Сообщив такие сведения об основании подворья, преосвященный умолчал, однако же, и о дальнейшей судьбе его. Почему Святейший Синод, имея в виду, что подобное переименование могло быть произведено только вследствие Высочайшего соизволения, через посредство Святейшего Синода; и, не имея сведений ни об изъявлении на то Высочайшей воли, ни о своем участии, обратился к преосвященному Амвросию с запросом: по какому праву сделано подобное переименование? Преосвященный в письме своем в январе 1781 г. уклонился, однако ж, от ответа на этот запрос, возложив ответственность в этом деле на князя Потемкина-Таврического и объяснив о последнем, что «его светлость, князь Григорий Александрович Потемкин-Таврический, на письменные мои сообщения словесно отозвался, что как он ныне имеет отправиться в Санкт-Петербург, то предоставляет о том самолично объяснить Святейшему Правительствующему Синоду». В 1792 году 29 сентября Григорьевская пустынь была приписана к Молчанской Софрониевой пустыни, Курской епархии, а в 1803 г. по упразднении ставропигиального Крестовоздвиженского Синюкова монастыря, в Смоленской епархии, монашествующая братия его и ризница переведены были в Григорьевскую пустынь, которая с этого времени получила наименование Бизюкова Григорьевского монастыря 4 . II. Спасо-Николаевский, в бывшей Екатеринославской епархии (6 июля 1789 г.) Одновременно с основанием города Николаева, князь Потемкин положил в нем начало и новой обители 5 , как кажется, в память штурма Очакова, взятого в день Св. Николая. В 1789 г. 6 июля объявлен был именной указ Святейшему Синоду, следующего содержания: «В Екатеринославской губернии и епархии указали мы учредить монастырь на Витовке, что близ устья реки Ингула, при котором устроено будет общество послушническое из инвалидов, офицеров и солдат; и сие по изволению Нашему произведено будет в действо, по сношению нашего генерала-фельдмаршала, Екатеринославского, Харьковского и Таврического генерала-губернатора, князя Григория Александровича Потемкина-Таврического с преосвященным архиепископом Екатеринославским. Степень сему монастырю назначаема бывшего Симонова монастыря 6 , присвояя архимандриту оного енколпион 7 и служение Киево-Печерской лавры, но, впрочем, состоя в зависимости от архиепископа Екатеринославского. В сан архимандрита повелеваем произвести находящегося при армии нашей игумена Моисея».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4 братских кельи в северной стене монастырской ограды, построены также в непрерывной связи и имеют лицевой длины 11, а ширины 4 сажени. К северной и западной стене монастырской ограды примыкает довольно поместительная братская трапеза и две кухни: одна братская, другая Архиерейская. Одноэтажный дом сей, в коем помещаются трапеза и означенные кухни, имеет лицевой длины 8, ширины 4 сажени. Близ южной стены ограды выстроены два деревянные ледника. К юго-западной стене ограды устроена каменная баня. За западной стеной монастырской ограды находится конюшенный и скотный двор; обнесен с 3 сторон деревянным забором, пристроен к западной стене ограды; при нем строения: 1) деревянный выштукатуренный, небольшой дом для монастырской прислуги; 2) сарай каретный; 3) сарай для рогатого скота; 4) конюшня о 6 стойлах; 5) небольшой анбар, 6) навесный сарай для складки дров. Список настоятелей По недостатку исторических актов в Архиве Астраханской Духовной Консистории, или записей и древних синодиков в монастыре, нет никакой возможности представить список настоятелей до 1767-го года; с сего только времени хранятся указы в Покровском монастыре, служащие единственным источником к составлению сведения, но крайней мере, об именах