И Никон патриарх говорил, что греческие правила не прямые, печатали ее еретики. И вселенские патриархи Никону патриарху говорили, чтоб он руку приложил, что их книга правильная – еретическая и правила святые – не прямые, и что в той книги – ереси, чтоб именно сказал. И Никон патриарх никакие ереси в тех правилах не указал и руки не приложил. Вселенские патриархи Никону патриарху говорили, чтоб он сказал: сколько епископа судят епископов и сколько патриарха? И Никон патриарх сказал: епископа судят дванадесять епископов, a патриарха вся вселенная. И вселенские патриарху Никону патриарху говорили, что он один Павла епископа коломенского изверг и ободрал не по правилам. Великого государя речь к Никону патриарху : что он верит ли вселенским всем патриархам, что они подписались руками своими, что вселенские патриархи александрийский и антиохийский пришли по согласию к Москве? И Никон патриарх , смотря рук их, сказал, что он рук их не знает. И антиохийский патриарх говорил: истинные де то руки патриаршеские. И Никон патриарх говорил антиохийскому патриарху: широк де ты здесь, а как де ответ дашь перед констянтинополским патриархом? И архиереи, и бояре Никону патриарху говорили: как он не устрашится Бога, великого государя бесчестит и вселенских патриархов и всю истинну во лжу ставит. И вселенские патриархи велели у Никона патриарха крест взять, что перед ним носили. Ни у которых де патриархов не повелося, что наперед крест носить, то де он взял у латынников. Вселенские патриархи Никону патриарху говорили, что он правила святые нарицает лжу, а сам престола отрекся с клятвою. А Никон патриарх говорил, что он не отрекся отшол, а ныне де не воспрящаюсь, а где де не приемлют, и он и отыдет, а про отречении и то де лжа. И Григорий де богослов и Афанасий великий сходили с престолов, и иные патриархи и опять престолы свои приняли; священными де ризами свидетельствовался, что по нуже отшел, от гнева государева. Александрийский патриарх Никону патриарху говорил: какой де то гнев государев на тебя, что он великий государь к церкве буде к торжеству и не пошел, и того де во гнев ставить нечего; многие у него великого государя дела живут.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

А доимок-де в казну великого государя на Москве и в городех и ни в какие приказы нет. (Л. 136 об.) А долгу-де казенного на них по заемным кабалам и памятям и роспискам и безкабально на монастыре нет же. А на монастырских-де крестьянех на Москве и в городех в приказы какая доимка и кабальной и безкабальной долг есть, а сколько на них того долгу и доимок, про то они, игумен з братьею, сказать подлинно не ведают. А тот же их долг ведают выборные их, крестьянские, вотчинные старосты и те-де старосты про тот долг скажут у вотчинной крестьянской переписки сами. А платят-де они, старосты, всякие великого государя подати сами же, а взять-де им, игумену з братьею, в монастырскую казну по кабалам на крестьянох денег по шти десят по трем кабалам сто одиннатцать рублев двенатцать алтын две денги. Да хлебных сто две кабалы, по них взять ржи шестьдесят пять четвертей с осминою. Овса сто шестьдесят восмь четвертей с осминою два третника. (Л. 137) Да бывает-де в казну с пустошей прием кортомным деньгам, а окладных-де книг тому збору у них нет для того окладу-де тем пустошам нет, а отдаютца-де те пустоши не разными ценами, а многие годы стоят и в пусте. А сколько с тех, с отдаточных, пустошей с кортомщиков оброчных денег двести третьяго году збору бывало, и те денги писаны в приходных казенных книгах, которые поданы стольнику Василью Ивановичю Кошелеву. По скаске того же монастыря казначея монаха Исаи, збираетца-де в монастырскую казну с них, монастырских крестьян, оброчных денег с трех деревень. З деревни Княжева с полутрети выти по осми рублев с выти, итого дватцать рублев. З деревни Шеры да з деревни Архипова Починка со шти четвертух по десяти алтын с четвертухи, итого шестьдесят алтын. А окладных книг тем зборным денгам нет, а свидетельствуют тому збору приходные книги, а хлебного (Л. 137 об.) оброчного збору с тех деревень нет. По скаске того же монастыря игумена з братьею, за тем-де Глушицким монастырем в розных волостях по переписным книгам крестьянских и бобыльских сто шестьдесят четыре двора да шесть сел.

