Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. В. Матвеев. Фотография. Сер. ХХ в. Николай Васильевич (23.01.1909, Вильна - 8.06.1992, Москва), регент, педагог. Род. в семье железнодорожного служащего. Родители М., будучи глубоко верующими, привили ему любовь к богослужению и церковному пению. В 1915 г. семья М. эвакуировалась в г. Новозыбков (Черниговская губ.), в 1918 г. переехала в Сергиевский посад (Московская губ.; с 1919 г. Сергиев, с 1930 Загорск, ныне Сергиев Посад), где в том же году М. начал учиться в муз. школе и петь в хоре Ильинской ц. В 1925-1930 гг. учился на вечернем дирижерско-хоровом отд-нии 1-го муз. техникума. В 15 лет начал руководить школьным хоровым кружком, с 18 лет - церковными хорами в Сергиеве. В 1930-1935 гг. учился в Московском архитектурном ин-те, впосл. работал в проектных орг-циях города. С началом Великой Отечественной войны был привлечен к сооружению оборонительных укреплений вокруг Москвы. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». После войны занимался восстановлением разрушенных зданий. С 1945 г. был регентом в ц. Покрова Пресв. Богородицы в с. Черкизове (ныне пос. Пушкинского р-на Московской обл.). Весной 1948 г., оставив архитектурную деятельность, М. посвятил себя церковному служению в качестве регента во вновь открывшейся ц. Преображения Господня (иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость») на Б. Ордынке по приглашению настоятеля храма прот. Михаила Зёрнова, ранее служившего в Покровской ц. в Черкизове (с 1961 Киприан (Зёрнов) , еп. Подольский, затем еп. Дмитровский, с 1963 архиепископ, с 1964 архиеп. Берлинский и Среднеевропейский). С 1952 г. М. учился на заочном отд-нии дирижерско-хорового фак-та Государственного музыкально-педагогического ин-та им. Гнесиных, к-рый окончил в 1957 г. с отличием по классу хорового дирижирования у проф. К. Б. Птицы. Годы сотрудничества с владыкой Киприаном, который в 1966-1987 гг. был почетным настоятелем храма, оказались наиболее плодотворными для М. Они оба обладали тонким вкусом в выборе репертуара, ценили творчество выдающихся рус. композиторов. Событиями церковной и муз. жизни Москвы становились дни поминовения великих рус. композиторов - П. И. Чайковского , С. В. Рахманинова , а также Д. С. Бортнянского , А. Л. Веделя , А. Ф. Львова , А. В. Никольского , П. Г. Чеснокова , когда хор Скорбященского храма за богослужением исполнял литургические циклы этих авторов. Особенно известными стали исполнения «Всенощного бдения» Рахманинова и «Литургии» Чайковского, собиравшие ценителей церковной музыки со всей Москвы. |
Н. М. Данилин. Фотография. 40-е гг. XX в. у мальчика обнаружили красивый голос и большие муз. способности. Несмотря на упущенный возраст для поступления его приняли в Синодальный хор и во 2-й класс Синодального училища церковного пения . В хоре Д. пел до 1894 г., курс обучения в уч-ще завершил в 1897 г. со званием регента и учителя церковного пения. Муз. и специальные предметы Д. изучал под рук. В. С. Орлова (к-рый оказал на Д. в эти годы наибольшее влияние), А. Д. Кастальского , А. Г. Полуэктова , Н. С. Кленовского , С. Н. Кругликова , А. Н. Корещенко и свящ. Василия Металлова . В дальнейшем учился в Музыкально-драматическом уч-ще Московского филармонического об-ва в классе специального фортепиано проф. С. М. Ремезова (1904-1907), занимался также в специальных теоретических классах проф. Корещенко. По предложению Орлова в 1902-1904 гг. исполнял обязанности помощника регента Синодального хора, в 1907-1910 гг. являлся старшим помощником регента Синодального хора Кастальского. Назначенный в февр. 1910 г. регентом Синодального хора, Д. занимал этот пост до роспуска хора в 1918 г. С приходом Д. хор достиг, как во времена Орлова, положения лучшего профессионального церковного хора Москвы. С именем Д. связаны первые исполнения написанных для церкви Литургии св. Иоанна Златоуста (1910) и Всенощного бдения (1915) С. В. Рахманинова , прозвучавших под его упр. в Москве, С.