Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕА [Нем. Bea] Августин (25.05.1881, Ридбёринген, Германия - 16.11.1968, Рим), иезуит, кардинал, экзегет, один из организаторов экуменического движения католич. Церкви. Изучал философию и богословие в ун-тах Фрайбурга, Инсбрука, Валкенбурга (Нидерланды), Берлина. В 1902 г. вступил в орден иезуитов, в 1912 г. был рукоположен во пресвитера, в 1921-1924 гг. провинциал иезуитов в Германии. В 1917-1921 гг. преподавал на кафедре ВЗ в Валкенбурге; в 1924-1928 гг. профессор библейского богословия в папском Григорианском ун-те и одновременно (вплоть до 1959) профессор по кафедре исагогики и ветхозаветной экзегезы в папском библейском институте в Риме. В 1930-1949 гг. ректор папского библейского ин-та, издатель ж. «Biblica». Был консультантом в папских конгрегациях: пропаганды веры, Вост. Церквей, обрядов, семинарий и ун-тов, а также членом папских комиссий по библейским исследованиям, по пересмотру Кодекса канонического права. В 1945-1958 гг. исповедник папы Пия XII. В 1959 г. хиротонисан во епископа и возведен в сан кардинала. Значительное место в научной деятельности Б. занимало изучение библейской археологии и древней истории. Благодаря ему были проведены раскопки в Телейлат-эль-Гассуль, севернее Мёртвого м. Особенно его внимание привлекали раскопки в Рас-Шамра - древнем Угарите , клинописные таблички из Мари , новая лит-ра о Дура-Европос , новооткрытые арам. тексты на папирусах, кумранские рукописи. По инициативе Б. был основан фак-т ориенталистики в Папском библейском ин-те и стал издаваться научный ж. «Orientalica». В области экзегетики его интересы концентрировались на вопросах возникновения Пятикнижия , библейского богословия и особенно на проблемах герменевтики Свящ. Писания. Подчеркивая, что Свящ. Писание является «общим наследием и сокровищем всех христиан», основой для преодоления разногласий между ними, Б. подготовил новое издание лат. перевода псалмов (Il nuovo Psalterio latino: Chiarimenti sull " origine e lo spirito della traduzione. R., 1946), к-рое заменило использовавшийся ранее (со времени папы Дамаса I (366-384)) текст. Пересмотр лат. перевода Библии, предпринятый Б., впосл. привел к полной ревизии Вульгаты .

http://pravenc.ru/text/77742.html

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Финикия, финикийцы I. Финикия – страна на побережье Средиземного моря, расп. сев. Кармила, между горами Ливана и Средиземным морем. Эта небольшая страна имела ряд важных порт. городов: ⇒ Акко, ⇒ Ахзив, ⇒ Тир, Цараат (⇒ Сарепта), ⇒ Сидон, Берит (Бейрут), Библ (⇒ Гевал), Триполис, ⇒ Арвад и Угарит (⇒ Рас-Шамра). Название «Ф.» ( Деян. 11:19 ; Деян. 15:3 ; Деян. 21:2 ) происходит, вероятно, от греч. фойнос – «багряный»: так греки называли эту землю и ее народ по главному предмету торговли (⇒ пурпуру). В Мк. 7говорится о «сирофиникиянах», чтобы т.о. отличить их от жителей финик. областей в Северной Африке (африк. финикийцев римляне называли «пунами»). II. Для жителей Ф., финикийцев, в Библии нет собират. названия. Как потомки Ханаана, они именуются «хананеями» ( Быт. 10:19 ; Иов. 40:25 ; Ос. 12:7 ) или названы по их главнейшим городам, прежде всего Сидону ( Суд. 3:3 ; Суд. 10:6 ; 3Цар. 5:6 ; Иез. 27:8 ) и Тиру ( Пс. 82:8 ; Пс. 86:4 ). Предками финикийцев в Библии названы Ханаан и Хам ( Быт. 10:6.15 ). Если судить по названиям прибрежных городов, то можно предположить, что первонач. они были заселены народом несемит. происхождения. След., семит. окраску финик. культура и религия (⇒ Ваал ⇒ Астарта ⇒ Хананеи, хананеяне ⇒ Фаммуз) приобрели в результате последующего смешения с семит. племенами. III. Прибрежное положение финик. городов способствовало развитию торговли. Установлено, что уже во II тысячел. до Р.Х. существовали торг. связи между финик. городами и Египтом. Период наивысшего подъема торговли финикийцев начался ок. 1200 г. до Р.