Распространением духовно-муз. лит-ры во Франции в 1-й пол. 30-х и в Германии в кон. 30-х гг. занимался прот. Симеон Солодовников (в 1908-1912 регент ДУ в С.-Петербурге, затем священник ряда с.-петербургских храмов, в 1930 бежал из СССР через фин. границу, служил в храмах РПЦЗ). Прот. Симеон собственноручно переписывал ноты и издавал их путем литографии. В частности, известны его издания песнопений из обихода московского Синодального хора, произведений Рахманинова и др. Российским музыкальным издательством С. А. Кусевицкого в Париже были опубликованы 3 духовных хора И. Ф. Стравинского : «Отче наш» (1932), «Символ веры» (1933), «Богородице Дево» (1934). В 1939 г. в Париже Православным богословским ин-том прп. Сергия Радонежского был опубликован «Сборник церковных песнопений» под ред. Н. Н. Черепнина, в который помимо собственных произведений этого композитора, а также Балакирева были включены произведения «русских парижан» Гречанинова и А. К. Глазунова . Событием, давшим толчок к изданию неск. произведений русской духовной музыки и русских «исторических» композиций, стало празднование в 1938 г. рус. эмиграцией 950-летия Крещения Руси. Владимирскими юбилейными комитетами в Париже и Нью-Йорке были изданы хоры Черепнина, М. М. Фивейского, Букетова и др., посвященные св. равноап. кн. Владимиру. Одним из заметных духовно-муз. центров межвоенной Европы стал Загреб, где в 1934-1940 гг. были изданы 7 нотных «Сборников избранных старославянских церковных песнопений», выходивших в качестве приложений к ежемесячному ж. «Кирилло-Мефодиевский вестник» (Cirilometodski Vjesnik: (Revue mensuelle de musique sacrée et d " art byzantino-slave), 1933-1940). Сборники содержали 106 песнопений рус., укр., серб., болг. и хорват. авторов. Наряду с переизданиями опубликованной до революции нотной лит-ры (А. А. Архангельского, Бортнянского, Балакирева, Гречанинова, Ипполитова-Иванова, Кастальского, Никольского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Турчанинова, Чайковского, П. Г. Чеснокова и др.) публиковались также новые духовно-муз. композиции авторов-эмигрантов (Ю. И. Арбатского, Н. Н. Кедрова, Н. А. Кожина, Б. В. Комаревского и др.). Выходивший на хорват. (с 1938 частично и на франц.) языке журнал был посвящен муз. проблемам и существовал в тесном содружестве с хором святых Кирилла и Мефодия (1931-1945), к-рым руководил рус. эмигрант Б. В. Комаревский (1893-1945). Он же являлся одним из авторов журнала, статьи для к-рого писали Ю. И. Арбатский, А. В. Гринков и др. Хор пел за службами в загребской греко-католич. ц. святых Кирилла и Мефодия, входившей в состав Крыжевацкой епархии, а также вел широкую концертную деятельность. По всей видимости, выпускавшиеся ноты отражали репертуар этого коллектива.