-Петербурге, Курске и за границей. При Д. репертуар Синодального хора составляли близкие ему по духу и темпераменту сочинения московских композиторов, прежде всего Кастальского. Постоянно исполнялись сочинения Рахманинова, П. Г. Чеснокова , В. С. Калинникова , А. Т. Гречанинова , К. Н. Шведова , меньше - М. М. Ипполитова-Иванова , А. В. Никольского , Н. С. Голованова и отдельные произведения прот. Петра Турчанинова , А. Ф. Львова , Г. Ф. Львовского , П. И. Чайковского . С Д. Синодальный хор трижды выезжал в Европу: в 1911 г. на концерты в Рим, Флоренцию, Вену и Дрезден, в 1912 и 1913 гг. на освящение правосл. храмов в Ниццу и Лейпциг. Пение Синодального хора отличали мастерство, глубина и законченность исполнения, особая красота и мягкость звучания детских голосов, завораживающее звучание низких басов. Последнее выступление хора под упр. Д. состоялось в июне 1917 г. в Москве. 21 нояб. 1917 г. Синодальный хор с регентами Д. и Головановым принял участие в интронизации Патриарха Тихона , проходившей в Успенском соборе Московского Кремля. Последняя служба в Успенском соборе с участием Синодального хора прошла на Пасху 1918 г. |
Новости 30 марта, 2012 Патриарх Кирилл считает, что развитие отношений между Россией и США должны поддерживать народы обеих стран По словам Предстоятеля, народ должен поддерживать политическое, экономическое сотрудничество, борьбу с терроризмом, взаимодействие на международной арене, иначе такая политика критикуется или просто отвергается. 30 марта, 2012 Работы Ленина и других большевиков нужно проверить на экстремизм, - прот. Всеволод Чаплин Трудам основоположников большевизма нужно дать не только юридическую, но и нравственную оценку, поскольку они оправдывают репрессии против невинных людей, считает священник. 30 марта, 2012 Посол США в РФ заверил Патриарха Кирилла, что американские отчеты о религиозной ситуации в России станут более объективными Он заверил Патриарха, что следующий отчет будет отличаться от других, поскольку при его составлении действительно будут использоваться новые источники. 30 марта, 2012 Патриарх Кирилл обсудил с представителями баптистов вопросы сотрудничества в социально значимых сферах В ходе встречи Святейший Патриарх Кирилл отметил, что, несмотря на значительные богословские расхождения, сегодня позиция Русской Православной Церкви и позиция баптистских общин оказываются близкими по целому ряду основополагающих антропологических вопросов. 30 марта, 2012 Синодальный хор впервые исполнит полную версию " Всенощного бдения " Рахманинова В канун дня рождения Сергея Рахманинова впервые прозвучит полная авторская версия " Всенощного бдения " великого композитора. Произведение будет исполнено вечером 31 марта на богослужении в храме " Всех скорбящих Радость " на Большой Ордынке. 30 марта, 2012 Представители общественности подготовили законопроект по проблемам семьи, альтернативный ювенальной юстиции " Мы предлагаем противопоставить Западу наши традиционные духовно-нравственные, семейные ценности. В первую очередь, это неотчуждаемость родительских прав - в России никогда не было института лишения родительских прав, потому что не государство дает родителям детей " , - сказала О.Леткова. |
Гудалово (Чудово). Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Возведена на месте сгоревшей часовни в середине 70х. Оригинально часовня Св. Мц. Параскевы Пятницы в дер. Гудалово была построена еще до революции. После закрытия храма Казанской иконы Божией Матери в Чудово в 60х годах ХХ века, служение совершалось в этой часовне. В это время храм стал именоваться как и закрытый и переведенный сюда приход: Церковь Казанской иконы Божией Матери. В середине 70х здание сгорело и было построено новое, которое вы и видите на фото. В дальнейшем, в 1989 г., храм в центре города вновь был возвращен общине и служение стало совершаться в нем. Священнослужители тех лет: Настоятель прот. Петр Владимиров (вышел заштат в 1981 г.), свящ. Станислав Пилипенок (назначен настоятелем в 1981 г.), диакон Александр Барыбин, (переехал в г. Александров в 1979 г.), диакон Михаил Орлов (рукоположен в священники в 1981г. и служил до 1990 г.), диакон Иоанн Оларь, (перешел на служение