174 года июля в 1 день, преосвященним митрополитом и архиереом и епископом, в патриаршей крестовой полате, Соловецкаго монастыря старец Герасим Фирсов сказал: По новоисправным Служебником в Соловецком монастыре не служил для того, что указу великого государя не было, а святый собор о том был ли, или нет, того он не ведает, а от архимандрита де о том, что служить по новосправным Служебникам, повеления не было жь, а он же, старец Герашм, в прошлом 173 году, летом, высакьеве пустыне, говорил архимариту Варфоломею, чтоб он велел служить по новым Служебникам, и архимарит де ему ничего не сказал, а Соловецкого монастыря келарь, старец Саватей Урютин, и казначей, старец Боголеп, были с архимаритом в той де Исакове пустыни, и на него, старца Герасима, келарь и казначей шумели, чтоб не говорил архимариту про новосправные Служебники. А наречнаго де пения в Соловецком монастыре не поют и повеления де о наречном пении от архимарита не бывало, а как бы де от архимарита повеление было, и оне б и петь стали. А о крестном де знамении, о сложении первых перстов, держит тако, како напечатано в книгах Скрижалех, а что де прежде сего о том соблазнялся неведением, и о том у освященнаго собору прощения прошу; а архимарит де Варфоломей благословляет, вижу, попрежнему, а он де того не знает, и то ему не в обычей: потому что он не non. И кресты де на просвирах постарому, а от архимарита де о том возбранения не было, а он де, старец Герасим, крест, который от дву древ сложен, истинной крест признавает. А исповедание православное веры: Верую во единого Бога, обещевается и исповедует и держит тако, как напечатано в новосправных печатных книгах. А что де они челобитную прислали бить челом великому государю и от всего монастыря, чтоб им петь по старому, и у той де челобитной рука ево есть, a приложил де к той челобитной руку страха ради, а та челобитная писана с повеления архимарита Варфоломея, какову он челобитную прислал в монастырь черную, а слышал де про тое черную челобитную от келаря Саватея Урютина, да от казначея старца Боголепа. И преосвященный собор спросили ево, старца Герасима: что прежде сего мудрствовал и писал многие писма про новосправныя печатныя книги, и книгу Скрижаль и прочих, и ныне что скоро обещевается все держать по новосправным печатным книгам, и не страха (ли) ради и не лести приходит, и истинно (ли) уверился, яко тако истинно? И старец Герасим сказал: ей, истинно тако, и не лестно и не страха ради исповедует тако, како соборная апостольская церковь прияла ныне, и в новосправных печатных книгах напечатано и Скрижалех, и истинно и право то исповедует, и тако держати обещаваетца; а на те писма, что я писал неведением на новосправные печатные книги, обещеваетца писаньем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И по государеву цареву и великого князя Алексея Михаиловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, указу, по заручной челобитной Соловецкого монастыря старца Матвея, Соловецкого-ж монастыря старец Иоиль в Сумском остроге перед стряпчим, перед Игнатьем Андреевичем Волоховым, на очную ставку ставлен, и челобитная чтена, и выслушев старец Иоиль челобитную на очной ставке, в ответе сказал – кривошеею и страдником ево, старца Матвея, называл, а бить де ево не хотел и не хваливался; а в прошлом де во 176-м году в генваре месяце, как посылал ис Сумского острогу стольник Александр Хитрово в монасгырь с отпискою сумского стрельца пятидесятника Федосейка Евъстратъева, грамотки де не посылывал. И Матвей старец сказал и говорил на очной ставке: Иоиль де, принеси к великому государю вину, писал де ты в монастырь грамотку о том, как стольнику Александру Хитрово велено Сумской острог и Соловецкого монастыря усольи все на великого государя отписать, и в той же грамотке писал, что таможника Елизарка Александр Хитрово на чеп сажал и в тюрму, что от него Александра в монастырь с отпискою не поехал И старец Иоиль сказал: такую я грамотку в монастырь писал, а к варам де