http://sedmitza.ru/lib/text/4099707/

И после де того сын мой Михаил, еще зело детеск возраст имый, изыде на улицу поглумитися, яко же обычай есть детем, и того де сына моего ушибли в голову, и от того де удару сын его бысть болен, и языком нем бысть многое время. Аз же, рече, воспомянул обет свой безо всякого сомненияитти во обитель к преподобному Сергию и с чады своими, да не злее что постражем. И в том часе сын мой здрав бысть, и немота языка его исправися, нача глаголати, яко же и преже. И отъиде в путь свой, благодаря Бога и преподобнаго Сергия. 161-го писал Троицкого Сергиева монастыря из вотчины к нам Владимерскаго уезду села Пирова Городища приказщик Алексей Ефремов о чюдесех преподобнаго чюдотворца Сергия, иже содеяшася от чюдотворнаго образа его: Прииде в Сергиеву отчину в село Пирово Городище к чюдотворному образу помолитися Вязниковские государевы волости, Зарецкого стану, деревни Тарханова жена именем Христина и по молебном пении поведа о своеи 946 болезни сице: Была де есмь слепа очима 7 лет и положила де обет в мысли своей итти к чюдотворному образу и молебен отпети. И в то де время за молитв преподобнаго Сергия Бог подаровал, очная болезнь поминовалася, и бысть здрава, и ныне благодаря Бога и преподобнаго Сергия приобрела помолитись преподобному Сергию и чюдотворному образу его поклонитися. Сие чюдо бысть в 7158-м году, октября в 27 день. Прииде в то же село Городищево во 161-м году помолитися Ерополческие государевы волости, Нагуевские пятины, деревни Колошина, жена именем Агафия и поведа: Болезновала де я зелно, яко и уды моя вся ослабеша, и лежала де я в постеле два года и око де у меня выщемило, и от тое болезни единем оком не видела. И в той де болезни обещалася итти молитися Сергию чюдотворцу и образу его поклонитися, и в то де время от болезни исцелела, и глаз мой просветился. И приидох поклонитися святому его образу чюдотворному. Того же 161-го году тое же волости, Сельские пятины, деревни Селищ, крестьянинъ Кузма Семенов прииде помолитись, и по молебном пении сказал: В прошлом во 155-м году дочь моя девица Варвара лежала болезнию зело притрудно, и от той де болезни и очима ослепла, николико свету не видела.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1) Констанция († 1817), за маркизом де-Сен-Виктор 2) Анастасия, за графом де-Дакс (de Dax) 3) Пулхерия, за маркизом де-Кальвьер (de Calvière), бывшим пером Франции при Короле Карле X 4) Графе Эммануил Францович (Вильгельм-Эммануил), генерал-лейтенант и генерал-адъютант, кавалер святого Александра Невского и святого Георгия 2 степени, человек большого ума и отличный генерал, смертельно ранен был под стенами Реймса, в 1814 году, и несколько дней спустя скончался, на 38 году от рождения; женат не был. 5) Граф Карл Францович (Арман-Карл-Эммаиуил, рождение 8/19 сентября 1782), служил в России гвардии офицером; потом каммер-юнкером, действительным статским советником; губернатором в Херсоне и в Каменец-Подольске; в 1821 году наследовал, после отца своего, достоинство пера Франции, и был членом палаты перов до распущения оной, в 1848 году; с тех пор снова поселился в России. Женат был на княжне Софие Алексеевне Голицыной (рождение 1777 † 18..). Дети их Алексей, Эммануил и Ольга причислены были к российскому дворянству указом Императора Александра I, 10 марта 1825 года 284 . Граф Эммануил Карлович умер холостым; графиня Ольга Карловна (рождение 1807 † 16 сентября 1853) была за военным министром князем Василием Андреевичем Долгоруковым, а граф Алексей Карлович (рождение 8 апреля 1805 † 16 сентября 1851), был французским посланником в Лиссабоне и в Копенгагене; пером Франции с 1841 по 1848 год, и членом французской академии. Он обладал умом блистательным, учёностию обширною и был одним из лучших современных французских исторических писателей. От брака с Мариею де-Ла-Гиш (de-La-Guiche), дочери пера Франции маркиза де-Ла- Гиш, он оставил сына графа Егора Алексеевича (рождение 27 ноября 1835), и двух дочерей: Софию, ныне вдову виконта де-Клермон-Тоннер, и Елисавету, за графом Бернардом д’Аркур (d’Harcourt). 