И святейшие вселенские кир Пайсий папа и патриарх александрийский и кир Макарий патриарх антиохийский бывшему патриарху Никону говорили, что у них совет и согласие и подписи рук святейших вселенских патриархов констянтинополского и иеросалимского с ними есть и указали на свитки. И бил челом великому государю и святейшим вселенским патриархом бывшей патриарх Никон , чтоб выслать из собору недрузей его: Питирима митрополита новгородцкого и великолуцкого да Павла митрополита сарского и подонского, для того, что де они его хотели отравить и удавить. И Питирим митрополит новгородцкий и великолуцкий и Павел митрополит сарский и подонский святейшим патриархом говорили, что бывшей патриарх Никон то на них говорит ложно, а у них де про то и в помышлении не бывало, а есть де тому всему у великого государя дело черного дьякона Феодосия. И великий государь сыскное дело про дьякона Феодосия поднес святейшим вселенским патриархом. И святейшие вселенские патриархи бывшего Никона патриарха спрашивали: коея ради вины святую соборную и апостолскую церковь и паству свою оставил и патриаршества отрекся? И бывшей патриарх Никон говорил: патриаршество де он оставил за то, как де был у великого государя у стола грузинский царь Теймураз, и в тое де пору околничей и оружничей Богдан Матвеевич Хитрово бил домового его человека, князь Дмитрея Мещерского; а он де бывшей патриарх Никон того человека посылал для церковных вещей, и тот де человек его сказался ему Богдану его патриаршим, и Богдан де Матвеевич говорил ему: не дорожися де и с патриархом; и о том де к великому государю писал он, бывшей Никон патриарх , и просил, чтоб в том на Богдана Матвеевича дал оборонь, и великий де государь в том дать оборони не изволил, а писал к нему, что хотел с ним видеться и о том переговорить. И он де бывшей патриарх Никон ожидал того три дни, и великий де государь с ним бывшим патриархом Никоном видеться не изволил и на праздник Пречистыя Богородицы Казанские и на праздник же многоцелебные ризы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в соборную церковь ко всенощному пению и к литоргии не пришел, а приходил де к нему, бывшему Никону патриарху , в соборную церковь от великого государя столник князь Юрья Ромодановский и говорил ему, что де великий государь на тебя, Никона патриарха, гневен: для чего де ты пишешься великим государем и чтоб ему, Никону патриарху, впредь так не писатца, а он де, Никон, писался так по повелению великого государя; и слыша де он тот его государев на себя гнев, оставил соборную и апостолскую церковь и с престола сшел и жил на Воскресенском подворье три дни и ожидал к себе от великого государя присылки, и от великого государя присылки к нему не бывало, и он де поехал с Москвы в Воскресенской монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

А ныне де о престоле ничего не говорю, как де изволит великий государь и вселенские патриархи. Вселенские патриархи велели честь святые правила амасийскому митрополиту по-гречески, а по-русски чол рязанский архиепископ Иларион. Кто покинет престол волею без навета и тому впредь не быть на престоле. И Никон патриарх говорил: те де правила не апостольские и не вселенских соборов, и не поместных соборов, он де Никон тех правил не приемлет и не внимает. Павел митрополит крутицкой говорил: те де правила приняла святая апостольская церковь . Никон говорил: тех де правил в русской кормчей книге нет, а греческие де правила не прямые, те де правила патриархи от себя учинили, а не из правил, после вселенских соборов все де враки, а печатали де те правила еретики, а я де не отрекался престола, то де на его затеяли. И вселенские патриархи говорили, что их святые греческие правила прямые. Тверской архиепископ говорил: как он Никон отрекался с клятвою патриаршеского престола, и они его молили, чтоб не покинул престола и возвратился; и он де Никон патриарх говорил, что