я не приставал. И Матвей старец сказал: Азарью де старцу келарю и казначею старцу Геронтию в воровстве был он Иоиля и завотчик, и от тех де воров он Иоиль в Сумской острог и послон, а ныне он сказывает, бутго был к ним и не прикладен. И выслушев Иоиль старец Матвеевы речи, сказал: писал де стольник Александр Хитрово в монастырь, чтоб де прислали в Сумской острог какова старца нибудь, и они де меня и послали в Сумской острог. И Матвей старец на очной ставке говорил: сказал де он Иоиль, что к варам не прикладен, а от них де он и послон, и сам то он Иоиль сказал, как де он ис Соловецкого монастыря в Сумской острог приехал, и он де к великому государю повинные челобитные и ко освященному собору в церковном правиле по се число не принашивал и крест кладет на лицо свое по уставу монастырскому, как в Соловецком монастыре, два пальца протягает, а «аллилуия» говорит дважди, а не трегубая. Иоиль старец сказал – крест я кладу три пальца вместе 1 совокупляю и «аллилуия» говорю трегубоя, а что де челобитные к великому государю повинные не принес и ко освященному собору, и в том великий государь волен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

от города-де Хлынова расстоянием верстах в четырёх имеется место при болоте источек, который-де называется нижний поток, и приходят-де к тому месту издавна народ многие июня на 29-е число, из которых-де посыланным из архиерейского приказу в 1738 году для досмотру, какое там суеверие чинится, поповским старостою и рассыльщиками изловлено мужеска шестнадцать, женска восемь человек, которые-де в Духовном Приказе допрашиваны, а допросом показали: мужеск пол такое отговорки – якобы ходили для сыску скотины, чему и верить-де не надлежит, понеже кругом места лес и болото, и скоту ходить невозможно. Женский пол: приходя-де они к тому месту по сказке мужеска пола, молились и бросали в воду платы холщовые, деньги, с головы нитки, которыми волосы привязывают, и тою воду пили, и обливались, и сказывали-де им мужеск пол, что тут Бог есть, и молились они якобы Богу; и найдено-де в том месте хлеба куску, сыру, яйца, шапки, рубахи, платы и подчепешники; и те-де люди для наказания отосланы в Вятскую провинциальную канцелярию; 2. во оном же-де городе Хлынове в женской богадельне, что при церкви Вознесения Господня, взяты в архиерейский приказ оной церкви поп Иван, и дьякон Иван же, певчий Павел Соловьёв, да отставной певчий же Димитрий Барышников, да богаделенных нищих жён и девок семь человек, да того ж города разных обывателей жён осьмнадцать человек, а прочие-де многие посадских жёны, усмотря караульщиков, разбежались; а во оную-де в богадельню для некоего суеверия много ношено было кур русских, индеек жареных и варёных от посадских жён, которые-де допросом показали: якобы в день Рождества Пресвятой Богородицы надлежит им по обещаниям при рождении младенцев курятниц приносить и употреблять их только одними жёнками, а мужескому полу и девкам грех и не годится им есть, и оставшиеся-де кости относят в воду, а перья и черева також загребают в землю; а другие-де показали, что бросают и в воду, якобы за святые кости, и перья, и черева почитали, и при том своём суеверии крепко отвечали, что то приношение и употребление курятниц токмо женскому полу из давних лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И Никон патриарх говорил, что он не писывал и не говаривал что патриарх нового иеросалема. Рязанской Иларион архиепископ говорил, что он писался патриархом нового иеросалима и двум патриархом быть нелзе и казал письмо его Никонову руку, и Никон патриарх молыл: рука де его разве де отписался. Он же Никон патриарх говорил: архиепископ де рязанский Иларион говорит, что де он Никон говорил про вселенских патртархов, что де неистинные патриархи, и он де Никон то говорил слышачи от греков, что на их престолах иные патриархи есть, чтоб про то великий государь указал свидетельствовать, и чтоб вселенские патриархи велели положить святое евангелие. И вселенские