В 1789-м году были выстроены «ограды»: «от Консистории с палаткой к Лазаревской церкви», или «от Лазаревской церкви по дороге», – и по Черной речке от Лазаревской церкви к Александровскому мосту – на монастырский счет, из свечной суммы. На ограду по Черной речке была внесена Турчаниновыми 1.000 рублей 3577 . Историк Лавры, архимандрит Амвросий пишет: «все лаврские здания вне Лавры, на левом берегу Черной речки, обведены каменной оградой, в которой на Северной стороне расположены жилые комнаты для служеб, погреба и богадельня» 3578 . Деревянная Благовещенская церковь в августе 1787-го года снова была разобрана и «на ее месте выстроена в том же году каменная трапеза к нынешней Лазаревской церкви» на средства действительного статского советника Леонтия Васильевича Елагина 3579 , а прежний Лазаревский храм, имевший пространство 4 1 / 3 х4 7 / 5 сажень, весь обращен в алтарь. В 1788-м году обер-камергер, сенатор, граф Николай Петрович Шереметев пристроил к Лазаревской церкви каменную палатку 3580 . В 1789-м году на данные графом Шереметевым 1.600 рублей выстроена трапеза Лазаревской церкви 3581 . В 1789-м году было решено Семинарию поместить в «Феодоровском флигеле», а «Александро-Невский флигель» устроить так, чтобы в нем могли поместиться все монашоствующие 3582 . В лето 1791-го года в Благовещенской каменной церкви деревянный пол заменен каменным из Путиловской плиты и переделано крыльцо 3583 . В 1788-м году с 21-го февраля переделаны старые каменные корпуса Восточной линии, 20-го июня 1786-го года начисто кончено 3584 . Работы шли, не ослабевая, быстрым темпом. Архиепископ Гавриил требовал подробного и постоянного отчета в расходовании сумм на строение и, в свою очередь, докладывал о ходе дела Государыне. В своих распорядительных указаниях по постройкам он с несомненностью проявил выдающиеся таланты строителя. Эти его таланты были настолько очевидны, что Государыня в 1783-м году, поручила ему распоряжению постройкой давно начатой Успенской церкви на Петебургской стороне 3585 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

кн. Василия Вас., чтобы он взял его в свое государство); “Продолж. Древн. Вивлиоф.”, 1788 г., III, 231 (духовн. 1481 г. кн. Андрея Вас. Меньшего; а что мой м-рь Спас святы на каменном, чтобы с земель его дани не брать); IV, 235 (духовн. 1504 г. кн. Ивана Борис. Волоцкого; на Каменное 10 руб. да кожух); 1789 года, V, 106 (м-рь под именем «на Каменное» упомин. в духовн. 1509 г. кн. Дм. Ив. Углицкого); 1791 г., VII, 67 (запись 1571 г. по кн. Ив. Фед. Мстиславском; архим. Иоасаф); “Переписн. кн. Москвы”, 1665–76 г., 26 (подворье Спаса-Каменова м-ря, за Белым гор. по Сретен. ул.); “Русск. истор. Библиот.”, II, 595, 164 (архим. м-ря Герасим в 1635 г. с другими старцами назначен в распоряж. архиеп. Тобольского Макария); “Древности, Труды Москов. Арлеол. Общ.”, 1865 г. т. I, вып. 1, 113 (здесь принял иночество в 1384 г. преп. Дионисий Глушицкий от игумена м-ря Дионисия Грека). 447. Спасо – Николаевский , мужской, совсем уничтож. около гор. Николаева, Херсонской губ. и уезда. В 1789 г. повелено устроить монастырь на Витовке, близ устья Ингула, под названием Спасо-Николаевского, присвоив ему степень упраздненного Симонова мон., архимандриту же „энголпион“ и служение Киево-Печерской лавры, но с зависимостью от архиеп. Екатеринославского. Кроме того при монастыре повелено учредить послушническое общество из инвалидов, офицеров и солдат. Первым архимандритом его был Моисей Гумилевский, бывший потом епископ Феодосийский. Когда упразднен неизвестно, но кажется, существовал недолго. “Полн. собр. зак.”, 1789 г., XXIII, 16784; “Ист. Росс. Иер.”, VI, 204; Ратшин, 535; Шмидт, “Херсон. губ.”, II, 846; Строев, “Спис. иер. и наст.”, 491; Григорович, “Обзор учрежд. правосл. м-рей 1764 –1869 г.”, 5. 448. Спасо – Преображенская – Сойгинская, Соинская или Соежская , мужская пустынь, ныне погост Сойгинский – Преображенский, Вологодской губ., Сольвычегодского у., Рябовской волосги, в 82 вер. к сев.-вост. от Сольвычегодска, на высоком гористом берегу рч. Сойги, при впадении ее в р. Вычегду, с правой ее стороны. Основан в 1540 г. преп. Симоном, сотрудником препод. Логгина, основателя Николаевского-Коряжемского мон. В 1764 г. оставлена на своем иждивении, но в 1791 г. упразднена и обращена в приход. В церкви во имя св. Екатерины почивают под спудом мощи преп. Симона, скончавшегося в 1562 г. 24 ноября, в каковой день чтится его память. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 170; “Словарь ист. о свят.”, 250; Ратшин, 79; “Вологод. губ. вед.”, 1855 г., 28 (ист. материалы); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 154, 303 (преп. Симон); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 781, 57, 784 (без Ключевский, “Жит. свят.”, 415; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 51; “Временник Общ. ист.”, 1857 г., XXV, 177 (Ц. гр. 1632 г. о перенесении гор. Яренска); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. 1, 148 (в 1744 г. имела 112 душ. крест.; здесь названа Спасс. Сойчанская); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел”, 348 (в 1700 г. имела 14 двор. крест.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

