Иеромонах Феодосий, строитель, определен 1775 года января 23 дня из экономов Крутицкого архиерейского дома, с исправлением экономской должности, впредь до указа, который последовал 19 октября того же 1775 года. Скончался ли он в обители или переведен на другое место, не знаем; только из бумаг видно, что в 1779 году место строителя в Оптиной Пустыни занимал. Иеромонах Корнилий, бывший преемником Феодосия и по экономской должности; но в ноябре 1780 года Корнилий, согласно его желанию, возвращен к прежней экономской должности. Александр, строитель, назначен 1780 года декабря 22 из иеромонахов Александро-Невской лавры; скончался в 1782 году. Иеромонах Корнилий, из экономов Крутицкого архиерейского дома, вторично определен в строители Пустыни, по указу от 25 июля 1782 года, с исправлением и экономской должности. Иеромонах Николай, строитель, из наместников Пафнутьева Боровского монастыря назначен 26 октября 1782 года, но, по прошению его, в 1783 году февраля 1 дня, за слабостью здоровья и преклонностью лет, от сей должности уволен и оставлен на покое в своем монастыре. Пустынь же оставлена под смотрением Боровского архимандрита Сильвестра и Оптинского казначея, иеромонаха Арсения. Андрей, строитель, определен 1783 года мая 31 дня из иеромонахов московского Чудова монастыря, а в 1789 году, января 29, за старостью лет, уволен на покой в Троицко-Сергиеву лавру, в число больничных. Иоасаф, строитель, определен 1789 года января 29 дня из Давидовой Пустыни, где также находился в строительской должности. Выбыл в Москву. Антоний, строитель, с 1792 года, из иеромонахов Песношского монастыря. Выбыл в Москву. Иосиф, строитель, определен 1795 года февраля 1 дня из иеромонахов Песношского монастыря с тем, чтобы быть ему, как сказано в резолюции митрополита Платона, «под наблюдением и распоряжением Песношского настоятеля Макария». Ввел в обители устав и чиноположение Песношского монастыря. Уволен по собственному прошению, за слабостью здоровья. Авраамий, игумен, приснопамятный восстановитель обители. Родом из мещан города Рузы; уволен обществом в монашество 1789 года, а определен указом в Песношский монастырь в число братства в 1790 году; пострижен в монашество 1791 года апреля 6; посвящен в иеромонаха 1792 года: назначен строителем в Оптину Пустынь в 1796 году; 1801 произведен во игумена в лихвинский Покровский Добрый монастырь, с управлением и Оптиным, но в том же году, за немощью, от управления Добринским монастырем отказался и начальствовал, по-прежнему, в Оптиной Пустыне в игуменском сане; скончался в сей же Пустыни в 1817 году января 14 дня. Как инок, он был спасительным образцом деятельной христианской жизни, за что стяжал нелицемерную любовь от собранного им братства и окрестных жителей, и до сих пор почитающих память благочестивого старца, служением панихид на гробе его.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

И здесь здравому пониманию может помочь размышление: если последовавшая за Собором эпоха оказалась эпохой революции в Церкви, то не потному ли, что эту революцию начал Собор? «Собор – это 1789 год для Церкви», – сказал кардинал Суэненс. «Проблема собора состоит в том, что он принял ценности, накопленные двумя веками либеральной культуры», – говорит кардинал Ратцингер. И поясняет: Пий IX в своем «Силлабусе» безоговорочно отверг мир, вышедший из французской революции, и, в частности, осудил следующее положение: «Римский Первосвященник может и должен соглашаться с прогрессом, либерализмом и современной цивилизацией и подчиняться им» (н. 80). Собор, признает Йозеф Ратцингер, выступил с «анти-Силлабусом», объявив о примирении Церкви и либерализма в самом подробном своем документе – «Gaudium et spes». Между тем Папы XIX века ясно видели, что в революции 1789 года имеет отношение к христианской истине и может быть принято Церковью . Такое заявление, тем более из уст представителя духовного ядра Церкви, в высшей степени драматично.! Действительно, какова была сущность революции 1789 года? Она заключалась в предписании обществу, которое еще было католическим, протестантских натурализма и субъективизма, выраженных в форме юридических норм. Отсюда провозглашение прав человека без Бога, отсюда прославление субъективности каждого в ущерб объективной истине, отсюда постановка на одну правовую ступень всех религиозных «вер», отсюда, наконец, – устроение общества без Бога, в отрыве от Господа Нашего Иисуса Христа. Эта чудовищная теория обозначается одним словом: ЛИБЕРАЛИЗМ. Увы, мы поистине прикасаемся здесь к «тайне беззакония» ( 2Фес. 2, 7 ). После Французской революции демон привлек в лоно Церкви людей, исполненных духа гордыни и новизны, представивших себя вдохновенными реформаторами, которые, возмечтав о примирении Церкви с либерализмом, попытались осуществить предательский союз между Церковью и принципами революции! Возможно ли в самом деле примирить Господа Нашего Иисуса Христа с набором заблуждений, которые столь резко противоречат его Благодати, его Истине, его божественности, его всемирному царству? Нет, Папы не ошибались, когда, опираясь на традицию и в соответствии с ней обращаясь к авторитету Святого Духа, осуждали своей верховной властью и с восхитительным постоянством преступную католическо-либеральную измену. – Но как же тогда либеральной секте удалось навязать свои взгляды вселенскому собору? Как противоестественный союз между Церковью 3 и революцией смог взрастить чудовище, чье пустословие вселяет сегодня ужас даже в самых верных его приверженцев? На эти вопросы я и пытаюсь ответить в своих беседах о либерализме, показывая, что яд либерализма, единожды, проникнув в Церковь , прямым путем ведет ее к отступничеству.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oni-...

