Когда началась Первая мировая война, храм был закрыт, золоченое покрытие купола снято и переплавлено. Лишь иногда здесь служил военнопленный русский священник, заключенный местного лагеря. После революции к обедневшей знати в Баден-Бадене присоединилось около 500 беженцев из России, и летом 1920 богослужения в церкви возобновились — их до 1979 свершал прот. Михаил Стефирца, «простенький, тихий батюшка», родом из Бессарабии, близко стоявший к митрополиту Западноевропейскому Евлогию (Георгиевскому). С 1926 он окормлял также приходы в Бад-Эмсе и Карлсруэ. Поначалу среди приблизительно сотни прихожан имелись известные люди: С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин, артистка Ольга Чехова и др. Экономический кризис в Германии в конце 1920-х заставил, однако, половину прихода переехать во Францию и Бельгию, и он захирел. Церковь держалась лишь благодаря дотациям Вюртембергского дома. В годы Второй мировой войны службы стали редкими, иконы и сосуды были спрятаны в крипте. После войны приходская жизнь вновь оживилась, ибо в земле Баден-Вюртемберг скопилось почти 20 000 беженцев из СССР, но большая их часть через несколько лет перебралась за океан и в самом городе и его окрестностях остались лишь немногие. С окончанием войны приход из РПЦЗ перешел в Московскую Патриархию, в которой и оставался до смерти прот. Стефирцы в 1979, после чего церковью попеременно пользовались прихожане Патриархии и РПЦЗ. В результате долгой судебной тяжбы здание было в 1988 окончательно передано РПЦЗ. Однако свое столетие 15 августа 1982 храм с его настоятелем архимандритом Авениром отметил еще в московской юрисдикции. В 1988–1990 здание, считающееся памятником архитектуры, было — в основном за казенный счет — полностью отреставрировано, позолота купола восстановлена, в крипте устроен зал для собраний. Сейчас на богослужение, которое по расписанию совершают священник-серб прот. Миодраг Глишич и о. Евгений Скопинцев, верующие (среди них — сербы и немцы) приезжают в основном из соседних городов. Клир окормляет также общины в Мангейме и Саарбрюкене. Настоятелем является архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт). Московская Патриархия имеет в городе свою Преображенскую общину во главе со священниками из немцев.

http://sobory.ru/article/?object=08337

Творчество композиторов Нового направления в рус. духовной музыке кон. XIX - нач. ХХ в. отличается интенсивностью поисков форм Г. распевов с учетом достижений медиевистики, введением ранее невостребованных средств гармонического языка, необычными приемами хоровой «инструментовки». Муз. содержание творений представителей московской Синодальной школы (А. Д. Кастальский , А. Т. Гречанинов , П. Г. Чесноков , А. В. Никольский , С. В. Рахманинов ) выходит за пределы понятия «Г.». Для композиторов было важно избежать механического присоединения аккордов к напевам, вывести сопровождающие голоса из особенностей цитируемой мелодии. Гармония этих композиторов подвергается воздействию мелоса, возрастает роль линеарного голосоведения, тип изложения становится переходным, промежуточным между строго гармоническим и полифоническим, в т. ч. и подголосочным. Огромное внимание уделяли авторы хоровому воплощению Г., вводя необычные приемы хоровой «инструментовки». Эстетические и теоретические вопросы Г. древних распевов рассматривались во мн. работах прот. Михаила Лисицына , Н. И. Компанейского , Н. Букреева, Никольского и др., широко обсуждались в прессе («Хоровое и регентское дело», «РМГ» и др.). Традиции Г. нач. XX в. впосл. продолжили такие деятели рус. церковного пения, как И. А. Гарднер , М. Е. Ковалевский , отец и сын Кедровы , диак. Сергий Трубачёв , прот. Николай Ведерников , прот. Михаил Фортунато , архим. Матфей (Мормыль) и др. См. также статьи Многоголосие , Партесное пение . Лит.: Лисицын. Обзор; Кастальский А. Д. Практическое рук-во к выразительному пению стихир при помощи различных гармонизаций. М., 1909, 20052; Преображенский А. В. Культовая музыка в России. Л., 1924; Филипп (Гарднер), иером. К вопросу о переложениях церк. роспевов для хора. Варшава, 1932 (электр. версия: Гарднер. Богослужебное пение. Т. 2; Гуляницкая Н. С. Рус. «гармоническое пение» (XIX в.). М., 1995; она же. Поэтика муз. композиции: Теорет. аспекты рус. духовной музыки XX в. М., 2002; Плотникова Н. Ю. Многоголосные обработки древних распевов в рус. духовной музыке XIX - нач. ХХ в.: Канд. дис. М., 1996; Мясоедов А. Н. Гармония: Учеб. для регентов. М., 2002.