«В чем же заключается это соглашение, которого так долго добиваются и о котором сегодня говорят все громче? Какое место хотят уделить Церкви в здании, откуда сначала ее планируется исключить? Либералы и правящие круги намерены отдать Церкви второстепенную роль. И, избавившись от нее и ее авторитета, присвоить себе полную независимость, безграничную власть и свободу деятельности. Они хотят предоставить Церкви души, а в свое полное распоряжение получить политику и признание Церковью общественной полезности современных идей, известных под названием принципов 1789 года. Многие светлые умы, попавшие в эту обольстительную западню, не понимают, что подобные предложения могут не оправдать себя. Одни отдаляются от Церкви, решив, – что совершенно абсурдно, – будто она действительно требует отказаться от прогресса и свободы. Другие, уверенные в обратном, но не решающиеся отрицать благо новейших принципов, предпринимают всяческие усилия, дабы убедить Церковь пойти на предлагаемое ей примирение. Они добровольно соглашаются с тем, что принципы 1789 года, исключая некоторые детали, суть чистейшей воды христианские принципы, что их следует принять и постепенно, без резких толчков, подвести Церковь к их признанию и благословлению». 137 Чистая правда! Все это и осуществилось во время II Ватиканского Собора: либералам удалось получить от Папы и Собора благословение принципов 1789 года. В дальнейшем я остановлюсь на этом событии подробнее. Глава XVIII – МИФ ОБ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТИ СВОБОДЫ. ОТ ЛАМЕННЕ ДО САНЬЕ Они безбоязненно проводят святотатственные сближения между Евангелием и революцией. Святой Пий X Едва сформировавшись, католический либерализм пошел на приступ Церкви под знаменем прогресса. Позвольте представить вам ключевые фигуры этого прогрессистского либерализма. I – ЛАМЕННЕ (1782–1854) Фелисите де Ламенне, священник, взбунтовавшийся против Церкви и разошедшийся с ее духовенством, основал свой либерализм на мифе о прогрессе человечества, который выражается якобы в растущем стремлении народов к свободе. Это движение, по словам Ламенне, «находит свой нерушимый принцип в изначальном и основополагающем законе, в силу которого человечество неуклонно стремится освободиться от младенческих уз по мере того, как народы благодаря разуму, освобождаемому укрепляющимся и развивающимся христианством, достигают в некотором роде возраста зрелости». 138 В Средние века человечество, переживая еще свои детские годы, нуждалось в опеке Церкви; ныне народы стали взрослыми и должны выйти из-под этой опеки, отделив Церковь от государства. Что же касается Церкви, то ей следует приспособиться к новому положению дел, которое она сама создала, – иными словами, к «новому общественному порядку, в основе которого лежит небывалое развитие свободы, подготовленное стараниями католицизма, взрастившего в душах истинное представление и чувство права». Текст, призванный представить программу газеты «Грядущее», рисует в полном смысле слова либеральное претворение теории Ламенне в жизнь:

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oni-...

