Юргенсон был одним из немногих издателей, кто учитывал свою печатную продукцию в специальных амбарных книгах, ставших основой его каталогов. В каталогах фирмы наиболее полно представлена персональная и тематическая (жанровая) нотография. Списки уже изданных или готовящихся к изданию духовно-муз. сочинений публиковались как в виде отдельной брошюры, так и на 4 сторонах обложки нотных изданий. Каталог духовной музыки входил в общий издательский каталог фирмы (где занимал самостоятельный 45-й отдел) или печатался отдельным выпуском: «Каталог духовно-музыкальных сочинений» (1887-1914/1915). Помимо каталогов собственных изданий Юргенсон выпустил ряд каталогов под общим заглавием «Всеобщий каталог музыки всех стран» (франц. Catalogue général de musique de tous les pays), к-рые фиксировали наличие на торговых складах изданий почти всех рус. и зарубежных фирм. Подобно «Всеобщему каталогу музыки всех стран» Юргенсон составил и с 1894 г. издавал «Всеобщий каталог духовно-музыкальных сочинений», где были представлены издания не только фирмы Юргенсона, но и др. российских изд-в. Напр., в 10-м издании каталога (1912) указаны издания, напечатанные и/или поступившие на склад изд-ва в 1911 г. В нем представлено 3722 названия сочинений, из к-рых 2382 выпущены фирмой Юргенсона, 1340 - др. издательствами (Гутхейля, Придворной певческой капеллой, Селиверстова, Леопаса, муз. магазином «Нотно-книжное дело» и проч.), 888 - за счет авторов, 65 - без указания издательства. Данные каталога показывают очевидное преимущество фирмы Юргенсона в деле печатания и продажи нот духовно-муз. произведений. В каталоге указаны фамилии композиторов, названия сочинений, издатели, при необходимости приводятся тональность, состав хора и уточняющие сведения о гласах и распевах. В отличие от других реестров и каталогов предшествующего времени в каталоге Юргенсона всегда указаны вид издания («партитура» или «голоса») и номер издательской доски. Эти характеристики важны при идентификации изданий. Юргенсон издал сочинения почти 140 известных и малоизвестных композиторов, среди них: прот. Димитрий Аллеманов, А. С. Аренский , Архангельский, Балакирев, Бортнянский, А. Е. Варламов , прот. Михаил Виноградов, Воротников, М. И. Глинка , Гречанинов, А. П. Есаулов , В. А. Жданов , прот. Василий Зиновьев , М. М. Ипполитов-Иванов , В. С. Калинников , Кастальский, Н. И. Компанейский , прот. Михаил Лисицын, Л. Д. Малашкин , прот. Василий Металлов , Никольский, В. М. Орлов, М. А. Остроглазов , Петрушевский, В. И. Ребиков , Рахманинов, А. Рождественский , Ю. С. Сахновский , Н. Н. Толстяков , прот. Петр Турчанинов, Чайковский, Н. Н. Черепнин , А. Г. Чесноков, П. Г. Чесноков, К. Н. Шведов и др.