http://pravenc.ru/text/161698.html

Началом активного развития нотоиздательско-торгового дела в России считаются 50-е годы XIX в., когда стали открываться новые нотопечатни, типографии и т. п. (А. Б. Гутхейля, А. А. Каспари, Н. К. Круга и др.). На волне общественного подъема в период реформ 60-х гг. появились крупные издательские, полиграфические и книготорговые фирмы, увеличилось число этих предприятий и количество печатной продукции в связи с повышением спроса. Во 2-й пол. XIX в. появление массового читателя дало возможность выпускать более дешевые издания увеличенными тиражами. Характерной чертой этого времени становится развитие специализированных издательств, в т. ч. музыкальных. Ноты печатали не только ното- и книгоиздатели, но и авторы, издававшие свои муз. произведения на собственные средства. В 1850-1923 гг. число композиторов, обращавшихся с заказами на выпуск своих церковных сочинений в различные нотопечатни, литографии, типографии, а иногда и в книжные изд-ва, превысило число собственно издательских домов (87 и 70 соответственно), причем сочинения мн. композиторов того времени сохранились только благодаря самоизданию. Крупнейшим издателем духовно-муз. сочинений во 2-й пол. XIX в. стала фирма П. И. Юргенсона (Москва; см. ст. Юргенсоны ), выкупившая неск. др. нотных изд-в. Др. известным предприятием было изд-во А. Б. Гутхейля, основанное в 1859 г. в Москве; его сын К. А. Гутхейль в 1886 г. расширил производство, купив муз. фирму Стелловского. Обычно в случае закрытия изд-ва его нотные доски переходили к новому владельцу. В результате подобных переходов к нач. XX в. доски 30 изд-в были сосредоточены в фирмах Юргенсона и А. Б. Гутхейля. В течение неск. десятков лет изд-во Гутхейля публиковало сочинения Е. С. Азеева , М. А. Балакирева , Бортнянского, А. Т. Гречанинова , А. Ф. Львова , прот. Михаила Виноградова , С. В. Рахманинова (Литургия. Op. 31. 1911) и др. В 1915 г., после разгрома черносотенцами, фирма Гутхейля перешла во владение Российского музыкального изд-ва (основано в 1909 в Берлине С. А. и Н. К. Кусевицкими, впосл. открылись отд-ния в Париже, Лондоне, Нью-Йорке), публиковавшего гл. обр. сочинения молодых рус. композиторов, в частности осуществившего 1-е изд. «Всенощного бдения» (Ор. 37) Рахманинова (1915). Российское музыкальное издательство, пользовавшееся услугами нотопечатни К. Редера (Лейпциг), продолжило издание духовно-муз. сочинений и после 1917 г.; в 1948 г. было продано англ. нотоиздательской фирме «Boosey & Hawkes».

