Разные типы гармонизаций древних церковных распевов «Е. С.» представлены у авторов: прот. Петра Турчанинова (Собрание духовно-муз. сочинений. СПб.[: Капелла], 1873. Кн. 1: Литургия. 1), Г. Ф. Львовского (Духовно-муз. перелож. с древних роспевов. М., 1888. 67), А. Д. Кастальского (Духовные соч. М., Духовные соч. М., 1909. С. 8; На Божественной Литургии/Ред.: Л. Лобыкин. М., 1992. 7). Композиторы московской школы Нового направления также обращались к гармонизации «Е. С.», напр.: П. Г. Чесноков (Духовно-муз. сочинения и переложения. Соч. 9. М., 1906. 2, 3 и др.), А. В. Никольский (Литургия: Соч. 31. М., 1910. 3; Литургия: Соч. 52. М., 1998. С. 9), А. Т. Гречанинов (Литургия: Соч. 13. М., 1898. 2; Литургия: Соч. 29. М., 1907. 2 и др.). Оригинальные авторские гармонизации «Е. С.», отличающиеся использованием новых муз. приемов, принадлежат С. В. Рахманинову (Литургия: Соч. 31. М., 1911. 3), К. Н. Шведову (Духовно-муз. соч. М., 1911. 10; Литургия. М., 1913. 1), Н. С. Голованову (Духовно-муз. соч.: Соч. 5. М., 1912. 5), диак. Сергию Трубачёву (Полное собр. богослужебных песнопений. В 2 т. М., 2007. Т. 1). Список сочинений «Е. С.» др. авторов см.: Свод напевов. С. 161-166. Встречаются гармонизации знаменного распева на разные гласы, напр. 7-го гласа (Сб. песнопений Божественной Литургии. Рим, 1980. С. 32), 6-го гласа (Современный обиход Соловецкого монастыря. М., 2003) и др. Обиходную гармонизацию, распространенную в совр. певческой практике см.: Обиход церковного пения. М., 1997. С. 165 (имеет указание «2-го гласа» в сб.: Главнейшие песнопения Божественной Литургии/Перелож. С. В. Смоленского. СПб., 1893. С. 3). В греческой певческой традиции наиболее раннее упоминание «Е. С.» с указанием на 2-й глас обнаружено в Хлудовской Псалтири сер. IX в. (ГИМ. 129д. Л. 166 об.; см.: Лозовая И. Е., Фонкич Б. Л. О происхождении Хлудовской псалтири//ДРИ: Искусство рукописной книги: Византия: Древняя Русь. СПб., 2004. С. 7-21). В нотированном виде напев «Е. С.» не фиксировался, вероятно, до XIX в., что может быть связано с его мелодической простотой.

