1) главное основание для «радикального ниспровержения всего метода в целом» Энгнелл (1945 г.) видит в том, что его сторонники анализируют древнейшую ближне-вост. книгу подобно лит. произведению XX в. Подход, при котором к древневост. книге предъявляются требования совр. европейской системы мышления, является изначально ложным, как это подчеркивал С.Х.Гордон, сравнивая П.М. с произведениями угаритской (др.-ханаан.) литературы (⇒ Рас-Шамра ). Таково же и мнение Рабаста: «Рациональное мышление западного человека не способствует столь детальному развитию повествования; напротив того, в рассказе восточного человека психология превалирует над логикой. Его нисколько не смущает вторичный пересказ того же самого в таких же или сходных выражениях». кроме того, как показывают авторитетные исследования, некоторые примеры дублирования или параллельности повествований П.М. только кажутся таковыми (Юнг). К тому же разница в содержании рассказов обусловливает и стилевые различия, при этом нет нужды прибегать к теории «множественности первоначальных источников» (Рабаст). Также сугубо совр. и не имеющим отношения к древнейшим литературам является представление о том, что проза и поэзия не могут смешиваться в одном произведении. А ведь именно к нему восходят попытки «отделить» в П.М. поэтич. тексты от прозаич. и отнести их к разным временам. Такой подход особенно убедительно был опровергнут Гордоном, приводящим для сравнения угаритские тексты; 2) следующее основание состоит в невозможности «заглянуть за» существующий текст в поисках его «источников». Вначале критики считали, что сделать это достаточно просто, – к примеру, они пытались приподнять завесу над процессом создания П.М., основываясь на чередовании в нем имен Божьих. Однако история всех подобных попыток показывает, что реконструировать «источники» и выделить отдельные » пласты предания» невозможно. Никто не был очевидцем процесса создания П.М., и все предположения, якобы ведущие к «разгадке» этого процесса, остаются бесплодными теориями. Даже те предположения, которые, как у Ю-Велльгаузена, казалось бы, складываются в стройное целое, все более и более опровергаются дальнейшими исследованиями. Невозможно доказать, что Моисей вообще не пользовался более ранними источниками при написании Пятикнижия; однако ясно, что доказать это теперь невозможно. Поэтому следует осознать ограниченность своих возможностей в данной области и отказаться от попытки определить письменные или устные «материалы», стоявшие у истоков создания П.М.;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

2. Библейская археология. Раскопки на Ближнем Востоке и особенно в Палестине дали жизнь библейской археологии как науке. Были найдены многочисленные памятники времен царей и пророков (надпись моавитского царя Меши, надпись царя Езекии в Силоаме, письма из Лахиса времен прор. Иеремии), раскопаны давно исчезнувшие с лица земли библейские города (Меггидон, Гезер, Таанах, Лахис и др.). В 20-х годах нашего века был раскопан город Угарит (Рас-Шамра) в Финикии. Угаритские памятники и тексты позволили составить более полное представление о быте и верованиях финикиян и хананеев, ближайших соседей Израиля. Находки у Мертвого моря пополнили ветхозаветную историю важной главой, относящейся к так называемому межзаветному периоду. Поскольку в Палестине чаще писали на пергаменте, а климат ее более влажный, чем в Египте, в ней сохранилось сравнительно мало письменных памятников (в отличие от Египта, Двуречья и Персии, где писали на глиняных табличках и камне). В связи с этим для датировки археологических находок в качестве эталона стали служить предметы бытовой керамики. Один из крупнейших палестинских археологов Флиндерс Петри (1853–1942) установил, что каждой эпохе в Палестине соответствуют специфические формы гончарных издалий. Ф. Петри открыл стелу фараона Мернептаха (XIII b. до Р.