В грамоте ж написано о Питириме митрополите, что он на его патриаршеских местех и на седалищех сидел, а наперед де сего которые вселенские патриархи, констянтинополский и антиохийской и ерусалимской, были на Москве и они де на тех патриаршеских местех и на седалищех не сиживали. И Питирим митрополит сказал: по отшествии де Никона патриарха , в соборной и апостолской церкви в божественных службах стоял он и сидел на которых местех подобает, а на патриаршеском месте он не стаивал и не сиживал, а в неделю де о ваии действовал он по указу великого государя, а не собою. И бывшей Никон патриарх говорил, что было ему Питириму митрополиту действовать не довелося, то де действо их патриаршеское. И великий государь говорил: как де он был в Новгороде митрополитом, и он де и сам действовал, а как де был патриархом и при нем де в Новгороде и в Казани и в Ростове митрополиты действовали ж. И Никон патриарх сказал: то де он делал неведением. В грамоте ж написано: будто боярин Семен Лукьянович Стрешнев научил сидеть собаку и передними ногами поругатися благословению Божию, и называл ту собаку Никоном патриархом , и он де Никон за то его проклял и от християнства отлучил и царское величество ни во что вмени. И великий государь говорил, что Никон бывшей патриарх о том к нему великому государю не писывал, а боярин де Семен Лукьянович перед ним великим государем сказал с клятвою, что того не бывало. А митрополиты и архиепископы и епископы говорили, что он Никон боярина Семена Лукьяновича проклял напрасно без собору. А боярин Петр Михайлович Салтыков говорил, что бывшей Никон патриарх боярина Семена Лукьяновича от клятвы разрешил и простил и грамоту к нему прощальную прислал. В конце грамоты его написано: Писася в строении нашем в Новом Иеросалиме Воскресенского монастыря. И святейшие патриархи Никона патриарха допрашивали: для чего он так пишет? И Никон бывшей патриарх говорил, что в грамоте переведено не так, а после сказал, хотя де у него и так написано, что в Новом Иеросалиме, толко де намерение его к горнему Иеросалиму и назывался того Еросалима священником.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

л. 37. ...чорно(й) дьяко(н) Тихо(н) в рос... сказал. В Соловецкой же монастырь сослан он из Савинского Стор...вского монастыря в церковн... тому девятой год... во 174-м году... Гарасим Фирсов... Соловецкого монастыря на ар...рита Варфоломея во всяко(м) монастырском бесчинстве. А ск...дывали де с ним тою челобитную соборные старцы Геннадий Качалов, Ефрем Каргополец, Иона Брыз... Александр Стукалов, да чорн... поп Пафнотей Кинешенемец, Тимофей Мартемьянов да Трофим, Никон Михайлов да рядо л. 38. ...вые старцы Исихия Хлебенной, Илинарх Москвитин, да он, дьякон Тихон, и иные старцы, а имян их не упомнит. И руки прилож... Да в той же де челобитной написано было... А какое того имянно... не написано. И тою де челобитн... старец Гарасим Фирсов чол соборному старцу Ионе Брызгалу, да чорному попу Никону, да ему дьякону, да хлебенному старцу Есихеи. И они де ево, Гарасиму, спра л. 39. ...шивали, чтоб он им сказал, ка(ко)е великого государя дел(о) в той челобитной написано. И старец де Гарасим сказал, что того дела сказа... им не мочно. И они де ему сказали, буде он про то им не скажет, и они де к... челобитной рук своих не приложат. И он де, Гарасим, сказал: написано де в той челобитной дело великого государя, то Соловецкого де монастыря слушка Ивашко Тарбеев будучи с архи... л. 40. Варфоломеем в Кем(с)ко(м) острошке бранил(ся) с соборным старцом Алекс...дром Стукаловым. И в той де брани перед архимаритом Варфоломеем он, Ивашко, говорил ему, Александр(у), непристойную речь... великого государя. И ко... он, Гарасим, тое речь им сказа... и они де к той челобитной и руки приложили. И про тое челобитную сведав, келарь Саватей Обрютин зазвал к себе в гости собо... старцов Герасима Фи... л. 41. Александра Стукалова... заручною челобитного... тое челобитную у них... (о)тнял и изодрал. И хто к той челобитной руки прикладывал, и он, выдирая те их писма, высылал к тем старцом с соборнем старцом с Александром Стукаловым. И на заутрени де в церкве говорили соборные старцы Гарасим Фирсов и все, которые к челобитной прикладывали руку, келарю старцу Саватею при всей братьи, для чево он тое челобитную у них взял... и он де Саватей...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

