Самое раннее упоминание М. содержится, по всей видимости, в сир. хронике пресв. Фомы (ок. 640), где М. показан предводителем арабов в их завоеваниях (Chronica minora. II/Interpr. I.-B. Chabot. Louvain, 1955r. P. 114. (CSCO; 4. Syr.; 4)); такой образ М. стал традиционным для сирийской историографии, как и представление М. 1-м царем арабов и законодателем (хроника Иакова Эдесского , Дионисия Телль-Махрского хроника и др.). Наряду с этим, уже в арм. хронике Себеоса (сер. VII в.) М. выступает как потомок Авраама (через Измаила ), возвративший арабов к почитанию Бога, к-рому поклонялся их родоначальник ( Себеос, еп. История имп. Иракла/Пер., примеч.: К. П. Патканьян. СПб., 1862. С. 116-117); подобная интерпретация образа М. тоже часто повторяется в позднейших источниках, напр. в сир. хронике Иоанна бар Пенкайе и в копто-араб. «Истории Александрийских патриархов» . В сир. диспуте между насельником мон-ря Бет-Хале и неким знатным арабом (датируется позднеомейядской эпохой) М. описан как «мудрый и богобоязненный человек», обративший арабов от идолопоклонства к познанию единого истинного Бога, а то, что он не открыл им тайну Св. Троицы, объясняется их неготовностью воспринять это учение (с аллюзией на 1 Кор 3. 1-2). Также и согласно Легенде о Бахире, М. попросил монаха изложить ему христ. учение в упрощенной форме, чтобы оно было доступно пониманию арабов. В араб. диспуте правосл. мон. Авраама Тивериадского (Ибрахима ат-Табарани) с эмиром Абд ар-Рахманом аль-Хашими (текст датируется IX в.) монах говорит, что М. не был пророком, но лишь царем, к-рому благоволил Бог и через к-рого Он осуществил Свое обетование, данное Аврааму относительно Измаила (Быт 21. 13) ( Marcuzzo G. B., é d. Le dialogue d " Abraham de Tibériade avec ‘Abd al-Rahma  n al-Ha  šim à Jérusalem vers 820. R., 1986. P. 321, 485). Правосл. еп. Сидона (Сайды) Павел (Булус ар-Рахиб; XII или XIII в.?), обращаясь к мусульм. адресату, приводит мнение визант. и зап. христиан, что М.- посланник Бога только к арабам-язычникам, но не к христианам ( Булус ар-Рахиб. Послание к другу-мусульманину/Пер.: прот. О. Давыденков//Арабы-христиане в истории и литературе Ближнего Востока. М., 2013. С. 102-103; со ссылками на аяты XIV 4, XX 113, XXXII 2, LXII 2 и др.).