http://pravenc.ru/text/293876.html

Широкому кругу вопросов по истории и теории древнерусского церковно певческого искусства, его преемственности византийской культуре посвящены труды Н. Успенского «Древнерусское певческое искусство», «Образцы Древнерусского певческого искусства», М. Бражникова «Древнерусская теория музыки», «Русская певческая палеография», Г. Вагнера, Т. Владышевской «Искусство Древней Руси», Т. Владышевской «Музыкальная культура Древней Руси», Г. Алексеевой «Древнерусское певческое искусство», «Византийско русская певческая палеография», Г. Пожидаевой «Певческие традиции Древней Руси», Д. Шабалина «Певческие азбуки Древней Руси», «Древнерусская музыкальная энциклопедия». Следует также отметить работы выдающихся ученых медиевистов рубежа XIX–XX вв. прот. И. Вознесенского , прот. В. Металлова , А. Преображенского, прот. Д. Разумовского , С. Смоленского, а также исследователей последней четверти XX – начала XXI вв. Ю. Артамоновой, М. Богомоловой, 3. Гусейновой, Н. Денисова, Н. Заболотной, Н. Захарьиной, Б. Карастоянова, А. Конотопа, А. Кручининой, И. Лозовой, М. Макаровской, Е. Мещериной, Н. Парфентьевой, Н. Парфентьева, Н. Рамазановой, Н. Серегиной, О. Тюриной, Е. Шевчук, Б. Шиндина и многих др. исследователей. Отдельным периодам истории богослужебного пения (ветхозаветного, византийского, древнерусского в связи с господством тех или иных роспевов нотаций) посвящены работы Е. Коляды «Музыкальные инструменты в Ветхом Завете», Е. Герцмана «Византийское музыкознание», Н. Заболотной «Музыкальная культура Древней Руси в певческих рукописях XI–XIV веков», В. Беляева «Раннее русское многоголосие», М. Богомоловой «Знаменная монодия и безлинейное многоголосие на примере Великой Панихиды». Истории русской духовной музыки XVIII–XX веков значительное внимание уделено в трудах Н. Герасимовой – Персидской, Н. Гуляницкой, Е. Гущиной, И. Дабаевой, С. Зверевой, А. Кандинского, Ю. Келдыша, А. Лебедевой -Емелиной, Е. Левашева, Л. Малацай, А. Наумова, Ю. Паисова, А. Полторухина, Н. Плотниковой, Вл. Протопопова, М. Рахмановой, С. Хватовой и др. Особо следует отметить серию книг «Русская духовная музыка в документах и материалах», внесшую значительный вклад в изучение богослужебно певческих традиций и авторской духовной музыки, исследование Н. Гуляницкой «Поэтика музыкальной композиции. Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Смоленский мечтал о радикально новой системе, преображающей всю рус. музыку, т. е. о системе абсолютно нового муз. языка, «выведенного» из закономерностей древних распевов и народной песни. Как показывают совр. исследования, на практике появилась система др. уровня, среди главных параметров к-рой был синтезированный тип звуковысотной организации - ладотональность, объединяющая признаки древней ладовости и совр. гармонической тональности; в связи с этим предлагается новый термин - «модальная тональность». От диатоники одноголосного распева стали зависеть гармоническая вертикаль и ее развитие, при этом «мелодия распева функционирует в многоголосии как его часть, т. е. как подсистема, обладающая своей определенной структурой» (см.: Гуляницкая. 2002. С. 88-89), что позволяет даже говорить о «тотальной диатонике», которую не отменяют возможные «проходящие» хроматические вкрапления. Особое значение в Н. н. приобретают формы и жанры - или непосредственно идущие от форм и жанров церковных песнопений, а также их сочетаний в разных богослужебных последованиях (в результате чего возникают «составные» крупные, циклические формы), или «конструируемые» авторами церковно-певч. циклов заново. Как более частные параметры системы выделяются виртуозное хоровое письмо («хоровая оркестровка», или, по Никольскому, «тембризация») и идущие от храмовой практики особые приемы пространственной организации звучащего пространства. Наиболее крупными авторами Н. н. периода до 1917 г. были: Чайковский (Литургия и Всенощное бдение, сочинения 41 и 52, а также 10 отдельных композиций), Римский-Корсаков (песнопения литургии, 6 обработок песнопений Великого поста и еще 23 хора разных жанров (сочинения и переложения)), Рахманинов (духовный концерт и полные Литургия и Всенощное бдение), Гречанинов (4 Литургии, Всенощное бдение, Страстная седмица, неск. опусов, объединяющих разные хоры, и др.), Кастальский (ок. 100 «номеров» (опусов)), П. Чесноков (4 Литургии, 3 Всенощные и др.) и Никольский (ок. 180 песнопений, в т. ч. 2 Литургии, Всенощная, Венчание, песнопения Страстной седмицы и Пасхи и т. д.), Калинников (более 20 хоров, в т. ч. полная Литургия и сокращенная Всенощная), Ипполитов-Иванов (Литургия, Всенощная и ряд отдельных песнопений), Н. Н. Черепнин (2 Литургии (одна неполная), Вечерня и ряд отдельных песнопений), А. Чесноков (Литургия и еще ряд сочинений и переложений), Компанейский (изд. свыше 40 «номеров», гл. обр. переложений, в т. ч. циклы «Болгарская литургия», «Догматики богородичны» и др.), Панченко (3 Литургии, 2 Всенощные, Панихида, Венчание, ок. 50 отдельных хоров), прот. Д. Аллеманов (ок. 100 духовно-муз. композиций, в т. ч. циклы, сборники гармонизаций гласовых песнопений), прот. М. Лисицын (ок. 50 «номеров» сочинений и переложений, в т. ч. 2 Литургии и Пение при архиерейском служении).

