В приделах хранились иконы XVII-XVIII вв., представлявшие собой фрагменты старинных монастырских иконостасов. На сев. стене Рождественского придела помещался шитый золотом и шелком Владимирский образ Божией Матери - вклад Патриарха Иосифа. Придел в честь свт. Иоанна Златоуста в Казанском храме. Фотография. 1926 г. (ГВСМЗ) Придел в честь свт. Иоанна Златоуста в Казанском храме. Фотография. 1926 г. (ГВСМЗ) Во 2-й пол. 40-х - нач. 50-х гг. XVII в. у юго-зап. угла Успенского собора на средства Патриарха Иосифа была возведена каменная колокольня. Во 2-й пол. XVIII в. на ней находилось 3 больших благовестных колокола и 6 звонных. В 1792 г. верхний ярус был разобран. В 1796 г. над входными воротами мон-ря была устроена новая колокольня, на к-рой к 1900 г. находилось 9 колоколов. Известная с XVII в. паперть собора, устроенная на месте древней галереи, к XIX в. обветшала и была снесена, в 1823 г. была построена новая паперть с 5 килевидными окнами на западе. С юж. стороны паперть была расширена за счет палатки, представляющей собой нижний ярус колокольни. В XIX - нач. XX в. здесь находилась ризница, в сев. части - кладовая. На паперти среди 5 икон «старинного» письма находилась икона мч. Авраамия, некогда служившая доской на гробнице святого (росписи паперти не сохр.). К западу от Успенского собора в нач. XX в. находился храм в честь Казанской иконы Божией Матери (до 1789 во имя свт. Иоанна Златоуста) с сев. приделом во имя свт. Иоанна Златоуста и южным - во имя мч. Авраамия Болгарского. Впервые постройка упоминается как «трапеза камена» в писцовой книге Владимира 1624-1625 гг., впрочем, из текста неясно, идет ли речь о здании столовой палаты или о храме (историки архитектуры усматривают в основных объемах храма помещение 2-столпной трапезной палаты, сооруженной в 1-й пол. XVI в.). Опись сер. XVII в. упоминает «церковь теплую во имя Иоанна Златоустого и трапезу каменные». В 1747-1789 гг. в юж. части мон-ря находилась построенная на средства помещицы Ф. А. Пашковой 2-этажная каменная ц.

http://pravenc.ru/text/154985.html

Все братья были определены на военную службу в лейб-гвардии Преображенский полк. Старшие братья внесены в списки полка в 1775 г., а младший Захария определен каптенармусом 1 янв. 1784 г. (РГВИА. Ф. 2583. Оп. 1. Д. 664. Л. 28 об.). Верховские служили в С.-Петербурге, когда узнали, что 3 апр. 1784 г. скончался их отец. Взяв продолжительный отпуск, братья по желанию матери провели полюбовный раздел имения: старшему Филиппу досталось родовое сельцо Буловица, среднему Илии - с. Лобково, а Захария получил 2 деревни. 12 июля 1786 г. скончалась и мать (ГА Смоленской обл. Ф. 48. Оп. 5. Д. 319. Л. 421 об., 439 об.). Житие описывает неск. предзнаменований монашеского пути преподобного. Ок. 1786 г. он впервые посетил пустынников рославльских лесов, подвизавшихся в послушании известному старцу Площанского монастыря иером. Адриану (Блинскому). Жизнь отшельников произвела на молодого человека неизгладимое впечатление. В 1788 г. он исхлопотал отставку (в марте 1789 еще числился отставным поручиком (Там же. Л. 477)), продал свое имение зятю. Вся дальнейшая жизнь З. была связана с пустынножительством и со старчеством. Когда он пришел в рославльские леса, то уже не застал там о. Адриана, ушедшего в Коневецкий в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь . По совету насельников («Блажен бы ты был, добрый юноша, если бы отец Василиск принял тебя в ученики. Это - звезда наша пустынная!») он обратился за старческим окормлением к прп. Василиску (Гаврилову), к-рый, однако, рекомендовал Захарии начать иноческий путь в общежительном мон-ре. Летом 1789 г. Захария отправился в Коневецкую обитель. Прп. Зосима (Верховский). Икона. 2000 г. Иконописцы Н. А. Криван и В. В. Криван (Зосимова пуст.) Прп. Зосима (Верховский). Икона. 2000 г. Иконописцы Н. А. Криван и В. В. Криван (Зосимова пуст.) По благословению коневецкого строителя иером. Адриана З. пек просфоры и служил пономарем в храме. Познакомившись с аскетической традицией афонских старцев и прп. Паисия (Величковского) , З. практиковал регулярное откровение помыслов о.