Х., когда внутр. области Палестины были заняты израильтянами, а Сирии – арамеями. Отдельные финик. города превратились в самостоят. города-государства, их взаимоотношения строились на основе союзничества или же определялись зависимостью меньших городов от более сильных соседей. В ранний период главную роль играл Сидон, позднее его место занял Тир. Располож. на прибрежных островах (Тир, Арвад), города являлись торгово-экономич. центрами, служили складами товаров и перевалочными пунктами. Финик. города готовы были скорее платить дань материковым государствам, при условии, что те не будут мешать их торговле, чем вести долгие войны за независимость. В поисках дешевого сырья и новых рынков сбыта финикийцы плавали по всему Средиземному морю, доходили до Атлантического побережья Испании и даже – до британских островов, откуда везли олово. Их опорные пункты (⇒ Фарсис) находились в Испании (Тартесс), в Сицилии, на Сардинии и Корсике; но наиб. значение приобрели сев.-африк. колонии, и прежде всего Карфаген, опаснейший противник Рима.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

прот. Александр Мень Угарит Угарит, сирийский город-государство, существовавший с 23 по 12 в. до н.э. Первые сведения о нем наука получила из египетских документов периода. Руины Угарита были найдены в местечке Рас-Шамра, где с 1929 начались систематические раскопки. В результате история Востока обогатилась еще одним корпусом памятников, которые имеют немалое значение и для библейской науки. Культура Угарита является ветвью сиро-палестинской, или ханаано-финикийской, культуры, с которой Израиль длительно и тесно соприкасался. Кроме материальных памятников (в т.ч. изображений богов) археологи обнаружили многочисленные тексты: хозяйственные документы, мифы, легенды. Они были записаны с помощью но употреблялась она в качестве своего рода для передачи согласных букв (угаритское письмо было консонантным). Над расшифровкой текстов работали К.Шеффер, Ш.Виролло и Х.Бауэр. До открытия в Рас-Шамре о ханаанской религии было известно лишь из Библии и поздних трудов эллинистического времени, фрагменты из которых сохранены у (см. «Остатки финикийской литературы», СПб.,1903). Угарит был разрушен землетрясением, когда израильтяне только появились в Ханаане, и в угаритских памятниках нет упоминаний о событиях ветхозаветной истории. Однако тексты Угарита проливают свет на ряд дотоле неясных мест из Ветхого Завета. Так, выяснилось, что древний мудрец-неизраильтянин Даниил, которого пророк Иезекииль ( Иез.14:14 ) ставит в один ряд с Ноем и Иовом, – это герой угаритского эпоса Данэль, или, точнее, Даниилу. В Библии говорится о народе рефаимов ( Втор.2:11 и др.), в то же время рефаимами названы обитатели ( Ис.14:9 ). Знают рефаимов и угаритские писатели, в частности к ним отнесен Даниилу. Но так же, как и в Ветхом Завете, в текстах Угарита о рефаимах сказано как о сверхъестественных существах. Титул правителей в Угарите, топет, близок к еврейскому шофет (судья). Языческий обряд, описанный в угаритской теогонии, по-видимому, объясняет запрет Декалога варить козленка в молоке его матери ( Исх.23:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Рубрики Клинописные таблички из исчезнувшего города Угарит: что открыла нам эта удивительная находка археологов 3 мин., 03.06.2021 Поделиться «Фома» представляет проект « Важнейшие находки библейских археологов », посвященный древним артефактам, которые непосредственно связаны с событиями, описанными в Библии. В этом выпуске кандидат богословия, преподаватель Киевской духовной академии Сергей Васильевич Ковач рассказывает о клинописных табличках из Угарита. Архив хананейского города-государства Угарит был обнаружен французской археологической экспедицией в 1929 году. Хананеи населяли территорию современных Сирии, Израиля и Палестины до ее завоевания евреями под предводительством Иисуса Навина и до « катастрофы бронзового века Катастрофой бронзового века историки и археологи называют период резкой смены общественного уклада в регионах Ближнего Востока и Восточного Средиземноморья в конце XIII — первой половине XII beka до Р. Х. Миграции народов, угасание международного авторитета Египта и ряд других факторов привели к утрате многих культурных и производственных традиций (в том числе письменности.», распаду торговых связей, гибели