он одинова отрекся и к тому не будет патриарх, аще возвратится анафема будет. И Никон патриарх говорил, что его не звали и он с клятвою не отрекался престола. И архиереи говорили, что его звали и он не послушал, и тому де свидетельство многое. И околничей Родион Матвеевич Стрешнев говорил: как посылал в то время в соборную церковь великий государь ему Никону патриарху говорить боярина князя Алексея Никитича Трубецкова и его, для чего он престол патриаршеский оставляет и хочет ити, и он де Никон патриарх говорил, что он Никон обещался на патриаршестве быть три лета, а ныне де не буду патриарх. И Никон патриарх говорил, что он не воспящается на престол, волен де великий государь. Думный дьяк Алмаз Иванов говорил: Никон де патриарх говорил и писал к великому государю в грамоте о действе вайя, что ему не подобает возвратитися на престол, яко псу на своя блевотины, так ему на патриаршество. И Никон патриарх говорил, что он того не говаривал и не писывал к великому государю. Не токмо де его Никона и Златауста Иванна изгнали неправедно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Ризничий патриарший Иев в допросе сказал по священнодьяконству: я де в своей сказке сказал, как помню. В другой сказке его ж Иева ничего вышеописанного не написано, а написано коротко: что патриарх патриаршество оставил. Иев ризничий сказал: сказку де другую дал потому: приходил ко мне дьяк Александр Дуров и говорил: сказку де твою не правят, потому что ни в чьей сказке таких речей нет, скажи де ты вновь сказку, что в соборе делалось; и я дал сказку другую, а никто меня о той другой сказке не понуждал, сказал я Иев сам ту сказку. А что многие речи в первой сказке перед другой лишние написаны, и то де патриарх, чаю, в иных местах говорил, а того де в поучении говорил ли или нет, того де подлинно не упомню, потому что вскоре заскорбел и посямест болю. – К сим речам дьякон Иев руку приложил. Патриаршего казначея сказка написана по Христовой евангельской заповеди. Выписано из неё перечень в белый список. Большого собора поп Феодор сказал по священству: сказку я писал так как слышал. Поп Порфирий в сказке написал: ничего де не слыхал. Дьякон Пётр по священнодьяконству сказал: сказку де я писал так, как помню. Дьякон Афанасий написал: не был де. Патриарший боярин Борис Иванович Нелединской сказал по Христовой евангельской заповеди: сказку де я писал вправду, как помню. Патриаршего двора дьяк Иван Уваров, сказал по Христовой евангельской заповеди: сказку де я писал вправду, как помню. Патриаршего ж двора дьяк Иосиф Юрьев сказал по Христовой евангельской заповеди: сказку де я писал вправду. Казённый патриарший дьяк Парфений Иванов сказал по Христовой евангельской заповеди: сказку де он Парфений сказал вправду. Дьяк Иван Щепоткин сказал по Христовой евангельской заповеди: сказку де он Иван сказал вправду. Подьякон Феодор сказал по Христовой евангельской заповеди: сказку де он писал вправду. Подьякон Никита сказал по Христовой евангельской заповеди: сказку де он писал вправду. Подьякон Пётр сказал по Христовой евангельской заповеди: сказал вправду, сказку де я сказал вправду. Подьякон Иван Васильев сказал по Христовой евангельской заповеди: сказку де я писал вправду.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

3201 . – 9 марта. Об освобождении духовенства от обязанности хождения к рогаткам на караулы и на пожары По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод слушал присланного из Московского синодального правления Канцелярии доношения, в котором объявлено: августа-де 31 дня 737 года поданным во оную Синодальную Канцелярию церкви Успения Пресвятой Богородицы, что за Москвою-рекою в Казачье, попа Андрея Фёдорова доношением показано: когда-де 15 дня того ж года по отпетии утрени из дома полковника Петра Вельяминова прислан был человек с требованием, чтоб он, поп Андрей, пошёл для исповеди и приобщения с запасными