http://pravenc.ru/text/2577821.html

В уставе Об-ва древнерусского искусства было указано, что особое внимание оно уделяет распространению научных и практических сведений о древнерус. иконописи и церковном пении и публикации памятников обоих видов искусства (см.: Рахманова. Об-во древнерус. искусства. 2002. С. 95). Это об-во существовало до 1879 г. (Там же. С. 101) и реализовало неск. важных проектов, в т. ч. редакцию богослужебных нотных книг, для чего была учреждена комиссия под рук. прот. Д. В. , в состав которой входили Н. М. Потулов , П. М. Воротников , В. Н. Кашперов , ректор МДА прот. А. В. Горский , архим. Данилова монастыря Амфилохий (Сергиевский-Казанцев; впосл. епископ), Г. А. Ларош и Н. Д. Кашкин (Там же. С. 99). ОЛДП ставило себе целью собирание, сохранение и публикацию древнерус. рукописей, в т. ч. богослужебных певческих. В частности, в 1884-1885 гг. об-вом были изданы «Круг церковного древнего знаменного пения» на крюковых нотах в 6 частях, а также «Стихиры, положенные на крюковые ноты: Творение Иоанна, деспота Российского» (1886) ( Гарднер. Богослужебное пение. 1998. Т. 2. С. 414-415; РМГ. 1903. 1. Стб. 19-20). В 1880 г. в Москве возникло Общество любителей церковного пения (ОЛЦП), просуществовавшее более 30 лет. Его участниками стали еп. Амвросий (Ключарёв; впосл. архиепископ; 1-й председатель об-ва), прот. Д. Разумовский, П. Д. Самарин , Кашперов, В. Ф. Комаров , Ю. Н. Мельгунов и др. В задачи ОЛЦП входило: изучение церковных песнопений и напевов, старинных певч. рукописей; запись с голосов и публикация церковных напевов и распевов; устройство концертов, организация школ по обучению певч. мастерству. Самарин, один из активнейших членов ОЛЦП, сформулировал его цель так: «...сохранять и очищать от искажений употребляемые ныне по преданию в Православной Церкви напевы и вводить в употребление церковное обиходное и хранящееся в письменности забытое древнее церковное пение» ( Рахманова. Общество любителей. 2002; Самарин. 2002. С. 294). ОЛЦП были осуществлены издания «Круга церковных песнопений обычного напева Московской епархии» в 4 частях (1882-1915) и «Собрания церковных песнопений напева Московского Большого Успенского собора» (1882). ОЛЦП устраивало конкурсы на «лучшее переложение древних напевов Русской Церкви» и вручало денежные премии победителям (РМГ. 1903. 11. Стб. 335).

http://pravenc.ru/text/2578093.html

М. Калашникова , В. П. Титова , Б. Галуппи , Д. С. Бортнянского , М. И. Глинки , прот. Петра Турчанинова , А. Ф. Львова , Ф. А. Багрецова , Г. Ф. Львовского , А. А. Архангельского , П. И. Чайковского , Н. А. Римского-Корсакова , А. Д. Кастальского , А. Т. Гречанинова , прот. Димитрия Аллеманова , В. С. Калинникова , Н. И. Компанейского , С. В. Рахманинова , из собственных сочинений. В концерте капеллы И. на III Всероссийском съезде хоровых деятелей в Москве (1910) была последовательно с пояснениями Д. И. Зарина представлена история церковного пения в России от древнерус. песнопений (Богородичен догматик - унисон, «На реце Вавилонстей» демественного распева - 2-голосное, «На вербиих посреди его» демественного распева - 3-голосное (кон. XVI в.), «Яко тамо вопросиша ны» - 4-голосное (XVII в.), «Небеса убо достойно да веселятся» - 12-голосный концерт Титова) до сочинений нач. XX в. И. также включал в концерты церковную музыку сербов, болгар, греков, грузин, армян, западноевроп. католич. и лютеран. духовную музыку (сочинения Й. Гайдна, И. С. Баха, К. К. Курпиньского) и др. (Этнографический концерт 13 марта 1911 г. в Москве). Деятельный и целеустремленный, И. пользовался авторитетом у современников. В 1909 г. на праздновании 35-летия его регентской деятельности прот. Димитрий Аллеманов от имени Наблюдательного совета Синодального уч-ща зачитал юбиляру поздравительный адрес. О профессиональном мастерстве И. позволяют судить отзывы в периодической печати. Из 200 духовных и светских сочинений И. большая часть осталась не издана. Среди духовных произведений по концертным программам известны «Слава в вышних Богу» с контрастными чередованиями forte и piano, «Отче наш» (для смешанного хора и соло тенора), по мнению рецензентов написанное с учетом вкусов «именитого купечества», двухорный концерт «Господи, Господь наш», «Сказание о смерти Александра Благословенного», найденное И. и переложенное им для хора. Светские сочинения для смешанного хора и фортепиано («В лесу», «На охоте», «Железная дорога», «На Руси» - большое попурри из рус.