настоятелей, ряд коих из сих, не всегда полных, источников трудно изобразить в непрерывной связи и последовательности со всею точностью. Необходимо должно ограничиться особенно в начале простою переченью Настоятелей. В указах Астраханской Д. Консистории упоминаются по порядку времени Строители: С 1767 года по 1771 год Иеромонах Митрофан. С 1771 по 1774 год Иеромонах Порфирий. С 1774 по 1777 год Иеромонах Пахомий. С 1777 по 1780 год Архиерейского дома Эконом Иеромонах Иларий. С 1780 по 1783 Архиерейского дома Смотритель Иеромонах Арсений. С 1783 по 1785 Архиерейского дома Эконом Иеромонах Владимир. С 1785 но 1789 Наместник Иеромонах Константин. В 1789 и 1790 упоминается в указах Иеромонах Иннокентий. При сем Строителе произведены, по благословению Преосвященного Никифора, внутри и вне Покровской церкви разные починки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наконец, Архиепископ Ярославский. 33. ИННОКЕНТИЙ Полянский, Игумен Знаменский, с 1782 года, из Префектов Александро-Невской Семинарии по 1784 год. Потом Ректор в оной Александро-Невской Семинарии. 26. АПОЛЛОС Байбаков, с 1783 года, из Ректоров Сергиевой Лаврской Семинарии; в 1786 году переведён в Воскресенский, Новый Иерусалим именуемый монастырь; наконец, Епископ Архангелогородский. 34. АФАНАСИЙ Иванов, с 1784 по 1786 годы. Потом Ректор. 27. АФАНАСИЙ Иванов, с 1786 по 1788 годы. Потом Епископ Коломенский, и, наконец, Екатеринославский. 35. МОИСЕЙ Гумилевский, Игумен Знаменский, с 1785 по 1787 годы. Потом Архимандрит Спасо-Николаевского Екатеринославского монастыря; а после Викарий тамошней Епархии. 28. MEЛЬXICEДEK Заболоцкий, с 1788 по 1790 годы. 36. ИЕРОНИМ Ершов, с 1787 по 1789 годы. 29. МЕФОДИЙ Смирнов, с 1790 по 1794, Февраля 14. Потом переведён в Ново-Спасский монастырь. Ныне Архиепископ Тверской. 37. СЕРАФИМ Глаголевский, с 1789 по 1792 годы. Потом Архимандрит Лужецкого монастыря, а после Ректор Академии. 30. АМВРОСИЙ Яковлев Орлин, из Ректоров Казанских, с 1794 по 1795 год, Июня 10. Потом переведён в Ново-Спасский монастырь; ныне Архиепископ Рязанский. 31. ЕВЛАМПИЙ Веденский, с 1795 по 1798 годы. Ныне Епископ Архангелогородский. Санкт-Петербургская АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ АКАДЕМИЯ сперва учреждена по Именному Указу в 1732 году под именем Семинарии при Архимандрите Александро-Невского монастыря Петре Смеличе Сербине; и тогда же от Кабинета определён в оной штат на 50 человек. Действительно же учение в ней началось с 1736 года при Александро-Невском Архимандрите Стефане Калиновском. Учителями в ней определены: первый – иностранец Адам Селлий, в монашестве Никодим (сочинитель Опыта об Иерархии Российской); второй – Андрей Степанович Зертис-Каменский, в монашестве Амвросий; третий – Григорий Феодорович Кременецкий, в монашестве Гавриил. В 1742 году основаны высшие классы, и определены Именным Указом Ректор и Префект, и при том положено на Семинарию сию жалованья 1.917 рублей, а в 1765 году – 2.146 рублей, 90½ коп.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Когда же он Петр стал молить Его об исцелении, то ни Святитель, ни спутник Его не дали никакого ответа. На нынешнее утро в те же самые часы явился ему спутник Святителя и объявил, что послан от епископа сказать, что исцелиться тебе от болезни невозможно, потому должен ты приготовиться к исходу от сей жизни. Рассказавши это, больной просил хозяйку послать за священником, исповедался, приобщился Святых Таин и на той же неделе скончался. 