http://pravenc.ru/text/2564414.html

Отдыхающие в Каннах сегодня могут любоваться с пляжа на набережной Круазетт на остров Лерен, где находится знаменитый бенедиктинский монастырь, подвергшийся нападению в 739 году арабских налетчиков, убивших там всех, кроме четырех из пятисот монахов. Этих четверых выживших молодых людей, везли в Испанию, но им удалось сбежать, когда их похитители зашли в местный порт Агуай за припасами. Частые морские набеги мусульман также совершались на Сардинию, Сицилию и Корсику, где возник порт Бонифачо как оплот против пиратов. В этот период европейской истории только разногласия и споры между мусульманами в Испании и других странах помогли христианскому населению выжить. Берберы и арабы ненавидели друг друга. Мавры совершенно справедливо считали, что они провели большую часть боевых действий в Испании и Франции, но в награду получили только горные земли, в то время как арабы заняли самые плодородные земли на равнинах и вдоль побережья. Не было понимания и среди арабов. Две основные чисто арабские группы захватчиков прибыли из Сирии и с Аравийского полуострова, и обе они находились под влиянием древнего племенного соперничества, которое продолжалось в Испании в течение сотен лет, в то время как в Хиджазе или где-либо еще, их происхождение давно бы забылось. Арабы из Йемена не ладили с арабами из других частей Аравии. И потому они всегда были готовы убивать друг друга вместо христиан. Джихад, как война против христиан, часто оказывался тем единственным объединительным мотивом, сливающим в одно целое различные племена, которые исповедуют ислам. Смерть Карла Мартеля в 741 году изменила расстановку сил между князьями Франции. Наследником Карлу Мартелю стал его сын Пепин Короткий, бывший таким же жестким, как и его отец. Пипин, отец Карла Великого, приобрел большое влияние в Лангедоке, и местный вождь вестготов передал ему города Ним, Агд, Монпелье и Безье. Жители Нарбонны, почти все – христиане и вестготы – также решили сплотиться вокруг Пепина Короткого. Они вырезали своих соседей-сарацин и повелителей, и в одно мгновение к северу от Пиренеев не осталось сарацин. Мусульманское господство над Францией, джихад и все остальное, закончилось, по крайней мере, на данный момент. Новый самопровозглашенный правитель Омейядов Абд аль-Рахман, который несколькими годами ранее пережил резню своих собратьев-мусульман в Басре, испытав её на себе, пришел к власти в Кордове. Захват Омейядов. Испания, 756–852 В мусульманской Испании, после десятилетий непрекращающегося беспорядка, хаоса и бесконечной смены череды некомпетентных временщиков – двадцать четыре за сорок пять лет, один из которых так раздражал местных жителей, что они распяли его между собакой и свиньей, такой порядок существовал в 750-х годах. Новый самопровозглашенный правитель Омейядов Абд аль-Рахман в 756 году отнял мусульманскую Испанию у ее враждующих вождей.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Церковь в покоренной мусульманами Испании На севере полуострова завоеватели столкнулись с сопротивлением местного населения: готов и испаноримлян – беженцев из покоренной страны, а также басков. Наступление халифата захлебнулось, а в сражении под Ковадонгой герцог Астурии Пелагий, или Пелайо, одержал победу над войском завоевателей, после чего они отступили, и некоторое время спустя граница между исламской и христианской Испанией прошла по нижнему и среднему течению Дуэро, севернее реки Эбро, и по южным склонам Пиренейских гор, так что территория христианской Испании составила около четверти полуострова. Но граница эта была проницаемой с обеих сторон. Конные отряды мусульман совершали рейды в христианские области. Через горные перевалы завоеватели вторгались в Септиманию и южную Галлию, предпринимали попытки овладеть королевством франков, а христианские воины, готы, совершали набеги на владения мусульман. Перемирия лишь на время прерывали нескончаемую пограничную войну. Территория христианской Испании составила около четверти полуострова. Но граница была проницаемой с обеих сторон В 750-м г. в халифате произошел переворот – поменялась правящая династия. Власть перешла от Омейадов к Аббасидам, которые перенесли столицу халифата из Дамаска в Багдад. Почти все Омейады пали жертвой переворота. В живых остался Абд ар-Рахман ибн Муавийа, мать которого была из берберов. Он бежал от резни в Магриб, откуда затем перебрался в Испанию. Потомок халифов, Ар-Рахман объединил вокруг себя политические круги, тяготившиеся зависимостью от далекого Багдада, приверженцев свергнутой династии, а также мавританский элемент, ценивший происхождение Абд ар-Рахмана с материнской стороны от берберов, и всех тех мусульман, кто по разным причинам был недоволен сложившимся положением вещей. Сторонники Абд ар-Рахмана оказались сильнее своих противников, верных багдадскому халифу, и в 756-м г. он был провозглашен эмиром Аль-Андалуса, столицей которой стала Кордова, так что это государство с тех пор именовалось также Кордовским эмиратом. Первоначально эмир номинально признавал верховную власть халифа из враждебной династии, но в 765-м г. он запретил упоминать его имя в пятничных проповедях в мечетях.