http://pravenc.ru/text/200493.html

В 60-х гг. духовные искания Б. нашли отражение в основном в его светских сочинениях. Он утвердил традицию обращения к мелодике знаменного распева для создания народно-эпических образов (симфония 1), проложив пути вокальным произведениям П. И. Чайковского , Римского-Корсакова, симфоническим опусам С. В. Рахманинова . В поисках новой духовности, образа народной веры Б. ввел в 1-ю симфонию, по его словам, «элемент новорусский, религиозный, молоканский». В 1860 г. Б. первым из крупных рус. композиторов совершил фольклорную экспедицию с целью собирания народных песен (по Волге вместе с поэтом Н. Ф. Щербиной), а в 1862, 1863 и 1867 гг. ездил на Кавказ, где знакомился с местным фольклором. В 1862 г. Б. вместе с Г. Я. Ломакиным учредил бесплатную муз. школу, одной из задач к-рой была подготовка певчих для церковных хоров; в 1868-1873 и 1881-1908 гг. он был ее директором. В 1867-1869 гг. Б.- дирижер концертов имп. РМО. В концерте 5 мая 1868 г. под упр. Б. прозвучали духовные хоры прот. П. И. Турчанинова , А. Ф. Львова , Даргомыжского, Д. С. Бортнянского , Н. И. Бахметева (с лат. текстами из-за цензурного запрета на публичное исполнение правосл. богослужебных песнопений в светских концертах). В 1870 г. Б. обратился в Святейший Синод с проектом популяризации церковнопевч. Обихода, изданного в 1772 г. в киевской квадратной нотации, путем транскрипции его из вышедшего из употребления цефаутного ключа в скрипичный. В качестве примера он представил переложение предначинательного псалма («Благослови, душе моя, Господа» - ОР РНБ. Ф. 41. Оп. 1, 993). В 1871 г. он также сделал переложение херувимской песни. Несмотря на благожелательный отзыв прот. Д. Разумовского , в 1872 г. Б. получил отказ в реализации проекта. На рубеже 60-70-х гг. Б. пережил тяжелый духовный кризис, к-рый сумел преодолеть, став глубоко верующим человеком. Особую поддержку нашел в лице свящ. Никольской единоверческой церкви в С.-Петербурге И. Верховского . Сблизился также с Т. И. Филипповым - сенатором, исследователем церковной истории и словесности, собирателем и исполнителем народных песен, эпитропом храма Гроба Господня в Иерусалиме.

http://pravenc.ru/text/77410.html

В книге приведены потрясающие рассказы жителей дореволюционной России, а затем, после революции, представителей русской эмиграции о благодатной и мгновенной помощи блаженной Ксении в разных трудных случаях жизни. Книга повествует также о явленном в советскую эпоху непобедимом народном почитании святой, о вере, не поколебленной в условиях самых жестоких антирелигиозных гонений. Все эти свидетельства позволяют убедиться в том, что смиренная странница в дореволюционные времена победила гордый дух северной столицы, а в советский период не позволила безбожной власти стереть с лица земли Смоленское кладбище, взорвать построенную с ее помощью церковь. Смешными и беспомощными оказались потуги городских чиновников заколотить досками доступ людей к любимой святой: забор был испещрен просьбами, щели между досками утыканы записочками тех, кто без тени сомнения верил в ее всесильный отклик. И она откликалась – помощь от нее приходила и во времена репрессий, и в жестокие дни блокады, и на полях военных сражений. Приходила и в последующие годы, о которых в книге приведены ценные и интересные свидетельства В. Н. Топорова, А. Богатырева, О. Николаевой, М. Захарчук. В книге содержится историческая справка о восстановлении часовни Ксеньюшки и ее освящении 10 августа 1987 г. Близилось 1000-летие Крещения Руси. Именно тогда, как проявление чуда торжества Православия на Русской земле, состоялось прославление Русской Православной Церковью в лике святых блаженной Ксении Петербургской. В новой книге скрупулезно, с привлечением всех документов и свидетельств, был прослежен путь, ведущий к ее канонизации, показаны те усилия, которые упорно и последовательно предпринимались Патриархом Алексием Вторым, клириками храма Смоленской иконы Божией Матери, другими лицами на этом непростом пути. Причем вот что замечательно. Ксения Григорьевна когда-то отказалась от своего имени. А в самой большой книге, ей посвященной, оказались бережно восстановленными, а значит, сохраненными для истории имена тех людей, которые потрудились для увековечения ее памяти. Называние их имен – одно из главных достоинств книги. Это и автор первого очерка о Петербургской юродивой Евг. П. Гребенко, и исследователь истории Смоленского кладбища прот. Стефан (Опатович), и первые собиратели материалов о жизни святой свящ. Дм. Булгаковский и писатель Н. Н. Живов, и автор множества брошюр, очерков, листков о блаженной Ксении прот. Е. Рахманин, и православные писатели Евг. Поселянин (Е. Н. Погожин), Ф. Белорусс (Ф. В. Домбровский), посвятившие ей талантливые очерки, и ряд представителей русской эмиграции, которые свидетельствовали о чудесах по молитвам к блаженной Ксении и способствовали ее прославлению Русской Православной Церковью Зарубежом (1978).