дарами больного человека, и как-де он по той присылке вышел из церкви со святыми запасными дарами и те святые дары нёс наруже в руках на антиминсном блюде, и тогда-де со оными святыми дарами его, попа, сотский и десятские, взяв, повели на съезжий двор, и хотя-де он, поп, у вышеозначенных сотского и десятских и просил, чтоб его отпустили те святые дары поставить в церковь или б церковника обождать (коего-де он послал в дом по требник и по епитрахиль), только-де оные сотский и десятские говорили: ещё-де будешь ты, поп, с нами и в полиции, и невзирая-де, что у него в руках святые дары, отвели его на Съезжий Двор; и шли-де оные сотский и десятские в шапках, а как-де его, попа, вели со святыми дарами, на то-де свидетели церкви Петра и Павла, что у Калужских ворот, диакон Андрей Иванов, тоя ж церкви попов сын Василий Лаврентьев да десятский Чудова монастыря крестьянин Пётр Борисов; и на помянутом-де Съезжем Дворе дежурный капрал объявлял ему, попу, чтоб он ходил на караул к рогатке, точию-де с теми святыми дарами освободил, а потом-де того ж месяца вторично означенный сотский и десятские после утрени взяли его ж, попа, на Съезжий Двор, а с Съезжего Двора отослан был в полицию с прочими священниками, и в той-де полиции полковник Оболдуев словесно объявил: что ежели-де на караул к рогаткам ходить он не будет, то-де взыщется штраф за каждый караул по полтине.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А Михаила митрополита в сказке написано: после обедни пошёл, и в том Михаил митрополит допрашиван же, сказал: того де он подлинно не упомнит. – Михаил митрополит, Сербин, руку приложил. И Тверского архиепископа Иосафа в сказке написано; говорил де патриарх с клятвой – не быть ему патриархом; а как клялся, того не написано. И преосвященный собор допрашивали, и архиепископ Иоасаф сказал не помнит, говорил (ли) де так. Да патриарх же говорил де так: аще возвращусь, и я де аки пёс на свою блевотину (а клятвы он архиепископ Иоасаф того де не упомнит – вычеркнуто); а анафемы де не помнит. – Архиепископ Иоасаф. Сказка боярина князя Алексея Никитича Трубецкого пред собором чтена подобная во всем митрополичьим сказкам. В сказке Спаса-Нового монастыря архимандрита Иосифа не написано ж анафемы. И по допросу, архимандрит Иосиф сказал: говорил ли патриарх Никон такую клятву или нет, того не слыхал, потому что был де он архимандрит в те поры в алтаре; а по отпусту ли пошёл или без отпуста, того не помнит. – Архимандрит Иосиф. В сказке Спаса Андроньева монастыря архимандрита Дионисия анафемы не написано. В допросе сказал; анафемы де не слыхал от патриарха Никона, затёрли его народом у столпа, что у Ризы Господни. В его ж сказке написано: пошёл Никон патриарх по отпусте; в допросе сказал: того де подлинно не помнит. – Архимандрит Дионисий. В сказке Богоявленского архимандрита Киприана анафемы не написано ж. В допросе сказал; про анафему не слышал, потому что стоял де он архимандрит Киприан далеко, а про отпуст сказал – не помнит же. – Киприан архимандрит. В сказке соборного протопопа Михаила клятвы не написано ж. В допросе сказал: клятвы де он Михаил протопоп от патриарха Никона не слышал, а отпуста де обедни того дня не было. – Протопоп Михаил. В сказке Златоустовского игумена Мисаила клятвы не написано. В допросе сказал: клятвы де он Мисаил не слышал. В его же сказке написано: по отпусту патриарх Никон пошёл; в допросе сказал: подлинно де не упомнит. В его ж сказке написано: мантию святительскую и клобук белый Никон патриарх с себя сложил; и в том он игумен Мисаил пред преосвященным собором прощался: написал де он так, забылся; написать де было ему: сак и митру, а прежде сказал: солгал де. – Мисаил игумен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Далее, если и по признанию самого Де-Ветте Апостолом руководил Дух Христов, то нужно иметь слишком твёрдые основания и слишком твёрдые доказательства на