Х.), в которой впервые упомянут Израиль (памятник этот, как считают ученые, относится к эпохе Моисея или Иисуса Навина). Ведущий библейский археолог XX века Уильям Олбрайт (1891–1971) провел ряд раскопок в Палестине и пришел к выводу, что они великолепно подтверждают и дополняют данные Библии. Особым разделом археологии является нумизматика — наука о древних монетах. Она также важна для датировки раскопок, особенно периода Второго Храма, от которого дошло много монет иудейских царей и правителей. В настоящее время изданы атласы, отражающие успехи библейской археологии. Самые полные из них: «Атлас» иером. Л. Гролленберга, вышедший в Голландии и переведенный на многие языки, и Кэмбриджский Атлас, который служит приложением к Новой Английской Библии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

5. Фауна св. земли в библейские времена мало отличалась от фауны соседних стран. Там встречались львы и медведи; до сих пор сохранились волки, гиены, шакалы, большеухие лисицы-фенеки, газели и маленькие копытные даманы (евр. шафаны, в Пс 103, в синод. пер. — зайцы). Из птиц встречались орлы, грифы, куропатки, аисты, пеликаны и совы. Главными домашними животными были овцы, козы и ослы. Лошади и верблюды появились лишь в эпоху царей. В Галилее разводили также крупный рогатый скот. 6. Население Палестины имеет многотысячелетнюю историю. В галилейских пещерах найдены скелеты времен палеолита. Иерихон, как показали раскопки, — не только самый древний (известный до сих пор) город в стране, но и на земле: ему более 9 тысяч лет. Географическое положение Палестины на перекрестке военных путей и отсутствие естественных преград делало ее открытой для иноземных вторжений. Население ее всегда было пестрым. Около 2300 года горные ее районы заселили семитические скотоводы аморреи . Они не образовали единого государства, но ряд городов в ту эпоху (средней Бронзы) уже существовал. В архивах Эблы (см. §12,5) упоминаются Содом, Гоморра, Сихем, Мегиддон, Газа и — предположительно — Иерусалим. Около 2000 года в страну с севера проникли ближайшие родственники финикиян — хананеи . Они, так же как аморреи, не создали государства и находились под контролем царей Египта и Двуречья. В эпоху Авраама фараон Амененхет III дошел до Сихема и покорил часть Палестины. Разрозненные племена не в состоянии были оказать ему сопротивление. В ту же эпоху в Ханаане появились индоевропейцы: хетты (хеттеи), хурриты (хорреи), а также другие, менее значительные племена. Памятники ханаанской культуры показывают, что она находилась под сильным влиянием Египта и Месопотамии. 7. Религия древнего Ханаана. В Палестине найдено немало изображений египетских и вавилонских богов. До XX века представления о собственной религии хананеев были неполны. Но в 1929 году, после раскопок в Угарите (совр. Рас-Шамра), появилась возможность восстановить картину ханаано-финикийских верований.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

69 Дзичковский Геннадий, диакон. Библейские события во времена Иисуса Навина и пророка Самуила в свете современных научных открытий. Загорск, 1971. [Машинопись]. 71 Цит. по: Киттель Р. Ibid. С. 157. Также о надписи: Шпигельберг Г. Пребывание Израиля в Египте в свете египетских источников. Санкт-Петербург, 1908. С. 30. Soggin A. Storia d’Israele. Brescia, 1984. P. 56, 72–74. 74 Годы правления – по датировке Флиндерса Петри. Согласно Мартину Ноту (Noth M. Storia d’Israele. Brescia, 1975. P. 30) Аменхотеп (Аменофис) IV правил с 1377 по 1360 гг. 82 О трудностях, связанных с установлением даты исхода: Cazelles H. Autour de l’Exode. Paris, 1987. Cazelles H. Peut-on circonscrire un événement Exode? In: La Protohistoire d’Israel. De l’Exode à la monarchie. Paris, 1990. P. 29–65. Valbelle D. Le paysage historique de l’Exode. In: ibid. P. 87–107. 84 Дьяконов И. Сирия, Финикия и Палестина в III-II тыс. до н.э. В: История древнего мира под ред. И. Дьяконова. Т. 1. – Ранняя древность. Москва, 1989. С. 236–237. 