Историческте документы. После падения Соловецкой обители 162 . Отписка Чудова монастыря архимандриту Павлу о соловецких выходцах и других лицах, с кратким изложением их роспросных речей. 1676 г. февраля 1076 Зерные попы Митрофан да Абросим, да бельцы Иудка Рогоев, да того же числа выслали из Соловецкаго монастыря черных попов Геронтия да Павла, да старцов трех человек; да сентября же в 20 день из монастыря же вышел трудник Васка Кириловщина. А в роспросе черные попы три человека, да старцы и бельцы четыре человека великому государю в винах своих добили челом, и святей соборной и апостольской церкви во всем покаряютца, а черной non Геронтий и послушеник ево старец Манасей понынешним преданием не покаряютца, а сказал он Геронтей, что апостольскому де и святых отец преданиям соборной и апостольской церкви последует, a новоисправленых печатных книг без свидетельства с древними харатейными книгами слушать ему и тремя персты крест на себя воображать сумнительно, боитца Страшнаго суда Божия, и хочет он (о) тех новоисправленых печатных книгах и о кресте достоверное уверение и свидетельство с древними харатейными книгами восприять от святейшаго Иоакима патриарха Московскаго и всеа Русии, потому что де он к ним о том в Соловецкий монастырь в грамотах писал, и ево Геронтия к себе призывал, и ево де из монастыря не отпустили; а в Соловецком де монастыре о новоисправленных печатных книгах мятеж учинился ото всей братьи и от служников; и на те новоисправленыя книги выписки выписывал и челобитную писал он, Геронтей, по брацкому веленью, и на скамье в трапезе становился, и выписки братье и служником чел, и братия де и служники ему Геонтию сказали, что выписки ево все любы, и к челобитной руки приложили, и в то де время братия и служебники вторым Златоустом ево, Геронтия, называли ль, того он не упомнит; а стрелба де зачалась от келаря Азария да от слушки Фадюшки Бородина со товарищи, которые высланы из Соловецкаго монастыря в Сумской острог, а он де Геронтей о стрелбе запрещал и в монастыре запиратца не велел, и его де воры за то держали в тюрме и мучили, и приговор де он о том написал, что против ратных людей не битца и монастыря не запирать, и о том де приговоре был у келаря Азария; а новоисправленыя де печатныя книги из досок выломали и в море пометали келарь Азарей со товарыщи, а ево де Геронтия в то время держали в тюрме, и из тюрмы выняв из монастыря выслали.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И архиереи говорили, что его Никона никто не изгнал, сам отшол с клятвою. Никон патриарх говорил великому государю: как де на Москве учинился бунт, и ты де царское величество и сам неправду свидетельствовал, а я де устрашась пошол твоего государева гнева. И великий государь Никону патриарху говорил, что он непристойные речи, бесчестя его великого государя, говорит; на него великого государя никто бунтом не прихаживал, а что де приходили земские люди, и то де не на него великого государя, приходили бить челом ему государю об обидах. И митрополиты, и архиепископы, и епископы, и весь освященный собор, и бояре, и окольничие и думные люди Никону патриарху говорили: как он не устрашится Бога, непристойные слова говорить и великого государя бесчестить. Вселенские патриархи Никону патриарху говорили: для чего он клобук черной с херувимом носит и две панагии? И Никон патриарх говорил: черные клобуки носят греческие патриархи, он де от них то взял, а херувим де на клобуке для того носит, у московских де патриархов на белых клобуках херувимы и он де для того носит, а понагеи две для того носит, с одною де понагеею с патриаршества отшел, а другая де крест в помощь себе носит. Архиереи говорили, что он Никон патриарх как отрекся патриаршеского престола с клятвою и пошел, и он Никон патриарша белова клобука с собою не взял, а взял простой чернеческой клобук, а ныне носит с херувимом клобук и то он собою учинил. И вселенский антиохийский патриарх Никону говорил: есть ли ему ведомо, что александрийский патриарх судья вселенский? И Никон патриарх молыл: там де и суди. А в Александрии де и в Антиохии ныне патриархов нет, александрийский живёт во Египте, а антиохийский в Дамаске. И вселенские патриархии говорили: как благословили вселенские патриархи Иева митрополита московского и всеа руси на патриаршество, и в то время где вселенские патриархи жили? И Никон патриарх молыл, что он в то время не велик был. И вселенские патриархи Никону патриарху говорили, чтоб он слушал правила святые.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