то, чтобы признать какие-либо слова Апостола ошибочными. А имеет ли Де-Ветте неопровержимые доказательства ошибочности слов Апостола? Не только неопровержимых, но и никаких доказательств он не имеет и даже не может иметь, ни он, ни кто бы то ни было. Прежде всего, иметь право признать какое-либо учение ошибочным можно не иначе, как твёрдо зная смысл его. А разве точный смысл учения Апостола о человеке греха кому-либо известен? Безграничное разнообразие толкований его ясно показывает, что никто не может быть уверен в правильности своего толкования. Далее, учение Апостола есть пророчество, пророчество о последних временах мира; а всякое пророчество можно признать истинным, или ложным только после того, как пройдут времена, к которым оно относится. Но Де-Ветте не дожил до кончины мира, а потому и не имел права объявлять ошибочным пророчество, относящееся к кончине мира. Наконец, мы имеем даже положительное доказательство того, что учение Апостола истинно, и что Апостол вовсе не увлекался желанием проникнуть в тайны будущего и открыть их более чем сколько это дано человеку, руководимому Духом Святым, и сколько нужно для пользы людей. Доказательство это заключается в согласии его учения о человеке греха с другими местами Писания, в которых говорится о том же предмете. Замечательно, что никто из учёных не ставил себе задачей доказать противоречие тех или иных пунктов этого учения изречениям других священных писателей, а, напротив, многие указывали на сходство его с пророчествами Даниила, а отчасти и Иоанна Богослова. А основная мысль места о борьбе зла против добра и об окончательном торжестве последнего над первым при помощи Божией подтверждается историей и опытом. Должно, наконец, заметить, что в тексте нет ни малейшего намёка на то, что Апостол выражает здесь своё личное мнение, а не божественную истину возвещает, не говоря уже о том, что он и о своих личных советах говорит: а, думаю, и я имею Духа Божия ( 1Кор. 7:40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

В некоторых пунктах он приближался к Фрису, и это-то именно сблизило его с Де-Ветте, хотя последний сначала и не чувствовал особенного расположения к автору «Размышлений о религии». Шлейермахер много проповедовал в Берлине и с большим успехом. Однажды друг Де-Ветте, Люкке, толкователь Евангелия Иоанна, свел его на проповедь этого проповедника, привлекавшего громадную толпу слушателей. Случайному слушателю понравилась эта проповедь, он в точности стал следовать ей и мало-помалу отвел место критическому элементу в своем изучении Св. Писания Нового завета; он перестал видеть в Иисусе Христе чистый символ и стал считать Его действительным существом, воплощенным идеалом. В это-то именно время поразил его страшный удар. У него было много врагов среди ортодоксальных лютеран, которые считали его, и не без основания, одним из вождей библейского рационализма. Однако же они не имели возможности заставить его удалиться с кафедры профессора. Одно неразумное письмо, написанное им матери Дезант, молодой фанатичке, убившей русского агента, по имени Коцебу, произвело больше впечатления на прусский двор, чем жалобы его противников. Его изгнали из университета, как «человека опасного» (в октябре 1819 года). Удалившись в Веймар, он издал религиозный роман: «Теодор или посвящение скептика» (1822 г.), – произведение не высоких литературных достоинств, но обнаруживавшее, какая работа совершалась в душе автора, всегда стремившегося выбиться из пучины взбаламученных волн сомнения к пристани веры и истины. Наконец, в 1822 году Де-Ветте был назначен профессором богословия в Базеле, и там именно он провел последние годы своей жизни и издал свой Комментарий на Новый Завет . Изучение Евангелий было для него спасительным. Видно, что христианство привлекало его все более и более. К несчастью, его воспитание поставило его вне истины, и он никогда уже не проникал