Тексты из Нузи Хурритский диалект аккадского языка Кьера и Спейсер Йорган–Тепе 1925–1941 Архивы, содержащие семейные хроники Информация о повседневной жизни и обычаях во 2–м тыс док а Тексты из Угарита Угаритский Шеффер Рас–Шамра 1929–1937 Царские архивы Угарита XIII в. Хананейская религия и литература Тексты из Амарны Аккадский (западно–семитский диалект) Египетский крестьянин Телль–эль–Амарна Письма хананейских вассалов египетскому фараону Обстановка в Палестине в середине 2–го тыс. до н. э. 1340 гг. Наименование материалов Количество табличек Язык Автор открытия Место находки Дата находки, гг. Содержание Время создания до н. э. Связь с Библией Вавилонские хроники Аккадский (нововавилонский) Вайсман Вавилон Летописи Нововавилонского царства 626–594 гг. Описание осады и захвата Иерусалима в 597 г. до н. э. и история этого периода Тексты из Эмара Аккадский Маргерон Телль–Мескене Архивы царского храма и семейные архивы XIII в. Семейные обычаи и религиозные ритуалы Тексты из Алалаха Аккадский Телль–Атшана Архивы царского храма и «Статут Ид–рими» XVIII–XVII вв. Договоры и контракты, проливающие свет на культуру той эпохи Таблица 2. Важные надписи ветхозаветной эпохи Название Язык Автор открытия Место находки Дата находки, гг. Содержание Время создания до н. э. Связь с Библией Гробница в Бени–Хасане Египетские иероглифы Ньюберри Бени–Хасан Настенная живопись гробницы Хнумхотепа II 1920 г. Изображение семитов в египетском искусстве Законы Хаммурапи Аккадский (старовавилонский) Де Морган Свод вавилонских законов 1725 г. Пример древнего ближневосточного законодательства Стела Мернептаха Египетские иероглифы Военные победы Мернептаха 1207 г. Первое упоминание названия «Израиль» Надпись Шешонка (Сусакима) Египетские иероглифы Храм Карнак Военные победы Шешонка (Сусакима) Подтверждение военного похода против Ровоама Название Язык Автор открытия Место находки Дата находки, гг. Содержание Время создания до н. э. Связь с Библией Надпись «Дома Давидова» Арамейский Завоевание территории сирийцами

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Теперь нам следует перенести внимание с политеизма как такового на ту религию, которая принесла Израилю великое множество бед. Это религия Ханаана, религия непосредственных соседей Израиля. До недавнего времени наши знания о хананейской религии ограничивались, главным образом, Ветхим Заветом и отдельными выдержками из финикийских писаний, цитировавшимися более поздними авторами. Теперь же, благодаря открытой в 1929 году французской экспедицией, работавшей на севере Сирии, библиотеке из Рас-Шамра (древний Угарит), в нашем распоряжении имеются фрагменты их давно утраченных религиозных сочинений. Боги Ханаана Понятие «бог» или «божество» выражалось хананеями при помощи слова эл, понятие «боги» передавалось множественным числом этого слова или же семитской идиомой «сыны бога», которая обозначает «членов божественной семьи». Вождь всех богов или же глава божественной семьи носил имя «Эл» («Ил»). Это достаточно таинственная фигура, практически не принимающая участия в делах людей. Он живет очень далеко, «у источника (двух) рек, у истока двух Океанов», то есть, в подземном мире, который считался источником как пресноводных родников и рек, так и океанов с солеными водами. Супругою Эла, вероятнее всего, была Ашера (Асират). Хотя первоначально она являлась богиней-матерью, на деле, ее функции часто смешивались с функциями богини плодородия. В Ветхом Завете существует целый ряд соответствующих аллюзий, хотя в английском переводе Библии (имеется в виду «официальный вариант» короля Якова) имя ее таится под словом «grove» (дубрава). Иезавель привела в Израиль четыреста пророков Асират ( 3Цар. 18:19 ), а Манассия поставил ее образ в Храме ( 4Цар. 21:7 ). Символом ее присутствия в местах поклонения, по-видимому, являлось священное дерево или столб, стоявший возле алтаря ( 3Цар. 16:33 ; 4Цар. 21:3 ). Подобные объекты, по всей видимости, были чем-то широко распространенным, поскольку мы то и дело слышим приказы срубить, сжечь или уничтожить их, поскольку они уводят израильтян с истинного пути ( Втор. 7:5; 12:3; 16:21 ; Мих. 5:14 ; и т. д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