72 Напр. в Таргуме прямо говорится, что Бог обещал Давиду поставить на его престол Мессию; тоже говорил равв. Кимхи и др. (Baur, Gesch. Mess. Weiss. S. 400). Впрочем, весьма ясное указание на это пророчество о Мессии находится ещё в Ветхом Завете, именно в классически-мессианском пророчестве Исайи (61:11), а также и в др. (27:6; 53: 2). 73 Напр. бл. Феодорит (Evang. praep. VII, 12; IX, с. 52), Гоеций (Quaest. .21, 2), из новых: Шмидт, Генгстенберг, Боль, Баде и др. 76 Мнение о Маккавейских псалмах, в последнее время, особенно сильно было распространено Гитцигом, относящим ко времени Маккавеев большую часть псалмов. Последователями Гитцига били Ольсгаузен, Лянгерке и др. Некоторые псалмы относились ко времени Маккавеев ещё Рудингером (Psalm, paraphr. 1581.), Розенмюллером (Dissert, ad intr. in lib. Psalm. Tub. 1806), Бенгелем и др. По вопросу о маккавейских псалмах существует довольно богатая литература. (См. Напр. H. Hesse, D. Psalm. Maccab. 1838 г.; Disert. de Psalm. Maccab. de Iong. 1857 T.; Nöldecke, im. Theol. Zeitschrift; Delitzsch и др. 78 Давиду принадлежит большая часть псалмов. Обыкновенно ему приписывают следующие псалмы: 1–40, 50–64, 67–70, 85, 100–103, 108, 109, 121, 123, 130, 132, 138, 149–150. Большую часть псалмов приписывают Давиду даже и такие лица, как Де-Ветте и Шрадер, учёные не особенно уважающие традиции (См. Lehrbuch. d. hist. knt. Einleit. A. T. neu bearb. D. Schrader, 8 Aufl. Berlin. 1869 г. S. 521). Но прежде, как у Евреев (Targ., Pesach. f. 117 S. Baba Bathra t. 14, c. 2), так и у некоторых отцов Церкви (Августина De Civ. Dei, ΧV ΙΙ, 14; Иоанна Зл.; Евфимия Зигабена в предисловии к псалмам) было мнение, что все псалмы написаны Давидом (Ср. Руков, к Чт. Св. Писания Ветхого и Нового Завета, преосв. Амвросия, 2 изд. 1803 г.: Орды, Киев, 1371 г.). Впрочем, это мнение весьма настойчиво высказывается и теперь (См. Дух. Беседа 1872 г. 4). Обстоятельное исследование вопроса о происхождении псалмов можно видеть в солидном сочинении свящ. Вишнякова «О происхождении Псалтири». СПБ. 1875 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Вопрос о времени произнесения Авдиею пророческой речи о гибели Эдома и о разцвете на его развалинах царства Господня ирипадлежит к числу вопрсов, в решениии которых ученые изследователи Библии до сих пор не пришли к соглашению. В последнее время между западными библейскими толкователями одни (Дэлич 1 и Кейль 2 ), по примеру Гофмана 3 думают, что Авдия был древнейшим из малых пророков, что он произнес свою речь при иудейском царе Иораме, сыне и преемнике Иосафата; другие (Каспари 4 , Геверник 5 , Генгстенберг 6 ), ставя произнесение этой речи в связь с событиями царствования Амасии, относят это произнесение к первым годам Озии; третьи (Кюйпер 7 ), по примеру Карнцова 8 ) находят повод к пророчеству Авдии в событиях царствования Ахаза; наконец толкователи свободного направления (Розепмюллеръ, де-Ветте-Шрадер, Блекъ, Штэелип и др., по примеру еврея Ибн-Езры и Лютера) полагают произнесение Авдиевой речи после разрушения Иерусалима халдеями. Замечательно, что последнее мнение и в русской бо гословской литературе можно назвать мнением, господствующим в вастоящее время. Оно признано наиболее вероятным в толковании епископа Палладия на книги Амоса и Авдия (1871 г. Вятка); его считает «очевидно“ правильным Хергозерский (Обозрение пророч. книг В. 3. Сиб. 1873 г. стр. 225); на егоже сторону стал и протоиерей Солярский в своем «Опыте библейскаго словаря собственных имен“ (I т. Сиб. 1879 г. под словом «Авдия“). Осторожнеее поступил г. Верховский в своем «Библейском словаре“, не высказавшись решительно ни за одно из трех мнений, сообщаемых им по настоящему вопросу. Г. Орда в своем «Руководстве к последовательному чтению пророческих книг Ветхаго Завета“ (Киев. 1871 г.) стал на сторону мнения об Авдии, как самом дренем из малых пророков, между тем как митрополит Филарет (Начертание библ. истории, изд. 4, 1827 г., стр. 366) выдает только за предположение то мнение, котораго решительно держался митрополит Амвросий (Краткое руководстро к чтению книг В. и Н. Завета. Москва. 1803) и по которому Авдия пророчествовал в царствование Ахаза.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/k...

