Как писал в дневнике прот.Н.К.Чуков, отнестись снисходительно к о.о. Боярскому и Красницкому просил Патриарха и его старый друг Л.Д. Аксенов [v] . При всей одиозности личности Красницкого, Патриарх отнесся к нему «более снисходительно, чем к Евдокиму, который, не будучи архиереем, представлялся ему менее опасным, чем Евдоким», - писал епископ Григорий (Граббе) [vi] . «В порядке Патриаршей милости», то есть до Собора, 19 мая 1924 г. Патриарх согласился принять в общение протопресвитера В.Д.Красницкого и предложил Синоду рассмотреть вопрос о включении его и членов его группы, но не в состав Синода, а в состав Высшего Церковного Совета [vii] . 21 мая Патриархом Тихоном и митрополитами Тихоном (Оболенским), Серафимом (Александровым) и Петром (Полянским) был подписан протокол деяний Св. Синода об организации полного присутствия ВЦУ в составе Священного Синода и ВЦС: «В состав Священного Синода впредь до созыва очередного Поместного Собора включить следующих лиц, под председательством Его Святейшества, Святейшего Патриарха: митрополита Сергия (Страгородского) Нижегородского, Кирилла (Смирнова) Казанского, Тихона (Оболенского) Уральского, Серафима (Александрова) Тверского, Петра (Полянского) Крутицкого, архиепископа Нафанаила (Троицкого) Харьковского, архиепископа Димитрия (Беликова) Томского, архиепископа Павла (Борисовского) Вятского, архиепископа Григория (Яцковского) Екатеринбургского, архиепископа Евгения (Зернова) Благовещенского, архиепископа Иосифа (Петровых) Одесского, епископа Серафима (Остроумова) Орловского. В состав Высшего Церковного Совета, на тот же срок, имея в виду резолюцию Его Святейшества на заявлении протопресвитера В.Красницкого, под председательством Его Святейшества, ввести нижеследующих членов: митрополитов Тихона (Оболенского) Уральского, Серафима (Александрова) Тверского, Петра (Полянского) протопресвитера В. Красницкого, протоиереев А.Смирнова, И.Артоболевского, В.Виноградова, Д.Боголюбова, Анемподиста (Алексеева), мирян А.Рахманова и В.Белоликова; заместителями гр. Грачева и И.П.Опарникова» [viii] .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Музыка строит мировоззрение. Вот давайте поговорим о том, можно ли нам вообще думать, мечтать об облагораживании внутреннего мира человека, об уходе от этого блатного шансона, который послушаешь и подумаешь, что будто бы все сидели в тюрьме. «Таганка, зачем сгубила ты меня?» Человек и не нюхал никогда этой жизни, но она ему уже залезла в душу. Странно, да? Вопрос: Здравствуйте, отец Андрей! Меня зовут Екатерина. Я работаю в благотворительном фонде классической музыки. Одной из площадок проведения концертов является евангелическо-лютеранский собор. Православному христианину порой некомфортно находиться в таком месте и слышать, как там проводится концерт, как люди смеются, общаются. Как православным христианам относиться к проведению концертов в таких местах? Прот. Андрей Ткачев: Храм и орган, звучащий в католическом или лютеранском храме, по сути, это элементы богослужения, потому что здесь есть культовое здание и культовый инструмент. Вот только службы нет, и все пришли просто послушать музыку. На мой взгляд, в этом есть нечто обидное. Это такое же обидное явление, как и, например, пение фрагментов Литургии Рахманинова или Чайковского со сцены какого-нибудь театра. Людям непонятно, что там поют. Поют «Достойно есть». Что это? Что такое — «Достойно есть»? То есть слушающие люди даже не понимают смысла этого. Или на сцене поют Херувимскую. Но Херувимская написана для того, чтобы ее пели в храме. Вырванная из храма — она уже никому непонятна. И икона должна быть в храме. Вырванная из храма, помещенная в музей, икона уже, знаете, как кораллы, которые под водой очень красивые, а вынутые из воды полностью теряют свою красоту. Меня всегда сопровождает мысль, что лучше бы здесь была служба, и орган играл бы на службе, а люди пришли бы, кто Богу помолиться, а кто орган послушать. То есть момент смущения здесь для меня есть всегда. Бах был органистом в обычной церкви. Простые немецкие крестьяне приходили в воскресенье в храм Божий помолиться Богу, и Бах для них играл. В этом не было ничего удивительного.