(толедот) из книги Бытия. Исход произошел в конце бронзового века (ок. 15501200 гг. до н.э.). Этот период характерен появлением на Ближнем Востоке новых империй: на северо-востоке Месопотамии (от Сирии до Загросских гор) возникает Хурритская Империя Митанни. К северо-западу от Империи Митанни располагается Империя Хеттов, к востоку – Ассирия. В это же время происходит подъем Египта, оправившегося от господства династии Гиксосов (17001500 гг.). После победы над Гиксосами, начинается экспансия Египта в северо-восточную Азию. Египет и Митанни борются за контроль над территорией Сирии. Через пятьдесят лет периодических боевых действий стороны договариваются о прекращении войны и заключают союз для отражения агрессии со стороны Хеттов. В последующие пятьдесят лет Митанни и Египет живут в мире, в эти же годы Египет достигает зенита своего могущества при фараоне Аменофисе III (14031364), жизнь которого посвящена стяжанию богатств и строительным работам. В годы правления Аменофиса IV (13661317) происходит революция Амарны. Он вводит поклонение Атону (солнечному диску) и провозглашает Атона единственным истинным богом, меняет свое имя на Эхнатон («сияние Атона») и строит новую столицу Ахетатон близ современного города Телль эль-Амарна. В 1887 году были найдены письма из Амарны, написанные сирийско-палестинским вассалом Аменофису III и IV. Их них можно понять, что Аменофис III и Аменофис IV погрязли в роскоши и слишком сильно интересовались религией, что в конечном итоге сильно отвлекло их от сирийско-палестинских вопросов и привело к росту анархии. В это время Хетты одерживают победу над Митанни и сажают на трон своего вассала. Ассирия захватывает северо-восточные земли империи и Азию и кладет конец господству Египта в этом регионе. Во время правления Рамзеса II (12901224), представителя XIX династии, Египет вновь приобретает контроль над территорией Сирии и Палестины. Последние годы своего правления Рамзес занят в основном строительством городов. Мернептах, который ок. 1220 года сменяет на троне своего отца, сталкивается с вторжением Людей Моря, пришедших с запада. Он одерживает над ними победу и в честь нее устанавливает стелу, названную его именем, на которой появляется первое небиблейское свидетельство об Израиле. В результате этих многочисленных событий появляются международные альянсы государств, в которых разные народы перенимают друг у друга культуру и религию. Литература разных народов переводится на язык Аккадиан, который становится официальным языком международных отношений. Громоздкая силлабическая и идеографическая клинопись вытесняется ханаанской письменностью, которая строится на основе алфавита, состоящего примерно из 25 символов. Кроме того, в удивительном угаритском тексте Рас Шамра мы находим немало параллелей с иудейской культурой, которые хорошо разъясняют многие аспекты жизни Израиля. 172

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Христианская оценка наследия С. Вейль может быть весьма различна, однако едва ли есть сомнение, что ее место в истории мысли нашего столетия сопоставимо с местом Кьеркегора на панораме прошлого столетия. Гораздо меньше отношения к христианству как таковому имеют синкретические и оккультистские («эзотерические») системы, противоречащие основным христианским вероучительиым положениям, отрицающие исключительность статуса Христа как Спасителя всего человечества (срв. Деян. 4:12: «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись»), однако использующие христианские образы, символы и формулы, эклектически перемешивая их с чужеродными для христианства и придавая им нехристианский смысл: наряду со старой теософией надо назвать