247 Всё мировое зло соберётся в один сгусток... – Ср.: «Антихрист будет плодом мира, понимаемого как противоположность Богу, добру, истине и христианству, того мира, который весь лежит во зле, который ненавидит Бога, Христа и Его последователей. Антихрист будет результатом суммы зла, накопившегося в мире в течение тысячелетий В нём зло, живущее в человеческом роде, достигнет вершины своего развития, подобно тому, как и в человечестве его времени зло дойдёт до таких пределов силы и распространения, до каких только оно может достигнуть в человеческом роде. И потому-то в антихристе и в современном ему человечестве зло кончится» (Беляев А. Д. О безбожии и антихристе. Сергиев Посад, 1898. Репр. М., 1996. Ч. 1. С. 193–194). 250 ... " возрастает»... – Свенцицкий заключает слово в кавычки потому, что в Новом Завете оно употребляется только по отношению к Церкви. О признаках кончины века Христос предрекал: «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» ( Мф. 24:12 ). 253 ...человек этот написал бы свою исповедь... – Ср.: «И автор записок и самые «Записки», разумеется, вымышлены. Тем не менее такие лица не только могут, но даже должны существовать в нашем обществе» (Достоевский. 5, 99). 254 ...в настоящее время «подползает» к миру. – «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придёт антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время» ( 1Ин. 2:18 ). 255 ...без страшного внутреннего разрыва с «прошлым», «ветхим», «мёртвым» человеком не может родиться новый... – «Ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху. Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях... и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» ( Рим. 6:6 ; Еф. 4:22–24 ). 256 ...тип, воплощающий основные черты Антихриста в данную эпоху... – Ср.: «Достоевский не о том заботился, чтобы сообщить своё учение о настоящем диаволе, а представляет в его лице то настроение, которым проникается человек, утвердившийся в диавольском намерении» ( Антоний (Храповицкий) , митр. Словарь к творениям Достоевского. М., 1998. С. 110).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