некогда мощных государств. — Прим. ред. ), изменившей этнический состав стран Ближнего Востока и положившей конец существованию целых государств и городов, в том числе и Угарита. Руины Угарита. Фото: Рас Шамра Хананеи Угарита писали клинописью на глиняных табличках, позаимствовав эту технику у окружавших их народов, но записывали уже не слоги, а звуки. Успешно расшифровав угаритскую письменность в 1930 году, исследователи обнаружили, что эпос этого племени поразительно перекликается с текстом Священного Писания. Яркий тому пример — 28-й псалом, чуть ли не дословно совпадающий с древним хананейским гимном. Схожесть обусловлена главным образом близким словарным составом угаритского и библейского текстов (древнееврейский и угаритский языки были родственными). Но немалую роль играла и непосредственная близость еврейской и угаритской культур — не случайно ветхозаветный закон часто требовал от евреев резкого отмежевания от языческих верований и обрядов хананеев.

http://foma.ru/klinopisnye-tablichki-iz-...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Рас-Шамра Рас-Шамра, холм на сир. побережье Средиземного моря, прим. в 50 км юж. устья р. Оронт. Археологами здесь были найдены развалины древнего Угарита, центра финик. культуры и столицы царства, которое в XIV в. до Р.Х. включало в себя ок. 90 городов. Раскопки, предпринятые франц. экспедицией под рук. К.Шефера и проводившиеся в 1929–1939 и в 1948–1969 гг. и впоследствии продолженные М.Маргероном, принесли множество ценнейших открытий. Были найдены руины гробниц и храмов, скульптурные изображения богов, стелы, оружие, орудия труда, сосуды и т.д. Большое значение для науки имели лит. находки – шумер., аккад., егип. и хеттские тексты, выполненные клинописью, егип. и хеттскими иероглифами, но прежде всего угаритские (и хурритские) памятники письменности, написанные неизвестной прежде алфавитной клинописью (⇒ Алфавит ). Расшифровка найденных текстов позволила ученым ознакомиться с ханаан. лит-рой, написанной на угаритском языке, родственном евр. Тексты Рас-Шамры помогли не только прочесть многие трудные в лингвистич. отношении места ВЗ, но и ближе познакомиться с реалиями ветхозаветной эпохи. Напр., стало ясно, что запрещение жертв. ритуала (⇒ Идолопоклонство, IV,1) в Исх. 23 связано с соотв. угаритским обычаем. В мифах о Ваале, в легендах о царе Керете и Дани-Эле (ср. ⇒ Даниил, 3) и его сыне Акхате действуют многочисл. боги и герои. До назв. открытий почти не встречались ист. тексты (было найдено лишь несколько писем и нечто вроде руководства по лечению лошадей, ⇒ Пласт). Франц. археологами было обнаружено множество разнообразных док-тов: описи жертвоприношений, списки чиновников, ремесленников и воинов, находящихся на службе у царя, списки жителей отдельных городов, военнопленных. Они дают ценные сведения о профессиях, социальном составе населения, различных войсковых подразделениях, прежде всего об отрядах боевых колесниц. Большая часть этого материала относится ко времени расцвета Угарита, т.е. к периоду между XVI и XII вв. до Р.Х., когда происходило покорение Ханаана израильтянами. Благодаря этим док-там исследователи получили новые данные об обществ., религ. и полит. устройстве гос-в – противников Израиля. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Оценка, оценивать I. При особом ⇒ обете в некоторых случаях Господу посвящался не сам предмет обета (человек, нечистое животное, дом или поле), а его денежный эквивалент. Священник оценивал посвященное, и давший обет в соотв. с этой О. вносил указ. сумму в святилище ( Лев. 27 ). II. 1) при взимании налогов и податей необходимо было произвести О. облагаемого ими имущества ( 4Цар. 23:33.35 ). Такого рода мероприятия были невозможны без переписи населения и учета состояний граждан с распределением их по сословиям. Сохранились датируемые еще II тысячел. до Р.