9 сент. 1513 г. по просьбе арагонского кор. Фернандо II Католика (1479-1516) папа Римский Лев Х издал буллу «Pastoralis officii debitum», к-рой учредил 1-е в континентальной Америке и 4-е в Новом Свете еп-ство Санта-Мария-ла-Антигуа-дель-Дарьен, включившее территорию совр. П. и части совр. Колумбии. Построенная ранее часовня Санта-Мария-ла-Антигуа стала кафедральной церковью. Первым во епископа был рукоположен францисканец Хуан де Кеведо Вильегас (1513-1519), прибывший в Дарьен в 1514 г. вместе с др. францисканцами и конкистадором Педро Ариасом де Авилой (Педрариас Давила) (ок. 1440-1531), назначенным губернатором новообразованной пров. Кастилья-дель-Оро, в к-рую вошли территории современных П., Коста-Рики и Никарагуа. 15 авг. 1519 г. Ариас де Авила основал на тихоокеанском берегу перешейка г. Нуэстра-Сеньора-де-ла-Асунсьон-де-Панама (Панама - название существовавшего на этом месте поселения индейцев; предположительно означает: «место, где много рыбы»). Город, ставший адм. центром пров. Кастилья-дель-Оро, быстро обрел важное значение в качестве отправной точки колонизации Юж. Америки, особенно Перу. В том же году Ариас де Авила обвинил Нуньеса де Бальбоа в государственной измене и, несмотря на протесты еп. Кеведо, казнил его. После казни еп. Кеведо был вынужден уехать в Испанию, где доложил имп. Карлу V о плохом обращении Ариаса де Авилы с индейцами и предложил ограничить власть королевских наместников в Новом Свете для защиты местного населения от произвола. Лас Касас выдвинул против еп. Кеведо обвинения в стяжательстве и пренебрежении интересами местного населения, но последний смог показать себя защитником индейцев. Вскоре после приезда в Испанию он заболел и 24 дек. 1519 г. скончался в Барселоне. В 1520 г. еп-ство Санта-Мария-ла-Антигуа-дель-Дарьен было переименовано в еп-ство Панама, во главе поставлен доминиканец Висенте де Пераса (1520-1526), прибывший в Новый Свет в 1524 г. По одной из версий, он перенес резиденцию в г. Панаму и спустя неск. месяцев после приезда скончался (возможно, был отравлен по приказу Ариаса де Авилы). Согласно др. данным, Пераса был епископом до 1526 г., затем освобожден от должности. После него епископскую кафедру занимали францисканец Мартин де Бехар (1527-1530) и доминиканец Висенте де Вальверде. Существует версия, что именно Бехар перенес центр епископства в г. Панаму. Первое офиц. упоминание о г. Панаме как о центре епископства встречается в 1534 г. в папской булле о назначении Томаса де Берланги епископом Панамы. По поводу сроков пребывания Берланги в статусе епископа также нет единых данных. Расхождения возникают в последней дате - называют 1537, 1542, 1544, 1545 г. В 1535 г. было начато строительство деревянного собора в г. Панаме, в 1540 г. собор сгорел и впосл. был восстановлен в дереве.

http://pravenc.ru/text/2578790.html

А румельская-де страна все Бога молют, чтобы Бог дал государю на неприятелей победу, а только-де государь изволит хоть малых людей прислать к ним для славы, и они б де все тому обрадовались и на турков с государевыми людьми возстали собча, а болгары-де и сербы все того желают же и на турков начнут стоять собча. А венгерский-де Ракоц с волоским воеводою в дружбе, а молдавский-де владетель поневоле с ними в дружбе, потому что пред нами безсилен» 426 . В том же году от 5 июня писал в Москву бывший Константинопольский патриарх Иоанникий: «Мы в сии времена скитаемся во всяких бедах и в скудости и иных надежд не имеем, кроме святаго вашего царствия, и слыша ныне, что покоряются вам враги, радуемся и печаль свою забываем и уповаем впредь о державе святаго вашего царствия, да возможете и Восточную всея вселенныя Церковь под высокую свою руку восприять по благодати милостивого Бога» 427 . В 1657 году греческий учитель и философ Николай Морицкий показывал в Москве, что, находясь в Чигирине, он говорил гетманскому писарю: «Румельской страны греки, слыша, что царь московский пошел на войну, все соединились и положили, как только услышат, что казаки с царскими войсками перешли Дунай, к ним присоединиться; в сборе их до 30 000, да албанцев 20 000, которые, когда была война турок с венецианами, весь запас турецкий отбили и отдали армаде венецианской, а в Венецию послали, чтобы всех их и детей перевести на их острова, но венециане не хотели им помогать; а гетману с московским царем можно такое боголюбезное дело учинить и христиан освободить, потому что ныне турки обессилели и имеют междоусобную брань. А если христиане братию свою освободить не хотят, то за сие дадут ответ Богу» 428 . В том же 1657 году венецианские греки, посетив находившегося в Венеции русского посла Чемоданова, говорили ему: «Ездим-де мы из Венеции в турскую землю со всякими товары по свету, и с турскими людьми торгуем; и турские-де люди многие говорили пред нами: Божиим-де изволением и счастием великаго государя московскаго, Бог ему дал на поляков и иных государств победу; и у них-де в турской земле во всей и во всех государствах их слава о том великая; и турской-де царь и их паши все, сыскав в письмах своих гадательных, и говорят, что то время пришло, что Царю-граду быти за ним же государем: и живут с великим опасением и у Царя-города на многое время ворота бывают засыпаны; и учали-де им, гречанам, чинить всякое утеснение, и мы-де на милость Божию и на заступленье великого государя...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

