Византийский И. – Византийский И. Антиохийский патриарх Мефодий (1823–1850 г)/СИППО. 1905. С. 28–42. Воронов А. Синайское дело – Воронов А. Синайское дело/ТКДА. 1871. 5. С. 330–401 Даббас А. Тарих ат-тиба‘а аль-арабийя. – Даббас А. Тарих ат-тиба‘а аль-арабийя фи-ль-Машрик (История арабского книгопечатания в Машрике). Бейрут. 2008. Дестунис Г. – Дестунис Г. Комментарии/Рассказ и путешествие по святым местам Даниила митрополита Эфесского. СПб. 1884. Джак Т. – Тимуфаус Джак. Ар-рухбанийя аль-басилийя аль-канунийя аль-халябийя аш-шувейрийя (Шувейрский халебский монашеский орден базилианского устава)/аль-Машрик. 1906. С. 891–899. Джак Т. Дейр миляд ас-Сейида фи Рас Баальбек – Тимуфаус Джак. Дейр миляд ас-Сейида фи Рас Баальбек (Монастырь Рождества Богородицы в Рас Баальбеке)/аль-Машрик. 1906. 12. С. 533–540. Дмитриевский А.А. Приезд в Астрахань восточных патриархов. – Дмитриевский АА. Приезд в Астрахань восточных патриархов Паисия Александрийского и Макария Антиохийского и связанное с ним учреждение здесь митрополии/ТКДА. 1904. Март. С. 317–358. Дмитриевский А.А. Типиконы. – Дмитриевский А.А. Древнейшие патриаршие Типиконы иерусалимский (святогробский) и константинопольский (Великой церкви). Гл. 2/ТКДА. 1901. янв. С. 34–86. Долинина А.А. Невольник долга. – Долинина А.А. Невольник долга. СПб. 1994. Еремеев Д.Е., Мейер М.С. – Еремеев Д.Е., Мейер М.С. История Турции в средние века и новое время. М. 1992. Жузе П. Епархии Антиохийской церкви. – Жузе П. Епархии Антиохийской церкви/СИППО. 1911. С. 481–498. Зайят Х. – Хабиб аз-Зайят. Хазаин аль-кутуб фи Димашк ва давахиха (Книжные собрания Дамаска и его округи). Каир. 1902. Занемонец А. – Занемонец А. Геннадий Схоларий , патриарх Константинопольский (1454–1456). М. 2010. Зеньковский С. – Зеньковский С. Русское старообрядчество. М. 1995. Зулалян М.К. – Зулалян М.К. Обстоятельства восстания Абаза-паши в Эрзеруме по армянским источникам/Средневековый Восток. История, культура, источниковедение. М. 1980. С. 151–157. Иванов Н.А. Программа. – Иванов Н.А. Программа курса «История арабских стран». М.1993.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Последний пример того, что иудеи не могут и не могли называть себя детьми Божиими, звучит как некий диагноз их упрямству во грехе: «Сын чтит отца и раб – господина своего; если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною? говорит Господь Саваоф вам, священники, бесславящие имя Мое. Вы говорите: «чем мы бесславим имя Твое?»» ( Мал.1:6 ). Итак, истинные Дети Божии, истинный Новый Израиль – это Христова Церковь . И только те, которые во Христе вступили в Новый Завет с Богом, могут рассчитывать на сыновство Богу, и только они, обращаясь к Богу в молитве, могут говорить и говорят: «Отче наш…». По-настоящему выстроить такие молитвенные отношения с Богом возможно только в Духе Святом. Сказано: «Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» ( Рим.8:15–16 ). Последний вопрос, который мы сегодня рассмотрим, это вопрос о том, как потомки Иафета восхитили благословение сынов Сима. Как известно, сыновья Ноя – Сим, Хам, Иафет – были родоначальниками человеческих рас. Потомки Хама – это негроиды и монголоиды, все знают, как страдают они до сих пор за грех отца своего Хама. Потомки Сима – это семитские народы – арабы и евреи. Иафетяне – это индоарийская группа народов, куда входим и мы, славяне. Господь Бог предсказал через праотца Ноя следующее о грядущих судьбах данных рас: «да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» ( Быт.9:27 ). В этом таинственном пророчестве говорится, с одной стороны, что белая раса иафетян покорит черные расы и в тоже время вселится в «шатры» Сима, то есть сумеет свергнуть с себя господство (духовное) всех рас и установить свое мировое господство. Само слово Йефет может означать и «красоту». Имеется в виду, что та цивилизация, которая будет создана арийскими народами, превзойдет по своей красоте и мощи все, что до нее существовало. Но, прежде всего, это будет мощь духовной красоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Умеешь ли ты любить? Чудо, способное подарить надежду семьям, воспитывающим особенного ребенка 