http://pravoslavie.ru/122400.html

Патриарх отреагировал на декрет новым посланием к пастве, в ко тором он заявил о недопустимости изъятия священных предметов «употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается ею как святотатство - миряне отлучением от нее, священнослужители - извержением из сана» (Ап. 73, Двукр. 10). Это послание было разослано епархиальным архиереям. Приходские советы вынесли решение о недопустимости изъятия из храмов богослужебных предметов. Когда декрет ВЦИК стал приводиться в исполнение, вокруг храмов собирались толпы народа; произошли столкновения, пролилась человеческая кровь. В связи с этим в разных городах страны возбуждены были уголовные дела. В Москве судили группу духовных лиц, обвиняемых в подстрекательстве к беспорядкам при изъятии церковных ценностей. В качестве свидетеля на суд вызвали святого Патриарха Тихона. После допроса Патриарха 9 мая 1922 года «Правда» писала: «В Политехнический музей на процесс «благочинных» и на допрос Патриарха набилась тьма народа. Патриарх смотрит на беспримерный вызов и на допрос свысока. Он улыбается наивной дерзости молодых людей за судейским столом. Он держится с достоинством. Но мы присоединимся к грубому святотатству московского трибунала и вдобавок к судебным вопросам бухнем еще один, еще более неделикатный вопрос: откуда такое достоинство у Патриарха Тихона?» Суд вынес суровые приговоры: несколько обвиняемых священников - Заозерский, Добролюбов, Надеждин, Вишняков, Орлов, Фрязинов, Соколов, иеромонах Макарий (Телегин) и прихожан московских храмов (Тихомиров, Рахманов и Брусилова - племянница знаменитого полководца) были осуждены на смертную казнь, другие осуждены на разные сроки. Трибунал вынес также постановление о привлечении Патриарха Тихона и архиепископа Крутицкого Никандра (Феноменева) к суду в качестве обвиняемых. Постановления о привлечении к ответственности Патриарха выносили и провинциальные трибуналы, через которых проходили дела о беспорядках, учиненных в разных городах и селах страны в связи с проведением в жизнь декрета об изъятии церковных ценностей.

http://sedmitza.ru/lib/text/439995/

После возвращения из эвакуации Д. более 20 лет был регентом в ц. Всех святых на Соколе. Храм бездействовал в течение неск. лет, но в 1945 г. по просьбе верующих его разрешили открыть. С осени 1945 г. Д. с настоятелем прот. В. Платоновым начал готовиться к освящению храма, к-рое состоялось на Пасху 1946 г. Вскоре приход храма стал самым большим в Москве, и немалую роль в этом сыграло пение хора под упр. Д. Хор прекрасно чувствовал и понимал регента, его трепетное отношение к службам и к исполнению духовной музыки, точно выполнял высокие требования музыканта-профессионала. Хор и по количеству (25-30 чел.), и по качеству голосов способен был исполнять самые сложные духовно-муз. композиции. Пение хора вызывало настоящее живое религ. чувство у верующих. В выборе репертуара Д. следовал исполнительской традиции Синодального хора с поправкой на время и собственные пристрастия. Основу репертуара составляли сочинения композиторов нового направления - Кастальского, С. В. Рахманинова , П. Г. Чеснокова , Калинникова, А. Т. Гречанинова , М. М. Ипполитова-Иванова , Никольского, Н. Н. Толстякова , К. Н. Шведова , представленные в большом количестве, особенно сочинения Кастальского и Чеснокова; исполнялись также отдельные сочинения деятелей Синодального уч-ща и хора - Н. И. Соколова , С. В. Смоленского , В. Ф. Комарова , А. Г. Полуэктова , свящ. Димитрия Аллеманова , Данилина, Голованова; были в репертуаре и классические образцы рус. духовной музыки, принадлежавшие М. С. Березовскому , С. А. Дегтярёву, Д. С. Бортнянскому , прот. Петру Турчанинову , М. И. Глинке , А. Ф. Львову , прот. Михаилу Виноградову , Г. Ф. Львовскому , П. И. Чайковскому , Н. А. Римскому-Корсакову , Н. Н. Черепнину , а также песнопения Ф. Ф. Макарова, А. Велиумова, архим. Феофана (Александрова) , Г. Я. Ломакина , В. Е. Крупицкого , И. С. Дворецкого , М. П. Строкина , Ф. А. Иванова , свящ. Василия Зиновьева , Ф. В. Мясникова . Нравились ему также сочинения А. Л. Веделя и А. А. Архангельского . Немалое место в клиросной практике хора занимало обиходное пение; исполнение обиходных напевов отличалось четким ритмом, превосходной дикцией и легким звучанием.