http://pravenc.ru/text/200021.html

По качеству архитектуры протестант. храмы превосходят католические, поскольку их строительство не поощрялось, в то время как на возведение протестант. церквей выделялись гос. средства. В первые десятилетия XVIII в., после принятия в 1707 г. специального акта ирл. парламентом (подобный акт был принят и в Лондоне в 1711), возводится сразу неск. церквей в Дублине. Они имеют типичный для протестант. церквей план - основное пространство окружено галереями с 3 сторон и небольшим алтарем с востока. Фасад ц. св. Вербурги (1715; архит. Т. де Бург, главный инспектор в 1700-1730), утратившей деревянный купол и шпиль, возможно, принадлежит архит. Галилеи. В неоконченной ц. св. Анны (1720; архит. А. Уиллс) интерьер был устроен в рим. стиле. В 20-х гг. XVIII в. в быстро растущем Корке возвели 5 протестант. церквей; среди них следует отметить ц. св. Анны Шендон (1722) с квадратной массивной зап. башней, дополненной в 1749 г. 3 ярусами, вероятно по образцу минарета Большой мечети в Кайруане (Тунис) ( Craig. 1982. Р. 207). Среди др. храмов стоит отметить церковь в Мойре (графство Даун; 1723) с западной башней и неск. наивным палладианским фасадом, крестообразную церковь в Нокбриде близ Белфаста (1737; архит. Р. Касселс) со скругленными рукавами трансепта и церковь в Балликасле (графство Антрим; 1756) со строгими палладианскими деталями из натурального камня. Неоклассицизм Большое значение в И. имели постройки, реализованные по проектам одного из крупнейших архитекторов английского неоклассицизма («стиль Роберта Адама») - У. Чемберса: Чарлмонт-хаус в Дублине (1763), актовый зал (1787) и капелла (1798) дублинского Тринити-колледжа и др. По проекту архит. Дж. Уайета был построен дворец Касл-Кул (графство Фермана; 1789-1798). Крупнейшими представителями неоклассицизма в И. были Т. Кули, автор дублинских зданий ротондальной Биржи (1769-1779, ныне городская ратуша), таможни (1781-1791) и Четырех судов (1786-1802), и его ученик Дж. Гэндон, к-рый закончил строительство зданий таможни и Четырех судов, начатых его наставником, реконструировал здание Парламента (1785-1789) и начал строить Королевский суд (1795-1816, после 1808 под рук.