5 мая, 2019 Чудо, способное подарить надежду семьям, воспитывающим особенного ребенка Во всем мире сейчас отмечается рост количества детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Ученые говорят даже о пандемии (всемирной эпидемии) аутизма и называют страшные цифры прироста случаев РАС: 16% в год. В 2019 году в день памяти преподобного Алексия Голосеевского, 24 марта, в Украинской Православной Церкви впервые за богослужением особенно молились о здоровье деток с РАС. И отныне ежегодно в этот день Блаженнейший Митрополит Онуфрий благословил совершать сугубые молитвы о детях-аутистах, потому что именно с преподобным Алексием связано чудо на Пасху 1853 года — то самое, которое способно подарить надежду семьям, воспитывающим особенного ребенка. Бог не ошибается …За окном идет дождь, густой туман окутывает город, весенняя сырость пробирает до костей. В такие моменты меня никогда не покидает уверенность, что взойдет солнце и своим ярким светом озарит все вокруг. Детворе подарит улыбки, взрослым — прекрасное настроение. Словом, согреет всех, кто озяб и устал от слякоти. Солнцем Правды называют Христа в святоотеческом наследии. Светом Своим наш Бог освещает вселенную, а Милостью Своей благословляет всех людей — праведных и грешных. Бог возлюбил нас совершенной материнской любовью. Да-да, именно материнской. Пророк Исаия, которого называют ветхозаветным евангелистом, говорит: Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя (Исаия 49, 15). Сам Господь наш Иисус Христос в прощальной беседе с учениками сравнивает Свое тридневное Воскресение с рождением матерью ребенка: Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир (Ин. 16, 21). Светлое Христово Воскресение — торжество божественной радости и любви. После Воскресения Господа мир может понять, что ЧУДО возможно. И особенная радость бывает там, где есть постоянная тревога и боль в сердце…

http://pravmir.ru/umeesh-li-ty-lyubit/

19 Свышний Мир –  феноменальная данность божественного Присутствия, уделяемая человеку. Здесь прошение о ниспослании общине непостижимого Мира Божьего (евр. «Шалом Ягве»), обладание которым способно  освободить человека из плена всех греховных желаний. См. Фил.4:7 : «И Мир Божий который превыше всякого ума, соблюдёт сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе»; Кол.3:15 : «И да владычествует в сердцах ваших Мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле (Церкви)…». Пожелание Мира Божьего в чине богослужения  (Мир всем!)  есть пожелание спасения души. Иной перевод: О Мире с Неба. 21 Причт церковный – это назначенные настоятелем прихожане, которые причастны (слав. причетны) к исполнению некоторых вспомогательных обрядовых действий за богослужением в храме: псаломщики (дьяки), чтецы, певцы, хоругвеносцы, свещеносцы, звонари, пономари. 23 Ц.слав. «О благо(рас)творении воздухов…Господу помолимся»-это прошение вседержителю Богу о творении (образовании) и распространении на все стороны света воздушных потоков (ветров) в пользу земледелия и всего живого, дабы ветры принесли всем благопотребные дожди, тепло или прохладу. Иные смысловые русские изложения: «О ниспослании (даровании) благопотребных, благоприятных, благоносных, благонесущих воздухов (ветров)… Господу помолимся». Филологическая справка: приставки рас, раз, разо образуют глаголы со значением всесторонности действия: рассеять, расколоть, расточить, развести. Существительное «воздух» состоит из ц. слав. «дух» (ветер, греч. аэр) и древнего предлога «воз» (иногда  «вз») со значением начала актуализации (осуществления, исполнения) мотивированного глаголом действия: возблагодарить, возносить, возлечь, возбранить, взимать. вз(о)йти.  24 Об избавлении православной страны и христиан от всевозможных бед, ненависти и насилия от внешних врагов (от язычников, варваров и др.). 26 «Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше», т.