http://pravenc.ru/text/293876.html

Рус. композиторы XIX-XX вв., основываясь на синодальных изданиях, делали гармонизации песнопений Г. р.: предначинательного псалма (А. Ф. Львов, Г. Ф. Львовский, Д. Н. Соловьёв, В. А. Бирюков, прот. Д. В. Аллеманов, свящ. И. Беляев, свящ. М. А. Березовский, А. Д. Кастальский, И. Я. Андриевский, Н. Н. Толстяков, Н. Д. Лебедев, А. Ф. Пащенко, И. Н. Разсохин, П. Г. Чесноков, Н. Н. Кедров-сын), антифона «Блажен муж» (свящ. И. Беляев, Соловьёв, А. А. Филатьев, Чесноков, Н. Н. Черепнин, свящ. А. Беляев), гимна «Свете тихий» (Чесноков), тропаря «Богородице Дево» (А. А. Архангельский, Кедров-сын), полиелея (Львов, свящ. И. Беляев), воскресных тропарей по непорочнах (В. А. Жданов, Кедров-сын и М. Е. Ковалевский), антифона 4-го гласа «От юности моея» (А. П. Жаворонков, Аллеманов, В. А. Нелидов, Бирюков, Львов, свящ. И. Беляев, прот. М. Лисицын, Пащенко), степенн 8 гласов (Львов, Аллеманов), ирмосов воскресных, праздничных и др. канонов (Д. С. Бортнянский, Львов, прот. Д. Разумовский, иером. Нафанаил (Бачкало), С. В. Смоленский), «Величит душа Моя Господа» (П. И. Чайковский, Жаворонков, Бирюков), «Взбранной Воеводе» (свящ. И. Беляев, Толстяков, свящ. А. Беляев, А. В. Касторский, С. В. Рахманинов, диак. Сергий Трубачёв), «Приидите, поклонимся» (Н. И. Смирнов, Бирюков, Ковалевский), херувимской песни (Львовский, И. С. Дворецкий, А. В. Никольский, Б. Рандхартингер, Ковалевский), «Достойно есть» (Львов, свящ. М. И. Георгиевский, иером. Викторин, свящ. А. Беляев, Чесноков), «О Тебе радуется» (Львовский, Жданов, Смоленский, В. Д. Беневский, свящ. И. Беляев, прот. П. Турчанинов, Н. И. Компанейский, Андриевский, прот. В. Металлов, иером. Нафанаил, Е. С. Азеев, А. Ф. Шишкин, Бирюков, В. А. Фатеев, свящ. А. Беляев, А. Правдолюбов, диак. С. Трубачёв), причастна «Творяй ангелы» (Ковалевский), «Да исправится» (М. И. Глинка, Львовский, Георгиевский, Азеев, П. Г. Григорьев, Жданов, Металлов, А. И. Нешумов, Смирнов), Κριε λησον (Львов, Смирнов, Ковалевский), Αξιος (И. А. Гарднер), «На реках Вавилонских» (А. И. Рожнов, свящ. М. Георгиевский, свящ. И. Беляев, свящ. А. Беляев), «Тебе, Бога, хвалим» (Георгиевский, И. Я. Тёрнов, Д. М. Яичков), песнопения «Под Твою милость» (Бортнянский), различных тропарей и кондаков (Львовский, Компанейский, Тёрнов, В. М. Орлов, Смоленский, свящ. И. Беляев, Архангельский, А. Е. Ставровский, Трубачёв, архим. Матфей (Мормыль)) и др. ( Лисицын. Обзор; Свод напевов).

http://pravenc.ru/text/166465.html

1-го декабря – память праведного Филарета – день тезоименитства московского архипастыря. Так как владыка в этот день никогда никого не принимал, из опасения крайнего утомления от бесчисленного множества посетителей: то мы, не обременяя его личным поздравлением, ограничивались церковною молитвою о нем и учреждали в честь его трапезу у себя. По этому случаю преосвященный Леонид, получив от меня поздравление с великим именинником, пишет мне: «Взаимно вас приветствую с днем тезоименитства общего нашего архипастыря и отца и благодарю за приветствие ваше; ибо этот день для меня не только день торжество, но и сердечных благодарений Богу за всё, что лично мне ниспослано от Бога в великом нашем первосвятителе, который от воды взял меня и спас меня, может быть, от вод многих и сильных. В причине вашего отказа новая для меня причина желать, что бы отказа не было: ибо своим и моим именем убедив вашего гостя, вы и его привлекли бы с собою, что было бы великою радостью, что сделало бы особенно приятным нынешнюю трапезу уже по памяти того, что третий месяц к ряду начинаем мы вместе, общими для всех праздниками. Но, впрочем, видя ваше вчерашнее нерасположение обедать сегодня на Саввинском и не желая свою уху сделать демьяновой ухою, не настаиваю». Гость, воспрепятствовавший мне принять братское приглашение преосвященного, был ректор Московской д. академии, прот. А.В. Горский. 15-го числа получил я от преосвященного Леонида записку следующего содержания: «Владимир Иванович (Рахманов – врач, пользовавший митрополита) приезжал ко мне с настоятельным требованием, чтобы доклада или вовсе не было, или продолжался бы оный полчаса; ни то, ни другое не возможно: но я думаю взять как можно менее бумаг. Болезнь владыки серьезную В. И. приписывает всю сполна вечеру 13-го дня». Вечером 13-го декабря, – это было воскресенье, – происходило на Троицком подворье экстренное заседание тюремного комитета. Около этого времени владыка, по немощи своей, начал отказываться от участия в делах этого комитета, предоставив преосвященному Леониду, как вице-президенту также тюремного комитета, заменить себя. Но в это время возникли в комитете какие-то сильные недоразумения и пререкания со стороны одного из директоров, молодого образованного человека, (фамилии его не помню). Члены комитета, будучи не в состоянии разрешить эти недоразумения, упросили владыку собрать у себя в последний раз комитет и помочь их делу. Владыка не отказал в этой просьбе: собрал комитет. Заседание продолжалось несколько часов. Владыка, своею непобедимою диалектикой, ниспроверг все возражения молодого и задорного директора, и делу дал законное направление. Но эта победа стоила ему не дешево: на другой день потребовалась для него врачебная помощь. Об этом-то обстоятельстве и предварял нас владычный врач Рахманов.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