http://pravenc.ru/text/171327.html

Лит.: Д. С. [Соловьев Д. Н.] [Рец. на работы свящ. В. Металлова «Очерк истории православного церковного пения в России» (Саратов, 1893) и «Церковное пение как предмет преподавания в народной школе» (Саратов, 1893)]//ПрибЦВед. 1893. 40. С. 1460-1463; Компанейский Н. И. Возражение свящ. В. М. Металлову [на ст. «Нужды церк. пения»]//РМГ. 1903. 4. Стб. 107-114; Смоленский С. В. Отзыв на соч. прот. В. М. Металлова «Богослужебное пение русской церкви. Период домонгольский»//Отчет о 49-м присуждении наград гр. Уварова. СПб., 1909. С. 545-588. (ЗИАН. ИФО; т. 10. 1); Лисицын М. А., прот. К вопросу о демественниках, клирошанах и о первоначальном пении в Рус. Церкви: (По поводу кн. о. [В. М.] Металлова «Богослужебное пение Рус. Церкви в период домонгольский»)//Муз. современник. 1917. Тетр. 7/8. С. 77-101; А. К. [Кастальский А. Д.?] В. М. Металлов: [Некр.]//Муз. образование. 1926. 3/4. С. 92-93 (переизд.: РДМДМ. 2006. Т. 5. С. 588-589); Андреева Е. В. Личный фонд В. М. Металлова и собр. ГЦММК им. М. И. Глинки//Вестн. архивиста: Информ. бюл. 2002. 1. С. 56-67; она же. В. М. Металлов: Биогр. очерк//Гимнология. М., 2003. Вып. 3. С. 334-344; она же. В. М. Металлов и Н. И. Компанейский: московские и петербургские ветви Нового направления//Московская школа: взгляд из XXI в. (вопросы композиторского и исполнительского искусства): Науч. чт. пам. М. М. Ипполитова-Иванова (2003)/Науч. ред.: Л. П. Соколова. М., 2004. С. 15-20; Синодальный хор и училище церк. пения/Сост., вступ. ст. и коммент.: С. Г. Зверева, А. А. Наумов, М. П. Рахманова. М., 2002-2004. 2 кн. (РДМДМ; 2) (по указ.); Плотникова Н. Ю. Музыкальная медиевистика//История рус. музыки. М., 2004. Т. 10Б: 1890-1917/Ред.: Л. З. Корабельникова, Е. М. Левашев. С. 523-555. Е. В. Андреева Рубрики: Ключевые слова: ГРОЗДОВ Христофор Николаевич (1854 - 1919), муз. деятель, педагог, композитор, издатель, исследователь груз. церковного пения и народной музыки ИВАНОВ Александр Никанорович (1823-1916), прот., настоятель тульского кафедрального собора, церковный и общественный деятель, автор работ по церковному пению