1 Барон М. А. Корф (в Жизни графа Сперанского, ч. I, стр. 19) относит время прибытия его в С.-Петербурге к январю 1790 года; но, судя по словам И. И. Мартынова («в Петербург приехали мы в последних числах октября 1789 г.». «До приезда нашего почти уже из всех семинарий прибыли студенты, кроме сибирских», «Заря», 1871 г., 6) и по словам самого Сперанского в прошении митроп. Гавриилу об увольнении его на гражданскую службу («в александроневской вашего высокопреосвященства семинарии нахожусь я с 1789 г.»), вернее полагать, что М. М. Сперанский прибыл в С.-Петербург в 1789 г. и именно в октябре. 3 Сочинения Державина, с объяснительными примечаниями Я. К. Грота. Т. III, Спб., 1870 г., стр. 326 – 335. 4 «Что касается математических наук, мы весьма довольны были своим учителем». Записки И. И. Мартынова. 5 Мы называем их старшими товарищами М. М. потому, что они уже с января 1790 г. были учителями; а это дает повод думать, что они поступили в семинарию, по крайней мере, годом раньше Сперанского. 6 Д. С. Стефановский, протоиерей в Полтаве. М. К. Соловьев – вышел в гражданскую службу. Никифор Тютюков – кафедр. протоиерей в Иркутске. Борис Поликарпов – кафедр. протоиерей в Казани. Лев Земляницын – кафедр. протоиерей в Тобольске. Алексей Яковлевич Мудров. Иоанн Покровский – кафедр. протоиерей в Туле. Иеромонах Виктор и другие. 7 Аттестат, выданный М. М, Сперанскому, при переходе его на гражданскую службу, митр. Гавриилом (Жизнь графа Сперанского, ч. I, стр. 46) для нас – непонятная вещь. 12 Русск. Арх. 1868 г. стр. 1760. Из сочинений его особенно значительно «Историческое обозрение Сибири». Ч. 1. 1837, ч. 2. 1844 г. 15 На вопрос достопочтенного О. М. Бодянского (в «Чтениях» 1871 г. кн. 3): в самом ли деле священник иркутской вознесенской церкви Иван Ильич Худяков (имевший сына Пальмовского), был когда-то учеником Сперанского, – считаем долгом ответить, что в списке учеников невской семинарии за 1797 год есть Иван Пальмовский, сын священника города Иркутска тихвинской церкви, Ильи Иванова, очевидно, тот самый, о котором и поставлен вопрос. Он показан поступившим в семинарию (сначала, вероятно, в иркутскую) в 1785 году, имеющим 21 год от роду и в 1797 году – студентом философского класса. Товарищ М. М. Сперанского, продавший эти «записки» И. И. Пальмовск ому, был, вероятно, не П. Тютюков, который отправился в Сибирь в том же году, как Сперанский только сделался учителем, а, вероятно, П. А. Словцов, читавший в невской семинарии физику после Сперанского и после того неокторое время живший в Иркутске.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Усть-Каменогорск. Усть-Каменогорский Троицкий монастырь. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1789 и 1809. Адрес: Республика Казахстан, Восточно-Казахстанская область, г. Усть-Каменогорск, ул. И.М.Лихарева, 16 Координаты: 49.947416, 82.602162 Проезд:Проезд на автобусах и маршрутном такси до остановки " Троицкий монастырь " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Градо-Устькаменогорская Троицкая церковь в крепости (1789-1809) Появление первого помещения для совершения богослужений на месте существующего здания Троицкой церкви, неразрывно связано с появлением в устье рек Иртыша и Ульбы Устькаменогорской крепости. В 1720 году, небольшой отряд под командованием гвардии майора Ивана Михайловича Лихарева отправился из Тобольска вверх по Иртышу, с целью исследования возможных путей к Яркенду, а также строительства крепости в районе озера Нор-Зайсан. Не обнаружив там подходящего места для этого, экспедиция двинулась по Черному Иртышу, где «… на 12 день плавания… русские были встречены сильным отрядом джунгар. Завязалось сражение, продолжавшееся трое суток, после чего с предводителем джунгар…был заключен мир. Возвращаясь