Первой игуменией монастыря стала в 1694 г. Анисия, она же названа в качестве настоятельницы в нач. XVIII в. В 1717 г. упоминается игум. Мария, в 30-х гг. XVIII в.- игум. Марина. Далее мон-рем управляли игум. Александра (не позднее 1741-1757), казначея мон. Елисавета (1757-1763, 1771-1773), игумении Анна (1763-1765), Фотиния (1765-1766) и Феврония (1766-1771). 2 авг. 1774 г. игум. Ермила (1773-1775) участвовала в торжественной встрече жителями Пензы Е. И. Пугачёва, за что позднее «с восемью другими монахинями лишена мантий по прикосновенности к делу самозванца». В 1775-1789 гг. обитель возглавляла игум. Александра (в миру Варвара Евстратовна Кекина), много сделавшая для развития П. Т. м. Ее преемницей стала игум. Евпраксия (в миру Авдотья (Евдокия) Ивановна Никулина; 29 нояб. 1789 - 8 февр. 1812), поступившая в П. Т. м. в 1778 г., а в 1785-1789 гг. возглавлявшая тамбовский в честь Вознесения Господня женский монастырь . В 1812-1826 гг. настоятельницей обители была игум. Олимпиада, ранее состоявшая казначеей, в 1826-1828 гг.- игум. Нектария, в 1828-1837 гг.- игум. Евлалия (Мансырева), отправленная за плохое управление обителью простой монахиней в арзамасский во имя преподобного Алексия, человека Божия, (Новодевичий) женский монастырь . Целую эпоху в истории П. Т. м. составило настоятельство Надежды (в миру Марфа Ломтева; 1837 - 1 нояб. 1879), которая в 1824 г. стала его послушницей, в 1837 г. возглавила обитель, а в 1838 г. была возведена в сан игумении. После краткого управления монастырем переведенной из Тихвинской иконы Божией Матери женского монастыря в Керенске (ныне Вадинск) мон. Людмилы (1879 - дек. 1882) новой настоятельницей была избрана мон. Рахиль (в миру Людмила Васильевна Тархова; 11 янв. 1883 - 27 янв. 1909), к-рая с 1853 г. была послушницей П. Т. м., а с 1877 г.- монахиней и членом совета монастырского управления. 6 авг. 1883 г. мон. Рахиль была возведена в сан игумении. Ее преемницей стала игум. Маврикия (в миру Мария Кузьминична Сорокина; 13 апр. 1909 - 25 авг. 1917). Она поступила в П. Т. м. еще в 1859 г., приняла постриг в 1874 г., а в 1891 г. вошла в совет сестер управления экономией монастыря и была утверждена ризничей. Последней известной настоятельницей обители являлась Руфь (в миру Екатерина Ивановна Пестровская; 16 окт. 1917-1924), которая исполняла должность настоятельницы в течение завершающих месяцев управления мон-рем игум. Маврикии. 11 нояб. 1919 г. она была арестована Пензенской губ. ЧК вместе с еп. Пензенским сщмч. Иоанном (Поммером ; впосл. архиепископ), находилась в заключении до 14 мая 1920 г. (ЦА ФСБ России. Д. Р-33149. Л. 86-86 об.).