http://pravenc.ru/text/293876.html

Патриарх Тихон”. (Известия ЦИК и ВЦИК, No 147.) Через два дня было принято решение о сформировании Высшего Церковного Управления, на функционирование которого дал согласие Тучков. Официальное сообщение, опубликованное в газетах по этому поводу, гласит: “На заседании тихоновского Синода от 21 мая в Донском монастыре, по предложению Тихона о восстановлении нормальной деятельности Высшего Церковного Управления применительно к положению, установленному Поместным Собором 1917–18 гг., Синод постановил: организовать присутствие Высшего Церковного Управления в составе обоих органов сего Управления как Священного Синода, так и Высшего Церковного Совета. В состав Священного Синода, впредь до созыва очередного Поместного Собора, включить следующих лиц, под председательством его Святейшества, Святейшего Патриарха: митрополита Сергия Нижегородского, митрополита Кирилла Казанского, митрополита Тихона Уральского, митрополита Серафима Тверского, митрополита Петра Крутицкого, архиепископа Нафанаила Харьковского, архиепископа Димитрия Томского, архиепископа Павла Вятского, архиепископа Григория Екатеринбургского, архиепископа Евгения Благовещенского, архиепископа Иосифа Одесского, епископа Серафима Орловского. В состав Высшего Церковного Совета на тот же срок, имея в виду резолюцию его Святейшества на заявлении протопресвитера В. Красницкого, под председательством его Святейшества, ввести нижеследующих членов: митрополита Тихона Уральского, митрополита Серафима Тверского, митрополита Петра Крутицкого, протопресвитера В. Красницкого 54 , протоиерея А.Смирнова , прот. Иоанна Артоболевского, прот. Василия Виноградова , прот. В.Неелова, прот. Василия Архангельского, прот. Д.Боголюбова , прот. Любимова, архимандрита Ан¨мподиста, мирянина А.Рахманова, мирянина В.Белоликова, заместителями – гр. Грачева и Апарни-кова. Постановление это подписано патриархом Тихоном, митрополитом Серафимом и митрополитом Петром”. (Известия ЦИК и ВЦИК, No 147.) Сейчас, через 37 лет, совершенно ясны побудительные причины этого странного, противоестественного братания: “майское соглашение” явилось платой, которую требовал Тучков за “прекращение дела гр. Белави-на” и за разрешение организовать Высшее Церковное Управление. Одновременно было получено разрешение на организацию епархиальных советов по местам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6. Л., 1927. 7/8. С. 667-690; Нотный сборник правосл. церковного пения. Лондон, 1962. Т. 1. С. 305-308 («Многая лета» А. Т. Гречанинова, П. Г. Чеснокова, Н. Н. Кедрова-старшего); Многолетие, петое Петру I в дни празднования Ништадского мира (1721 г.)/Музыка неизв. автора XVIII в.//Хоровая миниатюра/Сост.: П. П. Левандо. Л., 1978. Вып. 3. С. 36-37; Сборник песнопений Божественной литургии для однородного хора. Рим, 1980. 441-447 (многолетствования в конце литургии: «простое», С. В. Рахманинова, А. Т. Гречанинова), 450-453 («Многая лета» Бортнянского, С. В. Смоленского), 520-523 («Тон деспотин» «обычное», А. Ф. Львова), 524-525 («Многая лета» Бортнянского), 530-531 (малый вход, похвала, «Ис полла» Бортнянского); Ледковский Б. М. Неделя Православия: «Анафема» и «Многая лета»// Он же. Духовно-муз. соч. Джорд., 1982. Сб. 3; [Многолетие: Жировицкий напев]//Обиход нотного церк. пения. Челябинск, 1992. 236; «Полихронион»: Визант.//Всенощное бдение/Ред.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 1999. С. 491; На Божественной литургии/Сост. Л. Л. Лобыкин. М., 1992. 41, 42, 43 («Многая лета» П. Г. Чеснокова, прот. П. Турчанинова, И. Васильева); Лисицын М., свящ. Пение при архиерейском служении: Демественное: Патриаршее. М., 1996. С. 5, 12; Из репертуара Троице-Сергиевой лавры: Сб. Коломна, 1998. Вып. 1/Ред. архим. Матфей (Мормыль). С. 5 («Тон деспотин» румынское), 23 («Многая лета» напева Софии Новгородской); Русские канты от Петра Великого до Елизаветы Петровны/Сост., вступ. ст., коммент.: Е. Е. Васильева, В. А. Лапин. СПб., 2002. С. 2-19; Архиерейское богослужение: Избр. песнопения/Ред.: Г. Н. Лапаев. М., 2003 («обиходный», знаменный, греч., серб., румын., московский, киев., болг., груз., владикавказский, тверской, викулинский, антониевский, воронцовский, щучанский, петропавловский, «старинный» распевы; соч. и обработки Д. Сарти, Д. С. Бортнянского, С. И. Давыдова, А. Ф. Львова, А. П. Есаулова, Г. И. Сидельникова, Н. Д. Лебедева, С. В. Панченко, прот. М. Лисицына, Г. Я. Извекова, М. П.

