В окт. 1788 г. заседавший в Варшаве сейм принял решение о приведении к присяге королю и Речи Посполитой в 2-недельный срок всех должностных лиц (в т. ч. и духовенства), было запрещено за богослужением поминать иностранных царствующих лиц. В это же время В. получил из Святейшего Синода распоряжения об объявлении во всех храмах епархии манифестов о победах России в войнах со Швецией и Турцией, через нек-рое время епископ разослал по епархии отпечатанные в Москве краткие Катехизисы с клятвой на верность императрице. 18 апр. 1789 г. В. был арестован, обвинен в подстрекательстве к мятежам и заключен в Несвижскую крепость. Затем последовали конфискация архива кафедры, обыски в правосл. мон-рях. Сейм подтвердил распоряжение о приведении к присяге духовенства и запрещение поминать за богослужениями российский царствующий дом. Заключению подверглись неск. представителей правосл. духовенства, в т. ч. члены консистории. В. из заключения обратился с посланием к правосл. духовенству и пастве о совершении молебствий за кор. Станислава Августа и сейм, о послушании народа властям, но это не улучшило его положение. В мае 1789 г. В. вместе с др. арестантами был препровожден в Варшаву, заключен в одиночную камеру. Особая комиссия, созданная сеймом и заседавшая до кон. марта 1790 г., признала В. виновным по подозрению в подстрекательстве к бунту. Сразу же после окончания работы комиссии по делу В. была создана еще одна комиссия, к-рая должна была рассмотреть государственно-правовое положение правосл. («схизматической») Церкви в Речи Посполитой. Комиссия сделала вывод о том, что существование правосл. Церкви, имеющей центр за пределами Польши (в России), не соответствует интересам Польского гос-ва, и предложила создать автономную «схизматическую» Церковь для окормления польск. подданных. С этим планом польск. власти ознакомили К-польского Патриарха, его одобрившего. В 1791 г. в Пинске была проведена «генеральная конгрегация» правосл. Церкви Польши, Литвы и Белоруссии, провозгласившая автономию Польской Церкви в юрисдикции К-польского Патриархата, решение конгрегации было утверждено королем. Однако данный проект не был осуществлен из-за последовавших вскоре 2-го и 3-го разделов Речи Посполитой.

http://pravenc.ru/text/158548.html

266 Христиан VII (1749–1808) – король Дании с 1766 г., сын короля Фридриха V и принцессы Луизы, дочери английского короля Георга II. В конце жизни сошел с ума, и регентом стал его сын, будущий король Фридрих VI. 267 Линь Шарль Жозеф де (1735–1814) – происходил из семьи бельгийских принцев. С 1752 г. на австрийской службе. В 1782 г. отправлен с миссией к Екатерине II, находился в ее свите во время путешествия по России. В 1788 г. – в армии Г. А. Потемкина, участвовал в русско-турецкой войне. В 1789 г. командовал австрийским корпусом при взятии Белграда. Оставил многочисленные сочинения. 268 Колонн Шарль Александр (1734–1802) – французский государственный деятель. В 1783–1787 гг. генеральный контролер финансов. В период Великой французской революции один из руководителей контрреволюционной эмиграции. Вернулся во Францию в 1802 г. Неккер Жак (1732–1804) – французский государственный деятель, в 1777–1781 и 1788–1790 гг. министр финансов. Сыграл большую роль в подготовке Генеральных штатов 1789 г. 269 Мария Терезия (1717–1780) – после смерти отца – императора Карла VI – на основе т. н. «Прагматической санкции» (1713 г.) вступила в наследование земель Габсбургов. Ее соправителями были – до 1765 г. муж – император Франц I (Франц Стефан Лотарингский), затем сын Иосиф II. Георг III (1738–1820) – английский король с 1760 г. 270 Грибовский Адриан Моисеевич (1766–1833) – учился в Московском университете. С 1795 г. статс-секретарь Екатерины II «у принятия прошений». После смерти Екатерины II выслан, а в 1798–1801 гг. находился в заключении. Его бумаги изданы в 1847 г. под названием «Записки о Екатерине Великой А. М. Грибовского». 271 Нарышкин Лев Александрович – обер-шталмейстер. Строганов Александр Сергеевич (1733–1811) – граф, дипломат и в общественный деятель. С 1761 г. посол в Вене. С 1800 г. президент Академии художеств и директор Публичной библиотеки. Коллекционер. 272 Порошин Семен Андреевич (1741–1769) – в 1758 г. окончил Сухопутный шляхетский корпус. Воспитатель цесаревича Павла Петровича. В 1764–1765 гг. вел дневник (издан в «Русской старине» в 1881 г.) – ценный источник по истории императорского двора и дворцовых группировок.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