http://pravenc.ru/text/189555.html

Св. Изрядно о пресвятей, пречистей, преблагословенней, славней Владычице нашей Богородице и присно-Деве Мари (т.е. особенно о пресвятой, пречистой, преблагословенной, славной владычице нашей Богородице и всегда Деве Марии. (Служеб. 43 обор.). Народ поет песнь Богородицы: Л. Достойно есть яко во истину блажити тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную, и Матерь Бога нашего, честнейшую херувим, и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова родшую, сущую Богородицу Тя величаем (т.е. По истине, достойно есть, чтобы прославлять Тебя, Богородицу, всегда блаженную и в высшей степени непорочную и мать нашего Бога. – И мы прославляем Тебя, которой принадлежит больше чести, чем херувимам, и несравненно больше славы, чем серафимам, – Тебя, без болезни родившую Сына Божия, истинную Богородицу Тя величаем («Молитвы, Заповеди и Символ веры с объяснением прот. Дм. Соколова», стр. 38). Во время пения песни пресвятой Богородице, иерей продолжает прежнюю молитву: «от имени св. Иоанна Пророка, Предтечи и Крестителя, святых славных и всехвальных апостолов, святаго (дневнаго), котораго память празднуем, и всех святых твоих. За их то молитву посети нас, Боже, и помяни всех скончавшихся с надеждой воскресения для жизни вечной, и покой их там, где пребывает свет лица Твоего. – Еще молим Тебя, Господи, помяни всякое епископство православных, право (т.е. истинно, без заблуждений) проповедающих слово Твоей истины, всякое пресвитерство, во Христе диаконство, весь священнический чин. – Еще приносим Тебе словесную сию службу о вселенской, о святой, соборной и апостольской церкви, о тех которые пребывают в чистом и честном жительстве; о Благочестивейшем, самодержавнейшем, Великом Государе нашем Императоре Александре Александровиче всея России; о супруге Его Благочестивейшей Государыне Императрице Марии Федоровне; о Наследнике его Благоверном Государе и Великом князе Николае Александровиче и о всем Царствующем Доме; о всей Палате и воинстве Их. Даждь Им, Господи, мирное царство, да и мы в тишине Их тихое и безмолвное житие поживем, во всяком благочестии и чистоте». Когда народ кончает пение пресвятой Богородице, священник, продолжая молитву, возглашает:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скончался он в 1908 г., в 51-летнем возрасте. Регентом синодального хора с 1901 г. был Александр Дмитриевич Кастальский (1856-1926), окончивший московскую консерваторию, с 1887 г. преподаватель синодального училища> и помощник регента, " Кастальским издано 44 духовно-музыкальных сочинений, которые при своем появлении обратили на себя внимание всех, интересующихся судьбами русской церковной музыки, — удачным разрешением трудной задачи соединять в одном музыкальном произведении, с одной стороны, характерную мелодию древних церковных напевов, с другой, — требуемую современною техникой художественную обработку их " (А. Преображенский, кандидат богословия, библиотекарь Придворной Певческой Капеллы. " Прав. Бог. Энц " . 1908 г.). " Творчество А.Д. Кастальского, — пишет Александров, — полностью служило созданию национальной музыки в церкви. Его многоголосие народно и полно удивительно тонкого голосоведения. Он наглядно показал глубокую разницу между двумя системами — западноевропейской и российской народной системой многоголосия. В сочинениях А.Д. Кастальского это многоголосие засверкало яркой самобытностью и художественной ценностью, что сразу было отмечено нашей отечественной музыкальной критикой (прот. Лисицын, Н.Д. Кашкин, А. Сабнеев, С.Н. Кругликов, Ю. Сосновский) и музыкальными авторитетами Запада. Ряд композиций Кастальского, как-то: икос " Сам един еси бессмертный " , " Свете тихий " 1, особенно " Ныне отпущаеши " демественного напева, " Милость мира " знаменного и сербского распевов, " Достойно " царя Феодора, " Достойно " сербское, — остались по своему стилю и художественным достоинствам непревзойденными. Рассказывают, что С.В. Рахманинов, работая над " Всенощной " , в 40 случаях обращался за советом к Кастальскому и 28 его замечаний принял во внимание. Синодальное училище и его хор, благодаря упорной и настойчивой работе С.В. Смоленского, В.С. Орлова и А.Д. Кастальского воскресили старинный знаменный распев, свободный от итальянских и других западных влияний, сообщили церковному пению свойственный ему стиль и оценили по достоинству музыкальные сокровища оставленные нам в древнерусских распевах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

