3 мая 1782 г. письменное обязательство с особым доношением об исходатайствовании разрешения на постройку церкви у преосвященного Никифора (графа Феотоки Грека), архиепископа Славенского и Херсонского было представлено в Азовскую губернскую канцелярию. В доношении говорилось: «Вновь заселившаяся в Азовскомъ уезде на Усть-Кагальнике малороссийская слобода наша распространилась количеством дворов не менее как со ста десятъ, а во оной хотя имеем ко исправлению мирских треб священника, но только церковь еще не сооружена, ниже и начало оной не составлялось, а на представление бывшаго земскаго коммисара секунд-майора Горленскаго, его Высокопревосходительством г. генерал-поручиком В. А. Чертковым к сооружению того храма назначено быть церкви Покрова Пресвятыя Богородицы. Того для оную Азовскую губернскую Канцелярию покорнейше просим о дозволении к сооружению в вышеписанной слободе храма Божия во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, за составлением полнаго числа дворов, о представлении, куда надлежит, милостивейше неоставить». 19 мая 1782 г. Славенская духовная консистория вынесла разрешение о строительстве в с. Кагальник церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В тот же день была выдана храмозданная благословительная грамота, подписанная архиепископом Славенским и Херсонским Никифором. 12 июля 1782 г. состоялась закладка Покровской церкви. Освящение места строительства и закладку храма осуществлял ростовский протоиерей Иоанн Андреев. 24 ноября 1782 г., т. е. через 4 с половиной месяца, Покровская церковь была построена. Антиминс для Покровской церкви был выдан 16 января 1783 г., а 16 февраля 1783 г. ростовский протоиерей Иоанн Андреев «соборне, по церковному чиноположению, в слободе Кагальницкой новоустроенную Покровскую церковь освятил и открыл в ней богослужение и священнодействие». Первая Покровская церковь существовала недолго. В мае 1789 г. она сгорела. В доношении от 28 мая 1789 г. Мариупольское духовное правление, располагавшееся в Таганроге, писало к преосвященному Амвросию Екатеринославскому: «Присланным в означенное духовное Правление сего мая 11-го числа слободы Кагальницкой священник Кирилл Остролуцкий репортом донеся, что сегож мая 2-го числа, то есть в день праздника Преполовения Господня, по отправлении литургии, пошел он с бывшими тогда в церкве прихожанами на источник для освящения воды, и в то время состоящая в той слободе Кагальницкой Покровская церковь не ведомо от чего, вся до основания сгорела, с коей церкви, при сгорении оной, святые дары и святый антиминс, также сосуды, иконостас и ризница вынесены и хранятся в целости, просил о позволении им построить на месте сгоревшей церкви часовню для богослужения и положения там оставшихся вещей, куда следует, представить; для того Вашему Высокопреосвященству, Мариупольское духовное Правление на благоразсмотрение сим представляя, нижайше просит о построении въ означенной Кагальницкой слободе, на первой случай, для богослужения часовни архипастырскаго разсмотрения и резолюции».