http://pravenc.ru/text/674067.html

38 Об отпуске Хомутову 2000 руб. на священнические и диаконские облачения... 1760 года на 8 листах. 39 Фермуар прислан при следующей записке: от Татьяны Николаевой Нарышкиной урожденной княжны Долгоруковой, пожертвован в церковь св. Николая, что называется морской, фермуар, украшенный бриллиантами, для украшения образа св. Николая Чудотворца, перед мощами. Апреля 29 дня 1854 года. Татьяна Николаева Нарышкина. 42 См. Арх. Морск. Министер. Дело 1806 года о церквах находящихся в ведении Морского Министер. 522, шкаф 32. папка 130. Предложение Чичагова Коллегии от 18 января 1806 года. 96. 44 Ук. Интендантской Экспедиции, к протоиерею Тимофею Васильеву, от 27 февр. 412 20 июня 1776 г. 45 Ук. Интендантской Экспедиции, к протоиерею Тимофею Васильеву, от З1 июля 4346, и от 8 авг. 1781 г. 285. 46 Ук. Интендантской Экспедиции, к протоиерею Василию Алексееву, от 21 февр. 831 и от 2 мая того же года 2160. 48 В след. ук. Интендантской Экспедиции, от 2 июля 1770 г. 3893, к протоиерею Василию Алексееву, так изложены обязанности его к певчим: минувшего мая 13 дня Адм. Коллегии определила: находящимся при Морском Богоявленском Соборе певчим жалованье по каждой трети производить благонадежным по одобрению вашему, а кои из них не благонадёжны состоянием, тем, чтобы они, вновь сделанных им парадных мундиров, за не неимением своих, в непорядочную носку не могли употребить, в руки того жалованья не отдавать, а отдать оное на рассмотрение ваше, из коего вами и довольствованы быть могут, смотря по их нуждам. 50 Советники эти были в следующем порядке: 1) капитан Барзов с 1764 по бригадир Ильин с 1771 по 1777 г.; 3) бригадир Нижегородцев с 1777 по 1786 г.; 4) капитан Глотов с 1786 по 1789 год 5) подполковник Павел Зернов с 1789 по 1790 г.; 6) флота капитан кн. Голицин с 1790 г.; 7) Павел Зернов (вторично) с 1791 по 1794 г.; 8) капитан-лейтенант Данеберг с 1794 по 1804 г.; 9) Клавер 1805 г.; 10) капитан-лейтенант Ендоров 1806 г. 11) полковник Стрельников с 1807 по 1809 г. 53 Из церковных денег Никольского Собора в уплату за сей дом, по мнению коллегии, поступило 17843 руб., а остальные 7172 руб. она уплатила, по её словам, из собственных сумм.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В 1789 г. прихожане пожелали соорудить каменную двухэтажную церковь: в нижнем этаже – во имя Рождества Богородицы, а в верхнем – во имя Вознесения Господня. Заложение храма было совершено протоиереем Карпинским 16 мая 1792 г., по благословенной грамоте Тобольского епископа Варлаама, подписанной им 28 сентября 1789 г. Церковь, устроенная в нижнем этаже, была освящена тем же протоиереем 2 сентября 1801 г., с благословения преосв. Иоанна, первого епископа Пермского. Вознесенская церковь освящена протоиереем Карпинским 25 июля 1818 г., по благословению Иустина, епископа Пермского. Деревянная церковь, в силу указа Пермской духовной консистории от 19 мая 1808 г., перенесена в Нижне-Исетский завод. В 1834 г. священно-церковно-служители и прихожане решили пристроить к Вознесенской церкви два придела с южной стороны, два придела с северной и новое крыльцо. Пристройки эти сооружены по присланному из «главного управления путей сообщения и публичных зданий» плану, высочайше утвержденному в мае 1836 г. С благословения епископа Евлампия 25 июля 1837 г. священниками Вознесенской церкви было совершено заложение храмов: во имя св. пр. Илии и во имя св. Митрофана, а 23 июля 1839 г. преосв. Евлампием заложены приделы на южной стороне - во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и во имя явления Казанской иконы Божией Матери. Придел св. Митрофана освящен 6 июня 1848 г. преосв. Ионою, им же освящен 23 сентября 1852 г. Благовещенский придел. 6 июля 1889 г. протоиереем Василием Луканиным, по благословенной грамоте преосв. Поликарпа, освящен храм во имя иконы Казанской Божией Матери, а 15 июля 1890 г. тем же протоиереем освящен Пророко-Ильинский придел. В 1862 г. в храме Рождества Богородицы, с благословения Варлаама, епископа Екатеринбургского, вместо старого иконостаса был установлен новый, старый же был перенесен во вновь устроенную в дер. Владимирской часовню. В 1887 г., с благословения преосв. Нафанаила, был обновлен иконостас и в Вознесенском храме: поставлены новые колонны и все иконы переписаны заново.

http://sobory.ru/article/?object=01226

Отец Иннокентий, проснувшись, тотчас же поведал настоятелю, игумену Назарию, о видении своем. Мудрый старец уразумел в этом видении благоволение Валаамских чудотворцев к возобновлению древней их обители, а в сновидце познал преемника и деятельного продолжателя своего подвига. Нижняя церковь собора во имя преподобных отец Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, была освящена в 1789 году. Для скитской братии в полутора верстах от монастыря были построены шесть каменных небольших келий и среди них небольшая каменная церковь . В 1789 году игумен Назарий обратился к митрополиту Гавриилу с просьбой о строительстве новой каменной церкви в скиту. В своем письме он объяснял историю возникновения скита: «Когда в обители нашей жил преподобный Александр Свирский , имел уединенную келию не в дальнем расстоянии от монастыря, где после того построена была деревянная церковь во имя его, которая от долговременного стояния разрушилась, но чтоб оное место не пришло в забвение, то желаем на оном месте построить каменную небольшую церковь во имя Всех Святых». Из этого приведенного о. Назарием монастырского предания следует, что впервые скит был устроен при жизни преподобного Александра Свирского на Валааме. Деревянная церковь уже существовала в XVI веке, она указана на старинной шведской карте. В 1793 году в обители были освящены два храма: скитский во имя Всех Святых и во внутреннем монастырском каре справа от входа в Святые врата – в честь святителя Николая Чудотворца. Тогда же вблизи монастыря были построены два каменных дома для рабочих, каменный дом для приема странников и каменная пустынная келия для игумена Назария – место духовного отдохновения старца от тяжких трудов настоятельства. В том же году по Высочайшему повелению в монастыре была учреждена епархиальная больница на пять человек. В 1794 году состоялось освящение Спасо-Преображенского собора и придела его во имя святых апостолов Петра и Павла, а в 1796 году, по перестройке, – храма Успения Пресвятой Богородицы, который завершал четырехугольное внутреннее каре