Х. списки жителей, адм. акты, сообщения о регулярных взиманиях налогов с Угарита (⇒ Рас-Шамра), Алалаха и Мари (⇒ Письма из Мари); 2) в Библии сообщается об О. имущества населения, проводившейся римлянами при имп. Августе (⇒ Квириний), а также о трех переписях населения в Израиле: а) первая из них состоялась у горы Синай вскоре после исхода евреев из Египта ( Числ. 1:1–46 ), вторая – перед их входом в Ханаан в конце странствования по пустыне ( Числ. 26:1–51 ). В результате этих двух переписей было названо число годных к воинской обязанности мужчин в возрасте от 20 лет и старше ( Числ. 1:2 ; Числ. 26:2 ; ⇒ Исход, VII). Колено Левия при этом не учитывалось ( Числ. 1:47 ), и исчисление в нем велось отдельно ( Числ. 3:15–39 ; Числ. 4:34–49 ). Сначала была проведена О. числа мужчин и мальчиков в возрасте «от одного месяца и выше» ( Числ. 3:15.39 ), затем 30–50-летних, пригодных для служения в святилище ( Числ. 4:35.47 ). Первое исчисление было связано со взиманием выкупа за каждого человека ( Исх. 30:11–16 ), этот выкуп позднее был возобновлен царем Иоасом ( 4Цар. 12:4 ; 2Пар. 24:5.9 ); б) след. перепись населения распорядился провести Давид, но это было против воли Господа, и в виде наказания Господь наслал на народ язву ( 2Цар. 24:1 ; 1Пар. 21 ). Перепись не была доведена до конца, и данные, которые удалось получить, не были записаны ( 1Пар. 27:23 ). кроме того, Давид повелел провести О. числа левитов ( 1Пар. 23:2–5.24.27 ) и священников ( 1Пар. 24:3 ), чтобы распределить их по предназнач. им служениям. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Все изменилось, когда в 1929 году в местечке Рас-Шамра, на сирийском берегу Средиземного моря, французскими археологами под руководством Клода Шеффера и Жана Дени было сделано открытие Угарита, древнего финикийского города-государства. Раскопки, начатые в 1930 году, продолжились до 1939 года, затем, после 10-летнего перерыва, вызванного войной, были возобновлены в 1949 году. Холм, называемый сегодня Рас-ас-Шамра, явил на свет город, уже известный по письмам телль-Амарны и египетским текстам. Было найдено огромное количество терракотовых табличек, исписанных клинописными буквами, несколько отличными от общеизвестного финикийского алфавита. Язык угаритских текстов классифицируется как один из западно-семитских языков II тыс. до н.э. Тексты, расшифрованные Г. Бауэром и Ш. Виролло и восходящие к XIV веку, пролили яркий свет на религию и мифологию ханаано-финикийской культуры . Б ольшая часть текстов Рас-Шамры была опубликована в научном журнале “Syria”, начиная с (1929). Итак, что мы сегодня знаем о религии доизраильского населения страны Ханаан? Верховным божеством хананейского пантеона был Эль, называемый «царем и отцом богов и людей». Более важная роль принадлежала, однако, небесному богу Ваалу, «восседающему на облаках». Переводимое как «господин», «хозяин» слово «ваал» могло использоваться и нарицательно . В любом случае, в народной мифологии единый образ Ваала дробился на тысячи локальных божеств и духов, часто лишенных индивидуальности. Народное религиозное чувство стремилось более к Ваалу как к хозяину определенного хорошо орошаемого места, чем как к богу, «восседающему на облаках». Чаще всего Ваал отождествлялся с Хададом, богом грозы , и поэтому являлся распределителем дождя и богом растительности. В религиозных текстах финикийцев поэтично говорится, что небесный Ваал «открывает катаракты облаков». Согласно одному угаритскому мифу, Ваал был убиваем своими врагами, имена которых Ям и Мот – мифические персонификации моря и смерти. Ими он заключался в подземный мир, так что умирала всякая растительность на земле. В начале сезона дождей Ваал был пробуждаем к новой жизни благодаря помощи своей сестры и жены Анат и освобождался из царства мертвых, так что растительность расцветала вновь. В этом мифе полевые работы были объясняемы как помощь Ваалу. Три главных женских божества, Ашера (жена бога Эля), Анат (сестра и жена Ваала) и Астарта, не разделены четко в своих действиях: все три являются богинями материнства, произрастания, плодородия, любви и войны. В их святилищах развивается религиозная проституция: обряд соития должен был вызвать совокупление небесного бога Ваала с богиней плодородия, соединить небо и землю, чтобы гарантировать плодородие людей и скота и произвести богатый урожай.