86 О ходе и результатах этой экспедиции см. напр.: Wright J. Ibid. P. 79. Дзичковский Геннадий, диакон. Ibid. C. 43. 89 Meyer E. Geschichte des Altertums. 1909. B. I. S. 29. Лацис М. Ibid. С.101. Metzger M. Ibid. P. 24. 93 Аварис был известен также под именами Хетварт, Цоан и Таанис. – Мень Александр, протоиерей. Ibid. С. 620. 94 Метцгер (Metzger. Ibid. P. 25) приписывает гиксосам также изобретение меча с кривым клинком (сабли). 99 Нот полагает, кроме того, что язык обитателей Урарту (пер. пол. I тыс. до н.э.) (как и сам этноним урарту) происходил от языка хурритов. – Noth M. Ibid. P. 37. 103 Впоследствии фараоны XIX династии Сети I (1308–1290) и Рамсес II (1290–1223) укрепили вновь египетский суверенитет над Сирией-Палестиной, но в очень скромных пропорциях. Последний по времени памятник египетского присутствия в Палестине – стела Рамсеса IV (согл. Сщджину, ок. 1150 г. – Soggin A. Ibid. P. 44), найденная в результате раскопок в Мегиддо. – Noth M. Ibid. P. 44. 104 Проблеме идентификации слова «еврей» посвящено множество исследований. См. напр. небезынтересную статью Олбрайта в «The Bulletin of the American Scools of Oriental Research», (1940). О хабиру напр.: Georg Fohrer. Storia d’Israele. Brescia, 1980. P. 42–44. O находках в Рас-Шамра напр.: Jacob E. Ras Shamra et l’Ancient Testament. Neuchâtel, 1960. Caquot A.– Sznycer M. Les religions du Proche-Orient asiatique. Textes et traditions sacrés. Paris, 1970. P. 353–458. Grande Dizionario delle religioni. Casale Monferrato, 1990. P. 1718–1719.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

  Евгения Смагина , старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Все лекции цикла можно посмотреть здесь .   Древние системы письма, такие, как египетское письмо, как клинопись, были сложны, громоздки, насчитывали несколько сот знаков. Причем одни знаки могли обозначать один слог, другие два, третьи три согласных, были детерминативы, которые выражали просто понятия, сопровождающие написание того, или другого слова. И на их изучение нужно было положить большой кусок жизни, практически нужно было быть профессиональным писцом, чтобы хорошо читать и писать в рамках этих систем. Но где-то в первой половине второго тысячелетия до нашей эры произошла революция в письме. Каким образом? Был изобретен алфавит. Примеров прасемитского алфавита мы не можем найти, но нашли несколько образцов письменности, которые можно считать предшественниками алфавитной. В частности, нашли клинописный алфавит из государства Угарит, современная Рас-Шамра. Собственно, что такое клинопись? Клинопись – это техника письма. Чтобы изобразить кружок с помощью клинышка на глиняной табличке, нужно было его изобразить с помощью трех, или четырех клиньев, ну и таким образом все более упрощалось и схематизировалось – это понятно. Как я уже сказала, для того, чтобы хорошо усвоить прежнюю систему письма, нужно было очень и очень потрудиться. Алфавитное письмо сильно облегчило жизнь тем, кто читает и пишет. Можно было выучить эти 22… ну, первоначально их было немножко больше, но в общем, 22 знака и орудовать ими. Кстати из древнейших времен последовательность букв: «алеф», «бет», «гимель», «далет» и так далее до «тав» известно. Найдены объекты с фрагментами этого алфавита, расположенных именно в таком порядке. Можно было выучить эти 22 знака – это мог сделать и человек простой, и человек не шибко образованный, и человек, у которого совершенно иной вид занятий и далее ими оперировать. Далее это письмо разделилось на несколько ветвей, от одной из них – финикийской – произошел греческий алфавит, от которого произошли латиница, кириллица и прочее, от южносемитского произошло эфиопское письмо – «геэз». От арамейского еврейское квадратное письмо и другие. Вот такими письменами была написана и Библия.

http://academy.foma.ru/category/bibleist...