http://pravenc.ru/text/2563066.html

1910 г. состоялось межведомственное совещание во дворце ген.-губернатора по вопросам борьбы «с сектантской, преимущественно баптистской, пропагандою» в Степном крае. Результатом стало отношение Степного ген.-губернатора на имя еп. Гавриила от 14 мая о том, что священнослужители имеют право сообщать «представителю административной или полицейской власти» случаи «совращения из Православия», кощунственных поступков, глумления над верой при условии «полного освещения подробностей события» и с указанием свидетелей. С окт. 1910 г. назначен 2-й епархиальный миссионер - канд. богословия свящ. Илия Рахман, началось чтение лекций «по обличению сектантства» для воспитанниц жен. епархиального уч-ща. Председателями епархиального Миссионерского совета в разное время были: прот. Михаил (впосл. архиеп. Иона (Орлов)), еп. Исидор (Колоколов), еп. сщмч. Мефодий (Краснопёров), еп. сщмч. Андроник (Никольский; впосл. архиепископ), еп. Арсений (Тимофеев), еп. сщмч. Сильвестр (Ольшевский; впосл. архиепископ). В продолжение 5 лет служения в Омске еп. Гавриил занимался просветительской деятельностью, подготовил к изданию 5 книг. 22 окт. 1908 г. в Омске по инициативе еп. Гавриила открылось отд-ние Русского народного союза им. Михаила Архангела; 1-м почетным председателем отделения стал еп. Гавриил. Омское отд-ние союза издавало газ. «Голос Сибири». 1 нояб. 1910 г. еп. Гавриил опубликовал в «Омских епархиальных ведомостях» предложение ко всем священно- и церковнослужителям Омской епархии стать членами Русского народного союза им. Михаила Архангела. После этого началась кампания против архиерея в местной либеральной печати. Вследствие доносов на архиерея Синод назначил ревизию епархии, в результате к-рой еп. Гавриил был уволен на покой. В 1911 г., при еп. Владимире ( Путяте ; 1911-1913), торжественно проведено празднование дня памяти просветителей славян равноапостольных Кирилла и Мефодия. 14 авг. 1911 г. заложен храм при Казанской жен. общине Омска. 4 окт. того же года указом Синода в Семипалатинске открыта кафедра викарного епископа (см.

http://pravenc.ru/text/2578399.html

50 . Моя мама (воспоминания о Нине Петровне Вендланд, урожденной Кашневой). 1980–1982. Рукопись. 51 . Мой папа (воспоминания о Николае Антоновиче Вендланде). 1982. Рукопись. 52 . Матфей Бедный. Общение любви. Пер. с англ. 1984. Рукопись. 53 . Эли (воспоминания о монахине Евфросинии, Елизавете Николаевне Вендланд, сестре митрополита Иоанна). 1987. Рукопись. 54 . Игорь Смолич . Русское монашество. Возникновение, развитие и сущность. 988 – 1917. Пер. с нем. Рукопись. О нем 55 . Gennadi Komrakov. Father Ioann//Soviet life. 1987. Р. 22–23. 56 . Меженная Э. В. Девяностый архиерей. Предисловие// Иоанн (Вендланд) . Князь Федор (Черный). – Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1990. С. 5–20. 57 . Бахревский В. Свеча на ветру. Жизнеописание митрополита Ярославского Иоанна//Бежин луг. – Издательство «Роман-газета», 1997. 1, 2. 58 . Прот. Михаил Ардов. Мелочи архи…, прото…, и просто иерейской жизни. – М.: Собрание, 2006. 244 с. 59 . Ардов М. В. Всё к лучшему. – М.: Б. С. Г.Пресс, 2008. 60 . Зегжда С. А. Александро-Невское братство. Добрым примером, житием и словом. – Набережные Челны: Издательский дом «Новости мира», 2009. 61 . Зегжда С. А. Митрополит Иоанн Вендланд : Биографический очерк. 1909– 1989. – Ярославль, 2009. 62 . Васильева Т. Акварели митрополита Иоанна//Владыка Иоанн (Вендланд) : Сборник. – Ярославль, 2011. С. 179–180. 63 . Рахманова М. Послесловие//Владыка Иоанн (Вендланд) : Сборник. – Ярославль, 2011. С. 219–230. 64 . Шишханова Л. Мои встречи с Владыкой Иоанном//Владыка Иоанн (Вендланд) : Сборник. – Ярославль, 2011. С. 17–120. Электронный ресурс 65 . Иоанн (Вендланд) //Сайт Благотворительного фонда «Русское Православие. Архиереи». Режим доступа: http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi? 2_338 66 . Иоанн (Вендланд) //Древо: Открытая православная энциклопедия. – Режим доступа: http://drevo-info.ru/articles/13591.html 67 . Протоиерей Борис Балашов. Мой первый архиерей. Памяти митрополита Иоанна (Вендланда) //Сайт Храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Публикация 14.01.2009. Режим доступа: http://www.pravklin. ru/publ/8–1–0–176