– Это чудо было рассмотрено во время следствия 1677 г.: «Февраля в 18 день в Кашине в соборной Воскресенской церкви Тверскаго уезду деревни Борзениновы столника Алексеев крестьянин Михайлова сына Блохина Калинка Иванов в допросе сказал, по святей евангилской непорочной заповеди Господни, еже, ей-ей, в прошлых, де, годех волею Божиею лежал в скорби. И в той скорби отнялися у него руки и ноги. Ногами не ходил и руками не владел года з два. И мать, де, ево Анница ево, Калинку, для исцеления той скорби приводила врачей многих и лечила ево многими лекарств, и ему, де, от тех лекарей ползы в той скорби и облехчения никакова не учинилось. И шурин, де, ево, Калинков, Тверскаго уезду столника Григорья, Федорова сына, Бояшева вотчине, ево села Харитонова крестьянин Митрошка Олферов, приехав к ним в дом, сказал матери ево и ему, Калинке, что в Кашине объявился гроб, а есть, де, от него болящим исцеление. И взяв, де, он, Митрошка, ево, Калинку, привез в Кашин, и молился у гроба благоверные княгини Анны во время службы о исцелении свей скорби неделю. И в тех, де, числех во сновидени явися ему благоверная княгиня и рекла ему: „Востани, де, Калинник! Бог тебя от скорби избавляет. Я, де, о тебе всемилостиваго Спаса молила”. И он, де, Калинка, от сна в то время пробудился и после того сновидения стал здрав. А в то, де, время благоверные великие княгини Анны гроб с мощми стоял под старою Успенскою древяною церковью» (РНБ, собр. Погодина, 1608, л. 2324). 3781 Чудо 12. О ослбпшем человеце. – Это чудо было рассмотрено во время следствия 1677 г.: «185-го февраля в 19 день в Кашине в соборной Воскресенской церкви Дмитровского уезду Богородицкого монастыря Медвежей пустыни старец Фирс, что был в мире боярина князь Григорья Сунтелеевича Черкаскаго деревни Токарева крестьянин Филип Григорьев, сказал по святей Христове евангелской непорочной заповеди Господни, еже, ей-ей, в прошлых годех летнею порою был он на боярской работе, с поля возили в гумно снопы, и стоял, де, он офоне, и крестьянин, де, Мишка Микифоровъ подавал ему снопы и бросил ему снопом в глаза.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И патриархи вселенские ево Никона патриарха спрашивали: какие де обиды ему были от великого государя? И Никон патриарх говорил: великий государь учал де на меня гневаться и в соборную церковь не учал ходить, и я де для того и отшол. Великого государя речь: писал ты Никон патриарх по отшествии своем от престола ко мне и патриаршеского престола отрекался: ты будешь великий государь, а я Никон яко един от простых. И Никон патриарх говорил: я того не писывал. Вселенских патриархов речь ко всем архиереям: что великого государя обида к Никону патриарху ? И архиереи все говорили, что великого государя обиды к нему Никону патриарху никакие не бывало. И Никон патриарх говорил, я де об обиде не говорю, говорил о государеве гневе, и прежние де патриархи от гнева царева бегивали: Афанасий александрийский и Григорий Богослов . Великого государя речь: являл ли он Никон патриарх в соборной апостольской церкви про гнев его государев? И Никон патриарх говорил, что не являл никому, а являл небу и земле. Великого государя речь: чтоб Никон положил ево великого государя грамоты, каковы к нему Никону патриарху писывал, что не где ево не безчесчивал он великий государь. И архиереи все говорили, что ево государева гнева на Никона патриарха никакова и бесчестия не бывало, и он де во отшествии ево много молил, чтоб они престола не покинул, и он со гневом пошел, и мантию было святительскую не хотел на себя вздеть, а хотели было вдеть простую чернеческую, и архиереи ему не дали вздеть черные мантии, и он вздел светителскую мантию и пошел. Вселенские патриархи говорили Никону патриарху : и иные де патриархи оставливали престолы, да не так как ты; ты де отрекся, что и впредь не будешь патриарх, аще будешь патриарх, анафема будешь. И Никон говорил: я де того не говаривал, что не буду патриарх и анафема буду, а говорил только, что за недостоинство свое иду; а естьли бы де я отрекся патриаршества с клятвою, и я бы де не взял и святительской одежды с собою. Вселенские патриархи говорили Никону патриарху : как де ставят в священный чин и говорят – достоин, а ты де как оставил престол и снимал с себя святительскую одежду и говорил, что не достоин.