Преосвященный приказал взять показание от монаха Вавилы. Сей дал ответ, что на корге вино в продаже чумаком от Прокопья Верховцова действительно было, но он Вавила отказал в той продаже по предписанию архимандрита Антония Платковского, с которого предписания и представляет копию; а после-де того отказу моего в прибытии того архимандрита в Посольский монастырь в сентябре месяце паки с винною продажею от него ж Верховцова приезжали, и оным отказывал сам архимандрит. Небезынтересно предписание Платковского, с которого монах Вавила сохранил копию, оно следующее: «По приказу Вознесенскаго Иркутскаго монастыря отца Антония архимандрита память в приписную Посольскую Преображенскую Пустыню монаху Вавиле. Сего 1726 года июня 26 дня в полученной от тебя отписке написано: будучи де на коргу от Иркуцкаго посадскаго человека Ивана Матвеева сына Берестеникова да от Саватиева приехал чумак промышленной человек Козьма Поломошнов с вином горячим, и оной де Поломошнов на корге горячаго продает в чарки, в ковши, а Указа де никакова вам оный Косьма не объявил, и вы де ему чумаку с корги с вином отказывали, чтоб на корге без Указа де не стоял и не продавал сильно; и оной де Поломошнов с вином и поныне стоит, и не съезжает, а посольские де вкладчики и строшные у него чумака пьют безобразно, и для того де в работе в Посольску великая остановка учинилась, и нанять со стороны никово не возможно, понеже бо по заморью промышленных высылают вкрусе (круто) на старые жилища, а строшных де в Посольску в монастыре трое человек, двое Иркуцких посадских, третей Посольскаго монастыря вкладчик Петр Седанков, и оной де Петр от строку отказался, и посельнаго де монаха Аасон уличает, что де оной монах Аасон мужика Гаврила Толстова, взяв де с него скуп два рубля, отпустил неведомо куда. И буде же которые будут промышленные и гулящие, и сметь ли держать вам и в работу наймовать, или де старым отказывать, о том бы в Посольской монастырь писать. И по получении сей памяти тебе монаху Вавиле будучаго от Иркутскаго посадскаго человека Ивана Матвеева сына Берестеникова да от Саватиева чумака, которой на корге с вином стоит, собрав тебе людей выгнать дубьем для того, что он приехал по чьему приказу и не объявя Указа вино продает знатно воровское. А гулящих людей, у которых имеются пашпорты, и буде господину капитану свидетельства мужеска полу душ явлены, и есть подписка, и таковых велеть держать и нанимать в строк, а без пашпортов отнюдь не держать, и в строк не наймывать, или объявить срочных, которые похотят нанятися в годовой срок, господину поручику Ушакову Ивану Ивановичу, чтобы и он посвидетельствовал тамо у вас за морем, от Мене попросите господина Ушакова, чтоб милость явил монастырю Посольскому в строчных, и велел бы свободно нанимать. Антоний Архимандрит Июня 27 дня, 1726 года».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

100. 1676 г., июня 7. Статейный список приезда архимандрита Чудова монастыря Павла в Ферапонтов монастырь, с ответами бывшего патриарха Никона на донос на него царю и собору (см. выше 94), и о переводе его из Ферапонтова в Кирилов монастырь; а также сказки: а) попа Варлаама, б) диакона Мардария и в) старца Козьмы Лета 7184, июня в день. По указу великого господина, святейшего Иоакима, патриарха Московского и всея Русии, приехав в Белозерской уезд, в Ферапонтов монастырь, Чудова монастыря архимандрит Павел посылал к Никону монаху пристава Ивана Ододурова, да сотника московских стрельцов Кирила Кокошева говорить, чтоб он, Никон монах, шёл в соборную церковь и выслушал великого государя и святейшего патриарха указ. И монах Никон, с Иваном Ододуровым, приказал: по указу де великого государя и святейшего патриарха в соборную церковь идти и государева указа слушать он готов; а о какову де пору в церковь ему идти, и о том бы ему Никону учинить ведомость. И после литургии Божии посылал я, архимандрит Павел, к Никону монаху