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

М. продолжал обращаться к гос. чиновникам и церковным деятелям, пытаясь довести свою миссию до успешного завершения. В сент. 1789 г. он обратился с просьбой к имп. Екатерине II позволить ему переехать в Астрахань и в нояб. 1789 г. поселился в астраханском в честь Преображения Господня мужском монастыре . В июле 1792 г. М. в письме имеретинскому духовенству внес предложение избрать нового католикоса-патриарха. Функции Главы Церкви были возложены на митрополита Кутаисского сщмч. Досифея (Церетели) . В сент. 1792 г. М. решил отправиться на Св. землю и Афон, в нояб. прибыл в Киев, где заболел. М. скончался в Киево-Печерской лавре 30 мая 1795 г. Погребен в трапезной церкви лавры (Там же. С. 38). Соч.: Окружное послание Абхазо-Имеретинского католикоса с разными духовными наставлениями. 38//АКавАК. 1866. Т. 1. С. 46-47. Ист.: О восстановлении звания Кутаисского митрополита с возвращением принадлежащих ему угодьев. 24//АКавАК. 1866. Т. 1. С. 28-30; Пурцеладзе Д. Груз. церк. гуджари (грамоты). Тифлис, 1881; Грамоты и другие ист. док-ты XVIII ст., относящиеся до Грузии/Сост.: А. Цагарели. СПб., 1891. Т. 1; 1902. Т. 2. Ч. 2; Пальмов Н. Н. Некоторые сведения о католикосе Имеретинском и Абхазском Максиме II//ТКДА. 1913. Т. 3. 12. С. 566-588; Церковные док-ты Зап. Грузии/Сост.: С. Какабадзе. Тифлис, 1921. Т. 2 (на груз. яз.). Лит.: Какабадзе С. К церковным реформам Соломона I. Тифлис, 1913 (на груз. яз.); Мачарадзе В. Бесики на дипломатическом поприще. Тб., 1968 (на груз. яз.); он же. Материалы по истории рус.-груз. отношений 2-й пол. XVIII в.: АДД. Тб., 1968; Соселия О. Очерки социально-полит. истории Зап. Грузии феод. эпохи. Тб., 1973. Т. 1; Цкитишвили З. Государственные деятели Грузии (2-я пол. XVIII - нач. XIX в.). Тб., 1980 (на груз. яз.); Рехвиашвили М. Имерети в XVIII в. Тб., 1982 (на груз. яз.); Коридзе Т. Максиме II (Абашидзе)//Католикосы-патриархи Грузии. Тб., 2000. С. 168-171 (на груз. яз.); Юзефович Т. Договоры России с Востоком: Полит. и торговые. М., 2005. З. Абашидзе, Т. Коридзе

http://pravenc.ru/text/2561632.html

Из состоявшегося в 1789 году сословного собрания Франции 149 священников и 4 епископа, в том числе аббат Сийе и Отюнский епископ Талейран, присоединились к революционному учредительному национальному собранию. Церковное (духовное) сословие добровольно отказалось от сословных привилегий. Национальное (законодательное) собрание 2 ноября 1789 года проголосовало за предложение Талейрана о секуляризации владений и состояния католической церкви и об установлении духовенству государственного жалованья. В феврале 1790 года пришел черед роспуска монашеских орденов. 12 июля 1790 года национальное собрание приняло закон о конституции французской национальной церкви (Constitution civile). В соответствии с этим документом число епископств было сокращено со 134 до 83; при этом назначение епископов доверялось выборным государственным органам. Тем самым французская церковь была отделена от Рима. Однако до тех пор, пока не прервались дипломатические контакты (май 1791 года), Пий VI проводил по отношению к Французской революции политику выжидания и увещеваний. Он действительно оказался совершенно растерянным перед лицом революционных событий. И даже присягание французского духовенства Constitution civile он запретил только спустя год, когда значительная часть духовенства уже совершила акт присяги. В своем послании от 13 апреля 1791 года Пий VI объявил революцию несовместимой с верой и принадлежностью к церкви. Вследствие этого французская церковь раскололась: одна ее часть - сторонники конституции - принимала новую систему, а другая часть, консервативная, сохраняла верность папе. Когда революция стала носить более радикальный характер, церковь, занимавшая враждебную ей позицию, была подавлена административными средствами. Папа - хотя и отлучил от церкви Талейрана - сам никакого влияния на ход событий не мог оказать. На папские проклятия и отлучения революция ответила тем, что в сентябре 1791 года она окончательно присоединила к Франции Авиньон и графство Венессен, являвшиеся владениями папы.