http://pravoslavie.ru/129348.html

Сначала слушателями М. были только члены его семьи: Хадиджа, Зайд и Али, которому тогда было 7-9 лет. Через нек-рое время участниками собраний М. стали еще неск. человек, среди к-рых были Абу Бакр, Абд ар-Рахман ибн Ауф и Джафар ибн Абу Талиб, брат Али и двоюродный брат М. Спустя 3 года после начала пророчества М. получил повеление от Аллаха сделать так, чтобы его ближайшие родственники приняли ислам (XXVI 214), т. е. стали мусульманами - людьми, вверившими себя единому Богу - Аллаху. Первой мусульманкой стала Хадиджа, а затем ислам приняли вольноотпущенник Зейд ибн Харис, к-рого М. публично объявил своим сыном, двоюродный брат М. Али ибн Аби Талиб, а также ближайший друг Абу Бакр ибн Аби Кухафа. Через год число участников тайных встреч, к-рые приняли ислам, превысило 30 чел., и молитвенные собрания были перенесены в дом аль-Аркама ибн Абу-ль-Аркама. Те, кто посещали собрания, принадлежали к различным группам мекканского общества, включая вольноотпущенников, следовавших за своими бывш. хозяевами и покровителями. Вскоре число сторонников пророка приблизилось к 40. В этот период к ним присоединились также молочный брат М. Хамза ибн Абд аль-Мутталиб и влиятельный человек Омар ибн аль-Хаттаб (585-644) (впосл. 2-й «праведный халиф»). После того как среди принявших ислам появились влиятельные курайшиты, такие как Омар ибн аль-Хаттаб, М. решил начать публичную проповедь. Он вышел на склон холма ас-Сафа и созвал курайшитов с помощью клича «Берегитесь!», обычно используемого для предупреждения о серьезной опасности. Когда жители Мекки пришли, М. обратился к ним с проповедью, в к-рой призвал отказаться от многобожия и почитать единого бога - Аллаха, ар-Рахмана (Милостивого) и ар-Рахима (Милосердного). Так, по преданию, были названы первые из 100 «прекрасных имен Бога», 99 из к-рых могут узнать все, а одно - величайшее имя - знают только пророки. Впосл. эти 99 имен и предворяющее их слово «абд» (раб) составили основную часть мусульм. именослова (напр., Абдаллах, Абд ар-Рахман и т.