§1. О началах пророческого движения в Ветхом Завете В настоящее время в библейской науке существует распространенное мнение, по которому институт пророков-небиим возник в Израиле под ханаанским влиянием. И, действительно, есть сейчас много данных, подтверждающих факт существования пророческого института в до-израильскую эпоху у многих народов древнего Востока. Документы XVIII-oro и XVII-oro столетий до Рождества Христова, найденные в Mari на Евфрате, свидетельствуют о существовании пророков-священногадателей у народов Месопотамии. О том-же говорят для Финикии и Ханаана тексты, найденные в Рас Шамра, древнем Уггарите, в Сирии. Грессман 4 показывает, что в XII в. тоже были пророки в Ханаане, которые встречались еще в IX-м веке, как это видно из 3Цар.18:22, 29 (так называемые Вааловы пророки, с которыми состязался Илия). Все эти данные сходятся на том, что вне израильские и до-израильские пророки-небиим представляли собой некий официальный институт священногадателей, деятельность которого имела своим местом храмы или царские дворы. Но надо прибавить, что данные эти, как и все, что мы имеем об древних израильских небиим, довольно неопределенны и отрывочны. Поэтому, они не позволяют прийти к выводам, научно прочно обоснованным. Правда, к небиим иногда обращались как к гадателям (эпизод с потерянными ослицами в 1Цар.9:6 и сл.). Но мы тоже видим древних израильских небиим постоянно выступавших в роли защитников исконных израильских традиций и борцов против иноземных влияний, в частности против влияния, идущего со стороны ханаанской культуры. По свидетельству самых древних ветхозаветных текстов, появление пророческого движения в Израиле можно отнести к эпохе сравнительно поздней, а именно к XI в., т. е. к концу эпохи Судий. Правда, в Пятикнижии мы находим тексты, где о Моисее говорится, как о пророке ( Втор.18:15–18 и 34:10) 5 . Но не есть ли это богословское истолкование роли Моисея в свете более поздних концепций о роли и деятельности пророков? То же самое можно сказать об истолковании выступлений «пророчиц» (небийя) Мариамны, сестры Моисеевой ( Исх.15:20 ), а также Деворы, сподвижницы Варака ( Суд.4:5 ). Однако, о последней Суд.5:7 говорит, что она – «мать в Израиле». Ниже будет отмечено, что пророков называли отцами , когда их ученики обращались к ним ( 4Цар.5:21, 8:9 и т.д.). Девора тоже была судьей и призвала Израиль к священной войне. Как судья она была причастна к харизматическому служению. Ее призыв мог быть рассматриваемым как исходящий от самого Ягве, Бога Израилева.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

В Палестине и Сирии было найдено всего несколько больших идолов. Однако были обнаружены монументы с изображениями богов и большое количество небольших металлических фигурок мужских божеств, особенно, Ваала. В Ветхом Завете существует ряд описаний таких фигурок (к примеру, Авв. 2:19 ). В городах же израильтян подобных фигурок никогда не находили, – о возможном значении этого обстоятельства мы поговорим несколько позже. Хананеи (и вообще все семитские народы) считали, что под землей находится преисподняя или нижний мир, который называется в Ветхом Завете словом «Шеол» или просто «яма». Умирая, человек нисходит в подземный мир и живет там среди «теней» тех, кто сошел туда прежде. Это безрадостное мрачное место, в котором рано или поздно оказываются все люди, вне зависимости от того, как они провели свою земную жизнь. Иными словами, идеи небес, восстановления и воздаяния в загробной жизни совершенно отсутствуют как в хананейской, так и в израильской религии (до последних веков дохристианской эры), поскольку Израиль в этом отношении ничем не отличается от прочих семитских народов. Соответственно, погребальные обряды Ханаана и Израиля совершенно идентичны. Обычно членов семьи хоронили в одном месте (достаточно вспомнить пещеру Махпела, усыпальницу Авраама и его жены Сары). Тела погребались вместе с вещами, которыми покойные пользовались при жизни и которые, как считалось, могли понадобиться им в подземном мире. Обычно в захоронениях находят украшения, оружие и посуду. С тех самых пор, как появилось гончарное производство, блюда, чаши и сосуды стали неизменным погребальным атрибутом: они наполнялись едой и питьем для мертвецов, отправлявшихся в далекий Шеол. Вот в чем, вкратце, состояла религия