Наиболее подробное описание Л. содержится во 2-м ответе Бога страдающему Иову (Иов 40. 20 - 41. 26): Л. представлен как величественный бесстрашный монстр, обитающий в море и именуемый царем «над всеми сынами гордости» (по LXX: «над всеми, кто в водах» (πντων τν ν τος δασιν) - Иов 41. 26). Библейские комментаторы начиная с XVII в. полагали, что представленный в этом тексте образ (особенно в Иов 41. 6-9) больше всего напоминает крокодила. Однако отдельные черты в описании скорее противоречат его отождествлению с к.-л. реальным представителем земной фауны. Так, дыхание Л. сопровождается огнем и дымом из пасти (Иов 41.11-13). Л. становится одним из образов, демонстрирующих могущество Божие: если Иов, как и никто на земле, не может «схватить» Л., то он не может сомневаться в Том, Кто одержал над ним победу. Возможно, это описание несет в себе мифологические черты, присущие егип. традиции, где изображение водного бога Себека в виде крокодила символизирует врага солнечного бога Ра ( Uehlinger. 1999. P. 513). Однако слова из Книги Иова не содержат никаких отголосков космологического противостояния с Л.; как одно из самых величественных творений Господа Л. становится объектом Его восхищения, не представляя для Него никакой опасности. Образы Л. в литературе древнего мира Наиболее близкой параллелью к библейскому свидетельству о Л. служит угаритский текст XIV-XIII вв. до Р. Х., обнаруженный в Рас-Шамра (Сирия). В этом сказании Л. представлен как монстр, уничтоженный в битве богом Ваалом (Die keilalphabetischen Texte aus Ugarit/Hrsg. M. Dietrich, O. Loretz, J. Sanmartín. Kevelaer, 1976. S. 22. [Taf.]. 1. 5 I: 1-3, 27-30). Зафиксированное в угаритском тексте написание   обычно вокализовалось как   но были предложены и другие реконструкции:     ( Emerton. 1982) и   ( Tropper. 2012. S. 272). Описание Л. в угаритском эпосе содержит черты, близкие к библейскому образу из Книги прор. Исаии, схожесть обнаруживается в отдельных эпитетах: напр.,     соотносится с     («змей, прямо бегущий» из Ис 27. 1),     - с     («змей изгибающийся» из Ис 27.1). В отношении Л. использован эпитет «могущественный [вар.: «окружающий»] с 7 головами» (       - Barker. 2014. P. 157), что обычно соотносится с наличием «голов» в описании Л. из Пс 74. 13 (по МТ и LXX).

http://pravenc.ru/text/2463309.html

Зеллина и К. Ватцингера в Иерихоне (1907-1908). В период между двумя мировыми войнами разворачиваются широкие раскопки в Иерусалиме (Э.Л. Сукеник, Дж. В. Кроуфут, Дж. Макалистер), в Иерихоне (А. Гаргстэнг), Самарии (Дж. В. Кроуфут), Мегиддо (П.Л. Ги, Дж. Лауд), в Лахисе (Дж. Л. Старки, О. Тафнел). Важными были также раскопки в Библе, ведшиеся с 1922 года. Значительным событием явилось открытие в 1929 году К. Шеффером на мысе Рас-Шамра, на побережье северной Сирии, древнего Угарита. Важная роль в становлении библейской археологии, как науки, принадлежит американскому исследователю, археологу и лингвисту В.Ф. Олбрайту: за время его работы во Святой Земле им и его учениками были проведены раскопки важнейших памятников библейского времени. Это Дебир (Давир), где в 1926 году В.Ф. Олбрайтом совместно с М.Дж. Кейлем был раскопан город XIII века до Р.Х.; поселения XII века до Р.Х. в Еглоне и Хевроне; Вефиль, где четыре слоя полных сожжений города в 1200 - 1000 годах до Р.Х. дали исследователю основания предполагать, что им найдены не только следы вторжения войск Иисуса Навина, но и свидетельства истребления Вениамитян (Суд. XX); далее - Тель-эль-Фул, где в 1922 и 1937 годах В.Ф. Олбрайтом были раскопаны остатки Гивы Вениаминовой, столицы царя Саула, построенной во второй половине XI века до Р.Х. на месте сожженного во время вышеупомянутого истребления поселения; были раскопаны Тель Бейт Мирсим, Беф-Цур, Вефсамис, Тель эн-Насбе, и множество малых поселков, что значительно расширило информативность археологических материалов для освещения библейских повествований. Учеником В.Ф. Олбрайта Нельсоном Глюком в тридцатых годах была произведена широкомасштабная археологическая разведка Заиорданья, а в 1937 - 1940 годах им были открыты в Вади-эль-Араба и Тель-эль-Хелейфе легендарные копи царя Соломона в Эцион-Гевере. Тогда же, в 1931 - 1935 годах британским археологом Дж. В. Кроуфтом в Мегиддо были продолжены исследования, начатые в 1903 - 1905 годах Немецким Восточным обществом, и проводившиеся в 1908 - 1910 годах Гарвардским университетом.