http://pravenc.ru/text/2564414.html

Одним из хрестоматийных рассуждений о «пентархии» является речь императорского сановника Ваанеса на Константинопольском Соборе 869 г. – рассказ об этом событии нас ждет впереди в соответствующей главе. Чиновник утверждал, что слова Христа о том, что «врата адовы не одолеют» Церкви, следует распространить на пять Вселенских патриархов, являющихся небесными светилами и главами Кафолической Церкви. Если падут две и даже четыре «Вселенские» кафедры, то и тогда один оставшийся патриарх будет олицетворять собой всю Вселенскую Церковь , и через него одного она восстановится. Хотя каждый из патриархов индивидуален и имеет собственное поле применения духовных усилий, все они по существу единства и тождества почивающей на них Божественной благодати равны 508 . Вернемся, однако, к нашему изложению. Как и его предшественники, император без восторга отнесся к сношениям преподобного с Римским епископом, подозревая в этом государственную измену. Хотя в 821 г. прп. Феодор и его ученик Николай были вызваны из ссылки, вскоре их влияние при царском дворе окончательно упало. «На всякий случай» оба они были отправлены в монастырь на азиатском побережье, неподалеку от столицы 509 . Тем не менее под конец жизни преподобный стал толерантным к царям, надеясь, что успех принесет не прямая конфронтация с ними, а естественный ход событий. Одному из своих учеников он писал: «Теперь не время возобновлять старые споры. Это приносит смуты. Теперь время единомыслия» 510 . Кто бы узнал в этих словах «старого» прп. Феодора Студита ? Конечно, попытка примирения с его стороны немного утихомирила страсти, но вовсе не погасила старого спора. Внутренние неурядицы не могли не сказаться и на отношениях с воинственными соседями, почувствовавшими слабость Римского государства. Арабский халифат, еще не отошедший до конца от мятежей, был неопасен. Но опасность пришла с другой стороны. Вначале в Кордовском халифате, прибежище последних Омейядов, где правил аль-Хакам (796–822), произошла смута, с которой сарацины справились быстро и жестоко. В 807 г. 14-летний сын аль-Хакама, будущий халиф Абд ар-Рахман (822–852), явился с войском в Толедо, граждане которого всегда отличались свободолюбием, и пригласил на пир самых знатных жителей города. По мере того, как приглашенные входили во дворец араба, палачи, стоявшие поодаль, захватывали их, обезглавливали, а тела сбрасывали в заранее выкопанную яму. Этот день навсегда остался в истории как " День ямы». Почти 7 лет испанцы отходили от этой трагедии, но в 814 г. вновь восстали. Однако и на этот раз аль-Хакам разгромил восставших. Как уже указывалось выше, многие жители Кордовы перебрались в Александрию 511 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как-то раз во время одной из таких встреч, посвященных исследованию Евангелия, я, воспользовавшись перерывом, отправился в спальню, обернул мандарин слоем бумаги и написал на нем: «Я должен поменять свое мусульманское имя на христианское, чтобы войти в Царствие Божие». Затем я обернул мандарин в еще один слой бумаги и написал на нем: «Мне необходимо перестать пользоваться мусульманской терминологией, такой как бисмила рахман рахим (во имя Бога милостивого и милосердного), и пользоваться христианской терминологией, такой как «Аллилуйя» и «Хвала Господу». Поверх этого слоя я наложил еще один слой с надписью: «Мои политические взгляды должны быть произраильскими». Так мандарин оброс множеством слоев бумаги. Когда я закончил, мандарин по размерам походил на волейбольный мяч. После перерыва я вернулся в гостиную, и мы перешли к последней части цикла, посвященного Евангелию (доброй вести) для мусульман. Я показал участникам обернутый бумагой шар и сказал, что внутри есть что-то хорошее – символ Евангелия. Сначала я показал им то, что было написано на внешней обертке, и спросил: «Это Евангелие?» Мне ответили: «Нет». Тогда я снял первый слой бумаги и прочитал написанное на втором: «Это Евангелие?» «Нет», – последовал ответ. Я снимал слой за слоем, и в комнате нарастало радостное возбуждение. Когда остался лишь один слой, и стало ясно, что внутри мандарин, все захихикали. Я спросил: «Это Евангелие?» В ответ прозвучало громогласное «нет». Тогда я снял последний слой, продемонстрировал мандарин и спросил: «Это Евангелие?» «Да», – дружно прокричали мои друзья, но я ответил: «Нет». Очистив кожуру, я поднял фрукт и сказал: «Это – Евангелие». Несколько лет назад я был на приеме у одного врача-атеиста. Его любимая надпись на бампере гласила: «Боже, спаси меня от Твоих последователей». Когда при первой встрече он узнал, что я христианин и работаю с «Навигаторами», он стал ругать евангельских верующих и «Религиозное право» на чем свет стоит. По инерции я хотел было встать в защитную стойку, но вспомнил, что Евангелие – это не «западная» и не «христианская» обертка, а Иисус Христос и Церковь как семья Божья. Я выслушал его, согласился с парой замечаний и извинился от лица братьев-христиан. Потом я задал ему вопрос: «А чем вас обидел Иисус Христос?» Вопрос застал его врасплох, и он ответил: «Ну, Христос-то меня никак не обижал». И мы стали говорить о том, как некоторые вместе с грязной водой выплескивают ребенка.

http://azbyka.ru/islam-cherez-prizmu-kre...

Его имя, безусловно, самое значимое для истории королевства свевов, которое прекратило существование в 585 г. после захвата вестготским королем Леовигильдом. Житие другого святого, имя которого связано с Брагой, – Фруктуоза Браганского († 665) мы публикуем в настоящей книге. Оно является жемчужиной испанской агиографии, как и житие преп. Емилиана. Наиболее полное представление о жизни в общежительных монастырях можно найти в монашеских уставах, написанных свт. Леандром Севильским, 42 свт. Исидором Севильским , преп. Фруктуозом, а также в своде правил Regula communis (665–680). Исидор Севильский начинает свой устав с призыва устраивать монастырь далеко за пределами города, 43 однако известно о существовании городских монастырей в крупных городах – Толедо, Алкала де Энарес, Валенсии, Сарагосе, Барселоне, Таррагоне и Жироне, где пребывали мощи почитаемых святых. 44 Проповедь «De monachis perfectis» («О совершенных монахах»), написанная в VI в., – похвальное слово городскому монашеству. В ней говорится о том, что монах, живущий в городе, может сочетать созерцательную жизнь с деятельным служением ближним – больным и заключенным. Падение вестготского королевства. Завоевание Испании арабами-мусульманами Трудно сказать, как бы развивалась история христианской Испании, если бы к ее южному берегу со стороны Альхесираса в 711 г. не подошло 160 военных кораблей с арабскими воинами-мусульманами. Испания завоевывается стремительно. Лишь в 722 г. в битве при Ковадонге небольшая группа испанских воинов под предводительством Пелайо одерживает победу, и линия, отделяющая христианскую Испанию от мусульманской, постепенно сдвигается на юг. Начинается Реконкиста – то, что было завоевано за десять лет, отвоевывается без малого восемь столетий, лишь в 1492 г. последний арабский эмир Гранады передал ключ от города королю Фердинанду и королеве Изабелле. Поначалу завоеванные территории подчиняются халифу Дамаска, затем Багдада. Абад Аль-Рахман переносит свою резиденцию в Кордобу, которая в 929 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