http://bogoslov.ru/article/1986262

Личность в нашем понимании, как душевно-телесное единство. В религиозных системах Месопотамии и Ханаана, конечно же, тоже есть своя сотериология и свое учение о посмертном бытии, но оно не связано (или связано очень опосредованно) с идеей воскресения. О том, в чем причина такого положения дел, в религиоведческой науке есть разные мнения. Некоторые ученые считают, что когда-то у народов, окружающих Израиль, было учение о восстановлении человеческой природы, но оно утрачено. Другие — что концепция умирающего и восстающего божества — всего лишь поэтическое отражение природных закономерностей (например, смены времен года). И, следовательно, в реальной религиозной практике упомянутых народов в первой половине I тыс. до н. э. культ воскресающего божества был связан с земледельческим календарем и никогда не имел сотериологических «последствий». Возможно также, что шумерская история о смерти и воскресении юноши Думузи и о том, как его супруга Инанна спустилась за ним в загробный мир, аналогичные мифы о Ваале (Финикия), являются отражением очень возвышенных представлений о посмертной участи человека — но ко времени создания библейских книг эти представления были основательно забыты. Может быть, этих воззрений никогда и не было. Известняковая стела с изображением Ваала из финикийского города Угарит (Рас-Шамра). XV–XIII beka до н. э. Почти точно соответствует данному изображению поэтический текст из Угарита того же периода «Семь молний он метнул, восемь раскатов грома! В дерево молния ударила! Голова его вычесана, раскраска между глаз его, страх нагоняют ноги его, рога свои он вознес. В доме поднята голова его, растением благоуханным… Балу вылил масло неразбавленное в чашу, омыла руки свои девственница Анату, пальцы свои невестка народа, взяла лиру в руки свои, положила кораллы на грудь свою, стала воспевать нежность Силача Балу, любовь Скачущего на облаке» В любом случае вера в умирающее и воскресающее божество для жителей Ближнего Востока не могла быть ценна сама по себе, отвлеченно.

http://aquaviva.ru/journal/?jid=51008

Наиболее подробное описание Л. содержится во 2-м ответе Бога страдающему Иову (Иов 40. 20 - 41. 26): Л. представлен как величественный бесстрашный монстр, обитающий в море и именуемый царем «над всеми сынами гордости» (по LXX: «над всеми, кто в водах» (πντων τν ν τος δασιν) - Иов 41. 26). Библейские комментаторы начиная с XVII в. полагали, что представленный в этом тексте образ (особенно в Иов 41. 6-9) больше всего напоминает крокодила. Однако отдельные черты в описании скорее противоречат его отождествлению с к.-л. реальным представителем земной фауны. Так, дыхание Л. сопровождается огнем и дымом из пасти (Иов 41.11-13). Л. становится одним из образов, демонстрирующих могущество Божие: если Иов, как и никто на земле, не может «схватить» Л., то он не может сомневаться в Том, Кто одержал над ним победу. Возможно, это описание несет в себе мифологические черты, присущие егип. традиции, где изображение водного бога Себека в виде крокодила символизирует врага солнечного бога Ра ( Uehlinger. 1999. P. 513). Однако слова из Книги Иова не содержат никаких отголосков космологического противостояния с Л.; как одно из самых величественных творений Господа Л. становится объектом Его восхищения, не представляя для Него никакой опасности. Образы Л. в литературе древнего мира Наиболее близкой параллелью к библейскому свидетельству о Л. служит угаритский текст XIV-XIII вв. до Р. Х., обнаруженный в Рас-Шамра (Сирия). В этом сказании Л. представлен как монстр, уничтоженный в битве богом Ваалом (Die keilalphabetischen Texte aus Ugarit/Hrsg. M. Dietrich, O. Loretz, J. Sanmartín. Kevelaer, 1976. S. 22. [Taf.]. 1. 5 I: 1-3, 27-30). Зафиксированное в угаритском тексте написание   обычно вокализовалось как   но были предложены и другие реконструкции:     ( Emerton. 1982) и   ( Tropper. 2012. S. 272). Описание Л. в угаритском эпосе содержит черты, близкие к библейскому образу из Книги прор. Исаии, схожесть обнаруживается в отдельных эпитетах: напр.,     соотносится с     («змей, прямо бегущий» из Ис 27. 1),     - с     («змей изгибающийся» из Ис 27.1). В отношении Л. использован эпитет «могущественный [вар.: «окружающий»] с 7 головами» (       - Barker. 2014. P. 157), что обычно соотносится с наличием «голов» в описании Л. из Пс 74. 13 (по МТ и LXX).