Кирилова монастыря архимандрита Никиту да келаря старца Гедеона, да Ферапонтова монастыря игумена Афанасия да сотника московских стрельцов Кирила Кокошева. И по той посылке Никон монах пришёл в соборную церковь вскоре и великого государя и святейшего патриарха указ слушал со смирением, безо всякого прекословия. А выслушав великого государя и святейшего патриарха указ, он, Никон, говорил: Которые де казаки у него были и тех де казаков присылал к нему Степан Наумов со стрельцами; а с кем именно, того он не упомнит. А говорили де ему те воровские казаки: есть де у них в сборе человек с 200 и больше в Белозерском уезде; а какие люди и где стояли, того ему не сказали, а изымать де ему было тех людей некем. А к Разину де к Симбирску старца никакого он не посылал, и про 5.000 человек людей не приказывал и вверх, Волгой, Разина звать не веливал. Козме де Лопухину таких слов он не говаривал, что у него в Царьграде есть стряпчие, и деньги к ним посланы. И про цареградских патриархов, которые его, Никона, судили, про проклятие не сказывал; и вселенских патриархов не бранивал, а говорил де он, Никон, что у него в Царьграде есть знакомые гречане, и он де тем гречанам прежде сего писывал. И посылал де он к ним племянника своего с письмами из Воскресенского монастыря, и тот де его племянник изыман в Черкасских городах, а про то де известно блаженной памяти великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержцу. А опричь де того он в Царьград не писывал и с Кузмой Лопухиным про царьградскую посылку больше того ничего не говаривал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

и Иисус... и прочие братья их... положили начало и поставили левитов от 20 лет и выше для надзора за работами дома Господня. Шрадер в доказательство своей теории указывает на то обстоятельство, что свидетельство 1Ездр. 3:8 опускает замечание о дне основания храма, как оно проходится молчанием и в 3Цар. 6:1 ; очевидно, хронограф комбинировал свой рассказ об основании храма по 3Цар. 6:1 . Но принимая во внимание точку зрения Шрадера, мы имеем право сделать и обратное заключение: в свидетельстве хронографа не упоминается о царе и годе его царствования, падавшего на год основания 2-го храма, тогда как в свидетельстве в 3Цар. мы встречаем упоминание о Соломоне и годе его правления, следовательно, хронограф не составлял своего рассказа по схеме рассказа 3Цар. Впрочем, нужно сказать, что, если бы в 1Ездр. 3:8 и было упомянуто о дне закладки храма, то Шрадер, конечно, приписал бы подобное свидетельство «добавлению» самого хронографа, как хронограф, по мнению Шрадера, и вносил в текст своего рассказа, от себя, названия географических пунктов (Яффа) и продуктов (вино и т. д.). Совпадение месяцев основания 1-го и 2-го храмов некоторые ученые 427 объясняют преднамеренным соображением строителей поставить в соотношение 2-й храм с первым через закладку 2-го храма в тот же 2-й месяц, в который было положено начало и первому храму. Признавая вероятность такого объяснения на почве суждения о живучести традиционных начал в культовом быте народа, мы можем склониться и к другому, более естественному объяснению об основании 2-го храма во 2-й месяц. Если мы примем во внимание то, что подготовительные работы к постройке храма начались сейчас же по сооружении жертвенника и праздновании кущей, т. е. вскоре после 15-го дня 7-го месяца 538 года, то естественно предположить, что ко 2-му месяцу 537 года эти подготовительные работы могли закончиться в той степени, чтобы возможно было приступить к постройке, тем более, что 2-й месяц являлся очень удобным временем для начала больших построек. Конечно, это объяснение не исключает предшествующего, но относится к нему как подчиняющее к подчиненному.