http://bogoslov.ru/article/293744

Дух носился. В Книге Бытия 1:2 Моисей написал: «… и Дух Божий носился над водою». Консервативно настроенные исследователи рассматривают это как ссылку на животворящую деятельность Святого Духа в сотворении. Либеральные авторы постарались вообще устранить Дух из этого отрывка. В одном недавнем комментарии утверждается, что речь идет об «ужасающем ветре, носившемся над водой». Но это серьезная ошибка. Эта глагольная форма буквально означает «парить над» (ср. Втор.32:11 , где это слово употреблено в отношении орла, который «носится над птенцами своими»). Такое же значение «было найдено в Угарите [Рас-Шамра, см. раздел «Объем свидетельств» в начале книги, часть 6], где употребляется соответствующий корень (rhp) для описания птицы, летающей или парящей над чем-либо». Сила Моисея. О Моисее, которому было сто двадцать лет, было сказано, что «зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась» ( Втор.34:7 ). В течение многих лет исследователи гадали над значением слова «крепость». Так как слово, переведенное как «крепость» [le(a)h], сходно с иудейским словом «челюсть», то Иероним (в Вульгате) предположил, что речь идет о зубах великого пророка. Однако, на табличках Рас-Шамры это слово дважды употреблено в смысле мужской силы. Смысл этого в следующем: смерть Моисея была следствием его непослушания в пустыне, а не потому, что он стал измученным стариком, который не мог идти дальше. Таким образом, этот отрывок подчеркивает важность повиновения Богу. Идолы Рахили. Когда Иаков вышел из дома Лавана, своего тестя, повествование в Книге Бытия говорит, что его жена Рахиль «похитила идолов, которые были у отца ее». Вскоре, когда Лаван преследовал караван беглецов, Рахиль взяла идолов и спрятала под сиденьем своего верблюда ( Быт.31:19,34 ). Эти идолы были своего рода «лары и пенаты», хранители дома и семьи. Но почему же Лаван так беспокоился об их возращении? Разве он не мог бы сделать себе других? Из находок в местечке Нузи [см. раздел «Объем свидетельств» в начале этой книги, часть 3] стало известно, что владение богами-покровителями было по сути дела документом, удостоверяющим право на владение семейной собственностью. Таким образом, эти идолы переходили от одного поколения к другому вместе с собственностью. Рахиль убежала вместе с документами на землю отца! Кстати, в Тель-Халафе была обнаружена каменная рельефная плита (возраст около 11 столетия до Р.Х.), на которой изображен всадник на верблюде. Седло на верблюде очень напоминает квадратную коробку. Финеган говорит, что «Такое седло вполне могло подойти для того, чтобы Рахиль спрятала в него богов-покровителей своей семьи».

http://azbyka.ru/izuchenie-biblii-v-svet...