http://pravenc.ru/text/2463309.html

Находки в Египте начались вскоре после похода Наполеона I. Молодой французский филолог Ж.Ф.Шампольон (1790–1832) сумел прочесть египетские иероглифы. Тем самым было положено начало научной египтологии. За этим последовала серия открытий, которая продолжается и поныне. Первые успешные шаги в расшифровке древнеперсидской клинописи сделал немецкий учитель словесности Г.Ф.Гротефенд (1775–1853), а в 1835 английский филолог-любитель Г.К.Роулинсон (1810–1895) сумел прочесть надпись персидского царя Дария. В 40–50-х гг. 19 в. французские и английские археологи раскопали ряд холмов в Двуречье, под которыми были открыты древнеассирийские города Ниневия и Калах (см. работы П.Э. Ботта, и др.). В начале 20 в. были произведены раскопки руин столицы Царства хеттов (упоминаемых в Библии). Их письменность удалось расшифровать чешскому ученому Б.Грозному (1879–1952). Немалое значение для библейской Археологии имело открытие и прочтение ханаанских памятников, в частности, текстов г. Угарита (ныне Рас-Шамра). Расшифровка их была сделана Г.Бауэром, С.Х.Гордоном, Ш.Ж.Виролло, К.Ф.А.Шеффером и профессором библейской школы Все эти и другие открытия расширили рамки Археологии и заставили по-новому оценить взаимодействие Ветхого Завета с культурой Древнего Востока. Отныне библейская Археология основное внимание уделяет именно изучению памятников, прямо или косвенно касающихся Библии. Огромное значение в библейской Археологии приобрел новый метод датировки. За его разработку У.Ф. Либби получил Нобелевскую премию (1960). Этот метод, называемый радиоуглеродным, применяется при датировке предметов органического происхождения. Высокочувствительные современные приборы могут с известной точностью установить возраст изучаемого дерева, папируса, льна и т.д. В те же годы Д.К.Кеннеди открыл метод термолюминесценции, позволяющий датировать древние керамические изделия. • Л., Ур халдеев, пер. с англ., М.,1961; Бузескул В.П., Открытия XIX и начала ХХ вв. в области истории древнего мира, ч.1–2, Пб.,1923–1924; Добльхофер Э., Знаки и чудеса: Рассказы о том, как были дешифрованы забытые письмена и языки, пер. с нем., М.,1963; Дойель Л., Завещанное временем, пер. с англ., М.,1980; Керам К.В., Узкое ущелье и Черная гора, пер. с нем., М.,1962; его же, Боги, гробницы, ученые, пер. с нем., М.,1963; Косидовский З., Когда солнце было богом, пер. с польск., М.,1968; Липин Л.А., Белов А.М., Глиняные книги, Л.,1956 2 ; Ллойд С., Археология Месопотамии, пер. с англ., М.,1984; Мильчик М.И., Борейко Б.М., Город крылатых быков, М.,1967 2 ; Рубинштейн Р.И., Разгаданные письмена, Л.,1960; ее же, Новейшие археологические открытия в Египте, М., 962; Чабб М., Город в песках, пер. с англ., М.,1965. Библиография пер. древних текстов см. в статье Восток и Библия.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010