Все это не могло не подготовить почву для миграции богослужебного жанра в сторону концертности. Нельзя также обойти вниманием и фактор, связанный с весьма деликатными и тонкими вопросами, национальною достоинства и вероисноведания. Именно эти вопросы стали главенствующими в статье редактора газеты «Русь» славянофила И. Аксакова от 14 февраля 1881 г. Основную мысль этой статьи, касающуюся концертного исполнения литургичного цикла П. Чайковского можно сформулировать словами М. Рахмановой о том, что Аксаков трактовал исполнение литургии в данных условиях как вопиющий факт безверия интеллигенции и полного ее неуважения к народным чувствам и обычаям. Конечно же можно спорить с весьма резким суждением И. Аксакова, переданным М. Рахмановой, однако нельзя не отметить, что сама обозначенная им ситуация разделения в обществе, как вполне очевидный и мощный социальный фактор, не могла хоть косвенно не оказать влияния на процесс постепенного расслоения жанра литургии. 127 Обиход, которым пользовался Чайковский, являлся восьмым тиснением Обихода изданного в 1772 г. – первого четырехтомного собрания употребительных роспевов в переводе на квадратную ноту. В упоминаемом тиснении XIX века древние роспевы изложены неполно и часто неточно, однако именно этот Обиход, по словам исследователей, служил в данный период основным источником для знакомства с древнерусским певческим искусством и материалом для переложений. См. Корабельникова Л., Рахманова М. Вступительная статья (74), сноска 25 на С. 13. 129 Так, например, М. Рахманова указывает на наличие вагнеровской лейтмотивности в хоровом цикле А. Гречанинова. Страстная седмица 294]. 130 При рассмотрении демественного роспева в § 5 третьей главы мы упоминали об ошибке прот. Д. Разумовского , считавшего демественное пение домашним благочестивым упражнением. Возможно, что в подобное заблуждение был невольно введен и А. Гречанинов. Однако, по мнению М. Рахмановой, «Музыканты XX века прекрасно знали о древнерусском демественном роспеве и его применении за службой, однако для их целей был удобен термин демество в вышеуказанном смысле, он как бы подтверждал, что домашнее «или в новых условиях концертное духовное пение существовало на Руси с давних времен 95 и 99].