обратно… Лихарев в 1720 году основал Устькаменогорскую крепость. Тотчас же в это укрепление был командирован из Европейской части России драгунский Колыванский полк, который привез с собой походную церковь. Это была самая первая церковь в Устькаменогорской крепости. С полком прибыл иеромонах Георгий. Походный храм был легкий и быстро складывающийся. Дубовые складные рамы, обтянутые голубым китайским штофом, изобразили иконостас. На этой-то легкой китайской ткани и были написаны иконы… Около сороковых годов XVIII столетия в Устькаменогорской крепости появляется уже деревянная церковь, впоследствии сгоревшая. Церковь была небольшая, с отдельной колокольней, крытая берестой. По распоряжению митрополита Тобольского Павла вместо сгоревшего храма был заложен новый…», освященный 6 июня 1775 года. «…Через 14 лет после постройки деревянной церкви поднялся вопрос о замене ее каменной, в виду ветхости деревянного храма. Каменный храм был заложен 26 июня 1789 года по благословению Варлаама, епископа Тобольского… Постройка церкви затянулась на 20 лет. Чем вызывалась такая медленность в построении не особенно большого храма, из дел церковных трудно усмотреть… Одна из возможных причин – неоднократные изменения проекта. Изначальный вариант предполагался по образу и подобию собора Петра и Павла в одноименной крепости города Санкт-Петербурга. Это популярный в петровскую эпоху стиль голландских кирх. Вытянутый четырехугольник, в середине увенчанный барабаном – как правило, восьмерик с луковичной главкой. Стены прорезаны узкими прямоугольными оконными проемами. Колокольня задумывалась как упрощенный вариант колокольни упомянутого собора Петра и Павла, с огромным шпилем…»

http://sobory.ru/article/?object=15402

ВЕВ., 1879 г., 324. «Правда о архиепископе Варлааме, бывшем первом Волынском, а потом архиепископе Могилёвском, скончавшегося в звании простого монаха, и другие некоторые сведения, необходимые для истории Волынской семинарии», свящ. А. Ф. Хвойницкого (стр. 323329). – КЕВ., 1891 г., 124. «Биографичкское сведение об архимандрите Варлааме Шишацком, в последствии архиепископе Могилёвском» (стр. 124126). 1190 Агр., Сб., V, 104. «Зап. иг. Ореста». – БСС., Список духовным особам за 1810 г., стр. 17. –АСС., 1795 г., 35, лл. 910. 1192 В записках игумена Ореста, записано известие, будто по окончании Киевской академии Шишацкий был направлен был нпаравлен для получения высшего образования в Рим, но, по случаю военных действий в Италии, в Рим не доехал и вернулся на родину. – Агр., Сб., V, 104. «Зап. иг. Ореста». – Сообщение, отзывающееся чем-то легендарным и не имебщее себе подтверждение. 1193 Переяславский Михайловский монастырь, в городе Переяславле, упразднён в 1786 г. Ныне собор Михаила Архангела. – В. В. Зверинский «Материал», II, 927. 1194 Ныне село Макошин, Сосницкого у., Черниговской губ., при р. Десне Мокошинский монастырь упразднён в 1786 году. – В. В. Зверинский «Материал», I, 324. 1195 АСС., 1789 г., 112, лл. 2.159. – АСС., 1785 г., 35, лл. 910. – ВЕВ., 1879 г., 324. «., 1891 г., 124. « Биогр. свед. об архим. Варлааме». – Агр., Сб., V, 104. «Зап. иг. Ореста». – ВЕВ., 1892 г., 398399. «Город Владимир, Волынской губернии, в связи с историей Волынской иерархии». 1198 АСС., 1789 г., 112, лл. 23. – МЕВ., 1892 г., 402404. «Дело об арест. поляками преосв. Виктора». 1204 АСС., 1794 г., 265, лл. 86. 93. 163. 168. – АСС., 1789 г. 112, лл. 159. 161. 169. – Определён 19 июня. 1212 АСС., 1794 г., 265, лл. 140141. – АМДК., 684. – КЕВ., 1891., 122124. «Грамата перосвященного Виктора архимандриту Варлааму Шишацкому». 1213 Архимандрит Варлаам имел печальную судьбу. 3 июня 1795 г. он был хиротонисан в епископа Житомирского. 20 декабря 1805 г. перемещён в Могилёв на Днепре. 