(Впрочем, во втором издании «Исторического каталога» Маты (1884) ошибка эта исправлена, но исправление заключается лишь в том, что рассказ о событии выпущен при описании правления Каллиника.) 502 Μελετου. Т. III. Σ. 430; Мата//Христ. Чтение. 1862. Т. I. С. 634 (рус. пер. не точен; см. греч. подлинник – Σ. 295). 503 Γεδεν. Σ. 32–34. Ср.: Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. Ι. С. 235–236. Все же греческие епископы начинают носить митры не только в своих епархиях, но даже и в сослужении патриарху в самом конце XVIII в. См.: Μακραοζ. (Bibliotheca Graeca. Vol. III). Σ. 309. 504 Μελετου. Τ. III. Σ. 429–430; Мата («Христ. Чтение». 1862. Т. I. С. 633) почему-то приписывает вышеуказанное деяние не Рафаилу, а Тимофею I. 510 Δοσιθου. Σ. 1170; Μελετου. Τ. III. Σ. 448; Мата " Христ. Чтение. 1862. Т. I. С. 640–641 (греч. подлинник – Σ. 126–127). 519 По другому известию ( Βενδτς. Σ. 88) Авксентии и двое главных его приверженцев были повешены. 521 Ελληνικς φυλολογικς σλλολος (в статье Параники «По вопросу о перекрещивании, возникшем в XVIII веке»). Κωνσταντινοπολις, 1877. Т. 10. Σ. 33, 35. 527 Μελετου. Т. III. Σ. 485–486; Мата " Христ. Чтение. Т. I. С. 781 (греч. подлинник – Σ. 140–141). 531 Вот хронологический перечень этих патриархов. Софроний II (1774–1780); Гавриил IV (1780–1785); Прокопий (1785–1789); Неофит VII (1789–1794); Герасим III (1794–1797); Григорий V (1797–1798); Неофит VII, вторично (1798–1801); Каллиник V (1801–1806); Григорий V, вторично (1806–1808); Каллиник V, вторично (1808–1809); Иеремия IV (1809–1813); Кирилл VI (1813–1818); Григорий V, в третий раз (1818–1821); Евгений II (1821–1822); Анфим III (1822–1824); Хрисанф (1824–1826); Агафангел (1826–1830); Константий I (1830–1834); Константин II (1834–1835); Григорий VI (1834–1840); Анфим IV (1840–1841); Анфим V (1841–1842); Герман IV (1842–1845); Мелетий III (1845); Анфим VI (1845–1848); Анфим V, вторично (1848–1852); Герман IV, вторично (1852–1853); Анфим VI, вторично (1853–1855); Кирилл VII (1855–1860); Иоаким II (1860–1863); Софроний III (1863–1866); Григорий VI, вторично (1867–1871); Анфим VI, в третий раз (1871–1873); Иоаким II, вторично (1873–1878); Иоаким III (1878–1884); Иоаким IV (1884–1886); Дионисий V (1887–1891); Неофит VIII (1891–1894); Анфим VII (1895–1897); Константин V (1897–1901).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