Ханаана. Как же реагировал на нее Израиль? Израиль и религия Ханаана При рассмотрении религии хананеев мы неоднократно ссылались на библейский текст, желая показать, тем самым, влияние семитского и, прежде всего, хананейского мира на жизнь Израиля. Еврейские представления о мироустроении, небе, земле и подземном мире совпадали с представлениями семитского мира. К последним восходит и представление о том, что богопочитание состоит, прежде всего, в принесении животной жертвы, в приношении даров от первых плодов земли, птицы и скота. Многие правила жертвоприношения были общими для всех народов региона, и ныне мы можем с большой долей уверенности говорить о том, что многие элементы священнодействий, описываемых в книге Левит, были заимствованы у хананеев. Из хананейских текстов, особенно, из табличек Рас-Шамра, стало известно, что, по меньшей мере, часть жертв имела одни и те же названия как в Ханаане, так и в Израиле. Здесь нельзя не вспомнить и слова пророка Амоса ( Ам. 5:25 ), из которых явствует, что этот священный ритуал восходит вовсе не ко временам Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

В последней трети XIX – начале XX в. известных успехов добились следующие археологические экспедиции в Междуречье: американская экспедиция Д. Петерса и X. Хильпрехта, раскопавшая в Ниппуре большой храм Энлиля (библ. Вила [см., напр.: Иер. 50, 2 ]), где цари Шумера и Аккада получали царское достоинство из рук верховного жреца; немецкая экспедиция Р. Кольдевея, исследовавшая в 1899 г. дворец Навуходоносора II и храм Мардука. В 1902 г. немецкой же экспедицией В. Андрэ был исследован «допотопный» город Шуруппак с величественными укреплениями и священной дорогой с вратами Иштар. Этой же экспедицией был открыт главный храм Вавилона – Эсагила. Французская экспедиция Ж. де Моргана и О. Шейля открыла для науки Элам, известный нам по Книге Есфири. Кроме того, для истории Ближнего Востока огромное значение имела случайная находка в 80-е гг. XIX в. клинописного архива фараонов Аменхотепа III и Аменхотепа IV в Телль эль-Амарне в Египте (см.: Campbell Е. The Chronology of the Amarna Letters. Baltimor, 1964) и находка архива хеттских царей в Хаттусасе (совр. Богазкёе) Г. Винклером в 1906 году. Большое значение для понимания истории Вавилонского плена и послепленного периода имела американская экспедиция Пенсильванского университета, проводившая в 1898 г. раскопки в Ниппуре и нашедшая архив торгового дома Мурашу, члены которого носили иудейские имена (см.: Clay A. Business Documents of Murashu Sons of Nippur Dated in the Reign of Darius II (424–404 B.C.). Philadelphia, 1904–1912). После Первой мировой войны фронт археологических работ был значительно расширен, а качество их – повышено. В связи с протекторатом Англии над Ираком и Франции над Сирией английские и французские археологи вплоть до начала 30-х гг. XX в. монополизировали раскопки в этих странах. Наиболее важным достижением археологии этого периода было открытие древностей, предшествовавших шумерским раннединастическим (раскопки Э. Маккея в Джемдет-Насре, Л. Вателина в Кише, Л. Вулли в Телль эль-Убейде). На этот же период приходится грандиозно задуманная экспедиция Л. Вулли в Уре, принесшая множество поразительных находок. Сенсационным было открытие А. Парро в 1933 г. дворца и города Мари на Среднем Евфрате (Сирия), с огромным клинописным архивом. Еще раньше французской экспедицией К. Шеффера была найдена совершенно новая «клинописная» цивилизация в Угарите (совр. Рас-Шамра). Важнейшей находкой стали архивы хурритского города Нузи, обнаруженные американской экспедицией около современного Киркука (Ирак).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