1423 Bolton B. Lo spirito di riforma nel Medioevo. Napoli, 1983. P. 38−44. О современной духовности см.: Goffi T. La spiritualità contemporanea, XX secolo. Bologna, 1987. (Storia della spiritualità; Vol. 8) (об общине Спелло: р. 65, 71:99). Он размышляет об актуальности отшельнической жизни, «знака истории и традиции, создавших просвещение и культуру, которые не спутаешь ни с одной другой (...) настоящую симфонию различий, разыгранных по нотам глубоко слаженной и пластичной партитуры». Bargellini E. Il significato dell ‘eremo nella vita contemporanea//Eremi e romitori tra Umbria e Marche, без указания страницы. 1424 Отсылка к одному из самых распространённых текстов в монашеских и общинных книгохранилищах Средних веков: Gregorii Magni. Dialogi libri IV. Roma, 1924. 1425 Замечательны житийные произведения Лодовико Якобилли (1598, Рим – 1664, Фолиньо). Его главный труд в трёх томах озаглавлен: Vite de’ santi e beati dell‘Umbria e di quelli i corpi de’ quali riposano in essa provincia, con le vite di molti servi di Dio dell ‘Istessa descritte dal sig. Lodovico lacobilli da Foligno, protonotario apostolico. Tomo Primo, Foligno, Agostino Alterii, 1647 p]; Tomo Secondo, Foligno, Agostino Alterii, 1656 (LIV) p]; Tomo Terzo, Foligno, heredi dAgostino Alterii, 1661 (8) 548 p . За соответствующей библиографией позволю себе отослать к статье: Sensi M. Il trattato del terz’ordine di s. Francesco di Lodovico lacobilli//Santi e santità nel movimento penitenziale francescano dal Duecento al Cinquecento: Atti del Convegno di studi francescani, Assisi 11−12 febbraio 1998/A cura di L. Temperini. Roma, 1998. P. 87−141. (Analecta TOR; Vol. 29). 1426 См.: Paoli E. Agiografia e stratégie politico-religiose: Alcuni esempi da Gregorio Magno al Concilio di Trento. Spoleto, 1997. (Biblioteca del «Centra per il collegamento degli Studi Medievali e Umanistici in Umbria»; Vol. 19), в частности: I santi siri dell ‘Umbria e della Sabina. P. 3−50. О восточной стороне: De Ghantuz Cubbe M. Una leggenda in alcuni santi monaci siriaci emigrati in Umbria nel VI secolo segnalata dallo storico maronita Duwanghi//Studi sull’oriente cristiano/Accademia Anglica-Costantiniana di Lettere Arti e Scienze. Roma, 1998//Vol. 2, N 1. P. 5−40; Studi sull’oriente cristiano. Roma, 1998. Vol. 2, 2. P. 5−30, где показано, как Стефан Ад-Дувайи (Stefano Ad-Duwayhi; 1630−1704), историк и патриарх-маронит, зависит от Лодовико Якобилли († 1664).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В значительной мере благодаря резко негативному образу, созданному Лиутпрандом Кремонским, М. считается одной из самых ярких представительниц периода т. н. порнократии. Обличая рим. «тиранию блудниц», Лиутпранд посвятил М. поэтическую инвективу. Возможно, образ М. как «блудницы», получившей власть над Римом и Папским престолом, повлиял на формирование легенды об Иоанне Папессе . Ист.: LP. T. 2. P. 243; Liutprandus Cremonensis. Antapodosis// Idem. Opera omnia/Ed. P. Chiesa. Turnhout, 1998. P. 54-55, 75, 89-92. (CCCM; 156); Flodoardus Remensis. Historia Remensis Ecclesiae/Hrsg. M. Stratmann//MGH. SS. T. 36. S. 416; idem. Annales/Hrsg. G. H. Pertz//MGH. SS. T. 3. S. 378, 381; Benedicti Sancti Andreae monachi Chronicon/Hrsg. G. H. Pertz//MGH. SS. T. 3. S. 714-717; Eugenii Uulgarii Epistolae et Carmina//Auxilius u. Vulgarius: Quellen u. Forschungen zu Geschichte des Papstthums im Anfänge des 10. Jh./Hrsg. E. Dümmler. Lpz., 1866. S. 146. Лит.: Mann H. C. The Lives of the Popes in the Early Middle Ages. L., 1910. Vol. 4. P. 33, 137-141, 161-163, 187-188, 192-196; Duchesne L. Les premiers temps de l " État pontifical. P., 19113. P. 307, 318-320; Brezzi P. Roma e l " Impero medioevale, 774-1252. Bologna, 1947. P. 97-113; Hamilton B. The House of Theophylact and the Promotion of the Religious Life among Women in 10th Cent. Rome//StMon. 1970. T. 12. P. 195-217; D " Onofrio C. Mille anni di leggenda: una donna sul trono di Pietro. R., 1978. Р. 97, 181; Cammarosano P. Nobili e re: L " Italia politica dell " alto Medioevo. R.; Bari, 1998. P. 236-239, 253; Di Carpegna Falconieri T. Sistemi familiari a Roma in base ai cartari, sec. X-XII//Popolazione e società a Roma dal Medioevo all " età contemporanea/Ed. E. Sonnino. R., 1998. P. 209-212; idem. Marozia//DBI. 2008. Vol. 70. P. 681-685; Zimmermann H. Marozia//LexMA. 1999. Bd. 6. Sp. 321; H ä uptli B.W. Marozia//BBKL. 2003. Bd. 22. Sp. 808-811; Фазоли Дж. Короли Италии. СПб., 2007. C. 10, 98-99, 126-141, 144, 158, 233. А. С. Ануфриева