http://sedmitza.ru/lib/text/441671/

1735 год. «... Мне для моей физической болезни здесь, в близости завода, для великого курения и пыли жить весьма тяжко; того ради надлежит командирской двор построить за городом на северной стороне, где от меня место показано...» - так писал Василий Никитич Татищев в канцелярию Главного правления заводов. Место, о котором здесь говорится, - Вознесенская горка, тогда ещё, правда, безымянная. Дом для Татищева возвели каменный, обустроили вместительный погреб, отвели огород. 1770 год. 19 сентября (по старому стилю) освящен в Екатеринбурге новый храм в честь Вознесения Господня. Церковь была деревянная и стояла у подножия горы, там, где позже появился печально знаменитый Ипатьевский дом. 1789 год. «... Вознесения Господня церковь пришла уже в ветхость, а по желанию нашему вознамерились построить вместо деревянной вновь каменную церковь, для которой уже припасы приуготовляются, а как подле оной порозжего места нет, то по красоте города есть здесь в Екатеринбурге на горе против сказанной церкви бывшего горного командира Татищева дом, ветхостью со всем строением и каменной палаткою оценен в продажу... чего ради просим, чтобы повелено было к строению каменной церкви место отвесть на горе, против упоминаемой Вознесенской церкви». Эту просьбу подали городской администрации прихожане и священнослужители храма. Благословение на новое строительство было получено в том же 1789 году, закладку здания произвели в 1792-м, а в 1801 году освятили в нижнем этаже придел в честь Рождества Богородицы. В 1808 году старый деревянный храм разобрали и перенесли в Нижне-Исетск. На его месте позже появилась маленькая каменная часовня, та самая, которую мы видим на фотографиях рядом с домом Ипатьева. Так Вознесенский храм словно взошел от подножия горы на ее вершину. В XIX веке церковь неоднократно достраивалась и расширялась. К началу XX столетия обширный храм имел 6 приделов: Вознесенский, Рождества Богородицы, Благовещенский, во имя святителя Митрофана, во имя Ильи Пророка, в честь Казанской иконы Божией Матери. В нижнем этаже размещалась мужская одноклассная церковно-приходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=01226

Петровское. Церковь Петра и Павла. Петропавловская церковь Карта и ближайшие объекты В 1648 году «на монастырскую сумму» здесь построена была деревянная церковь о пяти главах во имя Петра и Павла с приделами во имя святителей Петра, Алексия и Ионы. С тех пор официально село стало называться Петровским или Петропавловским, но старое название сохранялось еще очень долго. В сентябре 1716 года церковь сгорела. В том же году митрополит казанский митрополит Тихон выдал грамоту на построение новой деревянной церкви и грамоту на сбор денег. В селе было построено сразу 2 церкви: холодная – Петропавловская и теплая в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1880 году в клировой ведомости сообщались такие любопытные факты: «Когда построена первая церковь в с. Петровском неизвестно, Только то, что первоначально было две деревянные церкви. Одна сгорела, а другая по ветхости уничтожена». 4 июля 1787 года Казанская духовная Консистория дала указ на разрешение строительства, и в том же месяце были заложены первые камни новой церкви. Спустя 2 года, 5 августа 1789 года Тимофеев обратился в Уржумское духовное правление с жалобой на «нерадивость» прихожан в постройке церкви (значительное количество крестьян здесь были старообрядцами) – «прихожане с началу являлись нерадивыми и справляли дрова для обжига кирпича и всякого лесу для потребных надобностей весьма малое число». А летом 1789 года строительство церкви совсем остановилось, так как вся церковная казна оказалась истраченной по «дорогой цене» строительных материалов. 11 декабря того же года архиепископ Амвросий обратился к генералу – аншефу казанскому и вятскому генерал-губернатору П.С. Мещерскому с просьбой о помощи заставить крестьян петровского прихода достроить церковь. Мещерский поручил это дело через Уржумский нижний земский суд Вятскому исправнику. В сентябре 1791 года теплая придельная церковь была построена и со всем «принадлежащим благолепием убрана, и престол построен в указанную меру». 1 октября по указу преосв. Лаврентия, епископа Вятского и Великопермского теплый придел был освящен «правителем» Уржумского духовного правления о. Алексием Ивановым во имя Покрова Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=09560

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010