Скончался он в 1908 г., в 51-летнем возрасте. Регентом снодального хора с 1901 г. был Александр Дмитриевич Кастальский (1856–1926), окончивший московскую консерваторию, с 1887 г. преподаватель снодального училища, и помощник регента. «Кастальским издано 44 духовно-музыкальных сочинений, которые при своем появлении обратили на себя внимание всех, интересующихся судьбами русской церковной музыки, – удачным разрешением трудной задачи соединять в одном музыкальном произведении с одной стороны характерную мелодию древних церковных напевов, с другой – требуемую современною техникой художественную обработку их». (А. Преображенский, кандидат богословия, библиотекарь Придворной Певческой Капеллы. «Прав. Бог. Энц.» 1908 г.). «Твфрчество А. Д. Кастальского», пишет Александров, «полностью служило созданию национальной музыки в церкви. Его многоголосие народно и полно удивительно тонкого голосоведения. Он наглядно показал глубокую разницу между двумя системами – западно-европейской и российской народной системой многоголосия. В сочинениях А. Д. Кастальского это многоголосие засверкало яркой самобытностью и художественной ценностью, что сразу было отмечено нашей отечественной музыкальной критикой (прот. Лисицын, Н. Д. Кашкин, Сабанеев, С. Н. Кругликов, Ю. Сосновский) и музыкальными авторитетами Запада. Ряд композиций Кастальского, как-то: икос «Сам един еси бессмертный», «Свете тихий» 1, особенно «Ныне от- пущаеши» демественного напева, «Милость мира» знаменного и сербского распевов, «Достойно» царя Феодора, «Достойно» сербское, – остались по своему стилю и художественным достоинствам непревзойденными. Рассказывают, что С. В. Рахманинов, работая над «Всенощной» в 40 случаях обращался за советом к Кастальскому и 28 его замечаний принял во внимание. Снодальное училище и его хор, благодаря упорной и настойчивой работе С. В. Смоленского, В. С. Орлова и А. Д. Кастальского воскресили старинный знаменный распев, свободный от итальянских и других западных влияний, сообщили церковному пению свойственный ему стиль и оценили по достоинству музыкальные сокровища оставленные нам в древне-русских распевах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

соч. на стран. 147–149; в слове прот. А. И. Соколова в Филар. Юб. сб. II, 36–37 и др. 146 Подробнее о сем см. у Сушкова, там же, стр. 149–153: также, стр. 67, 262 и дал., 274 и дал. и др. 151 Разумеется основание М. М. Тучковой Спасобородинской женской общины, впоследствии женского монастыря. 152 Письмо это не имеет годовой даты, но несомненно, что оно писано еще до 1828 года. И замечательно, что после этого письма получившая его действительно прожила 20 с небольшим лет. 153 См. Сушкова, там же, стр. 115–116. Сн. Чтен. в общ. люб. дух. просв. за 1868 г. кн. IV, стр. 85–87 «Материалов для биографии м. Филарета». Срав. другие примеры утешительных писем митроп. Филарета у того же Сушкова, там же, стр. 134–135 (к В. И. Рахманову), 120–121 (к одному протоиерею) и др., также Письма м. Филарета, изд. Импер. Публ. Библиотекой в 1891 году и мн. др. 156 Поводом к повороту мыслей этого и других членов раскольнической лжеиерархии в пользу православия послужили некоторые статьи проф. Н. И. Субботина . Но мудрая, исполненная силы убеждения, речь святителя сделала этот поворот окончательным. 157 Упомянутый свидетель этой беседы (проф. Н. И. Субботин ) говорит, что удостоившийся ее, по выходе от митрополита, не шел, а «действительно бежал , так что трудно было идти с ним вместе». См. Н. И. Субботина : Двадцатипятилетие присоединения к церкви раскольнических епископов и других членов Белокриницкой иерархии. Стр. 11. Москва, 1890. Здесь же, на стр. 7–11 можно читать и подробности этой беседы. Срав. 13, 14 и 15 Братского слова за 1890 год. 160 Стихотворение П. В. Шереметевского на память 5О-летия архиерейского служения м. Филарета. См. Очерк жизнеописания м. Филарета, стр. 15. Москва, 1875. 161 Сообщение о сем предвестии дня кончины святителя Филарета было напечатано в свое время во многих периодических изданиях. См. напр. у Сушкова, в упом. соч., стр. 160–161 приложений. 163 См. брошюру: Памяти Филарета, митроп. Московского, стр. 13. Москва, 1868. Статья без имени автора, но оно принадлежит перу покойного преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Тропари воскресные по непорочнах// Он же. Тропари Всенощное бдение, изложенное по напевам Придворного нотного Обихода. Екатеринодар, 1905; он же. «Се Жених грядет». «Егда славнии». Трипеснец «К Тебе утренюю». «Да молчит всяка плоть»// Он же. Пение на каждый день Страстной седмицы Вел. поста по напевам Придворного нотного Обихода. Екатеринодар, 1914; он же. Тропари «Богородице Дево», «Крестителю Христов», «Молите за ны». То же: Д. С. Бортнянского. «С нами Бог». «Господи сил». «Да исправится». Ектения сугубая// Он же. Пение на каждый день 1-й седмицы Вел. Поста по напевам Придворного нотного Обихода. Екатеринодар, 1914; Лисицын М. А., прот. «Взбранной Воеводе» киев. расп. Op. 17. 3. М., Нафанаил (Бачкало), иером. «Светися, светися»: На пасхальных молебнах вместо «Достойно»// Он же. Песнопения молебнов. М., 1912. Вып. 3. С. 42; Никольский А. В. Литийные стихиры киев. расп. Op. 47. М., [после 1912]; Римский-Корсаков Н. А. «Кресту Твоему» [завершено Е. С. Азеевым], «Тебе поем» 5: B-dur, 6: G-dur// Он же. Собрание духовно-муз. соч. и перелож. 1–23: Соч. 1883–1884 г./Ред.: Е. С. Азеев. СПб., 2, 9, 10; Киреев П. М. Седален «Покой, Спасе наш» и богородичен «От Девы возсиявый»// Он же. Погребение мирян. 34. Пг., [после 1914]; Феофан [(Александров), архим.]. «Слава в вышних Богу»: Великое славословие//Сборник духовно-муз. песнопений/Изд.: П. М. Киреев. Пг., 1914. Вып. 9. 33; Рахманинов С. В. «Свете тихий». «Ныне отпущаеши»// Он же. «Всенощное бдение. Соч. 37. М., 1915. 4, 5; Гречанинов А. Т. « «Ныне отпущаеши»//Нотный сборник православного русского церковного пения. Лондон, 1975. Т. 2. Ч. 1: Всенощная. С. 40; «Блажен муж». «Свете тихий». «Ныне отпущаеши». «Воскресение Христово видевше»//Октоих, сиречь Осмогласник. М., 1991. [Ч. 3]: Прил. C. 8–10, 12–13, 17, 26–28; Ектении: Сб. церк. песнопений/Ред.: Е. Б. Резниченко. М., 1991. С. 5–6, 13, 19, 20, 21, 27–28; «Милость мира»: На литургии Василия Великого 1 (С. В. Смоленского). 2//«Милость мира»: Сб. литург. песнопений/Ред. сост.: Е.