http://pravenc.ru/text/2562380.html

360 Опарина T. А. Иван Наседка и полемическое богословие Киевской митрополии. Новосибирск: Наука, 1998. См. также: Опарина T. А. Полемическое богословие в России первой половины XVII в.//Palaeoslavica. 2001. Vol. IX (Cambridge (Mass). P. 99–117. 361 Книга A. A. Булычева благодаря новым архивным находкам реконструирует церковно-политический контекст гонений на украинско-белорусские печатные издания начала XVII в. (Булычев A. A. История одной политической кампании XVII века: Законодательные акты второй половины 1620-х годов о запрете свободного распространения «литовских» печатных и рукописных книг в России. M.: Языки славянской культуры, 2004). 363 См.: Прение с «Евангелием учительным» Кирилла Транквиллиона-Ставровецкого//Опарина. Указ. соч. Приложение 6. С. 367–394. 364 См.: Опарина Т. А. «Книги литовской печати» в «спецхране» Московского Кремля//Славяноведение. 2002. 2. С. 140–148. 365 Свиток укоризненный Кириллу Транквиллиону-Ставровецкому//Опарина. Указ. соч. Приложение 7. С. 394–429. 366 Рим. 5:12 в Вульгате звучит следующим образом: «Propterea sicut per unum hominem peccatum in hunc mundum intravit, et per peccatum mors, et ita in omnes homines mors pertransiit, in quo omnes peccaverunt». Синодальный перевод Библии следует Вульгате: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили»; однако Острожская Библия передает Рим. 5:12 так: «Сего ради, якоже единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, и тако в вся человекы смерть вниде, о нем же вси съгрешиша». Однако текст напечатан Иваном Фёдоровым так, что неясно, нужно ли читать «о нем» (раздельно) или «онем» (слитно). Как бы то ни было, ни «о нем», ни «онем» далеко не то же самое, что «в нем». 367 Meyendorff J. La signification de la Réforme dans l’histoire du christianisme//Meyendorff J. Orthodoxie et catholicité. P.; Seuil, 1965. P. 110–111. Среди специальных работ ценным введением в проблематику служит книга Ф. Теннанта: Tennant F. P. The Sour­ces of the Doctrines of the Fall and Original Sin. N. Y.: Schoecken Books, 1968 (первое издание: 1903). См также: GaudelA. Péché originel//Dictionnaire de théologie catholique/Sous la dir. de A. Vacant, E. Mangenot, E. Amman et al. Vol. 12. P., 1933. Col. 275–606; Merlin N. Saint Augustin et les dogmes du péché originel et de la grâce. P., 1931.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Почти все сохранившиеся рукописи содержат только отдельные части Б. Трехтомная старейшая рукопись полного текста - СПб ФИВ РАН D226 (1235-1238) - восходит, по крайней мере частично, к протографу 1021-1022 гг., к-рый переписал Абдаллах Антиохийский, а ее частичная копия в свою очередь легла в основу рим. издания 1671 г. При иллюстрировании разделов «Рукописи и издания», а также «Переводы Б. на древние языки» использованы книги: W ü rtwein E. Der Text des Alten Testaments: Eine Einführung in die Biblia Hebraica. Stuttg., 1988 и Aland K., Aland B. Der Text des Neuen Testaments: Einführung in die wissenschaftlichen Ausgaben sowie in Theorie und Praxis der modernen Textkritik. Stuttg., 19892. Лит.: Graf G. Geschichte der christlichen arabischen Literatur. Vat., 1944. Modena, 1977r. Bd. 1; Thompson J. A. The Major Arabic Bibles. N. Y., 1956; Coldham G. E. A Bibliography of Scriptures in African Languages. L., 1966. Vol. 1; Knutsson B. Studies in the Text and Language of Three Syriac-Arabic Versions of the Book of Judicum. Leiden, 1974; Mutius H. G. Die Übereinstimmungen zwischen der arabischen Pentateuch-Übersetzung des Saadja ben Josef al-Fajjumi und dem Targum des Onkelos unter Berücksichtigung der übrigen alten Versionen. Bochum, 1976; Bengtsson P. . Two Arabic Versions of the Book of Ruth. Lund, 1995; Sklare D. E. Samuel Ben Hofni Gaon and His Cultural World. Leiden, 1996; Polliack M. The Karaite Tradition of Arabic Bible Translation. Leiden, 1997; Kades T. Die arabischen Bibelübersetzungen im 19. Jh. Fr./M. etc., 1997; Морозов Д. А. Некоторые особенности арабских переводов библ. текстов с греч. языка в контексте развития араб. лит. языка//ППС. 1998. Вып. 98 (35). С. 99-104; Жамкочян А. С. Вновь идентифицированные и неопубликованные фрагменты арабских версий Самаритянского Пятикнижия. М., 2001. Д. А. Морозов При иллюстрировании разделов «Рукописи и издания», а также «Переводы Б. на древние языки» использованы книги: Würtwein E. Der Text des Alten Testaments: Eine Einführung in die Biblia Hebraica. Stuttg., 1988 и Aland K., Aland B. Der Text des Neuen Testaments: Einführung in die wissenschaftlichen Ausgaben sowie in Theorie und Praxis der modernen Textkritik. Stuttg., 1989 2. Церковнославянский