http://sobory.ru/article/?object=31320

При святых воротах монастыря, на южной его стороне, до 1789 г. находилась деревянная часовня, которая имела в себе резное распятие и св. иконы. При часовне была кружка и свечная продажа. С 1789 г. часовня была устроена на северо-восточном углу монастырской стены в башне, где находится и теперь. Часовня особенно уважается симбирскими жителями. Сюда жертвуют на неугасимые лампады за здоровье детей. Само распятие, бывшее до пожара 1864 г., местно чтилось чудотворным. Самою главною святынею Спасского монастыря является Иверская икона Божией Матери. Жители Симбирска особенно чествуют эту икону, как чудотворную, и молебствуют ей в общественных и семейных случаях. В 1847 г., когда в Симбирске действовала холера, эту икону носили вокруг города в крестном ходу и непрестанно по домам. Потом, по миновании болезни, 13 декабря перед этою и соборною св. Германа, Казанского чудотворца, иконами, по желанию городского общества торжественно был совершен благодарственный молебен с поминовением умерших от холеры. В память избавления от холеры общество устроило в монастыре икону Иверской Божией Матери в сребропозлащенной ризе, украшенной аметистами и стразами, с надписями, показывавшими веру и усердие жителей. По всем печатным книгам об Иверской иконе Божией Матери Симбирского Спасского монастыря она признается чудотворною. В пожаре 1864 г. две монахини Евсевия и Афанасия вынесли из храма эту святую икону и с нею сошли под гору от общего пожара, а по миновании опасности возвратили икону в монастырь. Александр Яхонтов «Церкви Спасского женского монастыря города Симбирска», 1898 г. Комментарии и обсуждение Монастырь возобновлён и действует. В настоящее время на месте, где располагалась часовня-памятник расстрелянным насельницам монастыря, начато строительство надвратного храма с колокольней. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=30517

Мукачево. Николаевский Мукачевский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1360 и 1414. Ссылки:   Адрес: Украина, Закарпатская область, г. Мукачево, ул. Василия Пронина, д. 2 Координаты: 48.455314, 22.734489 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Монастырь основал князь Феодор Кориатович (? – 1414 г.) ВС 1491 г. обитель стала резиденцией мукачевских епископов, со 2-й пол. XVII в. перешла к униатам. В 1947 г. снова стал православным монастырём и преобразован в женский. 28 августа 1949 г. в монастыре был подписан акт о воссоединении закарпатских униатов с Русской Православной церковью. В ансамбль монастыря входят: Николаевский собор 1789-1804 гг., келейные корпуса с колокольней 1766-1772 гг., ограда с башнями XVII в. При монастыре действует воскресная школа для взрослых и детей. Находится на Чернечей горе.Основан подольским князем Федором Корятовичем. В публикациях встречаются и другие годы основания монастыря (1396—1398 гг. и 1414 г.). Есть утверждения, что Корятович лишь обновил монастырь, основанный раньше. Монастырь вначале был деревянным. В 1661 г. архит. С. Пьяненсом построена каменная церковь-ротонда. Разобрана в 1826 г. Ансамбль монастыря включает церковь, кельи, ограду с башнями XVII в. и старинную винокурню. В монастыре создавалась летопись, была собрана большая библиотека, переданная впоследствии Ужгородскому государственному университету. Николаевская церковь возведена в 1789—1804 гг. Памятник построен в классическом стиле с заметными барочными влияниями. В плане — вытянутый прямоугольник с полукруглой апсидой и квадратной двухъярусной башней-колокольней на западе. Стены выложены из кирпича и оштукатурены. Фасады расчленены филенками, окна обрамлены наличниками. В интерьере сохранилась настенная живопись середины XIX—XX вв. Частично стенопись выполнена в 1910—1911 гг. худож. Ю. Вирагом в технике масла. В 1978—1979 гг. живопись отреставрирована художниками-реставраторами А. И. Марампольским, Р. М. Юсимом, В. И. Подкопаевой. В крипте собора похоронен строитель монастыря Д. Рац (1710—1782 гг.).