патриархи говорили, что они истинные патриархи и неизверженые и не отрекались престолов своих. Разве де турки без них что учинили. А буде де и дерзнул кто на их престолы чрез правила или принуждением турского, и то де не патриархи, прелюбодеи. А святому де евангелию быть не для чего, что на него Никона свидетелей много как престол оставил с клятвою; архиерею де не подобает в евангелии клятися. И Никон патриарх говорил: от сего де часа свидетелствуюся Богом, не буду де перед ними патриархи говорить дóндеже констянтинополский и еросалимский патриархи будут. И архиепископ Иларион говорил Никону патриарху : как он не убоится суда Божия и вселенских патриархов бесчестит. Вселенские патриархи говорили митрополитам и архиепископам и епископом и всему освященному собору, чтоб сказали правду про отрицание Никоново с клятвою патриаршеского престола. И Питирим новгородский митрополит да Иасаф тверский архиепископ, и архимариты, и игумены, которые в то время в соборной церкви прилучилися, вселенским патриархам говорили, что Никон патриарх отрекся патриаршеского престола с клятвою и говорил: аще вам буду патриарх анафема буду. Никои патриарх говорил, что он не востязаетца и не говорит, что быть на престоле патриаршеском. А кто де по нем будет патриарх, тот де анафема будет, так де он и писал к великому государю, чтоб без его Никонова совета не поставить иного патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Алимпиева жена Валутина для своей болезни приезжала к нему с мужем не в одну пору, а иное де приезжала с детьми, да с жонками, а одна к нему не приезживала. К Петру Рудневу, да к Сергею Козмину он, Никон, не езживал; а князь Самойло Шайсупов зазвал его к себе, как шел рыбу ловить; и он де к нему ненадолго зашел, а ничего у него не пил. Являлся де ему, Никону, Христос часто в церкви тем образом, как пишется на иконе, и подал де ему благодать чаши лекарственной; и он де по тому явлению и по благодати неисчерпаемой чаши лекарства исцелял, и от того его лекарства Бог от болезней многих людей избавлял а больши того его никто лекарству не учивал. Прежде сего блаженныя памяти к великому государю царю Алексею Михайловичу в отписках и челобитных и в иных письмах патриархом он, Никон, писывался потому что ему от великаго государя запрещения в том не бывало; а присыльные люди от великаго государя Иван Образцов и Козма Лопухин и иные присыльщики его, Никона, называли великим святым отцем; да ему же из тех присыльщиков сказывали, что великий государь не заповедывает его патриархом называть; а кто из них государев указ ему сказывал, Лопухин или Образцов, того не упомнит. Панагию он на себя кладывал с первых лет, как приехал в Ферапонтов монастырь; а та панагия Петра митрополита; а привез ее он с собою с Москвы, потому что та панагия у него не взята; а как де к нему приезжали по посох Петра митрополита в село Чернево Павел митрополит крутицкий, да чудовский архимандрит Иоаким, и он де им про ту панагию сказывал, и они де ему сказали, что велено взять один посох, а о панагии указу им нет; а как де он, Никон, был на соборе и на нем де было две панагии, и с него верхнюю панагию сняли, а та де панагия осталась на нем и ныне она у него. Кресты де по местам велел ставить и подписывать имя свое: „смиренный Никон патриарх будучи в заточении за слово Божие“, потому что де было ему от пристава Степана Наумова утеснение великое, посажен был в худыя кельи, и у тех келей окна были закованы железными решетками, и из кельи никуды ево пристав не пущал; и он де себе то и ставил в заточение, и на судах де оловянных и на деревянных имя свое патриархом подписывать велел; а подписывал де те подписи на крестах и на судах старец Иона серебряник по ево, Никонову, веленью.“

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