в г. Ленинград в 1987г.), диакон Алексий Рахманов (ныне протоиерей, служит в С. Петербурге). Прихожане: Староста Петр Степанович Степанов (впоследствии его заменила Вера Васильевна Алексеева), Пом. Старосты Мария Панова, Казначей Алевтина Николаевна Разумовская, Пономарь Анна Ивановна Ванчикова. Напротив церкви, через дорогу, жила прихожанка и певчая Валентина Игнашова. В 70е годы церквей в округе не было и поэтому на службы приезжали люди издалека: из Любани, Будогощи, Малой Вишеры и других мест. В воскресные дни крестить иногда приходилось по 20-30 человек и более. Вечная память настоятелям, братии и прихожанам святого храма сего! Комментарии и обсуждение Вечную память надо здесь провозглашать прежде всего митрополиту Никодиму (Ротову). Деревянную часовню в Гудалове построили еще при Аракчееве. В нее власти и вышвырнули чудовский приход из каменной привокзальной церкви в 1960-х гг. Но и этого местным коммунистам показалось мало - он нашли сумасшедшую бабку и подучили ее поджигать " очаг мракобесия " . После первого поджога церквушку восстановили, после второго она сгорела дотла. В таких случаях в СССР общину было принято снимать с регистрации. В Новгороде подготовили все документы и радостно сообщили митрополиту Никодиму. Тот, уже пережив 4 инфаркта, поехал в Москву и добился разрешения выстроить храм заново. При этом его размеры строго ограничили площадью сгоревшей часовни, но для православных северо-западных районов новгородской области это была великая победа. Сам митрополит и освятил храм 6 апреля 1975 г., " чтобы быть ему небоподобным " |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГАТЕНКО [Богатéнков] Яков Алексеевич (1875, Казань - 10.10.1941, Саратов), старообрядческий реставратор-иконописец, уставщик и регент, исследователь знаменного пения, публицист. Семья Б. происходила из казанского старообрядчества; его отец, Алексей Порфирьевич (буд. старообрядческий еп. Рязанский и Егорьевский Александр), с благодарностью упоминается в предисловии к изданию С. В. Смоленского «Азбука знаменного пения (Извещения о согласнейших пометах) старца Александра Мезенца» (Каз., 1888) за предоставление для работы «превосходной» знаменной рукописи «иосифовского текста». Б. окончил в 1898 г. Строгановское уч-ще по классу живописи, в 1912 г. Археологический ин-т, под рук. прот. В. Металлова написал работу «Русские духовные стихи, канты и псальмы по устному преданию, рукописным источникам и крюковым книгам» (фрагмент опубл. в Сб. работ Этнографической секции Гос. ин-та музыкальной науки (М., 1926. Вып. 1. С. 91-103), местонахождение полного текста неизвестно). В 1900-1910-х гг. Б. содержал в Москве иконописную и реставрационную мастерскую (на Таганке, в Дурном пер.), к-рая была удостоена большой серебряной медали на 1-й Всероссийской выставке икон в С.-Петербурге в апр. 1904 г. Иконы, написанные в мастерской, находились в старообрядческих храмах по всей России; под рук. Б. были выполнены стенные росписи в московских старообрядческих церквах в Покровско-Успенской общине, в Гавриковом пер., и в Покровской, на Новокузнецкой ул. (росписи частично сохр.). В ГЦММК им. Глинки хранится икона св. Иоанна Дамаскина, держащего в руках свиток с рус. певческими знаменами, написанная Б. в дар Смоленскому от московских старообрядцев; известны также живописные и графические работы Б. В дореволюционный период Б. служил уставщиком в московских старообрядческих храмах, в т. ч. в Покровском соборе на Рогожском кладбище. В 10-х гг. XX в. являлся руководителем хора при старообрядческом Честного и Животворящего Креста Господня братстве и устраивал публичные просветительские концерты со специальными историческими программами в Москве (в т. ч. в аудитории Политехнического музея, в зале Синодального уч-ща) и в провинции. Как правило, эти концерты сопровождались пояснениями Б. Писал статьи по общественным и церковнопевч. проблемам для старообрядческих изданий, чаще всего для журналов «Церковь» и «Старообрядческая мысль», публиковал рассказы из жизни старообрядцев. В 1915 г. написал отзыв на первое исполнение «Всенощной» С. В. Рахманинова. Б. был одним из организаторов Старообрядческого культурно-просветительского об-ва (1915), в программе к-рого говорилось о встрече «новой русской философии и старообрядческой мысли». Преподавал в Старообрядческом ин-те при Рогожской общине (основан в 1911) и был руководителем хора ин-та. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРАБИНОВИЧ Григорий Максимович (1.10.1860, мест. Худяки Черкасского у. Киевской губ.- 1942, Москва), свящ. старообрядческой Белокриницкой иерархии , автор учебников для старообрядческих школ. Род. в семье псаломщика, принадлежавшего к правосл. Церкви. Окончил Киевскую ДС «со степенью студента». 20 мая 1884 г. Чигиринский еп. Виталий (Иосифов) , вик. Киевской епархии, по поручению Платона (Городецкого) , митр. Киевского и Галицкого, рукоположил К. во иерея к собору во имя вмч. Георгия в г. Тараща Киевской губ. (ставленая грамота хранилась «при делах Московской старообрядческой архиепископии»). Духовные поиски привели К. к старообрядчеству . В 1895 г. в Новозыбкове его присоединил к беглопоповцам свящ. Александр из Городни, окормлявший новозыбковскую беглопоповскую общину. К. был первым постоянным священником в этой общине и прослужил 2 года. Затем 10 лет он служил на Дону (в ст-це Константиновской Области Войска Донского освятил ц. Богоявления), потом в Н. Новгороде, видимо в одном из храмов, опекаемых известным деятелем старообрядчества Н. А. Бугровым . Не позднее 1907 г. в Н. Новгороде К. перешел к старообрядцам, приемлющим Белокриницкую иерархию, сотрудничал с выходившим в Н. Новгороде ж. «Старообрядец» (РГБ. Ф. 246. К. 215. Ед. 28. Л. 1-2 об.), в 1907 г. публиковался в старообрядческой газ. «Слово правды». В том же году у К. останавливался только что присоединившийся к старообрядчеству еп. Михаил (Семёнов) ; о его присоединении К. рассказал корреспонденту одной из столичных газет, к-рый предал информацию огласке (епископ хотел объявить об этом событии 8 нояб., поэтому некоторое время факт присоединения держался в тайне). Определением Московского архиеп. Иоанна (Картушина) от 8 янв. 1908 г. К. был «благословлен, согласно приговора харьковской общины от 30.12.1907, приходским священником при храме пророка Илии в Харькове, 26.10. 1908, согласно просьбе варшавских прихожан, архиепископом определен в Варшаву к храму Пресвятой Богоматери Одигитрии, а 1.07.1909 определением архиепископа Иоанна, согласно желания И. К. Рахманова с христианами, благословлен к храму святаго чудотворца Николы в Царском пер. в Москве» (РГАДА. Ф. 1475. Оп. 1. Д. 550. Л. 11). Духовным отцом К. был прот. Иоанн Абрамов, служивший в пос. Глухово Богородского у. при фабрике А. И. Морозова (см. Морозовы ). Из духовных детей К. известны диакон моленной на 3-й Тверской-Ямской ул. Ф. Р. Бояров и видный деятель старообрядчества, представитель купеческого рода, впервые организовавшего в России производство оптических и хирургических инструментов, потомственный почетный гражданин П. Е. Трындин (1852-1909). |
Времена новые, приемы старые Поездка в село Рахманов Шумского района Тернопольской епархии, где раскольниками филаретовского «киевского патриархата» была произведена попытка захвата старинного Свято-Троицкого храма, выпала на среду недели о Страшном суде, за несколько дней до Прощеного воскресенья. Было известно, что в храме четвертый день находится священник, объявивший голодовку. Свято-Троицкий храм в с. Рахманив Тернопольской епархии Сто километров по заснеженной трассе от Тернополя в восточном направлении в сторону старинного Кременца давали возможность рассмотреть живописные западно-украинские села, украшенные, как правило, изящными силуэтами храмов. Увы, большинство из них уже более десяти лет были захвачены либо униатами, либо раскольниками-филаретовцами. Вспомнилось, как в начале 90-х прошлого века, еще до образования независимой Украины, греко-католики пытались захватить кафедральный собор в Ивано-Франковске. Тогда управляющий епархией архиепископ Макарий, ныне митрополит Винницкий и Могилев-Подольский , также вынужден был затвориться в храме, и в знак