1787 год 15. В январе 1787 г. купеческая дочь девица Агрипина Иванова Лычагова заболела глазами, страдала два года и не могла сносить света. Мать ее Фекла Иванова проливала теплые молитвы Угоднику Иннокентию и наконец повезла болящую дочь к гробнице Святителя, попросила отслужить над ним панихиду, взяла от лампады Его масла, которым по возвращении домой помазала очи немощствующей. И с этого же времени болезнь миновалась, девица пользовалась после сего хорошим зрением. 16. Девица Агрипина Федорова шесть лет страдала глазною болезнию без всякой надежды на исцеление. Наконец, чувствуя, что скоро совсем лишится зрения, прибегла с молитвою к Святителю Иннокентию и дала твердое обещание повсегодно ходить к Нему на поклонение и служить панихиды. Обет ее был благоугоден Чудотворцу; в скором времени болезнь ее прекратилась и она стала видеть по-прежнему, и в знак благодарности Святителю неопустительно исполняла обет свой. 17. Иркутский купец Стефан Дудоровский страдал стеснением в груди, тяжким удушьем и хриплостию; в течение шести месяцев болезнь не позволяла ему заснуть, разве на руках или на коленах у тех, которые его поддерживали. Медицинская помощь многих врачей нисколько не приносила пользы. Наконец он воззвал       к святителю Иннокентию и тут же почувствовал облегченно и отраду, а и скором времени стал наслаждаться и полным здоровьем. 1789 год 18. Жена того Стефана Дудоровского Анна Осипова объявила, что в 1789 г. тело ее покрылось сыпью, а в некоторых местах и ранами. Но как никакие лекарства не помогали, то она по примеру мужа своего 141 прибегла к помощи святителя Иннокентия и в сонном состоянии увидела гробницу Его, в которой будто бы лежал Он с сложенными руками в белой светлой одежде и поворотился.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Перед началом строительства Турчанинов собственноручно проверял качество кирпича, который шел на постройку храма. Для работы заводчиком были подряжены соликамские и устюжские каменщики. К строительству приступили 17 июня 1773 года. Однако к концу этого года оно было приостановлено. Причиной тому послужило возникшее в соседней Оренбургской губернии Пугачевское бунтарство. …После вынужденного перерыва возведение каменного здания Симеоно-Аннинского храма возобновилось в 1777 году. Новый храм строился более 10 лет. Господь не удостоил Алексея Турчанинова молиться в построенном по его радению храме. На 87-м году жизни, 21 марта 1787 года уральский заводчик закончил свой земной путь. В новопостроенной каменной церкви к декабрю 1787 года оба придела бы-ли «в готовности и требовано об освящении оных… благословенной грамоты и святых антиминсов». По благословенной грамоте, подписанной Варлаамом, епископом Тобольским и Сибирским, 24 декабря 1787 года, приделы были освящены протоиереем Феодором Карпинским: правый – в честь Поклонения Честных Вериг Апостола Петра – 29 апреля 1788 года; левый – во имя Преподобного Алексия, человека Божия – 1 мая 1788 года. Благословенная грамота епископа Варлаама на имя того же протоиерея Феодора Карпинского, от 4 августа 1789 года, заключает: «Каменная во имя святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы церковь в совершенное строением окончание приведена и всеми принадлежащими к благолепию церковному потребностьми удовольствована и ко освящению состоит в готовности…». По этой благословенной грамоте церковь Симеоно-Аннинская была освящена протоиереем Феодором Карпинским соборне 9 сентября 1789 года. Основные строительные работы были завершены, однако внутренняя отделка и украшения продолжались до начала ХХ века. Пожелания А.Ф.Турчанинова в отношении внешнего облика храма так и не были осуществлены, тем не менее собор был величественен и богат. Все иконы щедро украшались алмазами, рубинами, сапфирами. Один образ Пресвятой Богородицы был украшен натуральным жемчугом.