в ограду церкви Христовой; он всегда колебался между рационализмом и простотою веры. В своем «Введении в Новый Завет» (1826 г.) он отрицает подлинность второго послания ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Как и о первой и второй книгах Царств, о третьей и четвертой в Синопсисах Афанасия и Златоуста касательно их содержания замечено, что «они излагают дела царей иудейских и израильских и число их лет». К сему, не входя в подробное изложение содержания книг, можем добавить, что в третьей и четвертой книгах Царств излагается история ветхозаветной церкви Божией в период последних дней правления Давида, во все правление Соломона и всех их преемников на иудейском и израильском престолах до падения иудейского царства и даже до 37 года плена царя Иехонии. Обнимают обширный период времени, приблизительно с 1025 по 560 г. до Р.Х. По описанию главных моментов и эпох в истории еврейского народа, книги Царств естественно разделяются на три части со введением и заключением. Сказав в историческом введении о последних днях и смерти Давида ( 3Цар.1–2 глл.), в первой части их священный историк повествует затем о нераздельной жизни еврейского народа при Соломоне ( 3Цар.3–11 глл.); во второй – излагает историю одновременного существования иудейского и израильского царств ( 3Цар.12 – 4Цар.17 гл.); в третьей части – историю, по падении израильского царства, одного иудейского царства до падения его ( 4Цар.18–24 глл.). Заключение или приложение: разрушение Иерусалима и восстановление Иехонии в царском достоинстве на 37 году плена ( 4Цар.25 гл.). О происхождении третьей и четвертой книг Царств ученые критического направления, по установленным общим тезисам о ветхозаветной истории, высказывают предположения, вполне аналогичные с обозренными нами в Пятикнижии. Так, одни из них утверждали, что рассматриваемые книги составляют простое, мало обработанное, извлечение из древнего «обширного исторического труда, обнимавшего историю евреев с завоевания Палестины до вавилонского плена» (Эвальд, Берто, Граф, Вельгаузен, Блекк). Другие считали эти книги необработанной и даже недоконченной компиляцией из разных книг, сделанной и поправленной разными писателями в разное время, по разным источникам (Тэниус, Де-ВеттеШрадер, Рейс). Более поздние критики находят уже «обработку» и «поправки» и даже многочисленные вставки, делавшиеся разными «редакторами, жившими до плена, во время – и после плена, имена коих неизвестны». Дальнейший естественный и законный отсюда вывод, что эта «компиляция» недостоверна. Не входя в подробный разбор этих не безызвестных уже нам предположений и соображений, изложим лишь положительные доказательства единства, идейности и строгой систематичности, последовательности и историчности этих книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

„Митрополит к ним никого не присылывал, чтоб про приход бывшаго патриарха в соборную церковь известить великаго государя; а церковныя двери были отперты двои: южныя да северныя, а заперты были западныя двери, потому что западныя двери во всенощную и заутреню не отпираются, опричь пришествия великаго государя“. К этому общему показанию соборный протопоп Михайло присоединил и следующее: „Как де бывший патриарх образы и чудотворцевы мощи целовал, и по церкви пред ним протопоп свещи не нашивал, и как де пришел бывший патриарх к образу Пречистыя Богородицы Влахернския, и в те поры с подсвечника свеча упала на мост, и он де протопоп, свещу подняв, поставил опять пред образом, а больше де того он пред бывшим патриархом со свещею нехаживал, та де служба не его протопопа“. Ключари и дьяконы соборные согласно показали: „Как бывший патриарх Никон ходил по соборной церкви образы и чудотворцевы мощи целовать, и протопоп де пред патриархом свещи ненашивал, и никто со свещею не ходил“. Поп Киприан в своей сказке дал и такое показание: „В те поры стоял он на клиросе, и