http://sobory.ru/article/?object=07695

Хотелов Василий Никитич. В 1788 г. обучался в школе поэзии, 1789 г. из риторики – свящ. в с, Алексино, Ковр. окр. (Арх. Суз. кон. 1789 г., 76). Хотелов Пётр Петр. 1778 г. из синтаксимы в с. Воскресенское дьячком (Арх. Суз. кон. 1778 г., _________________________ Цареконстантиновский Козьма. 1777 г поступил в семинарию. 1782 г. из синтаксимы – диаконом Предтеченской Суздальской церкви (Арх. Суз. кон- 1782 г., 320). Цветков Антон Андреевич. Был информатором Суздальской дух. семинарии. См. выше, стр. 70. Цветков Семён Андреевич. Поступил в семинарию 1768 г. 1775 г. из риторики – диаконом в с. Конроно (Арх. Суз. кон. 1775 г., 103). Цыбевский Ефим Никитич. Поступил в семинарию 1766 г. 1775 г. – пономарём в с. Цибеево, Опольской десятины (Арх. Суз. кон. 1775 г., _________________________ Челышев Григорий. В 1764 г. обучался в школе инфимы (характеризован «может исправиться») и вскоре вышел из семинарии. Чепилев Иван Вас. Поступил в семинарию 1763 г. 1764 г. исключён «за неспособностью» («вовсе неспособен») (Арх. Суз. кон. 1764 г., 225). Черемухин Егор. 1764 г. обучался в школе аналогии и вскоре вышел из семинарии. Черепнин Пётр. В 1788 г. обучался в инфиме. Черняев Козьма Серг. 1763 г. поступил в семинарию. 1764 г. исключён «за неспособностью» («вовсе безнадёжен»). Арх. Суз. кон. 1764 г., 225. Черняев Никита Фед. 1771 г. из аналогии – пономарём в с. Богословское, Юр. окр. (утверждено место). Арх. Суз. кон. 1771 г., Андрей. 1764 г. обучался в философии. В ведомости о нем замечено: «capacitates plus quam diligentiae habet, nullo am enorimi vitio suam polluit vitam»1765 г. поступил в ревизионной коллегии контору (Арх. Суз. кон. 1765 159). Иван. Поступил в семинарию 1771 г. 1779 г. из риторики – во Владимирское наместническое правление, (Арх. Суз. кон. 1779 г., 280). Иван Ив. 1788 г. из синтаксимы – дьячком в с. Огренево, Суз. окр. (Арх. Суз. кон. 1788 г., 120). Михаил. В 1788 г. обучался в школе информатории. 1793 г. утверждено дьячковское место в пог. Благовещенском (Арх. Суз. кон. 1793 г. Оп. 2, 36).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первая мусульманская централизованная организация появилась в Российском государстве в XVIII веке: в конце 1788 года и начале 1789 года императрица Екатерина II издала целую серию законодательных актов следующего содержания: «Об определении Мулл и прочих духовных чинов Магометанского закона и об учреждении в Уфе духовного собрания для заведования всеми духовными чинами того закона, в России пребывающими» (Именной Указ от 22 сентября 1788 года), «О назначении Муфтия над всеми обитающими в России Магометанского закона людьми» (Именной Указ от 22 сентября 1788 года) и «Об определении в учрежденное в Уфе Духовное Собрание Магометанского закона Секретаря, Канцелярских и прочих служителей, с произвождением им жалования» (Высочайше конфирмированный доклад Сената от 20 апреля 1789 года). Во главе новообразованного Уфимского Духовного Магометанского закона собрания встал муфтий Мухамеджан Гусейнов (Хусейнов), получивший также титул Первого Ахуна 149 . 23 января 1794 года Екатерина II подписала Именной Указ «О бытии в Таврической области Магометанскому Духовному Правлению под председательством муфтия», однако это Духовное управление было создано лишь в 1831 году, на основании дополнительного указа Николая I. В ведение этого духовного управления были отнесены мусульмане Крыма и сопредельных ему территорий нынешней Украины 150 . С 1805 года стали издаваться указы, призванные упорядочить жизнь мусульман Закавказья 151 . Первоначально управление ими поручалось ахунду, «имеющему смотрение над всеми муллами», а к 1872 году была выстроена вертикаль власти из двух правлений – Шиитского духовного во главе с шейх-уль-исламом и Суннитского духовного во главе с муфтием 152 . 