6) Граф Лудвиг Францович (Эммануил-Лудовик, во Франции виконт-Лудовик де-Сен-При, рождение 6 декабря 1789), служил полковником в лейб-егерском полку; по возвращении Бурбонов во Францию, в 1814 году, оставил русскую службу с чином генерал-майора и с Георгиевским крестом 3 степени, перешёл во французскую службу, был адъютантом Герцога Ангулемского, генерал-лейтенант, командором ордена святого Лудовика, посланником в Берлине и послом в Мадрите; после июльской революции оставил службу; в последствии, с 1849 по 1852 год, заседал во французском законодательном собрании Король Испанский Фердинанд возвёл его, 30 сентября 1830 года, в достоинство Испанского Гранда первой степени, с титлом Герцога Альмазанского (Duque del Almazan). Он женат был на Августине-Шарлотте-Луизе Рике-де-Караман, дочери пера Франции герцога де-Караман; имеет двух сыновей и дочь: а) Франц-Иосиф (рождение 14 августа 1818), коему отец его передал, в 1841 году, титул Герцога Альмазанского, женат на Луизе де- Сент- Альбен; б) Карл-Фердинанд, барон де-Сен-При (рождение 19 января 1831); в) Мария-Аманда, за графом де-ла-Салль.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

И великий государь говорил: Мефодий де поставлен в епископы и послан в Киев нужды ради, что киевский митрополит из Киева, оставя свою епархию, ушол в Полшу, а тамошняя де страна без пастыря быти не может, потому что городов и людей в тамошней стране много, а от Москвы удалела, и о том де Мефодиеве поставление он великий государь к констянтинополскому патриарху писал; а как де он Никон был на патриаршестве, и он и сам поставил в Полотцк епископа, а полотцкая епископия исстари под благословением цареградского патриарха. А Никон, бывший патриарх говорил: блаженные де памяти при государе царе и великом князе Федоре Ивановиче всеа русии в Полотцке бывали епископы благочестивые, а ставили их московские патриархи, а после де того и ныне в Полотцке унея, а не благочестие. И митрополиты, и архиепископы ево Никона обличали, что в Полотцке ныне благочестие, а не унея. А как прочтено, что во святей божественной литоргии и во святые литании крутицкой митрополит стояще на патриаршеских местех и на седалище седя, идеже прежние патриархи, и он сидел и стоял, и которые де патриархи, констянтинополской и антиохийский, и еросалимский, и они де во время божественные литоргии выше ево сидеть не восхотеша. И Питирим митрополит новгородский говорил: как он по его Никонове отшествии с Москвы был в службах, и он де во время службы стоял и сидел како подобает на которых местех стояти и сидети, а на патриаршеском месте в соборной и апостолской церкве. 768 Святейший антиохийский патриарх говорил: как де он при ево Никонове патриаршестве был на Москве и во время божественные литоргии выше или ниже ево Никона сидел того он не упомнит. В конце его грамоты написано: Писася в строении нашем в Новом Иеросалиме Воскресенского монастыря. И святейшие патриархи Никона патриарха допрашивали, для чего он так пишет? Никон бывший патриарх говорил, что в грамоте переведено не так, а после сказали, хотя де у него и так написано, что в Новом Иеросалиме, толко де намерение ево к горнему Иеросалиму и назывался того Еросалима священником.