90 s.). Так вопрос решать, конечно, очень легко, но вместе с тем уже подрывается всякое основание для иеговистической и елогистической гипотез. Другие доказательства защитников гипотезы об иеговистических и елогистических источниках Пятикнижия также слабы. Так, критики находят разницу в словоупотреблении мнимых разных писателей. Но весь свой аргумент сводят к 12 еврейским словам, которыми разнятся иеговист и елогист. Само по себе уже столь незначительное количество разных слов роняет силу критической аргументации. Еще более эта слабость видна, если проследить самые слова. Критики, например Делич и Де-ВеттеШрадер, утверждают, что еврейское слово achuz – владение характеристично для елогиста. Но это слово встречается в Быт.48:4 и Числ.32:5, 22, 29, 32 – отделах иеговистических по их мнению. Чтобы избежать такой улики, поименованные критики замечают, что иеговист в этих местах подражал елогисту или сохранил слова из елогистического фрагмента. По мнению тех же ученых, елогист употребляет еврейские слова: zakar и nekeba (мужской пол и женский), а иеговист: isch ve ischa – муж и жена. Но первое встречается в Быт.4:3, 9 ; Втор.4 – иеговистических отделах, а второе в Исх.36:6 ; Лев.13:20 ; Числ.5 – елогистических отделах. При том по значению своему указанные выражения не тождественны: первое прилагается преимущественно к животным, второе – к человеку. И другие примеры такого же характера и достоинства. Едва ли, кроме курьеза, заслуживает какого-либо разбора ссылка критиков на то, что adamah употребляется у елогиста, а fenei haadamah в священническом кодексе (Green. Einheit... 81 s.). Вообще у Греена проанализированы и «подсчитаны» все слова и выражения книги Бытия: сколько раз (то или другое слово и выражение) употреблено у иеговиста, елогиста и в священническом кодексе, и доказано, что их употребление всюду сходно и единообразно (Ук. соч. 27–32 ss.). То же следует сказать и о других книгах Пятикнижия. Такую же силу имеют и другие доказательства из языка мнимых различных писателей Пятикнижия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

А когда я рассказала этот случай другой своей знакомой, хорошо знавшей Владыку при жизни (была такая Мария Ивановна [впоследствии монахиня Серафима]), она сказала, что Владыка сам очень любил чай, и на 40-й день по его блаженной кончине всем, пришедшим на могилу, раздавали по пачке индийского чаю на помин митрополита Иосифа. На могиле митрополита Иосифа мы всегда получаем большое утешение, успокоение. Любим там помолиться, попеть, посидеть, поговорить о Владыке, побеседовать с ним, попросить себе благословение на будущее время. И уходим всегда довольные, радостные. Царство Небесное дорогому митрополиту Иосифу. Лилия Альбиновна Белялова, прихожанка Вознесенского собора города Алматы В 2005 году мне надо было лететь в Санкт-Петербург. Мне хотелось не только встретиться с родственниками, но и посетить в Петербурге святые места. А был как раз разгар лета, и билетов на прямой рейс до Санкт-Петербурга достать было невозможно. И мы взяли билет с пересадкой через Москву . Но я очень хотела поменять этот билет на прямой рейс до Санкт-Петербурга, так как возраст у меня уже не молодой, и лететь с пересадкой для меня намного труднее. Я обратилась к своей знакомой, работавшей в авиакассе. Но она сказала, что достать сейчас билет просто невозможно, потому что время отпусков. На всякий случай я все же оставила ей номер своего телефона. Как раз в это время я прочитала книгу о митрополите Иосифе. Я вспомнила, что Владыка, если ему надо было решить какую-то серьезную проблему, писал записочки и клал их за икону святого праведного Симеона Верхотурского. И праведный Симеон ему помогал. И я подумала: «Может, митрополит Иосиф так же и мне поможет, решит проблему с билетом?» Придя домой, я положила билет, который мы купили до Москвы, под книгу митрополита Иосифа и обратилась к нему с просьбой: «Помоги, Владыка!» И вдруг на следующий день - звонок! Звонит кассир и авиакассы, и в таком недоумении говорит: «Я просто не знаю, как это могла произойти, это какое-то чудо! Именно в мою кассу пришел человек, и сдал билет на прямой рейс до Санкт-Петербурга!»