http://pravenc.ru/text/209473.html

108. Washington to James Anderson, Dec. 24, 1795//The Writings of George Washington. Vol.34./Ed. John C. Fitzpatrick. Washington, D.C., P.407. 109. Pierard R., Linder R. Указ. соч. Р.73. 110. Fuller E., Green D. God in the White House: The Faith of American Presidents. N.Y., 1968. P.10-11. 111. Marty M. Legends in Stained Glass//Christian Century 93 (May 5, 1976). P.447. 112. Boller P. Jr. George Washington and Religion. Dallas, 1963. P.10. 113. Нижеследующий материал о Вашингтоне взят из книг: Бурстин Д. Указ. соч. С.427-451 и Pierard R., Linder R. Указ. соч. Р.65-87. 114. Бывшим советским гражданам не нужно ничего пояснять о происхождении и значении таких историй: слишком много подобных рассказов о замечательном детстве вождя мирового пролетариата нам пришлось изучать в свое время. 115. Mead S. The Lively Experiment. N.Y., 1963. P.73. 116. Menendez A. Religion and the U.S. Presidency. N.Y., 1986. P.67. 117. Wolf W. Lincoln " s Religion. Boston, 1970. P.26. 118. The Collected Works of Abraham Lincoln. Vol.1/Ed. Roy Basler. New Brunswick, N.J., 1953. P.382. 119. Там же. 120. Pierard R., Linder R. Указ. соч. Р.94. 121. Wolf W. Указ. соч. Р.39,131. 122. The Collected Works of Abraham Lincoln. Vol.4. P.236. 123. Там же. Р.193-194. 124. Там же. Vol.5. P.532-537. 125. Pierard R., Linder R. Указ. соч. Р.99-100. 126. Там же. Р.102. 127. Basler R. Abraham Lincoln, His Speeches and Writings. Cleveland, 1946. P.42. 128. Pierard R., Linder R. Указ. соч. Р.105. 129. Там же. 130. Там же. Р.107. 131. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М., 1998. С.12. 132. Заметим, что данная тенденция - уподобление " лидера " Иисусу Христу и стремление находить буквальные параллели в жизни святых и земной жизни Спасителя - присуща не только и даже не столько американской гражданской религии, сколько протестантской культуре в целом. В свою очередь, протестанты унаследовали эту традицию от средневекового католичества (к примеру, отправляющегося в Рим к папе за благословением Франциска Ассизского сопровождают двенадцать его учеников и т.д.). Полагаем, что в русле именно этой тенденции находится и возникший тогда же, в эпоху средневековья, феномен стигматов (ран, открывавшихся у католических святых в тех местах, где были раны у Распятого Христа). Кстати сказать, феномен стигматов наблюдается и у современных протестантов, что подтверждает мысль о внедрении средневековой католической традиции в протестантизм (см. Harrison T. Stigmata. A Medieval Phenomenon in a Modern Age. N.Y., 1994).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/305/...