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Дионисий и искусство Москвы XVXVI столетий. Каталог выставки/Авт. вступ. статьи В.К. Лаурина. Л., 1981. Дмитриев Ю.Н. «Строгановская школа» иконописи//История русского искусства./Под. ред. И.Э. Грабаря. Т. 3. М., 1955. Древние иконы старообрядческого кафедрального Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве. М., 1956. Древности и духовные святыни старообрядчества: Иконы, книги, облачения, предметы церковного убранства Архиерейской ризницы и Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве. М., 2005. Древности Российского государства. Отд. 1. Св. иконы, кресты, утварь храмовая и облачения сана духовного. М., 1849 (текст И. М. Снегирева ). Дунаев Б.И. Путешествие из Москвы в Петербург через Двинские земли, Беломорье и Северный край. Город Сольвычегодск. М., 1914. Дунаев М.М. Своеобразие русской религиозной живописи. Очерки по русской культуре XII–XX вв. М., 1997. Дурасов Г. Каргополье. М., 1984. Дурылин С.Н. Древнерусская иконопись и Олонецкий край. Петрозаводск, 1913. Дурылин С.Н. Церковь Невидимого града. Сказание о граде Китеже. М., 1914. Дурылин С.Н. Град Софии, Царьград и Святая София в русском народном религиозном сознании. М., 1915. Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII – начала XX веков/Авт.-сост. Рахманова М. П., Красилин М. М. М., 1996. Евдокимов И. Север в истории русского искусства. Вологда, 1921. Евдокимов И. Вологодские стенные росписи. Вологда, 1922. Евдокимов П. Искусство иконы. Богословие красоты. Клин. 2007. Евсеева Л.М., Кочетков И.А., Сергеев В.Н. Живопись Древней Твери. М., 1974. Евсеева Л., Комашко Н., Красилин М., игумен Лука (Головков), Смирнова Э. и др. История иконописи. М., 2002. Едлинский М.Е., прот. Чудотворные иконы Нерукотворенного Спаса, Божией Матери и святых угодников Божиих, за помощью к Которым прибегает народ наш в различных болезнях и житейских нуждах. Киев, 1897. Ерминия, или Наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом живописцем Дионисием Фурноаграфиотом, 1707–1733. Киев, 1868. М., 1998. Ешкилев В.А. Город Сольвычегодск и памятники его былой культуры. Великий Устюг, 1926.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Колокольня Десятинного в честь Рождества Богородицы мон-ря. Фотография. 2006 г. Дальнейшее строительство задержалось из-за недостатка средств. Только в 1845 г. к югу от собора были построены каменные 2-этажные кельи, в 1852 г. с зап. стороны - трапезный корпус, к к-рому в 1879 г. пристроена квасоварня. Эти постройки сохранились, решены в рус. стиле. В 80-90-х гг. XIX в. на месте разобранного здания сев. келий был построен 2-этажный корпус, в линию с ним - еще один, оба с каменными цокольными этажами и деревянными верхними. Последней значительной постройкой, завершившей формирование архитектурного ансамбля Д. м., явилась высокая шатровая колокольня, возведенная в рус. стиле на месте разобранной колокольни нач. XIX в. Она акцентировала главный вход, ориентированный на проложенную в XIX в. Александровскую ул. (ныне Добрыня). Проектировал колокольню и осуществлял контроль за ее строительством городской архит. Ф. И. Воронец. Кроме 8 старых колоколов, перенесенных с прежней колокольни, было отлито в Москве 8 новых. Впервые в Новгороде на этой колокольне был применен опыт устройства колокольного звона по камертону. Для этого из С.-Петербурга пригласили известного звонаря Плешкова. За оградой на Десятинной ул. находилась гостиница для паломников. На устроенном в 1868 г. кладбище Д. м. были похоронены бабушка С. В. Рахманинова - С. И. Бутакова (духовником ее был служивший в Д. м. прот. Александр Устинский; из рода Бутаковых происходила и игум. Палладия, управлявшая Д. м. в нач. XIX в.), свящ. Тимофей Софийский, инспектор народных уч-щ И. П. Можайский, судебный следователь П. И. Дмитриевский, подданный Великобритании, предприниматель, активно занимавшийся благотворительностью, Яков Макдональд. Плата за места на кладбище шла в доход обители. На монастырском кладбище находилась каменная ц. во имя Всех святых (1897), службы в к-рой совершались до кон. 20-х гг. ХХ в. В 1920 г. в подвале храма хранилось церковное имущество, перевезенное в годы первой мировой войны из 16 рижских церквей. Решением Новгородского горсовета от 15 авг. 1928 г. кладбищенская ц. Всех святых была разобрана, строительный материал использован при сооружении городской электростанции. Кладбище было уничтожено. Книжное собрание и архив