бывший епископ ПереславльЗалесский, начальник Китайской духовной миссии с 15.01.1727 27.11.1731 Иннокентий (Неронович), епископ рукоположен с 25.11.1732 26.07.1746 Софроний (Кристалевский), епископ, свт. рукоположен с 18.04.1753 30.03.1771 Михаил (Миткевич), епископ рукоположен с 02.08.1772 01.08.1789 Вениамин (Багрянский), епископ рукоположен с 09.12.1789 08.06.1814 Михаил (Бурдуков), епископ рукоположен с 18.10.1814 по 31.05.1815 переименован епископ Иркутский, Нерчинский и Якутский Иркутская, Нерчинская и Якутская С 31 мая 1816 года Имена Сведения Михаил (Бурдуков), епископ бывший епископ Иркутский и Нерчинский 31.05.1816 года архиепископ с 22.08.1826 05.06.1830 Ириней, (Нестерович) архиепископ бывший епископ Пензенский и Саранский с 26.07.1830 по 28.06.1831 на покое; 18.05.1864 Мелетий (Леонтович), архиепископ, свт. бывший епископ Харьковский Пермский и Екатеринбургский с 18.07.1831 по 22.06.1835 архиепископ Слободско-Украинский Иннокентий (Александров), епископ бывший епископ Слободской Украинский и Харьковский с 22.07.1835 по 23.04.1838 епископ Екатеринославский и Таганрогский бывший епископ Вятский и Слободской с 23.04.1838 архиепископ с 13.04.1840 по 24.12.1853 архиепископ Ярославский и Ростовский Афанасий (Соколов), архиепископ бывший епископ Томский и Енисейский с 24.12.1853 по 03.11.1856 архиепископ Казанский и Свияжский бывший епископ Самарский и Ставропольский с 03.11.1856 архиепископ с 23.03.1858 по 16.11.1859 переименован архиепископ Иркутский и Нерчинский Иркутская и Нерчинская С16 ноября 1859 года Имена Сведения бывший архиепископ Иркутский, Нерчинский и Якутский с 16.11.1859 по 29.08.1860 архиепископ Могилёвский и Мстиславский Парфений (Попов), епископ бывший епископ Томский и Енисейский с 13.09.1860 архиепископ с 31.03.1863 21.01.1873 бывший епископ Камчатский, Курильский и Алеутский с 31.03. 1873 архиепископ с 16.04.1878 02.02.1892 Тихон (Троицкий-Донебин), архиепископ бывший еп, Енисейский и Красноярский с 28.03.1892 по 12.03.1894 переименован архиепископ Иркутский и Верхо-Ленский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

в честь Казанской иконы Божией Матери, верхний престол к-рой был освящен во имя блгв. царевича Димитрия Московского. После того как в 1789 г. Казанскую ц. разобрали «за ветхостью», бывш. Златоустовский храм был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери. В сер. XIX в. обветшавший и грозивший падением храм перестраивался, в 1850 г. в нем были поставлены 3 новых иконостаса. Другие постройки Храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Фотография. 2002 г. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Фотография. 2002 г. Расходная книга 1629 г. упоминает в мон-ре помимо иноческих келий «царицыны хоромы». По описи 1665 г., в обители значатся 45 келий «соборных и рядовых стариц», в 1697 г.- келья игумении, кельи у Святых и у задних ворот («воротные»), 48 «старых и новых» келий, к-рые «строили от себя сами старицы на свои деньги». В 1763 г. в обители стояли игуменские и 42 сестринские кельи. В кремле Владимира, «подле валу», за мон-рем числился «осадный двор», на к-ром находился колодец с тесовым шатром, устроенный «по обещанию» Патриархом Иосифом. После пожара 1855 г. были выстроены новые деревянные флигели-кельи. В 1665 г. ограда мон-ря была деревянной, с кирпичной юж. стеной. В 1789 г. из кирпича разобранной Казанской ц. сложили вост. стену, в 1799-1809 гг. др. стены также были заменены на кирпичные, к 1894 г. ограда имела 7 башен. 1917-1992 гг. В февр. 1919 г. в связи с передачей части зданий В. К. м. под детский приют гос. комиссия произвела вскрытие мощей мч. Авраамия Болгарского, в июне 1923 г. рака с мощами была передана в губ. музей г. Владимира. С осени 1918 г. во В. К. м. проводились неоднократные обыски и изъятия имущества. В ходе кампании по изъятию церковных ценностей из обители была конфискована церковная утварь весом более 8 пудов 15 фунтов. Ковчег с частицей мощей мч. Авраамия Болгарского в Успенском соборе мон-ря. Фотография. 2004 г. Ковчег с частицей мощей мч. Авраамия Болгарского в Успенском соборе мон-ря. Фотография. 2004 г. В 1923 г. В. К. м. был закрыт, сестры выселены, игум.