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Общепринятого термина для обозначения описываемого явления пока не имеется. В отношении его часто применяется выражение «московская школа», подразумевающее, что самые крупные композиторы – Рахманинов, Гречанинов, Кастальский – были москвичами по рождению, образованию или месту деятельности; говорят и о «школе Синодального училища», поскольку большинство авторов были связаны с Синодальным училищем – преподавали или учились в нем – или с Синодальным хором, который не только осуществлял многие премьеры новых духовных сочинений, но и являлся, так сказать, образцом, эталоном нового певческого стиля. Бесспорно, Москва выступала географическим и идеологическим центром движения, хотя неверно было бы совсем исключать из него Петербург, где работали такие интересные композиторы, как Н. Н. Черепнин и С. В. Панченко (отдельные их сочинения тоже входили в репертуар Синодального хора), и менее яркие, но также любопытные публицисты и экспериментаторы Н. И. Компанейский и прот. М. А. Лисицын, где выходили издания, уделявшие большое внимание церковно-музыкальной проблематике. Важно отметить, что московский и петербургский варианты движения в некоторых чертах явственно различались. Предтечами Нового направления считаются Чайковский и Римский-Корсаков (их духовные композиции появились в конце 1870-х – начале 1880-х годов). Крупнейшими деятелями в историко-теоретической и организационно-практической областях движения были С. В. Смоленский с сотрудниками, а также регенты Синодального хора, в особенности В. С. Орлов и Н. М. Данилин. Среди композиторов, чьи сочинения бесспорно принадлежат Новому направлению, – С. В. Рахманинов, А. Т. Гречанинов, А. Д. Кастальский, П. Г. и А. Г. Чесноковы, А. В. Никольский , Викт. С. Калинников, Н. Н. Черепнин, С. В. Панченко, а также М. М. Ипполитов-Иванов, В. И. Ребиков, К. Н. Шведов, Н. С. Голованов, Н. Н. и П. Н. Толстяковы, Д. В. Аллеманов, Д. М. Яичков и другие. Корпус произведений, принадлежащих к Новому направлению, обширен: по приблизительным подсчетам это более пятидесяти крупных богослужебных циклов, более тысячи отдельных хоров.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В) О назначении стипендий, оставшихся свободными, своекошт­ным студентам Академии. Справка: В настоящее время свободны: двенадцать стипен­дий Троице – Сергиевой Лавры, по 220 рублей каждая, две стипен­дии А. И. Хлудова, по 275 руб. каждая, одна стипендия Прео­священного Никодима в 200 руб., две стипендии Протоиерея И. В. Рождественского , по 200 руб. каждая, одна стипендия Про­тоиерея А. В. Горского в 200 руб. (с добавлением 20 руб. из третьей неполной, в 100 руб., стипендии И. П. Соколова), две стипендии Московской кафедры, по 110 руб. каждая, и одна стипендия Г. И. Хлудова в 95 руб. Определили: Девять стипендий Троице-Сергиевой Лавры на­значить студентам: IV курса – Евгению Бречкевичу, Александру Зыкову, Михаилу Шувалову, Конону Рахманову и Семену Ши­шаеву, III курса – Константину Демидову и II курса – Дмитрию Казанскому, Сергею Кулюкину и Александру Кедрову; стипендию Преосвященного Никодима – студенту IV к. Сергею Доброву, две стипендии Прот. Рождественского – студентам III курса Василию Некрасову и Павлу Тихомирову , две стипендии Московской кафедры – студентам II курса Василию Корсунскому и Михаилу Се­славинскому, стипендию Г.И. Хлудова – студенту того же курса Василию Сенатову. Две стипендии А. И. Хлудова, одну стипендию Прот. А. В. Горского и три стипендии Троице-Сергиевой Лавры —358— предоставить тем 6-м студентам из числа первых 36 по списку воспитанников, принятых в текущем году в со­став 1 курса, которые окажутся лучшими по успехам и поведению при переходе во 2-й курс. На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «1891 г. Сент. 23. Утверждается». 6 сентября. Присутствовали, под председательством Ректора Академии, Архимандрита Антония, все члены Совета Академии, кроме про­фессора П. Субботина, не присутствовавшего по болезни, и все преподаватели Академии. В собрании сем обсуждали вопрос о продолжении в буду­щем 1892 году издаваемого при Московской Духовной Академии журнала: «Творения Святых Отцев», указывали на необходи­мость расширить программу издания, изменить сроки выхода кни­жек и изменить название журнала

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Желательно и в храме, и дома чтобы была такая была обстановка благостная. Великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов с детства, с 5 лет, с бабушкой своей в Новгородской губернии выстаивал службы, очень их любил. Потом это мощно отразилось в его творчестве, в высочайшем духовном произведении не только русской, но и мировой музыки, - в «Всенощном бдении» и других произведениях. Мне бы хотелось напомнить о сохранении наших русских традиций в противовес тлетворному влиянию Запада, как правильно говорили с Советское время, - Halloween и тому подобной нечести. Все очень просто. Нужно в семье только иметь волю, личное желание возобновить то хорошее, что у нас было не так давно. К примеру, если мы собрались с друзьями, родными, за чайным столом, нужно заранее подготовить тексты русских песен. А мелодии в основном помнят все. И петь, петь родные песни. К сожалению, с 70-х годов по системе Кобалевского и его компании детей отучили петь на уроках музыки в школах, а только слушать. Теперь пожинают плоды этой системы. Также с угощениями – нужно вспомнить рецепты: расстегай, кулебяка и других русских печеных изделий. Вот не станем это откладывать, иначе молодое поколение и знать не будет, как жили на Руси. Н. В. Карташова: - Совершенно справедливо. прот. Андрей Резван: - На самом деле очень правильное такое суждение. Я бы даже сказал потребность. Как-то со своими сыновьями удалось съездить в Абхазию, совсем недавно. Чему я был поражен, не хочется приводить никогда другие народности, национальности, потому что мы сами имеем огромную культуру и традиции, но тем не менее то, что я увидел, меня потрясло, потому что во-первых, старшее поколение. Нас пригласи там на престольный праздник Успения. После праздника была трапеза, когда все село собралось, это был сельский храм в Абхазии. Вот эта неразрывная связь старших и младших поколений, то что у нас, к сожалению, сейчас прервано… Н. В. Карташова: - Русский лад утерян. прот. Андрей Резван: - Потому что и раньше в наших селах на праздники, на день села и на другие собирались, столы накрывали, народные песни, танцы – это сейчас утеряно.