в Рас-Шамра, на берегу Средиземного моря, угаритских текстов сер. 2-го тысячелетия до н.э., которое дало исключительно богатый историко-культурный контекст, существенно облегчающий понимание образного языка библейской поэзии. Многочисленные находки, относящиеся к поре от царства Ирода до Иудейской войны, проясняют обстановку евангельских событий. На рубеже 60-х и 70-х гг. были раскопаны, между прочим, развалины дома 1-й половины 1 в., служившего, по свидетельству многочисленных графитти, местом молитвы и паломничества для христиан начальной поры, на территории древнего Капернаума, у самого берега Генисаретского озера; разумеется, археология не может поручиться за то, что это и есть дом апостола Петра, где останавливался в перерывах между Своими странствиями Иисус Христос, но подобная мысль остается довольно правдоподобной. Трудно оценить по достоинству центральное событие научной жизни 20 столетия - обнаружение в 1947 и позднее обширной библиотеки еврейских и арамейских рукописей 2 в. до н.э.-1 в. н.э. в Кумране, в горных пещерах над северо-западным берегом Мертвого моря (т.н. «Свитки Мертвого моря»). Эта библиотека принадлежала общине иудейских аскетов, мировоззрение и образ жизни которых соответствует тому, что мы знаем о «секте» ессеев, и отчасти заставляют вспомнить традицию, относящуюся к личности Иоанна Крестителя. Она содержит почти все канонические тексты Ветхого Завета, чрезвычайно важные для научной текстологии, в том числе и еврейский текст Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова (Бен-Сиры), до сих пор известной лишь в греческом переводе Септуагинты; из новых данных выясняется, с одной стороны, большая древность масоретской традиции, но с другой стороны, хождение других вариантов. Но еще важнее оригинальные тексты, впервые дающие информацию из первых рук о жизни и умонастроении мистически и эсхатологически настроенных иудеев (ср. понятие «ожидающих избавления в Иерусалиме» в Евангелии от Луки 2:38) непосредственно из времен рождения христианства! Знакомство с ними принесло неожиданности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Необходимо сказать несколько слов о религиозных представлениях тех, с кем пришлось встретиться Иисусу Навину и Израилю в Палестине. Ханаан, являясь на протяжении тысячелетий буферной зоной между великими империями Плодородного Полумесяца, непрестанно находился под мощным культурным и религиозным влиянием Месопотамии, Египта, хеттов и финикийцев. Хананеи почитали египетских богов Гора и Хатора, фигурки которых обнаружены среди развалин, поклонялись вавилонской богине Иштар и богу Риммону 132 . Но подавляющим религиозным влиянием было финикийское влияние. По сути говоря, Финикия и Палестина являют нам одну общую религиозную картину. Долгое время почти что единственным источником для изучения хананео-финикийского мира служили фрагменты сочинения Филона Библосского (I в. до Р.Х.), сохранившиеся у Евсевия Кесарийского 133 . Этот очень поздний и компилятивный труд Филона давал весьма туманную картину религиозного состояния хананеев до появления Израиля. У ученых не было почти никаких данных для реконструкции религиозной жизни тех времен. Столь грустное положение дел заставило авторов французской «Иллюстрированной истории религий», опубликованной в конце XIX века, сказать: «Для изучения истории хананейских и филистимских племен, за исключением надписи Мезы, не существует никаких первоначальных источников» 134 . Все изменилось, когда в 1929 году в местечке Рас-Шамра, на сирийском берегу Средиземного моря французскими археологами под руководством Клода Шеффера и Жана Дени было сделано открытие Угарита, древнего финикийского города-государства. Раскопки, начатые в 1930 году, продолжились до 1939 года, затем, после 10-летнего военного перерыва, были возобновлены в 1949 году. Холм, называемый сегодня Рас-ас-Шамра, явил на свет город, уже известный по письмам телль-Амарны и египетским текстам. Было найдено огромное количество терракотовых табличек, исписанных клинописными буквами, несколько отличными от общеизвестного финикийского алфавита. Язык угаритских текстов классифицируется как один из западно-семитских языков II тыс. до н.