23 марта 1808 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Не зная, откуда заимствован монастырскими записками это любопытное сведение, мы, по выше приведённым причинам, относим его к последнему десятилетию XVIII столетия, то есть, ко времени Графа Николая Петровича, тем более, что в 1789 году (уже по кончине Графа Петра Борисовича), согласно общим Правительственным распоряжениям, штат обители сократился до 7 человек вместе с Настоятельницею, а следовательно ещё неудобнее было для такого малого числа сестёр исполнять обязанности, налагаемые общежительным уставом, не имея при том возможности принимать в своё сожитие желающих сверх штата на общее, или на своё собственное, содержание. Да и самая прибавка жалованья вдруг из 5 рублей на 35 Игуменьи, и из 3 на 17 монахиням, кажется нам не последовательною, если относить это изменение ко времени Графа Петра Борисовича между 1775–1789 г. 30 . Итак, не отвергая вовсе возможности такого события, и относя его в сём случае к пространству времени между 1789 и 1800 годами, нам вероятнее кажется предположение, что община, как учреждение основателя обители, оставалась для неё обязательною до самого штатного положения 1800 года, коим денежное жалованье и хлебное довольство было исчислено не общим числом на содержание монастыря, а порознь на каждое лицо, через что негласно уничтожилось прежнее, стеснявшее обитель, учреждение. Во всяком случае официальных распоряжений об уничтожении общины в архиве обители не имеется. В 1788 году, 28 Апреля, последовал Высочайший Указ Святейшему Правительствующему Синоду, заключавший в себе распоряжения о положении в штат и упразднении остающихся за штатом монастырей и пустынь, с обращением их в приходские церкви, в Наместничествах: Харьковском, Екатеринославском, Курском и Воронежском. В третьем пункте сего Указа определено: «что же касается до Борисовской Тихвинской пустыни в Харьковском Наместничестве, на содержании Графа Шереметева состоящей, оную оставить на его волю, наблюдая токмо, дабы в оной число монашествующих не превышало установленного для пустынь, на собственном содержании оставленных» (т.е., 7 человек вместе с Настоятельницею).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Дионисий 1-й (1785– 1789 г.), сын протоиерея в местечке Кожанп, в Македонии, близь Солуня. Он сперва был священником, но по смерти жены постригся в монашество на Афоне. Отсюда переселился в Букарешт, где несколько времени занимался обучением детей молдо-влахийского князя, а за тем с его рекомендацией прибыл в Константинополь и посвящен был в епископа, но, не имея епархии, считался проповедником великой константинопольской церкви, и проповедывал на греческом и турецком языках. В 1785 году на 35 г. от рождения, он определен был архиепископом Белграда и митрополитом всей Сербии; но после занятия Белграда турками (1789 г.) переселился в Австрию и жил в Будин-Офене в качестве епископа Сент-Андрейского до самой смерти (1822 г.) 118 . Мефодий (1789 г,) грек, – присланный из Константинополя: он защищал сербов от насилий турецких дахип, и за то был удушен 119 . Леонтий, грек. – Он управлял церковию в самый разгар войны сербов с турками. Сербы не любили его, смотрели на него, как на изменника, преданного турецкому правительству, и не доверяли ему. Когда Георгий Черный бежал в Австрию, – в след за ним туда же бежал (1813 г.) и Леонтий. Дионисий II, в мире драгоман Рупшид-Паши Димитрий, возведен на белградскую кафедру по желанию этого паши: он рукоположен был в местечке Софии (1814 г.), но в тот же год и скончался 120 . Агафангел, грек, прибывший в Белград из Адрианополя в 1816 г. Он хорошо знал языки греческий и славянский, и отчасти французский; из Белграда переселился в Константинополь, где занимал патриаршую кафедру (1826 – 1830 г.), но впоследствии сослан в Кессарию