http://radonezh.ru/2023/11/16/vhozhdenie...

И. Финляндский —37— 199 Преображенской, в Пушкарях, церкви протоиерея К.М. Маркова: Протоиерей К.М. Марков Морозов Мальцева Предтечевской, на Лубянка, церкви свящ. С.В. Смирнова: Свящ. С.В. Смирнов С.П. Рахманов Замоскворецкого сорока 1-го отдел. 201 Воскресенской, в Монетчиках, церкви свящ. А.Н. Потапова: Свящ. А.Н. Потапов Георгиевской, в Яндове, церкви свящ. В.А. Ювалова A. Привалова Кононов Предтечевской, под Бором, церкви свящ. С.М. Третьякова: С.М. Третьяков В. Ястребова Климентовской, на Пятницкой, церкви свящ. А.С. Парусникова: Свящ. А.С. Парусников Космо-Дамианской, в Н. Садовниках, церкви свящ. И.И. Струженцова: Свящ. И.И. Струженцов И.С. Сергеев А.П. Горохов Церковный староста А.А. Досужев Михаило-Архангельской, в Овчинниках, церкви свящ. Н.П. Цыганкова: Неизвестный —38— 207 В. Солодовников Николаевской, в Заяицкой, церкви свящ. К.Н. Левкиевского: Свящ. К.Н. Левкиевский От прихожан Николаевской, в Кузнецкой, церкви священника Н. Померанцева: К.П. Бахрушин Николаевской, в Пупышах, и свящ. М.В. Успенского: Пожертвовано Параскиевской, на Пятницкой, церкви прот. В.Ф. Сергиевского: Прот. В.Ф. Сергиевский Свящ. С.И. Фрязинов Л.И. Леонтьева М.И. Бабанин Скорбященской, в Ямской Коломенской Слободе, церкви свящ. К.К. Воскресенского: Т. Королев Р.Т. Герасимов Г.Д. Максимов Преображенской,на Болвановке, церкви свящ. В.В. Воронцова: свящ. В.В. Воронцов Троицкой, в Вешняках, церкви протоиерея С.В. Страхова: Протоиерей С.В. Страхов Н.А. Ленивов П.П. Семёнов —39— 216 Троицкой, в Кожевниках, церкви свящ. В.И. Левитского: свящ. В.И. Левитский Псаломщик В. Лебедев Псаломщик А. Преображенский Т-во Растеряева От неизвестного Троицкой в Б. Лужниках, церкви протоиерея А.П. Крылова: От неизвестного Успенской, в Кожевниках, церкви свящ. П.В. Разумовского: Ф. Михайлов и Сын Замоскворецкого сорока 2 отд. 219 Благовещенской, в Пыжах, церкви свящ. Н.С. Померанцева: Свящ. Н.С. Померанцев В. Аршинов Андрее-Стратилатовской, при Учительском Институте, церкви свящ. Т.И. Синьковского: Свящ. Т.И. Синьковский