http://pravenc.ru/text/1684569.html

Усвоение многоголосного стиля рус. музыкантами происходило постепенно. Первые образцы постоянного М. в России возникли, вероятно, не ранее сер. 80-х гг. XVII в. в результате адаптации полученных знаний и формирования навыков многоголосной обработки древнерусских распевов, выработки «словаря» гармонизаций. Партесные обработки стали примером синтеза монодии и М., сложившегося в России. Протопопов подчеркивал, что «постоянное многоголосие - типично русская форма в партесном стиле, неизвестная на Украине» ( Протопопов. 1987. С. 11). Партесное М. создавалось для разного количества голосов: 3, 4, 5, 6, 8, 12, 16 и 24, известен один сборник (Литургия и 2 концерта) на 48 голосов, созданный в Ярославле в 1762 г. к приезду имп. Екатерины II; в постоянном М. наиболее распространенный хоровой состав - 4-голосный: дискант , альт , тенор , бас . В дальнейшем разделение на обиходное и концертное М. сохранялось, но в исторической перспективе заметно взаимодействие и взаимовлияние этих типов М. Напр., принципы фугированного изложения «вызревают» в партесном концерте, окончательно формируются в русском хоровом концерте последней трети XVIII в., в творчестве М. С. Березовского и Д. С. Бортнянского , а в 80-х гг. XIX в. широко используются композиторами-классиками Н. А. Римским-Корсаковым , Танеевым и другими в обработках церковных распевов, тем самым была заложена основа для применения фугированных форм в творчестве представителей Нового направления и др. композиторов ХХ в. (А. Д. Кастальского , А. Т. Гречанинова , А. В. Никольского , прот. сщмч. Георгия Извекова и др.). Эволюция церковного М. в целом обусловлена общими тенденциями развития гармонии, полифонии, различных средств музыкального языка, особенностями индивидуального стиля композиторов. Так, внимание рус. композиторов-классиков М. И. Глинки , Римского-Корсакова, П. И. Чайковского к народному (фольклорному) М. предопределило использование принципов модальной гармонии и подголосочной полифонии в их духовных песнопениях и оказало огромное влияние на стиль всех последующих авторов рус. духовной музыки. Развитие идеи «колокольности» в музыке С. В. Рахманинова привело к формированию в его «Всенощном бдении» особой интонационной сферы и детально разработанной хоровой полифонии пластов, к-рые впосл. стали одними из самых ярких стилистических признаков рус. духовной музыки.