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Да в митрополиче же сказке написано: оставляя патриарх патриаршество говорил: «аще и помышлю быти патриарх, и я де анафема буду». Тверской архиепископ сказал: про анафему де он не упомнит, а говорил де патриарх: «аще возвращусь и я де аки пес на свою блевотину». В сказке Сербского митрополита Михаила написано: во 166-м году июля в 10 день с патриархом Никоном в соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы божественную Литургию он служил, и после Литургии чел патриарх поучение, и по поучении говорил: аз де согрешил, недостоин есмь святительству, и одежду, амфор и сак с себя сложил, и они де ему чину складывать не велели. И патриарх де Никон пошел в алтарь в одном стихаре к ризнице и у ризницы стихарь с себя сложил и надел черный клобук и манию, и клюку взял простую, и как де вышел из алтаря и будет посреди церкви, и у соборной церкви двери заперли и его, Никона патриарха , до указа великого государя из церкви не пустили, и власти де и он митрополит Михайло пошли к великому государю известить про патриарха, что он патриаршество оставил. И великий государь изволил со властьми ж послать в соборную церковь боярина своего князя Алексея Никитича Трубецкого. И как боярин в церковь со властями пришел и у патриарха просил благословения, и патриарх де боярину благословения не подал, а молвил, что он простой чернец, а не патриарх. И боярин патриарху говорил: для чего святительский престол оставляешь? И патриарх боярину сказал: бью де челом великому государю, чтобы государь пожаловал велел мне жити в пустыни у Воскресенского монастыря. И боярин патриарху говорил, чтобы он патриархом был по-прежнему и паствы своей святительской не оставлял. И патриарх молвил: патриархом де быть я не хочу, иду в пустыню. В сказке боярина князя Алексея Никитича Трубецкого написано: в прошлом во 166-м году июля в 10 день великий государь указал ему, боярину, итить в соборную церковь и говорить Никону патриарху : приходил к нему великому государю Крутицкий митрополит Питирим, а сказал, что он, Никон патриарх , оставляет патриаршество и хочет итить из соборной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

[P., 1512]. Fol. XLIIr). Вследствие этого в наст. время исследователи признают наиболее вероятной датой кончины Н. де Л. 14 окт. 1349 г. (см.: Labrosse. 1907. P. 490-491; Schmitt. 1982. Col. 291). Наиболее ранние изображения Н. де Л. встречаются в рукописях его сочинений с нач. XV в. Традиционно он представлялся как монах-францисканец средних лет, занятый чтением или письмом, с одной или несколькими книгами, чем акцентировался его статус авторитетного комментатора Свящ. Писания. Нередко Н. де Л. изображался вместе с другими выдающимися представителями францисканского ордена: так, его статуя входила в число фигур францисканцев, украшавших надгробие Иоанна Дунса Скота в Кёльне (не сохранилось). Нетипичное изображение Н. де Л. встречается в пределле «Полиптиха святого Франциска», созданного в 1471 г. Никколо Алунно (ок. 1430-1502) для главного храмового алтаря монастыря францисканцев в Гуальдо-Тадино. Н. де Л. надежно идентифицируется подписью на нижней раме полиптиха (M. NICOLAVS DELLIRA). Он представлен как старец с седой бородой, облаченный в одежду францисканца; голова полностью покрыта монашеским капюшоном. Фигура повернута в три четверти и обращена к помещенному слева в зеркальной позиции францисканскому теологу Петру Ауреоли (ок. 1280-1322), ученику Иоанна Дунса Скота и современнику Н. де Л. Изобразив Н. де Л. с открытым ртом и яркой жестикуляцией, художник стремился подчеркнуть его талант учителя и полемиста. Сочинения Почти все лит. наследие Н. де Л. тесно связано с его преподавательской деятельностью в Парижском ун-те, однако вместе с тем оно отражает и специфику его личных богословских интересов. В отличие от мн. своих современников Н. де Л. после формального чтения лекций по «Сентенциям» Петра Ломбардского и проведения богословских диспутов на произвольные темы (quodlibeta), что требовалось для подтверждения степени д-ра теологии, по-видимому, более не возвращался к систематическим занятиям теоретическим схоластическим богословием, сосредоточив все интересы в области библейской экзегезы. Вслед. этого 1-ю и наиболее важную группу в корпусе произведений Н. де Л. образуют комментарии к Свящ. Писанию, над к-рыми Н. де Л. работал