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И Никон патриарх говорил: то де на меня затеяли. Великого государя речь ко вселенским патриархам: чтоб его Никона патриарха допросили, как он Никон писал ко вселенским патриархам, все ль отписал истину безо всякого прилога и Иосифа патриарха называет ли истинным патриархом и братом себе? И Никон патриарх говорил: что де писано то и написано. Великого государя речь: все ль он за божественные дохматы стоял и церковные вещи движимыя и недвижимыя продавал ли? И Никон патриарх говорил, что он стоял за божественные дохматы, а церковные вещи продавал по ево великого государя указу. И чтена Никону патриарху перевод с листа, что он писал к цареградскому Дионисию патриарху. И в том листу написана про поставления новгородского Питирима митрополита и на ево место про Павла митрополита, что не по правилом поставлены. И от сего де беззаконного собора преста на Руси соединения святые восточные церкви и от благословения вашего [отлучишася]. И великий государь говорил вселенским патриархам: чем от соборной церкви отлучишася? Никон патриарх говорил: газской де митрополит от еросалимского патриарха отлучен и проклят, то де об нем писано, а хотя б газской митрополит и не еретик бы был, и ему де на Москве не для чего долго быть, и я де ево за митрополита не ставлю, у него де и ставленого листа на свидетельство нет, и мужик де наложит на себя мантию, и он де таков же митрополит. Никон патриарх великому государю говорил: и тебя де Бог судит, я де узнал то на избрании своем, что тебе быть до меня добру до шести лет, а потом возненавидену от тебя быти. Великий государь вселенским патриархам говорил: почему ему то, на избрании его на патриаршество, учинилося ведомо? Великий государь говорил Никону патриарху про Павла епископа коломенского, что он согнал его с престола и отлучил и ободрал, и сослал под начало в монастырь без вины. И Никон патриарх говорил: то де делалось давно не испамятую. Никон же патриарх говорил про отшествие свое от престола: как великий государь посылал к нему говорить бояр князя Алексея Никитича Трубецкова с товарыщи, чтоб он возвратился на престол, и того де бояре не говаривали, чтоб возвратился.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

В сказке Михаила, митрополита Сербского, написано подобно той же митрополита Питирима сказке. А клятвы в его митрополита Михаила сказке не написано. Да в его ж сказке написано: патриарх пошёл после обедни. И преосвященный собор его митрополита Михаила допрашивал; клятва у патриарха была ли, и отпустив ли патриарх литургию пошёл из соборной церкви, или не отпустив? И Михайло митрополит пред преосвященным собором сказал: клятвы де он у патриарха не слышал; а по отпусту ль литургии или не отпустив литургию патриарх из церкви пошёл, того де он доподлинно не упомнит. В сказке тверского архиепископа Иоасафа написано во всём подобно митрополичьим Крутицкого, Сербского сказкам, только клятва написана глухо. И преосвященный собор его архиепископа Иоасафа допрашивали; какою патриарх Никон клятвою клялся. Иоасаф архиепископ перед преосвященным собором сказал: подлинно де он не помнит, какою клятвою патриарх Никон клялся. Да он же архиепископ Иоасаф перед собором, сверх своей письменной сказки, сказал: говорил де патриарх Никон : аще де возвращуся, и я де аки пёс на своя блевотину. В сказке боярина князя Алексея Никитича Трубецкого написано: По указу великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержца, говорил он патриарху Никону ; для чего он патриаршество оставляет не по совету с великим государем? и чтоб он патриаршество не оставлял. И патриарх ему говорил; оставил де я патриаршество собою, а ни от чьего и ни от какого гонения, и государева де гнева на него не бывало. А о том де он и прежде сего великому государю бил челом и извещал, что ему больше трёх лет на патриаршестве не быть. И просил у него себе благословения, и он его не благословил, а говорил; какое де тебе от меня благословение? он де недостоин патриархом быть. И по указу де великого государя, говорил он патриарху в другой ряд; чтоб он патриаршества не оставлял. Патриарх сказал: уже де он слова своего не переменит, давно де у него о том обещание, что патриархом не быть. И пошёл из соборной церкви вон.