е., молитвенно призывая помощь Пресвятой Богородицы и всех святых для совершения подвига служения Христу и друг другу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Однако, наряду с отрицанием этого грубого пося­гательства на то, что составляет подлинно человеческое в человеке, т. е. на его дух, надо установить и положительное значение расы, как факта и ценности. Этим вопрос переносится в область софиологии. В чем состоит и как устанавливается единство человеческого рода? Есть ли оно лишь биологичес­кое, кровное, телесное, и в таком случае неизбежно разлагающееся на множественность рас? Или же оно есть духовное, подлинный моноплюрализм, духовное единство перво-Адама? Очевидно, последнее. Однако, как же совместить это единство с множественностью ипостасных человеческих центров. Очевидно, оно может быть понято лишь в свете многоединства в Новом Адаме, во Христе. Христос есть абсолютная ипостась, как «един сый Св. Троицы», однако эта ипостась существует как таковая лишь во Св. Троице, в Божественном триединстве, неслиянно, непогло­щаемо, но и нераздельно. Этот образ Божий, отблеск триединства, получает и тварный Адам, множест­венное человеческое я – мы, в котором каждая личная ипостась светит и гаснет в онтологическом многоединстве любви. Все человеческие личности сосуществуют в ипостаси Адама, Ветхого и Нового, как многоединство. Однако, это не есть только переливы света многоединого я в его я-иности, но и личная окачествованность каждого отдельного я, его как с особой его окраской или голосом, ему свойственным. Все они соединяются и совмещаются в первоначальном Адаме, как отце и источнике человеческого рода, и в Новом Адаме, во Христе, как «совершенном человеке» в его полноте. Этим утверждается множественно-личный характер человека, всякая человеческая личность есть нерушимая точка и центр человечности. Не раса, не нация, вообще не какой-либо биологический коллектив есть первореальность или слагаемое в человечестве, но именно личность. Эта истина, ненавистная расизму, 16 утверж­дается как в Ветхом, так и в Новом Завете как перво­основа человеческого бытия. Человечество состоит не из рас, но из личностей, которые коренятся, как индивиды, в единой все-личности, в «Новом Адаме», во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Останови человек вовремя гнев, не будет и убийства Здесь мы и видим, насколько нравственность и мораль Нового Завета превосходит ветхозаветную мораль и нравственность (и в целом представления о преступлении, господствующие в мире). Там человекоубийца — тот, кто зарезал, а здесь — и тот, кто обидел, и не только делом но и словом. Таким образом, Христос показывает и предысторию греха. Ведь действительно, человек сначала гневается, злословит и лишь потом убивает. Останови человек вовремя гнев (в любых его проявлениях), не будет и убийства. И в этом смысле все грехи, в том числе и самые страшные, совершаются человеком сначала в его сердечном произволении, из сердца исходят , и лишь потом реализуются в его, человека, поступках (Мф. 15, 19). Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу (Ефес. 4, 26–27). — Не давать места диаволу и означает не уподобляться ему, который и есть человекоубийца от начала (Ин. 8, 44). И мы переходим к следующему мытарству... Рейтинг: 9.8 Голосов: 1064 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Здесь содержится прямое повеление (разрешение) о необходимости, как исключительной меры наказания, и смертной казни для убийцы.   И жил Ламех по рождении Ноя пятьсот девяносто пять лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Ламеха было семьсот семьдесят семь лет; и он умер. Ною было пятьсот лет и родил Ной [трех сынов]: Сима, Хама и Иафета  (Быт. 5, 30–32). — Так рассказывается о рождении родоначальников человеческих рас. От сыновей Ноя и произойдет послепотопное человечество. Сим станет прародителем семитских народов; Хам — хамитских (негроидов); Иафет — индоевропейских, или «иафетических» рас. Сами имена прародителей: «Сим», «Хам» и «Иафет» — дают точную характеристику существовавшим и существующим расовым особенностям: «Сим» (Шем) означает — «имя», «славный»; «Хам» — «жар», «страсть», «горячий»; «Иафет» (Йафет) — «красивый».  Быт. 9, 6.  См.:  Иоанн Златоуст . Гомилии на Книгу Бытия.  Общеизвестно, что в Российской Империи душегубов, как правило, не казнили, но ссылали на длительную каторгу, именно в надежде на их возможное раскаяние.