171-го июля в 18 день, по повелению великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея великие и малые и белые России самодержца и пресвященного собора посланы к бывшему Никону патриарху Паисий митрополит газский, Иосиф архиепископ астраханский и терский, Феодосий архимандрит богоявленский, а от великого государя ближний боярин князь Никита Иванович Одоевский, да окольничий Родион Матвееевич Стрешнев, да думный дьяк Алмаз Иванов, и как пришли к нему в келью и Паисий митрополит почел честь письмо, кое дано нам от пресвещенного собора, и он, Никон, говорил: письма де вашего не хочу слушать, а Паисия митрополита почел бранить всячески и называл его вором и нехристиянином и врагом Божьим и собакою и самоставленным и мужиком неведомо каким, ездишь де ты по многим государствам и чужим землям и своим воровством разоряешь, и в речах ему отказал. Иосиф архиепископ бывшему Никону патриарху почел говорить, чтоб он выслушал от пресвященного собора письмо, и он почел бранить: какой де у вас освященный собор, и кто де вам указал его сбирать, тот де ваш собор накупной или жидовское сонмище. Иосиф рече: у нас собор християнский, и благочестивый государь наш царь и великий князь Алексей Михайлович всея великие и малые и белые России самодержец – християнский царь. Никон рече: и все де вы нехристияне и законопреступники, пришли на меня яко жидове на Христа. Иосиф рече: почему ты пресвященный собор называешь накупным собором и жидовским сонмищем, а нас нехристияны, а мы собраны по повелению цареву. Никон рече: я де и царя от християнства оточту. Иосиф рече: что больши того от тебя и слушать, что и царя хощешь от христьянства отчести, как ты такое слово мог изрещчи. Никон рече: то де в дорого не став, а ты де бедный помнишь ли свое обещание, что и царя не слушать без нашего повеления, а ныне де ты и говоришь, нечто де тебе дали. Иосиф рече: слушали мы тебя, как ты был на престоле своем отец наш, а как оставил ты престол своим изволом и клялся, что впредь тебе не быть, а нам сыновом своим писанием не возвестил. Никон рече: я де пошел от налоги, дал де место гневу, а не клялся, а вам де возвестить не успел, что в дальнем расстоянии. Иосиф рече: от кого тебе налога была, от царя ли или от боляр или от священного чина или от народа? Никон рече: то де дело будет явно всем на соборе, как будут вселенские патриархи и то де дело все рассудят, буде не возьмут копеяк. Да он же Никон говорил и иные непристойные и противные речи и о том о всем пространнее писано общих наших речей в письме, какое письмо поднес великому государю боярин князь Никита Иванович Одоевский с товарищами. Сие письмо писал смиренный Иосиф архиепископ астраханский и терский своею рукою. 4. Сказка архимандрита Герасима, писана не его рукою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

А о приходе его в соборную церковь великому государю не известили, в страховании и в беспамятстве и простотой своею, потому что они чаяли, что пошёл известить великому государю Иона, митрополит Ростовский и Ярославский, и многое де время его в церкви, как патриарх бывший вошёл, не видели, а увидели в те поры, как патриарх вдругорядь на место взошёл после целования икон; а митрополит де стоит у патриаршего места перед бывшим патриархом Никоном и у благословения де он Иона митрополит у бывшего патриарха был. Да протопоп да ключарь Иев, да поп Перфилей сказали; прежде де их был у благословения после митрополита Спасо-Ярославского монастыря архимандрит Саватий; а после архимандрита были у благословения они протопоп и ключари и попы и дьяконы; и Иона де митрополит к ним никого не присылал, чтоб к нему идти на совет, чтоб про приход бывшего патриарха в соборную церковь известить великому государю. А церковные де двери были отперты двое, южные да северные, а заперты были западные двери потому, что западные двери во всенощное и в заутреню не отпираются, кроме пришествия великого государя. Да у благословения ж у бывшего патриарха были: подьякон Фёдор Никитин, да певчий дьяк Фёдор Константинов, да патриарший казначей Тихон. А иных де сторонних людей у благословения у бывшего патриарха было много; а кто именно, того они не помнят, а