http://pravenc.ru/text/154985.html

Аношкино. Церковь Вознесения Господня. Церковь. Действует.   Престолы: Вознесения Господня Год постройки:Между 1789 и 1844. 1874 - надстроена колокольня. Адрес: Воронежская обл., Лискинский район, село Аношкино Координаты: 51.203761, 39.264838 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В Вознесенской церкви села Аношкина находится древний образ св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, по преданию, подаренный в 1796 г. Петром I одному из первых поселенцев села Аношкина солдату Аношке (Онуфрию). Длина этой иконы 1 четв. 3 верш., ширина 1 четв. 1 верш.; она написана на дереве по темному фону. Внизу на иконе надпись: «св. Евангелист Иоанн Богослов. Написано 1237 г.». На обороте этой иконы, по преданию, была надпись, сделанная рукою самого Петра I. В этой надписи сказано, что жителям села Аношкина предоставляется во владение несколько тысяч десятин земли. Во время постройки новой каменной церкви в селе Аношкине икона св. Иоанна Богослова взята была в старохворостовскую церковь, где кем-то была соскоблена надпись на иконе и в таком виде уже возвращена потом в Аношкинскую церковь. День св. апостола Иоанна Богослова в Аношкине празднуется наравне с храмовым праздником, празднество это устроено ради иконы св. Иоанна Богослова, подаренной Петром I. «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 1, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г. Вознесенская церковь в селе Аношкине каменная была построена в 1789 г. и находится несколько выше старой. По народному преданию первая деревянная церковь в Аношкине была построена после 1696 г. и посвящена в честь Воскресения Господня. На месте этой церкви устроена каменная кампличка (часовня), обнесенная решеткой. В 1844 г. в церкви были сделаны пристройки с обоих сторон. В 1874 г. колокольня была увеличена надстройкой на ней второго этажа. Церковной земли 33 дес. пахотной. Причт получает % с 300 руб., церковь - % с 300 руб. 18 августа празднуют память св. муч. Фрола и Лавра. В этот день приводят лошадей к церкви, служится молебен св. Флору и Лавру и лошади окропляются святою водою. 24 июля совершается после литургии крестный ход на холерное кладбище, где служится панихида по умершим от холеры в 1848 г. Этот день празднуется потому, что холера, свирепствующая в 1848 г. в Аношкине, прекратилась 24 июля. В селе имеется училище, помещено в прежней церковной сторожке.

http://sobory.ru/article/?object=09662

276 Описи Троице-Сергиева монастыря 1756 г. – ЗИХМЗ. рук.. Л» 47, л. 570; 1789 г., 50. л. 934; 1842 г.. 40, лл. 171 об.. 172; 1859 г., 2. л. 373; 1908 г., 870. лл. 343–347 об. 277 По данным описи 1756 г.. всех колоколов числилось 27, из них больших – 5, средних и мелких – 14. при церкви Соловецких чудотворцев – 4, при соборных церквях малых ясачных – 4. По данным описи 1789 г. – 38 колоколов, из них 5 больших. 23 – средних и мелких, 4 – колокола при церкви Соловецких чудотворцев и 6 ясачных при соборных церквях. 289 По данным описи 1842 г. (лл. 171 об., 172) в монастыре числилось: на колокольне – 5 больших и 30 средних, мелких и зазвонных; при церкви Зосимы и Савватия Соловецких – 5, при Троицком соборе – 2, при Успенском – 3 или 4, при Трапезной церкви – 4 или 5, при Духовской – 4 или 5. По данным описи 1859 г. (л. 373). – 63 колокола; из них на колокольне 6 больших, 50 средних и малых и 11 колоколов (ясачных) при других церквях. 290 Подобные материалы могут представлять интерес для изучения колокольного звона. Нам кажется уместно привести сохранившиеся прозвища колоколов: «Годунов» или «Цареборисов», «Лебедь», «Корноухий», «Переспор». «Голодай», «Вожак», «Скоморох», «Беспутный», а также групповые – «четыре брата», «три рожка», «зазвончики» и «кимвалы». См.: Шик М. Колокольня и колокола. – Комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. Отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины. 1919, с. 150. 292 Все сохранившиеся колокола на колокольне были переданы ч патриархии по приказу Комитета по делам искусств при Совете Министров РСФСР, 1174, от 2 октября 1948 г.; по документам их числилось 12, однако в настоящее время на колокольне находится 16 колоколов (три подвешены рядом с часовым, одни висит над часами); в документах передачи они не отмечены. 293 Это два медных колокола-ясака без орнамента и надписей, н, изготовленные в XIX в., три медных колокольчика, представляющие собой модели московского «Царя-колокола» (ЗНХМЗ, инв. 5438, 2023. 1762:1761).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