http://pravoslavie.ru/102317.html

Также лишь в новейшее время обрисовалась вся серьезность еще одной преграды для полноты миссионерских побед. Внешне эта преграда может показаться тонкой, но качественно она — непробиваемая броня. Это — иудаизм, Израиль. Количественно небольшой народ, по своим фактическим силам и значению он — великая мировая нация. Свою особность она базирует на своей религии и в этом качестве противопоставляет себя всем христианским миссиям. Не есть ли этот непроницаемый для христианства фронт только последнее внутреннее сопротивление Савла — имеющемуся завтра явиться Павлу? Когда-то Павлово пророчество о спасении Израиля должно же начать исполняться? Но пока было бы слепотой не учитывать иудейства, как ярко обозначенного предела мировой миссии церкви. И, может быть, предела более показательного, чем вся толща ислама, буддизма и язычества. На внешних весах истории тут явный неуспех церкви. Будем верить — до времени. От миссионерского вопроса, который представляется количественным, перейдем к вопросу чисто качественному. Успешно ли совершено и совершается строение и устроение церкви видимой — «единой, святой, кафолической и апостольской»? От дней Пятидесятницы очам веры открыт реальный факт явления в мире мистического тела Христова, как общества святых, духовно «новой твари во Христе» (Гал. 10:15). Но достаточно ли мы строили на этом основании, хорошо ли сеяли, насаждали и поливали» (I Кор. 3, 6—8)? Явили ли миру достойные плоды этого мистического союза любви в достижениях братолюбия? Ведь взаимная любовь христиан это существенный признак, по которому Господь определил узнавать Его учеников (Ин. 13:35). Между тем нехристианские народы видят в нас преимущественно носителей вражды, насилий и войн, а пред фактом конкурирующих христианских исповеданий останавливаются с укором, справедливо находя его противоречащим евангелию. В самом деле: не есть ли неспособность христианского человечества сохранить и укрепить единство церкви одна из грандиозных неудач христианства? Поражение, в свою очередь являющееся источником новых слабостей и новых поражений церкви. Явное бессилие в религиозной любви (Ин. 13:35). Не вместили христиане вселенской широты церкви, стоящей выше «иудея и эллина», «плоти и крови», рас, языков и культур. Нации и языки, «плоть и кровь» одолели дух единства. Церковь распалась по граням различных культур, рас, языков. Почтенные попытки Рима и Константинополя сберечь единство Церкви на схеме латинизма или эллинизма оказались внутренне страдающими той же разделяющей узостью национальных умонастроений. Очевидно, для воссоздания единства церкви нужна более широкая схема , любовно возвышающаяся над неизбежным разнообразием переживаний и пониманий христианства разными народами. Нужен ключ большей, благодатной любви Христовой к секрету единства в разнообразии. Вмещение разнообразия в единстве есть одна из величайших тайн творений. Без сомнения и — «нового творения» — Церкви Царства Божия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2702...