Иона митрополит к крылосу приходил и спрашивал ключаря, и ключарей де в ту пору на крылосе не было, а говорил де митрополит: и сам де не ведаю топеря, что делать“. В виду противоречивых показаний свидетелей им дана была очная ставка, на которой черный дьякон Ростовскаго митрополита Иосиф дал новое важное показание, что будто бы митрополит Иона не только посылал своих дьяконов звать протопопа и соборян к себе, но „неверя им, черным дьяконам Иона митрополит сам к протопопу приходил и звал, и он де протопоп не глядел; а в те де поры бывший патриарх был на патриаршем месте, а митрополит де Иона еще у благословения не был, а двери были заперты двои, а кто их запер не ведает“. Протопоп Михаил решительно отвергал, чтобы кто-либо звал его к митрополиту и что к нему подходил сам митрополит. Когда черному дьякону Иосифу заметили: „Сказывает он на очной ставке, что митрополит приходил сам и протопопа звали к себе на совет, а в сказке их черных дьяконов того ненаписано и почему ненаписано?“, то Иосиф отвечал: „Потому де и ненаписано: как де митрополит к протопопу приходил, и в те поры он один был за митрополитом, а се де чаял очныя ставки, да и иныя де статьи ненаписаны в сказке, а теперь де он скажет“.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

168 года, Февраля в 14 день, Михаил, митрополит Сербский, сказал: в прошлом во 166 году, июля в 10 день, с патриархом Никоном служил в соборной апостольской церкви Успения пресвятой Богородицы, служили литургию. И как де после литургии и после отпуску чел патриарх Никон сам поучение, беседы апостольские, и как де кончал поучение, и почал говорить: аз де согрешил, недостоин есмь святительству; и одежду, омофор и сак, с себя сложил. И они ему чину складывать не велели. И патриарх де Никон пошёл в алтарь в одном стихаре к ризнице, и у ризницы стихарь с себя сложил и надел на себя у ризницы чёрный клобук и мантию и клюку взял простую, и придя из алтаря средь церкви, и у соборной де церкви двери заперли, а патриарха Никона, до указа великого государя, из церкви выпускать не стали. И он де митрополит Михаил с властями пошли в верх к великому государю про патриарха известить, что патриарх патриаршество оставил. И великий государь с властями послал в соборную церковь боярина князя Алексея Никитича Трубецкого. И как де боярин князь Алексей Никитич Трубецкой пришёл в соборную церковь со властями и начал у патриарха Никона просить благословенья, и патриарх де Никон боярину князю Алексею Никитичу благословения не подал, а молвил, что он простой чернец, а не патриарх. И говорил де боярин князь Алексей Никитич патриарху Никону: для чего де святительский престол оставляешь? И патриарх де Никон боярину князю Алексею Никитичу говорил: бью де челом я великому государю, чтоб государь меня пожаловал, велел мне жить в пустыни у Воскресенского монастыря. И боярин де князь Алексей Никитич говорил патриарху Никону , чтоб он был патриархом по прежнему и паствы своей святительской не оставлял. И патриарх де молвил: патриархом де быть я не хочу, иду в пустыню ту свою. К сей сказке Михаил, митрополит Сербский, руку приложил. 1660 г., февраля 14. Сказка архимандрита Спасо-Андроникова монастыря Дионисия 168 года, Февраля в 14 день, Всемилостивого Спаса Андроникова монастыря архимандрит Дионисий сказал: в прошлом де во 166 году, Июля в 10 день, на праздник Ризы Господни, служил я архимандрит с патриархом Никоном . И после службы в соборной церкви платье с себя почал скидывать, а подьяконы начали с него платье принимать, понесли в ризницу; а патриарх облёкся в манатью пёструю да в чёрной клобук, и в алтаре писал своей рукой; а что писал, того не ведаю; и после письма отпустил отпуст и чел поучение всему народу; и прочтя поучение, почал с себя платье складывать, а за что платье патриарх складывал, того де не ведаю. То моя и сказка.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010