http://pravenc.ru/text/2563872.html

В. Смоленский , А. Д. Кастальский , П. Г. Чесноков и др.) школ, а также самобытные авторы из др. российских городов, напр. свящ. В. Старорусский (Новгород). Обработки традиционных общероссийских и местных распевов М. делали М. Р. Щиглев (греческий распев), прот. М. Лисицын ( болгарский распев ), П. П. Мироносицкий (галицкий напев), П. Г. Григорьев (грузинский распев), Н. С. Кленовский (кахетинский распев). М., известное как «московское» и «колокольное», было написано И. Т. Васильевым, в 20-х гг. XIX в. служившим учителем пения во 2-м учебном карабинерном полку в Москве. Архим. Матфей (Мормыль) выполнил обработку М. напева новгородского Софийского собора. Из монастырских распевов М. в печатные издания попали соловецкий, киево-печерский, жировицкий. Менее распространены авторские произведения на текст М. в конце всенощного бдения и литургии - «Благочестивейшаго, самодержавнейшаго...» (после 1917 г. это песнопение стало начинаться с поминовения не царя, а патриарха: «Великаго Господина...», в рус. зарубежье - митрополита). Такие М. есть среди сочинений Кленовского, Ф. Е. Степанова , Давидовского, К. К. Варгина , Архангельского, Панченко, А. Т. Гречанинова , С. В. Рахманинова , Чеснокова, Н. Н. Кедрова - старшего (см. в ст. Кедровы ). На архиерейском богослужении в РПЦ используются М. на греч. языке: «Ис полла эти, деспота» и завершающееся теми же словами песнопение «Тон деспотин» (Τν δεσπτην κα ρχιερα μν Κριε φλαττε - Владыку и архиерея нашего, Господи, сохрани). Для 2-го песнопения существуют неск. традиц. распевов силлабического типа, в т. ч. обозначенные как греческий и румынский, а также авторские произведения и обработки Бортнянского, А. Ф. Львова , Г. И. Сидельникова, прот. М. Лисицына, И. И. Смирнова , Кастальского, И. А. Гарднера , диак. С. З. Трубачёва , Г. Н. Лапаева. При совершении литургии патриархом по малом входе речитативно (наподобие ектении) исполняется т. н. Великая похвала - М. предстоятелям Православных Поместных Церквей. В конце литургии вместо «Великаго Господина...» принято петь М.

http://pravenc.ru/text/2563872.html

(мастерская Штадлера и Паттинота в С.-Петербурге; РГБ) решена в светлых тонах, заключена в рамку иконного типа. К тому же изводу относится изображение К. П. на печатном листе 1901 г.; оно расположено в верхней части между столбцами обширного текста (с.-петербургская типография В. Д. Смирнова, издание В. Максимова; РГБ). Блж. Ксения Петербургская. Икона. 1988 г. Иконописец И. В. Волочкова (Ризница московского Свято-Данилова мон-ря) Блж. Ксения Петербургская. Икона. 1988 г. Иконописец И. В. Волочкова (Ризница московского Свято-Данилова мон-ря) Подробные иллюстрации к событиям из жизни К. П. помещены в ее 1-м жизнеописании ( Рахманин Е., прот. Раба Божия блж. Ксения. СПб., 1908). На них блаженная предстает пожилой женщиной небольшого роста в платке, мешковатой кофте и изношенной юбке, с посохом в руке. Впосл. некоторые из композиций послужили основой для разработки житийных клейм на иконах святой. Известно, что изображения К. П. тайно распространялись среди верующих и в советское время, когда власти старались пресечь ее почитание. Возможно, среди этих рисунков также был лист, на котором блаженная изображена в рост, с почти иконописной разделкой одежды, но с реалистической трактовкой лика и рук и особенно фона - Смоленского кладбища с церковью в окружении разросшихся деревьев. Первые иконописные образы К. П. были разработаны в кон. 70-х гг. XX в. иконописцами мастерской Свято-Троицкого мон-ря в Джорданвилле (шт. Нью-Йорк, США) в связи с ее канонизацией РПЦЗ. На поясной иконе нач. 80-х гг. XX в. письма прот. Феодора Юревича из г. Эри (шт. Пенсильвания, США; см.: Кутейникова, Большакова. 2003. С. 19) К. П. представлена в военном мундире (костюме умершего мужа) и белом платке с выбившимися из-под него седыми прядями волос. У нее покрытое морщинами суровое лицо (в соответствии с изображениями кон. XIX - нач. XX в.), левая рука лежит на посохе, пальцы правой сложены для крестного знамения возле груди. Известность приобрел также поясной образ блаженной вполоборота вправо со сложенными на груди крестообразно руками.