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Даже среди известной части столичного московского духовенства, необходимо более образованного и развитого, чем духовенство провинциальных городов, а тем более духовенство сельское, деятельность ревнителей благочестия встречала сильные порицания и противодействие, навлекала на них обвинение в еретичестве. В 1651 году гавриловский поп Иван извещал государя: «Говорил де ему Никольский поп Прокофей, где с ним не сойдетца: заводите де вы ханжи ересь новую единогласное пение и людей в церкви учите, а мы де людей преж сего в церкви не учивали, а учивали их в тайне. И говаривал де он поп Прокофей: беса де и вы имате в себе все ханжи... и протопоп де благовещенский (Стефан Вонифатьев) такой же ханжа, сказал де он: Господа Саваофа видел (?), и он де беса видел, а не Бога. А Бога де кто может видети ВО плоти?» И другие московские священники сильно возмущены были введением единогласия и требованием от них учительства – они шумели и не хотели подписываться под требованием об обязательном введении единогласия во всех церквах. Тот же поп Иван заявлял, что 11 февраля в сенях московской тиунской избы был сильный крик: «Лукинский поп Сава с товарищи говорил такие речи: мне де к выбору, который выбор о единогласии, руки не прикладывать, наперед бы де велели руки прикладывать о единогласии бояром и окольничим, любо де им будет единогласие» 118 . И когда поп Иван стал говорить противящимся единогласию, что они не могут презирать изволение Божие, устав св.отец, повеление государя и патриарха, то получил такой ответ от шумевших иереев: «Нам де хотя и умереть, а к выбору о единогласии рук не прикладывать». В то же время какой-то поп Андрей говорил: «Чтоб ему с казанским протопопом (т.е. Нероновым) в единогласном пении дали жребий, и будет его вера права, и они де все учнут петь (единогласно) и говорить (поучения)» 119 . С самого начала деятельность ревнителей (Стефана, Ртищева и Никона), как видно, вовсе не расходилась с деятельностью патриарха Иосифа, являлась как бы ее отпрыском, ее восполнением.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

166 году, Июля в 10 день, праздновали многоцелебные ризы Спасителя нашего Иисуса Христа. Стали благовестить к всенощной, и власти пришли в патриаршую крестовую палату, и многое время ждали выходу патриарху. И патриарх не вышел, а высылал ризничего своего, дьякона Иева, и велел властям идти в соборную церковь и петь всенощное. И власти всенощное пели. И в третьем часу дня стали благовестить к обедне, и власти пришли в патриаршую крестовую. И патриарх приказал ризничему своему Иеву принести чудотворца Петра посох, а велел подьяконам прийти в больших новых стихарях, а говорил, чтоб де меня проводили впоследнее. И придя патриарх к обедне в соборную церковь и стал облачаться и велел принести чудотворца Петра сак, а сак в то время был на царёвом Борисове дворе в полатях развешен, и многожды подьяконы по сак ходили, и несли не тот сак, а власти в то время ждали. И как принесли сак чудотворцев, и патриарх облачился и служил божественную литургию, и по заобвонной молитве вышел из алтаря на амвон и чёл поучение в беседах апостольских нравоучение 29 гла... А в поучение своём речью говорил: ленив де был вас учить и не стало де меня, столько и лености де моей ради окрастовел де я, и вы де, видя к вам моё неучение, от меня окрастовели. И говорил с клятвой: от сего де времени не буду вам патриарх. И сан с себя святительский сложил. И собором стали его молить со слезами: кому де ты нас сирых оставляешь? И патриарх сказал: кого де вам Бог даст пастыря и отца. И принесли к нему мешок с чёрным платьем. И собором у него мешок отняли, чёрного платья надеть ему не дали. И вошёл