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

35 См., напр.: The Peshitta Aramaic-English New Testament an interlinear translation. Vol. 1 (The Gospels)/Translated (with notes and commentary) by rev. Glenn David Bauscher. – Lulu Publishing, 2006. 36 На русском языке можно ознакомится, например, с такими трудами: Мецгер Б. Ранние переводы Нового Завета. Их источники, передача и ограничения. М.: ББИ, 2002; Карминьяк Жан. Рождение синоптических Евангелий. М.: Кафедра библеистики Московской Духовной Академии, 2000; Грилихес Л. , свящ. Археология текста. Сравнительный анализ Евангелий от Матфея и Марка в свете семитской реконструкции. М.: Издательство Свято-Владимирского Братства, 1999. 37 См.: Fee G.D. Текстология//Иисус и Евангелия. Словарь. С. 667. Об отсутствии смысловых разночтений см.: Емельянов Алексей, прот. Новый Завет . Вводная часть. Лекции. [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://www.wco.ru/biblio/books/emel1/H05-T.htm (дата обращения: 12.05.2020). Загл. с экрана. 38 Ибрагим Т. О каком искажении Библии говорил Пророк? [Электронный ресурс]: сайт. URL: (дата обращения: 22.05.2020). Загл. с экрана. 40 Васильев И., свящ. Богословские основания для межрелигиозного диалога в исламской традиции. С. 21–128. Он же. Библия в исламе/Вопросы Православия. – [Электронный ресурс]: сайт. URL: (дата обращения: 23.05.2020). Загл. с экрана. 42 См.: Васильев И., свящ. Энциклопедия исламско-христианских дебатов/Вопросы Православия. [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://www.youtube.com/watch?v=GF0LsABL2eY (дата обращения: 23.05.2020). Загл. с экрана. 43 См.: Ас-Саади Абд ар-Рахман бин Насир. Толкование Священного Корана в 3 т./пер. Э.Р. Кулиев. – М.: Эксмо, 2014. Т. 2. С. 526. 45 – арабский глагол «йаджидуунаху» от глагола «ваджадаху» (он находил – Гиргас В.Ф. Арабско-русский словарь к Корану и хадисам. М.: Диля, 2006. С.864) стоит в настоящем времени мн. ч., м.р. 3-е лицо «они находят его». Слово «мактубан» (от глагола «китаба» – писать. Гиргас. В.Ф. С. 687) – причастие в страдательном залоге – «записанным». Получаем «йаджидуунаху мактубан» – «они находят его записанным». Т.е. Аллах говорит, что он даст в недалеком будущем милость тем, которые находят что-то о Мухаммаде уже записанное в Пятикнижии и Евангелии, которых еще не существует в письменном виде. Как в древних (Ибн Касир), так и современных толкованиях Корана (Ас-Саади) это несоответствие никак не объясняется (см., напр.: Ас-Саади. Толкование Священного Корана в 3 т. Т.1. С. 657–658).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

58 Ту же мысль высказывал еще в конце XIX века прот. И. И. Вознесенский ; ее приводит в своей книге Т.Ф. Владышевская: «...Вознесенский совершенно верно отметил, что наибольшая выразительность церковного чтения зависит от “разумения читающего”, от проникновения в содержание текста и от способности к разнообразной интонации. “Церковное чтение – пишет [в работе “О церковном пении православной греко-российской Церкви”] Вознесенский,– должно быть правильное, ясное, неторопливое, раздельное, важное по характеру, певучее, внятное, вразумительное и внушительное”» (Владышевская Т.Ф. Там же. С. 308). 60 «Церковные ведомости». Цит. по: Рахманова М.П. Вступительная статья в кн. «Русская духовная музыка...» Т. 3. С. 229. 61 Исследования Т.Ф. Владышевской («Ранние формы древнерусского певческого искусства». Дисс... канд. искусствоведения. М., 1975 и другие), а также Т.Г. Федоренко («К проблеме классификации устных образцов старообрядческого литургического чтения на материале сибирской региональной традиции». Дисс... канд. искусствоведения. Новосибирск, 1999), И.В. Полозовой («Традиции литургического пения старообрядцев поморского согласия Западной Сибири». Дисс... канд. искусствоведения. Новосибирск, 2000), Л.Р. Фаттаховой («Традиции духовного пения старообрядцев Кузбасса». Дисс... канд. искусствоведения. Новосибирск, 2000). 62 Полозова И.В. Традиции... С. 101, 103. Данная классификация погласиц принадлежит Т.Ф. Владышевской. 63 Григорьев Е. Пособие по изучению церковнаго пения и чтения. Рига, 2001; также: Владышевская Т.Ф. Ранние формы...; Федоренко Т.Г. К проблеме... . С. 242–254; Полозова И.В. Традиции... С. 100–106; Фаттахова Л.Р. Традиции... С. 61–64. 66 Примеры приводятся из работы архим. Геронтия (Кургановского) «Метод богослужебных возгласов, положенных на ноты, с уставным указанием – в пособие священнослужителям при богослужении»(М., 1897). Нотная запись дается без изменений, в соответствии с традиционным способом записи партии тенора: все примеры следует читать на октаву ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010