сторону многих из простого греческого народа. При недостатке других учебных заведений в Константинополе, они принимали к себе много молодых людей, которые впоследствии занимали высшие места в иерархии, и вообще иезуиты распространяли свои связи все далей и далее. 1792 Казалось, что греческая церковь потеряла свой авторитет, а иезуиты торжествовали и готовы стать распорядителями на Востоке». Но так продолжалось лишь до тех пор, пока турецкое правительство не уяснило себе, куда, к каким вредным последствиям поведет такое

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Между тем, покончивши с униатскими богослужебными книгами в 1867 году, Хойнацкий со следующего же 1868 года начал заниматься другим сродным предметом, именно изучением богослужебных книг и богослужения церкви Римско-католической. Таким образом в 1868 году напечатано было им в «Трудах Киевской Духовной Академии» первое в нашей духовной письменности исследование «О Латинских песнописцах и их песнопениях в Римско-католической церкви сравнительно с песнописцами и песнопениями церкви православной», – и затем другая обширная статья в том же роде: «Римско-католические праздники, их история, Богослужение и обряды; римско-католический праздник Рождества Христова». С 1873 года, по предложению редакции «Православного Обозрения», Хойнацкий перенес свои статьи по той же части в означенный журнал, где и напечатал: 1) «Праздник Богоявления в Римско-католической церкви», 2) «Праздник Сретения Господня в Римско-католической церкви», и 3) «Праздник Благовещения в Римско-католической церкви». Нам известно из достоверного источника, что в таком же порядке предположено было Хойнацким изложение всех важнейших праздников Западной церкви с обозрением их истории, и что всего важнее переводом всех их служб на русский язык, и чего у нас не было и нет доселе. Но с 1871 года ему пришлось переменить звание учителя Семинарии на более широкое поприще Законоучителя Юридического лицея Князя Безбородко и состоящей при оном Нежинской Гимназии, а с 1875 года еще на более и более широкое – Профессора Богословия в основанном в этом году в Нежине историко-филологическом институте князя Безбородко с оставлением в должности Законоучителя той же Гимназии. Новые обязанности и в частности новое положение Хойнацкого в звании священника, к сожалению, отвлекли его от этого почтенного труда, хотя, сколько известно нам, автор еще не совсем раздумал бросить его, тем более что в запасе у него по этой части собрано немало материала и источников на языках Латинском, Французском и др., за которые стоит только взяться, чтобы повести дело дальше, как следует.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010