http://pravenc.ru/text/2563870.html

Флоренский П. А., свящ. Философия культа/«Богословские труды», Сб. 17. М., 1977. С. 85–248. Новое дополн. изд.: Флоренскии П. А., свящ . Собрание сочинений. Философия культа (Опыт православной антроподицеи)/Сост. игумен Андроник (Трубачев) ; ред. игумен Андроник (Трубачев). М., 2004. – (Филос. наследие). Шмеман А. , протопресв. Евхаристия: Таинство Царства. Париж, 1984 (несколько переизданий). Общедоступные переводы и объяснения литургических текстов Собрание древних литургий восточных и западных. Вып. 1–5/Сост и пер. А. Л. Катанского , И. Мансветова , Е. Ловягина /«Христианское чтение» 1874–1878 и отд. (СПб.) Репринт: М. Вып. 1. 1997; Вып. 2. 1998; Вып. 3. 1998; Вып. 4–5. 1999. Молитвы и песнопения православного молитвослова (для мирян)/Пер. на рус., объясн. и примеч. Нахимов Н. СПб., 1912. Изд. испр. и доп. Киев, 2003. Вениамин (Румовский-Краснопевков), архиеп. Новая Скрижаль, или Объяснение о церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных. М., 1803; 1999 (19-е изд.). Гоголь Н. В. Размышления о Божественной Литургии/Подгот. текста, вступ. ст., коммент. Ю. Барабаша. – М., 1990. Дмитревский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии... С приложением «Книги о храме» Симеона, Митрополита Солунского. Издательский отдел Московского Патриархата, 1993 [репринт с изд. 2-го: СПб., 1897]. Свято-Троице-Серафимо-Дивеев монастырь [репринт с изд.: СПб., 1884 г. Из репринта изъята «Книга о храме» Симеона Солунского ]. Рахманов Ф. И. Изложение Божественной Литургии св. Иоанна Златоуста . М., 1882. Михайловский В., прот. Всенощное воскресное бдение с русским переводом шестопсалмия, стихир, тропарей, богородичное, воскресных ирмосов всех восьми гласов и с необходимыми пояснениями. СПб., 1880. Святоотеческие толкования Литургии Переводы Писания св. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Ч. 1–3. СПб., 1855–1857. Герман Константинопольский , св. Последовательное изложение церковных служб и обрядов и таинственное умозрение об их значении/Писания св. отцев и учителей Церкви... Ч. 1. СПб., 1855. С. 375–426 [интерполированный текст по РС]; Он же , Сказание о Церкви и рассмотрение таинств. М., 1995 [реконстр. греч. текст параллельно с рус. пер.].