иных не знают. Да протопоп же Михайло сказал; как де бывший патриарх образы и чудотворцевы мощи целовал, и по церкви перед ним протопоп свечу не нашивал. И как де пришёл бывший патриарх к образу пречистой Богородицы Влахернской, и в те де поры с подсвечника свеча упала на мост, и он де протопоп ту свечу подняв, и поставил опять перед образом; а больше де того он перед бывшим патриархом со свечой не хаживал, та де служба не его протопопова. А как Иона митрополит ходил к великому государю, и его де бывшей патриарх к патриаршему месту не призывал и с ним ничего не говаривал, а говорил де ключарю Фёдору про свечи; для чего темно, в серебряном паникадиле свеч нет? А он де протопоп тут же стоял.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

А Ивашко де Иванов, который на него извещал, сам к нему, Никону, приходил, а сказывал на себе болезнь, что приходят к нему беси; и он де ево маслом помазывал; и Ивашко после показыванья ему, Никону, сказывал, что та болезнь от того у него миновалась. 126 А при князь Самойле Шайсупове для лекарства к нему хаживали, и он князь Самойло для лекарства и милостыни к нему ходить всяким людем не заповедывал 127 ; а только б де от него, Самойла, заказ был, и он бы к себе никого не пущал; а как де Иван Ододуров приехал и не велел ему к себе никого пускать, и он с того времени никому к себе ходить не велел. В крестовой де кельи он, Никон, над болящими молитвы говаривал и маслом помазывал. В кельи он, Никон, женок и девок у себя замуж не сговаривал, и после венчанья в кельи к себе их не имывал, и допьяна их не паивал, и до полуночи у него не сиживали; а девкам де и жонкам бедным, сиротам, и всяким скудным людем на пропитание и на платье денги и хлеб давал при стрельцах. Жонки де брюхатой сильно он замуж выдавать не веливал, и жениха ея плетьми не бивал. Игнатьевой жонке Башковскаго рубль денег дал для ея бедности, а не для (худого) дела; да и самому Игнатью для его бедности денги давывал 128 . Келейник Никитка жены своей к нему в келью не приваживал, а приходила де жена его в день с дочерью от болезни для лекарства 129 . На слободских де жонок пиров никаких не делывал и допьяна их не паивал и на подводах в слободы не отсылывал; а кармливал де он всяких чинов людей на господские праздники вместо милостыни за работы их. А девку де он Марфутку беляну Козлову не постригал; а как де она захотела постричься, и он де для бедности ея дал за нее в монастырь вклад 17 рублев; а постригл де тое девку черной поп, а кто именно, того не упомнит; а отпустили де ее постричься отец и мать 130 . Девкам де и жонкам скудным для замужества на приданое давал по рублю и по два; а милостыню де убогим давал, как кому доведется, а не выбором. Микиткина де жена чекмарева одна к нему не хаживала, а хаживала для милостыни с иными нищими.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

В сказках Питирима митрополита Сарского и Подонского да Иоасафа архиепископа Тверского и Кашинского написано: во 166-м году июля в 10 день на праздник многоцелебные ризы Господа нашего Иисуса Христа, как почали благовестить ко всенощному и власти пришли в патриаршу крестовую палату и патриарша выходу ожидали многое время, и патриарх не вышел, а выслал ризничего своего дьякона Иева и велел властям итить в соборную церковь и петь всенощное, и власти всенощное пели. И в 3-м часу дня стали благовестить к обедне, и власти пришли в патриаршу ж крестовую палату, и патриарх приказал ризничему своему Иеву ж принести посох Петра чудотворца, а поддьяконом и подъякам велел придти в новых лучших стихарях, а говорил, чтобы де проводили меня впоследние. И взяв тот посох, пошел к обедне в соборную церковь и служил божественную Литургию, и по заамвонной молитве, вышед из алтаря на амвон, чел поучение и говорил: ленив де я учить вас был и не стало де меня, столько и лености своея ради окрастовел, и вы де видя мое к вам неучение от Мене окрастовели, и говорил с клятвою: от сего де времени не буду вам