525       Согласно данным, приведенным Н. Каидбей, Фарис ад-Даххан умер в тюрьме в конце апреля 1792 г., по одной версии, от сильных пыток, а по другой – от чумы, которая свирепствовала в тот год (см.: Mukhtasar trkh al-asifa... Р. 136, not. 2). 526 Юсуф Караали – драгоман венецианцев, открывший свой торговый дом в Акке. Как сообщает Н. Каидбей, благодаря вмешательству Юсуфа Караали и его брата Ильяса аль-Джаззар в марте 1792 г. издал указ об освобождении заключенных христиан (см.: Mukhtasar trkh al-asifa... Р. 137, not. 1). 527       По сведениям Ханании аль-Мунаййира, бейрутские христиане провели в заточении 13 месяцев и выплатили 800 кошельков, или 400 тыс. пиастров (см.: Наппу al-Munayyir. Op. cit. Р. 70). 528       Вероятно, аль-Джаззар вынудил христиан взять плохую пшеницу в счет погашения принудительных займов, широко практиковавшихся в то время местными властями. 529       Согласно Н. Каидбей, в Ливане праздник св. Илии отмечается православной общиной 19 июля (см.: Mukhtasar trkh al-asifa... Р. 136, not. 2). Русская Православная Церковь чтит память св. Илии Пророка 2 августа (20 июля по старому стилю). 531       Приведенный год ошибочен: 1213 г. хиджры соответствует 1798 г. по Р. X. Весной 1799 г. французские войска уже приступили к осаде Акки. Скорее всего, описываемые события произошли в 1798 г. (см.: Ал-Джабарти Абд ар- Рахман. Египет в период экспедиции Бонапарта (1798–1801)/Пер., предисл. и примеч. И. М. Фильштинский. М., 1962. С. 79, 169). 533       Галеон – крупное многопалубное парусное судно XVI–XVIII вв., использовавшееся как военное и торговое. 534       См. наст. изд. С. 164. Сн. 3. Корабль мог принадлежать и аль-Джаззару. Французский путешественник К. Ф. Вольней писал: «На море имеет он (аль-Джаззар) фрегат, два Галлиона и Шебеку, которая недавно отнята им у мальтийцев» (Вольней К. Ф. Путешествие Вольнея в Сирию и Египет, бывшее в 1783, 1784 и 1785 годах/Пер. с нем. Н. Марков. М., 1793. Ч. 2. С. 251). 536       Король Франции Людовик XVI был казнен 21 января 1793 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В государстве, созданном ар-Рахманом, власть эмира была не ограниченной иначе, как Шариатом – исламским законодательством, основанным на Коране и сунне. Преемником Абд ар-Рахмана стал Хишам. Эмир Хишам правил с 788 по 796 г. В начале его правления астролог предсказал, что звездами ему отмерено 8 лет властвования. Хишам с доверием отнесся к гороскопу и поспешил за этот короткий срок преуспеть в реформировании страны, сделать не менее, чем его отец за 32 года своего правления. Он действительно умер, как предсказал придворный звездочет, через 8 лет правления, в апреле 796 года. Хишам считал своей главной задачей распространение ислама в подвластной стране. Из-за налогового пресса на христиан и иудеев число мусульман в Аль-Андалусе значительно выросло за счет ренегатов. По повелению Хишама в городах и сельской местности строились новые мечети, в мечети перестраивались и христианские храмы, под разными предлогами отнятые у Церкви. При нем было завершено строительство соборной мечети Кордовы – Мескиты, начатое еще в правление его отца. Она воздвигнута была на месте разрушенной в 711-м г. церкви Святого Викентия Сарагосского, построенной в 600-м г. Мескита входила в дворцовый комплекс эмира. Впоследствии мечеть многократно достраивалась и реконструировались, и уже в XIII веке, когда Кордова была отвоевана христианами, перестроена в христианскую церковь, сохранив, однако, в своем облике, в своем интерьере конструктивные черты мечети. Здание особенно знаменито своими многочисленными внутренними двойными арками, опирающимися на разноцветные колонны из гранита, мрамора, оникса, яшмы, которые были взяты из разрушенных церквей и древнеримских руин. Двойные арки, состоящие из нижней подковообразной конструкции, воспроизводящей вид арок некоторых вестготских церквей, и верхней полукруглой арки, явились изобретением строителей мечети. С целью побудить христиан к сближению с мусульманским населением страны и в конечном счете к принятию ислама при Хишаме были открыты школы, в которых не только мусульман, но и христиан обучали арабскому языку. Основные военные силы эмирата сосредоточены были на северной границе. В свое время Абд ар-Рахман заключил мирный договор с королем Астурии Маурегато, но после почти одновременной смерти обоих правителей Хишам уже не считал себя связанным обязательствами перед Астурией и каждый год направлял войска на север с целью захвата владений противника, грабежа, добычи рабов и скота, либо хотя бы только для демонстрации силы. Такие походы совершались в летние месяцы и назывались поэтому асеифас (от арабского сайфа – лето). Воины ислама при этом сжигали злачные посевы на землях христиан, обрекая жителей пограничья на голод. Изнурительные пограничные войны, без очевидного успеха на той или иной стороне, продолжались еще несколько столетий, пока христиане не перешли в наступление на Аль-Андалус, названное Реконкистой.