http://sobory.ru/article/?object=11418

1, т. 1, стр. 203). Ещё оно упоминается в акте от 1564 года 27 августа в жалобе владыки Луцкого и Острожского Марка Жоравницкого о грабеже игуменом и крестьянами Дерманского монастыря крестьянского имущества в с. Точивеках, находившемся во владении боярина жалобщика (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,035, стр. 26, п. 15). При церкви с. Точивик до 1831 г., в бытность её самостоятельною приходскою, священником был Иоанн Павлович Трушкевич (с 1811 г.) и, по присоединении её к с. Белашеву в 1831 г., священствовал в Белашевском соединённом приходе до 1848 года. 244 При церкви с. Бельчина хранится метрическая книга с 1715 г. – под заглавием: «Метрики, альбо резетр церковный 1715 года, Его милости пана и пастыря Иосифа Епископа Луцкаго и Острожскаго, Митрополита Киевскаго». Под метрич. актами с 1715 г. по 1731 г. не значится никакой подписи. Затем с 1731 г. значатся подписи сдед. священнослужителей этой церкви: 1) свящ. («иерея») Даниила Новоселецкого (с 1731 г. до 1734 г.); 2) «иерея» Иоанна Новоселецкого (с 1734 г. до 1789 г.); 3) «пресвитера» Иакова Новоселецкого (с 1789 до 1807 г.); 4) священника Николая Феодоровича (с 1807 г. до 1836 г.); 5) священника Григория Ярошенко (с 1836 г. до 1884 г.); 6) свящ. Никанор Климентиевич Литвинович – с 1884 г. по настоящее время (1889 г.) служит. 245 Село Вилья – под именем с. Веля, как имение пани Феди, жены Фейки Денисовича – упоминается в акте от 1474 года 12 апреля, в котором эта пани Федя объявляет, что она князьям Михаилу и Константину Ивановичам Острожским «заставила имене свое Велю у пятдесят копах готовых грошей широкое личбы ческое монеты совсим тым, што к тому именю з века прислухает». Archiwum ks. Lubartowiczów Sanguszkw w Sawucie, t. 1, стр. 68. 246 Село Гнойница – под именем города Гнойни – упоминается в Русской Истории в 1152 году: когда Владимирко, князь Галицкий, был побеждён вел. князем Киевским Изяславом Мстиславичем – в союзе с венгерским королём Гейзою на берегах р. Сана, то Гейза обязал князя Владимирко возвратить Изяславу Мстиславичу занятые им русские города Бужск (ныне с.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Светиков Афанасий Иван. Поступил в семинарию 1778 г. 1784 г. из грамматики – свищ, в с. Светиково, Суз. окр. (Арх. Суз. кон. 1784 г. 107). Светиков Ефим Ив. Поступил в семинарию 1782 г. 1788 г. обучался в риторике. 1789 г. из философии – свящ, в с. Светиково, Сузд. окр. (Арх. Суз. кон. 1789 г., Светяковский Иван 1764 г. обучался в школе аналогии. В ведомости за этот год отмечен: «плох, но малолетен». Вскоре вышел из семинарии. Святухин Григорий Григ. Поступил в семинарию 1766 г. 1772 г. из пиитики – копиистом Суздальской духовной консистории (Арх. Суз. кон. 1772 г., Селецкий Иван. В 1788 г. обучался в школе информатории. Селецкий Михаил. 1787 г. -как ученик богословии был информатором Суздальской духовной семинарии. См. выше, стр. 92. Селецкий Фёдор Мих. Поступил в семинарию 1768 г. 1779 г. – свящ, в с. Сельцо, Суз. окр. (Арх. Суз. кон. 1779 г., 310). Семеновский Василий. 1788 г. обучался в информатор. 1799 г. утверждено место пономаря в с. Семёновском (Арх. Суз. кон. 1790 г., 375), 1792 г. из аналогии исключён за малоуспешность (Там же, 1792 г., 118). Семеновский Дмитрий, 1785 г. из риторики отправлен в С.-Петербург для приготовления в народные учителя Владимирского наместничества (Арх. Суз. кон. 1785 г., 58). 