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Государей Царей и Великих князей Иоанна Алексеевич а, Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцов, стольнику и воеводе Назарью Петровичу Соликамской Приказной Избы подъячие Стенька Елисеев с товарищи челом бьют: в нынешнем во 192 (1684) году июля в 23 день у Соликамской в приказной избе извещал словесно Соликамской посадской человек Филька Михайлов сын Котоногов, в нынешнем де месяце был он в Усольском уезде в Обвинском поречьи и слышал у многих крестьян, что де в Обвенском поречье объявились православной христианской вере раскольники, тутошные Обвинские жители и прихожие люди мужскаго пола и женскаго человек с пятьдесят и живут от Ильинскаго погоста в пятнадцати верстах, на пустых местех и заводят избы большия, и тех де раскольников поиманы и посажены в Ильинском погосте в земской избе в крепи двое человек: один Обвинец Ильинскаго приходу, имени ему он Филька не ведает прозвище Бахарев; а другова он Филька не знает, и тех де раскольников Обвинской земской староста и мирские люди хотели прислать к Соликамской тотчас. Да земской же де староста и мирские люди посылали к тем раскольникам трех человек, чтоб они пришли в Ильинской погост, и они де в Ильинской погост не пошли, да в Ильинской же де погост приходил неведомо из которой деревни крестьянин и мирским людем извещал, что де те пустынники увели у него дочерь его девку, да тогоже числа у Соликамской в приказной избе сказали обвинцы, кайгородскаго приходу крестьянин Алешка Чудинов, да бобыль Афонька Семафиевых: в нынешнем де месяце ехали они к Соликамской и дорогой де едучи слышали они на соляных каюках у работных людей, везли де с Обвы к Соликамской пустынников и те де пустынники у провожатых с дороги убежали, а провожатые де воротились на Обву; а без твоего, Назарей Петрович, ведома для съиску и для поимки тех раскольников послать мы не смели, и о том как ты Назарей Петрович укажеш. (Внизу помета:) 192 года июля в 24 день подал Усольской стрелец Федотко Артемьев. 2. Копия с рукописи, найденной у крестьянина, Оханского уезда, Дубровского прихода, Коротаева

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

И святейшие патриархи то дело у митрополита привяли». Но Никон не отказался и на соборе от своих обвинений против Лигарида. Когда восточные патриархи в виду заявления Никона константинопольскому патриарху Дионисию, что русская церковь , ради Лигарида, отлучилась от единения с православною восточною церковью, спросили Никона: «чем от соборные церкви отлучились? Никон сказал: отлучились де от соборные церкви и от благословения святейших вселенских патриархов для того, что газелий митрополит Паисий Питирима митрополита перевел от митрополии в другую митрополию, а на его место поставил иного митрополита, да и иных де архиереев от места к месту переводил же, а ему де того делать не довелося, потому что он от еросалимского патриарха отлучен и проклят. А хотя б де он, газский митрополит, и не еретик был, и ему де на Москве долго быть не для чего, я де его за митрополита не ставлю, у него де и ставленные грамоты на свидетельство нет, и мужик де наложит на себя мантию, и он де та- —217— ков же митрополит. То де он писал все про него, газского митрополита, а не о православных християнех». Горячим защитником Паисия Лигарида на соборе явился сам царь Алексей Михайлович. Он заявлял: «а газской де митрополит на Москве у престола Господня принес клятву, что он живет истинно, и отец духовный, архангельский митрополит, в том его свидетельствовал, и грамота у него поставленная есть и свидетельствована, а отлучении ево от еросалимского патриарха грамоты не бывало. А на соборе председателем он, Паисий, не бывал и наместником от вселенских патриархов не назывался». К этому государь еще прибавил: «а газский-де митрополит служил ныне за свидетельством отца своего духовного до рассуждения святейших вселенских патриархов и всего собору». С своей стороны и антиохийский патриарх Макарий заявил собору: что «газский митрополит во дьяконы и в попы ставлен во иеросалиме, а не в Риме, про то де он, антиохийский патриарх, ведает подлинно» 2457 . Понятно само собою, что бывшие в Москве восточные патриархи, вместе со всем собором, признали Паисия Лигарида вполне православным человеком и настоящим законным архиереем, почему