э. Тексты, расшифрованные Г. Бауэром и Ш. Виролло и восходящие к XIV веку, пролили яркий свет на религию и мифологию ханаано-финикийской культуры 135 . Бóльшая часть часть текстов Рас-Шамры были опубликованы в журнале Syria, начиная с vol. 10 (1929).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Ваал, как активный сюзерен мира, очевидно, действовал во многих сферах, которые затем отошли к Яхве. Прежде всего, это относится к буре, олицетворением которой и был некогда Ваал. Молния стала стрелою Яхве, а гром – его гласом ( Пс. 17:13–14 ). Драматичные Божественные явления могли представляться в виде бури с темными тучами или дымом, громом или трубными звуками, молниями и сотрясением земли, которым сопровождаются сильные грозы (Исх. 19и далее; 3Цар. 19:11–12 ). Ныне принято считать, что псалом 28, который насквозь проникнут подобной образностью, основан на гимне Ваалу. Теперь уже не Ваал, но Яхве «разрешает от беременности ланей» ( Пс. 28:9 ) и дарует благословение небес (дождь), бездны (родники и реки), сосцов и утробы ( Быт. 49:25 ; Втор. 33и далее). Супругой Ваала была Анат, богиня любви и войны, которую египтяне изображали в виде вооруженной щитом и копьем нагой женщины, скачущей на коне. Одна из ее кровавых эскапад описана в поэме, найденной в Рас-Шамра. Тем не менее, несмотря на всю ее воинственность и садизм, она же являлась богиней любви и плодородия. Этим она напоминает богиню Астарту, о которой говорится в Ветхом Завете. Обе эти богини способны влиять на плодовитость животных и людей. В египетском тексте они названы «великими богинями, которые зачинают, но не вынашивают». В Ветхом Завете об Анат не сказано практически ничего, об Астарте же говорится достаточно часто ( 1Цар. 31:10 ; 3Цар. 11:5 ; 4Цар. 23и так далее). Возможно, среди самих хананеев не было единства в том, какая же из этих богинь является супругой Ваала. В текстах из Рас-Шамра ею считается Анат, в Ветхом Завете с Ваалом ассоциируется Астарта ( Суд. 2:13; 10:6 ; 1Цар. 7:4; 12:10 ), Иезавель же из Тира в своем поклонении связывает с Ваалом Асират ( 3Цар. 18:19 ). Главные боги и богини Ханаана, вне всяких сомнений, имеют человеческое обличье, хотя среди них есть и множество более мелких созданий, напоминающих своим видом птиц, животных или неких гибридов. По крайней мере, именно к этому заключению можно придти, знакомясь с искусством этого периода. Что представляется особенно поразительным, так это то, что у них напрочь отсутствует какой-либо моральный стандарт, которым они руководствовались бы в своих действиях. Божественное здесь далеко не всегда благородно. Если мы рассмотрим древние кодексы законов, то окажется, что люди в ту пору были куда моральнее своих богов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Основной целью рассказов о богах являлось изъяснение мира и основ его существования. Здесь мы остановимся лишь на одном мифе, имевшем для Ханаана особое значение и бытовавшем в той или иной форме по всему Ближнему Востоку. Для того чтобы понять его, нам необходимо хотя бы в общих чертах познакомиться с климатом Палестины. С апреля по конец октября в этой стране практически не бывает дождей, хотя, как исключение, в этот период изредка случаются и ливни. По этой причине, выжить здесь могут только те растительные организмы, которые способны накопить достаточное количество влаги в момент выпадения обильной утренней росы. В конце октября начинается сезон дождей, который продолжается в течение всей зимы и заканчивается лишь в конце апреля. Израильтяне делят зимний период дождей на две части: ранние дожди (yoreth) и весенние дожди (malqosh). В самом начале весны, в феврале высаживаются зерновые, урожай же собирается обычно в мае или в июне, что определяется климатическими особенностями различных районов страны. В апреле благодаря обильным дождям вся страна покрывается зеленью и множеством прекрасных диких цветов. В конце мая все это убранство исчезает, и земля становится совершенно голой. Помимо деревьев зеленеет лишь колючий кустарник, способный выживать и в сухой период. Хананеи, персонифицировавшие силы природы, объясняли этот цикл следующим образом. Олицетворение дождя