http://ruskline.ru/analitika/2010/09/06/...

С ведома и согласия Порты, Стахиев поехал в патриаршую церковь , где был принят с радостию и уважением; это он сделал для удостоверения единоверного народа в непоколебимом покровительстве, какое оказывает императрица православной церкви, ибо тотчас по заключении конвенции католики начали пугать греков слухами, что в конвенции Россия отказалась от покровительства своим единоверцам. Но Стахиев ненадолго успокоился. Приехали крымские депутаты, и он должен был отправить своему двору жалобу на поведение нового рейс-эфенди, на его «узловатые» ответы и вызовы. Рейс-эфенди не мог переносить тесной связи Стахиева с депутатами, всячески скрывал от него свои сношения с ними, препятствовал свиданиям русского министра с депутатами под обычным предлогом, что это тревожит константинопольскую публику и подает повод к превратным и неприятным толкованиям. Но это было только начало. От 9 октября русский резидент в Крыму Константинов уведомил Стахиева, что султанская грамота, присланная к хану, написана вовсе не так, как улажено при конвенции, что привезший эту грамоту султанский обер-шталмейстер требует от хана, чтоб тот принял грамоту с прежнею церемониею, в которой выражалось подданство. Стахиев послал русского переводчика высказать Порте свое изумление; рейс-эфенди сложил всю вину на шталмейстера и обещал послать ему выговор; такое же объяснение дано было и французскому послу с прибавкою, что не виноват ли во всем деле сам Шагин-Гирей, который нарочно скрыл полученную им калифскую грамоту султана, чтоб снова поссорить две империи. От императрицы по этому поводу Стахиев получил рескрипт: «Справедливое негодование возбуждает такое Порты шильничество и вероломство. Мы надеемся, что и сей последний камень протыкания рачением вашим изъят будет из среды и тем дальнейшие неприятные следствия предупредятся». Камень был изъят, и шталмейстеру послано было приказание подать настоящую грамоту хану и не требовать соблюдения старого церемониала. Когда в апреле месяце пришли в Крым условия Константинопольской конвенции, хан Шагин-Гирей был болен и, не будучи в состоянии принять резидента Константинова, просил его изложить все дело на письме.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Время шло. Я регулярно переписывался с монахом и Евгенией. Они писали, что договорились со священником в афинском районе Халандри, и тот окрестит меня в Рождественский Сочельник 1998 года. В субботу 29 ноября 1998 года, ровно за десять дней до отъезда в Грецию, я был на службе в греческом православном храме Благовещения в Осло. К моему изумлению, там крестили младенца. Я очень обрадовался и возблагодарил Христа — для меня это был урок и практическая подготовка к таинству Святого Крещения в Православной Церкви. Десятого декабря 1998 года я двинулся в путь, и сразу же все пошло не по задуманному. Самолет должен был вылететь из Осло в Цюрих в половине восьмого утра. В Цюрихе мне предстояло сесть на самолет до Афин, вылетавший в десять двадцать пять. В тринадцать пятьдесят пять я был бы в Афинах. По каким–то техническим причинам наш рейс задерживался. Часа полтора мы сидели в самолете, дожидаясь, когда он взлетит. Было жарко, я изнемогал. Справа и слева от меня сидели здоровенные норвежцы, я был так стиснут, что не мог шевельнуться. Я нервничал, боясь, что опоздаю на самолет до Афин. Наконец я не без труда раскрыл Евангелие на персидском и стал читать. Через полчаса самолет наконец взлетел. Когда мы прибыли в Цюрих, мой самолет уже улетел. Мне сказали, что я полечу следующим рейсом примерно через два часа. Как раз когда я шел к выходу на посадку, на табло появилось сообщение, что рейс отменяется. Следующего предстояло ждать еще два часа. Когда они почти истекли, нам объявили, что вылет откладывается. Я был зол и вымотан. Примерно за час до объявленного времени я подошел к выходу. В это время там шла посадка на израильский рейс до Тель–Авива. Я сел в кресло и начал читать Евангелие, но вскоре поймал на себе пристальный взгляд какого–то молодого человека. Я сделал вид, что не замечаю, и продолжил чтение. Через некоторое время подошел мужчина постарше, видимо, сотрудник израильской службы безопасности, и стал спрашивать, кто я, откуда, куда направляюсь и почему сижу рядом с выходом на посадку. Я объяснил. Он попросил показать документы и билет. Я был на взводе и едва не сорвался, однако все же взял себя в руки, вежливо ответил ему и показал документы. Он извинился, после чего пожелал счастливого пути и веселого Рождества.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