http://pravoslavie.ru/129348.html

Мы даже признаем, что он никоим образом не должен был быть издан, во всяком случае, для народа, кроме как только в политических целях. Глава XVI. Эмир Абд Ар-Рахман внезапно умирает; к власти приходит его сын Мухаммад Оттого, что христианам отовсюду грозила гибель, и повелитель, пылая страшным гневом, многих обрек на скитания, люди, считающие, что их притесняют больше всех, приводя в пример случай с евреями, упрекали нас: «Да видит и судит вам Господь за то, что вы сделали нас ненавистными в глазах этого правителя и рабов его и дали им меч в руки, чтобы убить нас» 1 . Ибо с ростом числа мучеников возрастал и гнев правителя, и неприятности верующих увеличивались, так что наши несчастья были сравнимы с преследованием евреев фараоном. Как с приходом Моисея к фараону египтяне начали свирепо относиться к народу Божьему и обременять подданных непосильной ношей тяжелых работ, так и мы испытывали жестокое отношение и преследование от слуг сатаны, желающих погубить нас, потому что святые выходили на битву и говорили от имени Господа нашего Иисуса Христа перед эмиром и свидетельствовали перед консулами и судьями о евангельской истине, и показывали лживость их пророка. Находясь в таком бедственном положении, мы громко стенали, прятались и скитались, епископ был заключен в ужасную тюрьму, и никто из знатных мирян не осмеливался войти туда, боясь на следующий день оказаться заключенным. У эмира вошло в привычку подниматься в верхние покои, чтобы сверху посмотреть на город, и тотчас он увидел висящие на столбах тела святых. Он повелел сжечь тех, чей пепел по милости Божьей покоится в святых местах. О удивительное могущество Спасителя и удивительная сила Господа нашего Иисуса Христа, Который всегда в ответ на молитву помогает в страдании, открывает стучащему, выслушивает, будучи позванным! Ведь те уста, которые повелели сжечь святых Божиих, в этот час вдруг удивительным образом оказались запечатаны, а язык, внезапно остановленный ангелом, прилип к гортани и больше не смог ничего сказать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010