3 декабря 1913 года 39 членов Государственной Думы внесли законодательное предложение об учреждении особого духовного управления для мусульман Северного Кавказа «по образцу Закавказского муфтията». Совет министров, приняв во внимание заключение министра внутренних дел, «нашел означенное предложение неприемлемым, как затрагивающего лишь часть поставленного уже Министерством внутренних дел, на очередь общего вопроса об упорядочении высшего управления делами магометан в тех местностях Империи, где такового управления не имеется» 153 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Семнадцатым святителем Сибири был родной брат митрополита Петербургского Гавриила Варлаам (Петров) из архимандритов Новоторжского Борисоглебского монастыря с 5 октября 1768 года по 27 декабря 1802 года – всего около тридцати четырех лет. При евангельской кротости души архиепископ Варлаам отличался неутомимою деятельностью по развитию духовного образования и по введению в семинарии общеобразовательных наук: философии, математики, истории, географии, медицины, физики и высшего красноречия. Исходатайствовав преподавателям хорошее по тому времени обеспечение, Владыка Варлаам выписывал к себе ректоров для семинарии из Киева и подготовлял опытных наставников посредством командировки лучших тобольских семинаристов в Петербургскую и Казанскую духовные академии. Ему пришлось много потрудиться по восстановлению своих церквей и зданий после большого пожара 27–28 апреля 1788 года, истребившего почти весь Тобольск. Но он нашел своим стараниям самое широкое сочувствие в Петербурге, и деньги к нему лились рекою, вследствие чего храмы и дома возобновлялись с изумительной скоростью. Он не забывал своих духовных задач по просвещению Дальнего Востока. Им в 1769 году была отправлена в Пекин миссия и при ней три воспитанника Тобольской семинарии для изучения маньчжурского языка. В его время была совершена игуменом Мисаилом в 1788–1789 годы обширная миссионерская поездка в Туруханский край для восстановления Православия у остяков («Христианское чтение», 1864, т. 1, 2, с. 229–240). Владыкой Варлаамом был отправлен на Иркутскую кафедру его любимец, первый ректор семинарии Михаил (Миткевич), вместо скончавшегося епископа Софрония. Этот Владыка с 5 декабря 1772 года по 1 августа 1789 года был в Иркутской области деятельнейшим сотрудником архиепископа Варлаама по развитию в духовенстве ревности к миссионерским подвигам на камчатских окраинах. Стараниями обоих владык учреждена 23 марта 1780 года Иркутская духовная семинария. Ими же в Сибири заведена была необходимая тогда церковная проповедь о пользе оспопрививания и о необходимости разведения картофеля по указу 1765 года, что сильно сокращало вражду темного люда против этих полезнейших мероприятий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

постановл. о причтении к святым преп. Иосифа), 10 (соборн. определ. игум. Левкия и старцев о днях празднования преп. Иосифу); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1774 г., V, 372 (игум. Арсений подписал акт избрания ц. Мих. Феод. 1613 г.); VI, 195 (в 1610 г. в м-рь сослан из Чудова царь Василий Иванов., а отсюда увезен к гетману Жолкевскому); 1789 г., XI, 247 (архим. Александр, с 1685 г. архиеп. Устюгский и Тотем.); 1790 г., XIV, 128 (грешного инока Иосифа сказание о новоявившейся ереси Новгород. еретиков, 1491 г.), 147 (духовн. грам. 