В ходе раскопок, проводившихся в Палестине, было найдено несколько небольших вытесанных из известняка алтарей с «рогами» на углах, древнейший из которых, найденный в Мегиддо, в храме израильского периода, относится ко времени правления Давида или к несколько более позднему периоду (начало десятого столетия). Эти алтари слишком малы для сжигания жертв. Скорее всего, они использовались для воскурения благовоний. Недавно подобный же, пусть и относящийся к куда более позднему времени объект с надписью наттапбыл обнаружен на севере Сирии. Слово hammanimbcmpeчaemcя в Ветхом Завете не менее восьми раз ( Лев. 26:30 ; 2Пар. 14:5; 34:4–7 ; Ис. 17:8; 27:9 ; Иез. 6:4–6 ). В прошлом значение этого слова представлялось неясным 3 , теперь же оно понимается как «алтарь благовоний». Религиозное население Израиля и Иудеи считало такие объекты предметами языческого культа и призывало уничтожать их вместе со столбами и сакральными деревьями. Высоты, находившиеся за пределами городов, являлись не единственными местами поклонения языческим богам, – в самих хананейских городах существовали куда более развитые культовые сооружения. Считалось, что боги, подобно людям, нуждаются в доме. Один из мифов Рас-Шамра повествует о строительстве храма для Ваала. Этот и многие подобные ему храмы были открыты при раскопках, проводившихся в Палестине и в Сирии. В Беф-Сане найдено сразу несколько таких сооружений, построенных в период с XIV по X век. Хорошо сохранившийся хананейский храм найден в Лахише; судя по всему, в тот момент, когда его разрушили евреи, – а произошло это около 1220 года до Р.Х. – он был действующим святилищем. Среди его развалин было обнаружено большое количество костей животных и птиц, являвшихся верхней частью их правой (передней) ноги или лапы. Это полностью соответствует библейскому закону о мирных жертвах, согласно которому правое плечо является частью жрецов ( Лев. 7:32 ). Вероятно, прочие части жертвенных животных съедались либо снаружи, либо где-то по соседству. Лишь незначительное количество костей имеет на себе следы огня, из чего мы можем заключить, что мясо готовилось посредством варки (см. 1Цар. 2:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Ветхий Завет сообщает, что, когда царь Езекия заболел и был уже при смерти, пророк Исаия дал ему следующий совет: «Возьмите пласт смокв. И взяли, и приложили к нарыву; и он выздоровел» ( 4Цар. 20, 1, 7 ). Этот метод лечения известен на Востоке с древнейших времен до нашего времени. «В данном случае, однако, – как верно замечают толкователи Священного Писания, – это не столько способ лечения, сколько символ исцеления, такой, как чудеса Илии и Елисея», так как болезнь Езекии была «смертельной, а исцеление произошло тотчас же». 360 Между прочим, лечение сушеными фигами засвидетельствовано в тексте, найденном в 1939 г. в древнем Угарите (ныне Рас–Шамра). Там описывается приготовление повязки для больной лошади. 361 Этот рецепт является фрагментом древней ветеринарной книги, которую написал в 1500 г. до Р. X. начальник конной стражи царя Угарита. Фармацевтическое приготовление толченых смокв называлось методом «дебелах». Этот метод и посоветовал Езекии пророк Исаия для лечения нарыва. В. Келлер пишет: «Из врачебной практики библейского времени, когда по большей части использовались природные лечебные средства, с течением времени было утеряно или забыто очень многое. Но немало рецептов сохранялось, их передавали из поколения в поколение. Среди них и рецепт со смоквами. Швейцарские врачи и сейчас рекомендуют сушеный инжир, вымоченный в молоке, против определенных видов абсцесса». 362 В 701 г. до Р. X. ассирийский царь Сеннахирим вторгся в Палестину и подавил восстание. Усмирив своих врагов на юго–западе, Сеннахирим овладел хорошо укрепленным городом Лахишем, господствовавшем на пути из Египта в Иудею. Сегодня мы имеем впечатляющие доказательства этого страшного штурма и захвата Лахиша, о котором говорится в Ветхом Завете ( 4Цар. 18, 14 ); они представлены в Британском музее в Лондоне. Эти свидетельства были найдены под холмом, скрывавшим древнюю Ниневию, сэром Генри Лэярдом. Речь идет об огромном и чрезвычайно выразительном рельефе, изготовленном по приказу Сеннахирима в его дворце очевидцами событий примерно три тысячи лет назад! 363 Изображение на рельефе передает ожесточенное и упорное сопротивление осажденных: они бросают в атакующих стрелы, камни, горящие бревна («зажигательные бомбы» того времени). Снаружи ассирийцы, вооруженные до зубов, атакуют с помощью осадных машин, заливают водой пламя от бревен, делают подкопы и т. д. Видны пленники, которых уводят из города, в то время как у стен «трупы висят на высоких столбах... люди посажены на кол». Кроме того, английский археолог Джеймс Л. Старкей, который раскопал стены крепости Лахиш, видел на стенах отчетливые «дыры и проломы, сделанные ассирийскими стенобитными орудиями». 364

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010