1788 г. учитель народного училища в г. Суздале (Труды Влад. Учен. Арх. Ком, стр. 151). Семеновский Иван. В 1788 г. обучался в школе поэзии. 1792 г. из риторики–свящ. с. Ельтесунова (?) (Арх. Влад. кон. 1792 г., 70). Семеновский Иван Петр. Поступил в семинарию 1763 г. 1771 г. исключён из семинарии за воровство. (См. выше, стр. 126–28:132–134). Семенов Леонтий. Поступил в семинарию 1770 г. 1770 г–дьячком к церкви Николая Чудотворца, что на Пенье, Лухов. у. (Арх. Суз. кон. 1776 г., 73). Семьинский Гавриил Яков. Учитель Суздальской дух. семинарии. См. выше, стр. 85–66. Семьинский Фёдор Алексеевич меньший. 1788 г. обучался в школе инфимы. 1797 г. – свяш. в с. Семьинское, Юр. окр. (Семинарския Ведомости за 1797 г ). Семьинский Фёдор Алексеевич старший. 1788 г. обучался в инфиме. 1797 г. из богословии определён учителем Вязниковского духовного училища (Семинарския Ведомости за 1797 г.). 1802 – в светское ведомство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Согласно манифесту от 26 февраля 1764 года, на содержание монастыря 3-го класса полагались выплаты: игумену -150 рублей, казначею - 22 рубля, иеромонахам - по 13 рублей, иеродьяконам - по 13 рублей, пономарю -10 рублей, просвирнику - 8 рублей, ключнику - 8 рублей, чашнику - 8 рублей, подьячему - 19 рублей; служителям для настоятеля и для потребных служб по 8 рублей; на церковные потребы и на просфоры 40 рублей; на починку церквей монастыря; на содержание ризницы - 200 рублей; на конюшенные припасы, железо и уголь - 40 рублей; на дрова - 44 рубля; на праздники и рыбу - 50; на вино - 50 рублей; на пиво 15 рублей. Высочайшим именным указом 1797 года было приказано архиерейским домам и монастырям приписать угодья. Мирожский монастырь имел выгонные земли, данные от коллегии экономии в 1781 году (пашни, сенокосы и прочие угодья) в районе реки Мирожки в Пскове, в Псковском уезде Лабутинской волости пустошь Гайкова, Гайдук, в Завелицкой волости Псковского уезда, пахотные земли - всего во всех пустошах 93 десятины 1437 сажен. Монастырь имел рыбные ловли на реке Великой и на Мироже, на озерах Березовом и Клины, на реках Пимже и Будовижской. Ловли эти по именному Высочайшему указу от 18 декабря 1797 года были отданы во владения Мирожского монастыря. Доход монастыря от рыболовства был незначителен. Согласно этому указу, по распоряжению Псковской казенной палаты в 1803 году назначена была Мирожскому монастырю каменная водяная мукомольная мельница, которая находилась в Кирилловой мызе Островского уезда, которую монастырь сдавал в аренду. Казна монастыря пополнялась добровольными пожертвований, продажей свечей. В 1789 году игумен Мирожского монастыря Венедикт сообщил преосвященному Иннокентию, что деревянные настоятельские покои в ветхом состоянии, он просил разрешение построить на их месте каменную колокольню и церковь во имя Святителя Николая, а между церковью и колокольней построить у Стефановской церкви особые покои, в которых могла быть устроена трапеза для братии. На эту просьбу последовало архипастырское благословение. Указ духовной консистории, разрешавший это строительство, был подписан 3 декабря 1789 года. Согласно указу был возведен двухэтажный корпус, в нижнем этаже были кельи настоятеля. В 1800 году во время разлива рек на нижнем этаже этого здания вода доходила до потолка, поэтому настоятельские кельи оказались совсем непригодными для жилья. Вскоре нижний этаж был переоборудован в кухню и трапезную. Братские кельи размещались в верхнем этаже.