Свенцицкая И. С. От общины к церкви. М, 1985. Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. М, 1987. Рулинский Н. Жизнь и труды святого Апостола Павла. М, 1995. Такер Р. От Иерусалима до края земли: Биографические истории о христианских миссионерах. СПб, 1998. Христианство: Словарь/Под ред. Л. Н. Митрохина. М, 1994. Христианство: Энциклопедический словарь. В 3 т./Под ред. С. С. Аверинцева . М., 1993–1995. Христианство и культура: К 2000-летию христианства. Ч. 1–2. Астрахань, 2000. 2 Braudel F. La Méditerranée et le monde méditerranéen a l " époque de Philippe II. Paris, 1966, 1.1, p. 99. 4 Наиболее фундаментальной работой по данному вопросу по-прежнему остается: Harnack A. Die Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten. Leipzig, 1924 (новое издание 1965). 5 Необходимо иметь перед глазами атлас: Van der Meer F., Mohrmann Ch. Atlas de l " antiquité chrétienne. Paris-Bruxelles, 1960. 6 1 Clém., 5. Ср.: Рим, 15, 23–28. Представьте себе, какой вопиющей бессмыслицей звучало для римлянина выражение «западные пределы» применительно к Риму, считавшемуся центром, но никак не «пределами» мира. 12 Об аутентичности и важности этого письма Плиния см.: Labriolle de P. La Réaction païenne. Paris, 1934, pp. 28–35. 14 О путях сообщения и торговых связях той эпохи см.: Charlesworth M. P. Les Routes et le Trafic commercial dans l " Empire romain. Paris, 1938, pp. 61–62. 25 Eusèbe. Histoire ecclésiastique, IV, 26, 3 (далее: Hist, eccl.). – Структура французского издания труда Евсевия не соответствует изданию на русском языке (Евсевий Памфил. Церковная история. М., 1993), поэтому в русском переводе оставлены примечания на французском языке (прим. перев. ). 28 Hist, eccl., V, 16, 7. Точное местоположение Ардавы неизвестно, что свидетельствует о малозначительности этого селения. 30 О Галлии, помимо классического произведения Жюльяна (Jullian С. Histoire de la Gaule) см. более новую работу, основанную на источниках: Griffe Е. La Gaule chrétienne à l " époque romaine. T. I: Des origines chrétienne à la fin du quatrième siècle. Paris, 1964.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/povs...

Boller P. Jr . George Washington and Religion. Dallas, 1963. P. 10. Нижеследующий материал о Вашингтоне взят из книг: Бурстин Д . Указ. соч. С. 427–451 и Pierard R., Linder R . Указ. соч. P. 65–87. Бывшим советским гражданам не нужно ничего пояснять о происхождении и значении таких историй: слишком много подобных рассказов о замечательном детстве вождя мирового пролетариата нам пришлось изучать в свое время. Mead S . The Lively Experiment. N. Y., 1963. P. 73. Menendez A. Religion and the U. S. Presidency. N. Y., 1986. P. 67. Wolf W . Lincoln’s Religion . Boston, 1970. P. 26. The Collected Works of Abraham Lincoln. Vol. 1/Ed. Roy Basler . New Brunswick, N. J., 1953. P. 382. Там же. Pierard R., Linder R. Указ. соч. P. 94. Wolf W . Указ. соч. P. 39, 131. The Collected Works of Abraham Lincoln. Vol. 4. P. 236. Там же. P. 193–194. Там же. Vol. 5. P. 532–537. Pierard R., Linder R. Указ. соч. P. 99–100. Там же. P. 102. Basler R. Abraham Lincoln, His Speeches and Writings. Cleveland, 1946. P. 42. Pierard R., Linder R . Указ. соч. P. 105. Там же. Там же. P. 107. Бжезинский З . Великая шахматная доска. М., 1998. С. 12. Заметим, что данная тенденция — уподобление “лидера” Иисусу Христу и стремление находить буквальные параллели в жизни святых и земной жизни Спасителя — присуща не только и даже не столько американской гражданской религии, сколько протестантской культуре в целом. В свою очередь, протестанты унаследовали эту традицию от средневекового католичества (к примеру, отправляющегося в Рим к папе за благословением Франциска Ассизского сопровождают двенадцать его учеников и т. д.). Полагаем, что в русле именно этой тенденции находится и возникший тогда же, в эпоху средневековья, феномен стигматов (ран, открывавшихся у католических святых в тех местах, где были раны у Распятого Христа). Кстати сказать, феномен стигматов наблюдается и у современных протестантов, что подтверждает мысль о внедрении средневековой католической традиции в протестантизм (см. Harrison T . Stigmata. A Me­dieval Phenomenon in a Modern Age. N. Y., 1994).

http://pravmir.ru/religioznost-v-bezreli...