http://pravenc.ru/text/171770.html

118 . Поспелова Р. Этос ритма в музыке христианской традиции//Музыкальная культура православного мира традиции теория практика. Материалы научных конференций/РАМ им Гнесиных – М. 1994 – С. 103–113. 119 . Преображенский А. Краткий очерк истории церковного пения в России – СПб. 1907 – 39 с. 120 . Преображенский А. Культовая музыка в России – Л. 1924 – 123 с. 121 . Протопопов Вл. Музыка русской литургии Проблема цикличности. Исследование – М. 1999 – 200 с. 122 . Протопопов Вл. Русская мысль о музыке в XVII веке – М. 1989 – 96 с. 123 . Протопопов Вл. Система осмогласия в песнопениях русской литургии XVII века//Гимнология. Материалы Международной научной конф. «Памяти протоиерея Димитрия Разумовского » (3–8 сентября) 1996/Отв. ред. Сост. И Лозовая – М. 2000 – С. 395–402. 124 . Протопопов С. прот. О художественном элементе в церковном пении//Богословский вестник – 1901 – Февраль – С 252–292 март – С. 452–492. 125 . Рамазанова Н. Московское царство в церковно певческом искусстве веков – СПб 2004 – 468 с. 126 . Разумовский Д. прот. Церковное пение в России – М. 1867–1869 – 380 с. 127 . Рапацкая Л. Художественная культура Древней Руси – М. 1995 – 106 с. 128 . Рахманинов С. Литературное наследие. Воспоминания. Статьи. Интервью. Письма. Т. 1. – М. 1978. 129 . Рахманонова М., Гречанинов A. T. II. История русской музыки в десяти томах. Т. 10A – М. 1997. – С. 170–216. 130 . Рахманова М. Новое направление в духовной музыке исторические тенденции и художественные процессы//История русской музыки в десяти томах Т. 10Б – М. 2004. – С. 392–456. 131 . Рахманова М. Огромное и еще едва тронутое поле деятельности//Советская музыка – 1990 – – С. 67–74. 132 . Русский хоровой концерт конца XVII – первой половины XVIII веков. Хрестоматия/Сост. и исслед. Н.Д. Успенского – Л. 1976. 133 . Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 1. Синодальный хор и училище церковного пения Воспоминания Дневники Письма/Сост. Вст. статьи и комментарии – С г. Зверева A. A. Наумов, М.П. Рахманова – М. 1998 – 688 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010