и умер в Адрианополе 121 . Кирилл, грек (1824 – 1827 г.). Анфим, угрожденец острова Андроса, из епископов ловчанских; умер на Афоне. Мелетий Павлович (1831 – 1833 г.), преемник Анфима, из сербов. Получив образование в монастыре, во Врачевнпце, он вступил в монашество и с 1816 г. был архимандритом. В сане митрополита он пользовался любовию и уважением как князя Милоша, так и всех сербов 122 . Петр Иванович, (1853– 1858 г.) из венгерских сербов. Он родился 18 февраля 1800 г. в Илоне. Получив образование в Карловцах и Сегедине, он 10 лет был профессором в Карловацкой гимназии; а в 1831 г. перешел в Сербию, где поступил па должность секретаря княжеской канцелярии. Отправляя эту должность, он много содействовал правильному устройству в Белграде консистории и богословской школы, и назначению постоянного жалованья членам консистории, профессорам богословской школы п окружным протоиереям. В 1853 г. принял монашество, и тогда же рукоположен был константинопольским патриархом в митрополита Сербии. Но в этом сане он мало заботился о церковных делах, редко совершал богослужение, еще реже проповедывал. Оттого не пользовался любовию и уважением духовенства и народа и– оставил кафедру 123 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Площадь под тогдашним сооружением достигала 590 кв. саженей. Пожар конца 18 века уничтожил церковь. Древнейшая уцелевшая запись в ее метрике была сделана в 1742 г. священником Иоанном Ивановичем Шкуркой. Как гласит документ за 1783 год, церковь «починки не требует». Итак, сгорела она между 1783 и 1789 годами. После того, как царские власти приняли в 1788 году решение о закрытии монастыря Предтеченская пустынь, михайловские помещики генерал-майор А.Г. Иваненко и майор И. Сек. Миклашевский отдали одну из монастырских церквей - трапезную церковь «Введение Богоматери во Храм» на восстановление уничтоженного огнем Воскресенской церкви в Лебедине. Строительство ее завершилось в 1789 году в значительной степени благодаря стараниям священника Григория Шкурского. В церковной метрической книге читаем: «На место погорелой вновь построена Воскресенская церковь при священнике Григории Шкурском. Оная Воскресенская церковь построена деревянная при ней колокольня особо срубленная деревянная». Построена церковь в 1789 году «тщанием прихожан» и «старанием священника Григория Шкурского». В документе Сумского областного архива читаем, что «церква спочатку була однопрестольна, «деревянная, в трех главах, в одном престоле, главы покрыты белым железом, окрашена зеленою краскою, окон больших и малых 24, дверей четыре, колокольня деревянная, особо от церкви построенная в одну главу». В рапорте епископа Слободско-Украинского и Харьковского в 1816 году о ней сказано: «крепкая, под новой крышей». Позже церковь стала трехпрестольной: Воскресение, Преображение и Василия Великого. В 1867 году её реконструировали - «исправлена и расширена устройством приделов», в 1880 году уже - крыша поставлена, а в 1881 году посвящены алтари. Тогда же была соединена с церковью колокольня. Она была на железном фундаменте, с железной кровлей, с колокольней. В 1906 году построена «ограда каменная с железною решеткой». Капитал церкви в 1904 году составлял 614 рублей. В 1913 году храм застраховали на 14,5 тыс. руб. Росла и численность прихожан. В 1790 г. их было - 1170. в 1868 г. - 1572, в 1904 г. - 2324. Согласно книге Харьковской епархии, с 1904 года священником здесь служил 26-летний Иоанн Алексеевич Исиченко, псаломщиком - Георгий Любарский, церковным старостой крестьянин Алексей Власенко. В 1913 году священником остался Исиченко, псаломщиком стал Феодосий Владимирович Матвеев. В 1929 году один из тогдашних руководителей СССР Л.М. Каганович подписал циркуляр «О мерах об усилении антирелигиозной работы».