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Цит. по: Зверева, С.Г. Благотворительная деятельность Сергея Рахманинова в отношении Русской Православной Церкви//Рахманинов С.В. – национальная память России: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., 26-28 мая 2008/Упр. культуры и арх. дела Тамб. обл.; Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С.В. Рахманинова; сост. С.В. Костюкова; ред. И.Н. Вановская. Тамбов, 2008. С. 31-32. Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров – Совете министров СССР. 1945-1970 гг. М., Росспэн, 2009-2010. Т. 1. С. 37. ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 76. Л. 25-25 об. Постановление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода. Л. Пантелеев. Я верую. (Главы из автобиографической книги) .[Электронный ресурс]: Страница Свято-Филаретовского института, некоммер. сайт. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://archive.sfi.ru/lib.asp?rubr_id=835, свободный. - Загл. с экрана. - Просм.1.06.2012. Александрова-Чукова, Л.К. Митрополит Григорий (Чуков): служение и труды//СПб Епархиальные Ведомости. 2007. Вып. 34. С. 108-109 Комментарии ( 11): Лидия Константиновна Александрова-Чукова 22 июня 2012г. 02:33 Уважаемый  автор, уважаемая   редакция! Как биограф   митрополита  Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова), я с интересом ознакомилась  бы и с обещанным продолжением  данного  исследования,  поэтому   хотелось  бы просить,   чтобы   шрифт  не был  таким  мелким.    прот. Александр Голубов 26 июня 2012г. 02:30 Весьма рад, что появилось это исследование-статья. Для нас, непосредственных преемников и наследников его трудов в Северной Америке, память о нём особенно дорога. Будем ждать и продолжения статьи. Ростислав Юрьевич Просветов, г Тамбов 26 июня 2012г. 12:28 Благодарю за теплые отзывы. Вторая и третья части уже находятся в редакции портала. Это сокращенное изложение основного исследования (без дополнительных подробностей). Все исследование с обширным приложением документов планируется издать отдельной книгой. Буду очень признателен за все замечания и пожелания по мере публикации остальных частей. Также надеюсь на помощь с американской стороны в подборке иллюстративного материала для будущего издания.

http://bogoslov.ru/article/2624722

Потом его за это, конечно, избили, посадили в карцер, но в тот момент его взгляд и его мысли говорили о том, что, когда над тюрьмой звучала классическая музыка, все они были свободны. Что Вы по этому поводу можете сказать? Прот. Андрей Ткачев: Это как раз те моменты, которые врываются в нашу жизнь с такими серьезными намеками. Этот парень ревновал учительницу к Рахманинову, к Блоку. Она же читала там Блока, и он спросил, кто это. Потом, когда он узнал, что он, во-первых, уже умер, а во-вторых, он был поэтом, он перестал уже ревновать. Да, действительно, человек, слушающий Рахманинова, способный отвлечься от всего окружающего и забыть, кто находится рядом, и человек, не слушающий Рахманинова, это действительно довольно разные люди. Вообще человек, который способен забыться и отвлечься от окружающего и погрузиться в музыку, вот такую музыку, типа Второго концерта Рахманинова, мне нравится, честно говоря. Хотя я, опять-таки, могу сказать, что это не исцеляет всего человека, то есть это не знак здоровья и целостности человека. Помните другой фильм, «Чапаев»? Полковник Белой армии играет «Лунную сонату», а солдат, денщик, ногой натирает паркет и просит этого полковника отпустить его к брату Митьке, который за какую-то провинность запорот шомполами, помирает и просит ухи. И полковник его не отпускает. Конечно, это советский пропагандистский фильм про то, какие белые жестокие, как они рафинированно образованы. Он очень хорошо играет Бетховена, но при этом он совершенно бесчеловечен по отношению к ближнему, и этот момент хорошо показан. Во Львове, в котором я родился, во время войны был концлагерь — Яновский концлагерь. Комендант этого лагеря был эстетом. Из евреев, которые до войны играли в оркестре Оперного театра, он составил квартет. Перед этим квартетом поставили задачу написать несколько мелодий для лагеря. Они написали «Танго смерти» для людей, которые шли на расстрел. Четыре еврея во фраках, виолончель, альт, прима, играли «Танго смерти», когда новую партию людей, раздетых догола, вели то ли газом травить, то ли расстреливать. Вот, в принципе, музыка может быть в человеческих руках и такой.

http://pravoslavie.ru/122400.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010