http://pravenc.ru/text/2579948.html

Справочная книга Омской епархии, составитель Иоанн Голошубин. Омск, типография «Иртыш», 1914 г. Кладбищенская церковь Тихвинской иконы Божьей Матери построена в 1784–1789 г.г. в форме «корабля» на средства Ивана Федоровича Нерпина. Колокольня: трёхъярусная, средний ярус с люкарнами, ярус звона восьмигранный с арочными проемами, купол в два яруса. Колоколов: 7, отлиты в 1784–1789 годы. Иконы храма в византийском стиле 1789 г. Почитаемый образ: Многочтимая икона Тихвинской Божией Матери греческого письма размером в длину 1 аршин 3 вершка, в ширину 13,5 вершка, украшена серебряной с позолотою ризою в 25 фунтов. Привезена в Тару в 1594 г. первым воеводой князем Андреем Елецким. Священник-краевед М. Путинцев писал: «... Ко дню праздника Тихвинской Божией Матери (26 июня) сходится и съезжается в Тару множество народа из округов Тарского, Омского, Ишимского, Тобольского, Каинского (Томской губернии) и даже с линии Сибирских казаков. Многие иноверцы также благоговейно почитают Тарскую икону Тихвинской Божией Матери». Священники: В 1887 г. Александр Михайлович Шарапов, окончивший Сибирский кадетский корпус, 42 лет, священник с 1866 г. В 1900-м г. настоятелем был Пётр Васильевич Сафонов, 52 года, уроженец слободы Викуловой Тарского уезда, окончивший Тобольскую духовную семинарию, рукоположен 27.11.1870 г. в священники Николаевской церкви Тарского округа. 20.7.1876 г. перемещён в Богородице-Казанскую церковь г. Тары. С 01.02.1877 г. по 01.09.1889 г. заведовал: Тарским тюремным замком (до 1887 г. бесплатно), Тарским домом призрения бедных, сиропитательным домом. Был законодателем Тарских уездного училища и женской прогимназии. За заслуги в народном просвещении произведён в протоиереи, имел набедренник, скуфью, камилавку и наперсный крест и серебряную медаль в память Александра III. Псаломщик: дьякон Дмитрий Исаврович Гусев, 26 лет, служит с 1894 г. Национализация имущества: в 1921 г. В 1922 г. аренда. 28 сентября 1927 г. утверждён снос здания постановлением Сибкрайисполкома 38-116, по согласованию с органами Наркомпроса, через местные комиссии по Госфондам. Иконостас, дубовый крест, два колокола, дарохранительница, люстра и мебель были переданы в село Самсоново. Остальные вещи передали в Госфонд. Отметим, что колокола с колокольни сбрасывали, предполагая отправить их на лом. Колокол с трещиной передали в Васис. В 1933 г. церковь занята обновленцами, но из-за малочисленности они не смогли платить налоги, и церковь была закрыта.