патриарх в ризницу и вздел на себя мантию с источниками, а клобук чёрный, а посох пастырский чудотворца Петра поставил на месте, и взял клюку простую, и пошёл из церкви. И собором его молили, из церкви не пустили, и послали Крутицкого митрополита Питирима известить о том великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержцу. И государь прислал в соборную церковь боярина своего, князя Алексея Никитича Трубецкого. И боярин, придя в церковь, стал у патриарха просить благословения; и патриарх боярина не благословил, сказал: прошло де моё благословение, недостоин де я быть в патриархах. И боярин ему говорил, что де твоё недостоинство, что де ты сделал? И патриарх сказал боярину: будет же тебе надобно, я де тебе стану каяться.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Писано Нового Иерусалима в Воскресенском монастыре. Лета 7174-го декабря в 12-й день. (На обороте столбца): Преподобному архимандриту Печерскому Инокентию. 12. Записка из допросов гречан, Дмитрия Матвеева и Венета (Венедикта Иванова) о перехваченных грамотах патриарха Никона к восточным патриархам, о грамоте газского митрополита Паисия к кардиналу, которая была доставлена из Венеции в Москву и передана Никону, и о том, что означенный грек Дмитрий зарезался во время содержания за караулом. 10 Декабря 1666 года. 175-го Декабря в 10 день греченин, которой взят на иверском подворье, сказался Дмитрейком зовут Матвеев, родом Софии города, к Москве приехал тому пятой год и на Москве жил у греченина у Ивана Юрьева в наймах, и тому ныне другой год пришол к Никону патриарху в воскресенской монастырь, и Никон де патриарх приставил ево к каменному делу и давал ему жалованья по четыре рубли на год. Да он же де, будучи у патриарха Никона, в прошлом во 174-м году перед Рождеством Христовым списывал с черных грамот, что писал те грамоты Никон патриарх ко святейшим вселенским к Дионисию константинопольскому да к Нектарию иеросалимскому; а с кем де те грамоты к ним посланы, того он не ведает. Да в марте де месяце он же Дмитрейко писал с тех же черных обрасцов другие грамоты к Парфению патриарху констянтинополскому, а другую к Нектарию патриарху иеросалимскому, а с кем де те грамоты посланы или не посланы, того он не ведает. Да в августе де месяце он же Дмитрейко писал с того ж образца грамоту ко святейшим вселенским патриархом к Паисию папе и патриарху александрейскому да к Макарию патриарху антиохийскому, а в конце де тое грамоты перед прежним приписано: которые де наперед сего грамоты послал он Никон патриарх ко вселенским патриархам, и те де грамоты переняты. Да как де приехали к Москве святейшие патриархи Паисий и Макарий, и Никон де патриарх писал к ним листы и спрашивал о здоровье их и жаловался, что сидит в заключенье девятой год, а с кем те листы посланы, того он не ведает. Да он же де Дмитрейко по приказу Никона патриарха писал роспросные речи жидов Демьянка да Мишки о вере, и то де писмо Никон патриарх поднес святейшим вселенским патриархом на соборе, а болши де того он Дмитрейко у Никона патриарха ничего не писывал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

3) А доношением оного келаря Святейшему Синоду объявлено: при взятьи-де их требуются из того монастыря десять синодиков. 4) Из доношения ж, каково от того монастыря послано к Архангелогородскому архиерею помянутого казначея и других оставшихся в том монастыре монахов в копии, какова приобщена при оном же архимандричьем доношении, на оного Исайя показано: в помянутом-де его, Исайя, в Тайную Контору доношения явная показано ложь, понеже-де по Высочайшей Её Императорского Величества представльшейся Фамилии имена с прочими Её Императорского Величества прародители и родители в литейных синодиках написаны, и по указам Её Императорского Величества и присланному печатному реестру как на панихидах, литиях, так и у жертвенника во всех церквах поминовенье отправляется, а во время-де