http://pravenc.ru/text/2462129.html

Н. М. Руднева: От Настоятеля с причтом Кресто-Воздвиженской, в Алексеевском монастыре, церкви, свящ. А.П. Афонского: От причта Николаевской, в Странноприимном доме кн. Куракиных, церкви, свящ. П. И. Голубева: От причта Богоявленской, в Елохове, церкви, Протоиерея И. Я. Березкина: Протоиерей И. Я. Березкин Церковный староста Ив. Калинин С. П. Афанасьев Сретенского сорока, 4-го отделения От собора Священник Ф. А. Басов Введенской, на Лубянке, церкви, протоиерея Н.П. Антушева: Протоиерей Н. П. Антушев Г. А. Попова Вознесенской, близ Сретенки, церкви, свящ. В.П. Вишнякова: Н. Подрезов-Тихонов Николаевской, в Дербентском, церкви, свящ. А.И. Богословского: Священник А.И. Богословский А. Ив. Минютин Николаевской, в Драчах, церкви, свящ. П.И. Доброва: От разных лиц Николаевской, в Звонарях, цер. протоиерея А.Г. Богородицкого: Церковный староста Панкратиевской церкви протоиерея М.Н. Стрельцова: А. А. Ильин И.И. Казаков —31— 153. Предтеченской, на М. Лубянке, церкви, свящ. С.В. Смирнова: Священник С.В. Смирнов П. Рахманов Ив. Алимов В. Меоков Колгушкин Спасо-Преображенской, в Пушкарях, церкви, свящ. Н.А. Любимова: Священник Н.А. Любимов Преображенской, в Спасской, церкви, свящ. Г.А. Орлова: От причта А. Булатов Софийской, на Лубянке, церкви, протоиерея Д.М. Покровского: Церковный Староста Диакон С. Виноградов Псаломщик П.В. Грузинов Троицкой, на Листах, церкви, прот. В.Е. Беликова: Протоиерей В.Е. Беликов Троицкой, в Шереметьевской больнице, церкви, протоиерея И. М. Розанова: Пречистенского сорока, 1-го отделен. Успенской, на Остоженке, церкви, свящ. П.К. Орлова: И.А. Поляков Е.Ф. Чижова П.В. Лыскова —32— 160. Покровской, при Александро-Мариинском институте, церкви, протоиер. В.Г. Ястребова: Протоиерей В.Г. Ястребов Троицкой, в Зубове, церкви, прот. Д.П. Орлова: М.И. Павловская В.А. Васильев С.В. Петерсен С. Аксаков Тихоновской, у Арбатских ворот, церкви, свящ. В.И. Никольского: Священник В.И. Никольский От Церкви Спасо-Божедомской церкви, свящ. А.М. Пятикрестовского: Спасской, при Барыковском богадельном доме, церкви, священ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Попов 1903 – Православные русские акафисты, изданные с благословения Святейшего Синода, история их происхождения и цензуры, особенности содержания и построения. Церковно-литературное исследование Алексея Попова. Казань, 1903. Попов 1926 – Н.Г. Попов, прот. О богослужебном языке Русской Православной церкви. Самара, 1926. Попов 1928 – Н.Г. Попов, проф.-прот. Два опыта по переводу литургии на русский язык в начале текущего столетия. – ВСС 1928, 7 (30), с. 11–13. Поселянин 1910 – Е. Поселянин (Е.Н. Погожев). Русские подвижники XIX века. СПб., 1910. (Репринт: 1996). Пособия I-XVI – Пособия при разработке первой всеобщей переписи населения. Вып. I-XVI. СПб., 1897. Пособия 1899 – Пособия при разработке первой всеобщей переписи населения. Изд.2. СПб., 1899. Поспеловский 1995 – Д.В. Поспеловский. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 1995. Правила ЦПШ 1894 – Правила и программы для церковноприходских школ и школ грамоты. Изд. 2. СПб., 1894. ПРД 1968 – Комиссия при Священном Синоде Русской Православной Церкви по разработке каталога тем Всеправославного Предсобора. Проекты резолютивных документов. 1968 г. (Отпечатано на множительном аппарате. ОВЦС МП, 1986). Программа 1926 – Программа церковных обновлений. Самара, 1926. ПСЗРИ I-LV – Полное собрание законов Российской империи. Т. 1–55, СПб., 1830–1884. Публичная библиотека 1914 – Императорская Публичная Библиотека за 100 лет. 1814–1914. СПб., 1914. ПЦР I-VII – Падение царского режима. Стенографические отчеты допросов и показаний, данных в 1917 г. в Чрезвычайной Следственной Комиссии Временного Правительства. Т. I-VII. М.-Л., 1924–1927. Рачинский 1991 – С.А. Рачинский. Сельская школа. Сборник статей. М., 1991. РДМ 1998 – Русская духовная музыка в документах и материалах. Том 1. Синодальный хор и училище церковного пения. Воспоминания, дневники, письма. Составление, вступительные статьи и комментарии С.Г. Зверевой, А.А. Наумова и М.П. Рахмановой. М., 1998. Рожков 1958 – В. Рожков. (Рец. на) Типикон (Стр. 1134 ++ 20 стр. Приложения). Изд. Московской патриархии. М., 1958.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