В конце сентября Порта нарушила условие договора относительно дунайских княжеств, лишив жизни без всякого суда молдавского господаря Гику. Екатерина велела Стахиеву просто и сухо приметить турецкому министерству, что этот поступок она должна почесть «между многими прежними неустойками мирного трактата со стороны Порты новым нарушением его оснований». Кораблей не пропускали, не пропустили даже купеческое судно св. Николая, которое прежде не раз проходило из Средиземного моря в Черное. В конференции, которой требовал Стахиев по этому поводу, рейс-эфенди ему отказал, и когда вследствие этого переводчик Пизани вручил ему протест посланника и требование пропустить фрегаты обратно в Мраморное море, то рейс-эфенди сказал: «Господин посланник ежедневно докучает все об этих судах, и надобно думать, что делает это сам собою; не могу я убедиться, чтоб при русском дворе не было таких благоразумных людей, которые отдают справедливость Порте в этом пункте. Если бы все дворы выслушали ее объяснения, то бы каждый из них оправдал ее: об этом посланник может наведаться у французского и прусского поверенных в делах, у посла английского и прочих находящихся здесь министров, и я уверен, что каждый из них оправдает Порту. Порта и так уже очень оплошна и нерадива, что пропускает корабли и в Мраморное море в такое время, когда в границах самого Крымского полуострова и в Тамани находится большое число русских войск и кораблей. Если из-за непропуска этих судов мир должен разорваться, то да будет воля божья! Россия, основываясь на мирном договоре, требует пропуска этих судов, а Порта противится тому по всей справедливости; итак, кроме всевышнего творца, некому разрешить этого спора. В последнюю войну Бог пособлял русскому оружию, а теперь, надобно надеяться, Порта возьмет верх». Когда Пизани напомнил о пропуске корабля св. Николай, то рейс-эфенди сказал: «В настоящие рамазанные дни непристойно беспокоить Порту представлением об одном судне, и если по этому поводу мир должен разорваться, то полагаюсь на волю божью, и я уже потерял терпение, и если б от меня зависело, то я бы ни одной вашей лодки в Черное море не пропустил, когда ваше войско в Крыму и почти в здешних границах».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

И патриархи де Антиохйский и Александрийский те правила подписав своими руками прислали к нему Иерусалимскому патриарху, а по милостину присылали они своих экзархов и милостину у того греченина у Ивана Кондратова те их экзархи взяли, и что де Мелетий ему великому государю поднес правила, и у тех правил подписаны их всех четырех патриархов руки, да что де и после всех подписей приписана одна глава и то подписал он Иерусалимский патриарх своею рукою. А что де Иконийский митрополит назвался экзархом и Константинопольскому патриарху племянником, и тем он великого государя хотел оболгать, он де экзархом не посылыван и Константинопольскому патриарху не племянник. А про правила де, чает он митрополит, сказал для того, как он Иерусалимский патриарх пришел в Молдавскую землю в Яси, и он де митрополит приходил к нему почасту и спрашивал: у Мелетия де государевы грамоты и милостину Константинопольский патриарх и он Иерусалимский приняли ль и ответ ему дали ль, и руки свои подписали ль, и он де патриарх ему сказал, что государевы грамоты и милостину у Мелетия приняли, а ответу ему никакого не дали и рук своих ни к какому письму не подписывали; а сказал де ему для того, чтоб не всякий про то ведал, потому де что у них страшно, турок де того и смотрит, как бы Божие церкви разорить и православных христиан погубить, для чего де великий государь ему митрополиту в том поверил и по тем правилам ничего не учинил? И подьячий говорил: великий государь ему митрополиту в том не поверил и тем правилам верит и держит их в своей государской полате аки многоценные адаманты, только отнюдь без них вселенского патриарха, Никона призывать и иного патриарха ставить не возможно; да и иные у великого государя дела есть, что отнюдь без них уставить невозможно; и митрополиты и архиепископы и епископы и весь церковный чин не в соглашении, в церквах Божиих служат всякий своим правилом, а пастыря себе не имеют, а у великого государя и без церковных дел есть многие дела, ведают они и сами, что на него великого государя неприятели встали многие, и чтоб он патриарх его великого государя прошение исполнил и изволил пойтить в Московское государство.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010