пения «Утверди, Боже, Благочестивейшую и Самодержавнейшую Императрицу Нашу» и прочее говорили, применяясь к прежним блаженной и вечнодостойной памяти Его Императорского Величества Петра Великого и Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны формам, а как-де в 1737 году куплены в монастырь служебники новых выходов, в которых изображено тако: «Утверди, Боже, Благочестивейшую и Самодержавнейшую Императрицу Нашу Анну Иоанновну» и прочее, и, усмотря оную форму, выписав из тех служебников, раздали они по всем церквам, что-де во всех церквах у них и отправляется. Оный же-де Исайя подал им на соборе пакет, на котором подписано в Архангелогородскую Губернскую Канцелярию доношение, о котором особливым-де доношением братии объявил: тот-де пакет о касающемся секретном деле и чтоб оный отослан был в Губернскую Канцелярию в самой скорости, а словесно-де на соборе ж объявил, что по первому и второму пунктам важности он ни за кем не знает, токмо-де то доношение посылается для рассуждения, и тот-де пакет и помянутое в Тайную Контору доношение послали они к архиерею. 5) В келье же его, Исайевой, явилось у нему, Исайю, письмо из Москвы Донского монастыря от архимандрита Кирилла, в котором объявлено, что он, архимандрит, по письму его, Исайеву, посылает к нему денег пятьдесят рублёв и книжек: требник, акафистник, псалтирку киевской печати, сахару голову, чаю бакчу, кофе фунт, чётки, параман, мантию, бочонок водки в два ведра, и притом же представляет, ежели ему, Исайю, имеется в деньгах нужда, то б он взял через иеромонаха Леонтия у кого на вексель хоть пятьсот рублей, а он-де, архимандрит, по векселю отдаст с благодарением, а пожитки-де его, которые поостались в Чонску, будут в целости.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—619— патриархов, и потому б де его затейному и ложному письму всем православным христианом быти под клятвою, и за то де его ложное я затейное письмо надобно всем стоять и умирать и от того очиститись». Затем государь, вместе со всем освященным собором, с боярами, окольничими и думными людьми, обратившись к патриархам, все вместе «били им челом, чтоб бывшего Никона патриарха допросить: для чего он так писал и их всех еретиками назвал?» «И святейшие патриархи бывшего патриарха Никона допрашивали: чем от соборные церкви отлучились?» «И Никон сказал: отлучились-де от соборные церкви и от благословения святейших вселенских патриархов для того, что газский митрополит Паисей Питирима митрополита перевел от митрополии в другую митрополию, а на его место поставил иного митрополита, да и иных-де архиереев от места к месту переводил же, а ему-де того делать не довелося, потому что он от еросалимского патриарха отлучен и проклят. А хотя б де он, газской митрополит, и не еретик был, и ему-де на Москве долго быть не для чего, я де его за митрополита не ставлю, у него-де и ставленные грамоты на свидетельство нет, и мужик-де наложит на себя мантию, и он-де таков же митрополит, – то-де он писал все про него, газского митрополита, а не о православных христианех». «И великий государь, и весь освященный, и его царского величества синклит говорили святейшим патриархам, что бывшей Никон патриарх писал и назвал всех их еретиками, а не одного газского митрополита, и чтоб в том учинили указ по правилом святых апостол и святых отец». «И бывшей Никон патриарх говорил великому государю: толко б де ты Бога боялся, и ты б де не так надо мною делал». Никон обвинял пред константинопольским патриархом государя в том, что теперь на Москве во всякий церковный чин ставят и хиротонисают всех по указу государя, по его же указу собирают соборы, судят духовных, осуждают и отлучают т. е. что все церковное управление теперь находится исключительно в руках государя. —620— Царь на это обвинение Никона ответил, что так и всегда ранее делалось во время междупатриаршества.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010