—324— стинского общества“ за апрель и июнь 1892 г. в) „Палестинский Сборник“, вып. 31 и 34; г) Шевелева „ Церковь и зрелища“, д) „Письма Иоанна Златоуста к диаконисе Олимпиаде» в пер. Бронзова; е) Реверсов „Очерк западной апологетической литературы II и Ш вв. и ж) Рцы „Листопад“. 10) От Императорской Археологической Комиссии – Материалы по Археологии России 8 и 9-й. 11) От И. Вахрамеева 3-й вып. „Рукописей славянских и русских“, принадлежащих ему, в описании А. Титова . 12) От приват-доцента Московского Университета М. Красножена – его сочинение „Толкователи канонического кодекса Восточной церкви. Аристин, Зонара и Вальсамон“. 13) От преподавателя Ярославской Духовной Семинарии Н. Корсунского – его перевод „Стромат“ Климента Александрийского . 14) От иеромонаха Иоанна (Рахманова) – его брошюра: „ Церковь Благовещения в с. Благовещенском Дмитровского уезда, Московской губернии“. 15) От законоучителя нежинского Историко-филологического Института священника Павла Светлова – его сочинение „Пророческие или вещие сны», 2 экз. 16) От П. П. Никологорской (чрез проф. Гр. Ал. Воскресенского) – 16 названий книг литературного и философского по держания в 17 томах. 17) От доктора Д. С. Трифоновского – его брошюра „Наша общеобразовательная школа“. 18) От иеродиакона Антонина – брошюра: Токмаков „Историко-археологическое описание Вознесенской Давидовской пустыни Серпуховского уезда, Московской губернии“. 19) От прот. А. Свирелина – его сочинение „Православное исповедание христианской веры в Четьих-Минеях св. Димитрия Ростовского “. 20) От преподават. Д. Лаврова – его брошюры: а) Св. Дионисий, архиепископ Суздальский“, б) „О церковно-приходских школах и школах грамотности“ в) „Нижегородский Вознесенский Печерский монастырь“ и г) „Прот. Р. Г. Кудрявцев“. 21) От преподават. Ярославского Духовного училища В. Мирославского – его брошюры: а) Святитель Димитрий митрополит Ростовский, как проповедник“ и б) „Преподобный Сергий“ (стихотворение). 22) От студента 4 к. Академии с. Казанского: „Ubie