т. н. антропософию, основанную в 1913 г. Р. Штейнером («доктором Штейнером» [Steiner], 1861–1925), привлекавшую многих русских интеллигентов «Серебряного века» и создавшую систему обучения («Вальдорфские школы»), которая функционирует поныне; учение, созданное прожившим полжизни в Индии русским живописцем Николаем Рерихом (1874–1947); уже упоминавшиеся течения «New age» и «мунизма». У русской интеллигенции имеет определенный успех утопия слияния всех религий, литературно разработанная Даниилом Андреевым, сыном известного писателя, проведшего много лет в сталинских лагерях и лично исповедавшего себя православным («Роза Мира», «Железная мистерия» и т. д.). Осталось назвать вкратце некоторые события в истории науки, существенно изменившие наши представления о ветхозаветных и новозаветных текстах и событиях, а также о некоторых проблемах истории христианства. Прежде всего, XX век —-это великое столетие в истории библейской археологии. Целый ряд библейских сюжетов приобрел неожиданную, осязаемую конкретность: в документе середины II тысячелетия до н. э., найденном в Нузи (Северная Месопотамия), имеются прямые параллели специфической ситуации семейной жизни ветхозаветного Иакова, в архивах Мари — такие имена, как «Авраам» (Аврам, Авирам), в надписи египетского фараона Мернептаха, датируемой примерно 1230 до н. э., прочитан этноним «Израиль», раскопки в Иерусалиме сделали весьма наглядной историю завоевания при царе Давиде твердыни иевуситов через его водопроводный канал, найдены многочисленные следы градостроительной деятельности царя Соломона, включая храм в Араде и выстроенные по единообразному плану монументальные ворота еще трех городов, а художественные пластины слоновой кости времен царя Ахава дают предположительное понятие о декоре Соломонова Храма в Иерусалиме, между тем как на черном обелиске ассирийского монарха Салманасара обнаружено даже более или менее «портретное» изображение израильского царя Plexy; еще важнее открытие в 30е годы в Рас–Шамра, па берегу Средиземного моря, угаритских текстов середины II тысячелетия до н. э., которое дало исключительно богатый историко–культурный контекст, существенно облегчающий понимание образного языка библейской поэзии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Этими событиями стала серия нашествий и общий упадок государственной власти в Египте, Месопотамии и Передней Азии, вследствие чего впервые за несколько столетий Сиро-Палестина стала относительно независимой. Варварские нашествия положили конец переднеазиатской хеттской империи и вынудили многих хеттов бежать или скрываться в северной Сирии. В течение двух столетий они определяли политическую жизнь и в скором времени стали играть доминирующую роль и в культурной жизни этих земель. К середине XII столетия египетское правительство уже утратило контроль над Палестиной и южной Сирией. За исключением краткого периода при Тиглатпаласаре I (примерно, 1116–1078 г. до Р.Х.), Ассирия также не могла сохранять контроль над обширными владениями. В то же самое время Палестина то и дело подвергалась набегам чужеземцев. Царства Едома, Моава, Сигона и Ога возникли в Трансиордании в XIII столетии. Последние два были захвачены израильтянами, перешедшими затем через Иордан и овладевшими большей частью центрального хребта Палестины. В течение XII века восточная Сирия была занята арамеями (или « сирийцами» по англ. Библии). Аммонитяне, вероятно, перешли через Иордан примерно в тот же период. Так называемые «народы моря», выходцы из Эгеиды, разрушили множество городов на побережье Сиро-Палестины, включая Угарит (Рас-Шамра), Сидон и Тир, после чего предприняли неудачный набег на Египет. Большая их группа, называемая пеласгами (филистимлянами), овладела побережьем Средиземного моря от Иоппии до Газы. Впоследствии их именем был назван не только этот регион (Philistia), но и вся страна (Палестина) 33 . У них было пять основных городов: Газа, Аскалон (Ашкелон), Азот (Ашдод), Екрон и Геф (Гат), которые управлялись независимыми «правителями» или, на эгейский манер, «тиранами», при необходимости действовавшими сообща. В египетской истории о путешествии Унамона упоминаются « цикелы» (Tjikal, возможно, выходцы из Сицилии, названные в «Одиссее» Гомера «сикулами»), еще одна группа «народов моря», поселившаяся в Доре, главном городе на равнине Шарона, около 1100 г. до Р.