Сгорела ли эта церковь или обветшала, только через 9 лет после сего, 20 мая 1630 г. патриаршею грамотою, присланною на имя архимандрита Нижегородского Печерского монастыря Рафаила, велено строить в Нижнем Новгороде новую деревянную церковь св. Николая чудотв. на посаде, близ гостиного двора, подле старого престола; а то место, где был старый престол, велено обрубить, засыпать землей, покрыть и крест поставить. Но и эта церковь существовала недолго. В 1656 г. Никольская церковь выстроена каменная близ гостиного двора. Строителями ее были, по сказанию летописца, гость Семен Задорин и дьяк Климент Патокин, вероятно, соликамские солепромышленники, привозившие соль в Нижний Новгород для продажи. Надо полагать, что и сия церковь сгорела если не в 1665, то в 1683 г. 26 августа, когда сгорел нижний посад с четырьмя церквами. В последний раз Никольская церковь сгорела 10 сентября 1778 г., но в следующем же году она явилась в том виде, в каком была за год тому назад. Возобновителем ее был нижегородский купец Яков Андреевич Стешев; 23 октября 1789 г. она была освящена преосв. Дамаскиным Рудневым. В настоящее время Никольская церковь перестраивается по новому плану. До перестройки же в Никольской церкви было три престола: в главном приделе холодном – во имя Боголюбской Божией Матери, в трапезной теплой церкви по правую сторону – во имя св. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, а по левую сторону – во имя св. Николая чудотв. По первоначальному построению церкви и по древнему ее названию Николаевскою престол в настоящей церкви долженствовал быть во имя св. Николая, но из актов церковных видно, что до последнего освящения настоящей церкви в 1789 г., главный престол был во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Когда произошло это изменение, неизвестно. Также неизвестно и время, когда устроен придел св. Иоанна Милостивого, хотя и упоминается о нем с 1778 г. Придел во имя св. Николая чудотв. устроен в настоящем виде в 1803 г., а возобновлен и освящен в последний раз в 1824 г.