http://sobory.ru/article/?object=37618

Этот состав консистории оставался всё время пребывания преосвященного Виктора в Слуцке 1782 . Лазарь, впрочем, скорее был титулованным, нежели действительным членом консистории. Пока консистория находилась в Слуцке, Лазарь жил в своём монастыре в Минске, а с перемещением консистории в Минск, Лазарь с монастырём перешёл в Пинск, и бывал в консистории только «чрез самое малое время» – раз или два в год 1783 . Первым консисторским секретарём в Слуцке был поручик милиции князя Радзивила Онуфрий Иванович Сухозанет. Назначенный на должность в 1796 году по настойчивому ходатайству преосвященного Виктора 1784 , он в начале 1789 года разошёлся с преосвященным и оставил службу в консистории 1785 . Впрочем, это скорее был только титулованный секретарь; все епархиальные дела, кроме чисто канцелярских, вёл сам преосвященный Виктор при помощи «консисторского писаря», священника Стефана Симоновича 1786 , занимавшего при преосвященном положение, соответствующее положению нынешнего «архиерейскаго секретаря». С 1789 года по самый конец 1795-го, с трёхлетним перерывом для времени варшавского заключения, о. Симонович соединял в своём лице и должность консисторского секретаря 1787 . 3 декабря 1795 года преосвященный Виктор назначил исправляющим секретарскую должность, впредь до утверждения от св. синода, префекта семинарии, коллежского протоколиста Пантелеимона Илликевича-Корбута 1788 , который был годен для этой должности как «по учености своей», так и «по особливому рвению к письменным делам» 1789 . Приняв своё назначение за «знак особливейшей архипастырской милости» 1790 , новый секретарь «всеохотнейше» вступил в отправление своей должности в тот же день и немедленно же начал приводить консисторию к порядку. Того же 3 декабря он сделал «доклад» в консисторию, что необходимо, чтобы «сообразно прочим судебным местам, в консистории повытчики, протоколисты и архивариус определены были» 1791 . И когда на это последовало разрешение от преосвященного, вся консистория по делопроизводству была разделена на повытья.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Воробьев Иван. Поступил 1770 г. В 1775 г. просился в диакона в с. Замостье, Зарецкой десятины, но при испытании архиереем оказался слабым в латинском языке, и ему было отказано (Арх. Суз. кон. 1775 г., 339). Воробьев Ксенофонт Осип. Поступил 1763 г. в 1764г. исключён «за неспособностью». В ведомости 1764 г. о нём значится: «за частыми побегами худой надежды». Воронцов Лука. В 1779 г. из семинарии в приказные служители Ковровскаго уездного суда (Арх. Суз. кон. 1770 г., 232 и 333). Воронцов Никифор Яковлевич. 1788 г. из синтаксимы определён сторожем Суздальской семинарии (Арх. Суз. кон. 1788 г., 646). Воскресенский Андрей. В 1763 г. обучался в школе синтаксимы и в том же году вышел из семинарии. Воскресенский Василий. В 1788 г. обучался в школе информатории. В 1789 г. из инфимы дьячкомъ в с. Осановець, Юрьев. окр. (Арх, Суз. кон. 1789 г., 438). Воскресенский Стефан. 1771 г. обучался в аналогии. Воскресенский Яков Матв. 1766 г. обучался в инфиме. Вошенский Алексей. 1784 г. определён из риторики в Суздальскую консисторию в приказные (Арх. Суз. кон. 1784 г., Вошенский Михаил Петрович. 1788 г. из риторики определён в с. Вошню диаконом (Арх. Суз. кон, 1788 г., Вошенский Пётр. В 1788 г. обучался в инфиме, Вошинский Фёдор. В 1788 г. обучался в инфиме. 1793 г. из риторики диаконом в с. Цикуль, Мелен, уез. (Арх. Влад. коп. 1793 г., 45). Вошинский Андрей. В 1788 г. обучался в школе аналогии. Вышеславский Иван. В 1788 г. обучался в философии. В 1789 г. отправлен в Александро-Невскую семинарию; 1791 г. учитель синтаксимы в Суздальской семинарии; 1798 г. – священ. Юрьевского собора (см. подробнее Владимирской дух. семинарии. Вып, 1, стр. 157–58). _________________________ Гавриловский Пётр Васил. 1764 г. исключён из класса аналогии „за неспособностью» (Арх. Суз, кон. 1704 г., 225). Гаврилов Александр. В 1771 г. обучался в школе аналогии. Гаврилов Пётр. В 1771 г. обучался в школе аналогии. Иван Алексеев. В 1768 г. взят в семинарию и вскоре отсюда вышел «за побегом» . См. выше, стр, 137.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А. А. Ткаченко, М. С. Желтов Б. п. в англиканском богослужении В Сарумском уставе, господствовавшем в англ. Церкви накануне Реформации, Б. п. присутствовали в составе чинов Laudes, вечерни и повечерия (песни Benedictus, Magnificat и Nunc Dimittis соответственно). Согласно второму из двух проектов реформы бревиария, составленных архиеп. Т. Кранмером в кон. 40-х гг. XVI в., песнь Богородицы осталась на своем традиц. для Запада месте в составе вечерни, а песнь Симеона расположилась в конце реформированной «утрени». В 1-й редакции Книги общих молитв (1549) б. п. следовали за чтениями из ВЗ и НЗ: на утреннем богослужении - Benedicite (только в период Четыредесятницы; в другое время полагался гимн Te Deum) и Benedictus; на вечернем богослужении - Magnificat и Nunc Dimittis; здесь также содержался «пасхальный гимн» (др. название - Pascha Nostrum, по первым словам лат. текста) из текстов Рим 6. 9-11 и 1 Кор 15. 20-22, к-рый полагалось исполнять в пасхальное воскресенье «перед утреней»; по Сарумскому уставу он исполнялся во время процессии перед мессой в день Пасхи. Во 2-й редакции Книги общих молитв (1552) исчезла рубрика, относившая песнь вавилонских отроков ко времени Четыредесятницы. Будучи взятой из неканонической книги, эта песнь отсутствовала в ряде редакций Книги общих молитв: шотл. 1637 г. (заменена на Пс 23/22), «предложениях» 1668-1669 гг. (заменена на Пс 148), амер. 1786 г. (начиная с редакции 1789 г. в амер. служебниках песнь была восстановлена). В амер. служебнике 1789 г. впервые появился сокращенный вариант песни Захарии (Лк 1. 68-72), сохранившийся и во мн. позднейших редакциях Книги общих молитв Епископальной Церкви США. Песни Богородицы и Симеона также оставались на своих традиц. местах во всех редакциях Книги общих молитв, кроме «предложений» 1668-1669 гг. (заменены на Пс 8 и Пс 134/133) и амер. служебника 1789 г., данные рубрик к-рого не вполне ясны. В Книге общих молитв 1662 г., до наст. времени являющейся офиц. Служебником Церкви Англии и литургическим стандартом для всех англикан, б.