в течение неск. десятилетий,- «Буквальная постилла» и «Моральная постилла». К этим монументальным сводам примыкают малые произведения, имеющие экзегетический или экзегетико-полемический характер. Входящие во 2-ю группу собственно богословские сочинения Н. де Л. относятся преимущественно к раннему периоду его жизни и работы в Париже; они малооригинальны по содержанию и сохранились лишь частично. Вне этих 2 основных групп находятся неск. небольших подлинных произведений, написанных в разные годы по разным поводам; эти малые сочинения условно объединяются в 3-ю группу. Три группы подлинных сочинений всего включают 10 заглавий (поскольку вопрос о подлинности нек-рых сочинений в науке окончательно не решен, это число остается условным; обзор мнений см.: Kiecker. 1978. P. 12-19).

http://pravenc.ru/text/Николай ...

И бывшей Никон патриарх говорил великому государю: толко б де ты Бога боялся, и ты б де не так надо мною делал. В грамоте ж написано: егда де кто хощет во дьяконы или в пресвитеры или в игумены или в архимариты поставлятися, тогда де царскому величеству пишут челобитные и просят повеления, и на челобитной де подписывают: по указу великого государя царя поставить его в тот чин, кто в которой чин просит и дают ему поставленые грамоты, а пишут, что хиротонисан повелением великого государя. И сбирают соборы, и выбирают, и поставляют в архиереи, и осуждают, и отлучают по его ж государеву указу. И великий государь говорил: как о поставлении священства наперед сего бывало меж патриаршеств, так и ныне, и кто чего довелся, и то делают власти собором. В грамоте ж написано, что будто великий государь из патриарши казны емлет на свои протори, а с митрополичьих и со архиепископлих и епископлих и с монастырей емлет на службу людей и деньги и хлеб немилостиво. И великий государь говорил, буде что из патриарши казны взято, и то взято взаймы, а со властей и с монастырей иманы даточные люди и деньги и хлеб против прежнего, как имано и наперед сего для служеб; а он де Никон патриарх к строенью нового Воскресенского монастыря имал из домовые казны многие деньги, которые собраны были со властей и с монастырей вместо даточных, да он же де имел со властей и с монастырей многие подводы самоволством. И бывшей Никон патриарх в том во всем заперся. И митрополиты и архиепископы его Никона патриарха уличали и говорили: которые де деньги за даточных с них сбираны, и те де деньги он Никон патриарх для строенья Воскресенского монастыря, и сбирая с них подводы посылал в Воскресенской монастырь без государева указу самоволством. В грамоте ж написано о поставлении Мефодиа епископа, что послан в Киев, а Киевская де митрополия изначала под благословением констянтинополского патриарха. И великий государь говорил: Мефодий епископ послан в Киев не в митрополиты, но блюстителем, понеже киевской митрополит, оставя свою митрополию, ушол в Польшу и без пастыря де быть было нелзе и о том де он великий государь писал к констянтинополскому патриарху.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

28 июля посланники посетили Досифея, «и спрашивал он, патриарх, их, посланников, каков им при отпуске их у визиря о Гробе Господни и о иных Святых Местах иерусалимских учинен ответ. И посланники сказали, что при отпуске их говорил им великий везирь, что наперед сего те Святыя Места бывали с переменою: иногда у греков, иногда у армян, а по некакому случаю предки ево поволили теми Святыми Местами владеть римляном, только-де впредь желание царскаго величества сотворитца и те Святые Места по-прежнему грекам отданы будут. И патриарх говорил такие-де слова произошли от него, везиря, явно для того, что о том ответе была у него, везиря, со всем диваном дума, и приговорила таков ответ ученить, каков им сказан. А что-де послы, ныне здесь пребывающие, о утверждении тех Святых Мест и о отдании достальных накрепко домогались, и им-де ничего