http://sobory.ru/article/?object=20065

События Французской революции 1789 г. с самого начала вызвали негативную реакцию Папского престола. В бреве «Quod aliquantum» (1791) к епископам франц. Национального собрания папа Римский Пий VI осудил принципы «Декларации прав человека и гражданина» (1789). В 1832 г. в энциклике «Mirari vos» папа Римский Григорий XVI подверг резкой критике и осуждению сформулированные французским пресв. Ф. Р. де Ламенне положения об отделении Церкви от гос-ва, о свободе совести, печати и обучения, ставшие идейной основой для либерального католицизма. С осуждением Ламенне и его уходом из католич. Церкви позиции либерального католицизма за примирение католич. Церкви с совр. обществом отстаивали пресв. Ж. Б. А. Лакордер и гр. Ш. Ф. де Монталамбер. В авг. 1863 г., во время Международного католич. конгресса в Мехелене (Малине, Бельгия), Монталамбер выдвинул тезис о необходимости изменения католич. Церкви в соответствии с принципами Французской революции 1789 г., дабы Церковь могла существовать и действовать в условиях нового, демократического общества («свободная Церковь в свободном государстве»). Выступление Монталамбера вызвало дискуссии и резкую конфронтацию между либеральными католиками и сторонниками ультрамонтанства (в т. ч. еп. Луи Эдуаром Пи и издателем газ. «L " Univers» Л. Вейо), во многом повлияв на выпуск папой Римским Пием IX энциклики «Quanta cura» (1864). В энциклике и сопровождавшем ее приложении «Syllabus errorum» к числу «главнейших заблуждений нашего времени» были отнесены философско-богословские (пантеизм, натурализм, рационализм, религ. индифферентизм, либеральный католицизм) и социально-политические (социализм, коммунизм, масонство, либерализм, принципы свободы совести и отделения Церкви от гос-ва) системы и взгляды, папа объявил их противоречащими вероучению католич. Церкви. Кроме того, Пий IX осудил тезис, что «Римский первосвященник может и должен примириться и вступить в соглашение с прогрессом, либерализмом и современной цивилизацией». По сути «Syllabus errorum», отражавший весь «охранительный» курс понтификата Пия IX, был теоретическим оформлением положений католич. И. еще до возникновения интегристских течений и групп.

http://pravenc.ru/text/468839.html

При П. был перестроен Христорождественский собор в Рязанском кремле, в к-ром 16 июня 1775 г. обвалился каменный свод, вслед. чего разрушились гробницы вел. князей Рязанских, покоившихся в соборе, в т. ч. гробница вел. кн. Феодора Ольговича . Взамен каменного свода был сделан деревянный накатный потолок. Кроме того, в соборе поставлен новый напрестольный серебряный ковчег весом более 39 фунтов (см.: ГАРО. Оп. 3а. Д. 3457. С. 79). В 1777 г. П. был избран членом Московской синодальной конторы, в 1778 г. он, будучи в Москве по вопросам, связанным с деятельностью синодальной конторы, подал в Синод прошение о почислении на покой. 20 марта 1778 г. уволен с кафедры с назначением на должность настоятеля нижегородского Печерского Вознесенского мон-ря и с определением пенсии. В Печерском мон-ре П. проживал в корпусе, построенном в 1765 г. стараниями архим. Софрония (Долгоневского). Известны 2 его вклада в ризницу обители: Евангелие 1759 г. и Евангелие 1762 г. с собственноручной записью. Последние годы жизни П. страдал от паралича, управление обителью осуществлял монастырский собор из числа старшей братии. В июне 1789 г. он составил завещание, по к-рому передавал на свое поминовение Печерскому мон-рю 100 р., на погребение - 300 р., церковные книги - вкладом в Вознесенский собор, где желал быть погребенным, а остальное имущество просил раздать бедным. 2 авг. 1789 г. П. выехал в Н. Новгород на жительство к племяннику, коллежскому асессору М. Юрьеву, но 30 нояб. был привезен обратно в монастырь в тяжелом состоянии, скончался 2 дек. 1789 г. По благословению Дамаскина (Семёнова-Руднева), еп. Нижегородского и Алатырского, погребен близ правого клироса больничной ц. во имя прп. Макария Желтоводского, к-рая в 1858 г. была переосвящена во имя св. апостолов Петра и Павла. Соч.: Поучительные слова: В 3 ч. М., 1763; Краткая хронология, или Показание лет от начала мира по 1778 г. по Р. Х., разделенная на 7 веков по церк. штилю. М., 1777; Слово о созидании и разорении общества: В день коронования... имп. Екатерины II. М., 1777.

http://pravenc.ru/text/2578743.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010