60. Когда вхожу в комнату, где нет икон, она мне кажется слепой, безобразной (безликой), без окна к небу. 61. Мф.5:3 : Блаженны нищие духом. – По духу святых отцов: нищета духа потому блаженство, что она постоянно жаждет обогатиться и непрестанно обогащается Духом Святым: а Дух Святой и есть Царство Небесное; богоподобная природа человеческого духа в силу самого своего естества устремлена к Богу, алчет и жаждет Святого Духа, поэтому жизнь христианина – это не что иное, как непрестанный День Сошествия Святого Духа. Нищий духом обогащается Духом Святым. Как? – С помощью Святых Таинств и святых добродетелей. – (Монастырь Челие, 3.IX.1966) 62. Для чего существует время? Каков смысл времени? – Воплотить вечность – через воплощение Бога – в человеке и через Богочеловека совершить обожение человека, а через человека – обожение времени и пространства, мира (см.: Рим.8 ; Еф.1; 4 ; Кол.2:1–10 ). – Воплощение Бога Слова, вочеловечение: центр времени и материи, человека как психофизического существа. 63. Газеты. С тех пор, как у нас газеты, т. е. чтение газет, стали «утренней молитвой современного человека», «современный» человек стремительно дегенерирует в «недо-человека», первый предок и последний потомок которого – не-человек. Полный рас-человек: все рас-человечилось и тем самым о-бес-человечилось. Ибо все преобразило себя в антихриста. 64. Мое больное человеческое ощущение взвивается в радостное богоощущение, и моя проникнутая смертью человеческая мысль воскрыляет в неболетное богомыслие. 65. У нас, христиан, все вечно: вечна душа, вечно и тело – Воскресение Господа Иисуса Христа это являет и доказывает. – Вечно наше добро, вечно и наше зло: свидетельство и доказательство сему – богатый и Лазарь. Все у нас бессмертно, и мы бессмертны – все христиане, а прежде всего – монахи. Кто такой монах? Он – не имеющий смерти на земле: живет только бессмертным и вечным, для бессмертного и вечного. 66. В экуменизме все слабости, уклонения, ошибки происходят от злоупотребления Духом Святым. Здесь необходимо провести самые решительные разграничения, нужна святоотеческая проницательность: Дух Святый подается только Церкви Богочеловека, вере в Богочеловека. Доказательство тому – Святая Пятидесятница. Дух не подается вне Церкви, вне Богочеловека. Все уклонения от этого – это гуманистические заблуждения. – Таково апостольское Предание и апостольское наследие. – Другими словами, все западные «церкви», ереси оправдывают себя тем, что все сваливают на Святого Духа. Шествуют же они «по человеку»: вместо пути Спасителя – пути внутреннего возрождения человека – идут гуманистическими, европейскими стезями, пытаясь обществом преображать личность. Путь же Спасителя – это Богом спасать человека, а не обществом.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

5 . После всего сейчас сказанного нами, можно, таким образом, допустить, что потоп был всемирным лишь для обитаемой земли, и эта гипотеза, более согласная с данными естественных наук, разом разрешает все возражения, поднимаемые против сказания Моисея. III. Третья система. Потоп не истребил решительно всех людей вне семейства Ноя. – Нам остается заметить, что следует остерегаться смешивать эту вторую, только что изложенную систему с тою, которая, делая шаг вперед, отрицает всеобщность потопа для рода человеческого, и возводит к допотопной эпохе известные ветви монгольских и эфиопских рас. Кювье, Катрфаж, Шебель, аб. Моте 1156 защищали это мнение во Франции. Ученый бельгийский геолог Omalius d’Halloy поддерживал его, в 1866 г., в своей Discours à la classe des sciences a l‘Academic de Belgique; оно было допускаемо также некоторыми немецкими католическими учеными, как напр. Шольцем, 1157 но мы видели, что, по книге Бытия, Бог истребил всех потомков Адама, потому что „они все развратились в путях своих, и апостол Петр прямо говорит, в своих двух посланиях, что число лиц, спасенных от потопа, было восемь. 