[xxxix] Ср. в другом месте о том, что в Боге и материя, как и все творение, имеет начало и предел: «О беспредельности говорится и применительно к материи, вечно преобразующейся и переходящей из одного вида в другой. Но она имеет предел в Боге и, будучи непостоянной и неопределенной, Богом приводится к видотворению. Так что по справедливости Бог является пределом таковой беспредельности и беспредельным относительно пределов сущего, поскольку и материю Он создал из не-сущего. Писание ведь говорит: «Ибо все из Него, Им и к Нему» (Рим. 11:36) (схолия 47 к DN 5.10. пер. c. 435). [xlii] «Зло-в-собственном-смысле-слова (я говорю не о порочности, каковая как вид и качество или имеет место у словесных существ, или не имеет, но о самом просто-зле) ни среди сущего, как бы то ни было желающего блага, не существует, ни среди не сущего, иначе говоря, среди материального, как уразумеваемого в Сверхсущественном» (Схолия 99 к DN 4.19, c. 349). [xlvi] «Поскольку некоторые из философов говорят, что благодаря бессловесной части души, смешанной с материей и телом, склонившись к ним, душа творит зло, о чем он выше говорил, прекраснейшим образом божественный Дионисий разрешает недоумение, указывая на иные — бестелесные и совершенно не смешанные с материей существа,которые и без тела, по причине оскудения добра, согрешают» (схолия 165 к DN 4.27, пере. с. 383). [xlvii] См. подробный разбор этого места схолий в: Paul Rorem and John C. Lamoreaux. John of Scythopolis and the Dionysian Corpus. Annotating the Areopagite. Oxford University Press, 1998 , P. 120-126. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

http://bogoslov.ru/article/4205062

Итальянская Республика признаёт существование М. о. на своей территории в качестве суверенного государства и экстерриториальность его резиденции в Риме (Мальтийский (Магистерский) дворец по адресу Виа-деи-Кондотти, 68, и Магистерская вилла на Авентине). С 1998 г. (договор ратифицирован в 2001) орден владеет фортом Св. ангела (Сант-Анджело), также имеющим экстерриториальный статус в течение 99 лет с момента заключения договора с правительством Республики Мальта. Т. о., М. о. формально имеет территорию, над к-рой осуществляет собственную юрисдикцию, но вопрос о фактическом статусе этой территории (собственная территория М. о. или территория дипломатического представительства, временно переданная под его нужды) является предметом дискуссий. Вел. магистр М. Фестинг на приеме у папы Римского Франциска. Фотография. 2016 г. Вел. магистр М. Фестинг на приеме у папы Римского Франциска. Фотография. 2016 г. М. о. имеет статус организации-наблюдателя при ООН и в Совете Европы. Орден выдает собственные паспорта, печатает собственную валюту (скудо) и марки. Имеет почтовые соглашения примерно с 70-80 странами. Великий магистр ордена несет службу в качестве папского вице-короля, предоставляя дипломатам Ватикана процессуальную поддержку при подаче ходатайств, при внесении предложений о поправках, а также при необходимости принятия решений в сфере международной дипломатии. Нидерланды, Финляндия, Швеция, Исландия и Греция не признают паспорта М. о. и не имеют с ним дипломатических отношений. Офиц. отношения с Россией были восстановлены в 1992 г. Указом Президента РФ Б. Н. Ельцина и ныне осуществляются на уровне офиц. представителей в ранге послов с аккредитацией в гос-вах - местах представительств (Рим). В наст. время численность М. о. составляет более 13,5 тыс. чел.; с орденом сотрудничают более 80 тыс. волонтеров и 20 тыс. медицинских работников. С 2008 г. великим магистром М. о. является Мэтью Фестинг. При великом магистре действует Суверенный совет, к-рый выполняет функции правительства и избирается Генеральным капитулом на 5-летний срок.

http://pravenc.ru/text/2561764.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010