и роста (бог Ваал) каждую весну погибает в великой битве со Смертью (Мот, Муту) или с «Разрушителями» и с «Исполнителями», играющими в текстах, найденных в Рас-Шамра, аналогичную роль. Благодаря своей победе Смерть и разрушительные силы правят миром в течение всех летних месяцев. Но почему же осенью вновь начинаются дожди? Потому что воинственная супруга Ваала побеждает Смерть, после чего Ваал вновь возвращается к жизни. Почему весной вся земля покрывается зеленью? Потому что Ваал и его супруга, являющаяся олицетворением Плодородия (Анат или Астарта) вступают в брак. Периоды засухи и голода, вероятно, объяснялись подобным же образом. История, найденная в Рас-Шамра, в которой Ваала убивают «Разрушители» или «Исполнители», может иметь отношение не к годичному циклу, но именно к засухе. Нам сообщается, что после его смерти «Эл завершил семь лет и восемь годичных циклов, пока он (Ваал) лежал в одеяньях из крови собратьев своих, под покровом из крови товарищей своих». В это время «царь перестал вершить суд, женщины прекратили черпать воду из ключа, храмовый колодец пересох, звуки работы смолкли». После того, как Смерть была повергнута, одного из богов посетило такое видение:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Дальнейшим подтверждением тому является глагол, который автор использовал в 1:1 (в древнееврейском языке бара). Он используется вновь в 21-м и 27-м стихах (три раза), (2:3), (5:1:2) три раза, (6:7) и в других отрывках Библии. Относительно этого глагола можно сделать два замечания. Во-первых, субъектом бара всегда может быть только Бог . Таким образом, подобная деятельность является исключительно Божьей. Во-вторых, когда бы ни использовался этот глагол, следующее за ним прямое дополнение всегда является созданным продуктом и никогда не бывает материалом, который служит средством в процессе сотворения. Ссылаясь опять на фон Рада, «правильным будет сказать, что глагол бара «создавать» содержит идею как полного отсутствия каких-либо усилий, так и креатио экс нихило, поскольку он ни разу не употреблен. Скрытым великолепием этого утверждения является то, что Бог – Владыка всего мира» 6 . Чайлдс пишет: «Опущение винительного падежа материала наряду с одновременным утверждением уникальности Божьего действия едва ли можно привести к тесной гармонии с фактом предсущего хаоса. Реальность мира является результатом сотворения, а не изменения формы существующего вещества» 7 . Все это подводит нас ко второй важной проблеме – отношения первого стиха Библии к тому, что следует непосредственно за ним, особенно во втором стихе. На обсуждение предлагались, по крайней мере, три основных точки зрения. Они приведены в таблице 1. Первая точка зрения была названа теорией «разрыва», или «восстановления состояния». Небиблейские истории сотворения мира Каждая древняя цивилизация создала свое собрание мифической литературы, в котором обычной темой было либо происхождение и поведение богов (мифы), либо подвиги древних героев (легенды). В мифах действующими лицами являются исключительно боги. В легендах действующими лицами являются главным образом люди, но боги также играют главные роли. Конечно же, не все древние литературные произведения сохранились либо были обнаружены в результате раскопок археологических экспедиций. Например, до сих пор спорят, придавали ли ханаанеяне большое значение учению о сотворении. Этот вопрос возник благодаря тому, что в литературе Рас-Шамры еще не было обнаружено повествования, посвященного именно сотворению мира. Рас-Шамра, расположенный на восточном побережье Средиземного моря, – это современное арабское название древнего Угарита. С 1929 года до настоящего времени там было обнаружено большое количество текстов ханаанеян, не говоря уже о текстах на других языках. Обычной темой в этих текстах были экономические или политические вопросы, но большое количество текстов носило либо религиозный, либо мифический (Ваал и Анат в сравнении с Мотом или Яммом), либо легендарный (Даниил и царь Керет) характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