протеста объявить голодовку, чтобы обратить на факт вопиющего беззакония внимание общественности, в том числе и зарубежной. Прот. Олег Сирко Как известно, этот инцидент положил начало массовым захватам православных храмов и невиданных гонений православных верующих. Только в одной Тернопольской епархии их было захвачено более 600. Любопытно, что ныне здравствующий, но преданный анафеме лжепатриарх Филарет, тогда еще не лишенный сана, пытался представить посягательства греко-католиков, как факт вопиющего нарушения свободы совести и прав верующих. Но сам вскоре, облачившись в куколь лжепатрарха, кроме титула раскольника приобрел почетное звание главного захватчика православных храмов Украины, закадычного друга униатов и раскольников всех мастей. Его первые шаги на этом поприще связаны с захватом Владимирского кафедрального собора в Киеве, зданий бывшей митрополии на Пушкинской, 36, и всех финансовых сбережений Украинской Православной Церкви, которыми она располагала до весны 1992 года. С этого времени лжепатриарх повел коварную иезуитскую игру, умело балансируя между политической конъюнктурой, национальными идеями, наглой ложью и собственными амбициями. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОВ (Кресович Владимир Адрианович; 15.09.1898, с. Мокрец Владимир-Волынского у. Волынской губ.- 4.12.1977, Львов), архиеп. Ивановский и Кинешемский. Из потомственной священнической семьи старинного рода. После обучения в 3-классной мокрецкой церковноприходской школе был определен в Милецкое (Мацеевское) ДУ (в мест. Мацеев Ковельского у. Волынской губ., ныне пос. Луков Турийского р-на Волынской обл.), по окончании к-рого в 1914 г. поступил в Волынскую ДС в Житомире. В 1916 г. из-за недостатка средств прервал обучение. Жил в с. Рахманове Кременецкого у. Волынской губ., где тогда служил его отец. После гражданской войны оказался на территории, отошедшей Польше. В 1919 г. поступил в 4-й класс открытой в Кременце семинарии, к-рую окончил в 1922 г. Во время обучения 30 окт. 1921 г. был рукоположен Кременецким еп. Дионисием (Валединским ; впосл. митрополит) во диакона. 5 марта 1922 г. рукоположен еп. Дионисием во иерея. Проходил богослужебную практику в Никольском соборе Кременца. В том же году назначен настоятелем Троицкой ц. с. Рахманова и уездным миссионером. Вошел в клир автономной Православной Церкви в Польше, неканонично объявившей себя с 1923 г. автокефальной. С 1932 г. настоятель Троицкой ц. с. Тараканова (ныне Дубновский р-н Ровненской обл. Украины). Был возведен в сан протоиерея. В 1935 г. стал настоятелем храма во имя Иоанна Милостивого в с. Любче (ныне Рожищенский р-н Волынской обл.) и благочинным. Иов (Кресович), архиеп. Ивановский и Кинешемский. Портрет. 70-е гг. XX в. Иов (Кресович), архиеп. Ивановский и Кинешемский. Портрет. 70-е гг. XX в. Осенью 1939 г. присоединился к Русской Православной Церкви. Во время нем. оккупации в годы Великой Отечественной войны прот. Владимир Кресович стал одним из немногих священников благочиния, к-рые отказались перейти в неканоническую Украинскую автокефальную православную церковь (УАПЦ). Стал ближайшим помощником Волынского митр. Алексия (Громадского) , который возглавлял находящуюся в каноническом общении с Московским Патриархатом автономную Украинскую Православную Церковь (УПЦ). В янв. 1942 г. овдовел, поступил в братию Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской лавры . 21 июля того же года пострижен митр. Алексием в монашество с именем Иов в честь прп. Иова Почаевского, возведен в сан архимандрита. 24 июля хиротонисан во епископа Луцкого. Хиротонию в Почаевской лавре возглавил митр. Алексий (Громадский). И. стал викарием Волынской епархии с пребыванием в Луцке. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРОДИЧ Вера Владимировна (18.12.1905, Москва - 14.10.1978, г. Пушкино Московской обл.), исследователь и преподаватель церковнослав. языка. Род. в семье служащих. Окончила 3 класса гимназии, среднюю школу, фак-т языкознания Ленинградского гос. ун-та, аспирантуру. В 1936-1940 гг. преподавала рус. язык в Московском механико-машиностроительном ин-те, затем во Всесоюзном ин-те хозяйства НКВ. В 1943-1944 гг. работала старшим научным редактором Изд-ва иностранных и национальных словарей. В 1944-1967 гг. преподавала на филологическом фак-те МГУ. В 1954 г. защитила докт. дис. «Видовые отношения старославянского глагола». В 1957-1967 гг. профессор МГУ по кафедре юж. и зап. славян (с 1967 на пенсии). С 1970 г. работала в МДА, занималась церковнослав. языком с преподавателями МДАиС, преподавала историю церковнослав. языка на 3-м курсе МДА. В 1974 г. утверждена профессором МДА по кафедре церковнослав. языка. С 1975 г. преподавала историю церковнослав. языка в МДА и церковнослав. язык в МДС. В качестве учебных пособий для студентов московских духовных школ Б. подготовила конспект и словарь церковнослав. языка. В процессе преподавания особое внимание студентов обращала на богослужебные тексты. По мнению Б., знание церковнослав. языка является ключом к пониманию правосл. богослужения. Она считала недопустимым и практически невозможным перевод на рус. язык богослужебных текстов, к-рые предлагала исправить по греч. оригиналам с обязательным сохранением всех особенностей церковнослав. языка. Была награждена Патриаршей грамотой (1971) и орденом св. равноап. кн. Владимира 3-й степени (1975). Похоронена на кладбище в дер. Рахманово Московской обл. Арх.: МДА. Личное дело В. В. Бородич. Соч.: Словарь церковнославянского языка. 1975. Ркп. [Б-ка МДА]; Церковнославянский язык: Конспект. Ркп. [Б-ка МДА]. Лит.: Кучерявый В. , прот. В. В. Бородич: [Некролог]//ЖМП. 1979. 10. С. 32. В. В. Бурега Рубрики: Ключевые слова: ГРИЛИХЕС Леонид Ефимович (род. 1961), прот., доцент МДА, библеист, преподаватель семит. языков, переводчик АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич (1937 - 2004), русский филолог, историк христианской культуры, литературовед, поэт |
Соч.: Всенощное бдение муз. С. В. Рахманинова//Голос Православия: Газ. Среднеевроп. Экзархата РПЦ. 1965. 11-12; Богослужебные песнопения в РПЦ//Там же. 1969. 5; Духовные произведения С. В. Рахманинова//Там же. 1970. 8; Очерки по истории рус. церк. пения и биографии рус. церк. композиторов//Там же. 1974. 5, 6, 10, 11; Всенощное бдение (муз. С. В. Рахманинова)//ЖМП. 1978. 7. С. 22-25; Десятилетие регентского класса в МДА/Н. М.//Там же. 1979. 8. С. 20; Певческое искусство на Руси//Музыка в СССР: Сб. ст. М., 1988. 2. С. 64-65; Хоровое пение: Учеб. пособие по хороведению. [Н. Новг.], 1998. Лит.:ЖМП. 1964. 5. C. 15-16; 1971. 1. С. 13; 8. С. 19; 9. С. 24; Σομσκυ Σ. Ματφγιεφ Β. Ν. (sic!)//ΘΗΕ. 1968. Τ. 12. Στ. 757-759; Золотой юбилей регента//Там же. 1978. 7. С. 26-27; Гузняков Б., прот, Свенцицкий А. Б. Н. В. Матвеев: [Некр.]//ЖМП. Офиц. хроника. 1993. 1. С. 63-64; Н. В. Матвеев - хоровой дирижер и регент (1909-1992): [Статья С. А. Шумского 1967 г. (доп. вариант текста: Σομσκυ. 1968) и интервью А. А. Пузакова]//Тр. МРПС, 2002-2003. М., 2005. С. 85-95; Сереженко Е. И. Жизненный и творческий путь Н. В. Матвеева: Дипл. работа/ПСТГУ. М., 2009; Русских М. Церковнорегентская деятельность Н. В. Матвеева: Дипл. работа/МДС. Серг. П., 2010.Дискогр.: Песнопения Русской Православной Церкви: Песнопения всенощной. Песнопения литургии. Рождественские песнопения. Избр. песнопения Троице-Сергиевой лавры. Песнопения Великого поста. Песнопения Великой субботы и Пасхи/Хор п/у Н. В. Матвеева, хор Троице-Сергиевой лавры п/у иером. Матфея (Мормыля): Запись 1968 г. 3 грп. 1968-1969, 19832; То же [Russian Orthodox Church Music]/Ikon Records (England). 1975. 2 vol.; Концерт для гостей и участников Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 г./Сводный хор п/у Н. В. Матвеева; Сер. «Тысячелетие Крещения Руси»: Песнопения Русской Православной Церкви/Хор моск. храма «Всех скорбящих Радосте» п/у Н. Матвеева: «Свет Христов просвещает всех»: Всенощная. Литургия/Запись 1984 г. 2 грп. 1984 [Éditions Studio S. M. (France)], 19872, 19893, 19914; Святая Русь: Великий Пост - Св. Пасха/Запись 1987 г. 2 грп. 1987, 19892, 19912; Торжество русского Православия: Молебные песнопения/Запись 1988 г. 2 грп. 1988. |
| |