http://sobory.ru/article/?object=33162

2) На место игумена Мануила определен строителем Тихоновой пустыни, по указу 22 марта 1784 года, из бывшей Севской епархии Богородицкой Площанской пустыни иеромонах Иринарх; скончался в Тихоновой пустыни в начале 1785 года. 3) Иеромонах Иеремия, родом из купцов, пострижен в монашество Севской епархии в упраздненной Баршевской пустыни; уволен из Симонова Ставропигиального монастыря 60 и определен в строители Тихоновой пустыни по указу преосвященного Амвросия крутицкого и можайского 22 января 1785 года; а в 1789 году, по указу из Московской Духовной консистории, от 27 августа того же года, истребован высокопреосвященным митрополитом Платоном обратно в Москву; с августа же по декабрь 1789 года временно управлял обителью иеромонах оной о. Андрей. 4) Иеромонах Иосаф, из духовного звания, пострижен в монашество, Тверской губернии, в Калязинском монастыре; управлял Тихоновою пустынью с 1788 – 1803 год; а в сем году уволен от должности, по прошению, за старостью лет и слабостью здоровья, с оставлением в числе братства оной пустыни. Остаток дней своих провел в богомыслии и молитвенном покое; здесь скончался и погребен, оставив по себе в обители память мужа благочестивой жизни; при перестройке трапезы соборного храма найден дубовый гроб его (с надписью) ни мало не поврежденным. 5) Иеромонах Мефодий 61 , уроженец г. Калуги, из посадских людей, постриженец Оптиной пустыни, в которую определен указом Московской Духовной консистории 22 сентября 1798 года; в 1800 году пострижен в монашество; в иеромонаха посвящен преосвященным Феофилактом, а 1802 года Февраля 20 дня определен строителем Малоярославецкого Черноострожского монастыря; оттуда в этом же году уволен обратно в Оптину пустынь, а потом назначен строителем в Тихонову пустынь, которою управлял с 1803 по 1812 год; отсюда, по указу преосвященного Евлампия, от 3-го января 1812года, перемещен строителем же в Мещовский Георгиевский монастырь; отказавшись от должности строителя, переместился в Рязанскую епархию, Ольгов монастырь где был в 1812–1814 г. (см. Истор. статистич. опис. церквей и монастырей Рязанской Епархии. т. 1. Состав, свящ. И. В. Добролюбов Зарайски, 1884 г., ст. 8-ю, стр. 67.) оттуда в московский Симонов монастырь, а жизнь окончил около 1826 года в братстве Малоярославецкого Черноострожского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

6, т. 1, стр. 418). Село это некогда было владением князей Острожских, потом Конецпольских, от коих перешло к кн. Яблоновским, а от них приобретено графами Тышкевичами; ныне им владеет княгиня Людгарда из Тышкевичей Яблоновская. При церкви села Плужного священнослужителями состояли: 1) «парох» Леон Зипоецч (с января 1769 г. по 12 ноябри 1789 г.); 2) «парох» Иоанн Лелявский (с 14 ноября 1789 г. по январь 1795 г.); 3) свящ. Михаил Теодорович (упомин. в 1795 г.); 4) свящ. Михаил Максимович (упомин. в 1796 г.); 5) свящ. Иоанн Василевич Башуцкий (с 1796 г. по 1819 г., умер на этом приходе в январе 1820 г.). С января 1820 г. по март 1843 г. Плужанский приход числился за 6) кафедральным протоиереем Киприаном Суковским и во всё это время состоял под наблюдением соседних приходских и заштатных священников, из коих известны 7) заштатный свящ. с. Бельчина Остр. уезда Пантелеймон Леонтиев. Федорович (с января 1820 г. по октябрь 1822 г., с октября 1823 г. по 20 марта 1824 г., с 20 июня 1829 г. по 8 июня 1830 г.); 8) бывший приход. свящ. села Подзамча Кремонец. уезда (с октября 1822 г. по октябрь 1823 г.) Фома Иванов. Кресинский; 9) бывший приход. свящ. села Дуняева Кременец. уезда Иоанн Игнатиевич Белоцерковский (с марта 1824 г. по 29 июня 1829 г.); 10) свящ. Димитрий Топачевский (с 8 июня 1830 г. по 8 декабря того же года); 11) заштный свящ. села Бочаницы Остр. уезда Георгий Васильевич Хойнацкий (с 8 декабря 1830 г. по 3 сентября 1835 г.); 12) бывший приход. свящ. с. Остриена. Дубен. уезда Стефан Григорьевич Шиминский (с 3 сентября 1835 г. по 1 января 1841 г.); 13) свящ. Александр Александрович Тхоржевский (с января 1841 г. по март 1843 г.). С марта 1843 г. настоятелями этой церкви были: 14) свящ. Василий Григорьевич Михневич (с марта 1843 г. по сентябрь 1859 г., умер в с. Мухареве Новоград-Волын. уезда); 15) свящ. Николай Константинович Шумовский (с сентября 1859 г. по октябрь 1868 г., ныне священствует в селе Иршишках Староконст. уезда); 16) свящ. Иоанн Иван. Коровицкий (с ноября 1868 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010