Х.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Впрочем, надо признать, о природе этих последних библейские авторы говорят нам так немного, что, основываясь на одних этих упоминаниях и описаниях, едва ли можно было бы даже утверждать что-либо определённое о наличии или отсутствии у ангелов свободной воли. И всё же новозаветные тексты, по крайней мере, вполне однозначно говорят о падении одного из них, занимавшего в небесной иерархии или первое, или, во всяком случае, одно из первых мест, а такое падение было бы невозможно, если бы свобода воли у ангелов отсутствовала. Неудивительно, что падение это повлекло за собой катастрофу, описанную в поэме о сотворении мира. В таком случае, однако, становится ясным и то, что человек, поставленный Богом не только для того, чтобы обрабатывать Эдемский сад, но и охранять его (в еврейском тексте именно так – «чтобы охранять его», ле-шамра), раньше или позже неизбежно должен был столкнуться с падшим ангелом, ставшим после падения средоточием и носителем зла, притом зла активно действующего и стремящегося к экспансии. Библейский рассказ о грехопадении как раз и повествует об этом столкновении. Собственно, змей, о котором говорится, что он был «хитрее всех зверей полевых» ( Быт.3 1), как раз и олицетворяет здесь духа тьмы. То, что речь идёт не о животном, видно из самого рассказа – упоминаемый в нём «змей» вовсе не похож на животное, это разумное, противостоящее Богу и намеренно лгущее существо, имеющее свой план и осуществляющее его. Надо заметить, что в древней мифологии большинства народов мира с образом змея связывались обычно представления о тьме, хаосе, а также о тайном магическом знании, дающем посвящённым в него власть над миром. Неудивительно, что автор Пролога выбрал именно этот образ в качестве символа, обозначающего духа тьмы. Интереснее другое: запрет вкушать с дерева познания добра и зла, возвращающий нас к образу двух деревьев в центре Эдемского сада. Нам уже приходилось говорить о том, что образ Эдемского сада связан с преданиями о «золотом веке», которые существовали у евреев так же, как существовали они у других народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Жители этих городов разводили сосны из семян той сосны и покланялись им. Царем у них был один из потомков Нимрода, сына Кавана 123 . Царь не позволял жителям пить воду из того источника, на берегу которого Иафетом была выращена первая сосна, потому что вода этого источника считалась Божией. По своему языческому обычаю, Асхабу-р-рас каждый месяц приходили на поклонение священному дереву, украшали его, приносили в жертву животных и мясо их бросали в разведенный костер. Когда дым от костра подымался кверху и закрывал небо, тогда Асхабу-р-рас падали на землю и обращались к священному дереву с молитвами, а из дерева шайтан провозглашал им: «Я доволен вами, молитва ваша будет услышана». Тогда они снова делали поклонение, и затем пили и веселились от радости, что божеству угодны их молитвы. Прошло много лет. Асхабу-р-рас не отступали от своего идолопоклонства, и Бог послал к ним пророка из потомков Иуды, сына Иакова. По одному преданию, пророк этот назывался Шоаибом, a по другому преданию Ханзаля-бен-Сафван. Он жил прежде Моисея и пригласил народ к вере в истинного Бога, но идолопоклонники не склонились к его проповеди ; уверовали только немногие. Тогда по молитве пророка иссох ручей и священное дерево засохло. Идолопоклонники, уразумев, что их священное дерево погибло по молитве пророка, схватили его, бросили в колодец и завалили камнями, так что