Паисий присутствовал на всех соборных заседаниях, играл на них очень видную активную роль и был допущен в участию во всех церковных богослужениях как истинный православный архиерей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И великий государь говорил вселенским патриархом, что бывшей Никон патриарх такие великие укоризны и неправды, забыв страх Божий и праведный Его суд, писал о том ко святейшим вселенским патриархом ложно, и тем соборную и апостолскую церковь и святую православную Христианскую веру опорочил и его великого государя и весь освященный собор и его царского величества синклит и всех православных христиан от благочестивые веры и от благословения святейших вселенских патриарх отчел и к римским костелом и к католицкой вере причел, и назвал всех еретиками, и толкоб де то его Никоново письмо дошло до святейших вселенских патриархов, и по тому б де его затейному и ложному письму всем православным християном быть под клятвою, и за то де его ложное и затейное письмо надобно всем стоять и умирать и от того очиститись. И говорил великий государь святейшим кир Паисию папе и патриарху александрейскому и кир Макарию патриарху антиохийскому, а митрополиты и архиепископы и епископы и весь освященный собор, и бояря, и околничие, и думные люди били челом, чтоб бывшего Никона патриарха допросить: для чего он так писал и их всех еретиками назвал? И святейшие патриархи бывшего патриарха Никона допрашивали: чем от соборные церкви отлучились? И Никон сказал: отлучились де от соборные церкви и от благословения святейших вселенских патриархов для того, что газской митрополит Паисей Питирима митрополита перевел от митрополии в другую митрополию, а на его место поставил иного митрополита, да и иных де архиереев от места к месту переводил же, а ему де того делать не довелося, потому что от еросалимского патриарха он отлучен и проклят, а хотя б де он газско митрополит и не еретик был, и ему де на Москве долго быть не для чего, я де его за митрополита не ставлю, у него де и ставленые грамоты на свидетелство нет, и мужик де наложит на себя мантию, и он де таков же митрополит, то де он писал все про него газского митрополита, а не о православных християнех. И великий государь и весь освященный собор и его царского величества синклит говорили святейшим патриархом, что бывшей Никон патриарх писал и назвал их всех еретиками, а не одного газского митрополита, и чтоб в том учинили указ по правилом святых апостол и святых отец.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

1. Расследование по доносу стольника Романа Бобарыкина на патриарха Никона , что он износит клятву на царя. 608 Июля 1663 г. 171-го июля в 15 день извещал великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всея великие и малые и белые России самодержцу, на бывшего Никона патриарха , Роман Бобарыкин, как присылан от великого государя думный дворянин Иван Иванович Боклановской да дьяк Василей Брехов по челобитью его, Романову, о розводе земли. И июня де в 26 день, в пятницу, после молебна, был он, Роман, у патриарха в келье, и патриарх де говорил у себя в келье про великого государя непристойные речи: как де будет собор и ему де буде велят быть на соборе, и он де государя, соперника своего, сделает нехристиянином. Да еще де и новгородское дело у него не забыто, да и иные непристойные речи про великих государей говорил, и о тех де его патриарховых непристойных речах извещал он великому государю самому. А как патриарх про великих государей непристойные речи говорил, и в то де время были в келье у него наместник да строители воскресенской Аарон, да крестного монастыря, а как того строителя зовут и того не упомнит. И великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея великие и малые и белые России самодержец указал про то дело сыскать боярину князю Никите Ивановичу Одоевскому да окольничему Родиону Матвеевичу Стрешневу, и строителя старца Аарона расспрашивать. И старец Аарон росспрашиван и в расспросе сказал: был де он, при Романе, у патриарха в келье, а никаких речей про великого государя непристойных от патриарха не слыхал, а после сказал, что не упомнит; а были де в то время Воскресенского монастыря наместник Иосиф, а строитель де Крестного монастыря в то время не был, а после сказал, что не упомнит, и патриархов де крестник был ли в то время, и он того не упомнит же. А Роман и на очной ставке с строителем говорил прежние свои речи. А старец Аарон на очной ставке с Романом говорил, что он про великого государя никаких патриарховых непристойных речей не слыхал, а после сказал, что не упомнит.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010