1507 г. игум. Иосифа), 177 (грам. игум. Иосифа к кн. Борису Вас. о причинах неоставления им м-ря при утеснениях оного), 218 (послание преп. игум. Иосифа архим. Вассиану о Св. Троице), 233 (памятн. запись 1502 г. преи. Иосифа, о ком поминать в м-ре), 290 (прошение преп. Иосифа царю Василию Иоаннов. о взятии им м-ря под свое покровительство); 1791 г., XVI, 420 (прибавл. начала к сказанию преп. Иосифа о Новгород. еретиках, напеч. в XIV ч., стр. 128), 423 (послание старца Иосифа Волоколам. к В. кн. Василию Иван.), 424 (писание старцев Вологод. м-рей против Иосифа); XIX, 411 (еписк. Феофилакт Горский, 1776–88 г., учредил в м-ре училище); “Продолж. древн. Вивлиоф.», 1788 г., IV, 230 (духовн. 1504 г. кн. Ивана Борис., погребенного в м-ре; свидетельствована игум. Иосифом); 1789 г., V, 23 (межев. грам. 1504 г.; упоминается монаст. дер. Сфонаскова), 107 (духовн. около 1509 г. кн. Дм. Ив. Углицкого; на Волок к Пречистой в Осифов м-рь село Фаустова гора Зубцов. уез.), 146 (духовная 1513 г. кн. Фед. Борис. Волоцкого игум. Иосифу с брат. 100 руб.), 151 (к Пречист. Богород. в Осифов м-рь свою вотчину волость Буй город); 1791 г., VII, 3 (приговор. грам. 1566 г. о походе войною на Польшу; игум. Лаврентий), 68 (запись 1571 г. по кн. Ив. Фед. Мстиславском; игум. Леонид), 145, 161 (приговорн. грам. 1580 и 1584 г. о монаст. вотчинах; игум. Евфимий); “Переписн. книги Москвы», 1738–42 г., I, 32 (опись подворья по Бол. Ильин. ул.); 1638 г., 20 (на Ильин. крестце подворье Иосифова м-ря, а живет на нем строит.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Он родился 3 февраля 1883 г. в селе Сандыри Коломенского уезда Московской губернии в семье псаломщика. Обучался в Московской духовной семинарии. В 1918 г. был рукоположен в сан священника в причт села Троицкие Озерки. В 1923 г. переведен в причт Иоанно-Предтеченского храма села Городищи Коломенского уезда. В 1930 г. переведен в причт Никольского храма селе Городня Луховицкого района Московской области. Имел иерархические награды: набедренник, скуфью, камилавку. 3 июня 1932 г. тройкой ОГПУ приговорен к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 25 октября 1937 г. тройкой НКВД приговорен к расстрелу. Убит 31 октября 1937 г. и погребен на Бутовском полигоне. В 1926 г. в качестве местного настоятеля упоминается священник Иоанн Иванович Нефедов. Вероятно, последним настоятелем Троицкого храма являлся священномученик Андрей Владимирович Шершнев. Он родился 1869 г. в селе Нижнее Маслово Зарайского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина. Обучался в учительской семинарии. В 1898–1921 гг. работал школьным учителем. 10 августа 1931 г. был рукоположен в сан священника. В 1932–1933 гг. служил настоятелем Троицкого храма села Троицкие Озерки. В 1933–1934 гг. служил в Введенском храме села Чанки Коломенского района. В 1935–1937 гг. вновь священствовал в селе Троицкие Озерки. 27 ноября 1937 г. был арестован и заключен в коломенскую тюрьму. 8 декабря 1937 г. убит на Бутовском полигоне. Установлены имена четырех клириков, служивших в причте Троицкого храма в должности дьячка. Дьячок Игнат Савельев, 1752 года рождения, клирик Троицкого храма в 1789–1819 гг. В 1770–1789 гг. состоял в местном причте в должности пономаря. Дьячок Михаил Леонтьевич Скворцов, 1778 года рождения, клирик Троицкого храма в 1828–1834 гг. Сын дьячка. Определен из 1-го класса Московской духовной академии. 17 декабря 1803 г. назначен в причт Знаменского храма село Кунцово Московского уезда на должность пономаря. В 1805 г. переведен в причт Космо-Дамианского храма на Покровке в Москве на должность пономаря.