патриарх, и сан святительский с себя сложил, и говорил: уже де я вам не пастырь; и собором молили его со слезами: – кому де ты нас оставляешь? – И патриарх говорил: кого де вам Бог и Пресвятая Богородица изволит дать пастыря и отца. И принесли к нему мешок с черным платьем, и собором у него тот мешок отняли; черного платья надеть ему не дали, и он патриарх вошел в ризницу и вздел на себя манию с источники, а клобук черный и посох пастырский Петра чудотворца поставил на святительском месте, и взял клюку простую и пошел из церкви. И собором патриарха молили ж, из церкви не пустили и послали его, митрополита Питирима, известить великому государю, и великий государь изволил прислать в церковь боярина своего князя Алексея Никитича Трубецкого, и боярин, пришед в церковь , у патриарха просил благословения, и патриарх боярина не благословил, а сказал: прошло де мое благословение, не достоин де я быть в патриархах. И боярин ему говорил: что де твое недостоинство, что ты сделал? И патриарх боярину говорил: будет де тебе надобно, и я де тебе стану кается. И боярин патриарху говорил: то де не мое дело, не кайся, что ты видел, чего ради бежишь, престол свой оставляешь, живи, не оставляй престола своего, великий государь наш тебя жалует и рад тебе. И патриарх боярину говорил и давал письмо: поднеси де великому государю, чтобы государь пожаловал мне келью. И боярин патриарху говорил: много де у тебя келей, где хочешь, тут и живи. И патриарх пошел из соборной церкви на Воскресенское подворье, не отпустя обедни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Кроме того, в другой, одновременно с первой поданной, челобитной священник Василий обвинял ставленика Ивашка Иванов в расхищении Государственной питейной казны. Приблизительно тоже писали преосвященному и крестьяне «верховских властей». Между тем, сам ставленик Ивашко Иванов показывал следующее: “В нынешнем де во 199-м году Генваря в 20-м числе мезенцы Лампоженской слободки Троицкого приходу жители лутшие люди, Денис Язжин по имяном 33 человека, прирядили его в тое слободку к церкве Живоначальные Троицы во Диакона, у которой церкви преже сего отец его Ивашков был дьяконом же и священником и излюбную де роспись они, Денис с товарыщы, ему Ивашку дали того ж приходу Дорогорской и иных деревень без крестьян, для того что де те крестьяне живут от Лампожни от церквей не во близости, а намерение де у них, Дорогорских крестьян, за дальностью от того Троицкого приходу есть, чтоб им построить церковь у себя в Дорогорской деревни вновь, и хотят быть от того Троицкого приходу особо, и за таким де случаем они крестьяне к ним, Денису с товарыщи, в мирской совете и не пристают, а того де Троицкого приходу священник Иван десяцкому священнику Василью сын родной, и они де священники его Ивашка к той церкви во диакона не хотят, для того что де у них церковного доходу к диакону отойдет и чтоб де им священником тем дьяконским доходом однем владеть, для того де он священник, з Дорогорскими и иных дальних деревень с крестьяны согласяся, челобитную на него с отпискою и прислал, затеяв на него о пьянстве напрасно. А он де Ивашко не пьяница и до великаго пьянства не упивается, а когда де и пивал, и то у добрых людей в почесть, а не в запойство, а есть ли бы де он был пианица, и ему б де лутчие люди такова излюбу во диакона ставитца не дали. А в подвале де к Государской казны он Ивашко в похищение себе не касался и в тюрьме за то не сеживал, а сеживал де он в тюрьме на Мезени ж немногое время за брата своего, священника Софрония, в невыплатке с угодья оброчных денег, а не за воровство». Преосвящ. Афанасий, очевидно, склонился на сторону ставленника, так как на деле положена следующая резолюция: «199 г. февраля в 3 день преосвящ. Архиепископ, слушав сего дела, указал ему ставленику Ивану бить челом против мирского излюбу о поставлении во дьякона себе преосвящ. Архиепископу и подать о том собую челобитную 44 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010