до Р. X. 234 Археолог Барроуз подтверждает: «Тот факт, что Гедеон смог найти юношу, который умел писать, обнаруживает высокий уровень образования среди населения, жившего за рекой Иордан, в эпоху раннего железного века». 235 3. Совершенно случайно исследователи получили представление о том, как выглядела пустая гидрия (пустой глиняный кувшин) со светильником, которую Гедеон хитроумно применил в сражении против мадианитян ( Суд. 7, 16 ). В погребении близ города Аммана в Иордании был найден странный сосуд с ручкой, высота которого составляла почти 25 сантиметров. Сбоку он имел отверстие примерно 10x13 сантиметров. Внутри сосуда находилось небольшое основание, на котором закреплялась свеча. 236   Ковчег в храме Дагона. Разрушение Силома   В Первой книге Царств сказано, что когда филистимляне овладели ковчегом завета, то принесли его в город Азот и поместили в храме Дагона рядом со статуей этого языческого бога (Дагон являлся верховным божеством филистимлян; верхняя часть его туловища была как у человека, а нижняя – как у рыбы). На следующее утро они нашли его павшим ниц перед ковчегом. Филистимляне вновь поставили статую бога на прежнее место, но утром они опять увидели обезглавленного и обезображенного Дагона распростертым на земле на том же самом месте. Вдобавок ко всему жителей Азота поразил мучительный недуг: на теле у них появились наросты. Все это привело филистимлян в ужас, и они в конце концов возвратили ковчег завета израильтянам ( 1Цар. 5, 1–4; 6, 7 ). Археология пролила свет на это событие. В финикийском городе Угарите (который впоследствии стал называться Рас–Шамра) был найден храм Дагона. О том, что это сооружение имеет отношение к верховному божеству филистимлян, свидетельствуют надписи. Кроме того, были также обнаружены две колонны, посвященные этому богу. Дагон упоминается как отец Ваала также и в табличках из Рас–Шамры. 237 Археолог Олбрайт утверждает, что в действительности Даган (от этого слова легко могло произойти имя Дагон) был одним из древнейших богов аккадцев, которому поклонялись племена в бассейне реки Евфрат с 2500 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

146 . Михаил (Чуб), еп. К десятилетию открытий на берегах Мертвого моря//ЖМП. 1957, 12. С. 54–64. 147 . Мунчаев P., Mepnepm Н. Новые открытия и проблемы археологии Верхней Месопотамии (По материалам исследований экспедиции Российской АН в Сирии)//ВДИ. 1993, 4. С. 127–136. 148 . Мунчаев Р., Мерперт Н. Раннеземледельческие поселения Северной Месопотамии: Исследования советской экспедиции в Ираке (1969–1976). М., 1981. 149 . Научные предприятия ППО//ЖМНП. 1884, 7, отд. 4. С. 1–16. 150 . Немировский А. История древнего мира. Античность: В 2 ч. М., 2000. 151 . Никольский М. Вместо предисловия. Мотивированное предложение об образовании ВК//Древности восточные: Труды ВК ИМАО. 1889. Т. 1. Вып. 1, отд. «Протоколы заседаний ВК ИМАО». С. 3–11. 152 . Никольский Н. Древний Израиль: Популярные очерки по истории евреев в научном освещении. М., 153 . Никольский Н. Иудейские монархомахи VII в. (Борьба с царской властью в Древней Иудее)//НВ. 1924, 5. С. 283–294. 154 . Никольский Н. Проблемы критики Библии в советской науке//ВДИ. 1938, 1. С. 30–44. 155 . Никольский Н. Финикийская жатвенная мифология и обрядность//ВДИ. 1946, 2. С. 21–30. 156 . Никольский Н. Финикийские общинно-земледельческие культы по тексту Рас-Шамра//ВДИ. 1946, 1. С. 33–59. 157 . Никольский 27. Ассиро-вавилонские памятники в их значении для библейской истории: Кандидатское сочинение/МДА. Сергиев Посад, 1905. 158 . Нильсен Д. Библейская религия в свете новейших археологических раскопок//ВДИ. 1937, 1. С. 94–113. 159 . Новелли Д. Туринская плащаница: вопрос остается открытым. М., 2000. 160 . Новый Завет и новейшие археологические открытия (из новой книги Вигуру)/Пер. А. Лопухина //Странник. 1891, 1. С. 3–30; 3. С. 407–439; 4. С. 599–615; 6–7. С. 193–209; 9. С. 3–19. 161 . Носенко Е. Происхождение Субботы (Шаббата) в свете этнографических данных//ВДИ. 1999, 4. С. 120–127. 162 . Олбрайт В. Косвенный синхронизм между Египтом и Месопотамией ок. 1730 г. до н. э.//ВДИ. 1947, 1. С. 36–45. 163 . Олбрайт Б. Третий пересмотр древней хронологии Передней Азии//ВДИ. 1946, 4. С. 26–32.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010