http://sobory.ru/article/?object=46660

«стариковцами». Церковные таинства у них совершались священниками, перешедшими в старообрядчество из господствующей церкви, либо авторитетными наставниками из числа мирян – «стариками». В конце 1830-х гг. часть из них вслед за купцами-старообрядцами г. Екатеринбурга присоединилась к православию на правах единоверия и вошла в открытый в 1838 г. приход Богородице-Казанской единоверческой церкви с. Кодского Ялуторовского уезда, в котором еще в 1870-е гг. значится с. Шатровское, расположенное в 22 верстах от храма. Однако уже в начале XX в. единоверцев в селе не зафиксировано. Вероятно, со временем все они вернулись в староверие. Еще в 1840 г. большая часть местных «стариковцев», не признав единоверие, окончательно отказалась от беглых священников и образовала часовенное согласие, одним из многочисленных центров которого стало с. Шатровское. В разные годы здесь проживали старообрядческие наставники и проводились соборы часовенных, один из которых состоялся 5 января 1910 г. Первая деревянная однопрестольная церковь в с. Шатровском была построена в 1744 г. и освящена во имя Святителя Модеста, Патриарха Иерусалимского, день которого праздновался 18 декабря. Вероятно, к концу 1780-х гг. она обветшала и в 1789 г. был заложен новый, также деревянный, храм во имя того же святого. В 1791 г. местный заказчик – настоятель Рафайловского Троицкого монастыря игумен Гедеон ходатайствовал перед Тобольской духовной консисторией об устройстве в трапезной Модестовской церкви придельной церкви. Очевидно, прошение это было епархиальным начальством удовлетворено, но наименование придельного престола неизвестно. Исходя из наличия в с. Шатровском в последующие годы Ильинского торжка, можно предположить, что он был освящен в честь Святого Пророка Илии. В 1800 г. Ялуторовский заказчик – настоятель Рафайловского монастыря игумен Андрей подал в консисторию прошение об освящении Модестовской церкви. Был ли это заложенный в 1789 г. двухпрестольный храм, или речь идет о новом здании, не установлено. Достоверно известно, что со временем и эта деревянная церковь обветшала, и в 1871 г.

http://sobory.ru/article/?object=48286

Кроме ректора и префекта, бывших в священномонашеском сане и ведших старшие классы – Богословии и Философии, в Семинарии образовался штат учителей – для начальных предметов. Большею частью это были «бельцы», не имевшие священного сана и монашеского звания. Некоторые были и из монашествующих. Из светских учителей дальнейшая жизнь связана была с Монастырем у Федора Шелковникова, вышедшего в священники монастырской приходской церкви. Один из учителей, Николай Васильевич Музовский с 1786-м года был священником в Дрездене, а в последствии, при Императоре Николае 1-м, был духовником Их Величеств, обер-священником Главного Штаба и Гвардейского Корпуса и членом Святейшего Синода 3644 . Из монашествующих учителей некоторые, по выходе из Семинарии, получили высшие иерархические степени. В 1762-м году определен был учнтгелем класса Физики иеродиакон Антоний, в мире Александр Румовский. В 1763-м году он быль назначен законоучителем Сухопутного Кадетского Корпуса, в 1770-м году произведен во архимандрита Вяжицкого Монастыря и проповедника в Московскую Академию, 2-го февраля 1774-го года хиротонисан во епископа Переяславского, в 1776-м году переведен в Астрахань, где и скончался 10-го ноября 1786-го года, будучи с 1785-го года архиепископом 3645 . Иеродиакон Евгений, в мире Емельян Романов, сын священника Новгородской епархии, получивший образование в Новгородской Семинарии и принявший монашество в 1776-м году, был назначен в 1776-м году в сане иеродиакона, из Новгородской Семинарии, учителем Информатории Александро-Невской Семинарии и в том же году законоучителем в Сухопутный Кадетский Корпус. Затем из законоучителей Корпуса 3-го июня 1784-го года был определен архимандритом Московского Златоустова Монастыря, 25-го апреля 1789-го года переведен в Волоколамский Монастырь, а в декабре – во Владимирский Цареконстантинов, в 1794-м году в Ростовский Борисо-Глебский. По другим сведениям, он был учителем с 1784-го года в Олонецкой Семинарии, с 1785-го – во Владимирской, с 1786-го года префектом и игуменом Боголюбова Монастыря, с 1789-го года настоятелем Архангельского в Юрьеве Польском Монастыря, а затем Цареконстантиновского, с 1794-го года ректором Ярославской Семинарии и настоятелем Ростовского Борисо-Глебского Монастыря, с 1795-го года Новоторжского Борисоглебского, с 1798-го года ректором Тверской Семинарии, с 1799-го года архимандритом Макарьева Троицкого Калязинского Монастыря. 4-го марта 1800-го года хиротонисан во епископа в Кострому, где и скончался 9-го декабря 1811-го года 3646 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010