пророк умер в колодце. Тогда Бог сказал Ангелу Гавриилу: «Асхабу-р-рас не боится Меня и убили посланного к ним пророка. За это Я отомщу им». Был послан на неверующих горячий ветер, который согнал их в одно место, где земля была покрыта серой 124 . Затем на небе появилось черное облако, из которого упал огонь на землю, воспламенил серу и все Асхабу-р-рас погибли в этом пламени. По другому рассказу, Бог прежде истребления Асхабу-р-рас послал на них страшную птицу Анка 125 , которая похищала и пожирала детей идолопоклонников. В отмщение за это идолопоклонники убили пророка и затем сами были истреблены Богом 126 . Мадианитяне жили в Каменистой Аравии, имели город Мадиан или Мадьян и соответствуют библейским Мадианитянам 128 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Из этого источника вытекала большая река, подобной которой не было в мире, а по берегам реки находились 12 городов. Жите­ли этих городов разводили сосны из семян той сосны и поклонялись им. Царем у них был один из потомков Нимрода, сына Канана 148 . Царь не позволял жителям пить воду из того источника, на берегу которого Иафетом была выращена первая сосна, потому что вода этого источника считалась Божией. По своему языческому обычаю, Асхабу-р-рас каждый месяц приходили на поклонение свя­щенному дереву, украшали его, приносили в жертву животных и мясо их бросали в разведенный костер. Когда дым от костра подымался к верху и закрывал небо, тогда Асхабу-р-рас падали на землю и обращались к священному дереву с молитвами, а из дерева шайтан провозглашал им: «я доволен вами, молитва ваша будет услышана». Тогда они снова делали поклонение и затем пили и весели­лись от радости, что божеству угодны их молитвы. Прошло много лет. Асхабу-р-рас не отступали от своего идолопоклонства, и Бог послал к ним пророка из потомков Иуды, сына Иакова. По одному преданию, пророк этот назывался Шуаибом, а по другому преданию Ханзаля-бен-Сафван. Он жил прежде Моисея, и пригласил народ к вере в истинного Бога, но идолопоклонники не склонились к его проповеди ; уверовали только немногие. Тогда, по молитве пророка, высох ручей, и священное дерево засохло. Идолопоклонники, уразумев, что их священное дерево погибло по молитве пророка, схватили его, бросили в колодец и завалили камнями, так что пророк умер в колодце. Тогда Бог сказал Ангелу Гавриилу: «Асхабу-р-рас не боится Меня и убили посланного к ним пророка. За это Я отомщу им». Был послан на неверующих горячий ветер, который согнал их в одно место, где земля была покрыта серой 149 . Затем на небе появилось черное облако, из которого упал огонь на землю, воспламенил серу и все Асхабу-р-рас погибли в этом пламени. По другому рассказу, Бог прежде истребления Асхабу-р-рас послал на них страшную птицу Анка 150 , которая похищала и пожирала детей идолопоклонников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Замечательно, что между жителями Рас-ель-Айна сохранилось устное предание об устройстве тамошних водоемов Александром Великим. Это предание должно быть верно. Плутарх 364 заметил, что Александр, осаждая Тир, расположил свой стан именно в этом месте. Мудрено ли же, что, по его приказанию, поправлены были ветхие водопроводы и колодцы Рас-ель-Айна? После македонцев Тиром владели Римляне. Они строили тот водопровод, который тянется от Рас-ель-Айна к белоголовой мечети на холме. Ибо его круглые арки и хорошие карнизы обнаруживают их зодчество. Но неведомо, при каком императоре произведена эта огромная постройка. Константин Великий , по уверению тирских христиан, соорудил в их городе великолепную церковь , которой развалины и исполинские гранитные колонны поныне там видны. Не он ли сделал и водопровод? В первой половине седьмого века арабы завоевали Сирию. Они около Рас-ель-Айна воспитывали сахарный тростник. Ими же сгроможден был там и тот водопровод, который от второго колодца простирается на юг. Ибо стрельчатые своды его обнаруживают вкус сарацинский. В конце