1158 Единодушное предание отцов и всеобщее учение богословов толкует эти слова св. Петра в том смысле, что лишь восемь лиц, т. е. Ной, со своею женою, своими тремя сыновьями и их женами, избегли вод потопа. Нельзя привести никакого достаточного довода, чтобы уклоняться от постоянного толкования, до сих пор принимаемого· в Церкви. Образование различных человеческих рас и многочисленных языков, на которых говорили на земле с глубокой древности, усовершенствования, представляемые цивилизацией задолго до Авраама, – вот, говорят нам, сколько доказательств в пользу того, что известные расы избегли потопа и сохранили свои характеристические черты, свой язык и свои искусства. Но должно заметить, что рассуждая таким образом, обыкновенно предполагают, что от потопа до Авраама протекло сравнительно короткое время; следовательно, возводя это время столь высоко, сколь необходимо и сколь позволяет дата потопа, можно ответить на все трудности, извлекаемые из вышеозначенного довода. 1159 Отдел II. 1160 – Опровержение возражений против потопа

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

На изображениях Атиша вместе с Нагарджуной и Тзонкапой составляет троицу; даже все трое считаются прямо «перерождениями Будды»: Нагараджува есть основатель, махаяны, Атиша – организатор буддизма в Тибете и Тзонкопа – реформатор его (о котором будет сказано ниже). Особенно замечателен среди древнего тибетского монашества святой Ми-ла (полное имя и титул его: Джебцун-Ми-ла-рас-па, Груб-пам-дан-пуг-ми-ла). Он родился в 1038 г. и умер в 1122 году в Кубаре при Наламе, на границе между Тибетом и Непалом. Мы имеем о нем два обширных труда: один – написанная прозою биография его, и другой, – чрезвычайно популярная книга «сто тысяч песен Ми-ла-рас-пы», написанная отчасти прозою, отчасти стихами. Ми-ла был бродячим монахом, который исходил весь Тибет, совершал чудеса, обращал иноверных и назидал народ своими импровизациями. Это видно и на последней из названных книг о нем, которая содержит рассказ о разных приключениях, бывших с святым при его странствованиях. Рассказ оканчивается каждый раз стихами Ми-лы. К сожалению до сих пор нет никакого перевода этой как чрезвычайно важной для характеристики народной жизни в Тибете, так с другой стороны достойной внимания и в поэтическом отношении книги. 3. Обращение монголов и желтая секта Основание твердо расчлененной желтой секты, которая в течение столетий принимала очень деятельное участие в политической истории верхней Азии, было делом монголов. Основание монастыря Саскья лицом из царского рода Кон-чог-ргиал-по в 1070 году по РХ было впоследствии важно для развития буддизма, благодаря деятельности его настоятелей, которые преследовали не только духовные, но и политические цели. Много содействовало этому то, что в кон-чогской фамилии, так как в древнем ламаизме с известными ограничениями брак был дозволен, положение настоятеля в монастыре Саскья сделалось наследственным. Самым знаменитым из потомков основателя был Кун-дга-ргиал-мтзан, называемый Саскья-маха-пандита, родившийся в 1181 году. Прославляемый как чудо учености, он уже в своей ранней юности изучил как лан-тза, так и письмо вартула, санскрит и бруза, и рано наученный своим дядей «стремился к высочайшей боди». Посвященный в монахи кашмирским Шакьяшри, он достиг боди при помощи бодисатвы Манджугоши, воплощением которого он считается и приобрел неограниченное влияние на светское правление Тибета. Есть сказание, что на 33 году он был призван к двору монгольского императора, потомка Чингиза и прибыл туда чрез три года. Его учитель предсказал ему, что в «Горе (Монголии)» живет народ, который носит шапки в форме ястреба и башмаки в форме свиного хобота; этот народ он и призван обратить в буддизм. По этим признакам он узнал послов, которые привели его к монгольскому императорскому двору. Там он при помощи симханада-дарани исцелил императора от проказы. Возвратившись, он умер в глубокой старости в 1252 году. Он известен также, как писатель, и считается одним из прежних воплощений великого ламы «Кра-шис-лун-по».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vasilevi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010