http://sobory.ru/article/?object=00264

Духовская церковь, которая осталась как памятник тому, что здесь был когда-то монастырь, первоначально построена в 1642 году архиепископом Моисеем Рязанским при игумене Севастиане. Это было видно из надписи над входом в храм. Мастером построения этого храма был Василий Харитонов сын Зубов из Соли Галицкой. Однако и этот храм простоял до очередного пожара. Это случилось в 1783 году. Огонь причинил большой вред храму, но не только огонь. Время тоже сделало свое дело. Однако тут же нашлись доброделатели и храм был восстановлен. Как отмечал И. Добролюбов, строители сделали все, чтобы «вполне был сохранен характер древней архитектуры». В Государственном архиве Рязанской области сохранилось дело за 1789 год о перестройке этой церкви. В документах имеются и описание ее, и сметы, и переписка с княгиней. Вообще храм этот получал много подарков и, в основном, от женщин. Симон (Лагов) епископ Рязанский в 1789 году писал: «Текущего января 28 дня получили мы три письма из Москвы от ея сиятельства княгини Козловской и Бригадирши Александры Владимировны тысячу рублев ассигнациями на возобновление церкви бывшаго духова монастыря… того ради определяем, первое: сумму оную … консистории принять в збережение так, чтобы оная не токмо не могла пропасть от похищения, но и ни на что иное не была трачена». Деньги действительно не были потрачены зря, и на эти средства храм был обновлен. В июле того же года в докладе сообщалось, что «она (церковь) приходит каменною работою во окончание, исключая олтарь и трапезу подмазать, полы наслать и две печи класть». А через несколько месяцев было дано точное описание всех работ, которые были произведены. Во-первых, был переделан алтарь, так как он «был слаб, что весь клонился к падению». В настоящей были переделаны окна и двери, поправлены стены, кресты, главы. Трапеза была вся вновь переделана, так как была «в большой ветхости». Вся церковь была «покрыта в два теса». Поправлена была и колокольня, которая сильно наклонилась. Внутри алтарь был выкрашен «под анфрес с маслиными по пристойности месте иконными штуками». Как указывалось в документе, в трапезе оставалось сделать «для предела… два иконостаса, один по желанию вкладчицы во имя мученицы Александры, а другой по прежнему, во имя Сергия Радонежского». К этому описанию прилагались план и фасад, но, к сожалению, эти документы в деле отсутствуют.

http://sobory.ru/article/?object=00865

Преосвященный Виктор со всей архипастырской ревностью взялся за устройство своей епархии. При первом удобном случае он предпринял путешествие по своим монастырям. 1022 К великому горю православной паствы и пастырей первые семь лет его епископской службы в пределах Польши прошли не только в трудах, но еще в страданиях самого архипастыря и его приближенных. Особенно это нужно сказать о времени ареста преосвященного Виктора с 18 апреля 1789 года по 21 июля 1792 года. Враги православия и защитники унии не успели в своем протесте против учреждения православной архиерейской кафедры в польских владениях, за то они имели полный успех в клевете на преосвященного Виктора, выставив его бунтарем и возмутителем против польского правительства. Несчастного подкараулили, когда он выехал из Слуцка в Грозовский монастырь, схватили, а затем отправили под конвоем в Варшаву, где преосвященный пробыл более трех лет. 12 июня 1792 года его увезли из Варшавы и заключили в Ченстоховскую крепость, как настоящего преступника. Здесь, в 36 милях от Варшавы, положение его ухудшилось. Преосвященный узник оказался «в крепчайшем заключении, в несносном смраде, отчего еле жив остался». Однако высокому и невинному узнику не долго пришлось томиться в несносном смраде. В 1790 году Россия покончила войну с Швецией, в 1791 году разделалась с Турцией, а в 1792 году русские войска заняли Варшаву. Русский посол в Варшаве, известный Яков Иванович Булгаков, просидевший 27 месяцев, с 5 августа 1787 г., в Семибашенном замке, в бытность (с 1781 по 1789 г) чрезвычайным русским посланником при Оттоманской порте, потребовал от польского правительства полного удовлетворения России. Он указал на заточение невинного православного епископа. Трудно было возражать Булгакову, когда в Варшаве блестели русские штыки. 21-го июля 1792 г. в Ченстохов явился «капитан» с королевским повелением об освобождении преосвященного Виктора. Капитан поздравил освобожденного узника и в своей карете довез его до Варшавы. Оставаясь пока в Варшаве, преосвященный Виктор начал править своей епархией; он учредил при себе походную канцелярию, 11 ноября восстановил Консисторию в Слуцке, а 30 ноября выдал грамоту духовенству с оповещением о своем освобождении. Св. Синод «с немалым удовольствием ознакомился» с определением генеральной конференции об освобождении епископа Виктора, о чем последний узнал 17 февраля 1793 г. из присланной ему синодальной бумаги. 5-го марта он выехал из Варшавы и только 20 марта прибыл «благополучно» в Слуцк, почти после четырехлетнего отсутствия. 1023

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010