http://pravenc.ru/text/149135.html

Преосв. Макарий, напр., на основании известных слов ап. Иакова (5:14–15) делая то замечание, что „таинство елеосвящения предназначено для христиан только больных и больных тяжело, страждущих, изнемогающих», вместе с тем признает крайним то мнение, по которому в словах ап. Иакова видят указание только на „одних умирающих или таких больных, которые находятся уже при самой кончине»... „Поэтому, продолжает далее наш догматист, несправедливо поступает церковь римская, когда преподает таинство елеосвящения в виде напутствия лишь больным, находящимся уже при смерти» 510 ... Тоже находим у преосв. Антония. „Лица, приемлющие таинство елеосвящения, пишет он, суть одержимые сильной болезнью, как сие видно из слов апостола: „молитва веры спасет болящего». Впрочем, не требуется такого изнеможения сил, чтобы больному не оставалось никакой надежды к выздоровлению, ибо в таком случае он не мог бы ни добровольно призвать пресвитеров, ни с надлежащим расположением духа принять таинство” 511 . Таже точка зрения в раскрытии рассматриваемого нами положения утверждается и другими нашими богословами, напр., преосв. Сильвестром 512 и проч. Заметно, наконец, у представителей американско-епископальной церкви стремление отрешиться и от другой особенности, характеризующей западно-римское учение по рассматриваемому вопросу, по которой освящение елея, необходимого для указанного таинства, может быть совершаемо одним лишь епископом, вопреки учению восточной церкви, которая допускает освящение его и пресвитером. Представители американской церкви, как мы видели, если совсем не отказываются от римской точки зрения, то во всяком случае не дают ей преимущества пред точкой зрения церкви восточной. Как мы уже отчасти видели, высшею формою управления в рассматриваемой нами церкви является генеральная конвенция. По конституции 1789-го года эта конвенция должна быть собираема однажды в три года в первый вторник месяца августа, на какое бы число вторник ни выпадал. По некоторым обстоятельствам первая генеральная конвенция однако же состоялась в американской церкви вместо вторника месяца августа 1789-го года лишь в октябре того же 1789-го года.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

6 декабря, в день святого Николая-чудотворца, армия под командованием Г.А. Потемкин приступом взяла Очаков. Турки потеряли более 9 тыс. убитыми, 4 тыс. ранеными и пленными, 310 пушек. Русские потери составили менее 1 тыс. убитыми и около 3 тыс. ранеными. Взятие Очакова знаменовало успешное окончание военной кампании 1788 года. По итогам кампании Г.А. Потемкин был награжден орденом святого Георгия 1-й степени, в честь него императрица велела выбить золотую медаль. Помимо этого, за победы на Днепровском лимане он также был удостоен украшенной алмазами шпаги, которая была прислана ему на золотом блюде с надписью: «Командующему Екатеринославскою сухопутною и морскою силою, яко строителю военных судов». После взятия Очакова Г.А. Потемкин, осматривая прилегающую к крепости степь, обратил внимание на удобство места, где река Ингул впадает в Буг, и приступил к заложению здесь корабельной верфи. Место это Потемкин назвал Николаевом в память того, что Очаков был взят именно 6-го декабря в день святого Николая-чудотворца. С самого основания Николаев предназначен был служить адмиралтейским городом Черноморского флота. Таковым он и являлся на протяжении почти двухсотлетней истории, вплоть до начала 90-х годов XX столетия. В начале 1789 года Г.А. Потемкин добился объединения под своим командованием Первой и Второй армий в Южную армию и осуществлял общее руководство кампаниями 1789 и 1790 годов, в ходе которых русские войска и флот добились решающих успехов на суше и на море. 21 июля (1 августа) 1789 года А.В. Суворов атаковал и разбил турок под Фокшанами, а 11 (22) сентября при Рымнике. В июле-августе того же года турецкий флот, превосходя русский почти в 2 раза, потерпел поражение от адмирала Ф.Ф. Ушакова. Практически без боя Г.А. Потемкину сдалась 3 ноября крепость Бендеры. После же триумфального взятия А.В. Суворовым Измаила 11 декабря в 1790 года полная победа России было очевидной. Турция была в очередной раз повержена и готовилась к выходу из войны с приемлемыми для нее условиями. Г.А. Потемкин был на вершине своей славы.

http://ruskline.ru/opp/2020/05/22/u_nego...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010