http://ruskline.ru/analitika/2020/04/23/...

К. отстаивал приоритет нравственных основ в педагогике. Разработанные в начале директорства К. правила для студентов историко-филологического ин-та предусматривали, что те, «предназначая себя к высокому званию педагогов, должны прежде воспитать самих себя так, чтобы впоследствии собственным примером иметь доброе влияние на тех, кто будет вверен их педагогическим заботам» (Правила для студентов Имп. историкофилологического ин-та: Утверждены в Мин-ве народного просвещения 28 окт. 1872 г. [СПб., 1872]. С. 1). 30 июня 1857 г. К. обвенчался с Марией Орловой, дочерью проповедника прот. Николая Мефодиевича Орлова, настоятеля Сергиевского всея артиллерии собора (1849-1870). Имел 3 сыновей и 3 дочерей. Старший сын, Алексей, выпускник С.-Петербургского ун-та по историческому отделу историко-филологического ин-та (1884), с 1900 г. занимал должность директора в Ташкентском реальном уч-ще. К. скоропостижно скончался от разрыва сердца на вечернем заседании конференции ин-та. Литургию и отпевание совершил протоиерей университетской Петропавловской ц. В. Г. Рождественский в сослужении протоиерея стрельнинской придворной Петропавловской церкви Н. Н. Кедрова - родственника К., протоиерея церкви главного управления уделов К. И. Ветвеницкого и др. клириков. В числе присутствовавших на похоронах были преемник К. в деле управления ин-том акад. В. В. Латышев, буд. обер-прокуроры Синода С. М. Лукьянов и В. К. Саблер, министр народного просвещения Г. Э. Зенгер и директор департамента В. А. Рахманов, филолог и историк музыки С. К. Булич, кн. Н. В. Шаховской, преподаватели Введенский, Зелинский, Никитин, Соколов, инспектор Н. П. Некрасов и др. К. похоронен на кладбище санкт-петербургского Новодевичьего в честь Воскресения Христова мон-ря , там же погребены его жена ( 8 нояб. 1899) и дочь-отроковица Елена ( 1880). В 60-х гг. XX в. утраченное надгробие К. заменено мраморной плитой с неверно указанными датами рождения и смерти. Могила является памятником истории и культуры федерального значения. Ист.: РГИА. Ф. 53. Оп. 1. Д. 45. Лит.: Альманах современных рус. гос. деятелей. СПб., 1897. С. 942-943; Юбилей К. В. Кедрова//Филол. обозр. М., 1897. Т. 12. Кн. 1. С. 147-152; Зоргенфрей Г. Г. Памяти К. В. Кедрова ( 1 мая 1903)//Филол. зап. Воронеж, 1903. Вып. 4/5. С. 1-5 (отд. отт.: Воронеж, 1903); Биржевые вед. 1903. 220. С. 2; 222. С. 2; Новости и биржевая газ. 1903. 120. С. 2; 122. C. 2; Петербургская газ. 1903, 3 мая. С. 4; 4 мая. C. 10; Петербургский листок. год 119, 3 мая. С. 3; 121, 5 мая. С. 4; 122, 6 мая. С. 5; Колышницына Н. В. Организация учебно-воспитательного процесса в Имп. С.-Петербургском историко-филологическом ин-те//Вестн. архивиста. М., 2011. 3(115). С. 55-70. Свящ. Александр Берташ Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1684093.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010