не сказано и никакова указу не учинено, сказывал-де ему о том вчерашняго дня Александр Маврокордат. А отдание-де того Гроба Господня греком учинитца тогда, когда у француза с гишпанским государством о разделении онаго ссора или война взочнетца, а ныне-де турки без причины Святых Мест у французов отнять опасаютца. И посланники говорили, что тому делу несть ни начала, ни конца, потому что королевское величество гишпанской еще здравствует. И патриарх говорил: могут-де турки и без того сыскать случай. Он-де вчерась говорил Александру, что уже в деле ево несть надежды и для того хочет он ехать в мултянскую землю. И Александр сказал, чтоб не ездил, а пообождал от царскаго величества торжественнаго посла. И он-де, патриарх, чрез посланников милости у великаго государя, его царскаго величества, просит: первое, чтоб он, великий государь, изволил в грамоте своей сообщением о том торжественном после к салтану написать, о чем они, посланники, будучи здесь, договорили и постановили и словесно о отдании Гроба Господня и иных Святых Мест по-прежнему греком чрез великаго везиря обнадеживание восприяли, и то он, великий государь, приемлет и имеет неотменную надежду, что то со стороны салтанова величества исполнено и сдержано будет. Второе, чтоб с послом присланы были о том же его царского величества грамоты к салтану, к везирю и к муфтию. Третье, чтоб оному послу приказано было стоять при том крепко; а есть ли-де то при том торжественном после не сделается, то уже впредь никогда не сделаетца. И до сего-де времени была Христианом честь от римлян за то, что у них христиан глава в руках была, т.е. Спасителя нашего Иисуса

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Но патриархи, прибыв в Москву, признали себя действительными, настоящими патриархами, и, как таковые, произвели здесь суд над Никоном и составили свои определения по разным церковным вопросам и делам. И вот, во время самого соборного заседания Никон, обращаясь непосредственно к двум сидевшим перед ним, в качестве его правомочных судей, восточным патриархам, стал говорить: «архиепископ-де резанский Иларион говорит, что-де он, Никон, говорил про вселенских патриархов, что-де неистинные патриархи, и он-де, Никон, то говорил слышачи от греков, что на их престолах иные патриархи есть, чтоб про то великий государь указал свидетельствовать, и чтоб вселенские патриархи велели положить святое евангелие». – «И вселенские патриархи говорили, что они истинные патриархи и не изверженные и не отрекались престолов своих. Разве-де турки что без них учинили. А буде-де кто и дерзнул на их престолы чрез правила, или принуждением турскаго, —72— и то-де не патриархи, прелюбодеи. А святому-де Евангелию быть не для чего, – а что на него, Никона, свидетелей много, как престол оставил с клятвою, – архиерею-де не подобает в Евангелии клятися». – «И Никон патриарх говорил: от сего-де часа, свидетельствуюсь Богом, не буду-де пред ними, патриархи, говорить, дóндеже константинопольский и еросалимский патриархи будут». – «И архиепископ Иларион говорил Никону патриарху : как он не убоится суда Божия и вселенских патриархов безчестит». 2266 Итак, Никон на соборе в присутствии государя, бояр, архиереев и других членов собора публично и прямо в лицо назвал сидевших перед ним восточных патриархов не истинными, не настоящими патриархами, назвал их так опираясь на свидетельство находившихся в Москве греков, причем просил государя произвести по этому поводу расследование, а от самих патриархов требовал, чтобы они над святым Евангелием засвидетельствовали, что они истинные и действительные, а не отставные патриархи. Но понятно, что царь отклонил публичное соборное расследование о патриархах, а сами они уклонились от свидетельствования перед Евангелием, и только уклончиво заметили: «разве-де турки что без них учинили», т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010