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

998 Там же, стр. 309–324. В 1860-х годах он принял живейшее и деятельное участие в делах Братства святителя Николая, имеющего целью также помощь нуждающимся ученикам дух. училищ. 1001 См. живое изображение благотворительности милостивого архипастыря Москвы святителя Филарета, у того же Сушкова, в упом. соч. на стран. 147–149; в слове прот. А. И. Соколова в Филар. Юб. сб. II, 36–37 и др. 1002 Подробнее о сем см. у Сушкова, там же, стр. 149–153: также, стр. 67:262 и дал., 274 и дал. и др. 1007 Разумеется основание М. М. Тучковой Спасобородинской женской общины, впоследствии женского монастыря. 1008 Письмо это не имеет годовой даты, но несомненно, что оно писано еще до 1828 года. И замечательно, что после этого письма получившая его действительно прожила 20 с небольшим лет. 1009 См. Сушкова, там же, стр. 115–116. Сн. Чтен. в общ. люб. дух. просв. за 1868 г. кн. IV, стр. 85–87 «Материалов для биографии м. Филарета». Срав. другие примеры утешительных писем митроп. Филарета у того же Сушкова, там же, стр. 134–135 (к В. И. Рахманову), 120–121 (к одному протоиерею) и др., также Письма м. Филарета, изд. Импер. Публ. Библиотекой в 1891 году и мн. др. 1012 Поводом к повороту мыслей этого и других членов раскольнической лжеиерархии в пользу православия послужили некоторые статьи проф. Н. И. Субботина . Но мудрая, исполненная силы убеждения, речь святителя сделала этот поворот окончательным. 1013 Упомянутый свидетель этой беседы (проф. Н. И. Субботин ) говорит, что удостоившийся ее, по выходе от митрополита, не шел, а «действительно бежал, так что трудно было идти с ним вместе». См. Н. И. Субботина : Двадцатипятилетие присоединения к церкви раскольнических епископов и других членов Белокриницкой иерархии. Стр. 11. Москва, 1890. Здесь же, на стр. 7–11 можно читать и подробности этой беседы. Срав. 13:14 и 15 Братского слова за 1890 год. 1016 Стихотворение П.В. Шереметевского на память 50-летия архиерейского служения м. Филарета. См. Очерк жизнеописания м. Филарета, стр. 15. Москва, 1875.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 70-х гг. XIX в. кагульские старообрядцы написали неск. прошений имп. Александру II Николаевичу о постройке в городе церкви, 11 нояб. 1880 г. они получили разрешение возвести каменный храм. В сооружение и украшение церкви внесли значительный вклад старообрядцы-москвичи - Морозовы , Солдатёнковы , Шибаевы, Рахмановы , Нырковы, петербуржцы, в т. ч. С. Я. Богданов. Е. Я. Горин из Саратова пожертвовал 7 колоколов, старообрядческий Московский архиеп. Саватий - 12 икон. Храм был освящен в честь Покрова Пресв. Богородицы 19 окт. 1892 г. В 1962 г. храм закрыли, в 1966 г. было упразднено старообрядческое кладбище. 16 июля 1989 г. состоялся сход жителей Липованки, принявший решение ходатайствовать о восстановлении храма, к-рый в 1992-1999 гг. был возрожден практически в первозданном виде, освящение состоялось 14 нояб. 1999 г. Со 2-й пол. XIX в. румын., затем рус. правосл. духовенство стремилось препятствовать распространению старообрядчества в Бессарабии. По решению Синода РПЦ от 17 дек. 1898 г. была учреждена должность противораскольнического миссионера для южной части Кишинёвской епархии с местопребыванием в Измаиле. Учреждались единоверческие (см. Единоверие ) храмы и миссионерские школы. Так, стараниями кишинёвского епархиального миссионера прот. Феодосия Воловея в 1897 г. в Кагуле была открыта единоверческая церковь-школа, в 1898 г. построены единоверческая церковь и школа в Измаиле. К 1908 г. были открыты миссионерские школы в Аккермане, в с. Тарутине Аккерманского у., а также в Измаильском у. (совр. Одесская обл.): в селах Корячка (ныне Мирное), Подковка (ныне Василевка), Чичма (ныне Струмок) и Спасское. В 1918-1940 гг. миссионерский комитет Четатя-Албской епархии продолжал противостарообрядческую деятельность в Юж. Бессарабии. В каждом благочинническом округе епархии имелся окружной миссионер. С представителями старообрядческих общин регулярно проводились диспуты. В наст. время на территории К. и К. е. действуют общины старообрядцев белокриницкого согласия. В сент. 2008 г. Кагул посетил глава Русской православной старообрядческой церкви митр. Корнилий (Титов) .

http://pravenc.ru/text/1319764.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010