двенадцатого столетия латинский архиепископ Тира Вильгельм поместил описание водопроводов сего города в своем историческом сочинении. В его время они находились в таком же состоянии, как и теперь. По их широким и крепким помостам и лестницам рыцари на конях удобно въезжали наверх. Тогда посредством их орошаемы были окрестные сады, в которых, кроме плодовитых дерев, в обилии рос сахарный тростник и выделываем был драгоценный и потребный для здравия смертных сахар. Отсюда его развозили во все концы вселенной 365 . А в наше время там мелют одну пшеницу и муку возят не далее Тира и окрестных деревень. Справедливо говорят: где турок ступит, там все вянет. Сахарные тростники исчезли в Рас-ель-Айне так же, как и в Иерихоне. Явление водометных ключей близ Тира и моря изъясняется подземными притоками вод из окрестных гор. Финикияне угадали эти притоки, просверлили прикрывающие их титаносродные скалы, попросту сказать, каменные черепы земли и запустили туда либо деревянные, либо каменные трубы для пресечения тока вод к морю. От сего подземные струи хлынули вверх и, быв заключены в твердыни, покорились воле человеческой. Древним известно было искусство узнавать подземные реки, буравить покрывающие их черепы и выводить на поверхность земли бьющие ливни воды. Диодор, епископ Тарса Киликийского, живший в конце четвертого века, и Олимпиодор, писатель пятого века, утверждали, что в пресловутых оазисах африканских источники бьют из земли не сами собой и не от притока дождевой воды, а посредством особенного великого искусства жителей и что из них выплывают рыбы живые и выбрасываются мертвыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Насколько решительно осуждает христианство всякие утверждения о неравноценности людей различных рас, можно судить по словам апостола Павла, что во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни варвара, ни скифа (Кол 3.11). Церковь стояла и стоит на этом принципе и пронесла его через века, несмотря на попытки врагов разрушить его. На страницах нашего журнала  уже было показано, как христианское учение во все времена неизменно выступало против неравенства народов и рас. Здесь же мы рассмотрим истоки расизма и обратимся к вопросу, действительно ли он может претендовать на обоснованность. Как мы уже отмечали, мысль о неравенстве человеческих рас коренится в глубокой дохристианской древности. С момента же вступления Церкви в мир расизм всегда идет рука об руку с антихристианством. В противовес учению Церкви о единстве происхождения человеческого рода язычник Юлиан Отступник в IV веке, оккультист Парацельс, пантеисты Бруно и Ванини в XVI веке утверждали, что различные человеческие расы возникли из различных источников и поэтому не могут считаться равноценными. Открытие Америки вызвало горячие споры в этом отношении, ибо многие не хотели считать туземцев Нового света настоящими людьми; многим казалось, что нет даже надобности доказывать, что они произошли не от общих с жителями Старого света прародителей. Это мнение успокаивало совесть тех, кто с отвращением смотрел на «подвиги» первых колонизаторов Америки, а для самих конквистадоров признание аборигенов Америки за низшие существа играло роль оправдания их бесчеловечной жестокости. Только специальная булла папы Александра VI остановила распространение этого взгляда, напомнив христианам, что все люди, все расы и народности — дети Божии и братья между собою. В дальнейшем систему полигенизма и расизма поддерживали Вольтер и Бори де Сен–Венсан. А в XIX веке пропагандистами его явились в первую очередь философствующие естествоиспытатели и философы механистического направления. Выступая против христианского учения о моногенизме и равенстве человеческих рас, такие защитники эволюционного полигенизма, как Карл Фохт, Людвиг Бюхнер, Эрнст Геккель, открыто объявили негров и других представителей «цветных» рас «низшими существами».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010